рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Финансово-кредитное регулирование экономики

Курсовая работа: Финансово-кредитное регулирование экономики

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты финансово-кредитных методов регулирования экономики

1.1 Роль государства в регулировании экономики

1.2 Сущность и инструменты финансово-кредитной политики

1.3 Методы финансово-кредитного регулирования экономики

2. Анализ теоретического и практического материала на примере конкретного объекта исследования      

2.1 Теоретические основы денежно-кредитной системы в России

2.2 Основные направления денежно-кредитной политики России в последние годы

3. Совершенствование экономической политики государства в области денежно-кредитной политики    

Заключение        

Литература


Введение

Несмотря на долгие споры экономистов в прошлом веке по поводу вмешательства государства в экономику, уже сформировалось четкое мнение, что участвовать в регулировании экономики государство должно различными методами для того, чтобы избежать слишком сильных кризисов и взлетов.

Одним из основных методов регулирования экономики является финансово-кредитная политика. Именно она помогает регулировать одно из самых опасных явлений современной экономики – инфляцию, используя самые различные инструменты, помогающие регулировать денежную массу.

В последние годы Россия также активно пользуется этими инструментами. И если в 90-х годах все меры носили шоковый характер, то теперь экономика становится более стабильной и есть возможность использовать более щадящие методы. И в то же время основными направлениями денежно-кредитной политики в РФ остается снижение инфляции. При этом, как правило, не удается достигнуть намечаемых процентов.

Таким образом, изучение методов финансово-кредитной политики очень актуально практически для всех стран мира, но для России в сложный период перехода к рынку она особенно значима.

Цель данной работы состоит в выработке умений и навыков углубленного изучения и ясного изложения сложных проблемных вопросов экономической теории, увязки теории с практикой, пользования монографической экономической литературой, статистической информацией.

Задачами выполнения курсовой работы являются:

Рассмотрение теоретических аспектов финансово-кредитных методов регулирования экономики.

Анализ теоретического и практического материала на примере конкретного объекта исследования.

Разработка экономически обоснованных предложений по совершенствованию экономической политики государства.


1. Теоретические аспекты финансово-кредитных методов регулирования экономики

 

1.1 Роль государства в регулировании экономики

Оценка роли государства в регулировании макроэкономических процессов и выполнение им функций в данной сфере весьма неоднозначны. В научной литературе по макроэкономическим проблемам выделялись и продолжают существовать два диаметрально различных подхода. Первый предполагает, что чем больше экономика носит рыночный характер, тем меньше государственным инструментам нужно вмешиваться в экономическую жизнь и тем слабее должен быть государственный сектор экономики. Другой подход базируется на концепции признания значительной роли государственного регулирования, которая должна быть преобладающей всегда: и на этапах становления рыночных взаимодействий, и там, где уже сложились самые высокоразвитые механизмы рынка.

Период разгосударствления в России свидетельствовал о следовании первому подходу. Господствующей в политической элите стала точка зрения, что саморегулирующие начала рынка приведут хозяйствующую систему страны в желаемое состояние, адекватное мировым тенденциям. Однако и тогда уже звучали предупреждения, что эффективного рынка без мощных регулирующих начал государства не бывает и что наиболее ответственной роль государства должна быть именно в переходное время.

В последующем функцию государственного регулирования экономики перестали отвергать и осуждать. Стало утверждаться понимание, что развитая рыночная экономика предполагает и развитое, квалифицированное государственное регулирование. В последние годы это становится все более признаваемым.[1]

В этой связи актуализируется проблема соотношения рыночных и институциональных регуляторов экономических отношений.

Переосмысление роли государства в экономике - явление, характерное не только для России. Оно касается и экономических систем, находящихся на разных ступенях рыночных трансформаций, а также и устойчивых, благополучных стран.

Идея единства «экономической свободы» и «экономического порядка» в рамках национальной системы России представляется весьма продуктивной, в связи с чем целесообразно изучение различных аспектов государственного регулирования экономики, начиная с общих проблем осуществления регулирующих функций, эволюции экономических форм государства и отражения их в разных теориях, и заканчивая конкретными направлениями государственного регулирования таких сфер, как социальная, инновационная, охрана окружающей среды, внешнеэкономическая деятельность и др.

