рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История Китая

требование" Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию.

Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое

антиюаньшикайское восстание.[178:3]

Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это

не остановило восстания. Вскоре после смерти Юань Шикая в 1916 г. власть

оказалась в руках северокитайских милитаристов—генералов, установивших

военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не

признал власти северных генералов. В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу (Кантон)

сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь

Ятсеном. Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе

китайского народа за национальное освобождение и социальную справедливость.

В Китае она отозвалась "движением 4 мая", положившим начало новому

этапу освободительной борьбы. 4 мая 1919 г. в Пекине состоялись многолюдные

демонстрации против политики капиталистических держав в отношении Китая и,

в частности, против решения Парижской мирной конференции, санкционировавшей

захват Японией провинции Шаньдун.[178:3]

В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Коммунистическая партия

Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны

коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена

(возрожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной

самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на 1

съезде Гоминьдана, ставшего, таким образом, организационной формой единого

национального антиимпериалистического фронта.

Под влиянием идей революции в России взгляды Сунь Ятсена претерпели

значительные изменения, получили яркую антиимпериалистическую

направленность. В этих условиях новой трактовке подверглись и "три народных

принципа" Сунь Ятсена. Так, "принцип национализма" стал выражать идею

борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех

национальностей страны. "Принцип народовластия" содержал критику демократии

западного типа, провозглашал "народовластие всего народа, а не только

меньшинства". В "принцип народного благосостояния кроме уравнивания прав на

землю были включены требования государственной помощи безработным,

улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти

капитала. "Три народных принципа" в их новой трактовке были положены в

основу политической программы Гоминьдана, принятой 1 съездом.[179:3]

В апреле 1924 г. Сунь Ятсен выступил с "Общей программой строительства

государства", в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся

в идеях о "трех периодах" и "пяти властях". Строительство государства он

разделил на три периода: военное правление, политическая опека и

конституционное правление. В первый из этих периодов, по мысли Сунь Ятсена,

все государственные учреждения должны контролироваться военной

администрацией, одновременно военную силу намечалось использовать для

объединения страны. В период политической опеки население под руководством

правительства организует самоуправление. Конституционное правление

наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием

правительства "пяти властей", после чего следует созыв Национального

собрания.

Выдвигая идею "пяти властей", Сунь Ятсен выступил поборником принципа

разделения властей, но при этом к законодательной, исполнительной и

судебной властям он добавил экзаменационную и контрольную власти. Введение

этих видов властей он не связывал только с китайской традицией – системой

экзаменов для поступления на государственную службу и институтом цензората.

Он считал, что экзаменационная система "восполняет пробелы, свойственные

избирательной системе" для отбора наиболее достойных кандидатов на

государственные посты.[179:3]

Между тем Китай оставался политически раздробленным, а большая часть

его территории находилась под властью военщины. Центральным правительством

Китая считалось пекинское, с которым поддерживали дипломатические отношения

иностранные государства. Время от времени они созывали (сепаратно от Юга)

парламенты, осуществляли различные конституционные маневры (так, чжилийскал

клика в 1922 г. восстановила действие отмененной еще Юань Шикаем

Конституции 1912 г., а в 1923 г. была даже принята первая Постоянная

конституция Китайской республики, отмененная уже в 1924 г., и т. п.).

К году смерти Сунь Ятсена (1925 г.) относится первая попытка

воплощения в жизнь разработанного им плана государственного строительства

на сравнительно ограниченной территории страны, находившейся под властью

гоминьдановского правительства в Гуанчжоу. Там был выработан и принят 1

июля 1925 г. "Органический закон национального правительства", опекаемого

партией, которое по схеме Сунь Ятсена должно было функционировать на двух

этапах: военного правления и политической опеки.[179:3]

В 1926 году начался поход революционных сил Юга против Северных

милитаристов. Поход закончился победой южан и взятием Пекина. Однако в 1927

г. произошел разрыв Гоминьдана с компартией. Ставший после смерти Сунь

Ятсена фактическим лидером Гоминьдана, Чан Кайши совершил 22 апреля

антикоммунистический переворот. Коммунисты были вынуждены отступить в

отдаленные сельские местности, где продолжили борьбу под своими лозунгами и

знаменами. Но это уже была борьба против правительства Чан Кайши,

объединившего под своей властью большую часть территории страны.[180:3]

2) Государственный строй гоминьдановского Китая.

