рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Деятельность национального банка Украины в сфере валютного регулирования и валютного контроля

 а) заявление;

 б) документы, предусмотренные подпунктами 4, 5, 6 и 7 пункта 1, а также пунктом 4.

3. Уполномоченный банк, кроме документов, перечисленных в пункте 1 этой Инструкции (за исключением подпункта 2), обязан также подать в территориальное управление копию протокола решения компетентного органа уполномоченного банка об осуществлении банком инвестиции.

Сумма инвестиции в виде наличной иностранной валюты, что вывозится (перемещается) собственником лицензии через таможенную границу Украины, вместе с затратами на пребывание за границей не может превышать общих размеров, определенных нормативными актами, которые регулируют порядок перемещения иностранной валюты через таможенную границу Украины.

При таможенном оформлении наличной иностранной валюты, которая вывозится (перемещается) собственником лицензии через таможенную границу Украины, лицензия не является заменой соответствующих разрешений на вывоз за границу иностранной валюты денежной наличностью (чеками).

Лицензия выдается собственнику лицензии на весь срок осуществления указанной в ней инвестиции и не может быть основанием для других валютных операций.

Лицензия выдается только указанному в ней собственнику лицензии без права передачи ее третьим лицам [14].

 С целью регулирования порядка размещения физическими лицами - резидентами Украины валютных ценностей на счетах и вкладах за пределами Украины Национальный банк Украины утвердил Положение о порядке предоставления физическим лицам - резидентам Украины индивидуальных лицензий на открытие счетов за пределами Украины и размещения на них валютных ценностей.

В соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 19.02.93 N 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля" открытие физическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте на время их пребывания за границей не требует получения индивидуальной лицензии Национального банка на открытие счетов за пределами Украины и размещения на них валютных ценностей. Но в случае возвращения физического лица - резидента Украины в Украину счет в заграничном банке должен быть закрыт [15].

Для получения лицензии физические лица - резиденты Украины обязаны подать в соответствующее территориальное управление Национального банка такие документы:

 а) если физическое лицо - резидент Украины открывает счет в иностранном банк впервые:

 письмо-обращение на имя руководителя соответствующего территориального управление Национального банка, в котором отмечаются: фамилия, имя и отчество заявителя, местожительство, название страны и адрес заграничного банка, в котором будет открыт счет, цель его открытия; копию справки о присвоении идентификационного номера, предоставленного органом государственной налоговой службы, из Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков и других обязательных платежей, удостоверенную указанным местным налоговым органом; копии первой, второй страниц паспорта и страницы паспорта, где указано местожительство гражданина Украины;

 б) если физическое лицо - резидент Украины желает после выезда из страны пребывания оставить счет открытым:

 письмо-обращение на имя руководителя соответствующего территориального управление Национального банка, в котором отмечаются фамилия, имя и отчество заявителя, местожительство, название страны, в которой был открытый счет, цель пребывания физического лица - резидента Украины за пределами Украины и цель открытия счета; копию справки о присвоении идентификационного номера, предоставленного органом государственной налоговой службы, из Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков и других обязательных платежей, удостоверенную указанным местным налоговым органом; копии первой, второй страниц паспорта и страницы паспорта, где указано местожительство гражданина Украины; справку заграничного банка о номере, дате открытия счета и наименование валюты, в которой был открытый валютный счет.

Лицензия дает право на открытие только одного счета, только в одном банке (филиала) и в определенной стране. После открытия счета физическое лицо - резидент Украины должен в 10-дневной срок подать в соответствующее территориальное управление Национального банку и к местному налоговому органу копию сообщение заграничного банка об открытии счета.

На протяжении пяти рабочих дней с даты поступления пакета документов территориальное управление Национального банка пересылает копию письма-обращения о предоставлении индивидуальной лицензии соответствующему территориальному подразделу по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины и соответствующему территориальному подразделу по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины.

Территориальное управление рассматривает пакет документов в срок не более чем 20 рабочих дней с даты посылки копии письмо-обращение о предоставлении индивидуальной лицензии вышеупомянутым специальным органам по борьбе с организованной преступностью.

