рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Конституционные основы местного самоуправления РФ

Конституционные основы местного самоуправления РФ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ

СЛУЖБЫ РФ

Второе высшее образование

Юридический факультет

РЕФЕРАТ

на тему № 26: «Конституционные основы местного самоуправления РФ»

по курсу: Конституционное право РФ

Слушатель Семёнов В.Г.

Преподаватель проф. Альхименко В.В.

Москва

1999 год.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1. Введение. 3

2. Что такое “ местное самоуправление”? 4

3. Определение “общих принципов” местного самоуправления 9

4. Финансовые основы местного самоуправления 10

5. Местное самоуправление и Федерация 14

6. Заключение 15

7. Список использованной литературы 16

1. ВВЕДЕНИЕ.

Никто не станет отрицать, что роль местного самоуправления неуклонно

возрастает и приобретает общегосударственное значение. Муниципальные органы

сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы людей, они

являются важнейшим слагаемым в деле формирования гражданского общества в

современной России, составляют одну из основ демократического строя.

Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации" и вступление его в силу с 1 сентября

1995 г. стало новым этапом в процессе формирования местного самоуправления

в современной России. Накопленный к этому времени опыт показал, что на пути

реализации Федерального закона возникает много проблем, связанных не только

с созданием необходимой материально-финансовой базы местного

самоуправления, но и с оценкой Закона, толкованием его отдельных положений

и норм, пониманием самой концепции местного самоуправления, лежащей в

основе Закона, наконец, содержания Общих принципов организации местного

самоуправления.

Становление местного самоуправления - один из центральных вопросов

развития конституционного строя и всего государственного механизма нашей

страны.

Необходимость разделения властей является прямым следствием

разделения и противостояния индивидуального и социального интереса, чаяний

в жизни малых, так или иначе спаянных (например, объединенных проживанием

на одной небольшой территории) групп населения и крупных социальных

образований. Наличие двух фундаментов и равная опора на них, т.е. баланс и

разделение общественных свобод (часто называемых общественными

обязанностями) и свобод индивидуальных, баланс и разделение законов, баланс

ветвей власти и их функций - вот основной принцип, согласно которому должно

строиться здание общественной жизни. Только в таком случае это здание может

устоять во времена потрясений, выдержать губительный для любой жесткой

социальной конструкции напор технологических новшеств, изменений среды

обитания, честолюбивых замыслов отдельных представителей политической и

интеллектуальной элиты, конкуренции этнических и региональных групп.

Всяческие дефиниции местного самоуправления - в его Советском

варианте, в муниципальном, или в любом другом, — должны исходить из наличия

двух оснований здания общественной жизни. Это, во-первых, учет своего,

местного интереса. Должно реализовываться именно местное САМОуправление.

Советы (муниципалитеты, или какие-либо другие органы местного

самоуправления) должны хозяйствовать в интересах людей, а не клянчить у

центральной власти. Эти органы должны получать больше свободы, больше

материальных средств, они должны править вместе с населением, используя все

формы прямой демократии. Должна быть обширная и тщательно оберегаемая сфера

компетенции этих органов. Однако и, во-вторых, местное управление должно

быть проводником общего интереса, должно действовать в единой связке с

Центром и быть вписанным в структуру Федеральной власти. С этой точки

зрения, следует говорить о местном УПРАВЛЕНИИ.

Неоднозначность местного самоуправления порождает двойственность его

идеалов. Оно призвано и защищать права (и свободы) населения от диктата

Центра, и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра. Говоря

коротко, идеалами местного самоуправления являются свобода проживающих на

одной территории граждан и общественный порядок.

Для Российской Федерации это стремление ее субъектов присвоить себе

максимум суверенитета всегда было чревато серьезными конфликтами, а сейчас

еще и угрожает целостности России. Единственным "противоядием" центробежных

тенденций является самостоятельность небольших компактных территорий

проживания населения - местное самоуправление. Должны быть гарантии

местного самоуправления против республик, против областей и краев. Только в

таком случае можно остановить распад Федерации.[1]

2. ЧТО ТАКОЕ “МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ”?

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного

самоуправления” от № -ФЗ (в ред. от 17.03.97 г. № 55-ФЗ) в соответствии с

Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в

осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы

местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления,

устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в

Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и

гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою

ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через

органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из

интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное

самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ

конституционного строя Российской Федерации (ст.2).