В феврале 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Гоминьдана было образовано

новое Национальное правительство, считавшееся общекитайским. "Органический

закон Национального правительства" 1925 г. оставался в силе, в нёго были

внесены лишь некоторые изменения. В том же году были приняты законы об

организации палат (юаней) правительства, воплощавших суньятсеновскую схему

пяти властей, которые, однако, не были созданы единовременно, а учреждались

постепенно. Так, в 1928 г. была учреждена законодательная палата, в 1930 г.

— экзаменационная, а в 1931 г. — контрольная.[400:2]

В основу государственного строительства, осуществленного с приходом

Гоминьдана к власти, был положен план Сунь Ятсена. Поскольку формальное

объединение страны под властью Гоминьдана было завершено, в соответствии с

"Общей программой строительства государства" Китай должен был вступить в

период политической опеки. Официальным началом этого периода был объявлен

1929 год

В марте указанного года на III съезде Гоминьдана были оформлены

опекунские функции партии. Согласно решениям съезда, в течение всего

периода политической опеки высшим органом государственной власти объявлялся

национальный съезд Гоминьдана, а в промежутках между его созывами —

Центральный исполнительный комитет. Свои функции, связанные с определением

деятельности правительства, ЦИК Гоминьдана осуществлял через Центральный

политический совет.[400:2]

В 1931 году функции политической опеки Гоминьдана были оформлены

государственным документом, названным Временной конституцией периода

политической опеки. В соответствии с этой Конституцией национальному съезду

Гоминьдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального

собрания. Все другие высшие органы государства были поставлены под контроль

ЦИК Гоминьдана, которому было предоставлено право назначать национальное

правительство. Чан Кайши не удалось добиться учреждения для себя поста

президента республики, он стал председателем национального правительства.

Конституция 1931 г. содержала некоторые декларации и обещания в

отношении гражданских прав и народного благосостояния. Но за весь период

гоминьдановского правления ничего не было сделано для проведения в жизнь

этих деклараций и обещаний. Фактическую конституцию страны составили

принятые в 1931 г. новые законы об организации центральных

правительственных учреждений, которые сосредоточили всю власть в руках

председателя национального правительства. В частности, ему через

находившийся формально вне правительства военный комитет, были подчинены

вооруженные силы. Одновременно были приняты негласные установления о праве

военного командования на вмешательство в дела административного управления

и партийные дела в так называемых районах "борьбы с бандитами", а также

постановления о полицейской системе круговой поруки населения и другие

подобные акты.[400:2]

В год принятия Временной конституции периода политической опеки

началось дальнейшее расширение японской агрессии в Китае, имевшей своим

результатом оккупацию Северо-Восточного Китая. В марте 1932 г. японское

правительство объявило о создании в границах Северо-Восточного Китая

"независимого" государства Маньчжоуго (Маньчжоу Диго) во главе с последним

представителем свергнутой династии Цин Пу И, что означало фактически

превращение нескольких провинций Китая в японскую колонию. Гоминьдановское

правительство не организовало отпора агрессорам, занятое подавлением

революционного движения, карательными экспедициями против созданных

коммунистами революционных баз — освобожденных районов. Лишь дальнейшее

расширение японской агрессии, вызвавшее формирование антияпонского

патриотического фронта, настойчивые требования общественности прекратить

гражданскую войну заставили руководство Гоминьдана заключить в 1937 г.

соглашение о внутреннем мире. Наступление на освобожденные районы было

прекращено, однако в течение всей антияпонской войны эти районы

подвергались блокаде.[400,401:2]

Введение конституционного правления являлось в период антияпонской

войны одним из важнейших демократических требований различных слоев

населения страны. Стремясь ослабить политический нажим, гоминьдановцы

назначали новые и новые даты введения конституционного правления. Наконец

25 декабря 1946 г. Национальное собрание составом, сформированным

десятилетие назад, приняло Конституцию Китайской Республики. Она формально

вошла в силу через год и поэтому обычно именуется Конституцией 1947 г. В

этой Конституции были отражены многие институты, сформировавшиеся в период

политической опеки. Вместе с тем вводился отсутствовавший в тот период пост

президента страны, одновременно упразднялась должность председателя

национального правительства. Срок полномочий Национального собрания

устанавливался в шесть лет. Кроме того, выборными органами становились

Законодательная палата и Палата контроля (последняя путем непрямых

выборов). Предусматривалось и создание выборных органов

самоуправления.[401:2]

В 1947 году в контролируемых Гоминьданом районах страны проводились

выборы депутатов Национального собрания, членов Законодательной и

Контрольной палат, тогда же были назначены Экзаменационная палата, и Палата

юстиции.

Первая сессия Национального собрания, открывшаяся в марте 1948 г., еще

до избрания главы государства, приняла "Временные правила на период

национальной мобилизации для подавления мятежа", которыми отменялись

некоторые важнейшие положения Конституции, а президенту предоставлялись

чрезвычайные диктаторские полномочия. Президентом был избран Чан Кайши.

Однако гоминьдановский режим был уже накануне падения — не прошло и

полутора лет после первой сессии Национального собрания, как Конституция

1947 г. осталась ограниченно действующим основным законом на территории

лишь одной провинции Тайвань.[401:2]

3) Восстановление республики. Конституция 1923 г.

1917 – 1923 гг. были временем очевидного государственно-политического

хаоса в Китае. Окончание Первой мировой войны способствовало нарастанию

вновь революционно-демократического движения, лидером которого стала

возглавленная Сунь Ятсеном партия гоминьдан.[408:2]

Партия гоминьдан сложилась на основе движения Тунмэнхуэй еще в 1912

г. и восприняла его основные программные установки. Господствующие позиции

гоминьдан в особенности занимал на юге страны, более развитом в

промышленном и торговом отношении. Кроме гоминьдана в правительственной

борьбе того периода участвовали еще несколько партий. Наиболее крупным было

движение гун-ходан (республиканское), сложившееся в мае 1912 г. на основе

разных организаций, в лозунгах которых были общие идеи могущества

государства и сохранение «национального духа». Партия дун-менхой

представляла движение радикально-социалистического направления. Не потеряли

влияния сторонники конституционной монархии – младокитайцы. Существовали

также Социалистическая партия, несколько анархистских организаций. Все

движения и партии в разной степени были представлены в парламентских

институтах разных областей страны. В 1921 г., проведя полулегальный съезд,

провозгласила свое создание Коммунистическая партия Китая, созданная на

базе рабочего и студенческого движения в Шанхае.[408:2]

Центральное правительство в Пекине находилось под контролем военных

т. н. Чжилийской и Фынтяньской группировок (из соответствующих северных и

центральных провинций). С 1921 г., после провозглашения Югом своей

самостоятельной и избрания вновь президентом Сунь Ятсена, Центральное

правительство находилось в состоянии вялотекущей войны с Югом. Конфронтации

способствовали и различию во внешнеполитических ориентирах, крайне важных

для Китая той поры: Центральное правительство, поддерживаемое западными

государствами, разорвало отношения с Россией (Сентябрь 1920 г.), тогда как

гоминьдан и Сунь Ятсен установили тесные контакты партийно-

правительственного характера с Российской коммунистической партией и даже

начали получать из России военную и техническую помощь в интересах

развертывания «мировой революции» и противодействия Великобритании.

Относительно стабилизации положения Центральному правительству

удалось добиться только к осени 1923 г. На выборах (5 октября 1923 г.)

большинством голосов парламента был избран президентом бывший военный

губернатор столичной провинции Цао Кунь. Укрепившееся политическое

большинство группировки чжилийцев инициировало обновление конституции. 10

октября 1923 г. парламент утвердил конституцию Китая.[409:2]

Конституция 1923 г. (141 ст.) в большой степени повторила систему

организации власти, установленную Конституцией 1912 г. и другими

конституционными законами первых лет республики. Главное новшество

заключалось в том, что, уступая реалиям полувоенной обстановки и почти

гражданской войны, Конституция узаконила развитую автономию провинций – по

сути, Китай превращался в федерацию, несмотря на внешне провозглашавшийся

унитаризм. Провинции располагали собственными бюджетами, своими источниками

доходов и налоговыми поступлениями. Что было еще более важным,

устанавливались предметы собственно общегосударственного законодательства,

и совместного с провинциальными властями или же только провинциального (в

т. ч. земля, банковское дело, здравоохранение и т.п.). Гарантией

провинциальных прав выступала двухпалатная организация парламента.[409:2]

Соответственно идее разделения властей, законодательными полномочиями

наделялось национальное собрание. Верхняя палата – Сенат – составлялся из

делегатов провинциальных собраний и от общественных корпораций (последнее

было новшеством!) на основе установленной квоты: большинство провинций

посылали по 10 депутатов, Монголия – 27, Тибет – 10, от центрального

представительства работников народного образования – 8, проживающих

заграницей китайцев – 6 и т.д. Депутатов избирали на 6 лет с обновлением на

1/3 в два года. Нижняя – Палата представителей – избиралась населением из

расчета 1 депутат на 0,8 млн. человек. Правом избирать обладали мужчины

старше 21 года с цензом оседлости более 2 лет и некоторыми незначительными

имущественными цензами. Выборы производились в две стадии, и от участия в

них полностью устранялись неграмотные, курильщики опиума, несостоятельные

должники, безумные. В выборах не могли участвовать также военные. Помимо

собственно законодательной власти, парламент располагал правом запросов к

правительству, проведения собственных расследований действий

администрации.[409:2]

Главой государства и правительственных институтов был президент. Им

мог стать только китаец с повышенным гражданским качеством (старше 40 лет,

при оседлости свыше 10 лет). Избрание проводили совместно обе палаты

парламента квалифицированным большинством в 3/4. Срок его полномочий

установлен был в 5 лет с возможностью только единственного переизбрания.

Президент обладал высшей административной властью вместе с кабинетом

министров, мог издавать указы, объявлять войну и заключать мир (с согласия

парламента), был главнокомандующим армией, назначал чиновников, обладал

правом помилования. С согласия Палаты представителей президента назначал

кабинет – правительство во главе с премьером. Для своей деятельности

правительство обладало преимущественной законодательной инициативой, правом

составления и представления бюджета. Основные полномочия кабинета

определялись ранним законом 1913 г. Традиционно (с 1911 г.) сохранились 8

министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военное, морское,

юстиции, народного образования, путей сообщения, земледелия и

промышленности.[409,410:2]

Территориально республика подразделялась на провинции (22), округа и

уезды. По конституции 1923 г. округа не предполагались, но это было

нереально. Номинально местное управление предполагалось демократическим:

провинциальные и уездные собрания (избираемые на 3 года), выборные

административные советы из 5-9 человек (на 4 г.). Фактически во главе

гражданского управления стояли губернаторы провинций и начальники уездов.

Маньчжурия, Монголия и Тибет вообще обладали особым статусом и собственными

административными институтами.[410:2]

III. Право Китая.

1) Право империи Цинов.

Цинский Китай имел два систематизированных свода законов, один из

которых относился к государственному и административному праву, Другой — к

уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин хуэйдянь)

содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных

учреждений. В нем были перечислены, например, должности чиновников в каждом

из 1293 уездов империи.[684:1]

Тексты сводов законов не доставлялись, как уже отмечалось ранее,

каждой династией заново, они вносили изменения в законы предшествовавших им

династий. Напомним, что еще в 1644 г. Цинский двор поручил особой комиссии

рассмотреть минский свод законов Дамии люй с целью внесения в него

изменений. Составление нового свода законов завершилось в 1646 г., а в

следующем году он был опубликован. В результате работы кодификационной

комиссии абсолютное большинство установлений династии Мин вошло в цинский

свод законов в качестве основных законов (люй). Новые законы, принятые

цинским двором, были включены в него в виде дополнительных постановлений

(ли). По указу 1746 г. их следовало периодически пересматривать,

впоследствии такие пересмотры проводились через каждые пять—десять лет.

Этот второй свод законов назывался Дацин люйли (0сновные законы и

постановления Великой династии Цин). Он ставил маньчжурских завоевателей в

привилегированное положение по отношению к коренному населению. Маньчжуры

наказывались менее сурово, чем китайцы (за исключением китайцев, служивших

в маньчжурских войсках). Они пользовались правом замены одного наказания

другим — более легким или менее унизительным.[684:1]

Нормы обычного права в императорском Китае в основном порождались

низовыми социальными структурами (кланами, деревенскими общинами,

купеческими гильдиями и т.д.) и действовали, как правило, в рамках этих

структур. В силу же неодинаковости условий жизни в различных районах

обширного государства они были многообразными, противоречивыми, что вело к

чрезвычайной пестроте китайского обычного права. Оценивая значение

последнего в системе социального регулирования традиционного Китая, следует

иметь в виду, что китайский деспотизм на долгие века законсервировал

хозяйственно-атомизированное общество с господством Натурального и

мелкотоварного производства. Экономические отношения в подобном обществе не

нуждались в более развитой, более мощной регулятивной силе, чем обычай,

традиция, признаваемые и поддерживаемые государством. Охрана господствующих

общественных отношений, их неприкосновенность, недопущение утраты тех

ценностей, которые были свойственны традиционному пониманию миропорядка,

было сферой уголовного законодательства, которое в XIX в. отличалось

крайней жестокостью.[685,686:1]

Дацин люйли предусматривал около трех тысяч преступлений, многие из

них наказывались различными видами смертной казни, вечной и срочной

ссылкой, ударами большой и малой палки. По остальным преступлениям

предусматривалась ссылка в дальние гарнизоны и с отдачей в рабство. Все

виды ссылки сопровождались битьем палками. В качестве дополнительных мер

наказания применялись ношение шейной колодки и клеймение. Вместе с тем

допускался откуп от уголовного наказания, в том числе и от смертной казни,

а также наем других лиц для отбывания наказания (в случае, например, битья

палками). Некоторые преступления влекли за собой наказание не только

виновного, но и всех близких родственников по мужской линии. Допускалась

уголовная ответственность детей с 7 лет. В уголовном процессе широко

применялись пытки.

Как и многие другие своды законов средневековья, Дацин люйли описывал

преступления преимущественно в форме казусов. Причем, чем опаснее были те

или иные виды преступлений, тем детальнее описывались они в законах и

различных подзаконных актах. Например, Дацин люйли устанавливал

ответственность за совершение десятков видов убийств, которые в свою

очередь детализировались на более конкретные составы в зависимости не

только от формы вины, количества преступников и т. д., но и от степени

родства, служебного подчинения или иной социальной зависимости преступника

и потерпевшего, их социального положения, пола, возраста, времени и места

совершения преступления, орудий убийства и т. п. К тягчайшим преступлениям

относилось убийство родителей, деда и бабки, отчима или мачехи; менее

тяжким признавалось, например, убийство дяди, тети, старшего брата;

наконец, при определенных условиях совершенно ненаказуемым могло оказаться

лишение жизни детей и внуков.[686,687:1]

Многообразие конституирующих и квалифицирующих преступление признаков,

усиленное многовековыми наслоениями законов, подзаконных актов и их

толкований, делали невозможной систематизацию общественно опасных деяний. В

результате этого Дацин люйли и представал в виде собраний огромного числа

казусов.

Буквально накануне революции была проделана большая работа по

совершенствованию Дацин люйли, приведению его норм в соответствие с

реалиями китайского общества. Из кодексов исключили уголовные наказания

палочными ударами, а меры физического воздействия, предусматривавшиеся в

качестве санкций по гражданским делам, заменялись системой штрафов. Из

Кодекса было исключено большое количество устаревших положений. К Дацин

люйли как своду законов обращались суды и после падения империи Цинов. Во

многих своих положениях он действовал до 5 мая 1931 г., т. е. до вступления

в силу двух последних книг Гражданского кодекса Китайской Республики. Что

касается цинского Свода узаконений (Дацин хуэйдянь), то он практически

прекратил свое действие с провозглашением республики.[687:1]

2) Право Китайской Республики (1912—1949 гг.).

С установлением в Китае республиканского строя начался процесс

модернизации традиционного, права. Первым кодексом законов, принятым в

Китае после Синхайской революции, было Уголовное уложение 1912 г.

Первоначально оно состояло из 411 статей. В 1928 г. в него бил внесен ряд

изменений, и оно было переименовано в Уголовный кодекс (УК). Позднее этот

Кодекс действовал в редакции 1935г и состоял из 357 статей. Уложение и УК

вобрали в себя много прогрессивных по тем временам положений уголовного

права. Например, в ст. 10 Уложения в принципе отрицалось назначение

наказания по аналогии. В Кодексе отсутствовали абсолютно неопределенные

санкции, были достаточно подробно решены вопросы субъективной стороны

преступления, соучастия, включены статьи о досрочном освобождении,

ликвидировались телесные наказания. Почти целиком заимствованный из

уголовного законодательства Японии, Франции) Бельгии, Германии и

Нидерландов, этот Кодекс внес в уголовное право Китая много новых идей и

институтов.[687.688:1]

В области гражданско-правовых отношений, как уже отмечалось выше,

продолжали действовать относящиеся к гражданскому праву положения Дацин

люйли. Вместе с тем был принят ряд важных для предпринимателей законов,

регулирующих имущественные отношения в некоторых специальных областях,

например Горнопромышленный устав 1914 г., Лесной устав 1915 г.[688:1]

Большую роль во внедрении положений западного права в; судебную

практику сыграл Верховный суд, выполнявший в те годы определенные

нормотворческие функции. Своими решениями он приспосабливал

законодательство Цинской династии к потребностям буржуазии и таким же путем

заполнял многочисленные пробелы гражданского законодательства, ссылаясь при

отсутствии законов и обычаев на принципы права. При этом в качестве

принципов права применялась европейская буржуазная правовая доктрина,

которая нашла благодатную почву в сравнительно развитых приморских районах

страны. Что же касается более отдаленных провинций, то в них судебные

чиновники продолжали творить суд в соответствии с местными обычаями и

цинским законодательством.[688:1]

В последующие два этапа реформы национального права, т. е. в периоды

до конца 20-х, а затем до середины 30-х гг. в кодификационных работах

возобладали стремления к большему учету особенностей национальной правовой

культуры, правосознания китайского народа, специфики мышления юристов

страны, что выразилось, в частности, в том, что законодатели стали

постепенно вводить в нормативные акты чисто китайские правовые понятия.

Так, Уголовный кодекс 1928 г. вернулся к трактовке соучастия, принятому в

Дацин люйли, предусматривающей преимущественный анализ субъективной стороны

преступления. При этом к главным преступникам относились организаторы и

подстрекатели, даже если они физически не участвовали в совершении

преступления. Эти положения о соучастии были в дальнейшем развиты в УК 1935

г., по которому подстрекатель привлекался к уголовной ответственности и в

том случае, если исполнитель не совершил никаких действий для реализации

преступных целей.[688,689:1]

Уголовный кодекс 1935 г. счел возможным восстановить и традиционный

для Китая институт выкупа наказаний (ст. 41). Так, если имелись препятствия

для исполнения приговора (по личным качествам осужденного, его семейному

положению, или иным причинам), приговор мог быть обращен в штраф из расчета

от одного до трех юаней за один день тюремного заключения или ареста.

Все упомянутые кодексы в соответствии с вековыми традициями Китая

устанавливали повышенную уголовную ответственность за посягательство на

жизнь, здоровье и честь родственников. В своих нормах кодексы определяли

родственников прямой восходящей и боковой восходящей линий, и

посягательство на жизнь и здоровье каждого из них подробно

регламентировалось в нормах Особенной части. Ограничение применения

смертной казни к лицам моложе 18 лет не распространялось на случаи

умышленного убийства ими родственников по прямой восходящей линии.[689:1]

Характерно, что Кодекс 1935 г. вернулся в некоторых вопросах и к

регулированию экономических отношений по дореволюционному законодательству,

отмененному Уголовным уложением 1912 г. Как 'показала практика, гражданский

оборот в Китае не достиг той степени свободы, когда его функционирование

полностью обусловливается экономическими интересами, не допускающими какого-

либо волевого вмешательства извне. Внеэкономическое волевое давление

оказалось весьма эффективным в период интенсивного развития в Китае

капиталистических отношений.

Проект Гражданского кодекса Китайской Республики был разработан к

концу 1925 г. Однако последующие бурные события в стране (национальная

революция 1925—1927 гг.) помешали его принятию. Окончательно проект Кодекса

был принят по частям в 1929—1930 гг. и полностью вступил в действие в мае

1931 г. Гражданский кодекс (ГК) Китайской Республики был разработан с

ориентацией на соответствующий кодекс Японии и Германское гражданское

уложение (ГГУ). (Как известно, и японский ГК был составлен под сильным

влиянием ГГУ). Вместе с тем гоминьдановский ГК имел свои особенности. Так,

с точки зрения общей формы и отдельных институтов он выглядел более

упрощенным, примитизированным— многие его положения не были разработаны

столь подробно и тщательно, как в японском ГК и ГГУ, прямо отсылали к

нормам обычного права, которые в ряде случаев противоречили

законам.[689,690:1]

В целом гоминьдановский ГК регулировал имущественные отношения в общей

форме. Многие вопросы промышленной и торговой деятельности им не

охватывались, что требовало разработки отдельных законов, которые в

совокупности позволяли говорить о появлении в Китае торгового права. Среди

актов торгового права, Принятых до начала антияпонской войны (1937—1945

гг.), можно упомянуть принятое в 1929 г. Положение о торговых

товариществах, Законы о купеческих гильдиях, о биржах, о страховании, о

товарораспорядительных документах. Затем последовало законодательство о

товарных знаках и ценных бумагах (1930 г.), Закон о банках (1930 г.),

Земельный закон и Временное положение о патентах (1932 г.), Положение о

торговых портах (1933 г.). Законы о несостоятельности и страховых

предприятиях (1935 г.). Одновременно с законом принимались подробные

правила о порядке его применения.[690:1]

На конец 20-х — начало 30-х гг. под воздействием требований,

выдвигавшихся рабочими, приходится всплеск гоминьдановского трудового

законодательства. Приказом Чан Кайши были ведены в действие Временные

правила работы арбитражных комиссий и правила урегулирования конфликтов

между рабочими и предпринимателями для Шанхая (май 1927 г.). По образцу

этих региональных правил были изданы соответствующие акты и в других

городах. По мере расширения Территории, подвластной Нанкину, стали

разрабатываться и общегосударственные акты. Одним из первых был выработан

Закон об урегулировании конфликтов между рабочими и предпринимателями. В

течение полутора лет он действовал экспериментально и окончательно был

утвержден лишь после ряда изменений в марте 1930 г. Закон предусматривал

строгую обязательность обращения к услугам примирительной или арбитражной

комиссии. Нарушивших это правило штрафовали или даже подвергали тюремному

заключению. В период разбирательства конфликта запрещались забастовки

рабочих, а также объявление локаутов или увольнения рабочих

предпринимателями. В 1928 г. нанкинские власти опубликовали Фабричный

закон.[690,691:1]

В этом законе нашли отражение такие важные вопросы условий труда, как

рабочее время, минимум заработной платы, договоры о найме, трудовое

страхование, условия труда женщин и детей и другие.

Однако следует отметить, что гоминьдановское законодательство об

условиях труда и найма было скорее декларацией, чем действующим правовым

актом. Кроме того, оно даже формально не распространялось на значительную

часть рабочих, занятых на мелких предприятиях, в кустарно-ремесленных

мастерских, мелких лавках и т. п. Закон официально вступил в силу только в

1931 г., но некоторые его статьи было решено ввести в действие лишь после

"созревания соответствующих условий". Позднее Фабричный закон был дополнен

целым рядом законодательных актов, детализировавших отдельные стороны труда

и найма. В 1930 г. был опубликован Закон о коллективных договорах, в 1931

г.— Положение о технике безопасности, а в 1936 г. — Закон о минимуме

заработной платы.[691:1]

Довольно полное и подробное по всём отраслям законодательство Китая

непрерывно уточнялось или дополнялось. Основные гоминьдановские законы были

сведены в Люфа цюаньшу — Полную книгу шести законов (или шести отраслей

права), в которую вошли законодательные нормы, сгруппированные по следующей

схеме: конституционное право, гражданское право, гражданско-процессуальное

право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, административное

право, куда включалось трудовое, финансовое и земельное право. Однако

реальные результаты усилий Гоминьдана модернизировать правовую систему

страны оказались незначительными. Последовательному проведению в жизнь

новых законов препятствовала раздробленность страны. Юрисдикция

гоминьдановского правительства не распространялась с началом японской

агрессии на оккупированные Северно-Восточный Китай и приморские районы.

Различные группировки милитаристов не признавали фактически власти

нанкинского правительства и издавали на подвластных им территориях

собственные законы. Вдобавок Китай почти весь этот исторический период

сотрясала гражданская война.[691:1]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Комплекс проблем, связанных с буржуазией Китая первого десятилетия ХХ

в., разработан слабо, хотя отдельные вопросы уже ставились синологами

разных стран. Достаточно изучены противоречия буржуазии с Цинами, а также

ее позиция в революции 1911 – 1913 гг. Общие оценки состояния китайской

буржуазии накануне Синьхайской революции обычно сводятся к подчеркиванию ее

слабости, а также к выделению компрадорского и национального крыла. Помимо

этого, уже ставшего традиционным деления новый класс обычно берется как

нечто целое («торгово-промышленная буржуазия»), цементируемое наличием

общего врага (цинский режим, иностранный капитал) и общими трудностями

капиталистического предпринимательства. [189;3]

Одна из основных установок, которым, как известно, подчинена

современная китайская историография, – идеализация маньчжурской династии

Цин. Это обусловило изменение в КНР оценки характера Синьхайской революции

и определение ее как прежде всего антиимпериалистического, а не

антиманьчжурского переворота (вопреки тому что доказала марксистская

историография). В Синьхайской революции, безусловно, присутствовал

антиимпериалистический момент, ибо только демократический Китай мог

противостоять колонизаторам, но прямой борьбы с империализмом китайские

революционеры еще не вели.

Большую роль во внедрении положений западного права в; судебную

практику сыграл Верховный суд, выполнявший в те годы определенные

нормотворческие функции. Своими решениями он приспосабливал

законодательство Цинской династии к потребностям буржуазии и таким же путем

заполнял многочисленные пробелы гражданского законодательства, ссылаясь при

отсутствии законов и обычаев на принципы права. При этом в качестве

принципов права применялась европейская буржуазная правовая доктрина,

которая нашла благодатную почву в сравнительно развитых приморских районах

страны. Что же касается более отдаленных провинций, то в них судебные

чиновники продолжали творить суд в соответствии с местными обычаями и

цинским законодательством.[471;3]

Список литературы.

1. Галанза П. Н. История государства и права зарубежных стран – II т.

«Юридическая литература» – М., 1969

2. История государства и права зарубежных стран. – II т. Издательство

Московского университета. –М., 1991

3. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. «Высшая

школа» -М.,1986

4. Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. «Юристъ» Москва,

1998

5. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Н. А.

Крашенинниковой и О. И. Жидкова –М., 1991, II ч.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.