рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные направления внешней политики республики Беларусь

стороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации экономики

и политической ситуации в стране. В критический момент именно восточная

ориентация Беларуси помогла:

- сохранить рынок для продукции крупных промышленных предприятий,

- сохранить социальную стабильность,

- укрепить государственные институты,

- закрепить именно белорусское направление для реализации крупнейших

проектов Европейского Союза на Востоке континента. [20]

Однако восточная ориентация имеет отрицательные черты, которые

постепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы:

- идеологическая ориентация на русскую антизападную оппозицию привела к

идеологической конфронтации с Западом в условиях, когда Беларусь в

геополитическом отношении вела в целом прозападную политику;

- Запад создал значительные проблемы для получения Беларусью доступа к

западным рынкам, технологиям, инвестициям;

- европейская интеграция вышла на новый уровень своей глубины и

приблизилась к границам Беларуси, Европа активизировала

самостоятельную политику на Востоке;

- антизападные силы, на которые ранее опиралась Беларусь, в значительной

мере пришли к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации

России, потому Беларусь нуждается в изменении однозначной

идеологической ориентации на русскую оппозицию;

- русский рынок слишком узок для белорусской крупной промышленности,

несмотря на начавшийся в России экономический рост;

- в России отсутствуют технологии и геополитический потенциал для

развертывания глобальных экономических проектов, в которых нуждается

для свой модернизации белорусская промышленность, то есть в России нет

и, вероятно, в ближайшее время не появится необходимых белорусским

гигантам технологий;

- замалчивание последствий аварии на ЧАЭС ради успеха интеграции на

Востоке влечет за собою нарастание постчернобыльских проблем. [20]

Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия,

Польша, Прибалтика. Вместе с тем практика показывает, что в последнее время

внешнеполитические ориентации республики претерпели серьезные изменения.

Зоной белорусской внешнеполитической активности стали такие государства,

как Иран, Индия, Китай, Северная Корея, Сирия. [6. стр. 327-329]

Из двусторонних отношений в рамках СНГ необходимо выделить отношения с

Украиной как с крупной европейской страной, обладающей мощным человеческим,

экономическим и научным потенциалом. Сотрудничество с Украиной не имеет

каких-либо препятствий как в политической, так и в экономической областях.

Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях с Беларусью.

Шанс активизировать белорусско-украинские отношения на межпарламентском

уровне появился в 1999 году, после визита в Минск председателя Великой Рады

Украины А. Ткаченко. Однако последовавшие в Украине выборы заморозили

двусторонние контакты до весны 2002 года, когда в Санкт-Петербурге А.

Войтович встретился с вице-спикером Верховной Рады А. Зинченко.

Официальный Киев всерьез озабочен нератификацией Беларусью договора о

белорусско-украинской государственной границе. Спикер Совета республики не

знает причин, по которым соглашение так и не поступило в парламент на

ратификацию, есть только версии. «Всегда такие соглашения в парламент

представляет правительство. У нас в парламенте этого договора нет… Вы

знаете, что этот вопрос обсуждался лидерами двух стран в Чернигове, и тогда

главам правительств было поручено готовить соглашение в связке с долгом

украинской стороны Беларуси. Думаю, что именно эта связка приводит к тому,

что ратификация соглашения затягивается», - считает А.Войтович.

Зеркальным отражением политических отношений последних лети следствием

охлаждения явилось резкое падение товарооборота между Беларусью и Украиной:

в 1997 году он составлял 1,4 млрд. USD, а в 2002 году – 560 млн. USD – упал

почти в три раза. «Я думаю, что нынешний год станет переломным, теперь

пойдет рост» - заверил Войтович.

Оптимизм спикера обоснован тем, что « у нас имеется хорошая программа

по сотрудничеству с Украиной и очень сильная программа по созданию

совместных предприятий. Кроме того, сейчас рассматривается вопрос о

возможной транспортировке калийных солей через Днепр, однако проблема пока

остается нерешенной из-за неурегулированных тарифов на перевозку.

Глава Совета республики объясняет период «экономического застоя» тем,

что в Украине в полную силу начали функционировать нефтеперерабатывающие

предприятия, и это закономерно привело к общему падению торговых отношений.

