рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Особенности бюджетного финансирования

Курсовая работа: Особенности бюджетного финансирования

Курсовая работа

«Особенности бюджетного финансирования»


Введение

Бюджетное финансирование – это функция бюджетной системы, и трудно рассказывать и анализировать систему бюджетного финансирования, не ознакомившись с понятиями бюджета и бюджетной системы.

Бюджетная система Российской Федерации – это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов[1].

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления[2].

Бюджетное финансирование – это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры. В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

Цель курсовой работы – исследовать особенности бюджетного финансирования.

Задачи курсовой работы:

-  раскрыть понятие и сущность бюджетного финансирования;

-  охарактеризовать основные формы бюджетного финансирования;

-  рассмотреть проблемы и провести анализ бюджетного финансирования образования.


1. Теоретические основы бюджетного финансирования

1.1 Понятие и сущность бюджетного финансирования

Сущность бюджетного финансирования заключается в выделении денежных средств бюджетополучателю и доведении этих средств до него. Надо сказать, доведение денежных средств до конечного бюджетополучателя производится, как правило, по довольно длинной цепочке: бюджет – главный распорядитель бюджетных средств – распорядитель бюджетных средств – получатель бюджетных средств (бюджетополучатель). Иначе говоря, бюджетное финансирование заключается в предоставлении денежных средств из бюджета лицу, деятельность которого в объеме бюджетных ассигнований финансируется за счет бюджета. Возникающие в процессе бюджетного финансирования отношения, с экономической точки зрения, представляют собой отношения по распределению государственного денежного фонда, то есть данные отношения, будучи разновидностью финансовых, являются распределительными денежными отношениями. С правовой точки зрения, данные отношения являются финансово-правовыми, а конкретней – материальными бюджетными правоотношениями. Бюджетное финансирование выражает безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств[3].

Категория «расходование бюджетных средств» – это довольно емкая экономическая категория: применительно к бюджету она означает его распределение (что соответствует сущности понятия «расходы бюджета»), но применительно к конечному получателю бюджетных средств (например, бюджетному учреждению) данная категория означает использование (потребление) бюджетных средств. Это использование осуществляется в таких формах, как, например, выплата бюджетным учреждением заработной платы своим служащим, оплата коммунальных, транспортных услуг и услуг связи, приобретение предметов снабжения и расходных материалов и т.п. Таким образом, «использование» денежных средств, полученных из бюджета, в экономическом смысле осуществляется в рамках товарно-денежных отношений, а в правовом смысле – в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Данные отношения носят характер обмена и опосредуют они двухстороннее движение стоимости, где навстречу стоимости в денежной форме движется стоимость в товарной форме, в форме оказанных услуг или выполненной работы. При этом денежные средств, доведенные до бюджетного учреждения посредством бюджетных ассигнования, теряют свою принадлежность к бюджету (то есть принадлежность к казне) и трансформируются в денежные средства, принадлежащие юридическому лицу на праве оперативного управления.

Распределение денежных средств из бюджета страны, национального дохода осуществляется с помощью бюджетного финансирования. Посредством бюджета и бюджетного финансирования национальный доход распределяется по территории страны, между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития, а также из производственной – в непроизводственную сферу. Бюджетное финансирование позволяет координировать экономическую и социальную жизнь государства, способствуя техническому прогрессу, усилению экономического потенциала страны и улучшению жизни людей.

1.2 Характеристика основных форм бюджетного финансирования

Расходы бюджетов представляют собой процесс планирования, выделения и использования финансовых средств, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы в соответствии с законодательством о бюджетах на очередной финансовый год.

Главное звено в бюджетной системе – это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти[4]. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации. Наиболее важными признаками классификации расходов являются признаки уровня бюджетных расходов (федерального, регионального, местного) и экономического содержания бюджетных расходов. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на две группы: текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов представляют собой основную часть расходов бюджетов всех уровней, обеспечивающих текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде:

-  ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

-  средств на оплату товаров (работ, услуг), по договорам между юридическими и / или физическими лицами;

-  трансфертов населению (финансирование обязательных выплат населению в виде пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и т.д.);

-  кредитов, субвенций, субсидий юридическим лицам;

-  ссуд, дотаций, субсидий и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы;

-  грантов юридическим и физическим лицам на выполнение НИР;

-  инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

-  кредитов иностранным государствам;

-  средств на обслуживание и погашение договорных обязательств (внешних и внутренних). Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Трансферты для финансовой поддержки субъектов РФ выделяются из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, образуемого из средств федерального бюджета. Трансферты выделяются для покрытия текущих расходов и не влияют на территориальное перераспределение государственных инвестиций. Право на получение трансфертов представляется субъектам РФ, среднедушевые налоговые доходы которых достигают установленного минимального уровня.

Бюджетный кредит предоставляется на договорной основе юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями или бюджетными учреждениями, при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения обязательств по возврату бюджетного кредита служат: банковские гарантии; поручительства; залог имущества; залог акций, ценных бумаг и т.д.

Обязательными условиями предоставления банковского кредита являются:

-  проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом;

-  100% оплата гарантий, поручительства или залогового фонда;

-  проверка целевого использования кредита.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно в соответствии с целями его получения с подтверждением соответствующих документов.

В законе о бюджете на очередной финансовый год указываются цели, условия, порядок предоставления и лимиты бюджетного кредита. К отчету об использовании бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Бюджетные кредиты предоставляются юридическим лицам, не имеющим простроченной задолженности по ранее предоставленным кредитам на возвратной основе. Получатели бюджетного кредита на договорной основе берут на себя обязательства по его возврату и уплате процентов в установленные сроки.

