|
Учебное пособие: Экологическое правоУчебное пособие: Экологическое правоЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Тема №1: «Взаимодействие общества и природы на современном этапе» 1) понятие экологического права; 2) экологический кризис: пути выхода; 3) концепция взаимодействия общества и природы. 1. Экологическое право регулирует экологические общественные отношения в сфере экологии. Экология – наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой. Социальная экология – наука о взаимодействии общества с окружающей природной средой, а не со «второй природой». Формы взаимодействия общества и природы: ü экономическая форма выражается в потреблении обществом природы, использования её для удовлетворения своих потребностей – природопользование; ü экологическая форма выражается в охране природы с целью сохранения человека как биологического вида и для этого его естественной среды обитания. Взаимодействие общества и природы выражается в природопользовании и охране человека и природы в процессе природопользования. Т.о. экологическое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, отношения по использованию и охране в процессе использования природных объектов. 2. Экологический кризис – состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека как биологического вида. Формы проявления экологического кризиса: ü истощение природной среды вследствие неумеренного употребления человеком природных ресурсов; ü загрязнение окружающей среды вследствие внесения в неё вредных не свойственных ей веществ. истощение + загрязнение = деградация окружающей среды Причины экологического кризиса: ü физическая ограниченность земного шара ведет к истощению; ü отходность человеческого производства, наряду с безотходностью жизненных циклов в природе; ü ограниченность способности окружающей среды к самоочищению, что ведет к накоплению вредного воздействия; ü гносеологическая причина обусловлена наличием трудностей в познании человеком законов природы. Воздействие человека на природы выражается не только в момент воздействия, но и позже; не только в месте воздействия, но и в других местах. Пути выхода: ü технологический путь: внедрение малоотходных, безотходных экологически чистых технологий; ü экономический путь: создание экономической заинтересованности; ü административно-правовое воздействие: установление определенных правил и их соблюдение; ü экологическое воспитание имеет целью формирование осознанной необходимости охраны окружающей среды. Когда требование по охране окружающей среды соблюдаются лицом в силу внутреннего убеждения, а не каких-либо внешних обстоятельств. ü международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды как единственное средство борьбы с её трансграничным загрязнением. 3. Концепции взаимодействия общества и природы: ü натурфилософия: отождествление Бога и природы; ü потребительская концепция: в отличие от предыдущего этапа, здесь природа предназначена для того, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Данная концепция формируется в Новое Время; ü алармизм отражает обеспокоенность судьбой человечества, вызванной экологическим кризисом. В самом общем виде все алармистские концепции делятся на: оптимистические или пессимистические. Расходятся эти концепции только в дате конца света. Оптимистические концепции настаивают на том, что можем преодолеть экологический кризис. Пессимистические можно считать, что уже не оправдались. ü концепция причин экологического кризиса: технологические причины – развитие НТР – и демографические причины. Концепции выхода из состояния экологического кризиса: ü утопические концепции: · стратегия невмешательства в природу (вплоть до нулевого развития – отказ от развития, возвращение к каменному веку); · тотальное вмешательство: стратегия наступления на природу – законы природы не совершенны и человек должен их улучшить своей деятельности; · саморегуляция в природе и адаптация человека; ü реалистические концепции: · концепция глобального управления охраной окружающей среды; · концепция экологической революции в сознании; · сочетание охраны и развития (или устойчивого развития). Тема №2: «Общая характеристика экологического права» 1) предмет и метод экологического права; 2) система экологического права; 3) источники экологического права. 1. Предметом экологического права являются экологические общественные отношения по использованию и охране, в процессе использования, природных объектов. Виды экологических правоотношений: ü по содержанию: · по изъятию веществ и энергии из окружающей среды (добыча нефти и газа); · отношения по внесению в окружающую среду веществ и энергии, в т.ч. не существовавших ранее или существовавших в незначительном количестве (все синтетические вещества); · отношения по извлечению полезных качеств природных объектов (например: сельскохозяйственное землепользование основывается на использовании такого свойства земли, как плодородность); · преобразование природных объектов; · радикальное изменение функций природного объекта; · частичное преобразование (совершенствование функций природного объекта: мелиорация); · отношения по обеспечению экологической безопасности при осуществлении видов деятельности, способных причинить вред окружающей среде; ü по масштабу объекта: · отраслевые отношения: по поводу отдельных видов природных объектов (земель, вод, лесов); · межотраслевые (комплексные) отношения: по поводу природных комплексов, вплоть до окружающей среды в целом. При регулировании экологических правоотношений применяются как публично-правовой, так и частноправовой при ведущей роли первого. 2. Система экологического права. До революции 1917 года земельное право было составной частью гражданского (земельные отношения регулировались в рамках имущественных). «Декретом о Земле» она была изъята из гражданско-правового оборота. Формируется земельное право, с одной стороны, как самостоятельная отрасль, регулирующая отношения по использованию земли. По мере вовлечения в хозяйственную эксплуатацию других видов природных ресурсов, формируется лесное, горное, водное право и др. отрасли, в совокупности, составившие природно-ресурсное законодательство. По мере ухудшения экологической обстановки формируется природоохранное законодательство, как совокупность норм об охране окружающей среды в процессе её использования. Изначально термин «охрана природы» употреблялся в консервативных значениях (природа не изменяется), а в современном понимании консервативная охрана представлена таким институтом как Особо Охраняемые Территории и Объекты. Консервативная охрана – это неиспользование природных ресурсов. Экологическое право состоит из природно-ресурсного и природоохранного права. Система экологического права состоит из: ü общей части, в которой содержаться нормы общие для всех правоотношений, возникающих в данной сфере: · экологическое правоотношение (объект, субъект, основания возникновения); · государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды (экологическое нормирование, мониторинг, контроль, экспертиза, лицензирование, сертификация); · субъективные экологические права (право на благоприятную окружающую среду, право природопользования). Последние два пункта и будут содержанием экологических правоотношений. ü ответственность за экологические правонарушения (особенная часть): · 1 раздел: экологические требования на разных стадиях деятельности (размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объекта, утилизация отходов); · 2 раздел: экологические требования в отдельных сферах деятельности (в промышленности, на транспорте, в военной деятельности и т.д.); · 3 раздел: территории с особым статусом (с одной стороны – это особо охраняемые территории, с другой – это зона экологического бездействия); · 4 раздел: особенности исполнения и охраны отдельных видов природных объектов (земель, вод, лесов и т.д.) ü иногда выделяют, кроме общей и особенной частей, специальную часть – международное экологическое право. 3. Источники экологического права: ü Конституция РФ: · ст. 9 ч. 1 закрепляет приоритет требований по охране окружающей среды; · ч. 2 закрепляет возможность природных объектов находится в разных формах собственности; · в ст. 36 Конституции говорится о принадлежности частной собственности на землю; · ст. 42 содержит основы правового статуса человека в экологической сфере; · ст. 58 сохранность природной среды; · ст. 72 – наличие двух уровней: федеральный и региональный; ü экологическое законодательство: · ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (ранее – закон РСФСР от 29 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды»); · закон «Об экологической экспертизе»; · закон «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов»; · «О безопасности гидротехнических сооружений»; · «Об отходах производства и потребления»; ü другие законы, в совокупности, составляющие природоохранное законодательство, в том числе о консервативной охране: · Закон «Об особо охраняемых природных территориях»; · «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; · »Об охране озера Байкал»; ü природоресурсное законодательство: · Земельный Кодекс и земельное законодательство в целом; · Водный Кодекс; · Лесной Кодекс 2006 года; · законы «О недрах»; · «О животном мире»; · «Об охране атмосферного воздуха»; · «О континентальном шельфе»; · указы президента; · постановления Правительства («О государственной экологической экспертизе»); · ведомственные нормативные акты. ü к числу источников экологического права относятся так же экологизированные правовые акты - нормативные акты иной отраслевой принадлежности, содержащие нормы права, регулирующие экологические правоотношения (например, ГК – подрядчик по договору строительного подряда обязан выполнить работу методами, безопасными для окружающей среды). Тема №3: «Экологические правоотношения» 1) структура экологических правоотношений; 2) виды экологических правоотношений; 3) объекты экологических правоотношений. 1. Структура экологического правоотношения. - объект; - субъекты: Природопользователи – физические лица реализуют в процессе природопользования прежде всего естественные потребности, которые имеют естественные пределы. Они не нуждаются в их искусственном установлении. Хозяйствующие субъекты – эта потребность не имеет естественных пределов, в силу чего они нуждаются в субъективном установлении и контроле за ихсоблюдением. Вторая категория субъектов – специаоьно уполномоченные органы. 3 – экологические общественные объединения: - участвуют в реализации экологических интересов граждан; - участвуют в реализации экологических функций государсва (например, заклбчение юбщественной экологической экспертизы, утвержденное спциальным уполномоченным органом, приобретает силу государственной экологической жкспертизы). 4 – органы прокуратуры (природоохранной прокуратуры). Основания возникновения правоотношений: - отношения возникающие непосредственно на основании щакона; - на основе специального разрешения или лицензии; - правоотношения, возникающие на основании договора. 4 Содержание правоотношения зависит от режима объекта, статуса субъектаи основания возникновения. 2.Виды: По фактическому содержанию По масштабу (объекту) По субъекту (по характеру его праспособности. Это правоотношения с участием граждан (они реализуют в основном общую правоспособность); специальная правоспособность (юридические лица). По степени необходимости получения специального разрешения: - отношения обзщего природопользования; - отношения специального природопользования По юридическому содержанию (по степени необходимости имущественного права на природный объект): - отношения, не требующие наличия имущественного права; - оношения требующие наличия имущественного права По способу определения содержания (пределяются законами,договорами) 3. Объекты экологических правоотношений – это природные объекты. Признаки природного объекта: - естественное происхождение; - нахождение в экологической взаимосвязи с другими природными объектами. Виды природных объектов: 1. земля – это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Земля – это основопологающий объект в ряду природных обектов. Все прочие природные объекты так или иначе связаны с землей. В ряде случаев правовой режим земельного участка определяется режимом связанного с ним иного природного объекта (например, водоема, участка леса, объекта особой охраны). 2. недра – это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоема, простирающаяся до глубины, доступной для геологического исследования. 3. воды, находящиеся в водных объектах, которые подразделяются на наземные и подземные.Правовой режим определяется водным и земельным законодательством. Правовой режим подземных вод определяется водным и горным законодательством. 4. лес – это совокупность древесной, кустарниковой и иной растительности, произрастающих на землях лесного фонда. Поскольку лес – это часть живой природы, различают: 1) охрану лесов от незаконных порубок, пожегов и пр. и 2) защиту лесов от вредителей и болезней. 5. Животный мир – совокупность живых организмов, находящихся в состоянии естественной свободы. Охране подлежит: сам животный мир, среда его обитания; 6. Атмосферный воздух – естественная смесь газов, находящаяся в атмосфере. Природные объекты следует отличать от природных ресурсов. Природный объект – обособленная часть природы (например, водоем, лесной массив). Природный ресурс – источник удовлетворения какой-либо потребности за счет использования какого-либо природного объекта (например, водоем, древесина). Объект – форма; ресурс – его содержание. Виды природных ресурсов: 1. по степени потребляемости: - потребляемые природные ресурсы; - непотребляемые природные ресурсы: солнечная энергия, ветровая энергия, энергия приливов. Потребляемые делятся по степени воспроизводимости этого вида: - воспроизводимые; - невоспроизводимые (минеральные или полезные ископаемые) ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Тема №4: «Государственный механизм управления природопользованием и охраны окружающей среды» 1) организационный механизм управления природопользованием; 2) структура государственного механизма управления природопользованием. Президент определяет основные направления политики, в т.ч. в сфере природопользования. Министерство природных ресурсов утверждено постановлением от 22.07.04г. Является органом исполнительной власти, исполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в области лесных отношений, в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, использование и охрану водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Полномочия Министрества – принимает нормативные акты: - в сферах недропользования: порядок ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр и лицензий на пользование недрами, порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание, форма бланка лицензии на пользование недрами, региональный перечень видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным; - в сфере лесопользования: порядок исчисления расчетной лесосети, использование лесов для выполнение работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Правила заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, использование лесов для ведения сельского хозяйства и т.д. лесовосстановление и лесоразведение, акты, устанавливающие особенности охраны, защиты и воспроизводства лесов в зонах радиоактивного загрязнения, на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах и т.д.; - в сфере водопользования: гидротехнические сооружения (судоходные и на объектах промышленности и энергетики); - в сфере охраны окружающей среды: правила ведения государственного кадастра Особо Охраняемых природных территорий, положение о государственных природных заповедниках, национальных парков, природных заказников федерального значения, порядок регулирования численности объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), нормативы предельнодопустимых вредных воздействий на экосистему озера Байкал, таксы и методики исчисления размеров вреда окружающей среде; - в сфере биологической и химической опасности: в этой сфере участвует в формировании государственной политики в данной области и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды с целью обеспечения биологической и химической безопасности. разрабатывают и принимают санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней, порядок осуществления мониторинга лесов; к использованию и охране водохранилищ документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос, ведение государственного мониторинга водных ресурсов. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении федеральные службу по надзору в сфере природопользования (РосПриродНадзор), федеральных агентств по недропользованию, Федерального агентства по лесному хозяйству и водных ресурсов. РосПриродНадзор осуществляет контроль и надзор: - в области организации и функционирования особоохраняемых природных территорий федерального значения; - в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); - в области недропользования; - лесопользоавния; - водопользования; - за соблюдением законодательства РФ и международных норм в области морской среды; - за рациональное использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; - за безопасностью гидротехнических сооружений (за исключением сооружений промышленности, энергетики и судоходства); - государственно-земельный контроль в отношении земель водного фонда, лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд и ООПТ; - государственный пожарный надзор в лесах. РосТехНадзор – служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Находится в ведении Министерства по промышленности и энергетики. Министерство Сельского хозяйства Российской Федерации. Полномочия: - изучение, воспроизводство, сохранение и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания; - в связи с водными ресурсами ранее в ведении МинСельХоза находилось агентство по рыболовству. - в ведении МинСельХоза находится использование земель сельхоз назначения. Федеральное Агентство Кадастра Объектов Недвижимости – орган специально уполномоченный в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, кадастровой оценке земель и мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Находится в ведении Министерства Экономического и развития и торговли. Федеральная Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РосГидроМед) – орган, специальноуполномоченный в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (мониторинга окружающей природной среды, её загрязнения, по государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы). Контроль за деятельностью РосГидроМеда осуществляет Правительство Российской Федерации. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |