рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Бюджет как инструмент регулирования экономического и социального развития

Табл. 1

Изменение к старому бюджету (млрд руб.)

Расходы нового бюджета (млрд руб.)

Сокращение (рост) после изменения бюджета

Рост (снижение) к расходам 2008 года

Ключевые сокращенные статьи расходов
Другие общегосударственные вопросы -224,5 173,7 -56,4% 19,1%
Субсидии бюджетам субъектов РФ -98,0 394,4 -19,9% -9,5%
Функционирование вооруженных сил РФ -77,1 885,5 -8,0% 14,8%
Дорожное хозяйство -72,3 203,2 -26,2% 12,9%
Прочие вопросы национальной обороны -46,2 117,8 -28,2% 6,9%
Высшее образование -21,2 310,5 -6,4% 10,9%
ФНС, ФТС, прочие органы финнадзора -19,9 210,1 -8,7% 2,3%
Закупки в Росрезерв -19,2 51,8 -27,1% -22,6%
Стационарная медицинская помощь -15,7 178,7 -8,1% 24,8%
Культура -14,8 52,5 -22,0% 4,7%
Исследования в области обороны -13,9 160,3 -8,0% 23,6%
Исследования в области экономики -13,8 111,8 -11,0% 53,7%
Органы внутренних дел -13,7 267,0 -4,9% 9,8%
Органы пограничной службы -12,3 80,1 -13,3% 23,4%
Миграционная политика -9,9 20,9 -32,1% 19,1%
Жилищное хозяйство -9,3 81,0 -10,3% 35,9%
Фундаментальные исследования -8,0 76,6 -9,4% 9,8%
Система исполнения наказаний -7,5 140,5 -5,1% 17,4%
Органы безопасности -6,2 178,9 -3,4% 21,1%
Внутренние войска -6,2 58,8 -9,5% 7,5%
Сельское хозяйство -5,5 30,7 -15,3% -47,1%
Пожарная безопасность -4,6 77,5 -5,6% 303,2%
Охрана водных ресурсов -4,5 10,3 -30,5% -22,5%
Органы юстиции -3,8 57,0 -6,2% 12,9%
Воспроизводство минерально-сырьевой базы -3,7 19,9 -15,8% -12,9%
Физкультура и спорт -3,7 21,0 -15,1% 44,4%
Защита от катастроф -2,2 54,6 -3,9% 9,3%
Модернизация внутренних войск и правоохранительных органов -2,1 0,1 -95,2% -
Среднее профессиональное образование -1,4 37,0 -3,5% 8,9%
Роснаркоконтроль -1,2 18,9 -6,0% 14,4%
Ключевые увеличенные расходы
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов 388,1 2146,4 22,1% 35,9%
Общеэкономические вопросы 324,0 339,2 2132,8% 2177,4%
Другие вопросы в области национальной экономики 295,7 618,4 91,6% 24,8%
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации 147,9 579,8 34,2% 48,5%
Социальное обеспечение населения 126,7 212,2 148,0% 189,8%
Международные отношения и международное сотрудничество 46,2 117,8 64,6% 76,4%
Транспорт 32,5 202,3 19,2% 73,9%
Субвенции бюджетам субъектов Российской федерации и муниципальных образований 32,0 259,8 14,0% 69,6%
Обслуживание государственного и муниципального долга 31,1 229,1 15,7% 49,4%
Телевидение и радиовещание 10,3 39,7 34,9% 50,1%
Топливно-энергетический комплекс 9,1 31,8 40,3% 223,8%
Резервные фонды 5,2 10,9 91,1% -
Пенсионное обеспечение 1,6 215,1 0,8% 1,4%

Ключевые перераспределения расходов

сумма перераспределения (млрд руб.)

перераспределенные средства от общих расходов

Другие общегосударственные вопросы -9,4 -5,4%
Стационарная медицинская помощь -2,6 -1,4%
Дорожное хозяйство -1,5 -0,7%
Другие вопросы национальной экономики -1,1 -0,2%
Высшее образование 1,1 0,3%
Транспорт 1,1 0,6%
Субсидии бюджетам субъектов РФ 11,7 3,0%


Основные задачи бюджетной политики на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу

В своём вступительном слове на совещании с членами Правительства и руководителями палат Федерального Собрания о бюджетной политике в 2010–2012 годах Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил, что к списку целей бюджетной политики, намеченных ранее, которые остаются неизменными, должны быть добавлены дополнительные элементы [14]:

1.  Адаптация бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

2.  Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности.