Бюджетная ссуда представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетная ссуда расширяет возможности перераспределения денежных средств в рамках бюджетной системы. За счет ссуд покрываются временные потребности территориального образования в денежных средствах в моменты между поступлениями доходов в бюджет[5].

Субвенции – это бюджетные средства, предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основе на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам в целях выравнивания бюджетной обеспеченности минимальных уровней территориальных образований.

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые юридическим и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы.

Субвенции и субсидии юридическим лицам, которые не являются государственными и муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями и предпринимателями, представляются из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местного бюджета в соответствии с федеральным и региональными целевыми программами на условиях и в порядке, определенном федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете или решениями представительных органов местного самоуправления соответственно. При нецелевом использовании или неиспользовании в установленные сроки субвенции и субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет[6].

Капитальные расходы бюджетов – это та часть бюджетных средств, которая используется на расширение воспроизводства в виде расходов на капитальный ремонт объектов федерального значения, уровня субъекта РФ или местного образования на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности. В составе капитальных расходов формируется бюджет развития.

Бюджет развития является составной частью бюджета, обеспечивающего целевое инвестиционное бюджетное финансирование и предусматривающего механизм выделения бюджетных ассигнований на инвестиционные цели. Бюджет развития используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Он формируется за счет внутренних и внешних заимствований на инвестиционные цели, а также за счет части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности.

Бюджетные инвестиции предусматриваются соответствующими бюджетами в интересах реализации федеральных и региональных целевых программ.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества, указанных юридических лиц, и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Финансирование федеральных целевых программ осуществляется по целевому принципу в соответствии с утвержденными объемами финансирования по перечню федеральных целевых программ. Перечисление средств федерального бюджета на счета распределителей производится органами Федерального казначейства на основании реестров по перечню расходов.

Финансирование капитальных вложений по федеральным целевым программам осуществляется в соответствии с инвестиционной программой для соответствующей территории, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Перечисление средств на бюджетные счета заказчиков осуществляется на основе решений, принятых исполнительными органами власти субъектов РФ.

Отчеты об использовании средств федерального бюджета на федеральные целевые программы представляются получателями средств органам Федерального казначейства в установленные законом сроки. Казначейство, в свою очередь, представляет отчет Минфину России[7].

Механизм финансирования государственных инвестиций за счет средств федерального бюджета на возвратной основе может характеризоваться следующим: заемщик, победивший в конкурсе на предоставление государственных инвестиционных расходов за счет средств бюджета развития, проводит тендер среди поставщиков товаров (работ, услуг), необходимых для реализации целевой программы. По результатам тендера составляется график платежей, который доводится до банка-агента. Минэкономразвития РФ по результатам тендера заключает договор с победителем на осуществление функции банка-агента по расчетно-кассовому обслуживанию специального счета с особым режимом. Спецсчет открывается Минэкономразвития РФ в банке-агенте для аккумулирования средств, необходимых для реализации программы, на победителя конкурса. На счет бюджетные средства поступают в соответствии с графиком и согласно графику расходуются по этапам реализации программы (проекта)[8].


2. Анализ бюджетного финансирования образования

2.1 Понятие и источники бюджетного финансирования образования

Образование играет большую роль в жизни высокоразвитого рыночного общества. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)[9].

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.[10]

В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в конце 20 – начале 21 вв. в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.

Получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе[11]. Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Создание и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств. Наиболее важным из этих документов является Закон РФ «Об образовании» от 13 января

1996 г. №12 – ФЗ.

Граждане РФ вправе получать образование без ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Российское государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования и профессионального начального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые[12].

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Практика обучения и воcпитания подрастающего поколения за последние десятилетия показала, что уровень этой работы не отвечает современным требованиям. Все это обусловило необходимость модернизации общеобразовательной школы.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В Российской Федерации в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения.[13] Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

Финансирование сферы образования в России будет ежегодно увеличиваться на 20–30%, в 2009 году финансирование образования увеличено на 26% (до 423 млрд. рублей). В целом средства, которые страна тратила в последние годы и будет тратить на образование, увеличиваются каждый год, примерно, на 10–20%. И в дальнейшем эта тенденция сохранится[14].

Проблемы, входящие в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, решаются в рамках средств, выделяемых им из федерального бюджета на основную деятельность, а для органов исполнительной власти субъектов РФ – с использованием субвенций, трансфертов, дотаций и т.д. Предполагается, что бюджеты субъектов федерации должны софинансировать мероприятия федеральной целевой программы, в которых данный регион участвует. В таблице 1 приведено планируемое соотношение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных средств в процессе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг.


Таблица 1. Распределение прогнозируемых объемов финансирования мероприятий Программы развития (млн. рублей)[15].

Источник финансирования Объем финансирования
2006–2010 годы – всего в том числе
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Всего 61952,35 9485,19 10360,97 12740,85 13622,23 15743,11
Федеральный бюджет 45335,02 6335 7518,44 9300,87 10196,93 11983,78
Другие источники – всего 16617,33 3150,19 2842,53 3439,98 3425,3 3759,33

в том числе:
бюджеты субъектов Российской Федерации

12501,74 2673,93 2133,82 2486,79 2470,78 2736,42
внебюджетные источники 4115,59 476,26 708,71 953,19 954,52 1022,91

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.