1.2 Сущность и инструменты финансово-кредитной политики

Финансово-кредитная политика является одной из составляющих государственного регулирования экономики.

Под финансово-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие микроэкономические процессы.[2]

К инструментам финансово-кредитной политики можно отнести: лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки (ставка рефинансирования), операции на открытом рынке.

Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики - стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются приемлемый объём денежной массы и уровень процентных ставок.[3]

Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк страны.

Мероприятия Центрального банка по денежно-кредитному регулированию экономики призваны обеспечить её стабилизацию при низком уровне инфляции и безработицы. Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование денежно-кредитной эмиссии, т.е. расширение совокупного объема денежной массы в обращении (кредитная экспансия), что даёт эффект некоторого оживления конъюнктуры рынка в условиях спада производства – эффект денежного мультипликатора. Она может быть направлена и на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение объёма денежной массы в обращении (кредитная рестрикция). Этот вариант денежно-кредитной политики обычно используется Центральным банком в периоды экономического бума и в случаях появления признаков "биржевой горячки". Кредитная рестрикция в условиях повышения темпов роста производства призвана обеспечить сдерживание "перегрева" конъюнктуры рынка. Политика кредитной экспансии наоборот используется для "взбадривания" конъюнктуры рынка и применяется обычно в периоды кризисов и спада производства. Она часто сочетается с дефицитным финансированием экономики страны и приводит к обострению инфляционных процессов.

При осуществлении мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны неизбежно возникает объективное противоречие между задачей борьбы с инфляцией и проблемой стимулирования экономического роста. Поэтому денежно-кредитная политика Центрального банка должна быть самым тесным образом увязана с инвестиционно-финансовой политикой государства и дополнена гибкой системой налогового регулирования экономики.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счёт учётной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов). Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.

Таким образом, финансово-кредитная политика охватывает значительную часть экономических областей и оказывает на каждую из них большое влияние.

1.3 Методы финансово-кредитного регулирования экономики

Конкретные методы и инструменты денежно-кредитной политики определяются законами страны, политикой ее Центрального банка и отличаются большим разнообразием.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).[4]

Охарактеризуем общие методы кредитно-денежной политики.

Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования. Она активно применяется с середины ХIХ века. Возникновение этого метода было связано с превращением Центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учётную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.

Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце ХIX - начале ХХ в. В 30 – 40-х годах прошлого столетия Центральные банки проводили рекомендованную Дж. М. Кейнсом политику "дешёвых денег", т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 год учётная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 год - 1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой войны. С 50-х годов во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах - от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры, но в целом значение этого метода по сравнению с другими значительно снизилось.

В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а так же организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.[5]

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки Центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже Центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центробанком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничения инвестиций. Изменения норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые этот метод применили в США в 1933 году.

В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом.

Следующие методы денежно-кредитной политики относятся к селективным.

Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объём потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка: в США - не более 10%, во Франции - 75%. В других развитых странах также определяется соотношение общего объёма кредитных операций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

Главными особенностями техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетной ставки Центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

Принципиальное отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обусловливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира во многом определяет главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и её отдельные агрегаты. Особо следует подчеркнуть, что государственные органы стран с рыночной экономикой в последнее время всё чаще используют "политику развития конкуренции" в банковской сфере, т.е. стимулируют конкуренцию, расширяют для нее место, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находятся и предпринимаемые в последние годы действия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков к местным рынкам рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности последних.

Таким образом, денежно-кредитная политика может осуществляться различными методами, выбор которых зависит от конкретной ситуации, сложившейся в стране и требующей государственного вмешательства.


2. Анализ теоретического и практического материала на примере конкретного объекта исследования

 

2.1 Теоретические основы денежно-кредитной системы в России

Рассмотрим проведение денежно-кредитной политики в Российской Федерации. Конкретные методы и инструменты денежно-кредитной политики в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Кредитная система государства складывается из банковской системы и небанковских институтов (инвестиционные компании, страховые компании, пенсионные фонды). В России существует двухуровневая банковская система. Первый уровень банковской системы образуется Центральный банк, второй уровень – коммерческие банки. За Центральным банком РФ закреплена монополия на эмиссию национальных денежных знаков. Центральный банк хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Центральный банк является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства.[6]

Деятельность коммерческих банков в настоящее время характеризуется высоким процентом по кредитам, большой рискованностью вложений, а также сокращением численности самих коммерческих банков из-за нестабильной политикой и экономической ситуации. Острой проблемой является нестабильность национальной денежной единицы, которая особенно стала актуальной после кризиса 1998 года. Вместо инвестирования производства предприятия и население все свободные денежные средства направляют на валютный рынок, что увеличивает спрос на валютные средства. Центральный банк предпринимает ряд усилий для выхода из сложившейся ситуации. Создаются условия для возобновления функционирования фондового рынка, в том числе и рынка государственных ценных бумаг с целью создания альтернативных видов вложений и отвлечения средств с валютного рынка.[7]

Одной из проблем стабилизации в экономике России является проблема инфляции. Она определяется прежде всего сверхмонополизацией бывшей плановой экономики, неэффективной утяжеленной структурой промышленности, притоком средств из бывших республик СССР и оказанием им помощи. Существенный источник нагнетания инфляции – льготные кредиты, ведущие к дальнейшему росту дефицита государственного бюджета. Темпы инфляции ускорились в России и потому, что в результате либерализации внешнеэкономической деятельности стремительно стали сближаться цены внутреннего и мирового рынка. Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Варианты данной политики выбираются в зависимости от приоритетов. Если ставится цель сдерживать экономический рост – то проводится дефляционная политика (методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса и т.п.).

Если целью выбирается стимулирование экономического роста, то предпочтение отдается политике доходов, которая предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста в закрытой экономике (в частности в России до 90-х годов), также применяется индексация-компенсация потерь в результате обесценения денег и различные формы сдерживания контролируемого роста цен («замораживание» цен на определенные товары и сдерживание их уровня в определенных пределах).

Одолеть инфляцию невозможно без сокращения бюджетного дефицита и сдерживания роста совокупной денежной массы. Стратегическим путем выхода из инфляционной спирали является поощрение здоровой конкуренции и проведение последовательной антимонопольной политики, включая открытие экономики, ввоз иностранных товаров и организацию притока иностранных инвестиций.

Еще один момент денежно-кредитной политики – управление государственным долгом. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, которые ведут к росту государственной задолженности (внешней и внутренней). При росте внутреннего государственного долга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

В России в настоящее время существуют три основные формы управления государственным долгом[8]:

1. Добровольный рыночный кредит - размещение государственных ценных бумаг на рынке. К ценным бумагам, размещённым таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).

2. Вынужденный квазирыночный кредит - рыночное оформление фактического государственного долга. Так, появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя Министерства финансов, которыми на Министерство была переоформлена задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы.

3. Кредит Центробанка Министерству финансов, который в профессиональной литературе называют дружеским.

Важнейшими направлениями и инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются[9]:

отказ от прежней практики использования прямых кредитов ЦБ РФ для финансирования бюджета;

предоставление кредитов коммерческим банкам только через рыночные механизмы (кредитные аукционы, ломбардные кредиты) с использованием для этого ставок рефинансирования Центробанка РФ;

повышение эффективности других имеющихся инструментов денежно-кредитного регулирования, например, обязательных резервов (это - депонирование части привлечённых средств коммерческих банков и кредитных организаций в Банке России), в целях повышения эффективности их воздействия на динамику и структуру денежной массы.

Главные задачи денежно-кредитной политики России определены в ежегодно разрабатываемых Центральным банком РФ "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики" и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике.


2.2 Основные направления денежно-кредитной политики России в последние годы

Как известно, в 90-х годах наша страна находилось в тяжелой кризисной ситуации. Создавалось множество коммерческих банков, которые тут же разорялись, инфляция достигала огромных размеров. Поэтому большинство мер, направленных на стабилизацию экономики, имели экстренный характер. Основным направлением денежно-кредитной политики было сдерживание инфляции за счет жесткого регулирования эмиссии.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.