С учетом выводов специальных органов по борьбе с организованной преступностью, если эти выводы поступили к территориального управления на протяжении срока рассмотрения документов, которые предусмотрены этим пунктом, определяется целесообразность предоставления индивидуальной лицензии.

После рассмотрения указанных документов территориальное управление предоставляет заявителю соответствующую индивидуальную лицензию или письменный отказ в предоставлении лицензии.

2.4. Функции НБУ в сфере валютного контроля

Валютный контроль как дисциплинарно-административное средство обеспечения соблюдения правил и норм регулирования сферы валютных отношений составляет необходимый элемент организации денежно-кредитной системы любой страны. Мировой опыт свидетельствует, что валютные отношения и внутренний валютный рынок успешно развиваются, как правило, вследствие активного регулирующего участия государства и эффективного контроля уполномоченных органов за валютными операциями. При этом валютный контроль рассматривается как совокупность мероприятий органов валютного контроля, направленных на обеспечение проведения операций резидентов с иностранной валютой и нерезидентов с национальной валютой в соответствии с действующим валютным законодательством.

Органы валютного контроля можно классифицировать, разделив их на:

·  финансовые — центральные банки, министерства финансов, валютные бюро, налоговые и таможенные органы, и

·  нефинансовые (административные) — органы внутренних дел, полиция и т.п..

Собственно институты банковского валютного контроля делятся на:

1.  по типу собственников и их юридическим правам:

·  официальные (центральные банки, МВФ) и

·  рыночные или частные (коммерческие банки, биржи).

 2. по сфере валютного контроля:

·  национальные (центральные банки стран)

·  международные (региональные центральные банки)

·  мировые (МВФ) [21; с. 18].

В соответствии с действующим законодательством Украины главным органом валютного контроля на Украине является Национальный банк Украины (Закон Украины "О Национальном банке Украины", Декрет Кабинета Министров Украины "Про систему валютного регулирования и валютного контроля (далее Декрет)). Статья 13 Декрета определяет функции НБУ в сфере валютного контроля:

·  осуществление контроля за выполнением правил регулирования валютных операций на территории Украины;

·  обеспечение выполнения уполномоченными банками функций относительно осуществления валютного контроля.

Нарушение юридическими и физическими лицами валютного законодательства, невыполнение инструкций и требований нормативных актов влечет за собой ответственность, предусмотренную Декретом Кабинета Министров "О системе валютного регулирования и валютного контроля" и Положением "О валютном контроле".

Наиболее характерными видами нарушений валютного законодательства и незаконного перевода валютных ценностей за границу являются:

— необоснованное перечисление валютных средств иностранным юридическим и физическим лицам (фиктивные контракты на импорт, в особенности услуг, проплата штрафов и др.);

— перечисление иностранной валюты и перевод имущества субъектами предпринимательской деятельности Украины за границу как взноса в уставный фонд иностранных предприятий без получения на это специальной лицензии;

— полное или частичное неперечисление в установленные законодательством сроки, а также утаивание валютной выручки от экспорта продукции украинскими резидентами;

— превышение установленных законодательством сроков поступления в Украину товаров по импортным контрактам с 100-процентной предоплатой.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

1. Осуществление коммерческими банками или финансово-кредитными учреждениями операций с валютными ценностями, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 5 Декрета, без получения генеральной лицензии НБУ влечет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме (стоимости) указанных валютных ценностей, перечисленной в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день осуществления таких операций, с исключением банка из Реестра банков, их филиалов и представительств, валютных бирж и финансово-кредитных учреждений или без такого исключения.

 2. Осуществление резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями, которые нуждаются в получения лицензии НБУ, без получения индивидуальной лицензии НБУ влечет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме указанных валютных ценностей, перечисленной в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день осуществления таких операций.

 3. Торговля иностранной валютой банками и другими финансово-кредитными учреждениями без получения лицензии НБУ и (или) с нарушением порядка и условий торговли валютными ценностями на межбанковском валютном рынке Украины, установленных НБУ, влечет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме (стоимости) указанных валютных ценностей, с исключением банка из Реестра банков, их филиалов и представительств, валютных бирж и финансово-кредитных учреждений или без такого исключения.

 4. Невыполнение уполномоченными банками обязательств относительно купли иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины по доверенности и за счет резидентов с целью обеспечения выполнения обязательств резидентов влечет за собой лишение генеральной лицензии Национального банка Украины на право осуществления валютных операций или штраф в размере 25% от суммы (стоимости) иностранной валюты, которая была зафиксирована в поручении резидента.

 Лишение лицензии осуществляется в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами Национального банка Украины относительно применения к банкам и финансовых учреждений мер воздействия за нарушение банковского законодательства. Штраф платится в валюте Украины по обменному курсу НБУ на день составления соответствующего протокола нарушения валютного законодательства.

 5. Неосуществление уполномоченными банками функций агента валютного контроля в части предотвращения проведению резидентами и нерезидентами через эти банки незаконных валютных операций влечет за собой лишение генеральной лицензии Национального банка Украины на право осуществления валютных операций или штраф в размере 25% от суммы (стоимости) валютных операций, осуществленных резидентами и нерезидентами через эти банки с нарушением действующего законодательства.

 Неосуществление уполномоченными банками функций агента валютного контроля в части своевременного информирования в случаях и в порядке, установленному законодательством, в том числе нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, соответствующих государственных органов о нарушении резидентами и нерезидентами законодательства, связанного с проведением ними валютных операций, влечет за собой штраф в размере 5% от суммы (стоимости) валютных операций, о которых уполномоченный банк согласно с установленным порядком обязан был проинформировать соответствующие государственные органы.

 В случае привлечения уполномоченного банка к ответственности за нарушение требований пункта 2 статьи 13 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" размер одного штрафа не может превышать одного процента от суммы зарегистрированного уставного фонда.

 6. Осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в границах торгового оборота без участия уполномоченного банка или осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в границах торгового оборота в валюте Украины без получения индивидуальной лицензии НБУ влечет за собой наложение штрафа на резидента в размере, эквивалентном сумме валютных ценностей, которые использовались при расчетах, перечисленной в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день осуществления таких операций (при расчетах в валюте Украины - на сумму таких расчетов).

 Если нерезиденты имеют на территории Украины представительства, которым открыты счета типа "Н" или типа "П" в валюте Украины, то осуществление расчетов в валюте Украины через эти счета между резидентами и нерезидентами в границах торгового оборота не требует индивидуальной лицензии НБУ. Использование иностранной валюты в указанных расчетах с участием таких представительств есть использованием иностранной валюты как средства платежа на территории Украины и требует индивидуальной лицензии НБУ.

 7. Невыполнение резидентами требований относительно порядка и сроков декларирования валютных ценностей и другого имущества влечет за собой такую ответственность:

 - нарушение сроков декларирования - наложение штрафа в размере 1 необлагаемого налогами минимума доходов граждан за каждый день нарушения;

 - нарушение порядка декларирования - наложение штрафа в размере 20 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан.

 Непредоставление или несвоевременное предоставление резидентами Украины декларации (из-за отсутствия валютных ценностей и имущества за пределами Украины) не влечет за собой применение финансовых санкций.

 8. Несвоевременное представление, утаивание или искажение установленной Национальным банком Украины отчетности по валютным операциям влечет за собой наложение штрафа в размере 20 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан.

 9. Получение резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов без регистрации договоров влечет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной одному проценту размера полученного кредита или займа и перечисленной в национальную валюту Украины по официальному обменному курсу Национального банка Украины на день получения кредита, займа, с дальнейшей обязательной регистрацией указанных договоров.

 10. Штрафные санкции применяются в каждом случае нарушения [6].


Глава 3. Усовершенствование системы валютного регулирования и контроля в Украине

3.1. Современные тенденции и перспективы курсообразования в Украине

По результатам 2003 года, цели денежно-кредитной политики НБУ остаются неизменными. Во-первых — это поддержание стабильного курса гривны к доллару. Во-вторых — удовлетворение высокого спроса быстрорастущей украинской экономики в деньгах. В-третьих — стимулирование кредитования экономики банками.

