рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Научная работа: Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Российской и региональной экономике ( на примере республики Татарстан)

Инвестиционный климат во многом зависит от регионального законодательства. В Татарстане с 1994 года действует закон, в течение трех лет гарантирующий иностранным инвесторам свободу от ужесточения налогообложения. Даже повышение федеральных сборов компенсируется снижением отчислений в республиканский бюджет. Если же в уставном капитале совместного предприятия доля отечественного участника не меньше 35%, то иностранные инвесторы могут по индивидуальной схеме получить и иные финансовые льготы.

В Республике не боятся, что в некоторых проектах участие зарубежных партнеров становится преобладающим. Говоря о новом НПЗ, который строится на территории АО "Нижнекамскнефтехим", президент Республики Татарстан М. Шаймиев подчеркнул, что Татарстан готов пойти на привлечение 80% иностранного капитала. Кстати, при сооружении этого НПЗ опробована перспективная схема управления госпакетами корпоративных акций, основанная на трастовом менеджменте.

Таким образом, Республика Татарстан является одной из наиболее привлекательных объектов инвестиций среди многих субъектов Федерации и стран бывшего СССР. Перспективы как текущего, так и долгосрочного характера многообещающи. Существует много важных факторов, обеспечивающих устойчивое экономическое положение:

à  наличие богатых природных ресурсов;

à  мощная промышленная база;

à  наличие высококвалифицированного персонала;

à  низкие издержки;

à  хорошие внутренние и внешние коммуникации;

à  стабильное правительство;

à  выгодное природно-географическое положение.

Приоритетными для инвестирования являются:

à  нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли;

à  конверсия предприятий оборонной промышленности;

à  совместное освоение строящихся объектов Елабужского завода микролитражных автомобилей;

à  площадки бывшей ТатАЭС;

à  мощного литейно-механического производства объединения "Татэлектромаш";

à  развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса;

à  внедрение прогрессивных технологий в производстве товаров народного потребления.

Положительное внешнеторговое сальдо, наличие спутниковой связи, создание Международного Банка развития Республики Татарстан с участием ряда зарубежных банков, политическая стабильность в Республике основа хорошего делового сотрудничества с Татарстаном.

 

Иностранный капитал в Татарстане.

Иностранные предприниматели нашли и осваивают свою нишу в экономике Республики. В настоящее время, при всех сложностях реформ, все явственнее проступает значимость делового сотрудничества с зарубежными партнерами, да и иностранные предприниматели все увереннее чувствуют себя на экономическом поле Республики, где находят благодатную почву для своей хозяйственной инициативы.

В 1997 году на территории Республики Татарстан действовало 145 совместных и иностранных предприятий. Первую строчку среди фирм, созданных с иностранным участием (партнеров), занимают США – 33 предприятия (22,8% от общего числа), вторую Германия – 16 (11%), и призовую тройку замыкает Великобритания – 12 (8,3%).

Вплотную к призерам примыкает Турция – 11 (7,6%), далее от 6 до 3 (4,1% 2,1%) следуют Франция, Австрия, Словакия, Финляндия, Канада, Швейцария и Украина. Сумма уставного капитала по действующим предприятиям на момент регистрации до деноминации составила 842,5 млрд. руб., причем доля зарубежных партнеров составляет 56,5%.

В структуре действующих совместных и иностранных предприятий по отраслям экономики занимают: торговля и общественное питание 36%, промышленность 31, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 8, строительство 7, связь 5, наука и научное обслуживание 4, другие отрасли 9 процентов. Больше всех СП действуют в Казани 103 (71% от общего числа), Набережных Челнах 12 (8,3%), Нижнекамске 10 (6,9%), и Альметьевске 7 (4,8%).

Численность работников списочного и несписочного состава в 1997 году насчитывала 8734 человека, в подавляющем большинстве работающие на этих предприятиях 99,9% российские граждане. Объем производства продукции (работ, услуг) совместных и иностранных предприятий составил 1 999,2 млрд. руб. (в действующих до деноминации ценах) и увеличился в сравнении с предыдущим годом в 2,6 раза.

На предприятия промышленного сектора приходилось 85,3%. Вполне понятно, что в промышленном производстве этих предприятий доминирует топливная промышленность, на ее долю приходится 60% объема производства продукции (работ, услуг), к производству которой зарубежные партнеры проявляют особый интерес.

На долю химической и нефтехимической приходится 6% общего объема производства промышленной продукции, на машиностроение и металлообработку 20%, на легкую промышленность 8%, на деревообрабатывающую и другие отрасли промышленного производства по 3%.

Что же касается объема внешнеторгового оборота совместных и иностранных предприятий Республики, то он в 1997 году сложился в сумме 142,4 млн. долларов. Экспорт составил 72,8 млн. долларов (51,1%), импорт 69,6 млн. долларов (48,9%). В сравнении с предыдущим годом объем внешнеторгового оборота возрос на 50,7%, в том числе экспорта на 2,2%. За истекший год импорт возрос против предыдущего года в 3 раза.

Следует отметить, что наибольший удельный вес в экспорте занимают совместные и иностранные предприятия Альметьевска – 69,2%, Казани – 24,9%, Нижнекамска – 5,7%. В импорте верховенство принадлежит предприятиям Елабуги на их долю приходится 72,5% от общего объема импорта, Казани – 17,3%, Альметьевска – 6,7%. Товарооборот этих предприятий на внутреннем рынке в 1997 году составил 545,2 млрд. руб., в том числе оптовой – 401,4 млрд. руб. (73,6%), розничный – 128,1 млрд. руб. (23,5%), товарооборот общественного питания – 15,7 млрд. руб. (2,9%).

Приведенные факты свидетельствуют, что в экономике Республики иностранные и совместные предприятия прочно заняли свою нишу, а самое главное, что деловое сотрудничество продолжает расширяться и интерес к Республике Татарстан с их стороны не ослабевает. Это позволяет проводить обоснованную бюджетную и промышленную политику в Республике с целью снижения экономической, экологической, социальной напряженности, уменьшения безработицы, а также повышения уровня социальной защиты населения.

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.

Реализация государственной политики в области регулирования инвестиционного процесса в первую очередь связана с принятием важнейших нормативных документов.

 В Республике Татарстан принят ряд законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере инвестиционной деятельности. Среди наиболее важных можно выделить следующие республиканские законы:

·  «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»;

·  «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»;

·  «О нефти и газе»;

·  «О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора»;

·  «О свободной экономической зоне «Елабуга».

Первостепенное же значение в регулировании инвестиционного процесса имеет Закон РТ от 25.11.98 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» [1]. Этот закон определяет правовые, экономические условия инвестиционной деятельности на территории Республики Татарстан. В нем также определены формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, которая «…обеспечивается органами государственной власти и управления в пределах их компетенции путем проведения инвестиционной политики».

В соответствии с этим законом инвестиционная политика республики предусматривает государственные контроль, экспертизу, а также поддержку инвестиционной деятельности на территории Республики Татарстан, осуществляемой в форме:

·  инвестиций из государственых источников финансирования;

·  предоставления налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности;

·  предоставления государственных гарантий участникам инвестиционной деятельности;

·  предоставления кредитов на развитие отдельных территорий республики, отраслей и производств.

Указанные здесь формы государственной поддержки предоставляются для осуществления целевых программ и отдельных инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую инвестиционную программу.

Республиканская инвестиционная программа определяется в законе как «совокупность целевых программ и инвестиционных проектов, намеченных к финансированию из республиканского бюджета или предполагающих другие виды государственной поддержки». Республиканская инвестиционная программа формируется Кабинетом министров Республики Татарстан одновременно с проектом бюджета на предстоящий бюджетный год и является его составной частью.

Поскольку необходимым элементом инвестиционной политики в промышленности региона является прогнозирование и стратегическое планирование развития регионального промышленного комплекса, нацеленное на выбор приоритетных отраслей и производств, большой интерес представляет анализ механизма формирования стратегии развития промышленности региона и Республиканской инвестиционной программы как инструмента ее реализации, а также критерии определения приоритетных инвестиционных проектов, по отношению к которым применяются меры государственной поддержки.

В целях повышения эффективности деятельности органов государственного управления республики 15 января 2000 года Кабинет министров Республики Татарстан принял Постановление № 22 «О мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления Республики Татарстан». Важность значения этого постановления состоит в том, что здесь впервые в качестве основного метода государственного регулирования экономикой Республики Татарстан провозглашается метод индикативного управления.

Здесь же определены индикаторы оценки уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Татарстан, городов, районов, предприятий на 2000-2002 годы.

Во исполнение этого постановления и в целях дальнейшего повышения эффективности использования средств республиканского бюджета Кабинетом министров Республики Татарстан было принято Постановление «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан», содержащее «Регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан», в котором определены исполнители, состав и последовательность действий, сроки исполнения и конечные результаты действий органов государственного управления Республики Татарстан по реализации индикативного управления экономикой [4].

В соответствии с этим Регламентом на первом этапе устанавливаются цели и прогнозируются результаты социально-экономического развития республики. Для этого Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан ежегодно уточняет Прогноз развития экономики и устанавливает в составе документа «Декларация Правительства»пороговые значения основных индикаторов социально-экономического развития Республики Татарстан на планируемый год. На этой основе формируется Программа экономического и социального развития Республики Татарстан на три года (Программа-3) и ежегодно на планируемый год (Программа-1). В составе Программ-1, 3 определяются основные направления и приоритеты социально-экономического развития Республики Татарстан, устанавливаются цели и средства их достижения.

