рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Конституция Российской Федерации

народа Российской Федерации, выраженной путем всенародного

голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни

государства и общества, которые воплощают общедемократические

принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и

свобод.

2. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия

конституционных поправок.

В силу своей природы конституции присуще качество стабильности.

Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными

переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны

требовать серьезного обоснования.

Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок

изменения конституции.

Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок

их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство

депутатов высшего представительного органа.

Предшествовавшая российская Конституция устанавливала, что для

принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от

общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации.

Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся

федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами

федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия

новой конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась

нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда

народных депутатов Российской Федерации.

Такой упрощенный порядок изменения, в совокупности с другими

политическими факторами, нарушал стабильность Конституции и привел

к тому, что в прежнюю Конституцию российской Федерации было внесено за

короткий период около 350 поправок.

Учтя предшествующий опыт, нормативные установления конституций

зарубежных демократических государств, и пытаясь укрепить стабильность

конституции, являющуюся ее неотъемлемым свойством, действующая

Конституция внесла в этот процесс существенные изменения.

Прежде всего, Конституция применяет иную терминологию -

вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки». Посвященная

этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр

Конституции».

Конституция, в отличие от предшествующих, право принятия

Конституции не относит к компетенции какого-либо органа

государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие

Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной

компетенции Российской Федерации (ст. 71).

Тем самым, Конституция свидетельствует о том, что она восприняла

концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не

учрежденной, не обычной законодательной властью. Принятие новой

Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое

только и может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или

внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция

считается принятой, если за нее проголосовало более половины

избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нем

приняло участие более половины избирателей.

Порядок образования Конституционного Собрания будет определен в

соответствии с Конституцией федеральным конституционным законом.

Конституция в ст. 134 ввела новую норму, определяющую перечень

субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции

или внесения в нее поправок. По прежней Конституции этот вопрос

не регламентировался, и на практике это приводило к тому, что голосом

одного депутата без какой-либо предшествующей подготовительной процедуры

запускался механизм голосования об изменении того или иного положения

Конституции.

Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции

могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации,

Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные)

органы субъектов Российской Федерации, а также группы численностью не

менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

На повышение стабильности Конституции направлено и то, что ее главы,

выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть

пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к главам 1, 2 и 9:

«Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина»,

«Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Предложение о пересмотре статей этих глав требует очень значительной

поддержи членов и депутатов обеих палат. Их число должно составлять

3/5 голосов от общего числа в каждой из палат. Но и при такой ситуации,

как отмечалось выше, поправки в эти главы не допускаются. Созываемое

в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость

данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции.

Поправки в соответствии с Конституцией допускаются только к

главам 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия

федерального конституционного закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4

от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов

Государственной Думы.

Кроме этого, Конституция закрепляет в качестве необходимого

условия вступления поправок в силу их одобрение органами

законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.

Положение Конституции о ее изменениях относятся только к нормам ст.

65 Конституции, характеризующей состав субъектов Российской Федерации,

их наименования. На основании федерального конституционного закона о

принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового

субъекта, об изменении конституционного статуса субъектов вносятся

изменения в ст. 65.

При изменении наименования субъектов федерации, что относится к

их собственной компетенции, новое наименование подлежит включению

в ст. 65 Конституции без особых процедур.

3. Структура Конституции Российской Федерации

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок,

посредством которого устанавливается определенная система группировки

однородных конституционных норм в разделы, главы и

последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные общие

комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования,

т. е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти

нормы воздействуют.

В основе определения последовательности расположения в Конституции

этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи

этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм

друг от друга. В определенном аспекте в них проявляются

определенные концепции, заложенные в конституции.

Поэтому осмысление структуры Конституции, как и любого другого правового

акта, очень важно для понимания этих концепций, связей отдельных

институтов, уяснения отраженных в ней начал, характеризующих

производность одного институт от другого. Учет структуры конституции

является непременным элементом квалифицированной

правоприменительной деятельности.

Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее

развития не была постоянной. В ней отражались особенности

господствующей идеологии, лежащей в основе конституции, зрелость той

или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к

правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Значительное влияние на структуру Конституции России оказал факт

пребывания РСФСР в составе бывшего СССР в составе союзной республики,

поскольку преэумировалось, что структура республиканских конституций

должна почти полностью воспроизводить принятую в союзной. Такая

установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 и в Конституции

РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими

Конституциями СССР.

Для первых советских Конституций России было характерно несовершенство их

структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в

разделах «Общие положения Конституции» не была в должной мере

систематизирована и логически объяснима. Их отличало сначала отсутствие

особого раздела о правах граждан, затем его включение в Конституцию 1937

г. в качестве одной из последних глав (гл. 11).

Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был

поставлен на второе место.

При разработке проекта Конституции Российской Федерации 1993 г.

предполагалось начать Конституцию именно с раздела о правах и свободах

человека и гражданина. В отдельных зарубежных странах именно такой

раздел или глава открывают конституцию. В числе проектов Конституции

Российской Федерации, составленных в инициативном порядке отдельными

учеными и юристами, также предлагался подобный вариант.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать

логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без

определения общих основ устройства того общества, членом которого

человек является и на которые его права и свободы опираются, было бы

беспредметным. Однако Конституция ни в какой мере не отодвинула проблему

прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их

признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ

конституционного строя России,

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух

разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти

глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй радел носит название «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции России существенно отличается от

имеющейся в предшествующей, даже в самой поздней ее редакции. В

последней выделялись преамбула, одиннадцать разделов (и дополнительно еще

шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.

В структуре новой Конституции России четко прослеживаются те

концептуальные идеи, на которых она основана.

Это проявляется в следующих изменениях структуры:

1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия

«Основы конституционного строя» не простая за мена терминов

«общественный» на «конституционный», а отражение качественного

изменения характеристики строя.

2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики,

переходом на парламентскую систему снят раз дел четвертый «Советы

народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».

3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной

власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как

главе государства.

4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции

принципа разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном

Собрании, Правительстве, Судебной власти (в прежней конституции

глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло

суд как орган государственной власти).

5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус

субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий

получили отражение в структур Конституции путем устранения таких

разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены

высшим органам государственной власти и управления республики в составе

России, органам государственной власти и управления края, области,

автономной области, автономного округа и города федерального значения в

составе России.

6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального

развития России, который и в прежней Конституции уже являлся

неоправданным.

7. В прежней Конституции- права и свободы человека и гражданина были

включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции

глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что

показывает самоценность личности как таковой без увязки ее статуса

непосредственно с государством.

Конституция Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст

Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в

Конституции.

В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала

более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего

строения и научной обоснованности последовательности глав.

Раздел II Конституции «Заключительные переходные положения» в истории

российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран

наличие такого раздела явление нередкое.

В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по

вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие,

фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение

Конституции и федеративного Договора, порядок применения законов и

иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей

Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее

образованные органы.

4. Толкование Конституции Российской Федерации

Конституция России 1993 г. в отличие от предшествующих ввела

институт толкования Конституции. Здесь речь идет об официальном

толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех

правоприменяющих субъектов.

В прежней Конституции России содержалось лишь положение о

толковании законов, что было отнесено к компетенции Верховного Совета

Российской Федерации.

Однако в практике применялось толкование некоторых норм

Конституции, при этом руководствовались презумпцией, что толковать

конституцию может только орган, к компетенции которого относится ее

принятие. Таким органом прежде был съезд народных депутатов. Он и

осуществлял толкование. Им 5ыло принято два постановления по этим

вопросам: о толковании понятия «общее число депутатов» и ст. 183

Конституции. В первом случае толкование понятия «общее число» депутатов

было вызвано тем, что существовала неясность как трактовать это

понятие. Общее число народных депутатов по Конституции составляло 1068

депутатов. Фактически же было избрано меньше (в частности, не

участвовала в выборах Чеченская республика). В условиях достаточно

высокой степени противоборства различных фракций, при которых

решения зачастую принимали с перевесом в несколько голосов, неясность

понятия «общее число» вызывала затруднение. Съезд постановил толковать

понятие «общее число» как «общее число избранных депутатов».

Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно

определить, как понимать норму Конституции, допустимо ли ее

расширительное применение.

Действующая Конституция России закрепила функцию толкования

Конституции за Конституционным Судом (ст. 125 ч. 5). Это обусловлено тем,

что Конституция была принята путем референдума, непосредственно

народом и поэтому ее толкование может осуществляться особым образом

- путем квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем

органом, который осуществляет судебную власть путем конституционного

судопроизводства.

Конституция четко определила, по чьей инициативе Конституционный

Суд может давать толкование конституции. К органам, полномочным

обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим вопросам,

являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации,

Государственная Дума, Правительство, органы законодательной власти

субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд уже рассматривал дела о толковании положений

Конституции Российской Федерации 1993 г. По запросам палат

Федерального Собрания он рассмотрел дела о толковании содержащегося в

Конституции России понятия «общее число депутатов» и части 4 статьи 105 и

статьи 106 Конституции Российской Федерации.

По первому делу Конституционный Суд постановил трактовать понятие

«общее число» депутатов Государственной Думы как конституционно

определенный е состав в 450 депутатов.

По второму делу - постановление Конституционного Суда определило,

что предусмотренный в ст. 105 14-дневный срок одобрения Советом

Федерации Закона, применительно к Законам, указанным в ст. 106

Конституции, должен пониматься как предельный срок начала рассмотрения

Закона.

5. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик

В Российской Федерации каждая из 21 республик, являющихся субъектами

Федерации, имеет свою конституцию. Это напрямую вытекает из статуса

республики как государства, обязательным атрибутом которого является

наличие высшего на своем уровне основного закона - конституции.

Конституция Российской Федерации в ст. 5 фиксирует наличие своей

конституции в республике.

Положение республики как субъекта федерации, принцип верховенства

Конституции Российской Федерации на всей ее территории, обусловливают

определенный характер соотношения между федеральной и республиканскими

конституциями.

Взаимосвязь конституций выражена конституционной формулой о соответствии

конституций республик Конституции Российской Федерации. Причем,

обеспечение такого соответствия отнесено к совместной компетенции

Российской Феде рации и республик (ст. 72 Конституции).

Понятие «соответствие» применительно к конституциям республик имеет

конкретное правовое содержание, вытекающее из норм федеральной

Конституции. Исходя из этого, факт несоответствия конституций республик

Конституции Российской Федерации подлежит установлению правовым

путем, требует обоснования соответствующими конституционными нормами.

Поэтому разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации

и конституций республик по запросам уполномоченных на это органов

возложено на Конституционный Суд. Положения конституции республики,

признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции

Российской Федерации утрачивают силу, что влечет за собой обязанность

республики устранить эти положения из своей конституции.

Необходимость соответствия конституций республик федеральной

Конституции России и уровень этого соответствия определяются

объективными факторами. Оно устанавливается только в той мере, в какой

это необходимо в целях создания условий для функционирования

Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечения

гарантий единого экономического пространства, единых основ статуса

личности, прямого действия Конституции Российской Федерации и

федеральных законов на всей ее территории, претворения в жизнь основ

конституционного строя России.

Вне рамок этих целей за республиками обеспечивается широкая

самостоятельность в определении содержания своих конституционных

установлений.

Одной из важных форм обеспечения соответствия конституций республик

Конституции Российской Федерации является совместное решение ряда

вопросов конституционного устройства республик федеральными и

республиканскими органами.

Так, статус республики, закрепляемый в ее конституции, определяется

Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. Статус

последней, как и любого иного субъекта федерации, может быть изменен

по взаимному согласию федерации и республики в соответствии с федеральным

конституционным законом.

Федеральная Конституция определяет формы и нормы представительства

республик в федеральных органах государственной власти.

Установление в конституциях республик системы органов

государственной власти осуществляется ими самостоятельно, но в

соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и

общими принципами их организации, установленными Федеральным Законом

(пункт «н» ст. 72). Эта норма относится и к органам местного

самоуправления.

Действующая Конституция значительно расширила пределы учредительной

власти республик в области своего конституционного регулирования. Они

самостоятельно решают в пределах общих принципов вопросы о системе

своих органов государственной власти - представительных и

исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о

целесообразности наличия института Президента, правовом статусе

последнего, определяют систему органов местного самоуправления,

конкретные взаимоотношения всех ее властных структур.

Республики решают конституционные вопросы о государственном языке, о

своих символах, административно-территориальном устройстве, порядке

принятия и изменения конституций, о целесообразности образования

Конституционного Суда и др.

Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Федерации

исходит из необходимости расширения прав ее субъектов, что является

стержневым направлением осуществляемого в стране реформирования

федерации на новых началах.

Однако на практике в обеспечении соответствия конституций республик

Конституции Российской Федерации еще много серьезных проблем. Некоторые

положения конституций республик в настоящем их виде противоречат

Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное

законодательство в республиках опережало конституционное

строительство в самой федерации. Имел значение и длительный перерыв в

работе Конституционного Суда Российской Федерации, отсутствие

механизма приведения этих положений конституции республик в

соответствие с Конституцией России.

Играют свою роль и наблюдающиеся в некоторых республиках тенденции

чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.