|
Общественная государственная подготовканесовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставляются право на бесплатную медицинскую помощь и преимущественное право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб (раннее такое право распространялось только на жен (мужей) погибших (умерших) старших и высших офицеров). Говоря о страховое обеспечение (ст. 18) необходимо отметить, что: - повышены размеры единовременного пособия, выплачиваемого родственникам погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, или самому военнослужащему по призыву при его досрочном увольнении с военной службы в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного им при исполнении обязанностей военной службы: пособие исчисляется исходя из минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия (ранее – исходя из минимального размера месячной оплаты труда). Излагая положения закона, касающиеся права на образование (ст. 19), важно отметить: - установлено, что граждане, окончившие военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и принятые на работу в образовательные учреждения в качестве преподавателей, приравниваются по образованию и оплате труда к гражданам, окончившим высшие педагогические образовательные учреждения; - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 5 лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы или состоянию здоровья предоставлено право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до 3 месяцев, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - до 6 месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно; - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и имеющим общую продолжительность военной службы 15 лет и более, предоставлено право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования без вступительных экзаменов: - на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – окончившим средние военные образовательные учреждения; - на первый курс государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – с образованием не ниже основного общего образования; - на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования – имеющим незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование; - на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования – окончившим общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования (ранее эти льготы предоставлялись только гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями). - установлены дополнительные льготы и гарантии по получению образования детьми военнослужащих: - детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Разница между стоимостью содержания детей военнослужащих в образовательных учреждениях дошкольного образования и платой, взимаемой с родителей в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, возмещается военнослужащим за счет средств Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба); - дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, пользуются правом зачисления в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования – преимущественным правом при условии успешной сдачи экзаменов и соответствия другим установленным для поступающих требованиям. В законе определяется порядок проезда военнослужащих на транспорте (ст. 20): - закреплено право военнослужащих на бесплатный проезд на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно; - военнослужащим и членам семьи погибшего военнослужащего при переезде к новому месту жительства предоставлено право перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой с возмещением фактических расходов, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн; - расширены права по бесплатному проезду членов семей военнослужащих. Дополнительно к имевшимся ранее основаниям члены семей военнослужащих получили право на бесплатный проезд: на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно; в случае гибели (смерти) военнослужащего – к избранному месту жительства; в случае гибели (смерти) военнослужащего – к месту погребения и обратно (но не более 3 человек); один раз в год – к месту погребения погибшего (умершего) военнослужащего и захороненного на территории РФ и обратно (один из членов семьи); от места своего жительства до места нахождения больного и обратно – в случае тяжелой болезни военнослужащего (два члена его семьи или два близких родственника, один раз за время болезни); на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год) – членам семей офицеров, уволенных с военной службы выслугой 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения (ранее такое право предоставлялось только членам семей офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более). - законом предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (использования отпуска), избранному месту жительства и обратно лицу, сопровождающему военнослужащего, который следует в лечебное или санаторно- курортное учреждение, в отпуск по болезни, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, или членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, следующих в лечебные или санаторно- курортные учреждения, если необходимость сопровождения признана заключением военно-врачебной комиссии; - офицерам, уволенным с военной службы с выслугой 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, предоставлено право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год) (ранее такое право предоставлялось только офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более). Руководителю занятия рекомендуется разъяснить право военнослужащих на обжалование неправомерных действий (ст. 21 гласит: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы), а также право на получение юридической помощи (ст. 22). Установлено, что юридическая помощь оказывается бесплатно: - органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей – всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы; - органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело; - юридическими консультациями и коллегиями адвокатов – военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами. В ст. 25 определены дополнительные гарантии социальной защиты военнослужащих – ветеранов боевых действий на территориях других государств и ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членов их семей: - зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении льгот, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение); - на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне. В статье 28 законодательно закрепляются гарантии от необоснованного привлечения командиров (начальников) к ответственности за правонарушения подчиненных. Установлено, что командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц. В заключение руководителю занятия рекомендуется подчеркнуть, что социальная и правовая защита граждан является ключевой функцией государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации. Острота социальной ситуации в стране, в Вооруженных Силах требует от органов военного управления, воинских должностных лиц принятия адекватных мер по смягчению и предотвращению негативного влияния неблагоприятных факторов на социально-правовой статус военнослужащих. Осуществление социальной и правовой защиты вооруженных защитников Отечества – необходимое и существенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности войск, важнейший фактор воспитания личного состава. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» призван дать новый импульс решению этих задач в условиях военной реформы. Литература: 1. Конституция Российской Федерации, 1993. 2. Закон Российской Федерации «Об обороне ». М., 1996. 3. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». М., 1998. 4. Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих». М., 1998. Полковник юстиции Корякин В.М., кандидат юридических наук ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЙСК: ШКОЛА ГЕНЕРАЛА М.И. ДРАГОМИРОВА 1. Обоснование М.И. Драгомировым основополагающих идей и принципов подготовки войск. 2. Взгляды М.И. Драгомирова на воинское воспитание. Во вступлении руководителю занятия рекомендуется разъяснить, что военно-педагогическая школа русской армии второй половины XIX в. тесно связана с именем генерала Михаила Ивановича Драгомирова (1841 – 1905 гг.), военного теоретика и педагога, автора ряда трудов по военной истории, тактике, обучению и воспитанию войск. Главная заслуга Драгомирова состоит в том, что он не только возродил в русской армии традиции суворовского военного искусства и воспитания войск, но и обогатил их новыми ценными идеями в соответствии с потребностями своего времени. В результате деятельности Драгомирова была создана цельная и стройная система воинского обучения и воспитания, господствовавшая в русской армии на протяжении десятилетий и по праву названая его именем. Обоснование М.И. Драгомировым основополагающих идей и принципов подготовки войск Приступая к изложению вопроса, руководителю занятия рекомендуется отметить, что в ходе осуществления в русской армии Милютинских реформ 60 – 70-х годов XIX в. произошли существенные изменения в обучении и воспитании войск. Существенное влияние на них оказали идеи и взгляды М.И. Драгомирова. Основываясь на опыте и уроках Крымской (1853-1856 гг.) и русско-турецкой (1877-1878 гг. войн, изучив военно-педагогическое наследие полководцев и военачальников прошлого (особенно А.В. Суворова), Драгомиров разработал стройную систему обучения и воспитания. Она в наибольшей степени учитывала конкретно-историческую ситуацию, специфику русского национального характера и соответствовала последним достижениям военно-теоретической мысли России и зарубежных стран того времени. Военно-педагогические идеи М.И. Драгомирова отличались тесной связью с потребностями боевой практики войск, стремлением к всестороннему развитию личности солдат, привитию им высоких нравственных качеств. Раскрывая их сущность, Драгомиров писал: «Все дело воспитания и образования войск приводится к весьма немногим идеям: 1) ставить воспитание выше образования; 2) переходить от анализа к синтезу (т. е. учить делу по частям, но на этом не останавливаться, непременно соединять эти части в одно, так как они соединяются при действии против неприятеля); 3) учить целесообразно; 4) развить внимание людей в военном направлении; 5) приучить их встречать неожиданности быстро, но несуетливо; 6) вести занятия так, чтобы ни один шаг в них не противоречил закону выручки своих; 7) ознакомить различные роды оружия со взаимными их свойствами; 8) вести маневры так, чтобы «всякий воин понимал свой маневр»; 9) устранять все, способствующее развитию самосохранения и поощрять все, благоприятствующее самоотвержению, и потому давать практику в преодолении чувства опасности; 10) учить показом, а не рассказом; 11) остерегаться примерного исполнения чего бы то ни было в мере, допускаемой мирною практикою, – вот и все. Все эти идеи можно было свести даже к одной только: в воспитании и обучении сообразоваться со свойствами воли и ума человека». Эти идеи военного педагога, блестящего теоретика и практика, придавали обучению большую стройность и последовательность, способствовали достижению более высоких результатов. Сердцевину военно-педагогической системы Драгомирова составляют разработанные им принципы обучения. В чем их суть? В деле подготовки войск, считал М.