рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации

Дипломная работа: Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА

Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации


Содержание

Введение

Глава 1. Правовая характеристика налогового контроля

§1. Эволюция налогообложения и налогового контроля в РФ

§2. Понятие и значение налогового контроля

§3. Формы и виды налогового контроля

Глава 2. Налоговая проверка как основная форма осуществления налогового контроля

§1. Правовой статус исполняющих субъектов налогового контроля

§2. Понятие и виды налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами Российской Федерации

§3. Правонарушения, выявляемые в ходе налоговых проверок и ответственность за их совершение

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования. На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо актуальной является проблема своевременного пополнения бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей. Налоги - основной источник доходов государства.

Мировая практика свидетельствует, что результаты деятельности налоговой системы любого государства зависят от качества проведения налогового контроля. При его низкой эффективности налогоплательщики будут изыскивать методы уклонения от уплаты налогов и сборов в полном объеме, что приведет к резкому снижению поступления налогов в бюджет, невыполнению государством социальных программ, нагнетанию социальной напряженности в обществе.

Практическая значимость темы исследования. Роль налогов в современном государстве неоценима. Они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме: содержать армию, строить дороги, выполнять социальные программы и т.д. Однако осуществление налогового контроля в России осложняется тем, что налоговая система России создана практически заново, с минимальной преемственностью по отношению к советской эпохе и значительным использованием западного опыта. Налоговое контрольное производство в корне отличается от дореформенных времен.

Данное обстоятельство породило множество проблем. Налоговый Кодекс содержит пробелы и противоречия, обусловленные как изменчивостью экономических отношений, так и допущенными в процессе принятия законов ошибками и неточностями. Налоговая система на современном этапе характеризуется отсутствием единого концептуального подхода к организации налогового контроля, поэтому имеются большие резервы в исследовании с позиций урегулирования комплекса взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, порядке осуществления налоговой проверки и применении мер налоговой ответственности.

Актуальность проблемы повышения эффективности налогового контроля в России, недостаточная разработанность путей решения этих проблем в экономическом и организационном аспектах обусловили выбор темы данной дипломной работы и предопределили концепцию данной научной работы, цель, задачи и объекты исследования

Степень изученности проблемы:

Несмотря на достаточно большой объем научных работ, посвященных исследованию налоговых правоотношений в сфере налогового контроля, нельзя признать, что все проблемы в части исследования правового регулирования решены. В большинстве своем работы посвящены характеристике налогового законодательства, рассмотрению предмета, методов налогового контроля, анализу налоговых правоотношений, исследованию правового режима взимания отдельных налогов. Вопросы налогового администрирования, относятся к числу наименее разработанных в отечественной и зарубежной литературе.

В связи с принятием Налогового Кодекса и принципиально новым подходом к осуществлению налогового контроля возрос интерес к изучению проблем осуществления налогового контроля. В конце 90-х годов, налоговый контроль стал постоянным объектом исследований ученых и специалистов - практиков. Развитию методологии налогового контроля посвящен обширный круг научной и учебной литературы. Настоящая дипломная работа была бы невозможна без изучения теоретических разработок проблем осуществления налогового контроля. Базовые принципы теории налогов, содержащиеся в классических трудах А. Смита, Д. Риккардо, Ш. Монтескье, У. Петти, Ж. Сисмонди являются актуальными для данного исследования. Среди представителей отечественной науки, занимающихся теорией налогов и налогообложения, следует назвать Н. Тургенева, И. Озерова. Важные положения теории налогов и налогового права, отвечающие условиям современной России, были сформулированы в работах ученых: Л. Брызгалина, О. Горбуновой, И. Горского, В. Гуреева, П. Козырина, Л. Окуневой, С. Пепеляева, Г. Петровой, В. Пушкаревой, Г. Толстопятенко, Н. Химичевой, Д. Черника, И.Перонко, С. Шаталина, В. Парыгиной, А. Тедеева, Л. Явич и других.

Исследования подтверждают наличие определенных пробелов в нормах Налогового кодекса (далее - НК) РФ, регулирующих проведение налоговых проверок и осуществление должностными лицами налоговых органов эффективного налогового контроля. Налоговое законодательство носит противоречивый характер, организационные процедуры осуществления налогового контроля и практика их применения породила множество проблем, необходимость решение которых, требует всестороннего и глубокого исследования. В данной работе сделана попытка рассмотреть основные проблемы, возникающие при осуществлении налогового контроля.

Целью настоящей работы является анализ теории и практики осуществления налогового контроля в России и за рубежом и выработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию системы налогового контроля, как основной функции налогового администрирования.

Цель исследования обусловлена необходимостью решения следующих теоретических и практических задач:

- на основе эволюции налогообложения исследовать концепции содержания налогового контроля, выявить закономерности развития форм и методов налогового контроля в условиях реформирования налоговой системы;

- определить основные формы налогового контроля, правовой статус его участников и порядок привлечения к налоговой ответственности по его результатам;

- исследовать нормативно — правовую базу налогового контроля, проанализировать судебные решения и предложить меры по совершенствованию налогового законодательства;

Объектом исследования является совокупность налоговых отношений государства и налогоплательщиков Российской Федерации.

Предметом данного исследования являются нормы права, регулирующие осуществление налогового контроля в Российской Федерации.

Нормативную основу работы составили Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств, решения и постановления Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов РФ и другие.

Теоретическую основу работы составили работы русских ученых А.А. Исаева, В.А. Лебедева, Д.И. Львова, И.Х. Озерова, Е.Г. Осокина, К.И. Ровинского, Н.И. Тургенева, советских ученых: А.А. Соколова, С.Д. Цыпкина; российских правоведов: А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, А.Н Козырина, Т.Л. Комаровой, И.И. Кучерова, О.А. Ногиной, С.Г. Пепеляева, Е.В. Поролло; экономистов: А.В. Бачурина, Г.Л. Рабиновича, Т.Ф. Юткиной; практических работников: В.В. Гусевой, Д.Г. Черника. В работе использованы публикации в научных журналах, материалы научных и практических конференций, авторефераты диссертаций.

Информационно - эмпирическая база исследования сформирована на основе материалов УФНС России по Брянской области, комитета по статистике Брянской области, Министерства финансов РФ, публикаций в отечественной и зарубежной печати.

Методологической основой исследования явились общенаучные методы познания, в том числе исторический, формально-логический методы, а также анализ, синтез, наблюдение и сравнение.

Положения, выносимые на защиту:

1.         Необходимо дополнить абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ и изложить её в следующей редакции: «Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность расчета налога и правомерность применения налоговых вычетов».

2.         Следует изменить абз. 4 п.9 ст. 89 НК РФ и изложить его в следующей редакции: «Также приостанавливается течение срока для предоставления налогоплательщиком документов, истребованных у него ранее даты вынесения решения о приостановлении выездной налоговой проверки».

3.         Дополнить п. 2 ст. 93 НК РФ и изложить его в следующей редакции: «Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий или, по желанию налогоплательщиков, в виде оригиналов с обязательством должностных лиц налоговых органов последующего возврата проверенных документов налогоплательщику».

Объем и структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений по теме исследования. Работа изложена на 83 страницах основного текста. Структура работы отражает общую идею и логику исследования.


Глава 1. Правовая характеристика налогового контроля

§1. Эволюция налогообложения и налогового контроля в РФ

Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. Его приоритетность обусловлена значимостью налогов и сборов, являющихся основным источником дохода бюджетов всех уровней. Совершенствование налогового контроля невозможно без уяснения его правовой сущности, изучения этапов развития и механизма действия налогового контроля, его форм, видов и методов, а также оценки эффективности налогового контроля в Российской Федерации.

В постепенно реформирующейся экономике России, перешедшей от плановой системы хозяйствования к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков, особое место занимает система государственного, в том числе налогового, контроля, являющегося одним из факторов ее развития и стабилизации. Налоги - основной источник доходов государства. За счет налогов формируется 78,5% федерального бюджета. При этом фактически налоги в стране уплачивает лишь половина налогоплательщиков. Число налогоплательщиков, не представляющих отчетность в налоговые органы или представляющих «нулевую» отчетность, по состоянию на начало 2007г. составило 1458725 организаций и 967691 индивидуальных предпринимателей.

1.     Поэтому вопрос четкого, без неясностей и двусмысленностей, правового регулирования взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), возникающих при осуществлении налогового контроля, был и в настоящее время остается одним из основных вопросов построения правового государства и возможности дальнейшего продолжения экономических реформ. В идеале нормативно-правовое регулирование системы налогового контроля должно создавать приемлемые условия целостного, последовательного, рационального и успешного выполнения этой системой присущих ей функций в конкретной экономической среде, существующей в России. Правовое регулирование налогового контроля на сегодняшний день остается малоизученным. Вместе с тем исследование данного вопроса имеет как теоретическую (с целью выявления путей дальнейшего совершенствования законодательства), так и практическую (для защиты прав налогоплательщиков и интересов государства) необходимость. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы философов, экономистов, государственных деятелей самых разных эпох. Организация эффективного налогового контроля входила в число важнейших задач, которые решал римский император Август Октавиан. Для её выполнения во всех провинциях Древнего Рима им были созданы финансовые учреждения, в компетенцию которых, помимо контроля над сроками поступления налогов, входили оценка и определение налоговых взносов общин. Анализируя эволюцию налогообложения необходимо отметить, что с начала возникновения налогообложения до настоящего времени основной проблемой при установлении налогов была проблема размера устанавливаемого налога и контроль за его уплатой. Ш. Монтескье полагал, что «ни один государственный вопрос не требует такого мудрого и благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть, следует брать у подданных и какую часть оставлять им. Доходы государства надо измерять не тем, что народ может давать, а тем, что он должен давать. Но если народу оставить лишь то, что нужно в обрез для поддержания жизни, то малейшая диспропорция приведет к самым пагубным явлениям. При установлении налога государство должно "соразмерять свое богатство с богатством отдельных лиц".

Ш. Монтескье ставил вопрос: «Начнет ли государство обогащать себя посредством разорения своих подданных или оно подождет, пока достигшие материального благосостояния подданные обогатят его?». В XIX в. налог стали рассматривать как инструмент перераспределения общественного богатства: более сильные плечи должны нести более тяжелое бремя, совсем слабосильных следует освободить от бремени налогов, немощных нужно поддерживать за счет собираемых налогов. А. Смит считал, что платить налоги может лишь тот, кто имеет доход. Основные три источника, которым соответствовал вид дохода: земля - рента, капитал - прибыль, труд - оплата труда. Все другие виды доходов (например, артистов, писателей и т.п.) - вторичны и образуются от трех названных доходов. Это явление было описано в XVIII в. и связано с введением нового налога – на прибыль.

Главная заслуга А. Смита состоит в том, что он развил правовую и экономическую основу финансового хозяйства. Его научные рекомендации стали использоваться в законодательной практике европейских государств. Учения А. Смита продолжает развивать его ученик Д. Риккардо. Последователь идей А.Смита Ж. Сисмонди видел целью налоговой политики значительное улучшение жизни народа путем сокращения косвенных налогов, установления минимума, свободного от налогообложения, требовал прогрессивности в налогообложении. Он считал, что «оплачивать налогами услуги государства, должны те — кто этими услугами пользуется, имущие, а не бедняки». Прогрессивные взгляды Ж. Сисмонди были использованы правительствами многих европейских государств второй половины XIX века.

Учение Смита, Риккардо и Сисмонди позволило сделать шаг вперед в учении о государстве и праве, в том числе налоговом. От государства стали требовать, чтобы оно признало неприкосновенным личное достоинство гражданина, его права, свободы. Теория физиократа У. Пегги, взгляды И. Канта послужили основой концепции правового государства.

Под воздействием новых теорий в области философии, права и государства изменялись концептуальные модели налоговых систем в зависимости от экономической политики государства. Теоретический взгляд на налоги начал формироваться относительно недавно, ставя такие вопросы: какова внутренняя природа налогов, как правового явления, как воздействуют различные налоги на экономику страны, как налоги воздействуют на различные слои населения, какова эффективность тех или иных налогов для государственной казны.

В России прообраз единой налоговой службы оформился в княжении Ивана III с появлением финансового управления казенного приказа. В царствование Алексея Михайловича число приказов, ведавших сбором налогов, значительно увеличилось, и лишь в 1718 году они были упразднены Петром I в связи с учреждением камер-коллегии, в обязанности которой вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами».

Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1710 года была учреждена экспедиция о государственных доходах. Спустя год ее разделили на четыре самостоятельных экспедиции: первая занималась доходами, вторая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал-прокурору. Петровские коллегии к тому времени были упразднены, а их функции по финансовому управлению переданы казенным палатам. 8 сентября 1802 года было создано министерство финансов, основной задачей которого стало управление казенными и государственными деньгами, необходимыми правительству на его содержание. На местах вопросы налоговой системы решались казенной палатой, подчиненной министерству финансов. В 1885 году в ведении казенных палат были учреждены должности податных инспекторов, которые осуществляли контроль за правильным взиманием налогов на своих участках. Податные инспекторы изучали реальное положение дел в хозяйственной деятельности населения и размеры получаемых доходов. Они же расследовали факты злоупотреблений по сокрытию доходов от налогообложения, уклонения от уплаты налогов.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917г. не внесла сколько-нибудь серьезных изменений в систему и структуру налоговых органов. Радикальные перемены начались только в конце 1918г. 31 октября Совет Народных Комиссаров принял Декрет об организации финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Из инструмента финансовой политики и регулятора рыночных отношений налоги были превращены в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления большого количества людей, относящихся к среднему классу. К примеру, принятый в 1918 г. чрезвычайный десятимиллиардный налог носил откровенно конфискационный характер.

Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью запрещалась, вводились плановое снабжение населения товарами первой необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразверстка. Продотряды, осуществляющие продразверстку, получили саамы широкие полномочия. Продразверстка предполагала изъятие всех излишков, полученных крестьянином. Данные изменения имели противоправный и антигуманный характер. Только в марте 1921г. продразверстка была заменена продналогом.1

В 1925г. НКФ СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, функции, задачи и обязанности финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения. Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и другие) передавались кассовым органам, а взимание платежей – налоговым агентам. Исключительное значение предавалось контролю за взиманием налогов со стороны вышестоящих финансовых органов.

Согласно положению о взимании налогов для осуществления своих функций налогового контроля финансовые агенты были наделены самыми широкими полномочиями по проведению проверок. При принудительном взыскании налогов финансовые органы имели право производить опись, арест и продажу с публичного торга, принадлежащего недоимщику имущества и строений, обращать взыскания на суммы, причитавшиеся недоимщику от третьих лиц или находящиеся на текущих счетах в кредитных учреждениях. Следовательно, государством осуществлялся жесткий налоговый контроль. В Уголовном Кодексе РСФСР (1922г.) имелся целый ряд статей (ст. 78, 79, 79а, 80, 139а, 108) предусматривающих ответственность за налоговые правонарушения и преступления против порядка налогообложения. Количество осужденных по этим статьям было значительным. Так в 1923г. - 20572 человека понесли наказание за уклонение от уплаты налогов, а в 1925г. количество осужденных по этим статьям уже составило 26152 человека. Кроме того, налоговые преступления в те годы приобрели и политическую окраску, т.е. рассматривались как сокрытое противодействие советской власти.

Следует отметить, что огромное число налоговых правонарушений привело к необходимости создания налоговых судов. Например: В Ленинграде в соответствии с Постановлением Ленинградского губернского суда была создана специальная камера народного суда по налоговым делам, а в дальнейшем была создана и при Московском финансовом отделе. По нашему мнению на сегодняшний день созрела необходимость создания налоговых судов, о чем говорят не только ученые, специалисты налоговых служб, но и сами судебные органы. Важно заметить, что способы уклонения от уплаты налогов, используемые в 20-е годы актуальны и до настоящего времени. Так одними из распространенных способов уклонения от уплаты налогов были такие, как ликвидация предприятия на момент наступления уплаты налога, создание кооперативов, которые пользовались налоговыми льготами, осуществление торговли товарами, приобретенными на подставных лиц, имеющих патенты, ведение двойных книг учета.

Кроме того, налоговые преступления в те годы приобрели и политическую окраску, т.е. рассматривались как сокрытое противодействие советской власти. Следует отметить, что огромное число налоговых правонарушений привело к необходимости создания налоговых судов. Например: В Ленинграде в соответствии с Постановлением Ленинградского губернского суда была создана специальная камера народного суда по налоговым делам, а в дальнейшем была создана и при Московском финансовом отделе. По нашему мнению на сегодняшний день созрела необходимость создания налоговых судов, о чем говорят не только ученые, специалисты налоговых служб, но и сами судебные органы. Важно заметить, что способы уклонения от уплаты налогов, используемые в 20-е годы актуальны и до настоящего времени. Так одними из распространенных способов уклонения от уплаты налогов были такие, как ликвидация предприятия на момент наступления уплаты налога, создание кооперативов, которые пользовались налоговыми льготами, осуществление торговли товарами, приобретенными на подставных лиц, имеющих патенты, ведение двойных книг учета.

Экономико-правовая реформа в России обусловила появление в законодательстве понятия "налоговый контроль". Впервые указанная категория была закреплена в статье 1 Закона РФ от 21 марта 1991 г. №943-1 "О Государственной налоговой службе РФ" определением Государственной налоговой службы РФ (ныне МНС РФ), как единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ №1635 от 23 декабря 1998г. Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство по налогам и сборам РФ. Однако, следует отметить, что изменение статуса налоговых органов фактически не произошло.

В соответствии с Указом Президента РФ №1176 от 14 августа 1996 г. "О системе федеральных органов исполнительной власти", министерством РФ является федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а федеральная служба РФ рассматривается как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Из определения министерства РФ ясно видно, что оно является органом, осуществляющим непосредственное управление определенным кругом объектов, связанных с данной отраслью управления и находящихся в их подчинении. В отличие от министерств РФ, имеющих в основном отраслевую специализацию, федеральные службы призваны осуществлять межотраслевые функции и не имеют полномочий по непосредственному оперативному руководству. Подчинение может присутствовать лишь в каком-либо специальном отношении.

Рассматривая вопросы такого разграничения, известный специалист в области налогового права Айвазян Г.А. отметил, что межотраслевой, контролирующий, а также координационно-регулирующий характер деятельности является тем специальным признаком, который отличает функциональные органы от отраслевых. В публикациях по налоговому праву справедливо отмечается функциональная и контролирующая природа МНС РФ. Однако такие оценки сущности органов налогового контроля не всегда достаточно четко трактуются в специальной и учебной литературе. Имеются утверждения, что "посредством налогового контроля проверяется законность и целесообразность осуществляемой деятельности, своевременность уплаты налогов, сборов". Делаются выводы о налоговом контроле, как методе руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства. С таким подходом нельзя согласиться. Ни НК РФ, ни иные акты налогового законодательства не содержат норм, указывающих на возможность контроля со стороны налоговых органов целесообразности деятельности налогоплательщиков и налоговых агентов. Подобные правомочия характерны скорее для отраслевых, а не для функциональных и контрольных органов. Соответственно неуместным выглядит и определение налогового контроля как метода руководства. Однако следует учесть, что только Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ» законодателем введено понятие налогового контроля. До этого времени данное определение в законодательстве отсутствовало. Изучив историю развития налогового контроля, проанализируем его сущность и значение подробнее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.