рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Министерство Образования Российской Федерации

Уральский Государственный Педагогический Университет

Иниститут Физической Культуры

Кафедра Безопасности Жизнедеятельности

Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель: студент 5 курса

дневного отделения

Воробьев Н.С.

Руководитель: заведующий

кафедры БЖ

Репин Ю.В.

Допущен к защите

«___»________2004г.

Заведующий кафедры БЖ ______________

Екатеринбург, 2004г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................................................

..............................................3

Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса

воспитания

личности...............................................................

.................7

1. Воспитание как процесс целенаправленного формирования

и развития

личности........................................................

....7

2. Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20

1.3. Личность как субъект индивидуальной истории.........34

Глава II. Воспитание дисциплинированности и ответственности личности

будущего воина на занятиях по ДП...................................45

2.1. Современные требования по подготовке личности

будущего воина на занятиях по

ДП.....................................45

2.2. Воспитание дисциплинированности и ответственности

будущего защитника

Отечества...............................................55

2.3. Методы организации деятельности по воспитанию

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на

занятиях по ДП.........................................68

2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

дисциплинированности и ответственности.....83

Заключение.................................................................

..............................88

Библиографический

указатель.............................................................89

Введение

Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период

социально-экономической, идеологической и культурной ломки, крушения

надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение

социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и

правовой беспредел, резкое обнищание 80% семей и платное образование – все

это сильно повлияло на социализацию молодежи и на ее готовность к

выполнению воинского долга.

Проблемы современного образования и воспитания подрастающего поколения

настолько глобальны, что практически любой аспект учебно-воспитательного

процесса является актуальным. Среди этого многообразия проблем мы в своей

работе рассматриваем вопрос о воспитании дисциплинированности и

ответственности будущего воина на занятиях по допризывной подготовке.

Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания отечественной

науки и практики. В этом плане имеется достаточно большой опыт в проведении

данной работы. Однако практика показывает, что служба в рядах Российской

Армии не является священным долгом и почетной обязанностью для очень

большого числа молодых людей призывного возраста. Это свидетельствует либо

о негативном отношении к своей малой и большой Родине, либо о низком

качестве образования и воспитания, об утере тех духовных традициях, которые

характерных всем слоям населения, уважающих свою нацию, свое государство.

Любовь к Отечеству сегодня особенно актуализируется и рассматривается как

один из способов возрождения России. В этой связи следует вспомнить слова

К.Д.Ушинского, который утверждал, что как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу

человека и могущественную опору для борьбы с дурными природными, личными,

семейными и родовыми наклонностями. Это позволяет сделать вывод о том, что

в любом человеке, а формирующейся детской личности, тем более, потенциально

заложены возможности для воспитания патриотизма.

В основе патриотического воспитания заложены нравственные основы

личности, показателем которой могут выступать такие качества как

дисциплинированность и ответственность.

Таким образом, на практике назрело противоречие между потребностью

общества в достойных защитниках своего Отечества, с одной стороны, и

негативным отношением к воинской обязанности части молодежи, с другой

стороны, которое делает актуальной проблемой необходимость данной

подготовки. Это определило тему нашей выпускной квалификационной работы:

«Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина».

Объект исследования – процесс обучения ОБЖ в общеобразовательном

учреждении.

Предмет исследования – воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально

проверить психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

В основу нашей работы положена следующая гипотеза: процесс воздействия

занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности

будущего воина будет эффективным, если воспитание строится на основе

требований к уровню развития личности будущего защитника, теории и практики

рассматриваемых категорий:

- ориентации воспитания дисциплинированности и ответственности как

длительного и целенаправленного процесса на выработку потребности и

привычки собственного поведения в соответствии с принятыми нормами

в Вооруженных Силах России;

- взаимодействии и единстве взглядов педагогического коллектива,

родительской общественности и воспитательного пространства по

воспитанию дисциплинированности и ответственности допризывников;

- использовании разнообразных методов организации деятельности по

воспитанию дисциплинированности и ответственности допризывника.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи

исследования:

1. Изучить состояние проблемы воспитания дисциплинированности и

ответственности личности будущего воина в педагогической теории и

практике.

2. Определить возможность ее разрешения на занятиях по ДП при

изучению ОБЖ в общеобразовательном учреждении.

Научная новизна заключается в том, что предлагаются методы и

приемы воспитания дисциплинированности и ответственности личности будущего

воина на занятиях по ДП в новых условиях функционирования

общеобразовательного учреждения.

Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что процесс

воздействия занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и

ответственности личности будущего воина рассматривается как привитие

привычки, потребности и нормы поведения данных качеств личности в процессе

усвоения содержания образования по ОБЖ. Данные результаты могут быть

использованы учителями ОБЖ

Методы и теоретические основы исследования определялись необходимостью

решения теоретических и практических проблем: теоретический анализ и синтез

философского, педагогического, психологического и методического знания по

проблеме исследования; эмпирические методы – беседа, интервьюирование,

анализ деятельности учителей-практиков по данной проблеме, наблюдения за

деятельностью учащихся с целью выявления уровня исследуемого явления.

Итогом использования данных методов выступили обобщение и систематизация

теоретических и практических результатов по теме выпускной квалификационной

работе.

База исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение №11

г.Екатеринбурга.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической

и теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы и системным

подходом к ее разработке, привлечением большого теоретического материала и

его анализом. Результаты исследования обладают воспроизводимостью и

повторяемостью.

Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса

воспитания личности

1. Воспитание как процесс целенаправленного

формирования и развития личности

В научно-педагогической литературе сложилась неоднозначность в понимании

термина «воспитание», что проявляется в различных подходах к его

определении.

В одном случае считают, воспитание – это обретение молодежью опыта

старшего поколения и вообще всей накопленной культуры. Это чрезвычайно

расширенный смысл, поскольку имеется в виду влияние не только школы,

педагогов, но и среды, и других факторов развития личности

В другом случае воспитание рассматривается как целенаправленная

передача культурного опыта человечества и целенаправленное формирование

личности. Это более узкое понимание смысла воспитания, подразумевающего

только чисто педагогическую деятельность. Однако и оно не совсем конкретно,

так как сочетает и формирование личности («собственно воспитание»), и

педагогическую деятельность по передаче молодому поколению накопленных

знаний («образование и обучение»).

Наконец, в третьем варианте воспитание предстает как целенаправленное и

последовательное формирование качеств личности. Если хотят подчеркнуть

такой смысл слова, то говорят о воспитании в узком смысле слова, т.е. о

собственно воспитании или воспитательной работе.

В научной и практической деятельности ученые педагоги и педагоги

практики не всегда указывают, какой смысл придается тому или иному термину

и в результате происходит путаница при рассмотрении многих теоретических

проблем. Часто говоря о воспитании, а имеют в виду обучение, просвещение.

Или организуют «воспитательный» процесс для того, чтобы выработать

определенные качества личности, как дисциплинированность, трудолюбие, но

при этом надеются добиться результата при помощи бесед с детьми или

изучения моральных и нравственных проблем, обсуждения поступков героев

художественных произведений или деятельности выдающихся личностей.

Печальный результат такого воспитания проявляется и в низкой

воспитанности выпускников многих школ, и в разгуле преступности среди

молодежи, и в многочисленных отказах служить в армии по государственному

призыву, и в других фактах. Воспитательная слабость многих школ

транслируется за их пределами, в других учреждениях, которым необходимо

заниматься воспитанием молодежи и не только ее. Есть не мало фактов,

свидетельствующих о том, что, не умея воспитывать молодых солдат, офицеры

поручают «влиять» на них старослужащих и вообще более физически сильным

парням, что приводит к пресловутой «дедовщине». Не внимание к проблеме

воспитательной работы в вооруженных силах российской армии породило

справедливое негативное отношении родительской общественности к службе в

армии, поиске самых разнообразных способов избавления от нее. Это

объясняется естественным стремлением родителей сохранить жизнь

собственного ребенка. Кто не перенес утрату взрослого, физически здорового

сына из-за необразованности и несоответствия занимаемой должности

малограмотного выпускника военного училища, кто не знает и не понимает в

силу своей интеллектуальной ограниченности, что значит вырастить ребенка,

тому этого ни когда не понять и «дедовщина» как социальное явление будет

жить и процветать, ибо ее корни заложены в уровне воспитанности и

образованности офицерского корпуса от самых низов и до самых верхов. Театр

начинается с гардероба, а первые истинные впечатления будущих солдат

российской армии начинаются формироваться с посещения призывной комиссии,

где буйным цветом процветает невежество, отсутствие самого элементарного

уважения к личности призывника. Этой первой встречи достаточно, чтобы

перечеркнуть всю предварительно проделанную воспитательную работу по

формированию у подростков потребности быть защитником Отечества, испытать

гордость высокого звания быть им.

Конечно, на результатах воспитания сказываются многие причины,

связанные не только с образовательными проблемами, но и с тем социальным

кризисом, который переживает наша страна. Смена идеологии, смещение

ценностей, этических и моральных норм поведения и жизни в целом не прошли

бесследно для процесса формирования и развития личности школьников, их

уровня воспитанности и тем самым на уровне их дисциплинированности и

ответственности, как в широком смысле слова, так и в узком – их отношении к

службе в армии.

Понятие «воспитание» появилось в России 300 лет назад и имело смысл,

воплощенный в самой этимологии слова: кормление детей, чтобы они росли. Для

нормального развития ребенка считалось достаточным простой заботы о нем,

кормить и одевать. Бурное развитие просвещения в XIX веке в Европе

показало, как много может дать обучение для развития личности. Казалось,

что если ученик изучит все школьные дисциплины и станет образованным

человеком, то вполне будет готов жизни в обществе. Еще со времен

Я.А.Каменского, систематично и целостно изложившего теорию обучения,

считалось, что педагогика прежде всего дидактика. До сих пор популярна

среди современных педагогов мысль немецкого педагога Гербарта о том, что

воспитание ребенка – результат многостороннего процесса обучения. Известно

его высказывание: «Воспитание через преподавание!». К сожалению, этот девиз

процветает и по сей день!

В последующие годы стало проходить безоглядное увлечение мыслящих людей

просвещением, произошла переоценка его влияния на личность. Быстро

накапливался опыт, обогащались представления о том, каким образом влияет на

развитие ребенка его собственная внеучебная деятельность, в частности, игра

и труд, какое положительное влияние на него оказывают коллектив, группа и

участие в их жизни. Весомый вклад в новые взгляды на воспитание внесли

труды С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Дж,Дьюи и других педагогов первой

половины XX в.

Опыт А.С.Макаренко – успешного и надежного воспитания и перевоспитания

многих сотен трудных подростков – весьма убедительный не только потому, что

блестяще описан им в художественных произведениях, но и потому что его

воспитанники жили в реальной действительности. Его практическая научная

деятельность доказали, что сам по себе учебный процесс не гарантирует

требуемого обществом уровня воспитанности детей и в связи с этим обоснована

самостоятельная значимость воспитания средствами многообразной деятельности

детей.

В результате поисков многих ученых XX в. педагогика, помимо устоявшихся

дидактических знаний, обогатилась систематизированными знаниями по теории

воспитания.

Если имеют в виду достижение человеком того уровня развития, при

котором он становится полноправным членом общества, говорят о

социализации. Но если надо подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов

человек обрел черты личности, то употребляют термин «формирование».

Личность формируется под влиянием наследственности, среды, целенаправленной

деятельности педагогов, собственной деятельности и самовоспитания человека

и других факторов.

Говоря о формировании личности сегодня, многие педагоги включают его в

понятие «образование». Именно так поступили авторы учебного пособия

«Педагогика» [26, С.9] – что для подготовки человека к жизни достаточно его

обучить.

Учитывая современный уровень педагогических знаний возможна такая

формулировка определения этой педагогической категории: воспитание – это

преднамеренное создание или корректировка условий для формирования

характера, воли, направленности и качеств личности человека [8, С. 22].

А.С.Макаренко, сравнивая воспитателя с садовником, говорил, что воспитание

– это корректив, еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. Именно

таким путем ему удается направить в нужную сторону развитие всей массы

отношений ребенка с окружающим миром [19, С.22]. Воспитание – это прежде

всего влияние на систему отношений личности с окружающим миром людей.

