|
Курсовая работа: Целевое использование нефтегазовых доходов федерального бюджета РФКурсовая работа: Целевое использование нефтегазовых доходов федерального бюджета РФОглавление Введение Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета 1.1 Нефтегазовый дефицит федерального бюджета и нефтегазовый трансферт 1.2 Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета Глава 2. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния 2.1 Резервный фонд 2.2 Фонд национального благосостояния Заключение Список использованных источников Введение Актуальность. Общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда РФ являлась высокая зависимость экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Вследствие этого основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего динамики мировых цен на нефть. Преобразование в соответствии с Законами 2007 г. N 63-ФЗ и 247-ФЗ[1] Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния исходит из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Такое разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и нефтегазовые доходы. Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках. Степень разработанности темы исследования. В современных исследованиях проблемам использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ уделяется еще недостаточно внимания. Можно выделить статью Данилина М.В. ″Изменение в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния″ (2008г.)[2], постатейные комментарии к Бюджетному кодексу РФ[3], различные статьи с официального сайта Минфина, в том числе информационные сообщение об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета[4]. Цель исследования. Проведение анализа использования нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятия нефтегазового дефицита федерального бюджета и нефтегазового трансферта; - исследовать учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета; - рассмотреть формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Объект исследования. Использование нефтегазовых доходов федеральным бюджетом. Предмет исследования. Финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В процессе написания представленной курсовой работы были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, а также такие частно-научные методы как формально-юридический и сравнительно-правовой. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка использованных источников информации. Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета 1.1 Нефтегазовый дефицит федерального бюджета и нефтегазовый трансферт Статья 96.7. Бюджетного кодекса РФ[5] вводит понятие нефтегазового дефицита федерального бюджета, представляющего собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Иначе говоря, нефтегазовый дефицит федерального бюджета - это превышение расходов федерального бюджета над доходами федерального бюджета, не являющимися нефтегазовыми доходами и доходами от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. А проще - разность между доходами, не зависящими от нефти и газа, и расходами. В пункте 1 ст. 92 Бюджетного кодекса установлено, что дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета. Как отмечалось в пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг., важным фактором, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, является предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций: 1) в ближайшие несколько десятилетий физический объем добычи и экспорта нефти и газа будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год. Это приведет к сокращению доли нефтегазового сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития России, указанная доля сокращается с 21% в 2006 г. до 14,9% в 2010 г. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в последующие годы; 2) продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля (хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы); 3) прогнозируемое снижение цен на нефть с 61 долл. США в 2006 г. и 55 долл. США в 2007 г. до 50 долл. США в 2010 г. В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 г. нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. они сокращаются до 5,3% ВВП[6]. Согласно долгосрочному прогнозу к 2025 г. поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть - 40 - 50 долл. США в ценах 2006 г.) до уровня менее 4% ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы нефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 пунктов ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга[7]. Использование концепции "нефтегазового баланса бюджета" позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость. Норма п. 2 статьи, согласно которой нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, закреплена с учетом нормы п. 2 ст. 96.8 Бюджетного кодекса, согласно которой величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% ВВП, и нормы п. 3 ст. 94 Бюджетного кодекса, согласно которой общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1% ВВП. Причем как норма п. 2 статьи 96.8, так и норма п. 2 ст. 96.8 Кодекса вступают в силу только с 1 января 2011 г. С учетом переходных положений Закона 2007 г. N 63-ФЗ[8] нефтегазовый дефицит федерального бюджета не должен превысить: 7,1% ВВП в 2008 г., 6,5% ВВП в 2009 г. и 5,5% ВВП в 2010 г. При этом Закон о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. принят из расчета планируемого нефтегазового дефицита бюджета в размере 6,6% ВВП в 2008 г., 5,9% ВВП в 2009 г. и 5,3% ВВП в 2010 г. 3. Источниками финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета согласно п. 3 статьи 96.8 являются нефтегазовый трансферт (т.