3.  Реструктуризация бюджетных расходов с целью создания источников повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления.

Для достижения этих целей Президентом Российской Федерации указывается на необходимость решения следующих основных задач:

1.  Обеспечить исполнение социальных обязательств и добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот.

2.  Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.

3.  Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от расходов бюджета.

4.  Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда.

5.  Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

6.  Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.

7.  Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.

8.  Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

9.  Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

10.  Определить и реализовать комплекс мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи [16].

Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008–2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

·  превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

·  обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

·  дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;

·  обеспечение исполнения расходных обязательств;

·  проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

·  переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

·  применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;

·  повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

·  решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;

·  содействие опережающему социально–экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

Бюджет 2008–2010 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны (рис. 2).


Рис. 2

Таким образом, бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

Основная задача бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства (рис.3).


Рис. 3

Федеральный бюджет на 2008 год и период до 2010 года соответствует этому требованию, обеспечивая достойную жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:

·  сокращении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16 до 10,7%;

·  повышении соотношения средней заработной платой в бюджетной сфере и прожиточным минимумом трудоспособного населения с 1,7 до 2,6;

·  повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 1,01 до 1,32;

·  увеличении объема вводимого жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров       в год устойчивый рост для экономики, характеризующийся:

·  сохранением темпов экономического роста на уровне 6% ВВП;

·  снижением уровня инфляции до 5,0 – 6,0%;

·  увеличением инвестиций в основной капитал более чем в два раза;

·  ростом прямых иностранных инвестиций в долларовом выражении в полтора раза;

·  уверенность в будущем для страны, выражающуюся в:

·  увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 68,5 лет;

·  повышении коэффициента рождаемости с 10,4 до 11,6 на тысячу человек в год;

·  снижении смертности с 15,2 до 12,6–12,8 на тысячу человек;

·  поддержании высокого научного потенциала и развитии приоритетных отраслей науки и технологий;

·  диверсификации промышленности и повышении доли инновационной продукции в объеме экспорта и продаж на внутреннем рынке;

·  обеспечении национальной безопасности и готовности к отражению внешних и внутренних угроз.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.


Заключение

Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах. Была создана качественно новая система - Федеральное казначейство РФ - которая позволила на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета Российский Федерации. Принят новый Налоговый кодекс, регулирующий взаимоотношения государства с налогоплательщиками, четко разграничивает полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов и приравненных к ним платежей и в целом стал серьезным шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы. Создан Резервный Фонд и фонд национального благосостояния, позволяющие в настоящее время экономической системе РФ нормально выполнять расходные обязательства даже в условиях серьёзного дефицита бюджета.


Список литературы

1.  Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М. В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат,2004. – 544 с.

2.  Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 384с.: ил.

3.  Экономика : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С.Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2005. – 831 с. : ил. – (Homo faber)

4.  Банки и банковские операции. под ред. Е.Ф. Жукова М.: «Юнити» 2007.

5.  Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. Вахрина П.И. – М.: Юрайт-Издат, 2003

6.  Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы / Колл. авторов; под ред. Афанасьева О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.

7.  Экономика. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2006.

8.  Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2005.

9.  Организация денежно-кредитного регулирования: Учеб.-метод. пособие/Кочетков С.В., Муравецкий А.Н., Под. общ. ред. Кочеткова С.В.-Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.-208 с.

10.  Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие/ Бабич А.М., Павлова Л.Н.-М.: Юнити, 2000.

11.  Финансы. Денежное обращение и кредит. Под ред. Г.Б. Полякова. М., 2001.

12.  “Экономическая теория: учеб. для вузов”/ под ред.А.И. Добрынина, Л.С.

13.  Макконнелл К.Р. Брю С.Л. “Экономикс”. М., 1992. Т.1.

14.  Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах / 25.05.2009 / [http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/05/216772.shtml]

15.  Газета «Коммерсантъ» № 47 (4102) / 18.03.2009

16.  Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации – Бюджетная политика / [http://www1.minfin.ru/ru/budget/policy/]


Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.