рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Денежные суррогаты и их использование в различных экономиках

Курсовая работа: Денежные суррогаты и их использование в различных экономиках

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА экономики

Курсовая работа по курсу

«Финансы»

на тему:

Денежные суррогаты и их использование в различных экономиках

Выполнила:

Студентка гр. 6301

Экстерн-обучения

Пилипенко Н.П.

Набережные Челны

2008


Оглавление

Введение

Определение денежных суррогатов и их место в современных денежных системах

1.1 Возникновение денежных суррогатов

1.2 Роль денежных суррогатов в современной экономике

2. Электронные деньги как новый вид денежных суррогатов

2.1 Сущность "электронной наличности"

2.2 Системы на рынке электронных финансовых услуг РФ

3. Примеры денежных суррогатов

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В экономической литературе проблема денежных суррогатов практически не рассматривается.

До настоящего времени не возникало ситуаций, при которых эмиссия денежных суррогатов приобретала бы такое большое влияние на экономические процессы, как это произошло в современной России, а также (хотя и в меньшей степени) в экономике некоторых других стран, вставших на путь развития рыночных отношений.

Широкое распространение, которое получили денежные суррогаты в России в начале 90-х годов, можно объяснить теми особенностями, связанными с переходом от административно-планового хозяйства к рыночной экономике, которые характеризовали экономическую ситуацию в нашей стране в этот период, а именно:

- банковская система, созданная для работы в условиях планового хозяйства, не могла выполнять свои кредитные функции так, как этого требует рыночная экономика;

- государственная власть в стране не обладала достаточной силой и опытом, чтобы запретить использование денежных суррогатов или провести реформу денежной системы;

- высокая инфляция привела к доминированию спекулятивной составляющей спроса на деньги.

Кроме того, эмиссия денежных суррогатов в той или иной форме может присутствовать (и присутствует) в экономике любой страны мира, другое дело, что из-за своих незначительных объемов она, как правило, не оказывает заметного влияния на экономическую ситуацию в этой стране. При этом было бы ошибкой полностью исключать возможность возникновения условий, при которых масштабы этой эмиссии могут стремительно увеличиться.

Резко возрастающее значение фактора эмиссии денежных суррогатов в странах с переходной экономикой, а при определенных условиях - и в странах с развитой рыночной структурой, предполагает дальнейшее исследование данных финансовых обязательств, способное не только отразить реалии сегодняшнего дня, дать им теоретическое объяснение, но и сделать ряд практических выводов, которые могут быть учтены в будущем при формировании государственной экономической политики.

С точки зрения практики интерес к данной теме можно объяснить возросшим влиянием денег на экономику нашей страны, что связано с ее реформированием, направленным на развитие рыночных отношений и отказом от административно-командных методов управления. Вместе с тем особенностью переходной экономики России, как уже было отмечено выше, стало широкое развитие системы расчетов, основанной на использовании денежных суррогатов, что приводит к неправильной оценке потребности экономики нашей страны в деньгах и, следовательно, отрицательно влияет на эффективность проводимой кредитно-денежной политики.

Другим немаловажным фактором, объясняющим повышенное внимание к проблеме денег и их заменителей, являются бюджетные кризисы 90-х годов в России, вызванные ошибками, допущенными при составлении соответствующих федеральных бюджетов, которые, на мой взгляд, в немалой степени обусловлены искажением и неправильной трактовкой статистической информации в связи с широкими масштабами эмиссии денежных суррогатов.

Исходя из опыта последних лет можно сказать, что эмиссия денежных суррогатов в основном носит частный характер и ее размеры находятся в обратной зависимости от способности денег выполнять свои функции так, как это необходимо субъектам экономики, а также от их доступности. Поэтому, эмиссия частных квазиденег принимает значительные размеры, когда в экономике происходит глобальная трансформация, а государство не может проводить адекватную этой трансформации денежную политику или просто игнорирует происходящие в экономике изменения. Однако сосуществование денежной эмиссии и значительной эмиссии денежных суррогатов будет оказывать постоянное дестабилизирующее влияние на проводимую государством экономическую политику. Следовательно, государство рано или поздно столкнется с необходимостью реформирования денежной системы, то есть закрепленной законом формы организации денежного обращения в стране (11).

