рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века

. Точность в датах и именах. Умение показать любой названный пункт на

карте.

. Не следует увлекаться подробностями боевых действий, следует уделить

первостепенное внимание целям и результатам внешней политики Руси.

Важно сравнить договоры с Византией Олега и Игоря.

. Говоря о Святославе, следует кратко и ярко охарактеризовать князя -

воина, обратить внимание на завоевательный характер его походов,

показать, как война в союзе с Византией превратилась в войну против

Византии.

[pic]

1 Хронист - составитель хроники, по-русски - летописец.

|ТЕМА 3. |ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ |

1. Дохристианские славянские верования

В VII - X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими

божествами были:

. Сварог бог неба

. Дажьбог бог Солнца

. Стрибог бог ветра

. Перун бог грома и молнии, покровитель дружины

. Велес бог скота и покровитель пастухов

. Ярила бог весны (или Солнца)

. Купала бог лета

. Мокошь богиня женского рукоделия

Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.

Как у любых язычников, у славаян существовали жрецы - волхвы. В

святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам.

Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного

или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям,

главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

2. Первая религиозная реформа

С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя

потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на

земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на

небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой

государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной

реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед

лицом растущего влияния христианства.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению

Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в

государственный пантеон. Этими божествами явились:

. Перун Хорс (солнечный конь)

. Дажьбог Мокошь

. Стрибог Симаргл (значение неизвестно)

Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его

идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых

богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло

сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который

исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская

Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению

монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача

попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира

обратиться к принципиально новой религии.

3. "Выбор веры"

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому

приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на

спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились

своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными

показались князю аргументы византийского священника.

Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей

византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по

византийскому обряду.

Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том,

чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями.

(Летопись создана в XI - XII вв.)

Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его

восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных

связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути "Из Варяг в

Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили

христиане, построившие даже свою церковь.

4. История крещения Владимира (Корсунская легенда)

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в

Византийской империи.

Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира

помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что

императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но

потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили

выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в черте

Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось

согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был

крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны.

По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил

языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и

сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов - бессилие

язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило

начало широкому распространению христианства на Руси.

5. Распространение христианства на Руси

Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке

обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение

не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в

Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские

дружинники подожгли непокорный город.

Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский

канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник

Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются

напоминанием о языческом поклонении Солнцу.

Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому

подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие

православного христианина язычником.

6. Значение принятия христианства

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры.

Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения

куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря

распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием

античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная

болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться

рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась

грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала

жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство.

Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом

мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным

необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей

высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской

страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее

международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал

католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось

изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских

племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной

общности пришло осознание общности всех русских вообще.

На что следует обратить внимание при ответе:

. Особенности славянского язычества, отличия его от античного.

. Причины неудачи первой религиозной реформы: создание собственного

пантеона требовало времени, а давление монотеистических представлений

усиливалось.

. Легендарный характер рассказа о выборе веры князем Владимиром.

. Упорное сопротивление новой религии на севере страны, удаленном от

Византии.

. Значение христианства для культуры и морали, усиления авторитета

княжеской власти, становления древнерусской народности, международного

положения Киевской Руси.

|ТЕМА 4. |КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ |

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных

ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной

культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение

материальной культуры является результатом осознанной человеческой

деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной

культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное

сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с

эволюцией восточнославянского общества, становлением государства,

укреплением связей с соседними странами.

В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня,

создала основы для культурного развития последующих эпох.

1. Материальная культура. Занятия и быт

Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным

образом, на археологических источниках. Они свидетельствуют о

земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко

встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных

районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-

суковатка.

Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян

развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику

обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи,

рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.

Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились

мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские

мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло

с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.

Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Ювелирное

производство развивалось и отдельно от оружейного. Работая в технике литья

или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и

серебряные блюда и кубки и т.п.

Исключительно тонкой работы требовало украшение изделий сканным узором

или зернью. Скань - изделие из золотой или серебряной проволоки, которая

напаивалась на металлическую основу. Зернь - узор из мельчайших золотых или

серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку. На

основе скани возникла и техника перегородчатой эмали, когда ячейки между

сканными перегородками заполнялись цветной эмалью.

В Древней Руси умели изготовлять и стеклянные украшения.

Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с

применением гончарного круга была очень разнообразна и использовалась

повсеместно.

Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Основными

инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с помощью которых

возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой.

Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское,

делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей. Всего

исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.

Типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб.

Пол был земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью, топившейся по-

черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего

тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких

соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах)

устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства

жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.

Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения,

различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была

изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги

или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее

время - меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была

холщовой, а у бояр и князей - бархатной, простолюдин носил овчинный кожух,

а княжеский шился из соболя или другого дорогого меха. Привилегией князей

были длинные, до пят, плащи (корзно).

2. Фольклор

Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном

народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через

многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу

фольклорного произведения от позднейших напластований.

Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор,

связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние

языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем

Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также

свадебные песни и гадания.

Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер.

Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На

пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда

сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-

Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.

Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских

былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче,

о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами

Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного

эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри,

отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных

нашествий.

Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие

древнерусской литературы.

3. Письменность и литература

Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у

славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое

распространение письменности началось по-видимому, с распространением

христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием

славянского алфавита - кириллицы[pic]. Древнейшими дошедшими до нашего

времени памятниками древнерусской письменности являются Остромирово

Евангелие 1056 г., Изборники 1073 и 1076 гг.

В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей

или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и

драгоценными камнями.

В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при

монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность

распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего,

обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся к XI-XII вв. Среди

них - частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические

записи.

В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека.

Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных

монастырях.

На русский язык переводились греческие богослужебные книги,

произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской

литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало

летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных

лет" (ПВЛ) - возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях,

сложившихся в XIV-XV вв. ПВЛ стала основой русского летописания. Ее

включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были

защита христианской веры и родной земли. Автором ПВЛ обычно называют монаха

Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный

труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько

летописцев. Летописец не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись была

документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с

приходом к власти нового князя.

В летописи нередко включались публицистические и литературные

произведения. "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона (первого

митрополита русского происхождения), написанное во второй трети XI в., было

посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по

отношению к Византии. В "Поучении" Владимира Мономаха был создан образ

идеального князя, мужественного в бою, заботливого по отношению к

подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси.

Важным видом чтения средневекового русского человека были жития

святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди

них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-

Печерского монастыря Феодосия и др.

В условиях средневековья человек редко покидал родные края. Тем больше

был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так

характерен жанр "хожений", рассказов о путешествиях. К этому направлению

древнерусской литературы относится "Хожение" игумена Даниила, совершившего

паломничество в Палестину.

4. Архитектура

С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые

церковные постройки были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже

в конце X в. был построен первый русский каменный храм - Десятинная церковь

(разрушена монголами в 1240 г.)

Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан

опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С

восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С

западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при

строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого

было характерно многоглавие.

Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является

огромный 13-купольный кирпичный собор Св. Софии в Киеве, построенный при

Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.). Собор был богато украшен мозаиками и

фресками[pic], в том числе на бытовые темы.

Несколько позднее был сооружен собор Св. Софии в Новгороде. Несмотря

на очевидное сходство композиции, этот храм существенно отличается от

киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично

расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство собора - фрески.

Богатых мозаик здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская -

сурова и лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и

псковского зодчества последующих столетий.

В XI в. в Киеве и Новгороде строились и монастырские каменные церкви.

Каменное строительство велось и в других городах Руси: Полоцке,

Чернигове.

5. Изобразительное искусство

С распространением культового каменного строительства развивалась

монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры

храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики

были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя)

и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе

фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней

сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два

групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения

акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи

является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.

Наряду с монументальной живописью и иконописью высокого искусства

достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии

христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного

развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные

традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху

раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.

На что следует обратить внимание при ответе:

. Желательно, чтобы переход от одной части ответа к другой был плавным,

а для этого необходимы связки. Так, переходя от материальной культуры

к фольклору (явлению духовной культуры), необходимо сказать об

отражении в народном творчестве повседневной жизни.

. Не следует пытаться перечислить как можно больше архитектурных

памятников или произведений изобразительного искусства. Но необходимо

показать характерные особенности древнерусского искусства.

[pic]

1 У славян существовал и другой алфавит, создание которого также часто

связывают с именем Кирилла, - глаголица. Однако кириллица распространилась

значительно шире.

2 Фреска - роспись водяными красками по сырой штукатурке.

|ТЕМА 5. |РУСЬ В XII-XIII ВВ. |

1. Причины усиления независимости отдельных княжеств

Переход к пашенному земледелию сделал сельское население оседлым и

усилил стремление дружинников к владению землей. Ослабление Византии из-за

нападений норманнов и сельджуков сократило торговлю по пути "из Варяг в

Греки" и уменьшило доходность сбора полюдья.

Началось превращение дружинников в землевладельцев (на основе

княжеского пожалования[pic]). Вследствие этого дружина стала менее

"подвижной": дружинники теперь не были заинтересованы в переходе вместе со

своим князем на более почетный княжеский престол. Напротив, они были

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.