рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Налоговый период – время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого плательщик имеет обязанности по их уплате. В Беларуси налоговым периодом является, как правило, месяц, квартал, календарный год.

Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. Различают твердые, или равные ставки; пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные ставки.

Твердые ставки определяются в абсолютной сумме.

Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на недвижимость).

Прогрессивные ставки – это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта налогообложения. При этом прогрессия бывает простой и сложной. При простой ставка налога растет и распространяется на всю сумму налоговой базы; при сложной прогрессии налоговая база делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой.

Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

Порядок исчисления налога – алгоритм исчисления суммы налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

Вышеперечисленные элементы налогообложения не имеют никакой силы, если отсутствует субъект налогообложения (плательщик) – юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога, или фактическим (конечным) плательщиком.

Носитель налога – фактический (конечный) плательщик, который уплачивает его из своих доходов. Например, при поземельном налоге облагается владелец земли [7, с.19-21].

Определение элементов налогообложения законом призвано создать дополнительные гарантии от внезапных изменений в силу присущих закону таких качеств, как определенность, стабильность, особая процедура принятия. При этом процесс принятия налогов состоит из нескольких этапов, на каждом из которых ставятся и решаются конкретные задачи.

Из вышеизложенного следует, что налогообложение невозможно без предварительного определения таких элементов, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В свою очередь данные элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.


2. Налоги, их функции и значение

2.1 Классификация и виды налогов

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а поведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране [7, с.24].

Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект налогообложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Данная классификация необходима как для составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием компьютерной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как плательщиков, так и государства.

Классификация налогов по определенным признакам позволяет систематизировать учет налогов и налоговых групп, в свою очередь это содействует вводу налогов и сборов классификационных кодов для плательщиков.

Применение классификационных кодов ведет к возможности получения оперативной информации о состоянии налоговых процессов, выявлении негативных сторон налоговой техники и их исправлении.

Как было указано выше, основным классификационным признаком деления налогов является способ их изъятия. В соответствии с ним различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Они делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. Например, налог на ценные бумаги, промысловый налог.

Личные налоги – это налоги, взимаемые с доходов или имущества плательщиков. В мировой практике они представлены следующими видами: подоходный налог с физических лиц, поимущественный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций и другими.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Они подразделяются на акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

В свою очередь акцизы делятся на индивидуальные (налогообложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Таможенные пошлины, однако, имеют самую сложную структуру. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенная классификация производится по следующим признакам:

- по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозимые) и импортные (ввозные);

- по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;

- по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном соотношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;

- по характеру отношений: конвенционные и автономные.

Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

Классификация налогов может осуществляться и в зависимости от способа налогоизъятия. Существуют следующие способы:

1)Кадастровый. Предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения (земли, домов), который используются при исчислении соответствующего налога.

2)Декларационный. Предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта налогообложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления.

3)Административный. Предполагает исчисление и изъятие налога у источника выплаты дохода. В данном случае налог удерживается бухгалтерией еще до выплаты дохода, что исключает возможность от его отклонения[7, с.24-30].

Таким образом, была рассмотрена классификация налогов по различным классификационным признакам, основным из которых является деление налогов по способу изъятия. Классификация налогов по определенным признакам обеспечивает систематизацию учета налогов и налоговых групп, в свою очередь это содействует вводу налогов и сборов классификационных кодов для плательщиков.

2.2 Экономическая сущность и функции налогов

Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.

В этих условиях предъявляются очень высокие требования к механизму налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время он должен способствовать качественному прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними, побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования, минимизировать товарные запасы, сокращать производственные расходы. [12, с.28].

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и стимулирующая.

Фискальная функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития.

Последние десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджеты государств, что связано с ростом объемов производства, развитием научно-технического прогресса, реальным увеличением национального дохода.

Фискальная функция отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Налоги формируют большую часть государственного бюджета, который в свою очередь предназначен для развития науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс.

Отсюда следует, что налоговые отношения включают также стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений).

Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы; прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

- финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;

- малых форм предпринимательства;

- занятости инвалидов;

- благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранительной сфер.

Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Для стимулирующей функции в отличие от фискальной характерно стимулирование социально-экономической деятельности плетельщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и преференций.

Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс перераспределения валового внутреннего продукта. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Через налоги реализуется главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных и др.).

Сегодня регулирующие возможности налогов настолько велики, что их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.

Регулирующая функция неотделима от других функций налогов. Расширение налогового методов изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении вех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений.

Таким образом, выделяют следующие функции налогов: фискальная, перераспределительная и регулирующая. Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.


3. Налоговая система в Республике Беларусь

3.1 Анализ налогообложения Беларуси

Как было указано в предыдущих главах, всякое государство при построении системы налогообложения опирается на всеобщие, или функциональные принципы, однако в то же время каждая система имеет свои особенности. Что касается Республики Беларусь, то существующие особенности системы налогообложения, характерные для экономики республики получили свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономические пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность плательщиков; установление дополнительных налогов или использование повышенных или дифференцированных ставок налогов зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица. [7, с. 33].

Налогообложение в Республике Беларусь регулируется налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

2. Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

3. Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь.

4. Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения в пределах вышеизложенных источников.

Налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканскими и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц), взносов на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты), налогов на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо), имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи) и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт) в ее состав входили и такие целевые платежи как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов и платежей [10, с. 606].

Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

- налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

- налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;

- нормативные ставки и порядок исчисления платежей в бюджет должны быть стабильными и оставаться неизменными на протяжении ряда лет;

- налоговые ставки должны быть гибкими и учитывать (через систему льгот) приоритетное значение отдельных отраслей экономик и социальную значимость для населения отдельных товаров и товарных групп для населения;

- в условиях существования Содружества независимых государств, функционирующего в рамках единого экономического пространства, механизмы налогообложения во всех странах содружества должны быть максимально сближены;

- налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования, должно быть понятным плательщикам;

- административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Анализ законов о налогообложении предприятий, принятых Верховным Советом Беларуси в декабре 1991г. и введенных в действие с 1 января 1992 г. с последующими дополнениями и изменениями, показывают, что они не соответствуют всем вышеперечисленным требованиям.

Во-первых, перечень налогов и неналоговых платежей, которые предприятия должны платить в бюджет был довольно широк и не формировал целостную и логически увязанную налоговую систему, а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых и неналоговых платежей.

Во-вторых, отдельные виды налогов нередко дублируют друг друга (налог на добавленную стоимость и налог на прибыль).

В-третьих, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный, чрезвычайные налоги). При этом необходимо отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость конкретных изделий ведет к их удорожанию, создавая тем самым основу для роста цен.

В-четвертых, на протяжении анализируемого периода наблюдалась высокая налоговая нагрузка на фонд заработной платы.

Отмена в 2006 г. чрезвычайного налога и отчислений в Республиканский фонд содействия занятости населения позволила уменьшить налоговую нагрузку на фонд заработной платы, а также поспособствовала снижению заинтересованности субъектов хозяйствования в использовании схем при начислении заработной платы, которые выходят из-под контроля налоговых органов.

В-пятых, взимание сборов и отчислений из выручки от реализации продукции (работ, услуг) в государственные целевые бюджетные фонды оказывает скорее негативное влияние на экономику Беларуси, т.к. ухудшает конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках страны.

Такая система не создает благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, и более того, заставляет многих плательщиков уклоняться от выплаты налогов.

Первоначально налоговая система Беларуси была ориентирована на выполнение преимущественно фискальной функции, базировалась на ошибочном мнении о том, что чем выше ставка и чем большее количество налогов будут платить предприятия, тем больше налоговых платежей поступит в бюджет (см. Приложение Б). Однако международный опыт показывает, что непременным условием успешного формирования бюджета является высокая предпринимательская активность, которая может быть обеспечена лишь при условии, что выплачиваемые им налоги будут им под силу, будут давать возможность нормально функционировать на условиях самофинансирования и технического совершенствования производства.

В целях выхода из циклических кризисов государство было вынуждено постоянно вносить дополнения и изменения в действующую налоговую систему. В основном эти изменения касались сокращения количества взимаемых налогов и сборов (см. приложение А).

Можно ли вообще говорить о совершенном налогообложении при нестабильности нормативных актов, регулирующих данные отношения. Например, «Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» подвергался изменениям и дополнениям более 10 раз. Аналогично изменялись законы и применительно к каждому конкретному налогу.

Наряду с нестабильностью наблюдается и неоперативность налогового законодательства. Взятый курс на разработку налогового кодекса до сих пор не получил логического завершения. Достаточно отметить, что общая часть налогового кодекса была принята еще в 2002г.

Существенным изменениям подвергаются состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды. Их сокращение с 12 в 1992 г. до 3 в 1998 г. произошло, однако, за счет объединения ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд, а также за счет изменения состава платежей. Одновременно были введены новые формы целевых республиканских сборов: на содержание ведомственного жилого фонда, на содержание детских дошкольных учреждений, на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, на содержание пожарной службы. Фонд социального страхования и Пенсионный фонд были объединены в Фонд социальной защиты населения. Были упразднены фонд регулирования розничных цен и фонд развития здравоохранения.

Было отменено взимание акцизного налога с натурального меха и изделий из него, шин, для легковых автомобилей, одежды из натуральной кожи, огнестрельного и газового оружия и боеприпасов к нему, снижены ставки акцизов по легковым автомобилям.

Законом «О бюджете на 2000 год» было предпринято сокращение налоговых платежей. Были объединены отчисления в местный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции, на содержание жилья. С 2000 г. они стали вноситься единым платежом.

Множественность фондов снижала маневренность в использовании государственных финансовых ресурсов, увеличивала управленческие расходы, ослабляла государственный финансовый контроль за расходованием централизованных финансовых ресурсов. В связи с этим происходило постоянное реформирование системы внебюджетных и бюджетных фондов и соответственно системы целевых налогов. [12, с.29].

В своей статье «Оптимизация налогообложения по законодательству Республики Беларусь» юрист Сергей Литовко обозначил также некоторые трудности с использованием льгот, предусмотренных законодательством. Например, Декретом Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов» установлен особый порядок налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся (проживающих) в сельских населенных пунктах и осуществляющих в этих, а также иных сельских населенных пунктах деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

В этом же Декрете закреплены и ограничения применения особого порядка налогообложения по видам деятельности (производство подакцизных товаров, производство и (или) реализация ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней; осуществление лотерейной, торгово-посреднической, туристической (за исключением агроэкотуризма), риэлтерской, страховой, банковской деятельности, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности в сфере игорного бизнеса, а также в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы) и территории ее осуществления [3, с.22].

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.