рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Последние изменения в налоговом законодательстве, предполагающие снижение ставок нескольких налогов, должны способствовать снижению общей налоговой нагрузки, расширению налогооблагаемой базы и сокращению таких негативных явлений, как уклонение от уплаты налогов и коррумпированность налоговой службы.

Также, в настоящее время одновременно отмечается уменьшение количества уплачиваемых предприятиями налогов. Так, если в 2000 г. каждое малое предприятие уплачивало в среднем 6-8 видов официальных налогов и сборов, то в 2006 г. более половины предприятий малого и среднего бизнеса уплачивает от 3 до 5 видов платежей (таблица 9).

Таблица 9

Количество уплачиваемых налогов предприятиями малого и среднего бизнеса, по отраслям, в %

Отрасль Часть дохода, уплачиваемая в виде налога, в %
менее 3 от 3 до 5 от 6 до 8 более 9
Все предприятия 9,8 52,0 29,2 8,9

Обрабатывающая

промышленность

2,1 47,9 34,0 16,0
Сельское хозяйство 36,4 42,3 15,2 6,1
Торговля 8,3 56,4 27,8 7,5
Услуги 9,4 51,3 31,6 7,7

Такая ситуация объясняется несколькими причинами:

1) введение возможности применения специального налогового режима для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных предприятий позволило несколько снизить количество платежей для предприятий, работающих по упрощенной декларации.

2) повышение доверия к проводимым Центром малого и среднего бизнеса анонимным обследованиям позволяет получать более откровенные ответы на поставленные вопросы. Рост лояльности руководителей малых предприятий, принимающих участие в опросах, позволяет получать информацию не «как положено по закону», а как есть на самом деле.

3) повышение уровня знаний предпринимателей в области налогового законодательства дает возможность отдельным предприятиям официальными и полуофициальными путями сократить количество уплачиваемых налогов. Этому также способствуют наличие в Казахстане теневого сектора экономики и недостаточно отработанная система наказаний за нарушение налогового законодательства.

Рассмотрим более подробно распределение количества уплачиваемых налогов и сборов в зависимости от видов деятельности.

Количество платежей производственных малых предприятий является самым большим и по колонкам «от 6 до 8» и «более 9», что превышает средние показатели. Это делает производственную сферу, и так проблемную для малого бизнеса по причине высокой конкуренции со стороны крупных предприятий и импортной продукции, еще менее привлекательной. Было бы целесообразно разработать специальный налоговый режим для малых предприятий, занятых в производстве, предусматривающий уплату меньшего количества платежей и сокращение сдаваемой отчетности.

Сельскохозяйственные предприятия, напротив, уплачивают наименьшее количество налогов: 36,4% опрошенных – менее 3 налогов, 42,3% - от 3 до 5 налогов. Столь небольшое количество объясняется тем, что значительная часть крестьянских хозяйств, принявших участие в анкетировании, работает по патенту.

Что касается секторов торговли и услуг, то основная часть этих малых предприятий (более 80%) уплачивает от 3 до 8 видов платежей в зависимости от специфики деятельности.

Таким образом, количество налоговых платежей продолжает оставаться значительной проблемой для малых предприятий в основном по причине громоздкой и усложненной отчетности по каждому виду налогов. По некоторым сборам, даже если малое предприятие не являлось их плательщиком, оно обязано было сдавать пустые бланки отчетности.

В области налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса существует такая проблема, как недоступность внутренних инструкций налоговых органов, регламентирующих их отношения с налогоплательщиками. В действительности эта проблема намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Не имея на руках подзаконных актов, регулирующих его деятельность, предприятие - субъект МСБ заранее поставлено в крайне невыгодное положение, вынуждающее бизнесмена работать «на ощупь», по совету друзей или «под крышей». В любом случае без отсутствия чёткого знания внутренних инструкций бизнес попадает в зависимость от налоговых служащих.

