рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Упрощенная система налогообложения

Для получения патента предприниматель обязан подать заявление в налоговые органы, которые обязаны либо выдать патент в течение 10 дней, либо принять решение об отказе.

Существенное отличие патента от обычной системы УСН заключается в том, что при применении данного режима отсутствует объект налоговой базы. Размер потенциально возможного годового дохода уже установлен законом г. Москвы от 9 ноября 2005 г. № 54 Решение о выдаче предпринимателям документа на использование «патентной» деятельности принимается налоговыми органами на основании именно этого документа. Он вступил в силу с 1 января 2006 года. Для расчета стоимости патента предпринимателю необходимо посмотреть в вышеупомянутом Законе потенциально возможный годовой доход и умножить эту сумму на 6 процентов.

Оплатить патент можно частями. Первая часть - 1/3 стоимости патента - уплачивается в течение 25 дней с начала осуществления деятельности. Остальная сумма должна быть внесена не позднее 25 дней после окончания действия документа (п. 8, п. 10 ст. 346.25.1 НК). Последнюю долю можно уменьшить на страховые взносы, но не более чем на 50 процентов.

Предприниматель при применении патентной системы не обязан подавать декларацию в налоговую инспекцию, что является основным ее преимуществом. Однако представители бизнеса не освобождены от ведения учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК).

Лишить предпринимателя права на применение такой системы налоговые органы могут по нескольким основаниям:

·  если используется труд наемных работников;

·  не уплачена в срок 1/3 часть патента;

·  лимит полученных доходов превысил 20 млн. рублей.

При таких нарушениях предприниматель теряет возможность использовать патент и обязана уплатить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения за весь период применения льготной системы. Переход обратно на упрощенную систему Налоговым кодексом не предусмотрен.

Применение патентной системы может быть выгодно или невыгодно предпринимателю в зависимости от размера получаемых им доходов.

По состоянию на 01.01.2007 г. мобилизовано в консолидированный бюджет единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, 5888,2 млн. рублей, что составляет 149,0% к соответствующему периоду прошлого года. Если в 2003 году на УСН числилось около 180 тысяч налогоплательщиков, то к началу этого года их насчитывалось более миллиона.

В федеральный бюджет в отчетном периоде поступило 2034,0 млн. рублей, или 160,3% к уровню поступлений за аналогичный период прошлого года.

От малых предприятий поступления составили 4999,3 млн. рублей, или 160,9% к поступлениям прошлого года. От индивидуальных предпринимателей поступило 888,9 млн. рублей, или 106,0% к поступлениям прошлого года. В целом по России доля поступлений единого налога за 2005 год от применения упрощенной системы налогообложения в консолидируемом бюджете составила 0,3 процента.

Основную долю поступлений данного налога (51,7%) обеспечили управления ИФНС России по городам Санкт-Петербургу (12,2%), Москве (6,6%), Пермской области (4,5%), Челябинской области (3,7%), Самарской области (3,4%), Калининградской области (3,4%), Алтайскому краю (3,2%), Краснодарскому краю (2,9%), Республике Татарстан (2,5%), Московской области (2,4%), Омской области (2,4%), Кировской области (2,2%), Свердловской области (2,2%). По данным налоговых органов наиболее часто на упрощенную систему налогообложения переходят организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие медицинские услуги, ремонтно-строительные услуги, различные консультационные услуги.

Рост поступлений данного налога достигнут, прежде всего, за счет значительного увеличения по сравнению с 2000 годом количества организаций, перешедших в течение истекшего года на применение данного налогового режима.

2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения задумывалась в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. Об этом не раз заявляли и высшие органы государственной власти. В Бюджетном послании Федеральному Собранию от 24 мая 2005 года Президент РФ призвал повысить верхний предел дохода, при котором возможен переход на упрощенную систему налогообложения для малых предприятий, назвав это одним из приоритетов налоговой политики на 2005-2006 гг. В результате был принят Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ. Теперь порог, дающий право применять упрощенную систему налогообложения, составляет 15 млн. руб. (ранее - 11 млн. руб.). Но, отметим, что одновременно, изменения ограничивают те организации, которые получали внереализационный доход, включая в расчет доходов все доходы, существующие у организации, в том числе внереализационные, например:

·  от долевого участия в других организациях;

·  от сдачи имущества в аренду (субаренду);

·  от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

·  в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

·  в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

·  в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе.

Изменениями, внесенные абзацем четвертым-пятым пункта 2 статьи 1 Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, с 1 января 2006 года статья 346.12 НК РФ дополнена абзацем, в котором сообщается, что величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на УСН, «подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее». Итак, индексация будет происходить на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год.

Принятие главы 262 Налогового Кодекса РФ улучшила существующую систему упрощенного налогообложения в РФ. Можно выделить следующие преимущества существующей системы упрощенного налогообложения по сравнению с действовавшей ранее:

·  расширение круга предприятий, которые могут перейти на упрощенную систему налогообложения;

Прежде всего, значительно увеличился уровень денежных поступлений, при достижении которого предприятия теряли право на применение УСН. Если при ранее действующей системе «порог» выручки равнялся ста тысячам минимальных размеров оплаты труда, то в новой системе, чтобы потерять право применения УСН фирма должна получить доход от реализации более 15 млн. рублей за год.

Уменьшилось количество видов предприятий, которые не могут применять УСН по роду своей деятельности. Если по старому законодательству применять УСН могли фирмы, численностью не более 15 человек, то гл. 262 Налогового Кодекса РФ устанавливает предел средней численности работников в размере 100 человек. Ликвидирован несправедливый запрет на применение УСН организациями, созданными на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий.

·  снижение налогового бремени для фирм, применяющих УСН;

Произошло количественное снижение суммы налогов, уплачиваемых предприятиями, применяющими УСН. Фирмы также получили право сами выбирать вид налогообложения по УСН, что тоже является косвенным снижением налогового бремени. Было отменено приобретение патента на применение УСН. При этом поступление налогов в бюджетную систему страны увеличилось, за счет возрастания количества предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.

·  упрощение процедуры перехода на УСН;

Для перехода на УСН достаточно подать заявление о переходе, указать размеры своих доходов и предоставить расчеты о стоимости основных средств и нематериальных активов. Ликвидированы условия о наличии патента, отсутствии задолженности по налогам и сборам и т.д.

·  упрощение процедуры уплаты УСН;

Для уплаты УСН достаточно подать декларацию с расчетом суммы авансовых или итоговых платежей по упрощенному налогу. Не требуется предварительно предоставлять в налоговые органы расчет доходов по УСН, выписку из книги доходов и расходов и т.д.

К достоинствам УСН для фирм можно отнести:

·  значительную экономию на налогах и налоговой документации. Фирма платит только один налог (единый) вместо нескольких, соответственно в налоговые органы предоставляется меньшее количество налоговых деклараций;

УСН предусматривает освобождение от обязанности по уплате налогов на прибыль и на имущество организаций, а также ЕСН - единый налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них УСН означает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Так же как и организации, индивидуальные предприниматели не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.

·  право не вести бухгалтерский учет за исключением основных средств и нематериальных активов.

Преимуществом использования данного налогового режима является ведение достаточно простого учета без применения способа двойной записи, утвержденного планом счетов и действующими положениями по бухгалтерскому учету. В связи с тем, что упрощенная система представляет собой особый вид организации и ведения учета, положения большинства нормативных документов, по вопросам организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, применяемых при общепринятой системе, не используются в практической работе организации, перешедшей на упрощенную систему. Рациональное сочетание в упрощенной системе бухгалтерского учета основных принципов управленческого и налогового учета является необходимым условием полезности данной системы для субъектов малого бизнеса.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, а учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

К недостаткам УСН, в частности, относят:

·  Вероятность утраты права работать по УСН.

Потеря же права на упрощенную систему происходит из-за десятков различных условий, например, при открытии филиала фирмы, превышении доли других организаций в уставном капитале, превышении численности работающих или стоимости амортизируемого имущества и т.п. Это требует от малого предприятия ежемесячного учета десятков показателей, либо нужно уводить объемы в другие организации, чтобы сохранить возможность применения новой системы налогообложения.

·  Отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей – плательщиков этого налога;

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС и не включает его в цену. Покупатель товара не имеет возможности принять сумму налога к вычету, поэтому для сохранения своего финансового положения ему выгодно работать с продавцами, применяющими общий режим налогообложения.

·  При потере права применять УСН необходимо восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения упрощенной системы налогообложения;

·  Перечень затрат, которые учитывают при расчете УСН, является закрытым. Поэтому фирмы, применяющие УСН, при выбранном объекте налогообложения «доходы минус расходы» не смогут отразить многие затраты.

Из перечня расходов, учитываемых при налогообложении, оказались исключенными отдельные крупные статьи, такие, как амортизация основных средств, затраты на НИОКР, стоимость приобретаемых ценных бумаг и имущественных прав, добровольное страхование имущества, судебные расходы. Кроме того, при значительном упрощении системы налогового и бухгалтерского учета отдельные расходы (на рекламу, личный транспорт, уплату процентов по кредитам и займам и др.) требуют сохранения усложненного порядка учета, который существует при налогообложении прибыли. В результате возникает парадокс: одна статья Налогового кодекса упрощает учет, а другая - сохраняет старый режим учета.

·  Перед переходом на УСН необходимо восстановить НДС по оприходованным, но не списанным ценностям;

·  У фирм, применяющих УСН нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности;

·  Введение двух ограничений при уплате налога на доходы, уменьшенные на величину расходов, а именно 15% (но не менее суммы минимального налога, определяемого как 1% от величины доходов), не позволяет низкорентабельным малым предприятиям переходить на новую систему налогообложения, так как уплата налога на прибыль в размере 24% им более выгодна.

·  При выборе системы налогообложения «доходы минус расходы» предприятиям трудно отстаивать подтверждение расходов, влияющих на уменьшение налоговой базы, в спорах с налоговыми органами.

Подводя итоги главы, отметим, что упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе при всех ее существующих недостатках в целом способствует развитию малого и среднего бизнеса в стране.

При введении современной системы упрощенного налогообложения в РФ был обобщен мировой опыт развития малого предпринимательства. При этом можно отметить такие преимущества перед аналогичными системами упрощенного налогообложения развитых стран как более низкие налоговые ставки, возможность выбора различных систем упрощенного налогообложения. Отметим также, что в некоторых странах переходной экономики (например, в Украине) отсутствуют налоговые системы аналогичные российской упрощенной системе налогообложения.

Среди положительного опыта применения упрощенной системы налогообложения в странах с переходной экономики отметим систему налогообложения республики Казахстан в которой предприниматели при применении упрощенной системы налогообложения имеют большую возможность выбора, в том числе таких систем налогообложения как разовый талон и патент. Система разовых талонов выгода предпринимателям и фирмам, занимающихся хозяйственной деятельностью эпизодически. При выборе патентной системы оплата налогов патент фактически выдается бесплатно (в отличие от ранее действовавшей упрощенной системы налогообложения в нашей стране), а оплата налога осуществляется в зависимости от выручки. Отметим также более низкие, по сравнению с российскими, налоговые ставки.


3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

 

3.1 Оптимизация системы УСН

Введение главы 26.2 Налогового кодекса РФ способствовало облегчению расчетов при исчислении налогов. Кроме того, как уже отмечалось выше, новый порядок налогообложения способствует сокращению налоговой нагрузки и обусловливает значительное упрощение налогового и бухгалтерского учета.

Однако предприниматели не всегда переходят на новую систему налогообложения в связи с большим количеством проблем, оставшихся нерешенными.

Для улучшения системы упрощенного налогообложения, в первую очередь, необходимо разрешить существенное противоречие, связанное с уплатой налога на добавленную стоимость малыми предприятиями. Многочисленные попытки решить указанную выше проблему приводили либо к чрезмерному усложнению системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, либо к появлению множества возможностей для различных злоупотреблений. Депутатом Государственной Думы И.Г. Грачевым – члена Комитета Госдумы по собственности предусмотрено следующее решение проблемы.

Субъекты малого предпринимательства, не становясь плательщиками НДС, рассчитывают специальную часть единого налога в размере 18% от валовой выручки с отнесением полученной суммы на цену реализации продукции. Одновременно с этим субъекты малого предпринимательства уменьшают сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет на сумму НДС, полученного от поставщиков. Таким образом, сохраняется действительно единый налог для субъектов малого предпринимательства и в то же время в упрощенную систему налогообложения органично вписывается действительно упрощенный механизм расчета НДС.

Следует отметить, что существуют еще два возможных решения «проблемы НДС» для малых предприятии: транзитный зачет НДС (возможен при условии, когда поставщик сырья для малого предпринимателя и покупатель продукции – плательщики НДС, однако этот метод весьма трудоемок) и «таможенная схема» зачета НДС (представляется также непростой для применения в рамках упрощенной системы налогообложения). Однако схема интеграции НДС в единый налог представляется более оптимальной, поскольку при относительно простом способе расчета и уплаты единого налога и его специальной части малые предприниматели имеют возможность полноценной работы с НДС.

Необходимо также дальнейшее снижение ставки НДС. Начиная с 2004 года с 20 до 18% снижена основная ставка НДС, что обусловило снижение налогового бремени на 97 млрд. рублей. Это решение способствовало благоприятному структурному сдвигу в распределении налоговой нагрузки между секторами экономики, имея в виду наибольший выигрыш для несырьевых отраслей экономики. При этом следует учесть, что снижение ставки НДС не привело к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке. Поэтому одним из следствий этой меры стало некоторое увеличение прибыли организаций, часть из которой может быть направлена и на инвестиционные цели. Однако нет оснований утверждать, что данная мера способна стать серьезным стимулом для роста инвестиционного потенциала несырьевых отраслей экономики, учитывая в целом небольшой «выигрыш» от ее реализации на уровне конкретного предприятия. Большая часть дополнительных финансовых ресурсов предприятий этих отраслей, где уровень заработной платы заметно ниже, чем в топливной промышленности, была направлена на повышение уровня оплаты труда работников. По оценке Экономической экспертной группы при Правительстве РФ произошел рост доли заработной платы в добавленной стоимости на 0,6 % при снижении доли НДС в ВВП на 1 процентный пункт.

Представляется целесообразным дальнейшее снижение ставки НДС на два пункта. По мнению экспертов Минэкономразвития при применении данной меры возможны следующие последствия[2].

Отрицательные последствия:

·  Не приведет к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке.

·  Усиление зависимости доходов бюджета от мировых цен на сырьевые товары.

·  Снижение доходов по налогу, издержки, как государства, так и налогоплательщиков по администрированию и уплате которого минимальны.

·  Направление большей части финансовых ресурсов предприятий вместо инвестиций на повышение уровня оплаты труда работников.

Положительные последствия:

·  Снижение налоговой нагрузки на экономику примерно на 100 млрд. руб., или примерно на 0,7 % к ВВП.

·  Направленность на благоприятные структурные сдвиги в распределении налоговой нагрузки между секторами экономики в пользу несырьевых отраслей.

·  Некоторое увеличение прибыли организаций, часть которой может быть направлена и на инвестиционные цели.

·  Фактор перераспределения налоговых платежей от федерального бюджета в пользу территориальных бюджетов.

Отметим, что по поводу снижения ставки НДС существуют довольно противоречивые мнения. Так, например, в настоящее время в Министерстве финансов и в Минэкономразвития готовятся документы по подготовке введения единой ставки НДС в 13%. Высказываются мнения о замене НДС налогом с продаж. А Алексей Ведев, генеральный директор Аналитической лаборатории «Веди» считает, что «НДС – хороший налог, который достаточно просто собирать, и он не является такой проблемой для экономики, нежели прямые налоги»[3].

Другой важной проблемой является то, что многие малые предприятия и предприниматели не имеют права применять систему упрощенного налогообложения, подпадая под другой специальный режим – единый налог на вмененный доход.

В рамках набиравшей ход налоговой реформы в 1998 г. был принят Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (ЕНВД), явившийся еще одной попыткой государства упростить налогообложение для малых предприятий и повысить налоговые поступления от малого бизнеса. В дальнейшем в Налоговый Кодекс РФ вошла специальная глава, посвященная единому налогу на вмененный доход.

Основной целью введения указанной системы являлось привлечение к уплате налогов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, в том числе в розничной торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании, т.е. тех налогоплательщиков, которые расчеты с покупателями и заказчиками производят преимущественно в наличной денежной форме.

 Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом, обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются:

·  сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного федеральным законодательством;

·  размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога;

·  налоговые льготы;

·  порядок и сроки уплаты единого налога; иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц, определяемый как потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат и рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал. Ставка единого налога с 01.01.2002 г. составляет 15% вмененного дохода.

Расчет суммы единого налога производится с учетом:

·  налоговой ставки,

·  значения базовой доходности на единицу основного физического показателя (квадратный метр торговой площади, количество рабочих мест и т.д.),

·  числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от условий и обстоятельств осуществления предпринимательской деятельности.

Попытка введения ЕНВД, следует признать, оказалась неудачной. Практически сразу после своего появления этот налог был назван «невменяемым» из-за большого количества всевозможных разночтений, ошибок и ярко выраженной фискальной направленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.