рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Налоговое администрирование косвенных налогов

По виду налога. Одна из старейших и наиболее распространенных организационных структур - это налоговая модель. Для управления тем или иным видом налога создаются отдельные департаменты. Главная особенность такого подхода состоит в том, что каждый налоговый департамент заключает в себе практически все функции, необходимые для управления налогом, находящимся в его ведении.

По функции. Персонал распределяется в соответствии с основными функциями или направлениями деятельности организации. В отношении налоговых ведомств типичным применением данной модели является учреждение отдельного департамента для осуществления каждой из основных административных функций (обработка налоговых деклараций и платежей аудиторская проверка налогоплательщиков и сбор задолженности) по полному комплексу налогов. Каждый функциональный департамент возглавляет руководитель, который подчиняется непосредственно главе налогового ведомства [6, с.16].

По типу налогоплательщиков. Эта структура ориентируется на клиента. Служащих распределяют по отделам, которые занимаются определенными группами клиентов. В последние годы как в государственном, так и в частном секторе возросла популярность таких организационных структур. Некоторые налоговые ведомства внедрили данную модель, распределив своих служащих по департаментам, оказывающим полный спектр административных услуг отдельным группам налогоплательщиков. Нередко разделение на группы происходит исходя из масштаба деятельности налогоплательщика, формы собственности или сектора экономики. В отдельных государствах налоговые администрации выполняют также правоохранительную функцию, поэтому в их структуры включены подразделения налоговых расследований.


Глава 2 Фискальная значимость акцизов

2.1 Виды подакцизных товаров

Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к каждому отдельному виду подакцизных товаров, т. е. имеет индивидуальный характер.

В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения.2 Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения становится составной частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно отличает их от НДС, так как препятствует дальнейшему развитию инфляционных процессов [7, с.16].

Акцизы - существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако ежегодно фискальная значимость акцизов в доходах бюджетов подвергается существенным колебаниям. Так, например, в доходах федерального бюджета за период с 2000 по 2004 г. диапазон колебаний удельного веса акцизов составлял от 15,0 до 3,6%.

Важным показателем фискальной значимости акцизов является их доля в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, на которую влияют изменения, вносимые в состав подакцизных товаров, объект налогообложения, размеры налоговых ставок, объем льгот, инфляционные процессы.

Таким образом, реальная оценка фискальной значимости, а также фискального потенциала акцизов неразрывно связана с рассмотрением круга подакцизных товаров и всех составных элементов механизма исчисления и уплаты акцизов. В настоящее время подакцизными признаны следующие виды товаров: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья); спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и другая пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, кроме виноматериалов); пиво; табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и/или карбюраторных двигателей; прямогонный бензин [7, с.21].

С введением в действие второй части НК РФ с 1 января 2001 г. ранее применявшийся перечень подакцизных товаров пополнился за счет включения в него этилового спирта-сырца, всех видов папирос (до сих пор подакцизными признавались только папиросы 1-го класса), дизельного топлива, моторных масел, мотоциклов. Позднее из подакцизной номенклатуры были исключены ювелирные изделия, нефть и газовый конденсат, природный газ, что, несомненно, отразилось на показателе фискальной значимости акцизов в доходах как федерального, так и региональных бюджетов. На 2005 г. он снизился по федеральному бюджету до 2,5%, в бюджете Санкт-Петербурга — до 7,5%.'

Распределение акцизов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ на 2005 г. предусматривается в следующих размерах (табл. 8.1.1).

При рассмотрении перечня подакцизных товаров необходимо иметь в виду, что некоторые виды спиртосодержащих изделий при соблюдении определенных условий не признаются подакцизными. К их числу относятся, например, спиртосодержащие лекарственные средства, ветеринарные препараты, парфюмерно-косметическая продукция. Указанные товары не относятся к подакцизной номенклатуре при условии, если они имеют государственную регистрацию и разлиты в емкости, соответствующие установленным стандартам.

1 Расчет произведен поданным Федерального закона от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» и Закона Санкт-Петербурга от 29.11.2004 г. № 578-81 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год».

