рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Национализм в России в конце 20 – начале 21 веков

к обожаемому ими Третьему рейху и кельтской мифологии. Есть и собственный

символ – скрещенные молотки. Но все же основной их знак – кельтский крест.

В начале 90-х годов первые скинхеды появляются и в России. Сначала их

увидели в Москве, с той поры ставшей считаться идеологическим и духовным

центром движения. В это время в Москве насчитывалось всего несколько

десятков поклонников скин-культуры и идеологии.

В 1993 – 1994 годах численность московских скинхедов достигла 150 –

200 человек. Их деятельность уже активно влияла на криминальные сводки

столицы. Подобные группировки начинают возникать в других крупных городах

России, и, прежде всего в Санкт-Петербурге, Ростове и Волгограде[22].

Начиная с середины 90-х годов, общее число бритоголовых превышает

1000 человек, их субкультура и идеология становятся заметным явлением в

мире российского политэкстремизма правого толка. В движении наметился

определенный рост и оживление. В Москве стал выходить журнал «Под ноль» -

первый в России печатный орган движения.

С 1994 – 1998 годов среди бритоголовых произошел гигантский скачок в

численности и организованности. Их общее число увеличивается в несколько

раз. В Москве и Петербурге появляются довольно крупные группировки. В

Москве в 1998 году насчитывается около 20 объединений. Активность

скиндвижения приобретает катастрофические размеры, чаще происходят

столкновения с иностранцами.

Все возрастающее количество неонацистов и выросший при этом спрос на

скинхедовскую атрибутику породили целую скин-индустрию, созданную

исключительно для неонацистов. Вместо одного журнала «Под ноль»,

нерегулярно выходившего в Москве, появляется несколько новых изданий:

журналы «Стоп», «Удар», «Уличный боец», «Отвертка». Увеличилось и число

музыкальных скин-групп, многие из которых известны по всей России. Из их

числа – «Штурм», «Вандал», «Ультиматум».

Стоит отметить, что про скинхедов часто писала газета Национал-

большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова. Наиболее активно писал о

скинхедах и о музыке стиля «Ой» журнал «Железный марш».

В данных журналах и газетах, часть из которых издавалась нелегально,

поются настоящие гимны будущим спасителям Земли от зла. Субкультура

приносит весьма ощутимый доход. Например, группа «Коловрат» призывает своих

поклонников покупать односторонние футболки черного цвета с надписью

«Коловрат. Россия», и с цветным изображением креста с логотипом группы на

груди, а также на правом рукаве[23].

В Москве есть свои сформировавшиеся «точки», где практически всегда

можно купить экстремистские газеты, журналы, музыкальные альбомы, нашивки.

Неплохой доход приносят видеокассеты с нацистскими фильмами. Становятся

востребованы «Маин Кампф» Адольфа Гитлера и «Мир 20 века» одного из главных

идеологов нацизма Альфреда Розенберга.

В Краснодаре на «Арбате» можно и сейчас приобрести кулон или кольцо с

фашистской свастикой, а в магазине «Черепаха» - купить немецкую военную

форму с нашивками со времен Второй Мировой войны.

Сколько на сегодняшний день в России националистических организаций,

точно сказать невозможно. 99% таких объединений состоит из 3 – 5 человек,

очень часто один и тот же человек состоит в нескольких организациях

одновременно. По данным МВД, только в Москве нацистские группировки

располагают тремя тысячами активистов. Кроме того, еще около 30 тысяч

человек, проживающих в столице, так или иначе, связаны с экстремистскими

организациями ультраправого толка. Что же касается молодежных группировок –

«скинхедов», то в столице их более 10 тысяч[24].

Скинхеды называют себя солдатами Третьей Мировой войны, уже

вступившими в войну. Их группировки наиболее многочисленны и опасны.

Согласно исследованиям социологов, в России сейчас (конец 90-х – 2000 годы)

не менее 35 тысяч «скинов», объединившихся, чтобы поддержать «чистоту

нации». Первый всплеск численности бритоголовых приходится на начало 1994

года, тогда это были «молодежные объединения» РНЕ и других ультраправых

партий[25].

Согласно исследованиям последних пяти лет, результаты которых

приводит агентство ИТАР-ТАСС, 15% россиян в возрасте 8 – 30 лет объединены

в неформальные молодежные объединения, одно из которых – скинхеды. В 1992

году скинхедов в России было всего несколько десятков человек, к началу же

2000 года их насчитывалось уже свыше 20 тысяч. Большинство из них

объединены в небольшие банды по месту жительства или учебы. Считается, что

в Московской области численность фашистов на порядок выше, чем в столице,

что вполне объяснимо – если в Москве молодежь еще в состоянии найти себе

развлечения (увеселительных заведений здесь в избытке), то в областных

городах и поселках заняться порой нечем. Поэтому большинство молодых людей,

которых удалось задержать милиции после погромов в Ясенево и Царицыно,

оказались жителями именно Московской области, а не самой Первопрестольной.

Национальный экстремизм в России носит, как правило, провинциальный

характер[26].

Стоит отметить, что и в Краснодарском крае организации скинхедов –

нередкое явление. В Краснодаре существует несколько крупных организаций, в

них задействовано около 350 – 400 человек. В 2004 году численность

краснодарских скинхедов пошла на убыль, но движение все же продолжает

оставаться популярным.

Для того чтобы понять сущность и идеи скин-движения в России,

необходимо рассмотреть его состав, используя классификацию журналиста

С.Беликова, изложенную в его статье «Бритоголовая культура».

Первая, самая многочисленная группа – «малолетки», это подростки 12 –

14 лет, иногда даже начиная с 8-летнего возраста, которые выучили несколько

расистских или нацистских лозунгов, уяснили некоторые основные нормы

поведения. Эта категория активно использует внешнюю символику – свастику.

Вторая категория – «молодые», подростки старшего возраста, 14 – 16

лет, активно участвующие во всевозможных митингах, демонстрациях. Эта

категория обладает более четко оформленной политической ориентацией и

умением связно изложить главные принципы националистического движения.

Третья категория – «старшие» - помимо участия в митингах и сборищах

они обладают твердой, достаточно прочно сложившейся политической

ориентацией, умеют не только связно изложить основные пункты программы

своего движения, но и ведут агитационную работу. Эта категория обладает,

как правило, прочными связями с различными право- и леворадикальными

экстремистскими организациями.

Среди огромного количества националистов самых разных видов, степеней

организованности существует небольшая сплоченная группа, называемая

«старые» скинхеды.

Эта относительно маленькая часть националистического движения состоит

из наиболее идеологизированных и активных. Они хорошо знают обычаи,

традиции, принципы националистов, являясь их основными хранителями и

толкователями для основной массы. Каждый из них имеет определенный стаж

пребывания в данном движении, от трех – пяти до десяти лет, в течение

которых они должны жить и действовать, соблюдая все принципы и заповеди

националистического движения. Одна их осуществляемых ими основных задач –

стимуляция и радикализация как отдельных групп, так и всего движения в

целом.

Классические «старые» члены движения – это в основном политики,

занимающие активную жизненную позицию. Статус этот могут иметь и некоторые

особо агрессивные музыканты, исполняющие песни в стиле рока или панк-

рока[27].

В конце 90-х годов число людей, принадлежащих к верхушке движения,

существенно возросло, что напрямую связано с популяризацией

националистического движения. Усилилась и их идеологическая образованность,

именно здесь проводятся действия по легализации и созданию собственной

партии.

Отдельно обособленно в общей массе стоит категория «модников» -

скинхедов самой низшей ступени. Они полностью аполитичны и инертны.

Основная их масса – люди, не нашедшие своего места в обществе, отдающие

дань моде, так как движение становится все более популярным. Они не

преследуют каких-либо идей и отличаются от обычных людей лишь тем, что

используют националистическую атрибутику и устраивают беспорядки.

Во всем мире скинхеды редко примыкают к патриотическим партиям,

предпочитая создавать собственные независимые группировки. Обычно

группировку образуют ребята из одной компании, из соседних дворов.

На конец 90-х годов самым крупным скин-объединением была «Русская

цель» Семена Токманова, она насчитывала около 150 активных членов. «Русская

цель», пожалуй, единственная организация, слившаяся с политической партией

– Народной национальной партией (ННП). Лидер партии А.Иванов не

единственный, кто призывал скинхедов под свои знамена как опору партии.

Подобные попытки предпринимали также А.Баркашев (РНЕ), К.Касимовский (лидер

«Русского действия»), Юрий Беляев (питерская Партия Свободы), солист

«Коррозии металла» С.Троцкий[28]. Но особенностью скин-движения является

то, что оно не желает подчиняться «посторонним вождям», предпочитая

обходиться собственными силами.

В России скинхеды ведут себя не так, как положено любому обычному

неформальному молодежному движению. Особенно это заметно в самых крупных

городах России – Москве и Санкт-Петербурге. Они собираются в определенных

местах, ходят на музыкальные концерты, футбол, однако не всех участников

движения удовлетворяет безобидное существование в виде неформального

контркультурного движения. Нынешняя нестабильная ситуация, сложившаяся в

России, редко политизировала большинство российских националистов. Из

контркультурного движения, проникнутого духом агрессии, оно постепенно

превратилось в неорганизованное молодежное политическое движение

неонацистского толка.

В отличие от других неформальных движений, существующих на настоящий

момент, движение русских скинхедов является самым жестким, агрессивным и

криминализированным. Они постоянно устраивают стычки, конфликты,

столкновения, причем большинство противоправных действий совершается на

основе расистских идей и неонацистской идеологии.

Среди причин, породивших такую позицию молодежи, стоит отметить,

прежде всего, усиление миграционных процессов, территориальные особенности

(пограничные районы), рост конфликтов культур и этносов, война в Чечне,

терроризм.

В идеологии скинхедов присутствует крайняя форма расизма,

проявляющаяся в открытом выражении неприязни и ненависти по расово-

национальному признаку, путем лозунгов, надписей, рисунков, призывов и

путем прямых действий – стычек, столкновений, драк.

От рук неонацистов может пострадать любой нерусский человек

неславянской внешности. Объекты воздействия определяются по визуальному

признаку – цвет кожи, разрез глаз, черты лица. У определенной части

участников движения господствуют антисемитские и антикавказские настроения.

Особенно агрессивная неприязнь имеет место в отношении к эмигрантам –

беженцам, вынужденным переселенцам из стран ближнего зарубежья.

Главное в идеологии скинхедов – это национализм, национал-расизм,

превозношение своей (в данном случае – русской) нации как стоящей выше

других наций. Гордость затрагивает также и обычаи, и традиции своей страны

и национальности.

В идеале социальное устройство государства националистами мыслится

как государство с некоторыми элементами общественного устройства Германии

времен Третьего рейха 30 – 40-х годов. Это должно быть унитарное

государство, в котором существует значительное социальное и имущественное

неравенство по цвету кожи и самая явная расовая дискриминация. В российском

варианте в этом государстве должен существовать приоритет русской нации над

остальными[29].

Некоторые социальные теории бритоголовых воплощены в их лозунгах:

«Россия для русских», «Москва для москвичей», «Все лучшее для белых»,

«Работа не для эмигрантов» и других. Самые популярные лозунги скинхедов:

гитлеровский «Зиг Хаиль» и «White power» (Белая сила).

Скины выступают против неконтролируемой волны «нерусских» нелегальных

эмигрантов как из стран, сопредельных с Россией, так и из многих объектов

самой РФ. По их мнению, эмигранты и эмигрирующее «нерусское» население

самой России захватывают рабочие места, предназначенные для русских.

Скины являются противниками смешанных, интернациональных браков между

людьми, принадлежащими к разным расам. У российских скинхедов этот принцип

распространяется на русское население. Основополагающим критерием выступают

национальность, цвет кожи. По их мнению, в межрасовых браках рождаются

«расово неполноценные дети».

Большинство скинхедов считает, что меры социальной защиты, такие как

бесплатное образование и бесплатное здравоохранение, социальное страхование

и пенсионное обеспечение, должны в первую очередь быть представлены

русскому населению. В массе своей националисты являются сторонниками самых

радикальных решений.

В заключении стоит отметить, что движение бритоголовых имеет в России

особую черту – оно не имеет лидера. Есть иерархия, есть группы – банды

районного масштаба, но ни регионального, ни тем более общенационального

лидера, координационного центра не существует. В этом есть свой плюс и свой

минус: в этом их сила – то есть их много, и слабость – они не имеют

политической власти. Даже в самых своих политизированных проявлениях скин-

движения в России нельзя назвать политическим. Это фашиствующая

группировка, стилистическое направление, банды футбольных фанатов, но не

политическая сила. Оно не ставит перед собой политических задач, не борется

за власть, не имеет политической структуры. Но это не значит, что оно не

представляет опасности. Они разжигают шовинизм, национализм и расизм в

молодежной среде, создают атмосферу страха и нетерпимости, и в этом их

опасность.

2.2 Влияние молодежных группировок на общественную жизнь

(правопорядок, общественная безопасность)

Влияние на общественную жизнь скинхедовских группировок достаточно

велико. Нарушение правопорядка, драки, стычки, погромы – основные занятия

молодежи, относящей себя к скин-движению. Эти действия создают атмосферу

страха и опасности в различных слоях российского общества. Чтобы понять

масштабность и важность проблемы, рассмотрим некоторые происшествия.

17 апреля 1998 года на улице Архангельска толпа в десять человек

напала на двух коммерсантов их Грузии. Одному из пострадавших было нанесено

17 ножевых ран. Банда бритоголовых парней 13 - 18 лет была арестована.

Оказалось, что все они члены подпольной организации «Скинхедз» и

объединились для того, чтобы «поддерживать чистоту нации». Девять

подростков были осуждены: троих приговорили к лишению свободы на срок от 4

до 7 лет, еще шестерым было назначено условное наказание.

5 мая 1998 года сотрудники московского МВД в Филевском парке

задержали молодого человека из числа бритоголовых, избившего одного их

охранников посольства США. Инцидент произошел недалеко от Дома культуры

имени Горбунова. Задержанный молодой человек заявил, что ему «не

понравилось поведение негра». Его арестовали, но довольно быстро «борец со

злом» оказался на свободе[30].

7 мая 1998 года в Москве группа бритоголовых примерно из 30 человек

спровоцировала инцидент в Лужниках. Во время драки на вещевом рынке был

убит 25-летний азербайджанец Нагиев. Его гибель вызвала стихийное шествие.

Полторы тысячи азербайджанцев двинулись по Комсомольскому проспекту,

перекрыв движение. Пять человек были задержаны милицией по подозрению в

совершении убийства.

Впервые посольства ЮАР, Судана и Нигерии направили официальные ноты

протеста в МИД России в связи с террором скинхедов весной 1998 года.

Основными жертвами бритоголовых являются, помимо кавказцев и евреев,

африканцы, индийцы, непальцы, китайцы. Именно тогда власти впервые и

обратили внимание на проблему юных скинхедов.

15 марта 2001 года в Москве на территории русско-армянской школы в

Черемушках группа неизвестных устроила погром. Около 30 человек,

вооруженных цепями, забросали фасад здания. Один ученик был ранен[31].

21 апреля 2001 года более сотни подростков спровоцировали драку на

московском муниципальном рынке «Ясенево». При этом были разбиты стекла в

торговых палатках, принадлежащих торговцам «кавказской национальности».

Серьезные преступления неонацистская молодежь обычно совершает в день

рождения Гитлера. Так, в 1998 году в Москве был забит до смерти студент из

Африки. В редакции многих газет накануне пришли факсы с обещаниями это

сделать. В конце августа 1999 года на Манежной площади произошла массовая

драка скинхедов с подростками, которые пришли на концерт рэп-музыки.

Шестнадцать подростков оказались в реанимации и еще пятьдесят получили

ранения средней тяжести. В 2000 году на Манежной площади скинхеды убили

юношу из Чечни. Похожее происходит и в Санкт-Петербурге: в день рождения

Гитлера скинхеды избитому азербайджанцу отрезали ухо.

Стоит отметить, что много среди скинхедов футбольных фанатов. Фанаты

– это особый агрессивный тип людей, которые легко поддаются на провокации.

Скины и футбольные фанаты ходят не столько на сами матчи, сколько на драки

и погромы после них, тем самым причиняя вред обычным болельщикам и неся

угрозу простым прохожим.

В Краснодаре проблема национализма стоит далеко не на последнем

месте, и движение скинхедов приобрело большой размах. В газете «Известия»

от 15 апреля 2002 года[32] отмечалось, что Краснодар постепенно

превращается в столицу великорусского национализма. Межэтнические конфликты

здесь обострены не меньше, чем в столице, а соседство с Кавказом и большой

приток иностранцев на Кубань способствует росту национальной напряженности.

Все это приводит к конфликтам и столкновениям.

В 2002 году группа скинхедов вечером 30 сентября высадилась на одной

из улиц поселка Яблоновский. Ворвавшись во дворы, они крушили все, что

попадалось под руки. Пострадало 7 домов, где живут цыганские семьи. Кроме

выбитых стекол и разгромленных машин, пострадало 12 яблоновцев цыганской

национальности. Милиция практически сразу задержала предводителя группы,

восемнадцатилетнего подростка. Ему было предъявлено обвинение по статье 213

УК РФ «Хулиганство». По предварительной версии конфликт возник из-за места

для торговли на вещевом рынке Краснодара, где работали все

пострадавшие[33].

Необходимо отметить, что на совести скинхедов еще и проявления

вандализма. 18.04.2002 года в Краснодаре на Славянском кладбище около

полусотни подростков ночью ворвались на городское кладбище и стали крушить

плиты на армянских могилах. В результате было осквернено около 20 могил. По

факту вандализма было возбуждено уголовное дело.

16 января 2004 года в Санкт-Петербурге на кладбище жертв 9 января и

на еврейском кладбище было разрушено примерно 50 могил, на многих могилах

нарисована свастика.

Гибель девятилетней таджикской девочки в Санкт-Петербурге вечером 9

февраля 2004 года снова привлекла внимание общественности к проблеме

агрессивного национализма. По подозрению в убийстве – опять скинхеды. Вал

расистского насилия, захлестывающий крупные города, страны, перевалил через

новый рубеж – жестокое убийство детей. Сами же расисты не замечают таких

рубежей. И то, что этот вал будет нарастать, не исключено, ведь насилие не

всегда встречает адекватную реакцию ни со стороны властей, ни со стороны

общества в целом[34].

Все эти события свидетельствуют: там, где голову поднимают

националисты, фашисты, расисты – растет социальная напряженность, а

безнаказанность подобных действий ведет лишь к их повторению.

Агрессивное поведение скинхедов породило (начало 21 века) новое

молодежное движение – скинхеды-антифашисты. Их внешний облик ничем не

отличается, но идеология отнюдь не расистская. Явным отличием являются

красные шнурки на ботинках. Антифашисты не пьют, не курят, пропагандируют

жизнь без наркотиков, презирают расизм и по возможности выступают против

скинхедов противоположной направленности. В Москве наиболее популярна

группа «Маршал» антифашистской направленности[35].

Подводя итог, стоит отметить, что данное движение продолжает в

некоторых регионах страны набирать силу, привлекая в свои ряды молодежь

своим «правым» делом: «борьбой с иностранцами, с лицами нерусской

национальности, за чистоту родного города и за рабочие места», - а главное,

безнаказанностью за свои действия. Власти видят в них угрозу, но, на мой

взгляд, не всегда принимают должные меры для противодействия этим явлениям,

объясняя это правами человека, свободой и демократией. К сожалению, только

арестами за хулиганство проблему не решить. В приведенных в данной главе

причинах появления скин-движения в России одной из самых важных является

низкий уровень жизни основной массы населения в России. Именно поэтому

проблема должна решаться на государственном уровне. Запретами на местах

дела не решить. Надо вместе с разоблачением этого явления повысить

жизненный уровень населения, культуру, социальную сферу. План президента и

правительства удвоить к 2010 году валовой внутренний продукт, курс на

решительную борьбу с бедностью и другие меры приведут, на мой взгляд, к

положительным результатам в борьбе с экстремизмом. И тогда движение пойдет

на спад, хотя его полное исчезновение вряд ли возможно в ближайшей

перспективе. Во многих развитых странах существует подобная субкультура,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.