Целью данной курсовой работы является теоретический анализ причин появления денежных суррогатов, особенностей и закономерностей обращения данных финансовых обязательств, а также определение их роли в современной экономике.

Учитывая тот факт, что данные вопросы практически не разработаны в современной литературе, главное внимание было уделено решению следующих задач:

- раскрыть содержание термина «денежные суррогаты», а также проследить процесс возникновения и развития данных финансовых обязательств;

- определить место и роль денежных суррогатов в современной экономике;

- рассмотреть возможность включения в структуру денежной массы денежных суррогатов.

Основой данной работы являются положения современной экономической науки в области теории денег, денежного обращения и кредитно-денежной политики, а также материалы периодической печати, законодательные акты и инструктивные документы Российской Федерации.

Предметом исследования в данной работе стали денежные суррогаты и их роль в современной экономике.

В работе рассматриваются вопросы возникновения и развития эмиссии денежных суррогатов. При этом дается развернутое определение денежных суррогатов (частных квазиденег) и анализируются выполняемые ими функции.


1. Определение денежных суррогатов и их место в современных денежных системах

 

1.1 Возникновение денежных суррогатов

Возникновение и эволюционное развитие денежных суррогатов тесно связано с появлением и развитием денег, поэтому прежде, чем приступать к исследованию данных финансовых обязательств, по моему мнению, необходимо проанализировать понятие денег и показать процесс их трансформации в современную кредитную форму(12).

Исчерпывающий перечень причин, порождающих необходимость денег, можно найти в работе Л. Харриса:

1. отсутствие синхронизации поступлений и платежей, затрудняющее товарообмен;

2. наличие трансакционных издержек, то есть затрат труда и ресурсов, необходимых для осуществления товарообменных сделок (в этом случае деньги являются средством минимизации издержек);

3. неопределенность хозяйственных перспектив, вынуждающая участников оборота накапливать денежные остатки для страховки от неплатежа или других рисков;

Автор придерживается мнения, что в настоящее время вся эмиссия денег носит кредитный характер. Исключение составляют монеты из драгоценных металлов, имеющие собственную номинальную стоимость и являющиеся законным средством платежа, которые, однако, в большинстве случаев выполняют функцию сувениров.

4. время как неотъемлемый элемент процессов производства и обращения товаров, придающее деньгам роль «связующего звена между настоящим и будущим» (12).

В марксистской экономической литературе, как известно, названы пять функций денег: меры стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ и накопления, средства платежа, а также мировых денег(10). Данная точка зрения больше подходит для эпохи биметаллического и монометаллического стандартов, когда деньги имели реальную стоимость. Она была приемлема и ее положения практически не вызывали сомнений до тех пор, пока серебро, а за ним и золото, не стали вытесняться из обращения.

Начало этому процессу положил выпуск в 1716 году во Франции первых банкнот, обеспеченных золотом, которые имели хождение наравне с золотыми монетами. В последующие два столетия эмиссия подобных обязательств повсеместно приобрела массовый характер. Однако после первой мировой войны, когда в большинстве стран золото было окончательно вытеснено из обращения, произошло обособление стоимости банкнот от стоимости золота. Таким образом, деньги перестали выполнять функцию образования сокровищ, а после отказа в 30-е годы XX века Центральных банков большинства государств обменивать банкноты на золото ушло в небытие понятие всеобщего эквивалента.

В настоящее время в качестве основных функций денег большинство экономистов выделяют функции средства обращения, средства измерения стоимости и средства сохранения (накопления) стоимости(4).

Как было показано выше, неразменные бумажные деньги приобрели полную независимость от золота, которое представляет собой такой же товар, как и все остальные, но не более того.

В этих условиях главное значение приобретает такая форма денег, как кредитные деньги. Они представляют собой обязательства, взятые на себя эмитентом на принципах возвратности, срочности и платности, при этом основой их покупательной способности служит рыночная стоимость уже произведенных или предполагаемых к производству товаров и услуг, выраженная в денежных единицах на момент выдачи обязательства. Однако каждое новое, выданное обязательство через некоторый промежуток времени начинает влиять на паритет относительных стоимостей товаров и услуг, а также на стоимость ранее выпущенных обязательств, таким образом, покупательная способность денег постоянно меняется.