И. Драгомиров, первостепенное значение имеет рациональность обучения «Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное». Всякое отступление от этого принципа, является вредным, «потому что оно внушает солдатам и начальникам превратное понятие о том, что можно и чего нельзя требовать в бою от человека». Люди, выученные лишнему, – говорил Драгомиров, – и перед противником будут делать не то, что нужно, а то, что они умеют делать. Центральное место в системе военного педагога занимает принцип системности и последовательности. «Учить солдат боевому делу, – утверждал Драгомиров, – должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода обучения видели цель всякого отдела образования». Этот принцип требует излагать учебный материал от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Для обеспечения последовательности и системности обучения М.И. Драгомиров рекомендовал разрабатывать глубоко продуманные программы и планы учебных дисциплин, составлять расписание занятий, умело распределять на них время. «Рациональное распределение времени, или составление так называемого учебного плана, – отмечал Драгомиров, – в особенности важно теперь, при кратких сроках службы, при которых нельзя терять даром ни минуты; без такого плана, и без строгого следования ему, успех немыслим. Только учебный план, заранее соображенный, дает возможность чего-нибудь не забыть и соблюсти должную постепенность в том, что, после чего проходить следует». Огромное значение в педагогической системе Драгомирова придавалось принципу сознательного отношения обучаемых к военному обучению. Обучаемый должен хорошо представлять, чего от него хотят добиться в обучении и для чего это нужно. Драгомиров резко выступал против зубрежки и муштры, решительно отвергал попытки насадить в русской армии прусскую систему воспитания и обучения войск. Рабское подражание чужим порядкам, взятым у другого народа, отмечал он, к добру не приводит, ибо они составляют результат его национальных особенностей и, следовательно, не могут соответствовать таким же особенностям народа-подражателя. В основу обучения должны быть положены, утверждал он, не чужеземные образцы, а очень национальное суворовское классическое правило: «всякий воин должен понимать свой маневр». Существенную роль, по мнению М.И. Драгомирова, в обучении играет наглядность, пример. Он рекомендовал чаще использовать примеры, то есть показать, что и как делать, прибегая к устным объяснениям только в случае действительной необходимости. Это требует как само военное дело – дело практическое, так особенность обучаемого – солдата не привыкшего выслушивать и понимать длинные речи. «Простого человека нужно учить не словом, а делом; примером, показом. Покажи ты ему что-нибудь раз, – писал М.И. Драгомиров, – и он задержит, поймет и будет помнить это лучше, чем ты ему расскажешь двадцать раз». Следует строго разграничивать, считал педагог-новатор, что вводить в сознание солдата рассказом, а что показом. В таких разделах обучения, как строй, фехтование, гимнастика, на его взгляд, должен господствовать показ. А в других разделах, где без рассказа не обойтись, словом нужно пользоваться предельно скупо и при малейшей возможности прибегать к примеру, к показу. Наряду с принципом наглядности Драгомиров подчеркивает воинское значение в обучении принципа тесной связи теории с практикой. В частности, он писал, что «устав–теория, могущая оживотвориться только тогда, когда человек, богатый служебным опытом, осветит различные положения оной конкретными случаями, и притом именно случаями, а не рассуждениями». Поэтому в обучении солдат Драгомиров первостепенную роль отводил офицерам. «Иного пути, – отмечал педагог, – для достижения цели обучения в срок, возможно кратчайший, нет и быть не может. Вести по этому пути может только человек, искушенный служебным опытом, т.е. офицер во всяком случае, а унтер- офицеры и учителя в этом деле будут только его помощниками, в свою очередь получающими от него указания и им подготовленными». Особое значение в военно-педагогической системе М.И. Драгомирова придавалось принципу прочности усвоения. Этот принцип требует начинать учить не многому, но много, то есть основательно. «Брать из преподаваемого не все сплошь, – учил он, – а в порядке важности, начиная с того, без чего солдат обойтись не может». В интересах твердости усвоения знаний и навыков Драгомиров был решительным противником всякого рода показухи и формализма. Он, например, резко протестовал против существовавшей практики заблаговременного назначения смотров, мотивируя это тем, что успех обучения определяется Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |