рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Информационная система госуправления в России

группу. Такое подразделение на ряду с определением результативности

поступающей информации должно прогнозировать ее влияние на деятельность

органа управления.

В функции этой службы следовало бы включить:

. обобщение информации по конкретному вопросу, поступающей из различных

источников;

. систематизацию оценок конкретной проблемы, предоставление потребителю

возможных (в необходимых случаях альтернативных) вариантов подхода к

решению проблемы;

. формирование выводов на основе анализа предложений о политических,

организационных действиях органа управления по рассматриваемому вопросу

(например, принятие конкретных мер либо оставление проблемы без

внимания).

Эта служба должна отслеживать поступающую в управленческую структуру

информацию и заблаговременно организовывать поступление недостающей

(фактографической или оценочной), а также готовить краткие документы,

включающие описание существа проблемы, подходы к ее решению, оптимальный

вариант решения, сопровождаемый прогнозом положительных и отрицательных

последствий.

Существенный вклад в обеспечение необходимого качественного уровня

информации должны внести нормативные акты, регулирующие информационные

процессы в организации власти и управления. Если ответственность лица,

находящегося «внизу» этого процесса, не определена должностной инструкцией

(или иным нормативным документом), то велика вероятность, что информация,

направляемая в управленческую структуру, будет искажена.

Сейчас установление обязанностей должностных лиц и введение

должностных инструкций по сбору, обработке, передаче, хранению информации,

поступающей в органы государственного управления, предусматриваются законом

РФ об информации, информатизации и защите информации, вступивший в действие

22 февраля 1995 года, а также множеством других правовых норм[3].

Однако учитывая требования к качеству и достоверности информации,

надежности и устойчивости информационного обеспечения назрела необходимость

в указе Президента РФ и законе об информационном обеспечении органов

государственной власти и управления, которые более конкретно

регламентировали бы правовое регулирование данных видов информационных

отношений. Поскольку от достоверности, своевременности и полноты информации

зависит качество принимаемых решений, эти акты также должны предусматривать

конкретную ответственность за предоставляемую информацию. Введение таких

мер должно позволить существенно повысить качество информационного

обеспечения и управляющего воздействия органов государственной власти.

Раздел 2. Информация система государственного управления.

2.1. Понятие информационной системы государственного

управления.

Исходя из того, что система государственного управления представляет

собой вид социальной системы, можно сказать, что эффективность данной

системы находится в прямой зависимости от накопления, обработки и

использовании информации, налаженной инфраструктуры доведения ее до

различного рода потребителей.

Значения информации в функционировании органов государственной власти

определяется как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы связаны с необходимостью повышения жизнеспособности

общества, обеспечения его устойчивости. Для этого необходимо всесторонне

учитывать информационные законы человеческой цивилизации и направлять

стихийные потоки информации на организацию и созидание. В свою очередь

решение созидательных задач невозможно без наличия достоверной информации о

всех процессах, происходящих в обществе, и свободы использования информации

всеми заинтересованными общественно-политическими силами и рядовыми

гражданами. Как заявлял основатель кибернетики Н. Винер, «действенно жить –

это значит жить, располагая правильной информацией»[4].

Внешние факторы отражают и потребность обеспечения безопасности

государства. О том, какую роль играет информация в обеспечении

государственной безопасности, можно судить по итогам проигранной СССР

«холодной» войны с развитыми странами Запада в конце 80-х годов.

Поэтому следует учесть то, что у России есть реальные возможности

превратить информацию в мощный фактор защиты национальных интересов.

Внутренние факторы связаны с иерархическим построением органов

государственной власти, управленческим характером их деятельности,

потребностью постоянной связи между субъектами и объектами управления, что

и предопределяет значение информации в управлении. Отсутствие достоверной

информации приводит к параличу всю систему государственного управления.

Она начинает работать вхолостую и в итоге умирает как организм, лишенный

кислорода.

Все это свидетельствует об огромном значении информации в системе

государственного управления, органов государственной власти.

Говоря о системе государственного управления как о информационной

системе, можно сказать что она представляет собой разветвленную сеть линий

коммуникаций и баз данных, обеспечивающих циркулирование информации,

поступление ее во все структуры, подразделения государственных органов.

В обществе в целом и в государственном управлении в частности всегда

существовала и в каждый данный момент существует определенная

информационная система, охватывающая саму информацию (ее совокупный

массив), формы методы и средства ее обработки и людей, включенных в

информационные процессы. Поэтому когда говорится о создании и

совершенствовании информационной системы государственного управления, то

имеется в виду не просто система, функционирование которой связано с

формированием, регистрацией, сбором, обработкой и хранением информации,

отражающей состояние определенных объектов и субъектов в их динамике,

качественно и принципиально новое явление. Проблема не сводится к простому

внедрению в управление новейшей вычислительной техник , создание сетей и

программ ЭВМ, как это полагали многие ученые и практики в 60-х годах. Она

гораздо объемнее, сложнее, глубже и труднее в разрешении. Применение

микроэлектроники, информатики, микропроцессоров, роботов и других

современных обслуживающих средств открывает возможности перевода всей

работы с информацией на новые научные и технические уровни, создания

рациональных и эффективных информационных технологий.

Как удачно подметил Г.Л. Смолян, «автоматизация есть новая,

интеллектуальная «технология», охватывающая все в принципе возможные

объекты управления – операции, ресурсы, оценки. Переход к этой новой

«технологии», использующей компьютеры, в историческом плане, по-видимому,

является куда более революционным, чем появление поточного производства,

конвейерных линий и систем автоматического регулирования»[5].

«Нетрадиционность» проблемы состоит в том, что посредством ее решения

закладываются предпосылки, основа того будущего общества, которое

обозначено понятием «информационного». Без соотнесения сути этого

(предполагаемого) общества и информационной системы государственного

управления нельзя понять и сформулировать концепций последней.

Создание информационной системы государственного управления – это не

приложение новых технических средств к разбухшей и бюрократизированной

государственной машине, а построение новой системы государственного

управления, основанной на плюрализме форм собственности, гражданском

обществе, широком развитии самоуправленческих механизмов, полноте прав и

свобод личности, торжестве закона и других демократических принципах и

ценностях. В то же время современная организация управляемых объектов и их

взаимодействий, характер информационно-обрабатывающей техники, возможности

новейших средств связи (спутники, лазеры, световоды и т.д.) и другие

факторы обуславливают единство и всеохватываемость информационной системы

государственного управления. Нельзя ограничиваться региональными и

отраслевыми, кустовыми и иными локальными информационными системами в

управлении. В государстве должна быть общая система государственного

управления с построенной внутри нее единой информационной системой. Тогда

можно надеяться на рациональность и эффективность государственного

управления.

Информационно-технологические нововведения в государственном

управлении имеют комплексный характер, связаны с одновременным и

согласованным использованием информационных, организационных, правовых,

социально-психологических, кадровых, технических и многих других факторов.

Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы

работы с информацией, так и функциональной и организационной структур

управления, состава и структуры всей управленческой деятельности, характера

и построения управленческих отношений, да и иных управленческих явлений.

Особенно актуально формирование системы содержания информации, нужной

для рационального и эффективного государственного управления. В числе

единиц такой информации следует выделить:

. сведения, отражающие материальные, производственные, социальные,

технические и технологические параметры управляемых объектов;

. данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих производственную,

социально-обслуживающую, духовно-культурную, и иную, имеющую

потребительский характер, деятельность управляемых объектов;

. материалы, определяющие деятельность государственных органов в сфере

управления (законодательные и иные нормативные правовые акты, договорные

обязательства и плановые задания, указания вышестоящих органов,

результаты контрольных актов и т.д.);

. сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки

Такие единицы информации должны соответствовать уровню и масштабам

управляющих подсистем и их звеньев, закладываться в первую очередь в

действующие в их рамках информационные системы. В них нужны и данные о

развитии научно-технической мысли и ее новейших достижениях, о передовом

управленческом опыте в стране и за рубежом.

2.2. Пути видоизменения и совершенствования информационной системы

государственного управления.

Созданная ранее система информационных связей перестала в полной мере

соответствовать современным требованиям. Это объясняется, прежде всего,

тем, что переход страны к рыночной экономике потребовал нового подхода к

информационной и информационно-аналитической поддержке в сфере

государственного управления. Информация стала рассматриваться как ресурс,

без которого нельзя использовать современные технологии и методы

управления[6]. В связи с этим информационная система государственного

управления постоянно видоизменяется, совершенствуется, приобретает новое

качество.

Прежде всего, это достигается за счет использования современных

автоматических информационных систем управления, новой компьютерной техники

и других средств коммуникации. В данный момент сдвиги в техническом

оснащении рабочих мест в системе государственного управления ,на лицо, хотя

полностью потребность в компьютеризации будет удовлетворена еще не скоро. В

зависимости от возможностей технических средств выделяют механизированные,

автоматические и автоматизированные информационные системы в управлении.

Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие

механические средства ручного обращения с информацией, электронно-

вычислительную технику и человеческий разум. Есть несколько направлений

деятельности по формированию таких систем. Одно – чисто технико-

технологическое, решаемое кибернетиками и другими специалистами в области

электронно-вычислительной техники и информатики. Другое – непосредственно

управленческое – состоит в стандартизации и унификации управленческой

информации, и продвижение по нему идет пока медленно. В результате

существуют как бы две подсистемы в управлении, недостаточно связанные между

собой: подсистема управленческой информации, которая обрабатывается в

ручную, передается обычными почтовыми, телеграфными и телефонными

средствами, выражается часто в произвольной форме и субъективистски

ориентированным содержанием; другая же приспособлена к условиям и

требованиям электронно-вычислительной техники, обрабатывается и передается

ею. Информатика как новая механизированная технология сбора, передачи,

переработки и использования информации, основанная на новейших ЭВМ и

периферийных устройствах, средствах коммуникации и взаимосвязях человека с

информацией, занимает незначительное место в информационном обеспечении

государственного управления. Третье направление связано с тем, что

информация в государственном управлении при обработке и хранении ее любыми

средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах и

часто служит юридическим основанием для принятия управленческих решений.

Сегодня имеется возможность не только давать информацию на обработку

машинам и потом пользоваться подготовленными ими материалами, а через

информационную систему , точнее, через средства информатики вырабатывать и

реализовывать целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия,

получать и оценивать отчетную, учетную и контрольную информацию, вести

прямой разговор с иными управляющими и управляемыми компонентами. Для этого

надо юридически решить вопросы о непосредственном сочленении информационной

системы и системы государственного управления, а также о полномочиях

должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения

соответствующей информации в информационную систему.

Во-вторых, путем дифференциации информационных потоков и создания на

их основе специализированных банков данных. Важное значение в этом

отношении имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 28

февраля 1996 г. № 226, в соответствии с которым утверждено «Временное

положение о государственном учете и регистрации баз и банков данных». Как

отмечается в Положении, государственный учет и регистрация баз и банков

данных осуществляется в целях:

> информирования граждан и организаций о содержащихся в базах и банках

данных информационных ресурсов, а также о порядке доступа к ним.

> организации информационного обеспечения органов государственной власти

Российской Федерации[7].

В соответствии с постановлением Правительства проводится большая

работа по систематизации информационных ресурсов, накоплению их по

отраслям, группам отраслей народного хозяйства в органах государственного

управления, что обеспечивает более эффективное использование информации.

В-третьих, на совершенствование государственной службы как

информационно-коммуникационной системы большое влияние оказывают меры

организационного порядка. В стране создается единая система федеральных,

региональных и муниципальных информационно-аналитических служб. На

федеральном уровне такую роль выполняет Федеральное агентство

правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Сложнее идет процесс создания аналитических служб на муниципальном уровне в

связи с незавершенностью их формирования. В 1994-1995 гг. проведен ряд

совещаний руководителей информационно-аналитических служб в Администрации

Президента, что способствовало выработке единых принципов и унификации

информационного обеспечения органов государственной власти[8].

В-четвертых, жизнеспособность государственной власти как

информационной системы в решающей степени зависит от уровня подготовки

кадров государственных и муниципальных служащих, их умения использовать

современные информационные технические средства, автоматизированные системы

управления. Положительно то, что значительная часть управленческих кадров

прошла в последние годы своеобразный «техминимум» по овладению новой

техникой и информационно-коммуникационными технологиями, получила опыт

использования технических новшеств в практической работе. Большая работа с

кадрами в деле овладения основами информатики приводится в учебных

заведениях: РАГС, региональных академиях государственной службы (таких как

наша Дальневосточная Академия Государственной Службы), других вузах, где

осуществляется подготовка кадров государственного управления. Проводимая

работа положительно сказывается на качестве использования информации

кадрами, составляющими профессиональный стержень государственной службы.

В-пятых, совершенствование информационно-коммуникационных связей

внутри государственных органов обеспечивается за счет подключения сетей

информации к аналогичным системам в странах Западной Европы, странах СНГ,

что обеспечивает расширение информационных потоков и обогащает их

содержательную насыщенность. Такая практика позволяет использовать

обогащенную информацию в различных сферах, в том числе в области экономики,

науки, образования, культуры.

Все это в определенной степени характеризует информационную систему

государственного управления как открытую для взаимодействия с другими

информационными системами общества, что является не маловажным фактором

развития информационной системы государственного управления.

Заключение.

Подводя итоги по данной курсовой работе можно сказать, что

информационное обеспечение является базой, на которой сроится

управленческая деятельность государственного аппарата. Информацию здесь

следует рассматривать как некую совокупность различных сообщений, сведений,

данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях и т.д.

Эти сведения будучи собранными, систематизированными и преобразованными в

пригодную для использования форму играют в управлении исключительную роль.

Учитывая всю важность информации для государственных органов, о

системе государственного управления как о информационной системе, можно

сказать что она представляет собой разветвленную сеть линий коммуникаций и

баз данных, обеспечивающих циркулирование информации, поступление ее во все

структуры, подразделения государственных органов.

В обществе в целом и в государственном управлении в частности всегда

существовала и в каждый данный момент существует определенная

информационная система, охватывающая саму информацию (ее совокупный

массив), формы методы и средства ее обработки и людей, включенных в

информационные процессы. Поэтому когда мы говорим о создании и

совершенствовании информационной системы государственного управления, то

имеем в виду не просто систему, функционирование которой связано с

формированием, регистрацией, сбором, обработкой и хранением информации,

отражающую состояние определенных объектов и субъектов в их динамике, а

качественно и принципиально новое явление.

Говоря о развитии и совершенствовании информационной системы

государственного управления можно привести некоторые основания определяющие

это развитие и совершенствование.

Поскольку система государственного управления выступает в

динамическом единстве иерархической управляющей и сложноорганизованной

управляемой подсистем, постольку и информационная система, их

обслуживающая, должна быть способной, с одной стороны, брать необходимые

данные о функционировании управляемых объектов и доносить их до

компетентных органов и, с другой – помогать в выработке рациональных

управляющих воздействий, дифференцировать их по всей управляемой подсистеме

и доводить до каждого исполнителя. Следовательно, информация призвана

обеспечивать демократизм государственного управления.

Следующее основание обусловлено тем, что ЭВМ – техника коллективного

пользования, обладающая все возрастающей емкостью и быстротой работы и,

соответственно, возможностью удовлетворять запросы многих государственных

органов. Новые горизонты открывает био- или нейрокомпьютер. Значит, есть

смысл в составе информационной системы государственного управления иметь

крупные и информационно специализированные центры, оснащенные современными

ЭВМ с емкостью одновременного и качественного обслуживания десятков

государственных органов.

Одно из оснований можно обозначить как комплексный подход в

реализации взаимодействия человека и машины в информационной работе. Ведь

смысл информационного обеспечения государственного управления в конечном

счете заключается в органическом соединении научных знаний, научной

методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех

проявлениях информационной работы. Логично, что информационные

преобразования сегодняшних дней выдвигают на первый план человека, от

развитости и действий которого зависит успех в использовании новых

возможностей.

Список использованной литературы и источников.

|1. |Андрианов Г.Н., |Бродский Г.Д. Применение ЭВМ в управлении |

| | |производством за рубежом. – М.: Машиностроение, |

| | |1969. |

|2. |Атаманчук Г.В. |Теория государственного управления. Курс лекций. – |

| | |М.: Юрид. лит., 1997. |

|3. |Винер Н. |Кибернетика и общество. – М., 1958. |

|4. |Закупень Т. |Качественные аспекты информации в органах |

| | |государственного управления.// Проблемы теории и |

| | |практики управления, 1997, № 6, С. 38-42. |

|5. |Клепцов М.Я. |Информационные системы органов государственного |

| | |управления. – М., 1976. |

|6. |Миронов В. |Информатизация России: региональный и федеральный |

| | |аспекты.// Деловой мир. – 1993, 25 июня, С. 10. |

|7. |Муминов Н. |Проблемы управления и информатика.// Человек и |

| | |политика. - 1991, № 11, С. 83-85. |

|8. |Охотский Е.В. |Государственная служба: теория и организация. Курс |

| | |лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. |

|9. |Пикулькин А.В. |Система государственного управления: Учебник для |

| | |вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Закон и |

| | |право, ЮНИТИ, 1997. |

|10.|Поляков В.Г. |Проблемы представления управленческих знаний в |

| | |условиях информатизации.// Интеллектуализация |

| | |общества и творчество. – Новосибирск, 1991, С. |

| | |47-61. |

|11.|Радченко А.И. |Основы государственного и муниципального управления:|

| | |системный подход. Учебник. – АООТ «Ростиздат» – |

| | |Ростов н/Д., 1997. |

|12.|Слепенков И.М., |Аверин Ю.П. Основы теории социального управления: |

| | |учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1990. |

|13.|Смолян Г.Л. |Человек и компьютер. – М., 1981. |

|14.|Российская газета. 1996, 23 марта. | |

-----------------------

[1] Берг А.И., Черняк Ю.И. Информация и управление. – М.: Экономика. 1996,

С. 44.

[2] Андрианов Г.Н., Бродский Г.Д. Применение ЭВМ в управлении производством

за рубежом. – М.: Машиностроение, 1969. С. 33.

[3] Закупень Т. Качественные аспекты информации в органах государственного

управления. // Проблемы теории и практики управления., 1997, № 6, С. 42.

[4] Винер Н. Кибернетика и общество. – М., 1958. С. 31.

[5] Смолян Г.Л. Человек и компьютер. – М., 1981. С. 35.

[6] Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного

управления. – М., 1996. С. 14.

[7] Российская газета. 1996. 23 марта.

[8] Охотский Е.В., Игнатов В.Г. Государственная служба: теория и

организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. С. 283.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.