рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Пути усовершенствования налогообложения в РБ

Курсовая работа: Пути усовершенствования налогообложения в РБ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики

   Основные понятия и сущность налогообложения

   Классификация налогов

   Налоговое администрирование в РБ

II. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки

2.2. Налоги, относимые на себестоимость

2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли

III.   ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ

3.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2006 г.г

3.2. Пути реформирования налоговой системы  РБ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения  А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических изданиях.

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь.  Также  целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.

Для достижения этих целей определены следующие задачи:

ü  изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения,

ü  изучение налогов, как экономической категории государства,

ü  изучение структуры налогового администрирования,

ü  изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,

ü  анализ изменений налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие,

ü  формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.

Объектом изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства, налоговое администрирование,  налоговые ставки и понятие налоговой нагрузки.

Предметом изучения выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.

При проведении исследования применялись аналитические, экономико-статистические методы и приемы.

Для написания данной курсовой работы основными источниками информации выступали:  учебник «Налоги» доктора экономических наук Н.Е.Заяц,  учебник Василевской Т.И. «Налоги Беларуси»,  периодические издания «Директор», «Налоговый вестник МНС РБ», «Финансы, учет, аудит», Налоговый кодекс РБ и другие.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе «Понятие и сущность налогообложения» рассматриваются: понятие, сущность и основные элементы налогообложения, классификация налогов, а также структура и задачи налогового администрирования.

Во второй главе «Налогообложение в РБ» освещаются все основные налоги, уплачиваемые субъектами налогообложения в РБ в разрезе налогооблагаемой суммы, ставок налога и классифицируются на: налоги, уплачиваемые из выручки; налоги, уплачиваемые из прибыли, а так же налоги, относимые на себестоимость.

В третьей главе «Пути усовершенствования налогообложения в РБ»  анализируется состояние налоговой системы в Республике Беларусь с момента ее зарождения и до настоящего момента, а также предоставляются заключения и рекомендации по улучшению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки.

В заключении обобщена накопленная информация и сделаны выводы о важности развития и улучшения современной системы налогообложения в Республике Беларусь в настоящее время.


I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

  Основные понятия и сущность налогообложения.

 

Обширные функции современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются налоги.[7,c.28]

Основными элементами налогообложения являются:

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет,  установленные и принудительно изымаемые  государством в форме перераспределения части  общественного продукта, используемого  на удовлетворение общегосударственных потребностей. [15,c.116]

Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Субъект налога (плательщик) -  это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.

Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

Источник налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.

Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате  учета всех льгот и изъятий и служащая  предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.

Налоговая нагрузка -  это общая величина налоговой суммы.

Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не  уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.

Уплата налога – это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд.

Налоговая система государства - это  совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.

Сущность налогов выражается в отношениях  между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения  национального дохода на  общегосударственные нужды.  Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое  распоряжение части доходов населения на условиях  безвозвратности. По своей сути налог – это одностороннее  движение средств в бюджет, а  приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.[22,c.66]

Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:

1.  фискальная – обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение  с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности  влиять на развитие экономики в нужном направлении,

2.  регулирующая -   состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства  на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения  общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны[9,c.51],

3.  стимулирующая -  ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул.  Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический  прогресс общества[3,c.215].

Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

1.  Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2.  ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и  иные взносы и платежи.

3.  налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.

4.  не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб  национальной безопасности  РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

5.  допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны  происхождения товаров  в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[13,c.24]

Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс  РБ;  Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие  вопросы налогообложения.

Налоговая система  государства складывается в результате его  исторического развития под влиянием множества факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего основывается на таких  экономических показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же время определяющее значение имеют политико-правовые  факторы, определяющие распределение хозяйственно-экономических  функций и степень контроля центральных и местных органов государственной власти.[8,c.46]

Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством  налогов РБ, сборов (пошлин);  порядка их установления, введения и отмены; установления прав и  обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового законодательства;  а так же форм и методов налогового контроля. [18,c.25]

  Классификация налогов.

Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:

1.  в зависимости от каналов поступления различают:

  республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на прибыль;

налоги на доходы;

подоходный налог с физических лиц;

экологический налог;

налоги с пользователей природных ресурсов;

налоги на имущество;

земельный налог;

дорожные налоги и сборы;

таможенная пошлина и таможенные сборы;

гербовый сбор;

оффшорный сбор;

консульский сбор;

экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;

государственная пошлина;

регистрационные и лицензионные сборы;

патентные пошлины. [13,c.38]

    местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:

налог с розничных продаж;

налог за услуги;

налог на рекламу;

сборы с пользователей.