Таблица 2. Нормативы распределения акцизов на 2005 год, % '

Виды подакцизных товаров Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ
1. Произведенные на территории РФ:
Этиловый спирт из пищевого сырья, спиртосодержащая продукция 50 50
Этиловый спирт из всех видов сырья (за исключением пищевого) 100 -
Алкогольная продукция - 100
Пиво - 100
Табачная продукция 100 -
Легковые автомобили и мотоциклы 100 -
Автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла 40 60
2. Ввезенные на территорию РФ 100 -

2.2 Ставки акцизов и определение налоговой базы

Ставки акцизов в зависимости от метода их построения в настоящее время делятся на две группы:

1) специфические, т. е. установленные в фиксированной денежной сумме на определенную единицу натурального (или физического) измерения объема налоговой базы;

2)комбинированные, т. е. представляющие сочетание двух ставок, отличающихся по методу построения. Применительно к акцизам комбинированные ставки состоят из специфической и процентной ставок. Установлены они по папиросам и сигаретам с фильтром и без фильтра [15, с.45].

Ставки имеют индивидуальный характер применения, так как определены по каждому виду подакцизных товаров и являются едиными для всей территории России. По некоторым видам подакцизных товаров предусмотрены нулевые ставки налогообложения (например, по пиву с содержанием этилового спирта в 1 л пива до 0,5% включительно; по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 90 л. с).

По этиловому спирту из всех видов сырья и по алкогольной продукции (кроме натуральных вин) ставки налогообложения установлены в расчете за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Выбор такой единицы измерения позволяет более обоснованно определять размеры ставок с учетом фактического содержания этилового спирта в 1 л различных видов указанной продукции.

По легковым автомобилям и мотоциклам в качестве расчетной единицы для установления налоговой ставки избрана единица измерения мощности двигателя в 1 л. с, или 0,75 кВт. В зависимости от мощности двигателя по легковым автомоилям предусмотрены 3 уровня налоговых ставок. По автомобильному бензину действуют 2 уровня налоговых ставок с учетом его качественных характеристик [18, с.21].

Наглядное представление о действующих ставках налогообложения акцизами дает табл. 8.3.1 (приведены выборочные данные из ст. 193 НК РФ).

В зависимости от вида применяемых налоговых ставок налоговая база для исчисления суммы акциза принимает соответствующую форму выражения. По подакцизным товарам со специфическими ставками налогообложения она исчисляется в единицах натурального (или физического) измерения (в штуках, литрах, тоннах, килограммах и т. д.). Специфические ставки налогообложения применяются по подавляющему большинству видов подакцизных товаров. По сигаретам и папиросам с комбинированными ставками налогообложения исчисление налоговой базы производится в двух формах выражения: натуральной и стоимостной. При этом стоимость подакцизных товаров определяется исходя из рыночной цены сделки по реализации без учета акциза и налога на добавленную стоимость.

Налоговая база исчисляется за каждый налоговый период, продолжительность которого составляет 1 календарный месяц. Ее расчет производится в разрезе отдельных видов подакцизных товаров по каждому виду облагаемых операций. Организации оптовой торговли исчисляют налоговую базу по реализации алкогольной продукции со своих акцизных складов не в целом за налоговый период, а отдельно за первую и вторую половины истекшего календарного месяца. Это обусловливается установленным порядком уплаты акциза для данной категории налогоплательщиков [19, с.26].

По алкогольной продукции со специфическими ставками налогообложения, установленными в расчете на 1 л безводного этилового спирта, налоговая база подлежит пересчету на 100%-ный этиловый спирт.

По легковым автомобилям и мотоциклам налоговая база пересчитывается на общую мощность их двигателей в лошадиных силах. Пересчет производится по видам указанных подакцизных товаров в разрезе их наименований.

 Под видом подакцизного товара понимается совокупность однородных подакцизных товаров, имеющих одинаковую ставку акциза, установленную на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Таблица 3

Налоговые ставки по отдельным видам подакцизных товаров (действующие с 01.01.2005 г.)

№ п/п Виды подакцизных товаров Налоговая ставка, % и/или денежное выражение на единицу измерения
1 Алкогольная продукция: За 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах:
1.1 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция 146 руб.
1.2 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) 108 руб.
1.3 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) 76 руб.
1.4 Вина (за исключением натуральных) 95 руб.
1.5 Вина шампанские игристые, газированные, шипучие 10 руб. 50 коп. за 1 л
2 Табак трубочный 620 руб. за 1 кг
3 Сигары 15 руб. за 1 шт.
4 Сигареты без фильтра, папиросы 28 руб. за 1000 шт. + 8%, но не менее 20% от отпускной цены
5 Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 15 руб. за 0,75 кВт(1 л. с.)
6 Бензин автомобильный с октановым числом до 80 включительно 2657 руб. за 1 т
7 Бензин автомобильный с иными октановыми числами 3629 руб. за 1 т
8 Дизельное топливо 1080 руб. за 1 т

Налоговая база по облагаемым операциям с нефтепродуктами определяется в натуральном выражении (в тоннах) как объем полученных, оприходованных, переданных нефтепродуктов.

По ввезенным на таможенную территорию РФ подакцизным товарам со специфическими ставками налогообложения налоговая база исчисляется как объем ввезенных товаров в натуральном выражении. А по товарам с комбинированными ставками она определяется не только в натуральной форме, но и как сумма таможенной стоимости с учетом уплаты таможенной пошлины. При этом расчет производится по каждой ввозимой партии подакцизного товара.

Для правильного исчисления налоговой базы за каждый истекший налоговый период необходимо учитывать дату осуществления каждой облагаемой операции. Порядок определения даты по отдельным видам операций регламентируется ст. 195 НК РФ. Так, по операциям реализации датой их совершения признается день отгрузки подакцизных товаров. А датой совершения облагаемых операций с нефтепродуктами признается день их оприходования, получения, передачи.

2.3 Порядок исчисления и уплаты акцизов

Общими составными элементами в методике исчисления суммы акцизов во всех применяемых формах деклараций являются: расчет налоговой базы за истекший налоговый период; расчет суммы акциза исходя из сложившейся налоговой базы за тот же налоговый период.

Сумма акциза определяется как произведение налоговой ставки по соответствующему виду подакцизных товаров на величину исчисленной налоговой базы. Полученные результаты суммируются, и таким образом рассчитывается общая сумма акциза, вытекающая из объема облагаемых операций за истекший налоговый период. Подобный метод исчисления суммы акциза возможен лишь на основе ведения раздельного учета облагаемых операций по видам и наименованиям подакцизных товаров применительно к установленным ставкам налогообложения [2, с.56].

Это особенно важно в тех случаях, когда внутри одного и того же вида подакцизных товаров применяются различные ставки налогообложения. Например, по пиву в зависимости от величины содержания этилового спирта в 1 л предусматриваются 3 уровня налоговых ставок: 0 руб., 1 руб. 75 коп. и 6 руб. 28 коп. за 1 л пива. В соответствии со ст. 194 (п. 7) НК РФ если налогоплательщик не ведет раздельного учета облагаемых операций с подакцизными товарами исходя из ставок налогообложения, то сумма акциза по таким товарам определяется по максимальной ставке.

При исчислении суммы акциза по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% имеются некоторые особенности. Они состоят в следующем: товаропроизводители этой продукции при отгрузке ее на акцизные склады организаций оптовой торговли исчисляют сумму акциза в размере 20%, а по винам (за исключением вин натуральных) — в размере 35% от полных налоговых ставок, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. При ее реализации другим покупателям расчет суммы акциза производится по полным ставкам; организации оптовой торговли при дальнейшей продаже указанной продукции (кроме реализации на акцизные склады других оптовых организаций) исчисляют сумму акциза в размерах соответственно 80 и 65% от полных ставок [25, с.45].

Расчет суммы акциза по алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 9%, а также по натуральным винам отечественного производства осуществляется по полным налоговым ставкам. В аналогичном порядке производится и налогообложение алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию РФ. Исчисление суммы акциза по алкогольной продукции, реализуемой организациями оптовой торговли с акцизных складов, равно как и расчет налоговой базы, производится за каждую половину истекшего налогового периода.