е. средства нефтегазовых доходов федерального бюджета и средства Резервного фонда) и источники финансирования дефицита федерального бюджета. Размер нефтегазового трансферта устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 96.8 Бюджетного кодекса. С учетом нормы п. 3 ст. 94 Кодекса размер иных источников покрытия нефтегазового дефицита федерального бюджета не может превышать 1% ВВП (при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. размер прочих источников, нежели нефтегазовый трансферт, планировался как 0,5 - 0,8% ВВП). В пункте 1 статьи 96.8 Бюджетного кодекса определено понятие "нефтегазовый трансферт": часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Причем Резервный фонд согласно п. 1 ст. 96.9 Кодекса используется для осуществления нефтегазового трансферта только в случае недостаточности нефтегазовых доходов для этих целей. В соответствии с п. 2 ст. 199 Кодекса объем нефтегазового трансферта относится к основным характеристикам федерального бюджета. В соответствии с п. 2 статьи 96.8 величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год подлежит утверждению в абсолютном размере федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При этом установлено, что абсолютный размер величины нефтегазового трансферта на финансовый год исчисляется как 3,7% ВВП. Во взаимосвязи с данной нормой находятся положение п. 2 ст. 96.7 Кодекса, согласно которому нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, и п. 3 ст. 94 Кодекса, согласно которому общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1% прогнозируемого ВВП. Нормы п. 2 статьи 96.8 и п. 2 ст. 96.7 Кодекса вступают в силу только с 1 января 2011 г. До указанной даты объем нефтегазового трансферта в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ[9] утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем: в 2008 г. - 6,1% прогнозируемого на 2008 г. объема ВВП; в 2009 г. - 5,5% прогнозируемого на 2009 г. объема ВВП; в 2010 г. - 4,5% прогнозируемого на 2010 г. объема ВВП. В пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. указывалось, что максимальный ежегодный размер трансферта 3,7% ВВП позволяет, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и стабильный, даже при низком уровне цен на нефть, уровень расходов бюджета, а с другой стороны, соответствует цели создания Фонда национального благосостояния - обеспечивает стабильность бюджетной политики и позволяет поддерживать Резервный фонд на случай резких перепадов цены, а при благоприятных сценариях - и накапливать средства в Фонде национального благосостояния. Учитывая это, предложено на долгосрочную перспективу закрепить объем нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП, а в "переходный период" в 2008 - 2010 гг. - с понижением с 6,1% до 4,5% пропорционально снижению нефтегазовых доходов (см. комментарий к ст. 96.6 Кодекса) примерно на четверть (с 6,8 до 5,2% ВВП). При этом отмечено, что поддержание более высокого уровня трансферта (4,5% и 5% ВВП) на длительную перспективу ведет к тому, что уже в ближайшие десять лет произойдет значительное расходование ранее накопленных средств даже при среднем уровне цен на нефть. На 2008 - 2010 гг. объем нефтегазового трансферта утвержден на 2008 г. в сумме 2135,0 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 2103,6 млрд. руб. и 2016,0 млрд. руб. соответственно[10]. 1.2 Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета Пункт 1 статьи 96.12 Бюджетного кодекса предписывает вести учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Банке России. Раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и нефтегазовых доходов федерального бюджета является составной частью методологии ″нефтегазового баланса″, подлежащей использованию в бюджетном планировании в соответствии с комментируемой главой. В соответствии с п. 2 статьи 96.12 Бюджетного кодекса осуществляется использование остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года в объеме поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года (к данной норме отсылает и п. 4 ст. 94 Кодекса, определяющий порядок использования остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года). Средства подлежат зачислению в Резервный фонд. Если при этом накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины, устанавливаемой в соответствии с п. 2 ст. 96.9 Кодекса, то средства в части этого превышения подлежат зачислению в Фонд национального благосостояния. Зачисление остатков средств должно быть осуществлено в срок до 1 февраля текущего финансового года. В соответствии с п. 3 статьи 96.12 расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляет Минфин России. Порядок осуществления таких расчетов и перечислений устанавливает Правительство РФ. Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния согласно п. 4 комментируемой статьи осуществляется в том же порядке, который установлен для учета операций со средствами федерального бюджета. Для операций по использованию нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также для отражения доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния выделены отдельные коды классификации доходов бюджетов РФ. Кроме того, выделены отдельные коды для операций со средствами нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в рамках классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. В п. 5 статьи 96.12 Бюджетного кодекса установлен порядок отчетности по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета: операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, со средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния подлежат отражению в отчете об исполнении федерального бюджета; Правительство РФ обязано составлять и представлять в составе отчетности об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу и Совет Федерации ежеквартальный и годовой отчеты о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчеты об управлении средствами указанных фондов. Пункт 6 статьи 96.12 в развитие закрепленного в ст. 36 Кодекса принципа прозрачности (открытости) возлагает на Минфин России обязанность по ежемесячному опубликованию сведений: о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета в отчетном месяце; о величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце. Информационное сообщение об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета от 02.11..2009г. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в октябре 2009 г. на счет по учету средств федерального бюджета поступили нефтегазовые доходы федерального бюджета за сентябрь 2009 г. в размере 360,57 млрд. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 ″О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния ″ указанные нефтегазовые доходы были направлены на обеспечение нефтегазового трансферта в полном объеме. В октябре 2009 г. использование средств Резервного фонда в целях обеспечения нефтегазового трансферта и сбалансированности федерального бюджета не осуществлялось. По состоянию на 1 ноября 2009 г. совокупный объем Резервного фонда составил 2 242,09 млрд. рублей, что эквивалентно 77,18 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда по состоянию на 1 ноября 2009 г. составили: · 32,89 млрд. долларов США; · 23,07 млрд. евро; · 5,15 млрд. фунтов стерлингов. По состоянию на 1 ноября 2009 г. резервная позиция Российской Федерации в МВФ, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила 991,94 млн. СДР. Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января 2009 г. по 31 октября 2009 г. составила 1,57 млрд. долларов США, что эквивалентно 45,54 млрд. рублей. Расчетные суммы процентного дохода от размещения средств фонда на отдельных счетах в иностранной валюте составили (в валюте счета и рублевом эквиваленте): 0,29 млрд. долларов США (8,37 млрд. рублей); 0,70 млрд. евро (29,95 млрд. рублей); 0,15 млрд. фунтов стерлингов (7,23 млрд. рублей). Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте за период с 15 января 2009 г. по 31 октября 2009 г. составила положительную величину – 23,94 млрд. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 ″О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния″ со счета по учету средств Фонда национального благосостояния для размещения на депозиты во Внешэкономбанк по состоянию на 1 ноября 2009 г. было перечислено 572,79 млрд. рублей, из них: · 284,34 млрд. рублей - на депозиты со сроком возврата не позднее 31 декабря 2019 г. и процентной ставкой 7 % годовых (в октябре 2009 г. – 16,99 млрд. рублей); · 103,44 млрд. рублей – в октябре 2009 г. на депозиты со сроком возврата не позднее 25 декабря 2020 г. и процентной ставкой 8,5 % годовых; · 175,00 млрд. рублей - на депозит со сроком до 21 октября 2013 г. и процентной ставкой 7 % годовых; · 10,00 млрд. рублей – на депозит со сроком до 25 декабря 2017 г. и процентной ставкой 8,5 % годовых. В октябре 2009 г. на счет по учету средств Фонда национального благосостояния были зачислены, а затем конвертированы в иностранную валюту доходы от размещения средств фонда на депозиты во Внешэкономбанке в сумме 4,64 млрд. рублей. Указанные конверсионные операции были осуществлены согласно утвержденной ранее валютной структуре по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату их проведения, и не оказали влияние на конъюнктуру валютного рынка. По состоянию на 1 ноября 2009 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 2 712,56 млрд. рублей, что эквивалентно 93,38 млрд. долларов США. По состоянию на 1 ноября 2009 г. остатки средств составили: 1) на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в Банке России: · 32,43 млрд. долларов США; · 23,15 млрд. евро; · 4,19 млрд. фунтов стерлингов; 2) на депозитах во Внешэкономбанке: · 572,79 млрд. рублей. Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января 2009 г. по 31 октября 2009 г. составила 1,13 млрд. долларов США, что эквивалентно 32,87 млрд. рублей. Расчетные суммы процентного дохода от размещения средств фонда на отдельных счетах в иностранной валюте составили (в валюте счета и рублевом эквиваленте): 0,26 млрд. долларов США (7,47 млрд. рублей); 0,48 млрд. евро (20,72 млрд. рублей); 0,10 млрд. фунтов стерлингов (4,68 млрд. рублей). Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте за период с 15 января 2009 г. по 31 октября 2009 г. составила отрицательную величину – (-) 54,44 млрд. рублей. Показатели совокупного объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также расчетных сумм дохода от размещения средств фондов рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов. Глава 2. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния 2.1 Резервный фонд Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет: - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; - вывозных таможенных пошлин на газ природный; - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния. Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета[11]. Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации. Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[12]. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |