рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Теория и практика проведения налоговых проверок юридических лиц

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (его форму см. в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

Обратите внимание: в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Статья 93.1 НК РФ взаимосвязана со ст. 93 НК РФ и является своего рода специальной по отношению к ней, так как непосредственно процедура представления документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках происходит по общим правилам ст. 93 НК РФ, гласящей об истребовании документов при проведении налоговых проверок.

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ определяется процедура истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (форму такого поручения см. в Приложении N 6 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации). А при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) (форму такого требования смотрите в Приложении N 5 к Приказу ФНС от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

Выемка документов и предметов - это еще одно весьма серьезное процессуальное действие, проводимое в рамках выездной проверки налоговых органов. Регламентирована такая выемка ст. 94 НК РФ.

Это действие производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (см. Приложение N 7 к Приказу ФНС России N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. При этом должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. В случае отказа лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

Обратите особое внимание: не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки (Постановление ФАС Уральского округа от 1 ноября 2005 г. N Ф09-4928/05-С2).

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы в протоколе о выемке делается специальная отметка (форма протокола закреплена в Приложении N 8 к Приказу ФНС России N ММ-3-06/338 "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

Согласно положениям ст. 95 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Назначается экспертиза постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (форму такого постановления см. в Приложении N 9 к Приказу ФНС России N ММ-3-06/338 "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Эксперт вправе ознакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявить ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов. Он может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Свое заключение эксперт дает в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

В соответствии с п. 6 ст. 95 НК РФ должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ, о чем составляется протокол (форму протокола об ознакомлении проверяемого лица с постановлением см. в Приложении N 10 к Приказу ФНС N ММ-3-06/338 "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

Пункт 7 ст. 95 НК РФ гласит, что при назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

- заявить отвод эксперту;

- просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

- ознакомиться с заключением эксперта.

В п. 10 ст. 95 НК РФ получило фиксацию положение, согласно которому дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту. Повторная же экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается однозначно уже другому эксперту. Эти виды экспертизы назначаются с соблюдением всех вышеназванных требований ст. 95 НК РФ.

3.8 Как себя вести налогоплательщику

Сегодня на практике нередко встречаются случаи, когда во время проведения налоговых проверок принимаемые налоговыми органами акты и действия (бездействие) их должностных лиц не только нарушают права и законные интересы налогоплательщика, но и препятствуют осуществлению экономической деятельности. При этом у проверяемого субъекта есть два варианта поведения: выполнять требования налогового органа и его должностных лиц (лояльная политика) либо занять более жесткую позицию и не выполнять такие требования.

Прежде всего необходимо определиться, какая именно налоговая проверка назначена. Налоговый кодекс РФ в ст. 87 предусматривает два возможных вида налоговых проверок: камеральную налоговую проверку и выездную налоговую проверку. Повторная выездная налоговая проверка проводится в большей степени по правилам, предусмотренным налоговым законодательством для выездной проверки, и является разновидностью последней.

В зависимости от того, какая именно проверка назначена, следует выбрать своеобразную тактику поведения. И если при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщику достаточно знать определенный набор своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей представителей налогового органа, то к тактике своего поведения при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику необходимо подойти более серьезно.

Сначала поговорим о тех основных моментах статуса налогоплательщика, его правах и обязанностях, на которые необходимо обратить особое внимание.

Права налогоплательщиков, в том числе при проведении налоговых проверок, перечислены в ст. 21 НК РФ. Многие из них действительно могут сыграть важную, а иногда и решающую роль при условии их правильного и своевременного применения на практике. В соответствии с указанной статьей налогоплательщику предоставлено право:

- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

- представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (Постановления ФАС Московского округа от 12 мая 2009 г. N КА-А41/3611-09 по делу N А41-19255/08 и ФАС Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2009 г. N А01-1972/2008-12);

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки (Постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2009 г. N КА-А40/1670-09 по делу N А40-22512/08-141-71);

- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (Постановление ФАС Центрального округа от 7 мая 2007 г. N А64-5197/06-19);

- требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

- на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

- на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

- на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ (Постановления ФАС Уральского округа от 25 мая 2009 г. N Ф09-3310/09-С3 по делу N А07-13312/2008-А-ЧСЛ и ФАС Московского округа от 12 марта 2009 г. N КА-А40/1670-09)..

Согласно ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) также обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Отметим, что налогоплательщикам необходимо не только знать, но и уметь пользоваться своими правами для защиты интересов организации, а порой и своих собственных интересов (применительно, например, к таким субъектам, как руководитель и (или) главный бухгалтер).

Наряду с этим налогоплательщик, пользуясь своими правами, всегда должен помнить и об обязанностях в рамках проведения выездной налоговой проверки. Перечислим некоторые из них:

- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

- обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Подробнее об обязанностях налогоплательщиков в рамках выездной налоговой проверки смотрите в ст. ст. 23 и 89 НК РФ.

Обратите внимание также на положения ст. 33 НК РФ, закрепляющей общие нормы, касающиеся обязанностей должностных лиц налогового органа, а именно:

- действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

В соответствии со ст. 89 НК РФ визиту налогового инспектора в компанию в обязательном порядке должно предшествовать решение о проведении такой проверки, подписанное руководителем или заместителем руководителя налогового органа. При этом не допускается подписание указанного документа лицом, исполняющим обязанности руководителя или заместителя налогового органа, без точной расшифровки его должности и фамилии. В этом случае такой документ не может быть законным, поскольку отсутствует подпись полномочного лица.

В ходе проведения выездной проверки важно не забыть о реализации такого права, как возможность присутствия при проведении налоговой проверки. Причем, как следует из ст. 21 НК РФ, такое право есть не только у руководителя организации и (или) ее главного бухгалтера, но и у любого иного лица при наличии доверенности, выданной ему на это юридическим лицом. Порой это бывает актуально, если уже в ходе проверки возникают какие-либо разногласия и требуется квалифицированная помощь сторонних специалистов или штатных сотрудников фирмы.

Не стоит игнорировать и такое право налогоплательщика, как возможность предоставления пояснений по исчислению и уплате налогов, поскольку многие из возникших неясностей могут разрешиться уже в ходе проверки. При этом такие объяснения могут даваться как устно, так и письменно, если в этом есть необходимость.


3.9 Золотые рекомендации

Исходя из сущности выездной налоговой проверки и набора прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, в целом обозначим следующие рекомендации для налогоплательщиков:

- помнить, что многие нарушения в бухгалтерском и налоговом учете могут быть устранены еще до того, как начнется выездная налоговая проверка. При возникновении каких-либо сомнений в правильности применения налогового законодательства существует в том числе и легальная возможность проконсультироваться у налоговых органов еще до начала выездной налоговой проверки;

- до начала проведения проверки необходимо по возможности уточнить, какие налоги будут проверяться. Такую информацию можно получить при изучении перечня вопросов, которые у представителя налогового органа должны быть готовы, когда он приходит к налогоплательщику с целью проведения проверки. Указанные вопросы, как правило, представляют собой программу проверки и, несмотря на служебное назначение, не являются конфиденциальными сведениями. При этом обратите внимание, что если какие-либо вопросы расписаны более детально, то можно обоснованно предположить, что им будет уделено особое внимание;

- следует фиксировать нарушения налоговых органов, но не помогать их устранять. При выявлении нарушений, допущенных сотрудниками налоговых органов, следует составлять акт о нарушении с участием двух и более лиц, в присутствии которых это нарушение допущено;

- в ходе проверки следует оценивать последствия указаний налогоплательщика на допускаемые налоговыми инспекторами нарушения в ходе проверки;

- следует корректно отвечать на требования представителей налоговых органов;

- внимательно относиться к требованиям налоговых органов. Во время проверки инспекторы предъявляют налогоплательщикам немало требований: представить подтверждающие документы, дать необходимые пояснения и т.д., однако многие из таких требований не имеют законных оснований;

- перед исполнением требования налогового органа обязательно оценить свою позицию после совершения определенных действий. Нередко налоговые органы пытаются переложить свою работу на налогоплательщиков, например не изучают первичную документацию компании, а требуют представлять справки и выписки, содержащие сводные или аналитические данные. С одной стороны, налогоплательщик не обязан представлять документы, которых у него нет, а обязанность составлять новые документы специально для проверяющих лиц налогового органа законодательством не установлена. Поэтому налогоплательщик вправе сообщить налоговому органу об отсутствии затребованных документов. В то же время в некоторых случаях налогоплательщику гораздо выгоднее самому подготовить такие документы;

- внимательно изучить акт выездной налоговой проверки. Все указанные в акте нарушения должны быть подтверждены соответствующими законодательными актами.


Глава 4. Мероприятия, проводимые налоговыми органами по окончанию выездной налоговой проверки

 

4.1 Рассмотрение дела о налоговом правонарушении

После составления и вручения налогоплательщику акта налоговой проверки начинается следующий этап налогового контроля - рассмотрение дела о налоговом правонарушении и вынесение решения о наложении штрафа.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о времени и месте рассмотрения ее материалов.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения этих материалов, за исключением случая, если участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

- объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие вышеуказанных лиц либо об отложении рассмотрения;

- в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

- разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

- вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости - и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений на результаты налоговой проверки не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Как правило, текст письменного возражения на результаты налоговой проверки обычно начинается с заявления организации о несогласии с выводами и фактами, которые изложены в акте налоговой проверки; затем приводятся сами возражения, которые опровергают позицию налогового органа (в соответствии с пунктами акта). Мнение о неправомерности привлечения налогоплательщика к ответственности обычно подкрепляется ссылками на положения Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Кроме того, могут приводиться ссылки на письма Минфина России или ФНС России, арбитражную практику (ВАС РФ и арбитражных судов округа, в котором работает организация), подтверждающие практику компании.

Наиболее часто в письменных возражениях на результаты налоговой проверки приводятся следующие доводы:

- несвоевременное перечисление налога не является причиной наложения штрафа (в соответствии со ст. 122 НК РФ состав правонарушения возникает, только если недоимка образуется в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога либо других неправомерных действий организаций, - Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 N 15162/06);

- наличие переплаты, которая образовалась в периоде, предшествующем дате образования недоимки, не влечет начисление штрафа в соответствии со ст. 122 НК РФ (п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации");

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.