Для преодоления подобной ситуации в первую очередь необходимо наладить эффективное информационное обеспечение предпринимателей, расширить инфраструктуру поддержки малого бизнеса, в том числе организовать доступность для предпринимателей обучающих семинаров, бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых услуг и т.п. Также, по мнению предпринимателей, необходимо организовать централизованный выпуск сборников нормативно-законодательных актов для малых предприятий различных сфер деятельности. Это существенно облегчит деятельность предпринимателей, особенно начинающих, сократит нарушения налогового законодательства, будет способствовать уменьшению таких негативных явлений как коррумпированность налоговых органов.

Таким образом, в результате проведенного исследования по проблемам налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса было выявлено, что несовершенство налоговой системы является одной из основных проблем, препятствующих деятельности предприятий-субъектов малого и среднего бизнеса.

В настоящее время. произошли некоторые изменения в ранжировании предприятия малого и среднего бизнеса недостатков налоговой системы, препятствующей их деятельности. Так, если ранее в качестве основного недостатка налоговой системы респонденты называли частые изменения налогового законодательства, то в 2006 году на первое место вышла такая проблема, как трудность оспорить действия налоговой службы, что свидетельствует о принципиальном изменении отношения малых и средних предприятий к налоговым органам.

Кроме того, необходимо отметить активизацию деятельности руководителей малых предприятий по изучению налогового законодательства, отстаиванию своих интересов в спорах с налоговыми службами и некоторое повышение общего уровня образования бизнесменов.

В настоящее время происходит постепенная трансформация налоговой системы, в области налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса также происходят серьезные изменения, депутатами лоббируются оптимальные решений, устраивающие как субъектов малого и среднего предпринимательства, так и фискальные органы. Инициативы, изложенные в Послании президента – снижение налогового бремени, упрощение отчетности, амнистия выведенных из-под налогообложения капиталов, создают возможность формирования нового взаимовыгодного для государства и предпринимателей формата налоговых отношений.

В третьей главе дипломной работы рассмотрим пути совершенствования системы налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса.


3. Пути совершенствования Упрощенной системы налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса

3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы и системы налогового администрирования предпринимательства

Произошедшие изменения в предпринимательской среде, формировавшейся в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования.

В этих целях будет проведена ревизия действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.

В первую очередь необходимо пересмотреть определение субъектов малого бизнеса, которое дано в разных интерпретациях в Законе Республики Казахстан «O защите и поддержке частного предпринимательства», в Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства» и в Налоговом Кодексе Республики Казахстан. Таким образом, критерии определение субъекта малого бизнеса, так и осталось неоднозначными:

- организационно-правовая структура разделена на физические и юридические лица, однако в статистике нет полного учета всех субъектов малого бизнеса, что не дает возможность объективного анализа этого сектора экономики;

- среднегодовая численность определена до 50 человек (субъекты микробизнеса – до 10 человек), хотя в налоговом законодательстве используется среднесписочная численность для индивидуальных предпринимателей 25 человек, включая самого предпринимателя;

- определение ограничивается только двумя критериями, остальные – такие как характер и объем работ (товаров, услуг), налоговый режим не указаны;

Неточность определения субъектов малого бизнеса вызывает неразбериху их толкования и способствует их теневизации. Фактически изменения к закону, принятые в 2003 году создали новый барьер на пути легализации предпринимательства в республике.

Необходимо четкое определение критериев отнесения к субъектам малого бизнеса и исключить дублирование в нормативно-законодательных актах. Ключевым законом должен является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором дано определение субъектов малого бизнеса, заложены критерии и механизмы государственной поддержки малого предпринимательства.

Обсуждаемый в данное время проект закона «О частном предпринимательстве» более общий и регулирует частную предпринимательскую деятельность (в том числе и малое предпринимательство), определяет основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частной предпринимательской деятельности в Республике Казахстан в целом. В связи с принятием Закона «О частном предпринимательстве», Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» должен остаться основополагающим для субъектов малого бизнеса.

