рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Танки капиталистических стран

боеприпасов привело западных специалистов к отказу от попыток создания

танков с комбинированным ракетно-пущечным вооружением. Оно было установлено

лишь на американских образцах М60А2 и М551 «Шеридан», выпущенных в

ограниченном количестве. Разработка его во Франции была прекращена.

Иностранные специалисты отмечают, что на данном этапе возрастание стоимости

танка с таким вооружением намного превосходит дости-гаемый при этом рост

его боевой эффективности.

В развитии пушечного вооружения за рубежом выделяются следующие тенден-

ции: постепенный переход на увеличенный калибр (120-мм), повышение

эффективнос-ти действия снарядов по бронированным целям и применение более

совершенных систем управления огнем.

Наиболее распространены танковые пушки калибра 105-мм. Однако танки 80-

х годов, которые начали уже поступать в сухопутные войска, вооружаются 120-

мм пуш-ками, при этом предпочтение отдается гладкоствольным.

Иностранные военные эксперты подчеркивают, что гладкоствольные пушки

предназначены для стрельбы только снарядами, стабилизированными в полете

опере-нием. Они несколько уступают орудиям с нарезными стволами в

эффективности стре-льбы осколочно-фугасными снарядами, а также в дальности

прицельной стрельбы. Од-нако аргументом в пользу первых является

возможность значительно (примерно в 1,5 раза) повысить кинетическую энергию

снаряда при высокой живучести ствола. Это объясняется тем, что при гладкой

поверхности канала ствола создаются предпосылки для снижения термической и

эрозийной нагрузки на нее за счет уменьшения площади, на которую

воздействуют пороховые газы.

Основным снарядом зарубежных танковых пушек, используемым для поражения

бронированных целей, в настоящее время является бронебойный оперенный

подкали-берный снаряд, который может выстреливаться как из гладкоствольных,

так и из наре-зных пушек (при применении специальных прокладочных колец).

Высокая пробивная способность снарядов этого типа достигается за счет

большой кинетической энергии, приходящейся на малую площадь контакта

снаряда с преградой. Для 105-мм нарезных пушек в США, Великобритании, ФРГ,

Франции и Израиле в последние годы разрабо-таны более эффективные

подкалиберные снаряды. Во Франции, где в боекомплектах танков АМХ-30 вообще

не было подкалиберных снарядов, теперь создан такой боепри-пас. Сообщается,

что его начальная скорость свыше 1500 м/с, на дальности 3 км он пробивает

монолитную плиту толщиной 150 мм под углом встречи 60 град.

Подкалиберный снаряд 120-мм западногерманской пушки танка «Леопард-2»,

как и большинство других снарядов подобного типа, состоит из активной части

и отде-ляющегося поддона. В активную часть входят стальной корпус,

сердечник из тяжелого металла, пятилопастный стабилизатор из легкого сплава

с жаропрочным покрытием, головная часть и трассер. Начальная скорость

снаряда превышает 1600 м/с. Ведутся работы по созданию для этой пушки

подкалиберного снаряда с моноблочным однород-ным бронебойным сердечником из

тяжелого металла без стального корпуса. Он должен иметь значительно более

высокую поперечную нагрузку по сравнению с принятым на вооружение снарядом

и соответственно повышенную бронепробиваемость. Зарубеж-ные специалисты

считают, что у оперенных подкалиберных снарядов на сегодняшний день

существуют достаточные резервы для дальнейшего совершенствования. Поэтому

именно с их развитием они связывают повышение возможностей танковых пушек

по поражению бронированных целей.

В капиталистических странах ведутся работы по совершенствованию и

других типов боеприпасов. В частности, для пушки танка «Леопард-2»

разработан 120-мм многоцелевой (кумулятивно-осколочный) снаряд, который,

как отмечается, обладает высокой бронепробиваемостью, а по воздействию на

площадные цели примерно равно-ценен 105-мм осколочно-фугасному снаряду.

На повышение эффективности огня из танков большое влияние оказывает

осна-щение их совершенными системами управления огнем (СУО). Современные

СУО включают стабилизаторы вооружения, лазерные дальномеры, электронные

баллистиче-ские вычислители и различные датчики, позволяющие достаточно

объективно учиты-вать отличие условий стрельбы от стандартных.

