|
Курсовая работа: Расходы бюджета с точки зрения заявленных и фактических приоритетов2) Кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований; 3) Кредиты иностранным государствам. Бюджетные кредиты государственным и муниципальным предприятиям предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете. Кредит же частному юридическому лицу предоставляется на основании договора и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, которое должно иметь высокую степень ликвидности. Способы обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита - это банковские гарантии, поручительства, залог имущества (в виде акций, иных ценных бумаг, паев). Обязательные условия предоставления бюджетного кредита - проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом и отсутствие просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам. При утверждении бюджета на очередной год указываются цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты, а также условия и порядок их предоставления. Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по возможным субъектам-заемщикам. Бюджетные кредиты на возвратной и возмездной основах на срок до одного года и в объеме, утвержденном в законе о бюджете на очередной финансовый год, могут также предоставляться и бюджетам других уровней. Основания, порядок предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов. Процентная ставка по бюджетным кредитам устанавливается законом о бюджете на очередной финансовый год. Все бюджетные расходы, производимые государством, можно условно разделить на несколько направлений. Так, расходы, производимые в сфере материального производства, жилищно-коммунальных услуг, относятся к расходам на финансирование реального сектора экономики страны. В данном направлении бюджетные средства выделяются министерствам, ведомствам и предприятиям на затраты по расширению производства, обеспечение простого воспроизводства, операционные и прочие расходы. Основная часть денежных средств в данном направлении выделяется таким приоритетным отраслям народного хозяйства как: энергетика, топливная промышленность, сельское хозяйство и транспорт. Необходимо выделить такое направление как расходы на социальные нужды. Они связаны с выполнением государством социальных функций. К данному направлению относятся расходы на образование, культуру, кинематографию, на средства массовой информации, на здравоохранение, спорт, социальную политику и т.д. Расходы на социальные нужды определяются на основе принципов сметного планирования. Смета является финансовым планом бюджетных учреждений. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социальные нужды, который включается в состав бюджета на текущий год. Также выделяется такое направление как расходы на национальную оборону. Объем данных расходов зависит от ряда внутренних и внешних факторов: международной обстановки; размера территории страны; технической оснащенности армии; уровня социального положения военнослужащих; экономических возможностей страны. К расходам на оборону можно отнести: расходы на содержание армии и флота, на закупку вооружений и военной техники, на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Также к основным направлениям расходования бюджетных средств можно отнести расходы на управление. В состав данного направления входят такие расходы как: расходы на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры, на содержание органов государственной власти, на проведение выборов и референдумов, и т.д. Сделаем вывод. Расходами бюджета являются выплачиваемые из бюджета денежные средства, кроме средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Бюджетные расходы бывают следующих форм: трансферты, кредиты, субсидии, бюджетные ссуды, ассигнования, займы и т.д. Одной из важных функций государства является определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств. В РФ до сих пор есть ряд негативных явлений в области расходов бюджета: нецелевое расходование средств, низкая эффективность их использования, выделение недостаточного количества средств, предназначенных для решения вопросов и т.д. Из данных проблем вытекают следующие задачи улучшения исполнения расходов бюджета: увеличение инвестиций в приоритетных областях; повышение эффективности расходов; сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга; усиление контроля за использованием бюджетных средств и т.п. 1.3 Классификация расходов бюджетаРазработка политики в области государственных расходов, отвечающей требованиям конкретного периода, во многом зависит от того, насколько четко классифицированы государственные расходы. Обоснованная классификация расходов создает основу для их точного планирования.[15] Разнообразие видов бюджетных расходов продиктовано целым рядом факторов: природой и функциями государства; уровнем социально-экономического развития страны; развитостью связей бюджета с национальной экономикой; административно-территориальным делением государства; формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Рассмотрим различные классификации бюджета, приведенные в Бюджетном Кодексе и литературе. Бюджетная классификация предусматривает адресное выделение финансовых ресурсов. С ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из бюджета.[16] Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов федерального, регионального и местного уровней, отражающих направление финансовых средств на выполнение органами власти функций государства, решение социально-экономических задач. Она включает в себя следующие уровни: · Первый - разделы, отражают направления финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства; · Второй - подразделы, конкретизирующие каждое направление расхода бюджетных средств в пределах разделов; · Третий - целевые статьи расходов бюджетов, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности органов власти; · Четвертый - виды расходов бюджетов, детализирующие каждое направление финансирования расходов по целевым статьям. Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо двадцати семи разделов, сегодня функциональная классификация включает только 11. На основании статьи 21 Бюджетного Кодекса можно выделить следующие разделы расходов бюджета в РФ: 1) Общегосударственные вопросы (функционирование Президента РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования, судебная система, международные отношения, фундаментальные исследования и т.д.); 2) Национальная оборона (Вооруженные Силы РФ и их модернизация, ядерно-оружейный комплекс, прикладные научные исследования в области национальной обороны и т.д.); 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, органы внутренних дел, внутренние войска, органы пограничной службы, миграционная политика, обеспечение пожарной безопасности и т.д.); 4) Национальная экономика (общеэкономические вопросы, исследование космического пространства, сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика и т.д.); 5) Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство, прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства, другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства); 6) Охрана окружающей среды (экологический контроль, охрана объектов растительного и живого мира, научные исследования в области окружающей среды и т.д.); 7) Образование (дошкольное, общее, начальное профессиональное, высшее образования, молодежная политика, прикладные научные исследования в области образования и т.д.); 8) Культура, кинематография и средства массовой информации (культура, кинематография, телевидение, радиовещание, периодическая печать, издательства и т.д.); 9) Здравоохранение, физическая культура и спорт (стационарная медицинская помощь, амбулаторная помощь, скорая медицинская помощь, санаторно-оздоровительная помощь, физическая культура и спорт и т.д.); 10) Социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, социальное обеспечение населения, охрана семьи и детства и т.д.); 11) Межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, и т.д.). Функциональная классификация в части разделов и подразделов является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.[17] Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.[18] Капитальные расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они состоят из расходов, предназначенные для инвестиций в организации в соответствии с инвестиционной программой; средства, предоставляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; средства, выделяемые на проведение капитального ремонта (либо другие расходы, которые приведут к расширению воспроизводства); расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество; другие капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета. Текущие расходы бюджета, обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики, а также другие расходы, которые не включены в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Они включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, текущие расходы государственных учреждений, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг); оказание государственной поддержки (субсидии, субвенции, текущие трансферты) нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. В составе текущих расходов выделяют целевые статьи, некоторые из них относятся к числу защищенных статей, то есть не подлежащих сокращению в результате секвестирования бюджета. Данные статьи не могут быть сокращены даже при недостатке доходных источников. К защищенным статьям относятся такие как: заработная плата с начислениями; приобретение медикаментов и перевязочных материалов; компенсации за продовольственное обеспечение; пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению; оплата коммунальных услуг и т.д. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.