Предложенное определение отличает его от обучения, констатирует его

ненасильственный характер и соответствует сущности этого педагогического

процесса.

Исходя из вышесказанного, можно уточнить и определение обучения:

обучение – это преднамеренное просвещение, передача людям системы знаний и

способов их применения с целью развития их личности. Образованным человеком

можно назвать не того, кто получает знания, а того, кто хоть какую-то

систему уже усвоил. Именно в этом смысле и целесообразнее применять термин

«обучение». Обучение положительно влияет на процесс развития личности, но

только своим путем – средствами совершенствования мыслительной, прежде

всего познавательной, деятельности.

В Словаре русского языка [22, С.85] дается следующее толкование

понятия воспитать и воспитание. «Воспитать: 1. кого (что) Вырастить, дав

образование, обучив правилам поведения. 2. Путем систематического

воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер (Воспитание хорошего

бойца) 3. Привить, внушить что-нибудь кому-нибудь (любовь к Родине)

Воспитание 1. воспитать 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой,

средой и проявляются в общественной жизни».

В современной школе проблема формирования дисциплинированности и

ответственности была и будет служить основой воспитательной работы с

молодежью. Ибо данные качества личности являются продуктом всей суммы

воспитательного воздействия. В школе она вырабатывается в ходе

образовательно-воспитательного процесса, но при условии такой организации,

когда задачи обучения всецело соотнесены с целями воспитания.

В современных условиях первостепенное значение придается способам

утверждения сознательной дисциплины в школе. Более того, повышение качества

учебно-воспитательного процесса неразрывно связано с усилением

ответственности учащихся за качество учебы, обязательное соблюдение учебной

и трудовой дисциплины, повышение общественной активности школьников,

развитием самоуправления в ученических коллективах.

Уже в среднем звене школы через нравственное сознание, правосознание

многие важные мировоззренческие, политические установки «переходят» в

поведенческую практику учащихся. Моральные нормы, нормы закона – это как

раз те требования, с которыми ребята встречаются ежедневно и которые они

либо соблюдают легко и просто в силу своей воспитанности, либо нарушают в

силу отсутствия необходимых установок, закрепленных в виде привычек и

стремлений.

Молодежь – будущее нашего общества и она должна овладеть системой

представлений и понятий о дисциплинированности и ответственности в прошлом,

в настоящем и в будущем.

В основе выработки дисциплинированности и ответственности у подростков

находится процесс формирования мировоззренческих установок на деятельность

человека.

Сведения, которые получают школьники о дисциплинированности и

сознательности за многие годы обучения в школе, перерабатываются в их

сознании и формируются от представлений до понятий, от знаний до убеждений

и действий. Связь между знаниями, убеждениями и действиями носит

многофакторный характер. Существуют здесь прямые и обратные,

непосредственные и опосредованные зависимости.

Э.В.Акулкин и В.М.Соловьев [1, С. 19-20] считают, что на превращение

знаний в убеждения и поступки учащихся оказывают воздействия:

1. В какой степени знания о сознательности и дисциплинированности

представляются учащимся истинными, объективными по содержанию.

2. Насколько для них является авторитетным сам источник, из которого

они получают эти знания.

3. В какой мере учителю удается связать информацию о сознательности и

дисциплинированности (ее месте, роли и значении в жизни общества)

с актуальными проблемами нашего общества.

4. Совокупностью каких средств и приемов развивается интерес учащихся

к сознательности и дисциплинированности, а сам он опирается на

признание общественного мнения.

5. Ставится ли учителем задача, чтобы сообщаемые школьникам знания и

сознательности и дисциплинированности расширяли их теоретические

представления, служили недостающими звеньями в их мировоззрении

или удовлетворяли лишь познавательный интерес.

6. Удается ли реализовать на практике целостную программу расширения

и углубления мировоззренческих представлений учащихся о порядке и

организованности как необходимой основы в личной, коллективной и

общественной жизни.

Убеждения учащихся складываются на основе тех их знаний, которые носят

мировоззренческий и нравственный характер, глубоко затрагивают их

внутренний мир, разум, чувства, совесть и поведение. Осознанное знание в

известной мере уже новое знание, чувственно пережитое. Оно становится

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.