Большинство используемых на зарубежных танках стабилизаторов вооружения

представляют собой двухплоскостные гироскопные системы регулирования по

скорос-ти отклонения орудия (башни). При этом поле зрения прицела

стабилизируется вместе с ним (зависимая стабилизация). Однако для танков М1

«Абрамс» и «Леопард-2» были созданы системы с независимой стабилизацией

поля зрения прицелов. У западногер-манского образца она обеспечивается в

двух плоскостях, а на американском танке толь-ко в одной (вертикальной).

Американские специалисты считают, что такая система зна-чительно дешевле.

С начала 70-х годов на зарубежных танках устанавливаются лазерные

дальноме-ры. По сравнению с оптическими они, как полагают иностранные

специалисты, имеют следующие преимущества: высокое быстродействие,

автоматизированный процесс ввода измеренной дальности в прицельные

устройства, высокая точность измерения, практически не зависящая от

дальности, малые размеры и вес, простота освоения и т.д.

В системах управления огнем танков капиталистических стран в настоящее

время используются аналоговые и цифровые электронные баллистические

вычислите-ли, предназначенные для расчета углов прицеливания и бокового

упреждения с учетом расстояния до цели, типа снаряда и ряда других

факторов, влияющих на траекторию полета снаряда. Развитие их идет в

направлении создания электронных цифровых вы-числителей повышенной

точности. При этом существенно уменьшаются размеры при-бора, потребляемая

мощность, стоимость и одновременно расширяется круг решаемых задач. Наряду

с вычислением исходных данных для контроля работы и характеристик

практически всех элементов СУО.

В капиталистических странах ведутся интенсивные работы по созданию еще

более совершенных систем управления огнем, в процессе которых реализуются

новые решения. Так, на американской опытной легкой машине (танке)

повышенной живучес-ти HSTV-L установлена СУО, которая должна обеспечить

существенное сокращение времени, необходимого экипажу для обнаружения и

поражения целей в различных ус-ловиях. Место командира оснащено

выдвигающимся вверх и вращающимся в горизон-тальной плоскости (360 град.)

панорамным прицелом с автоматизированным управле-нием. Он имеет

стабилизированную в двух плоскостях головку, тепловизионную систе-му

переднего обзора (FLIR), дневной оптический канал и канал телевизионной

системы с объемным изображением поля зрения. Последнее передается на

устройство отображе-ния, размещаемое перед командиром и может также

поступать на устройства отображения двух других членов экипажа.

Прицел наводчика, как и панорамный прицел командира, имеет

стабилизирован-ную в двух плоскостях головку, тепловизионный канал системы

FLIR, дневной опти-ческий канал и канал телевизионной системы обзора с

объемным изображением, кото-рое может передаваться на рабочие места

командира и водителя. Прицел имеет новый лазерный дальномер (с активным

элементом на углекислом газе), обладающий, по мне-нию американских

специалистов, существенными преимуществами по проникающей способности

излучения по сравнению с излучением лазеров, выполненных на твердо-тельных

активных элементах. У наводчика имеется также дополнительный прицел с

оптическим каналом, механически связанный с орудием.

Еще дальше в развитии СУО пошла американская фирма «Делко электроникс».

Для опытной машины HIMAG она разработала систему, в которую входят:

комбиниро-ванный прицел наводчика с независимой стабилизацией поля зрения в

двух плоскос-тях, электронный баллистический вычислитель и автоматические

датчики условий стрельбы. Кроме оптического и лазерного каналов, в прицеле

имеется дополнительный тепловизионный канал, а также электронная

видеоследящая система, применяемая при стрельбе по движущимся целям. Она

обеспечивает автоматическое слежение за целью и за отклонением снарядов от

нее. Информация о траектории снаряда используется для автоматического ввода

необходимых поправок, что повышает вероятность попадания в цель при

следующем выстреле. Однако, как подчеркивается в иностранной печати, такие

СУО являются очень дорогими.

Особое внимание уделяется улучшению возможностей танковых экипажей по

об-наружению и разведке целей. На новых и модернизированных танках широко

исполь-зуются приборы ночного видения (ПНВ). Наибольшее распространение

получили ПНВ двух типов - активного и пассивного.