[19] В литературе расходы бюджета также классифицируют по их общественному назначению. В соответствии с этой классификацией выделяют следующие группы расходов: 1) Финансирование социально-культурных мероприятий; 2) Финансирование промышленного производства; 3) Содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления; 4) Финансирование науки; 5) Финансирование обороны; 6) Расходы по внешнеэкономической деятельности; 7) Создание резервных фондов; 8) Расходы по обслуживанию государственного долга; 9) Прочие расходы и выплаты. Существует также ведомственная классификация расходов по иерархии уровня власти: расходы федерального бюджета; расходы бюджетов субъектов РФ; расходы местных бюджетов. Ведомственная классификация необходима для адресного выделения средств и реализации принципа целевого использования бюджетных средств. В каждом из уровней данной классификации расходов, выделяются уровни главных распорядителей средств соответствующего бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ (федерального, регионального или местного), а также по группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ, которые утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или постановлением о бюджете местного органа власти на очередной финансовый год. Вывод к параграфу. Для понимания направлений и объемов расходования бюджетных средств, а также для их эффективности необходима классификация расходов бюджета. В Бюджетном кодексе приводится функциональная классификация, состоящая из: раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов. Кроме функциональной классификации в литературе выделяют еще такие, как: по общественному назначению расходов, ведомственную классификацию. Следует отметить также разделение расходов в зависимости от их экономического содержания на текущие и капитальные. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства; а текущие - обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов МСУ и бюджетных учреждений, а также поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики. Выводы к главе. Расходы бюджета являются очень важной категорией. Ведь именно от них зависит, какие стороны функционирования государства будут развиваться быстрее, а какие медленнее, а это напрямую отражается на жизни населения, на его уверенности в завтрашнем дне. Нельзя рассматривать расходы бюджета, не имея представления о нем самом. Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, которые предназначаются для решения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет играет огромную роль в экономической жизни страны, он регулирует как всю экономику в целом, так и по отдельным отраслям; поддерживает развитие страны, ускоряет научно-технический прогресс и т.д. Существует 3 уровня бюджетной системы РФ: Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Из этого вытекает, что он может быть сбалансированным или профицитным, или дефицитным. В 2009 году дефицит составил 3 131 396,5 млн. руб., а в 2010 на данный момент, в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы" составляет 2 381 468,3 млн. руб. Расходами бюджета называются выплачиваемые из него денежные средства. Исключение составляют источники финансирования дефицита бюджета. Исполнение расходной части представляется в таких формах как субсидии, трансферты, ассигнования, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и т.д. Одной из важных функций государства является определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств. Данные направления отражаются в различных законах и нормативных актов как федерального, так и регионального и местного значения о бюджете на очередной финансовый год. Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Все расходы бюджета можно разделить на несколько направлений, например: расходы на оборону, на финансирование реального сектора страны и т.п. Но данное деление не даст полной информации о видах расходов. Ее можно увидеть только в классификации расходов бюджета. В Бюджетном кодексе РФ приводится классификация, названная функциональной. Состоит она из четырех уровней: разделы, подразделы, целевые статьи расходов бюджетов, виды расходов. Кроме данной выделяют деление расходов по экономическому содержанию; классификацию по общественному значению; ведомственную классификацию и т.д. Глава 2. Расходы федерального бюджета на 2009 год 2.1 Анализ расходов федерального бюджета на 2009 год с точки зрения заявленных приоритетовВ каждый год государство расходует бюджетные средства на свои нужды. При данном процессе необходимо четкое понимание о направлении расходования средств. Именно поэтому возникает такая категория как запланированные расходы. Под ними необходимо понимать расходы, осуществление которых в каждом конкретном году известно законодателю заранее, что позволяет учесть их при составлении закона о бюджете.[20] В своем ежегодном бюджетном послании Федеральному Собранию Президент РФ определяет приоритеты бюджетных расходов на очередной финансовый год и плановый период. В послании Д.А. Медведева от 23 июня 2008 года выделены следующие приоритеты расходования бюджетных средств на 2009 год: · здравоохранение; · образование; · научные исследования и опытно-конструкторские разработки; · модернизация транспортной структуры; · расширение возможностей духовного развития. Также, согласно данному бюджетному посланию в 2009 году необходимо: 1. Увеличить размер социальной пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить этот минимум более чем в 1,3 раза; 2. Предоставить ассигнования на индексацию пособий гражданам, имеющим детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами; 3. Завершить обеспечение ветеранов и инвалидов-очередников специальным автомобильным транспортом; 4. Предоставить ассигнования для обеспечения военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил постоянным жильем; 5. Увеличить расходы на реализацию федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)"; 6. Начать реализацию федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения в РФ (2009 - 2015 годы)"; 7. Увеличить ассигнования на реализацию целевой программы "Глобальная навигационная система"; 8. Начать реализацию федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники"; 9. Начать реализацию федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы; 10. Увеличить ассигнования на реализацию Федеральной космической программы; 11. Принять новую подпрограмму "Развитие футбола в РФ на 2008 - 2015 годы"; 12. Увеличить ассигнования на федеральную целевую программу "Культура России (2006 - 2010 годы)"; 13. Реализовать федеральную целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009 - 2013 годы"; 14. Реализовать федеральную целевую программу "Пожарная безопасность в РФ на период до 2012 года"; 15. Начать реализацию программы "Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009 - 2013 годы)"; 16. Начать реализацию программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах"; 17. Начать реализацию федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, а также плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в 2009 - 2015 годах"; 18. Увеличить расходы на федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2011 годы"; 19. Учесть расходы на подготовку к проведению Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи; 20. Предусмотреть средства на создание сети федеральных университетов и их развитие; 21. Выделить ассигнования для реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий и т.д. Говоря о запланированных расходах бюджета, необходимо понимать, что данный вопрос не ограничивается только лишь бюджетным посланием президента, т.к. оно не может охватить все процессы, происходящие в государстве. Наиболее полно запланированные расходы можно увидеть в проектах федеральных законов о бюджете и самом федеральном бюджете. Именно там они представлены в количественном выражении и согласно функциональной классификации. Рассмотрим это на примере бюджета РФ на 2009 год. Так как запланированные расходы, судя по определению должны быть известны еще до составления бюджета, логично подразумевать их отражение в законопроекте о бюджете на очередной финансовый год. Общий объем расходов федерального бюджета в данном году, в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" N 94777-5, был предусмотрен в сумме 9 024,7 млрд. руб., что на 2 002,8 млрд. руб., или на 28,5%, больше показателя 2008 года, законодательно утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 122-ФЗ.[21] При этом доля расходов федерального бюджета в объеме ВВП в 2009 году возросла по сравнению с 2008 с 16,6% до 17,5%. Расчет всего объема расходов федерального бюджета на 2009 год производился в соответствии с требованиями, установленными в Бюджетном кодексе РФ в отношении размера: · нефтегазового трансферта в размере, не превышающем 5,5% ВВП в 2009 году; · источников финансирования дефицита - не более 1% ВВП. Сравнив расходы федерального бюджета за 2008 год и за 2009 год (на основании законопроекта № 94777-5), можно увидеть, что они увеличились как в целом, так и по каждому разделу (см. приложение № 1). Проанализировав проект закона о бюджете, можно увидеть, что значительные объемы финансирования традиционно распределены по разделам "Межбюджетные трансферты", "Общегосударственные вопросы", "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", "Национальная экономика". Важно отметить, что расходы на национальную экономику в 2009 году по сравнению с 2008 годом, согласно проекту, увеличились на 34,8%, на национальную оборону - на 25,7%, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - на 31,3%, на жилищно-коммунальное хозяйство - на 68,2%, здравоохранение - на 59,1%.[22] Ощутимо были увеличены расходы по разделу "Общегосударственные расходы", в 2009 году они составят 1 317,4 млрд. руб. (увеличение по сравнению с 2008 годом на 447,1 млрд. руб.). При этом расходы на обслуживание государственного и муниципального долга планировались в размере 198,0 млрд. руб. Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" на 2009 год были запланированы в размере 1277,5 млрд. руб. Основное место в их структуре занимают ассигнования на содержание Вооруженных Сил РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" планировались в размере 1085,9 млрд. руб. Основное место в их структуре занимали бюджетные ассигнования на: органы внутренних дел - 25,8 % (от ассигнований по всему разделу), органы безопасности - 17,1%, система исполнения наказаний - 13,6%. Расходы на реализацию федеральных целевых программ в рамках данного раздела должны были составить 20818,8 млн. руб. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |