рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: Экологическое право

Учебное пособие: Экологическое право

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Тема №1: «Взаимодействие общества и природы на современном этапе»

1)   понятие экологического права;

2)   экологический кризис: пути выхода;

3)   концепция взаимодействия общества и природы.

1.         Экологическое право регулирует экологические общественные отношения в сфере экологии.

Экология – наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.

Социальная экология – наука о  взаимодействии общества с окружающей природной средой, а не со «второй природой».

Формы взаимодействия общества и природы:

ü   экономическая форма выражается в потреблении обществом природы, использования её для удовлетворения своих потребностей – природопользование;

ü   экологическая форма выражается в охране природы с целью сохранения человека как биологического вида и для этого его естественной среды обитания.

Взаимодействие общества и природы выражается в природопользовании и охране человека и природы в процессе природопользования.

Т.о. экологическое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, отношения по использованию и охране в процессе использования природных объектов.

2.         Экологический кризис – состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека как биологического вида.

Формы проявления экологического кризиса:

ü   истощение природной среды вследствие неумеренного употребления человеком природных ресурсов;

ü   загрязнение окружающей среды вследствие внесения в неё вредных не свойственных ей веществ.

истощение + загрязнение = деградация окружающей среды

Причины экологического кризиса:

ü   физическая ограниченность земного шара ведет к истощению;

ü   отходность человеческого производства, наряду с безотходностью жизненных циклов в природе;

ü   ограниченность способности окружающей среды к самоочищению, что ведет к накоплению вредного воздействия;

ü   гносеологическая причина обусловлена наличием трудностей в познании человеком законов природы. Воздействие человека на природы выражается не только в момент воздействия, но и позже; не только в месте воздействия, но и в других местах.

Пути выхода:

ü   технологический путь: внедрение малоотходных, безотходных экологически чистых технологий;

ü   экономический путь: создание экономической заинтересованности;

ü   административно-правовое воздействие: установление определенных правил и их соблюдение;

ü   экологическое воспитание имеет целью формирование осознанной необходимости охраны окружающей среды. Когда требование по охране окружающей среды соблюдаются лицом в силу внутреннего убеждения, а не каких-либо внешних обстоятельств.

ü   международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды как единственное средство борьбы с её трансграничным загрязнением.

3.         Концепции взаимодействия общества и природы:

ü   натурфилософия: отождествление Бога и природы;

ü   потребительская концепция: в отличие от предыдущего этапа, здесь природа предназначена для того, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Данная концепция формируется в Новое Время;

ü   алармизм отражает обеспокоенность судьбой человечества, вызванной экологическим кризисом. В самом общем виде все алармистские концепции делятся на: оптимистические или пессимистические. Расходятся эти концепции только в дате конца света. Оптимистические концепции настаивают на том, что можем преодолеть экологический кризис. Пессимистические можно считать, что уже не оправдались.

ü   концепция причин экологического кризиса: технологические причины – развитие НТР – и демографические причины.

Концепции выхода из состояния экологического кризиса:

ü   утопические концепции:

·          стратегия невмешательства в природу (вплоть до нулевого развития – отказ от развития, возвращение к каменному веку);

·          тотальное вмешательство: стратегия наступления на природу – законы природы не совершенны и человек должен их улучшить своей деятельности;

·          саморегуляция в природе и адаптация человека;

ü   реалистические концепции:

·          концепция глобального управления охраной окружающей среды;

·          концепция экологической революции в сознании;

·          сочетание охраны и развития (или устойчивого развития).


Тема №2: «Общая характеристика экологического права»

1)   предмет и метод экологического права;

2)   система экологического права;

3)   источники экологического права.

1.         Предметом экологического права являются экологические общественные отношения по использованию и охране, в процессе использования, природных объектов.

Виды экологических правоотношений:

ü   по содержанию:

·          по изъятию веществ и энергии из окружающей среды (добыча нефти и газа);

·          отношения по внесению в окружающую среду веществ и энергии, в т.ч. не существовавших ранее или существовавших в незначительном количестве (все синтетические вещества);

·          отношения по извлечению полезных качеств природных объектов (например: сельскохозяйственное землепользование основывается на использовании такого свойства земли, как плодородность);

·          преобразование природных объектов;

·          радикальное изменение функций природного объекта;

·          частичное преобразование (совершенствование функций природного объекта: мелиорация);

·          отношения по обеспечению экологической безопасности при осуществлении видов деятельности, способных причинить вред окружающей среде;

ü   по масштабу объекта:

·          отраслевые отношения: по поводу отдельных видов природных объектов (земель, вод, лесов);

·          межотраслевые (комплексные) отношения: по поводу природных комплексов, вплоть до окружающей среды в целом.

 При регулировании экологических правоотношений применяются как публично-правовой, так и частноправовой при ведущей роли первого.

2.         Система экологического права.

До революции 1917 года земельное право было составной частью гражданского (земельные отношения регулировались в рамках имущественных). «Декретом о Земле» она была изъята из гражданско-правового оборота.

Формируется земельное право, с одной стороны, как самостоятельная отрасль, регулирующая отношения по использованию земли. По мере вовлечения в хозяйственную эксплуатацию других видов природных ресурсов, формируется лесное, горное, водное право и др. отрасли, в совокупности, составившие природно-ресурсное законодательство.

По мере ухудшения экологической обстановки формируется природоохранное законодательство, как совокупность норм об охране окружающей среды в процессе её использования.

Изначально термин «охрана природы» употреблялся в консервативных значениях (природа не изменяется), а в современном понимании консервативная охрана представлена таким институтом как Особо Охраняемые Территории и Объекты.

Консервативная охрана – это неиспользование природных ресурсов.

Экологическое право состоит из природно-ресурсного и природоохранного права.

Система экологического права состоит из:

ü   общей части, в которой содержаться нормы общие для всех правоотношений, возникающих в данной сфере:

·          экологическое правоотношение (объект, субъект, основания возникновения);

·          государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды (экологическое нормирование, мониторинг, контроль, экспертиза, лицензирование, сертификация);

·          субъективные экологические права (право на благоприятную окружающую среду, право природопользования).

Последние два пункта и будут содержанием экологических правоотношений.

ü   ответственность за экологические правонарушения (особенная часть):

·          1 раздел: экологические требования на разных стадиях деятельности (размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объекта, утилизация отходов);

·          2 раздел: экологические требования в отдельных сферах деятельности (в промышленности, на транспорте, в военной деятельности и т.д.);

·          3 раздел: территории с особым статусом (с одной стороны – это особо охраняемые территории, с другой – это зона экологического бездействия);

·          4 раздел: особенности исполнения и охраны отдельных видов природных объектов (земель, вод, лесов и т.д.)

ü   иногда выделяют, кроме общей и особенной частей, специальную часть – международное экологическое право.


3.         Источники экологического права:

ü   Конституция РФ:

·          ст. 9 ч. 1 закрепляет приоритет требований по охране окружающей среды;

·          ч. 2 закрепляет возможность природных объектов находится в разных формах собственности;

·          в ст. 36 Конституции говорится о принадлежности частной собственности на землю;

·          ст. 42 содержит основы правового статуса человека в экологической сфере;

·          ст. 58 сохранность природной среды;

·          ст. 72 – наличие двух уровней: федеральный и региональный;

ü   экологическое законодательство:

·          ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (ранее – закон РСФСР от 29 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды»);

·          закон «Об экологической экспертизе»;

·          закон «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов»;

·          «О безопасности гидротехнических сооружений»;

·          «Об отходах производства и потребления»;

ü   другие законы, в совокупности, составляющие природоохранное законодательство, в том числе о консервативной охране:

·          Закон «Об особо охраняемых природных территориях»;

·          «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

·          »Об охране озера Байкал»;

ü   природоресурсное законодательство:

·          Земельный Кодекс и земельное законодательство в целом;

·          Водный Кодекс;

·          Лесной Кодекс 2006 года;

·          законы «О недрах»;

·          «О животном мире»;

·          «Об охране атмосферного воздуха»;

·          «О континентальном шельфе»;

·          указы президента;

·          постановления Правительства («О государственной экологической экспертизе»);

·          ведомственные нормативные акты.

ü   к числу источников экологического права относятся так же экологизированные правовые акты - нормативные акты иной отраслевой принадлежности, содержащие нормы права, регулирующие экологические правоотношения (например, ГК – подрядчик по договору строительного подряда обязан выполнить работу методами, безопасными для окружающей среды).


Тема №3: «Экологические правоотношения»

1)         структура экологических правоотношений;

2)         виды экологических правоотношений;

3)         объекты экологических правоотношений.

1.      Структура экологического правоотношения.

- объект;

- субъекты:

Природопользователи – физические лица реализуют в процессе природопользования прежде всего естественные потребности, которые имеют естественные пределы. Они не нуждаются в их искусственном установлении. Хозяйствующие субъекты – эта потребность не имеет естественных пределов, в силу чего они нуждаются в субъективном установлении и контроле за ихсоблюдением.

Вторая категория субъектов – специаоьно уполномоченные органы.

3 – экологические общественные объединения:

- участвуют в реализации экологических интересов граждан;

- участвуют в реализации экологических функций государсва (например, заклбчение юбщественной экологической экспертизы, утвержденное спциальным уполномоченным органом, приобретает силу государственной экологической жкспертизы).

4 – органы прокуратуры (природоохранной прокуратуры).

Основания возникновения правоотношений:

- отношения возникающие непосредственно на основании щакона;

- на основе специального разрешения или лицензии;

- правоотношения, возникающие на основании договора.

4 Содержание правоотношения зависит от режима объекта, статуса субъектаи основания возникновения.

2.Виды:

По фактическому содержанию

По масштабу (объекту)

По субъекту (по характеру его праспособности. Это правоотношения с участием граждан (они реализуют в основном общую правоспособность); специальная правоспособность (юридические лица).

По степени необходимости получения специального разрешения:

- отношения обзщего природопользования;

- отношения специального природопользования

По юридическому содержанию (по степени необходимости имущественного права на природный объект):

- отношения, не требующие наличия имущественного права;

- оношения требующие наличия имущественного права

По способу определения содержания (пределяются законами,договорами)

3. Объекты экологических правоотношений – это природные объекты.

Признаки природного объекта:

- естественное происхождение;

- нахождение в экологической взаимосвязи с другими природными объектами.

Виды природных объектов:

1. земля – это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Земля – это основопологающий объект в ряду природных обектов. Все прочие природные объекты так или иначе связаны с землей.

В ряде случаев правовой режим земельного участка определяется режимом связанного с ним иного природного объекта (например, водоема, участка леса, объекта особой охраны).

2. недра – это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоема, простирающаяся до глубины, доступной для геологического исследования.

3. воды, находящиеся в водных объектах, которые подразделяются на наземные и подземные.Правовой режим определяется водным и земельным законодательством. Правовой режим подземных вод определяется водным и горным законодательством.

4. лес – это совокупность древесной, кустарниковой и иной растительности, произрастающих на землях лесного фонда. Поскольку лес – это часть живой природы, различают: 1) охрану лесов от незаконных порубок, пожегов и пр. и 2) защиту лесов от вредителей и болезней.

5. Животный мир – совокупность живых организмов, находящихся в состоянии естественной свободы. Охране подлежит: сам животный мир, среда его обитания;

6. Атмосферный воздух – естественная смесь газов, находящаяся в атмосфере.

Природные объекты следует отличать от природных ресурсов.

Природный объект – обособленная часть природы (например, водоем, лесной массив).

Природный ресурс – источник удовлетворения какой-либо потребности за счет использования какого-либо природного объекта (например, водоем, древесина).

Объект – форма; ресурс – его содержание.

Виды природных ресурсов:

1. по степени потребляемости:

- потребляемые природные ресурсы;

- непотребляемые природные ресурсы: солнечная энергия, ветровая энергия, энергия приливов.

Потребляемые делятся по степени воспроизводимости этого вида:

- воспроизводимые;

- невоспроизводимые (минеральные или полезные ископаемые)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема №4: «Государственный механизм управления природопользованием и охраны окружающей среды»

1)         организационный механизм управления природопользованием;

2)         структура государственного механизма управления природопользованием.

Президент определяет основные направления политики, в т.ч. в сфере природопользования. Министерство природных ресурсов утверждено постановлением от 22.07.04г. Является органом исполнительной власти, исполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в области лесных отношений, в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, использование и охрану водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).

Полномочия Министрества – принимает нормативные акты:

- в сферах недропользования: порядок ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр и лицензий на пользование недрами, порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание, форма бланка лицензии на пользование недрами, региональный перечень видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;

- в сфере лесопользования: порядок исчисления расчетной лесосети, использование лесов для выполнение работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Правила заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, использование лесов для ведения сельского хозяйства и т.д. лесовосстановление и лесоразведение, акты, устанавливающие особенности охраны, защиты и воспроизводства лесов в зонах радиоактивного загрязнения, на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах и т.д.;

- в сфере водопользования: гидротехнические сооружения (судоходные и на объектах промышленности и энергетики);

- в сфере охраны окружающей среды: правила ведения государственного кадастра Особо Охраняемых природных территорий, положение о государственных природных заповедниках, национальных парков, природных заказников федерального значения, порядок регулирования численности объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), нормативы предельнодопустимых вредных воздействий на экосистему озера Байкал, таксы и методики исчисления размеров вреда окружающей среде;

- в сфере биологической и химической опасности: в этой сфере участвует в формировании государственной политики в данной области и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды с целью обеспечения биологической и химической безопасности. разрабатывают и принимают санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней, порядок осуществления мониторинга лесов; к использованию и охране водохранилищ документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос, ведение государственного мониторинга водных ресурсов.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении федеральные службу по надзору в сфере природопользования (РосПриродНадзор), федеральных агентств по недропользованию, Федерального агентства по лесному хозяйству и водных ресурсов.

РосПриродНадзор осуществляет контроль и надзор:

- в области организации и функционирования особоохраняемых природных территорий федерального значения;

- в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);

- в области недропользования;

- лесопользоавния;

- водопользования;

- за соблюдением законодательства РФ и международных норм в области морской среды;

- за рациональное использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

- за безопасностью гидротехнических сооружений (за исключением сооружений промышленности, энергетики и судоходства);

- государственно-земельный контроль в отношении земель водного фонда, лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд и ООПТ;

- государственный пожарный надзор в лесах.

РосТехНадзор – служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Находится в ведении Министерства по промышленности и энергетики.

Министерство Сельского хозяйства Российской Федерации.

Полномочия:

- изучение, воспроизводство, сохранение и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания;

- в связи с водными ресурсами ранее в ведении МинСельХоза находилось агентство по рыболовству.

- в ведении МинСельХоза находится использование земель сельхоз назначения.

Федеральное Агентство Кадастра Объектов Недвижимости – орган специально уполномоченный в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, кадастровой оценке земель и мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Находится в ведении Министерства Экономического и развития и торговли.

Федеральная Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РосГидроМед) – орган, специальноуполномоченный в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (мониторинга окружающей природной среды, её загрязнения, по государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы). Контроль за деятельностью РосГидроМеда осуществляет Правительство Российской Федерации.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.