Наиболее распространенными критериями являются численность занятых по видам деятельности субъекта малого бизнеса и объемы оборотов. Важным является ограничения в участие в учреждение предприятия малого бизнеса другими юридическими лицами.

Согласно предлагаемых поправок в Налоговый кодекс индивидуальные предприниматели могут применять специальный налоговый режим - упрощенная декларация – если количество наемных работников у индивидуальных предпринимателей не превышает 24 человека, у юридических лиц – 50 человек. По определению, представленному в Законе Республики Казахстан «O защите и поддержке частного предпринимательства» (с изменениями по состоянию на 13.10.2004 г.) для субъектов микробизнеса введено ограничение по количеству наемных работников - 10 человек. Отсутствие четкого разграничения, не согласованность с Налоговым кодексом затрудняют получить точные данные по количеству субъектов малого бизнеса органами статистики, которые учитывают только юридические лица и крестьянские хозяйства. Таким образом, отсечена от статистического учета самая многочисленная категория индивидуальных предпринимателей.

Необходимо привести в соответствие законодательные акты и обязать органы статистики вести учет не только юридических лиц субъектов малого бизнеса, но и индивидуальных предпринимателей через налоговые органы.

Необходимо систематизировать и упростить порядок ликвидации субъектов малого предпринимательства, что позволит выявить и снизить число бездействующих предприятий. Автоматически, без дополнительной проверки, ликвидировать предприятия малого бизнеса, не осуществляющих хозяйственную деятельность, не имеющих оборотов в течение последних 3-х лет.

Необходимо оптимизировать систему лицензирования видов деятельности и других разрешений, а также усовершенствовать процедуры и порядок их выдачи.

Действующий Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусматривает одинаковый размер штрафов, как для субъектов малого бизнеса, так и для крупных предприятий. Это заведомо стравит в неравные условия малый и крупный бизнес. Подобный подход противоречит общепринятой в мире законодательной практике.

Необходимо установить фиксированные размеры штрафов для субъектов малого бизнеса, которые должны быть в 10 раз значительно меньше установленных в настоящее время и внести соответствующие изменения в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». Например, согласно ст.207 Кодекса, за сокрытие объектов налогообложения, на субъект малого бизнеса накладывается штраф в размере от 150 до 200% от стоимости сокрытых объектов, хотя очень часто сокрытие объектов налогообложения является результатом ошибок и отсутствия опыта.

Кроме того, при формировании индикативных планов уже заранее закладываются суммы, которые поступят в бюджет в результате применения штрафных санкций.

Необходимо упростить порядок предоставления земельных участков субъектам малого предпринимательства для вовлечения этих ресурсов в сферу экономической деятельности.

Конструктивное решение этих проблем позволит устранить излишние административные барьеры, тем самым облегчит и сделает максимально простым вход на рынок для всех субъектов малого предпринимательства.

На основе изучения и обобщения судебной практики будут приняты меры по обеспечению единообразия выносимых судебных решений и своевременному их исполнению, отсутствие которого в настоящее время вынуждает предпринимателей обращаться во все государственные органы для решения любыми способами вопросов, отнесенных к компетенции судов.

Реализация гарантий прав на свободу предпринимательской деятельности зависит не только от государства, но и от самих предпринимателей и их общественных организаций.

Для максимального участия общественных объединений предпринимателей в разработке государственными органами решений в области экономической и социальной политики в соответствии с Программой Правительства на 2003-2006 годы будет активизирована деятельность экспертных советов по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства. Разработка нормативных правовых актов и выработка рекомендаций на основе работы таких советов позволят государству более эффективно проводить экономическую политику.

Необходимо разработать закон «О трансферте технологий субъектам малого бизнеса», а также добавить в Стратегию индустриально-инновационного развития Республики Казахстан раздел «Инновационное развитие малого бизнеса».

С учетом ежегодно проводимого анализа результатов деятельности субъектов малого бизнеса, конкретной экономической ситуации в стране необходимо продолжить работу по совершенствованию системы налогового администрирования малого предпринимательства и оптимизации налоговой отчетности.

Необходимо пересмотреть специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (на основе патента и упрощенной декларации) в части увеличения существующего размера объекта налогообложения (дохода за налоговый период) минимум в 2 -3 раза.

Оставить за предпринимателями, работающими по упрощенной декларации, право выбора использования контрольно-кассового аппарата, за исключением отдельных видов деятельности (реализация подакцизной продукции и т.д.)

Законодательно разрешить переход со специального налогового режима на основе упрощенной декларации на специальный налоговый режим на основе патента.

Разрешить предприятиям малого бизнеса использовать кассовый метод вместо общепринятого метода начислений.

Освободить вновь созданные предприятия малого бизнеса, в форме юридического лица, не применяющих специальный налоговый режим от корпоративного подоходного налога в первые 3 года на 100%, четвертый год – 75%, пятый год – 50%.

Отменить авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу для действующих предприятий, или штрафы, которые взимаются, в случае отклонение реальных сумм платежей от прогнозируемого дохода. Малый бизнес в силу своей специфики достаточно неустойчив, и составлять точные прогнозы на год практически невозможно.

Пересмотреть ставки социального налога, так как в настоящее время они достаточно высокие и нет прозрачности в их целевом использовании, а также пересмотреть размеры обязательных пенсионных отчислений – не более 10 МРП в месяц. Действующие на сегодняшний день ставки социального налога и обязательных пенсионных отчислений приводят к уменьшению официального числа рабочих мест и занижению заработной платы.

С целью создания малых предприятий в производственной сфере, необходимо разрешить относить на вычеты стоимость приобретаемого производственное оборудования в течение 3-5 лет от начала деятельности без заключения контракта, но предоставление преференций.

Необходимо ввести налоговые льготы, направленные на развитие НИОКР малых предприятий. В соответствии с этой льготой из налогооблагаемой базы вычитаются 100% прямых расходов на исследования, разработки и инновации. Эти льготы предусматривают поддержку активной деятельности всех категорий предпринимательств в области исследований и инноваций.

На данном этапе очень важно, чтобы действующая налоговая система как экономический регулятор, стимулируя рост количества субъектов малого предпринимательства, обеспечивала увеличение количества рабочих мест, объема производимых работ и оказываемых услуг.

3.2 Снижение налогового бремени для бизнеса

Отдавая должное содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана, требует дальнейшего совершенствования и обеспечения стабильности основных принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое позволит обеспечить поступательное развитие экономики государства, поможет создать достаточный уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые отдаленные, ее социально-экономические и политические последствия и факторы, которые могут вызвать какие-либо отклонения, способности четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в предварительные расчеты необходимых поправок.

Вводимая в Казахстане с 1 января 2007 года первая часть поправок в Налоговый кодекс формально, за счет уменьшения налоговых ставок, снизит налоговое бремя для бизнеса. Однако реальное улучшение налогового климата может произойти только в случае снижения уровня коррупции и административного давления, а также изменения самой концепции налоговой реформы.

Принятый парламентом закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» был разработан правительством в соответствии с мартовским Посланием Президента Республики Казахстан, в котором четко определялись границы налоговой нагрузки на бизнес. В целом законом предусмотрены налоговые послабления, направленные как на общее снижение уровня налоговой нагрузки (индивидуальный подоходный и социальный налоги, НДС, налоги в специальных налоговых режимах), реализацию потенциала отдельных секторов экономики (в частности, сельхозпереработки), так и на устранение некоторых административных барьеров, препятствующих свободному развитию частного предпринимательства. Во всех развитых странах налоговая система является одним из самых эффективных, востребованных инструментов воздействия на экономические процессы. В периоды экономического роста государства дают налоговые льготы для отраслей, которые они считают приоритетными для национальной экономики. Во время производственных спадов вводят льготы для инвесторов и снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.