Сумма акциза, исчисленная исходя из налоговой базы, не всегда совпадает с суммой акциза, подлежащей уплате в бюджет. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, НК РФ предусматривается уменьшение начисленной суммы акцизов по облагаемым операциям на величину налоговых вычетов. Во-вторых, сумма начисленного налога по реализованным табачным изделиям и алкогольной продукции уменьшается на величину произведенного авансового платежа в связи с приобретением акцизных либо специальных федеральных и региональных марок. Указанные товары подлежат обязательной маркировке в целях усиления государственного контроля за их реализацией и обеспечения более полного сбора акцизов. При отсутствии соответствующей маркировки реализация этих товаров не разрешается [9, с.56].

Рассмотрим виды и порядок применения налоговых вычетов, уменьшающих начисленную сумму акцизов по операциям с подакцизными товарами (за исключением нефтепродуктов) и отдельно но операциям с нефтепродуктами. Уменьшение общей начисленной суммы акцизов по операциям с подакцизными товарами производится на величину налоговых вычетов, предоставляемых при:

-использовании налогоплательщиками, производящими подакцизную продукцию, в качестве сырья для ее изготовления приобретенных подакцизных товаров. В данном случае вычету подлежит сумма акцизов, уплаченная по приобретенным подакцизным товарам, использованным в качестве сырья. Аналогичный вычет осуществляется и при изготовлении подакцизной продукции из давальческого подакцизного сырья, по которому был уплачен акциз на территории России. Вычет предоставляется изготовителю такой продукции по операциям ее передачи собственнику давальческого сырья. Налоговые вычеты в указанных случаях могут быть произведены только при условии, если ставка акциза на подакцизные товары, использованные в качестве сырья, определена на ту же единицу измерения налоговой базы, что и налоговая ставка по подакцизной продукции, произведенной из этого сырья; [3, с.71].

-приобретении этилового спирта из пищевого сырья для изготовления виноматериалов, использованных в дальнейшем в производстве алкогольной
продукции. Вычету подлежит сумма уплаченного акциза по этиловому спирту, использованному для изготовления виноматериалов;

-возврате покупателем подакцизных товаров или отказе от них. Вычету подлежит сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком по этим товарам.

Пример 1. Например, для производства водки организация использовала этиловый спирт из пищевого сырья, приобретенный и оплаченный ею с учетом предъявленной продавцом суммы акциза. Ставки акциза но этиловому спирту и водке установлены в расчете на 1 л безводного этилового спирта, т. е. на общую единицу измерения налоговой базы но обоим товарам. В этом случае имеется основание для применения налогового вычета на сумму акциза, уплаченную по приобретенному этиловому спирту, использованному для производства водки.

Начисленная сумма акциза уменьшается также на величину авансового платежа, осуществляемого в связи с приобретением акцизных или специальных федеральных и региональных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке. Порядок применения налоговых вычетов регламентируется НК РФ. Его основополагающие моменты, относящиеся к плательщикам акцизов по подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов), состоят в следующем:

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами покупателям при реализации подакцизных товаров, либо на основании документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России [8, с.86].

Вычетам у налогоплательщиков подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные на территории РФ продавцам подакцизных товаров или таможенным органам при ввозе подакцизных товаров из-за рубежа.

При оплате подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, третьими лицами налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата. При этом размеры указанных налоговых вычетов определяются исходя из стоимости приобретенных подакцизных товаров, фактически включенных в качестве основного сырья в расходы по производству другой подакцизной продукции, учитываемые при исчислении налога на прибыль [7, с.21].

Вычеты суммы акциза по этиловому спирту из пищевого сырья, использованному для изготовления виноматериалов, осуществляются при наличии у продавца виноматериалов платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты им приобретенного для указанной цели этилового спирта по цене с акцизом. Данный вычет производится в пределах норматива, исчисляемого по формуле:

С = (А х JO/100%) х О,

где С — сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому, использованному для производства вина; А — налоговая ставка за 1 л безводного этилового спирта; К — крепость вина; О — объем реализованного вина. Сумма акциза, превышающая величину, исчисленную по указанной формуле, относится на уменьшение доходов, остающихся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налога на прибыль.

Пример 2. Организация израсходовала в пересчете на 100%-ный этиловый спирт 4 тыс. л этилового спирта, приобретенного в составе виноматериалов для производства вина, и произвела и реализовала 18 тыс. л вина с содержанием 20% этилового спирта в 1 л. Поставщик виноматериалов приобрел для их изготовления этиловый спирт по цене с акцизом. Ставка акциза по этиловому спирту из всех видов сырья — 19 руб. 50 коп. за 1 л безводного этилового спирта. Сумма акциза, уплаченная за 4 тыс. л безводного этилового спирта, составляет: 19 руб. 50 коп. х 4000 = 78 000 руб.

Сумма принимаемого налогового вычета акциза по приобретенному этиловому спирту, использованному для производства вина: (19 руб. 50 коп. х 20%) / 100% х 18 000 = 70 200 руб.

Сумма, подлежащая отнесению на уменьшение доходов организации — производителя вина, остающихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль: 78 000 - 70 200 = 7800 руб.

Исчисление суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по операциям с нефтепродуктами, также производится с учетом налоговых вычетов. Они предоставляются налогоплательщику — продавцу нефтепродуктов, имеющему свидетельство на их производство, оптовую либо оптово-розничную реализацию при продаже нефтепродуктов покупателю — налогоплательщику акциза, имеющему свидетельство. Вычет производится в сумме акциза, начисленного по облагаемым операциям, приходящейся на объем реализованных нефтепродуктов. При этом налогоплательщик — продавец нефтепродуктов обязан представить налоговому органу соответствующее документальное подтверждение для использования права на применение указанного налогового вычета.

Пример 3. Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет. Нефтеперерабатывающий завод имеет свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов. За истекший налоговый период он произвел следующие облагаемые операции в отношении автомобильного бензина марки АИ-92: а) оприходовал бензин, произведенный из собственного сырья, — 30 тыс. т; б) осуществил передачу бензина, произведенного из давальческого сырья его собственнику, не имеющему свидетельства, — 10 тыс. т; в) оприходовал бензин, полученный в счет оплаты услуг по его производству из давальческого сырья, — 500 т.

Налоговая база по указанному виду бензина: 30 000 + 10 000 + 500 = 40 500 т.

Продано бензина за истекший налоговый период: а) покупателю-налогоплательщику, имеющему свидетельство на оптово-розничную реализацию, — 37 тыс. т; б) покупателю-налогоплательщику, не имеющему свидетельства, — 2700 т. Ставка акциза, применяемая с 1.01.2005 г., — 3629 руб. за 1 т.

Сумма акциза, начисленная исходя из налоговой базы: 40 500 х 3629 = = 14 697 450 руб.

Сумма налогового вычета: 37 000 х 3629 = 13 427 300 руб.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет: 14 697 450 — 13 427 300 = = 1270 150 руб.

Суммы акциза, начисленные налогоплательщиками, имеющими свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части, приходящейся на объемы реализованных нефтепродуктов, налоговому вычету не подлежат. Налоговые вычеты, уменьшающие суммы начисленного акциза, применяются также при использовании произведенных подакцизных нефтепродуктов в качестве сырья в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе посредством розлива или смешения. Факты передачи нефтепродуктов в производство для указанной цели должны быть подтверждены документально [7, с.25].

Сумма налоговых вычетов в отдельные налоговые периоды может превышать общую сумму акцизов, исчисленную исходя из сложившейся налоговой базы. В связи с этим уплаты акцизов не происходит. Образующаяся сумма превышения налоговых вычетов подлежит возмещению налогоплательщику путем зачета в счет уплаты налогов и сборов, пени, недоимки, сумм присужденных налоговых санкций в отчетном налоговом периоде и трех последующих налоговых периодах. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, связанным с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ, — по согласованию с таможенными органами. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, оставшаяся незачтенной, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение приведем определение налога, данное в части I Налогового кодекса РФ, в котором под налогом понимается «обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Исторически в теории налогов сложились три основные концепции подразделения их на прямые и косвенные.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Таким образом, косвенные налоги непосредственно связаны с той деятельностью, которой занимается налогоплательщик. Владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству, поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги). Примерами косвенного налогообложения могут служить НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также и достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступление в казну напрямую не связано с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения и фискальный эффект достигаетсяв условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

Тем самым косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в условиях высоких темпов инфляции. Кроме того, косвенные налоги являются менее болезненными для налогоплательщика и как бы незаметны для него.

Таким образом, резюмируя материал исследования, можно констатировать важнейшее отличие прямых налогов от косвенных. Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

Соотношение прямых и косвенных налогов в различных странах зависит от уровня их экономического развития. В налоговых системах высокоразвитых стран преобладающее значение имеют прямые налоги. В странах же с неустойчивой экономикой доминирующее положение занимают косвенные налоги.

В заключение необходимо отметить, что совершенствование содержания гл. 22 «Акцизы» НК РФ в процессе проведения современной налоговой реформы, несомненно, будет способствовать дальнейшему повышению качественного уровня правового регулирования применения акцизов в Российской Федерации, что имеет важное значение для полного использования государством фискального потенциала этого налога. По-видимому, фискальные возможности акцизов могут быть существенно расширены как за счет изыскания новых сфер их применения, так и посредством улучшения администрирования их сбора, особенно в такой столь значимой в фискальном отношении области хозяйствования, как производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, которая непременно должна находиться под эффективным контролем государства. Акцизы имеют вполне реальные перспективы дальнейшего повышения своей фискальной значимости в формировании доходов государства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Налоговый кодекс РФ. Часть II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2005 г.). Глава 22 «Акцизы».

2.Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от22.11.1995 г. № 171-ФЗ (в редакции федеральных законов от 7.01.1999 г.
№ 18-ФЗ; от 29.12.2001 г. № 186-ФЗ).

3.Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений».

4.Федеральный закон от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на2005 год».

5.Федеральный закон от 28.07.2004 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в гл. 22 ч. II Налогового кодекса РФ».

6.Налоговый кодекс Российской Федерации.

7.Бюджетный кодекс Российской Федерации.

8.Бетин О.И. Бюджетная система в России: проблемы регулирования и управления. - М.: Изд-во Московского государственного университета, 1999.

9.Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002.

10.Бюджетная система России: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. - М.: Юрайт, 1999.

11.Вопросы теории и практики исчисления и взимания налогов: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Павловой. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1995.

12Гончаренко Л.И., Грушина Д.К., Мельникова Н.П. Основы налогообложения: Учеб. пособие. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.

13.Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. - М.: Анкил, 1992.

14.Караваева И. В., Архипкин И. В. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации // Финансы. 2001. № 8.

15.Князев В.Г., Пансков В.Г. Налоговая система России: Учеб. пособие. - М.: Российская экономическая академия, 1999.

16.Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. - М.: Вузовская книга, 1999.

17. Кудряшова Е.В. Вопросы техники обложения косвенными налогами // Налоги (газета). – 2006. - №20.
18. Кудряшова Е.В. Понятие "косвенные налоги" в нормативных документах и практике // Налоговый вестник. – 2006. - №3.
19. Кучеров И.И. Налоговое администрирование и борьба с уклонением от уплаты налогов в Канаде // Налоговый вестник. 2002. N 12.
20.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002.

21.Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. B.C. Барда, Л.П. Павловой. - М.: Кнорус, 2004.

22.Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублев-ской. - СПб.: Питер, 2000.

23.Налоги: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2003.

24.Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: ЮНИТИ, 1998.

25.Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2003.

26.Налоговая система зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева. - М.: ЮНИТИ, 1997.

27.Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Фин-статинформ, 1996.

28.Пансков В.Г. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. 4-е изд. с изм. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.

29.Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. -М.: МЦФЭР, 2003.

30.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2004.

31.Пансков В.Г, Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: МЦФЭР, 2003.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.