2.  по видам плательщиков:

   взимаемые с юридических лиц,

   взимаемые с физических лиц.

3.  по способу изъятия:

   прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:

   реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:

·  земельный налог,

·  налог с объектов строений,

·  налог с владельцев транспортных средств,

·  сельскохозяйственный налог.

  личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:

·  подоходный налог с населения,

·  налог на прибыль предприятий,

·  налог на прибыль  иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,

·  налог на доходы.

   косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

  акциз – налог с оборота, взимаемый  со  стоимости товаров массового производства,

   налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной  стоимости,

  таможенная пошлина – косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.

4.  по объекту обложения:

   платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:

·  НДС,

·  Акцизы,

·  Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),

·  Налог на продажу в розничной торговле,

·  Налог с продаж автомобильного топлива,

·  Таможенные сборы.

   платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:

·  единый платеж от фонда оплаты труда,

·  отчисления в Фонд социальной защиты населения,

·  платежи за землю,

·  экологический налог,

·  отчисления в центральные инновационные фонды,

·  сбор на содержание и размещение отходов,

·  государственная пошлина.

   платежи, уплачиваемые из прибыли:

·  налог на недвижимость,

·  налог на доходы,

·  налог на прибыль,

·  транспортный сбор,

·  сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.

   сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

·  оффшорный сбор – объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[17,с.12] 

  Налоговое администрирование в РБ.

Одно из важнейших  условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение устойчивого сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.

В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения.  Большинство государственных контролирующих органов  и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической  ситуации.  Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически  и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет – обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49]

Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов  в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах  и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная  налоговая инспекция при Министерстве финансов  БССР. В течение последующих 10 лет  налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров  Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет  Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании  системы республиканских органов государственного управления  и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»  Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

В РБ к числу государственных органов,  осуществляющих налоговое администрирование, относятся также  таможенные и иные государственные органы, обладающие  полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета  государственного контроля РБ).

Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.

Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и  обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой  инспекции Республики Беларусь».

Основные задачи налоговых органов – это:

1.  контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,

2.  обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,

3.  обеспечение учета налогов,

4.  разработка предложений по совершенствованию налогового  законодательства и организации  работы государственных налоговых органов,

5.  осуществление валютного контроля в пределах своей  компетенции,

6.   предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,

7.   привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и предпринимательстве,

8.   подготовка налоговых соглашений  с другими государственными,  осуществление связей с их налоговыми службами, изучение  опыта их работы,

9.   издание методических указаний и разъяснений о порядке  исчисления и взимания налогов.[14,c.29-30]

Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

  Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия  и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные действия.

Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется  как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет  налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.  По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля  в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня  развития налоговой системы и общей организации контроля.  В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой.  Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития  компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет  последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль,  непосредственно  связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны  в равной мере сочетаться с последующим контролем.

Основными условиями осуществления налогового контроля  являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В  настоящее время налоговый контроль проводиться посредством  проверок.  По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые  проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и  внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые.  Правовой режим и правовая регламентация проверки  зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи  налогового администрирования – обеспечение «собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности работы  налоговых администраций, сколько определяется  прежде всего  возможностями самой экономики. [5,c.23]


II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

2.1.  Налоги, уплачиваемые из выручки.

 

Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:

1. Налог на добавленную стоимость.

Плательщиками налога являются  организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с таможенным законодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ;  обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.[21,c.26]

 Зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость заключается в том, что налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы, услуги) получает от своих  покупателей не только стоимость своих товаров (работ, услуг), но и дополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет.  В свою очередь  каждый налогоплательщик сам производит различные платежи за товары (работы, услуги) в пользу других  субъектов хозяйствования и при этом также, кроме стоимости товара (работы, услуги) уплачивает  поставщику и НДС. Разница между полученным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, или возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если она отрицательная.[16,с.10]

С 01.01.2005г. вступило в силу Соглашение между Правительством РБ и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте или импорте товаров, выполнения работ, оказании услуг, следовательно, с 2005 года при экспорте товаров применяется принцип взимания налога на добавленную стоимость  по стране назначения – освобождение от налога экспортируемых (ввозимых)  товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.

Ставки налога на добавленную стоимость:

0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных  подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых  товаров;  экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также  экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.