В последние годы на зарубежных танках стали устанавливать телевизионные

и тепловизионные приборы. Среди последних различают теплопеленгаторы,

обеспечива-ющие лишь обнаружение целей, и тепловизионные прицелы,

позволяющие обнаружи-вать, распознавать объекты и осуществлять наведение на

них оружия в условиях за-дымленности, при отсутствии оптической видимости

целей, а также при наличии на них тонких слоев маскировки. В США для танков

М1 «Абрамс» и М60А3 выпускаются комбинированные тепловизионные прицелы.

Защищенность. Западные специалисты отмечают, что на развитие танков

боль-шое влияние оказывает необходимость резкого повышения их защищенности,

то есть свойства сохранять боеспособность при воздействии различных средств

поражения. В связи с большим разнообразием этих средств защищенность танков

принято рассмат-ривать в двух аспектах - при воздействии оружия массового

поражения и обычных средств.

Защищенность современных танков от ядерного и химического оружия

обеспечи-вается прочностью и жесткостью корпуса и башни, их герметичностью,

созданием из-быточного давления воздуха внутри танка с помощью

фильтровентиляционных устано-вок. С целью защиты экипажа от радиационного

излучения осуществляется наращива-ние толщин защитных материалов. Судя по

сообщениям иностранной печати, повые танки М1 «Абрамс» и «Леопард-2» имеют

повышенный уровень защиты от проникающих излучений ядерного взрыва и

радиоактивно зараженной местности по сравнению с танками второго поколения.

Улучшенные защищенности танков от обычных средств поражения зарубежные

специалисты считают важнейшей проблемой в развитии их на современном этапе.

Она связана с двумя основными направлениями: снижением вероятности

попадания в танк и повышением его стойкости к воздействию попавших

снарядов. Для реализации пер-вого они используют различные конструктивные

решения. Прежде всего это уменьше-ние размеров танков, особенно высоты.

Например, танк М1 «Абрамс» почти на 600 мм ниже М60А1.

Одним из путей снижения вероятности попадания в танк является,по их

мнению, повышение его подвижности на поле боя. Высокая подвижность танка на

поле боя в сочетании с низким силуэтом позволяют ему лучше использовать

защитные свойства местности и усложняют обстреливающему его

противотанковому средству решение огневой задачи.

Важную роль в этом плане играет применение маскировочных средств.

Подчер-кивается, что танку должна быть обеспечена возможность маскировки в

широком диапазоне излучений (цветовая, тепловая, звуковая, радиолокационная

и другие). В связи с появлением противотанковых средств, наводимых в цель

по лучу, для танков разрабатываются специальные средства индикации,

реагирующие на облучение. Они должны обеспечить экипажу возможность быстро

принять защитные меры.

Повышение стойкости к воздействию различных противотанковых снарядов за

рубежом связывают с дальнейшим совершенствованием броневой защиты,

улучшением компоновки и другими мероприятиями. В иностранной печати

отмечается, что сущест-венный прогресс в этом был достигнут созданием так

называемых комбинированных броневх преград. Одной из разновидностью таких

преград является разнесенная броня, получившая в последние годы

распространение за рубежом танкостроении. В частнос-ти, из нее изготовлены

башни танков «Леопард-1А3 и -1А4».

Многослойная комбинированная броня впервые использовалась на опытном

аме-рикано-западногерманском танке МВТ-70. В 1976 году английскими

специалистами была разработана комбинированная броня (получила название

«чобхем»), которая представляет собой комбинацию из трех слоев: «сталь -

керамика - сталь или легкий сплав». Она используется на английских танках

«Челленджер», являющихся дальней-шим развитием танков «Чифтен», на «Леопард-

2» и М1 «Абрамс». Резко повышенный уровень защиты от обычных средств

поражения является, по мнению специалистов блока НАТО, важнейшей

особенностью этих машин. Применение разнесенной и ком-бинированной брони

обусловило переход от литых башен к сварным.