Традиционно крупнейшим эмитентом данных финансовых обязательств (кредитных денег) является государство, которое берет на себя также и функцию контроля над объемом их выпуска другими эмитентами, стараясь поддерживать тем самым стабильность покупательной способности денежной единицы. Но ввиду того, что механизм государственного регулирования не всегда может адекватно реагировать на изменение спроса на деньги, в экономике возникает их дефицит или избыток. Если эти процессы приобретают повсеместное распространение и продолжаются достаточно долго, то на денежном рынке создаются условия для эмиссии особых финансовых обязательств для обозначения которых в экономической литературе используются понятия "почти деньги" или "квазиденьги".

Частные квазиденьги - это частные обязательства, в той или иной степени выполняющие все функции денег, объем выпуска которых на данном этапе их существования (в качестве частных квазиденег) не попадает под контроль государства. Следовательно, эмиссия данных финансовых обязательств возникает как защитная реакция рынка на дисбаланс между спросом на деньги и предложением денег, при этом ее размеры зависят только от того, сколько подобных обязательств готов поглотить рынок.

Чем большие масштабы принимает эмиссия частных квазиденег, и чем дольше государство ее не замечает или просто по экономическим или политическим причинам не может взять под свой контроль, тем большее воздействие данная эмиссия оказывает на обращение государственных и частных денег в стране, а через него и на макроэкономическую ситуацию.

В начале 90-х годов XX века в России была предпринята попытка выделить в особую группу финансовые обязательства, получившие название «денежные суррогаты». Главным их отличием от квазиденег, по мнению ряда авторов, является «…нерыночный характер их обращения: вместо того, чтобы оплачивать свои векселя и другие обязательства всем кредиторам, эмитент определяет, у кого, сколько и по какой цене он их возьмет в оплату за свою продукцию или в погашение задолженности» (3). Однако, на мой взгляд, такой подход, приводит к тому, что одни и те же виды финансовых обязательств можно отнести и к квазиденьгам и к денежным суррогатам. Например, векселя, выполняющие одни и те же функции, но выпускаемые добросовестным эмитентом будут считаться квазиденьгами, а недобросовестным - денежными суррогатами. Такое разграничение правомерно, но в данной работе термины «частные квазиденьги» и «денежные суррогаты» будут использоваться в качестве синонимов.

На рынке денежные суррогаты (фиктивные деньги, квазиденьги) наиболее широко представлены четырьмя видами средств обмена:

– фальшивые деньги;

– ценные бумаги (векселя, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты и т.д.);

– права требования долга, вытекающие, в первую очередь, из договоров гражданско-правового характера;

– инвалюта, используемая на внутреннем рынке в качестве платежного средства.

 

1.2 Роль денежных суррогатов в современной экономике

Какова роль денежных суррогатов в современной экономике, является ли она позитивной или негативной? Эти вопросы в экономической литературе практически не рассматриваются (1).

Эмиссия денежных суррогатов по-разному оценивается и влияет на экономическое поведение таких субъектов экономики как государство, предприниматели и домохозяйства.

С точки зрения государства наличие в экономике денежных суррогатов представляется отрицательным явлением. Это объясняется следующим:

- государство в этом случае не может адекватно оценить объем обращающихся в экономике платежных средств, следовательно, не может проводить эффективную кредитно-денежную политику;

- значительно затрудняется прогнозирование воздействия дополнительной эмиссии или уменьшения предложения государственных и частных денег на такие макроэкономические показатели, как инфляция, занятость, ВНП и т.п.;

В связи с недостаточностью наличных денег в экономике все большее количество расчетов переходит в сферу неденежной экономики, оборот которой обслуживают взаимные неплатежи, бартер и пестрое семейство денежных суррогатов. И хотя суррогаты разрушают бюджет, навлекают гнев МВФ, они все же дают надежду на выживание предприятиям, задыхающимся от безденежья.

Первым детищем Минфина составившим неплохую конкуренцию деньгам, были казначейские обязательства (КО), выпуск которых начался с 1995 г. и позволил частично решить проблемы финансирования ряда программ, предусмотренных в федеральном бюджете. Суммарная эмиссия казначейских обязательств (с сентября 1994 по декабрь 1995 года) составила 29.1 трлн.рублей. Казначейские обязательства выпускаются Министерством Финансов РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9 августа 1994 года.

КО являлись ценными бумагами с фиксированным доходом в 40% годовых, эмитировались они в виде электронных записей на счетах депо в уполномоченных банках-депозитариях. Их можно было хранить до погашения (при этом доходность стабильно превышала ставки ГКО на 10-30%), рассчитываться по номиналу обязательств со своими поставщиками, а также безусловно погашать ими федеральные налоги по ставке номинал плюс накопленный процентный доход.

Под давлением МВФ, который счел КО денежным суррогатом, ведущим к скрытой инфляции, с января 1996 года Минфин прекратил выпуск казначейских обязательств.

По итогам 1995 года Казначейские обязательства стали вторыми по объему и популярности после ГКО ценными бумагами обращающимися на российском фондовом рынке.

КО были признаны «нерыночным» не потому что их доходность низка, а потому, что они выпускались государством, принимались в оплату налогов и фактически являлись “альтернативными” деньгами, выпускавшимися Минфином в обход Центрального банка. Но с другой стороны уже отлаженный механизм функционирования КО, а также кризис неплатежей в стране, заставляют Минфин искать сходные инструменты развязывания неплатежей между бюджетом и предприятиями.

В 1996 году эстафета щадящего казну способа финансирования перешла к казначейским налоговым освобождениям (КНО). Согласно нормативным документам, КНО не являлись ценными бумагами, что автоматически вело к формальному запрету на куплю-продажу и залог КНО. Сфера их использования ограничивалась погашением налоговой задолженности в федеральный бюджет или передачей кредиторам получателя КНО, причем только таким, которые имели задолженность перед бюджетом на ту же сумму и тот же срок, который указан в конкретном приказе Минфина о выделении КНО.

Однако был найден вполне законный способ продажи КНО любому должнику бюджета посредством заключения фиктивного договора поставки с предоплатой в виде КНО, дальнейшим его расторжением и возвратом средств. Первые сделки по КНО прошли в конце февраля - начале марта 1996 года.

Обращения данных бумах регламентируется исключительно приказами Министерства Финансов и подведомственными актами министерств. Данные бумаги позволяли производить взаимозачет по долгам ряда министерств (Министерство обороны) предприятиям и долгам этих предприятий федеральному бюджету.

КНО нельзя признать полноценным финансовым инструментом прежде всего потому, что их нельзя было погасить деньгами. Это автоматически сужало сферу использования КНО: в отличие от КО банкам и финансовым компаниям как доходный инструмент они не нужны. Из-за неразберихи в оформлении вопрос получения КНО постепенно свелся к открытой борьбе за интересы тех или иных министерств или крупных предприятий в Минфине. КНО стали ходить в узком кругу российских монополистов и под давлением МВФ в июле 1996 года постановлением правительства выдача КНО была прекращена.

Тем временем нехватка госсредств привела с созданию Минфином в сентябре 1996 года схемы так называемого денежного зачета (ДЗ).

1                          Банк                              4

 

 Недоимщик                                    5                          Получатель ДЗ


 2                         Бюджет                         3


Рис.1.2.1 Схема денежного зачета (ДЗ)

1.Выдача целевого кредита.

2.Погашение налоговой задолженности.

3.Бюджетное финансирование.

4.Возврат кредита.

5.Зачет кредиторской задолженности получателя ДЗ перед недоимщиком.

Схема ДЗ (рис.1.2.1) в общих чертах выглядит так. Банк выдает недоимщику (поставщику получателя ДЗ) целевой процентный кредит. Недоимщик платит налоги в бюджет. Бюджет финансирует получателя ДЗ. Получатель ДЗ возвращает кредит в банк, погашая тем самым свою задолженность перед недоимщиком.

На практике получатель ДЗ не всегда имеет поставщиков, которые должны бюджету. С другой стороны, недоимщиков куда больше, чем способен охватить Минфин в рамках целевой кредитной расшивки долгов. Таким образом, существует необходимость превращения ДЗ в реально торгуемый инструмент. Формально такую возможность переуступки прав по ДЗ дает стандартный договор цессии между покупателем и продавцом с регистрацией в уполномоченном банке. К сожалению, при этом возникают проблемы, связанные с налогообложением дисконта для получателя ДЗ (он составляет около 35%), а также проблемы связанные с предоставлением гарантий, так как получатель ДЗ хочет застраховаться от риска неплатежа после оформления ДЗ, а покупатель ДЗ не желает платить вперед. Стандартный выход из этой ситуации - заключение трехстороннего договора с банком-гарантом.

Несмотря на все препятствия, рынок ДЗ достаточно быстро развивается, так как ДЗ может использоваться не только для погашения налогов, но и как удобный расчетный инструмент. Уже в октябре-ноябре размер реально проведенных зачетов составил 12.5 трлн. рублей.

Еще одним плюсом новому рынку стало то, что работа с ДЗ очень выгодна коммерческим банкам. Среди банков, включившихся в работу, лидером является Банк развития предпринимательства. Кроме того, среди уполномоченных банков - Онэксимбанк, «Империал», «Менатеп», «Промрадтехбанк», Промстройбанк России.

Только за период с 1994 по 1998 гг. задолженность увеличилась более, чем в 11,6 раза (с 90,4 до 1056,4 млрд.деном. рублей). Что же касается расчетов суррогатами денег, то их величина в общем объеме платежно-расчетных средств возросла в три раза и составила в 1998 г. 51% в сравнении с 17% в 1994 г.

В структуре неплатежей выделяются значительные по величине и быстро возрастающие просроченные платежи, достигшие в конце 1998 г. 40% ВВП (в 1994 г. 15% ВВП), и неденежные формы расчетов, опосредующие экономические трансакции в форме денежных суррогатов (1).

Поведение хозяйствующих субъектов, предпочитающих не платить или использовать денежные суррогаты вместо «живых» денег в своих трансакциях, как массовое явление свидетельствовало об изменении приоритетов, полностью меняющих мотивацию предприятий в условиях нестабильной внешней среды.

Даже организация различных форм расчетов, типичная для рыночной экономики, приводит к противоположным результатам в условиях ее переходного состояния. Так, в рыночных системах бартер, как натуральный обмен, и альтернативные деньгам платежные средства типа взаимозачетов и векселей обслуживают механизм восстановления временно нарушенного эффективного равновесия в макроэкономике или на конкретном рынке, что способствует ускорению оборачиваемости материальных и денежных ресурсов.

В противоположность этому в переходной (неравновесной) экономике эти платежные средства опосредуют трансакции в условиях нехватки наличных денег, неэффективности кредитно-банковской сферы, неадекватной правовой базы, неустойчивой политической обстановки и т.п. В результате этого формируется устойчивая система неплатежей, что обусловливает кризис платежно-расчетных отношений. В данной ситуации невозможно формированию рыночных институтов, обеспечивающих эффективное товарно-денежное обращение. Другими словами, в первом случае денежные суррогаты (бартер, взаимозачеты, векселя) служат инструментом восстановления равновесия в хозяйственной системе, а во втором случае они, напротив, углубляют неравновесие платежно-расчетной системы, тормозя развитие рыночной экономики. Именно поэтому разрушение механизма неплатежей, формирование рыночных условий функционирования бартерного обмена и обращения денежных суррогатов разрушит основы переходной (нерыночной) экономики и будет означать завершение самого переходного периода в России (7).

Таблица 1.2.1

Доля неденежных расчетов в объемах продаж по отраслям промышленности в России в конце 90-х годов (в % к объему продаж)

Отрасли Отношение не денежных расчетов к объему продаж (в %)
Розничная торговля 0
Пищевая 10
Ликеооводочная 37
Автотранспорт 59
Нефть, НПЗ 69
Машиностроение 77
Металлургия 79
Угольная 80
Химическая 84
Коммунальные службы 87
Газ-внутреннее потребление 91

Неплатежи в переходной экономике включают в себя просроченную задолженность и расчеты в форме денежных суррогатов, в том числе бартер, трансакции, опосредованные векселями и долговыми обязательствами, а также налоговые зачеты, в рамках которых взаимно погашаются просроченные налоговые платежи и бюджетная задолженность.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.