рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные направления внешней политики республики Беларусь

Основные направления внешней политики республики Беларусь

Введение.

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.

Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между

Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически

отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную

независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в

составе Речи Посполитой и Российской империи.

В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года

Народный комиссариат). После образования СССР (декабрь 1922г) внешняя

политика республики постепенно стала определяться и осуществляться

верховными органами Союза, несмотря на сохранение за республикой

международной правосубъектности.

В феврале 1944 г. был принят Закон СССР о праве каждой союзной

республики "вступать в непосредственные сношения с иностранными

государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими

и консульскими представителями".

В 1945 г. БССР стала одним из членов — учредителей ООН.

Однако полного государственного суверенитета в составе СССР республика

не имела. Международные договоры заключались в Москве, и Беларусь

руководствовалась внешней политикой СССР. О белорусах, о нашей республике,

находящейся в центре Европы, даже соседи знали мало.

Новым этапом в становлении и дальнейшем развитии белорусской

государственности стали 90-е гг. XX в. В июле 1990 г. Верховный Совет БССР

принял Декларацию о государственном суверенитете республики, а в августе

1991 г. придал Декларации, до принятия новой Конституции, статус

конституционного закона.

В Декларации наша республика объявлялась суверенным государством,

полноправным и независимым членом мирового сообщества. Полный

государственный суверенитет, как известно, означает верховенство,

самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее

территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних

отношениях.

19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял решение о переименовании

нашего государства. С тех пор оно называется Республика Беларусь. Была

введена также новая государственная символика — бело-красно-белый флаг и

герб "Погоня", позже — изменена (1995 г.). Беларусь вышла из состава Союза,

денонсировала Договор 1922 г. об образовании СССР, вступила в Содружество

Независимых Государств (СНГ), которое пришло на смену СССР. [6. стр. 327-

329]

1. Общие сведение о государстве.

Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее территории

пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ

с государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с Польшей,

странами Балтии, Россией и Украиной.

Территория Республики составляет 207 тыс.кв. километров, численность

населения - около 10 млн. человек, 70% его сосредоточено в городах.

В столице Беларуси - Минске - проживает около одной пятой населения страны.

В соответствии с административным делением Республика имеет шесть областей.

Государственными языками являются белорусский и русский. Наиболее

распространенные языки делового общения - русский, английский, немецкий.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое

государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со

статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных

принципов международного права и обеспечивает соответствие им

законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории

Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с

гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией,

законами и международными договорами (статья 11 Конституции).[19]

Ст. 18. Конституции РБ гласит: «Республика Беларусь в своей внешней

политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или

угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров,

невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм

международного права.

Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной

зоной, а государство – нейтральным.» [2]

Беларусь — первая в мире страна, которая добровольно отказалась от

размещения на ее территории ядерного оружия (после распада СССР).

Безъядерный статус государства закреплен в Конституции Республики Беларусь,

он одобрен референдумом (1995) белорусского народа.

В сентябре 1996 г. руководство Беларуси обратилось к руководителям и

законодателям всех стран ОБСЕ, международным организациям с предложением

начать переговоры по созданию в центре Европы пространства, свободного от

ядерного оружия. В апреле 1997 г. Министерством иностранных дел Республики

Беларусь и Белгосуниверситетом была проведена международная научная

конференция, в выводах и рекомендациях которой выдвинута задача

сотрудничества Беларуси со всеми странами — сторонниками идеи

безъядерности, в то же время она высказывается за недопустимость размещения

ядерного оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей страны.

Республика Беларусь сделала первые шаги на пути развития своего

суверенитета и осуществления самостоятельной внешней политики. Она

установила дипломатические отношения с более чем со 130 государствами мира.

[6. стр. 327-329]

Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью в

Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.

Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение

законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство

в области отношений республики с иностранными государствами и

международными организациями. [10. стр.145-175]

Белорусская внешнеэкономическая политика направлена на интеграцию

экономики страны в мировое хозяйство, создание благоприятных условий для

развития отечественного производства, достижение экспортно-импортной

сбалансированности. В настоящее время Беларусь, торгуя более чем со 150

странами мира, экспортирует почти 80% произведенных тракторов, более 90%

грузовых автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76% холодильников и

морозильников, более 40% телевизоров. [18]

2. Принципы внешнеполитической доктрины РБ.

Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика –

по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие.

Поэтому отправной точкой для определения базового постулата

внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных

геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший

период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске

и привлечении в республику тех крох иностранных инвестиций, которые можно

найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие

собственные ресурсы будут направляться на структурную перестройку части

белорусской экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического

притяжения ЕС.

Доктрина С. Шушкевича о государственном нейтралитете Беларуси, отказ от

ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с Россией,

уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней политики и от

конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций на Западе

– все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от самого

момента ее провозглашения.

Преемственность такой внешнеполитической линии Президент Лукашенко,

судя по его выступлениям, в целом намерен сохранить.

В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется

принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают

как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика

расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.

Основными направлениями политики на международной арене являются:

V вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного

независимого государства;

V активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими,

структурами и организациями;

V способствование строительству новой мировой и европейской систем

безопасности, свободных от «разделительных линий»;

V участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;

V энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего

системы ООН.

Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве

государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных

конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку.

В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, Объединенных

Арабских Эмиратах.

К июню 2001 года Республикой Беларусь открыты 49 загранучреждений в 43

странах мира, из них: посольств – 41, Генеральных консульств – 6,

Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк, Женева). Открыты также: 9

отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в

Калининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Мурманске,

Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Хабаровске; отделение Посольства в ФРГ в

г. Бонне. Кроме этого, 16 Чрезвычайных и Полномочных Послов Республики

Беларусь назначены и аккредитованы послами по совместительству в 26 странах

мира. [18]

В обращении Президента А. Лукашенко белорусскому народу и парламенту

говорится: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах мира, где это

экономически выгодно и сообразно ее национальным интересам. Действия

белорусской дипломатии на основных внешнеполитических направлениях будут

оцениваться, главным образом, с позиции их экономической эффективности и

реализации мирных инициатив.» [15]

3. Беларусь – Россия. Союзный договор.

Беларусь, в силу специфики своей экономики не может позволить себе

роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против России.

Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить РБ, также как не до

РБ Европейскому Союзу, а собственных сил навязать свою волю этим

геополитическим монстрам у республики нет.

Выходом из этой диллемы может стать стратегическое политическое

партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы на себя защиту

части геополитических интересов в регионе, а Россия должна дать

возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепления

за Беларусью приемлемой для нее формы региональной экономической

специализации. Скорее всего, РБ будет по-прежнему специализироваться на

точном машиностроении, радиоэлектронике, химической промышленности,

развитии транспорта.

21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и

сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996 года был заключен

Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Процесс дальнейшей

интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел свое отражение

в подписании 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России.

Развитие Союза Беларуси и России осуществлялось в соответствии с

направлениями, определенными Декларацией о дальнейшем единении Беларуси и

России от 25 декабря 1998 года.

26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного

государства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общей

правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого

экономического, оборонного и гуманитарного пространства.

В то же время белорусско-российское межгосударственное объединение

базируется на принципах суверенного равенства государств-участников,

добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств. Каждое

государство-участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальную

целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный флаг,

герб и другие атрибуты государственности.

В среднесрочной перспективе определенные расхождения в экономических

структурах России и Беларуси сохранятся, но два государства заключили

Договор именно для того, чтобы унифицировать эти процессы в целях интересов

белорусских и российских граждан.

Серьезным итогом интеграционной работы стало подписание Соглашения

между Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и

формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также

соглашений, направленных на создание условий по введению единой денежной

единицы на заседании Высшего Государственного Совета 30 ноября 2000 года,

межправительственного Соглашения о создании унифицированного налогового

законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного

государства на заседании Совета Министров Союзного государства 30 августа

2000 года, межправительственного Соглашения о завершении унификации и

создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном

государстве на заседании Совета Министров Союзного государства 17 января

2001 года.

Одним из наиболее эффективных и значимых направлений экономической

интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических

комплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставок

энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти,

газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов

нефтепереработки.

В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегические

интересы двух государств, но и многовековые духовные традиции народов,

насущные житейские проблемы людей. Будущее Союзное государство

провозглашено как государство социальное, поэтому важнейшим фактором его

создания и функционирования является проведение согласованной социальной

политики.

Развитие торгово-экономического, научно-технического и культурного

сотрудничества с регионами Российской Федерации является неотъемлемой

частью интеграционных процессов по созданию Союзного государства. Всего

между российскими регионами и органами государственного управления

Республики Беларусь подписано более 140 соглашений и протоколов,

направленных на создание взаимовыгодных условий для развития торгово-

экономических, научно-технических и культурных связей.

В Республике Беларусь открыты 13 Представительств администраций

регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский, Приморский и

Алтайский края, Орловская, Калининградская, Ярославская, Мурманская и

Челябинская области, Республики Дагестан, Калмыкия, Марий Эл и Бурятия).

Среди всех регионов России – торговых партнеров Республики Беларусь –

можно выделить десять, товарооборот с которыми составляет более 70% от

общего объема товарооборота с Российской Федерацией: город Москва,

Тюменская область, город Санкт-Петербург, Московская, Смоленская,

Ярославская, Брянская, Калининградская и Челябинская области и Алтайский

край.

В рамках реализации Программы согласованных действий в области внешней

политики государств-участников Договора внешнеполитическими ведомствами

двух государств осуществляется постоянная координация деятельности, обмен

информацией, оказание содействия по вопросам, представляющим взаимный

интерес. [18]

В сложившихся условиях стратегический интерес Беларуси состоит в

дальнейшем развитии Союза Беларуси и России, придании союзным отношениям

новой динамики.

«Мы переживаем один из сложнейших этапов развития интеграции. Но к

числу важнейших достижений последнего года следует отнести то, что даже при

изменении подходов российского руководства к нашему Союзу нам удалось

сохранить, отстоять достигнутый уровень белорусско-российских отношений и

принципы, на которых основывается Союз.

Руководство Беларуси считает дискуссию о вхождении нашей страны в

состав России исчерпанной. Суверенитет, государственная самостоятельность

Беларуси (как и России) останутся незыблемыми - это не предмет переговоров.

Путь поглощения большим государством меньшего - исторический анахронизм, к

которому нет смысла возвращаться.

У российского руководства есть понимание позиции белорусской стороны и

готовность к конструктивному поиску путей дальнейшего становления Союза на

основе принципа суверенного равенства», – заявил в своем ежегодном

обращении к народу и Парламенту Президент РБ. [15]

Принятый на референдуме Конституционный акт станет документом высшей

юридической силы, правовым фундаментом строительства полноценных органов

Союзного государства. При этом Лукашенко говорит в своем обращении

парламенту: «Я хочу честно сказать вам и народу, в руководстве России

бытует, я считаю, ошибочное одностороннее мнение о том, что она на

сегодняшний день не может по многим причинам, прежде всего внутренним

изменить свою Конституцию. Это якобы должна делать Беларусь. Это касается и

государственного строительства, и единой валюты будущего Союза. Многие

считают, что мы чуть ли не можем войти завтра в состав России, однако не

учитывают при этом последствий, прежде всего политических. Если кто-то в

России думает о том, что Беларусь станет ее субъектом, то это их грубая

ошибка. Если мы говорим о Союзе и особенно Союзе тесном, чуть ли не едином

государстве, то надо иметь в виду комплекс вопросов и направлений, которые

возникнут при этом, — и экономические и политические, и военно-

стратегические, и внешнеполитические. Не думаю, что разумные и трезвые силы

России и Беларуси могут согласиться на то, что Беларусь станет каким-то

краем в Российской Федерации.

Как в политической сфере исключается поглощение одной страны другой,

так и в финансовой - недопустимо механическое замещение одной валюты

другой. Единственно приемлемым для Беларуси вариантом, является равный

статус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка

Российской Федерации с делегированием функций органа управления единого

эмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу.

Еще один принципиальный вопрос - это равенство белорусского и

российского укладов экономической жизни в рамках Союзного государства.

Часть российской политической и экономической элиты пытается ставить

перспективу Союза в зависимость от принятия нашей страной российской

неолиберальной экономической модели, для которой характерны присвоение

основной части национального богатства небольшой группой так называемых

олигархов, неприемлемо высокий разрыв между сверхбогатыми и беднейшими

слоями общества. Сложившаяся в Беларуси модель социально ориентированной

рыночной экономики рассматривается этими кругами как препятствие белорусско-

российской экономической интеграции.

Разница в подходах к регулированию экономической жизни реально

существует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать.

Но из этого надо делать правильные выводы. Прежде всего не отвечает

действительности тезис о том, что разница экономических укладов

препятствует созданию единого экономического пространства. Китай и Гонконг,

объединенные по принципу "одна страна - две системы", - убедительное тому

доказательство.

Правила экономической жизни Союзного государства должны создаваться,

ориентируясь на самые современные, передовые международные стандарты.

Исключительно важную роль в формировании правовой основы единого

экономического пространства призван играть Парламент Союзного государства.

Отрадно уже то, что именно белорусско-российский союз дает пример для

понимания необходимости интеграции и поддержки в странах СНГ этой идеи и

только что изложенной мною модели. Но мы можем предложить Российской

Федерации и другой вариант государственного устройства Союза. Я не стану

подробно на этом варианте останавливаться, но такие поручения мною даны. Мы

можем предложить более радикальный вариант, если Российская Федерация

готова с ним согласиться. И в ближайшее время на встрече с моим коллегой

Владимиром Владимировичем Путиным я передам ему этот вариант. Пока же он не

подлежит публичному обсуждению.» [15]

Что же за «другой вариант» имеет в виду Президент РБ? Не будет ли он

отступлением от только что провозглашенных им же принципов устройства

союзного государства? Вопрос пока остается без ответа.

4. Региональные приоритеты РБ.

К сожалению, надо признать, решение большинства белорусских проблем

невозможно силами одной лишь Беларуси. Слишком масштабны и дорогостоящи

алгоритмы их решения для небольшой страны.

Решение наиболее важных белорусских проблем лежит вне Беларуси, ибо:

- Беларусь живет в условиях экологической катастрофы, выживание крупных

белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности

вне национального экономического пространства,

- новый виток научно-технической революции в развитых странах ставит под

вопрос судьбу белорусской промышленности в случае промедления с

модернизацией производственных технологий,

- приближение к границам Беларуси НАТО и ЕС создаёт принципиально новую

геополитическую ситуацию, к которой Беларусь должна адаптироваться.

[20]

Региональные приоритеты Республики Беларусь выстраиваются в следующем

порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия.

[18]

Прежний курс на однозначную ориентацию на Россию имел свои сильные

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.