 Программы - 1, 3 разрабатываются Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан с участием министерств, государственных комитетов, ведомств, бюджетообразующих предприятий ежегодно в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, и принимаются:

·  Программа-3 - Государственным Советом Республики Татарстан в марте текущего года на три года вперед.

·  Программа-1 - Кабинетом министров Республики Татарстан ежегодно в мае текущего года.

На следующем этапе в соответствии с целями и приоритетами, установленными Программами-1,3, Министерство экономики и промышленности РТ формирует задания министерствам, государственным комитетам, ведомствам и предприятиям по разработке республиканских целевых программ и инвестиционных проектов.

После утвержденных данных программ Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан с участием министерств, государственных комитетов и ведомств формирует Республиканскую инвестиционную программу на три и на один планируемый год.

В состав Республиканской инвестиционной программы входят целевые программы и инвестиционные проекты по четырем разделам:

1.  социальное развитие;

2.  развитие инфраструктуры производственных и непроизводственных отраслей;

3.  развитие реального сектора экономики;

4.  охрана окружающей среды.

Интересующий нас раздел Республиканской инвестиционной программы «Инвестиционное развитие реального сектора экономики» включает в себя бизнес-планы инвестиционных проектов, содержащие:

·  объем финансирования в разрезе источников финансирования;

·  ожидаемое выполнение работ на начало планируемого года, выраженное в ценах планируемого года;

·  объем финансирования на планируемый год;

·    характеристику результата, в которой используются индикаторы оценки социально-экономического положения Республики Татарстан, установленные Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 15.01.2000 г. № 22.

Обязательным условием включения инвестиционного проекта в Республиканскую инвестиционную программу является наличие положительного заключения государственной экспертизы проекта, порядок проведения которой закреплен в Постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 7 мая 1999 г. № 284 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан».

В соответствии с данным Положением, наиболее важными условиями государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов предприятий и организаций Республики Татарстан являются:

·  наличие страховой защиты объектов инвестирования;

·  наличие заключения Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости о влиянии рассматриваемого проекта на занятость населения, создание и сохранение рабочих мест;

·  наличие аудиторского заключения бухгалтерской отчетности за предыдущий и текущий годы, выписки коммерческого банка, обслуживающего предприятие, о наличии и движении средств по счетам за текущий год;

·  наличие заключения экспертных органов по охране окружающей среды;

·  отсутствие просроченной задолженности по ранее предоставленным из бюджетов всех уровней средствам, выданным на возвратной основе;

·  наличие собственных средств предприятия на реализацию проекта:

a.  малый проект, при котором капиталовложения не превышают сумму, эквивалентную 200 тыс. долларов США: собственные средства в объеме не менее 50% стоимости проекта;

b.  средний проект, при котором капиталовложения не превышают сумму, эквивалентную 1 млн. долларов США: собственные средства в объеме не менее 30% стоимости проекта;

c.  крупный проект, при котором капиталовложения превышают сумму, эквивалентную 1 млн. долларов США: собственные средства в объеме не менее 20% стоимости проекта;

·  срок окупаемости проекта:

a.  для малых и средних проектов - не более 3 лет;

b.  для крупных проектов - не более 5 лет.

На наш взгляд, требования к проектам по объему собственных средств и сроку реализации, созданию и сохранению рабочих мест должны быть более гибкими. При предоставлении государственной поддержки необходимо, в первую очередь, руководствоваться потребностями республики в структурной перестройке регионального промышленного комплекса с целью обеспечения его устойчивого и поступательного развития, снижения зависимости от внешних по отношению к региону факторов изменения стоимостной структуры производимой продукции, обеспечения комплексной функционально-отраслевой структуры производства. В том случае, если проект отвечает данным требованиям, должно быть принято положительное решение о предоставлении ему государственной поддержки. В противном случае преимущество будут иметь проекты в наиболее развитых и финансово устойчивых отраслях. Такое положение приведет лишь к усилению существующих структурных диспропорций.

Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан готовит свое заключение:

·  о соответствии представленного инвестиционного проекта основным задачам, определенным в Программе социального и экономического развития Республики Татарстан;

·    о целесообразности предусмотренных бизнес-планом мероприятий, их эффективности для экономики Республики Татарстан и соответствии технико-экономических расчетов действующим методическим документам;

·  о рациональном размещении производительных сил;

·  о возможности включения инвестиционного проекта в Республиканскую инвестиционную программу.

 В данном положении не содержится каких-либо критериев эффективности и рациональности размещения производительных сил, поэтому сложно определить, чем должно руководствоваться министерство при подготовке заключения по данному вопросу. Также отсутствуют нормативы эффективности представляемых проектов. В связи с этим, на наш взгляд, существует большая потребность в разработке методических рекомендаций по данному вопросу.

Из числа проектов, получивших положительное заключение, Министерство экономики формирует предложения для включения в проект республиканской инвестиционной программы, а также готовит предложения о формах государственной поддержки проектов, включенных в Республиканскую инвестиционную программу. При этом остается без ответа вопрос о том, чем должны руководствоваться эксперты министерства при определении формы государственной поддержки для тех или иных проектов.

Далее, после утверждения Республиканской инвестиционной программы, в рамках Закона РТ о бюджетной системе РТ на очередной финансовый год Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан вносит на утверждение в Кабинет министров Республики Татарстан Программу инвестиционного развития реального сектора экономики на планируемый год в разрезе объектов инвестирования с расшифровкой по видам государственной поддержки.

На наш взгляд, данный механизм регулирования инвестиционного процесса в экономике Татарстана в целом заслуживает положительной оценки, однако на практике существуют большие недостатки в сфере его реализации.

В первую очередь, необходимо отметить, что Программа социально-экономического развития республики как на один, так и на три года не была принята. В реальности были разработаны и приняты только индикаторы социально-экономического развития РТ на 2000-2002 годы, определенные постановлением Кабинета министров РТ в 2000 году [3]. Среди представленных здесь индикаторов наибольший интерес представляют те из них, которые отражают приоритеты инвестиционной деятельности в региональном промышленном комплексе (таблица 1).

Таблица 1

 Наименование Индикатора  Значение индикатора
Фактическое значение Пороговое значение
Темп прироста ВРП в сопоставимых ценах к предыдущему году (в %) 1997 год 1998 год 2002 год
 0,8  -3,9  2,5
Доля обрабатывающей промышленности во всей промышленной продукции (в %) 75  75 >=70
 Доля машиностроения во всей промышленной продукции (в %) 18,5 14,9 >=20
Объем инвестиций в Основной капитал (в %) к ВРП 21,0 21,8 >=25

В первую очередь обращает на себя внимание то, что приведенные индикаторы были разработаны в 2000 году, когда такие из них, как доля машиностроения, доля обрабатывающей продукции, темп прироста ВРП, объем инвестиций в основной капитал, были близки или же уже достигли определенных здесь значений. То есть планирование этих показателей производилось «от достигнутого», что не отвечает современным потребностям РПК и региона в целом.

Кроме этого, большим недостатком является отсутствие индикаторов, отражающих стратегические направления развития промышленного комплекса республики, что говорит об отсутствии системы приоритетов инвестиционного развития промышленного комплекса РТ.

В связи с этим, представляется, что к числу таких индикаторов можно было бы отнести:

1.  Индикаторы дифференциации отраслей специализации региона, определяющие зависимость стоимостной структуры производства РПК от внешних по отношению к региону факторов.

2.  Индикаторы развития комплексирующих производств, работающих на внутренний потребительский рынок.

3.  Индикаторы структуры инвестиционного процесса в отраслевом разрезе регионального промышленного комплекса.

Несмотря на отмеченные недостатки и, в первую очередь, отсутствие ежегодной программы социально-экономического развития республики, включающей приоритеты развития промышленного комплекса, в 2000-2002-м годах в рамках республиканского бюджета принимались инвестиционные программы на соответствующий год. В этой связи не ясно, на основании каких критериев происходил отбор инвестиционных проектов для оказания им государственной поддержки.

В качестве цели этих программ, в части инвестиционного развития реального сектора экономики, установлено «обеспечение уровня экономической самодостаточности предприятий», результатом чего было определено уменьшение доли убыточных предприятий (с 40% до 38% в 2001 году) [2].

По нашему мнению, такая целевая установка не отвечает существующим потребностям республики в совершенствовании отраслевой структуры регионального промышленного комплекса. Очевидно, что прибыльными могут быть и 100% предприятий, однако это еще не будет означать, что ее уровень и структура станут обеспечивать потребности экономики в устойчивом развитии.

Так, для инвестиционных проектов в промышленности республики бюджетами 2000-2001-го годов предусматривались следующие меры поддержки (таблица 2).

 Таблица 2

Виды государственной поддержки 2000 год (тыс. руб.) 2001 год (тыс. руб.)
Инвестиции из государственных источников финансирования 352398,0 332780,0
Налоговые льготы 220000,0  -
Республиканские гарантии (поручительства) 300000,0 900000,0
Компенсация процентных ставок До 20% от первой строки До 20% от первой строки

В этих инвестиционных программах доля средств, выделяемых для поддержки инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, в общем итоге была очень низкая (3,7% от суммы РИП 2001 года) [2]. Поэтому в условиях отсутствия четких приоритетов их реализация не обеспечила улучшение структуры РПК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.