Определенные работы проводятся за рубежом по повышению защищенности ра-

нее выпущенных образцов. Так, в процессе модернизации танков «Леопард-1» на

их башнях были установлены дополнительные броневые листы. В некоторых

случаях между основным и дополнительным бронированием возможно размещение

наполните-ля, повышающего, например, стойкость к воздействию кумулятивных

снарядов. В час-тности, такие мероприятия в отношении танков серии М60 в

инициативном порядке предложены американской фирмой «Теледайн».

Перспективным направлением считается также локализация заброневых

повреж-дений. Жизненно важные элементы танка стремятся располагать так,

чтобы уменьшить вероятность выхода из строя всей машины даже при пробитии

ее брони снарядом. С этой целью боеприпасы изолируют броневыми

перегородками, а топливо размещают в защищенных баках в периферийных

областях внутреннего пространства.

Западные специалисты вместе с тем отмечают, что мероприятия по

повышению защищенности танков ведут к неизбежному возрастанию их веса.

Поэтому проблемы усиления защиты они связывают с выполнением требований к

танкам по подвижности.

Подвижность. В зарубежном танкостроении, как сообщает иностранная

печать, просматривается устойчивая тенденция к повышению средних скоростей

движения танков в различных дорожно-грунтовых условиях, улучшению их

динамических и ма- невренных качеств. Прежде всего это заключается в

увеличении удельной мощности за счет использования более совершенных

двигателей. Если у танков второго поколения она составляла 15-20 л.с./т, а

к перспективным танкам предъявляются еще более высо-кие требования.

Существенным шагом вперед в танковом двигателестроении иностранные

специ-алисты считают создание американской фирмой «Авко Лайкомигн»

газотурбинного двигателя (ГТД) АGТ-1500 мощностью 1500 л.с., который

установлен на танке М1 «Абрамс».

В последние годы за рубежом было создано несколько новых танковых

дизель-ных двигателей, в том числе: западногерманский 12-цилиндровый

многотопливный ди-зель водяного охлаждения МВ-873 (мощность 1500 л.с.),

американский 12-цилиндро-вый двигатель воздушного охлаждения с переменной

степенью сжатия AVCR-1360 (1500 л.с.) и английский CV-12 (1200 л.с.).

Иностранные специалисты - сторонники дизеля считают, что он еще имеет

доста-точные резервы для совершенствования. Так, в настоящее время

американская фирма «Камминс» ведет работы с «адиабатическим» двигателем,

камеры сгорания которого покрыты изоляционной керамикой. Наряду с масляным

охлаждением поршней, приме-неным на дизелях французской фирмы «Ситроен»,

это, по мнению западных экспертов, позволило бы значительно упростить

систему охлаждения и обеспечить выигрыш в ве-се, объеме и мощности при

снижении удельного расхода топлива до уровня 135 г/л.с.ч. Во Франции

разрабатывается дизельный двигатель, в котором используется дополни-тельная

камера сгорания, предназначенная для повышения производительности турбо-

нагнетателя. Это может обеспечить увеличение выходной мощности и улучшение

прие-мистости двигателя. Однако французские специалисты отмечают, что он

пока является очень сложным и неэкономичным.

Трансмиссии, применяемые на зарубежных танках, являются механическими

или гидромеханическими. Первый тип считается менее современным. На новых

танках М1 «Абрамс» и «Леопард-2» установлены гидромеханические трансмиссии

«Аллисон» Х-1100 и HSWL-354 соответственно. Каждая из них включает

комплексную гидродина-мическую передачу с блокировочным фрикционом,

четырехступенчатую автоматичес-кую коробку передач и дополнительный привод

механизма поворота с гидрообъемной передачей, а также гидравлический

замедлитель. Трансмиссии второго типа разработа-ны также в

Великобритании для танков «Челленджер» (TN37) и во Франции для

АМХ-30В2 и АМХ-32 (ENC200).

В качестве перспективного направления совершенствования

гидромеханических трансмиссий рассматривается установка гидрообъемной

передачи (ГОП) не только в дополнительной, но и в основной силовой поток

параллельно с механической ветвью таким образом, чтобы с увеличением

скорости движения через ГОП передавалась все меньшая часть мощности

двигателя.

В иностранной печати подчеркивается, что важнейшим условием повышения

подвижности танков является совершенствование их подвески. Большинство

основных танков имеет индивидуальную торсионную подвеску. За счет

использования в послед-ние годы высоколегированных сталей и специальных

методов механической обработки работоспособность торсионных валов резко

возросла, что позволило увеличить динами-ческий ход катков. Кроме того,

были разработаны более совершенные конструкции двухвальных торсионов (вал в

трубе). Наряду с повышением характеристик амортиза-торов это привело к

увеличению средней скорости танков.

Однако зарубежные специалисты считают, что значительно лучших

результатов можно добиться за счет использования гидропневматической

подвески. В настоящее время ею оснащены два серийных танка - шведский Strv-

103В и японский «74».Такие подвески обладают нелинейной характеристикой и

имеют ряд других преимуществ: возможность совместить в одном узле рессору и

демпфер, удобство компоновки и т.д.

Компоновка. Для современных танков наиболее характерна ставшая

классичес-кой компоновка, при которой основное оружие размещается во

вращающейся башне, силовая установка и агрегаты трансмиссии - в кормовой

части корпуса, а члены эки-пажа располагаются раздельно: водитель - в

носовой части корпуса, остальные - в башне. Она обладает рядом преимуществ

по сравнению с другими схемами, имеющими по этой причине ограниченное

распространение.

В то же время отмечается, что классической компоновке присущи и

определен-ные недостатки (высокий силуэт машины, большие размеры башни,

трудности созда-ния надежной защиты от современных противотанковых средств

и оружия массового поражения), которые заставляют западных конструкторов

вести постоянный поиск но-вых решений. Так, в ФРГ по программе создания

танка «Леопард-3» было разработано несколько проектов танков, имеющих

различную компоновку: размещение двух танко-вых пушек калибра 105-120-мм в

корпусе (казематная установка), одной 105-мм пушки в башне с ограниченным

углом поворота (+90, -90 град) и с наружной установкой ору-дия на

поворотной платформе.

Первая схема обеспечивает снижение общей массы танка, повышает его

защище-нность и огневую мощь (при стрельбе по неподвижным целям). Поскольку

наведение оружия в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом всей

машины, стрельба с ходу по движущейся цели затруднена.

Использование башни с ограниченным вращением позволяет уменьшить общую

высоту машины и улучшить ее защиту за счет компоновки моторно-

трансмиссионного отделения «по вертикали», однако при этом приходится

сдвигать башню вперед, что усложняет применение длинноствольных пушек.

Иностранные специалисты считают, что возможность создания компактного,

хорошо защищенного корпуса и обеспечение малой проекции башни танка дает

схема с наружной установкой пушки. Такой способ исследуется в нескольких

странах Напри-мер, в Швеции проводятся испытания легкого танка (на базе БМП

«Мардер») с наруж-ной установкой 105-мм пушки. Примерно также выполнена

компоновка американской опытной машины HSTV-L. Как отмечается в зарубежной

прессе, со временем машины с наружной установкой вооружения могут стать

реальными конкурентами обычных ба-шенных танков, но для этого нужно решить

две проблемы: автоматизировать заряжа-ние и обеспечить дистанционное

управление орудием.

В настоящее время в некоторых западных странах созданы или

разрабатываются танки, компоновка которых является компромиссом между

классической схемой и но-выми решениями. Так, в израильском танке «Меркава»

моторно-трансмиссионное отде-ление расположено в носовой части корпуса,

обеспечивая дополнительную защиту эки-пажа. Однако при этом ухудшается

доступ к двигателю и агрегатам трансмиссии для их обслуживания и ремонта,

увеличивается их уязвимость.

Дальнейшее развитие подобной компоновки предлагается швейцарской фирмой

«Контравес» для танка NKPz. Отличительные его особенности: уменьшение

численнос-ти экипажа до трех человек, использование автомата заряжания,

переднее расположе-ние моторно-трансмиссионного отделения, а также

размещение боеукладки, топливных баков, аккумуляторных батарей в

изолированных отсеках в корме корпуса.

Таким образом за рубежом, и прежде всего в странах НАТО, проводятся

интенси-вные работы, направленные на дальнейшее развитие отдельных боевых

свойств и по-вышение эффективности танков, которые, по мнению иностранных

военных специали-стов, продолжают оставаться важнейшим элементом в системе

вооружений сухопутных войск.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.