НБУ еще весной 2002 г. зафиксировал и до того не сильно колеблющийся обменный курс на уровне 5,33 грн./USD. С тех пор никакие изменения курса доллара на мировом рынке или улучшение украинского платежного баланса так и не смогли поколебать стабильность отечественной денежной единицы. В связи с этим эксперты полагают, что до конца 2004 года обменный курс гривны к доллару не претерпит существенных изменений, и среднегодовой курс сохранится на уровне 5,33 грн./USD [22; с. 60].

При условии сохранения указанных выше факторов валютно-курсовой политики, а также с учетом макроэкономических прогнозов, включая прогноз относительно платежного баланса, можно ожидать сохранения действующих курсовых ориентиров и нормального поступательного развития валютного рынка. Это будет отвечать основным экономическим факторам и будет оказывать содействие целям финансовой стабильности, развитию внешней торговли, стимулированию притока капитала и росту производства.

Однако чтобы обеспечить управляемость валютным рынком, его стабильность и положительное влияние на экономику, необходимо постоянно анализировать факторы, которые могут отрицательно влиять на развитие рынка, чтобы своевременно задействовать соответствующие предупредительные меры. Анализ ситуации свидетельствует, что основными рисками, которые существуют в реальном секторе и могут отрицательно влиять в среднесрочной перспективе на объемы притока-отлива валюты, резервы Национального банка, стабильность курса и валютного рынка, являются возможный рост дефицита бюджета, внешнего долга и затрат на его погашение и обслуживание, чрезмерное ускорение доходов населения, которое значительно опережает увеличение объемов производства, вероятное уменьшение положительного сальдо внешней торговли, низкий уровень прямых внешних инвестиций (их увеличение - чрезвычайно важный фактор, поскольку речь идет о притоке валютных поступлений без возрастания внешнего государственного долга).

Необходимо указать, что хотя валютно-курсовая политика последних лет значительно повысила доверие к стабильности курса гривны, однако такая политика является лишь одним из инструментов общей политики Национального банка относительно реализации законодательно закрепленной за ним обязанности поддержания финансовой стабильности. Поэтому с изменением ситуации возможны изменения курсовой динамики, как в сторону ускорения ревальвации, так и в сторону определенного роста девальвации. Постоянная курсовая динамика может быть нарушена указанными выше рисками — рыночный характер действующей системы валютного регулирования существенно ограничивает возможности влияния НБУ относительно поддержания стабильности курса.

Для предотвращения отрицательных воздействий указанных факторов, для сохранности условий стабильного функционирования валютного рынка и обеспечения положительного влияния курсовой политики на экономику и макроэкономические факторы необходимо осуществить комплекс мероприятий государственной экономической политики относительно:

1) государственного стимулирования и поддержки украинского экспорта;

2) государственного стимулирования прямых иностранных инвестиций создания благоприятной инвестиционной среды;

3) формирования системы эффективного управления внешним государственным долгом и уменьшения затрат на его погашение и обслуживание.

Реализация указанных мероприятий обеспечит необходимую основу для сохранности положительного влияния валютно-курсовой политики на макроэкономические факторы производства.

3.2. Принципы усовершенствования системы валютного регулирования и контроля в сфере внешнеэкономических операций

Современный механизм государственного валютного регулирования в Украине сформирован по всем правилам мировой практики. Имеем валютную интервенцию, управление валютными резервами, девальвацию, ревальвацию, валютные ограничения, регулирование уровня конвертируемости валюты, регулирование платежного баланса, коррекцию учетных ставок Национального банка, регулирование режима валютного курса. Тем не менее, эффективность использования некоторых из этих инструментов еще недостаточная. И вдобавок валютное законодательство Украины требует усовершенствование путем нормирования его соответственно требованиям времени [37; с. 16].

Анализируя состояние дел с невозвращением валютной выручки, укажем, что основная задача валютного регулирования и контроля ныне остается неизменной: ограничение масштабов отлива капитала из страны при одновременной поддержке уровня предложения валюты на внутреннем валютном рынке.

Можно сформулировать такие основы усовершенствования системы валютного регулирования и контроля в Украине.

Главное — усилить действенность мероприятий, которые препятствуют отливу капитала. По своей природе он принадлежит к категории процессов, которые нельзя остановить, не устранив фундаментальные причины. В условиях Украины это означает, что усилия органов валютного контроля относительно противодействия отлива капитала вытекают из решения проблемы обеспечения инвестиционной активности, подъема на этой основе экономики страны и поддержания ее стойкого развития.

Предлагается несколько путей решения этой проблемы.

Чтобы отсечь от внешнеторговой деятельности огромное количество "фирм-однодневок", необходимо ввести лицензирование внешнеэкономической деятельности: заниматься внешнеторговой деятельностью могут лишь те фирмы, которые имеют продолжительный (не меньшее двух лет) опыт работы на внутреннем рынке, безупречную налоговую и кредитную историю и квалифицированные кадры, которые умеют работать на внешнем рынке [25; с. 39].

Хорошо продуманная и организационно обеспеченная процедура лицензирования, безусловно, даст значительный эффект как относительно сокращения масштабов отлива капитала из страны, так и относительно стабилизации потребительского и валютного рынков за счет сведения к минимуму спекулятивных операций с иностранной валютой.

В последнее время много говорится о создании благоприятных условий для возвращения из-за границы валютных средств украинских резидентов путем амнистии теневых капиталов. И прежде чем реализовать эту идею, надо взвесить, что тенезация экономики происходит вследствие: а) чрезмерно высоких налогов; б) пробелов в действующем законодательстве.

 Поскольку предпосылки тенезации экономики Украины не ликвидированы, то амнистия теневых капиталов затронет лишь тех теневиков, которые уже выявлены правоохранительными органами. Что касается правонарушителей, которые не легализировали свои капиталы, то они будут продолжать работать в "тени", поскольку их основная мотивация — это не страх привлечения к ответственности за нарушение законодательства, а стремление уклониться от налогов.

Важным элементом валютного контроля есть контроль не только за субъектами хозяйствования, а и непосредственно за каналами отлива капиталов и за учреждениями, из-за которых этот отлив осуществляется, Не поддаются экономической логике объемы валютных средств, которые оборачиваются на корреспондентских счетах, открытых в украинских банках иностранными банками, зарегистрированными в оффшорных зонах. Эти объемы свидетельствуют про очевидную деформированность внешнеторговых и финансовых потоков и использования схем вывоза валютных средств за границу через корреспондентские счета оффшорных банков.

МЕРОПРИЯТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

Чтобы предотвратить отлив капиталов из Украины, предлагаются такие мероприятия валютного регулирования и контроля:

— ввести требование относительно обязательного открытия юридическими лицами-резидентами гривневых депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств, перечисленных на куплю валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, то есть под контракты, которыми предполагается осуществление авансовых платежей. Это ослабит влияние недобросовестного бизнеса во внешней торговле на состояние внутреннего валютного рынка. Однако при этом могут быть частично затронуты и интересы добросовестных импортеров. Поэтому следует нормативно освободить импортеров от необходимости депонировать гривневые средства при купле валюты с использованием ними таких общепринятых в международной внешнеторговой практике инструментов обеспечения, как открытие безотзывных аккредитивов;

— использовать договоры страхования риска невозвращения переведенной по импортными контрактам иностранной валюты путем получения гарантий первоклассных иностранных банков как обеспечения выполнения обязательств нерезидентов по договорам, а также векселей, выданных нерезидентами и авалированных иностранными банками;

— использовать факторинг как еще один метод решения проблемы неплатежей во внешнеэкономической деятельности. Преимуществом факторинга над обычным страхованием риска есть то, что фактор в указанный в контракте срок полностью выплачивает средства (в предварительно определенном объеме) экспортеру, а потом с помощью своих рычагов получает эту сумму от импортера, тогда как при страховании товара экспортер получает средства лишь при условии официального подтверждения неплатежеспособности импортера. Внедрение в Украине факторинговых операций даст возможность отечественным экспортерам получать достоверную информацию про финансово-хозяйственное состояние заграничных партнеров перед заключением экспортных контрактов и гарантированно получать платежи за экспорт продукции;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.