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными

законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами

субъектов Российской Федерации.

Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов

местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации,

устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить

Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону,

ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в

законах, положениям Конституции Российской Федерации, настоящего

Федерального закона применяются положения Конституции Российской Федерации,

настоящего Федерального закона.

Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное

самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных

образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав

граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а

также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление

местного самоуправления как непосредственно, так и через своих

представителей независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в

органы местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного

самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного

самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с

документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы

человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой

полной и достоверной информации о деятельности органов местного

самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Предметы ведения местного самоуправления (ст.6):

1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения,

а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться

органы местного самоуправления.

2. К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их

соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного

бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых

вопросов местного значения;

4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального

образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых

помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного,

основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений

здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных

органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их

деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных

образований;

10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального

образования;

12) регулирование использования водных объектов местного значения,

месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для

строительства подземных сооружений местного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-

и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного

значения;

16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных

учреждений, обеспечения населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли,

общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном

образовании;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной

собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации

муниципального образования;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в

муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального

образования;

30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании,

организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая

самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между

муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального

образования другому не допускается.

Положения данного Федерального закона в равной мере распространяются

на республики, края, области, города федерального значения, автономную

область, автономные округа.

Муниципальное образование имеет Устав, в котором указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального

образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении

вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного

самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов представительных органов местного

самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления,

выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов

органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и

должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного

прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных

должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов

местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления,

основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного

самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения

муниципальной собственностью;

Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным

образованием самостоятельно. Устав принимается представительным органом

местного самоуправления или населением непосредственно.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации

в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной

власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые

правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления

и развития местного самоуправления, и оказывают содействие населению в

осуществлении права на местное самоуправление (ст.9).

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы,

эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально

- экономические, национальные и иные местные традиции (ст.11).

К органам местного самоуправления относятся:

1. Выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным

законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных

образований.

2. Другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных

образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных

образований является обязательным.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами

муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов

местного значения.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов

государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами

государственной власти и государственными должностными лицами не

допускается.

Структура органов местного самоуправления определяется населением

самостоятельно.

Органы местного самоуправления:

1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов,

избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при

тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами

субъектов Российской Федерации.

Численный состав представительного органа местного самоуправления

определяется уставом муниципального образования.

В исключительном ведении представительных органов местного

самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального

образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования,

утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной

собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных

лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных

образований.

В отдельных поселениях уставом муниципального образования в

соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть

предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов

местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст.15).

2. Исполнительный орган - уставом муниципального образования могут быть

предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного

должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного

самоуправления на территории муниципального образования, а также должности

иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица

местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению

вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального

образования.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица

местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования

подотчетны населению непосредственно, а также представительному органу

местного самоуправления.

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и

выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и

иные органы местного самоуправления и должностные лица местного

самоуправления.

Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц

местного самоуправления, порядок формирования органов местного

самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы

организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных

лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований

в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных

лиц местного самоуправления органами государственной власти и

государственными должностными лицами не допускаются.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного

самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления,

выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по

изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу

определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами

субъектов Российской Федерации.

Формы осуществления местного самоуправления:

По вопросам местного значения может проводиться местный референдум

(ст. 22).

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане,

проживающие на территории муниципального образования, обладающие

избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме

непосредственно и на добровольной основе.

Голосование на местном референдуме осуществляется тайно - контроль за

волеизъявлением граждан не допускается.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении

какими-либо органами государственной власти, государственными должностными

лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации

требуется издание нормативного правового акта, орган местного

самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять

такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования

подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы (ст. 23): выборы депутатов, членов иных выборных

органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного

самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных

законом избирательных прав граждан.

Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами

субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной

власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных

выборов.

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения

могут созываться собрания (сходы) граждан (ст.24).

Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и

изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом

муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской

Федерации.

Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет

право на правотворческую инициативу (ст.25) в вопросах местного значения.

Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением

в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на

открытом заседании с участием представителей населения, а результаты

рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в

органы местного самоуправления и к должностным лицам местного

самоуправления (ст.26).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.