До недавнего времени белорусские заводы активно поставляли в Украину

продукты нефтепереработки – это была основная статья экспорта. Беларусь, в

свою очередь, импортировала металл, продукты химической промышленности,

покупала зерно твердых сортов… [12]

В основу отношений с Украиной на перспективу Беларусь закладывает

всемерное развитие торгово-экономического сотрудничества. Беларусь

заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился у нас

с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к Беларуси отличается

прагматизмом: есть контакты на политическом уровне, основное внимание они

уделяют развитию экономических отношений. [18]

Однозначно восточная внешнеполитическая ориентация исчерпывает себя в

качестве главной доминанты белорусской внешней политики. По мере сближения

России и европейского Союза Беларусь все более очевидно рискует оказаться

под очень резким давлением с обеих сторон в условиях потери однозначной

поддержки со стороны своих прежних союзников в России. Беларусь нуждается в

идеологической трансформации и резком улучшении отношений прежде всего со

странами Европейского Союза. При этом Беларусь не должна и не может

отказаться от союзнических отношений с Россией. Выходом из возникшей

дилеммы может быть превращение Беларуси в главного союзника Европейского

Союза на постсоветском пространстве и, особенно, в рамках русского

политического поля. Выдвижение Беларусью инициатив по расширению

европейской интеграции вплоть до Владивостока может стать основой новой

внешней политики страны. В качестве промежуточного шага может быть

рассмотрено движение Беларуси в сторону вступления в состав ЕС без разрыва

союзных отношений с Россией. [20]

5. Содружество Независимых Государств

В Содружестве Независимых Государств оптимальные перспективы развития в

рамках разноскоростной интеграции имеет Евразийское экономическое

сообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономические

интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются

в создании на основе этого союза единого экономического пространства. В

перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики

государств-участников Евразийского экономического сообщества будут

интегрироваться в мировую экономическую систему и прежде всего в мировую

торговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространства

отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам.

Решение этого комплекса вопросов будет естественным образом способствовать

сближению экономик государств-участников.

Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках

Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой в

Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ не

уступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалиций

современного мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА),

Европейскому Союзу (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому

сотрудничеству (АТЭС). По оценкам независимых экспертов, на долю СНГ

приходится 40 процентов мировых запасов газа, а по запасам нефти

Содружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциал

Содружества составляет 10 процентов мирового, запасы основных видов

природных ресурсов – четверть мировых.

Безусловно, политический вес СНГ всегда будет адекватен его

экономическим показателям. При этом активизация интеграционных процессов в

рамках Содружества по принципу того же Европейского Союза неизбежно

потребует передачи части властных полномочий наднациональным структурам.

Сегодня к этому пока не готовы не только те участники СНГ, которых принято

относить к «равноудаленным», но и страны, входящие в более тесные

экономические и политические союзы в рамках Содружества, – к примеру,

участники «пятерки» или ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,

Молдова).

Беларусь последовательно соблюдает все достигнутые в рамках Содружества

договоренности. В стране завершены все внутринациональные процедуры,

связанные с формированием зоны свободной торговли.

На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании

полноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества,

необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночной

инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного

сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства,

основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и

капиталов.

Доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно стать

формирование реального интеграционного сообщества постсоветских республик

при максимальном использовании возможностей политического и экономического

взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.

Республика Беларусь последовательно выступает за развитие процесса

военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной

безопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодня

Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. [18]

6. Взаимоотношения с Европейским Союзом

Территория РБ в современных границах сложилась в результате длительного

развития на рубежах Запада и Востока. Республика, не обладая практически

богатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент транзитивности

территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в Западную

Европу, и прежде всего в Германию.

По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность в

энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшим

энергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличие

многочисленных проектов строительства и расширения газотранспортных сетей.

Эти проекты позволяют создать новые формы взаимозависимости на

общеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной Европы,

которые являются основными потребителями этого вида топлива, сотрудничают

со странами – производителями и странами транзита. А ведь именно через

Беларусь проходят важнейшие газо- и нефтепроводы. С этой точки зрения

Беларусь является связующим звеном между Западом и Востоком.

Перспективы сотрудничества объединенной Европы и Республики Беларусь

видятся в постепенной подготовке белорусов к индивидуализму и демократии

через промежуточные формы экономической и политической жизни.

Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой

видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями

и партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями и

школами. Формирование гражданского общества должно начинаться с

формирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не может

возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и

Беларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую для

Запада государственную политику, следует продолжать со смещением центра

тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.

Смысл процессов глобализации заключается в быстром и эффективном

вхождении в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения, мировые

информационные и коммуникативные сети, что дает возможность на более

высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и

трансферты. По характеру экономических, культурных и геополитических

измерений, Беларусь является европейской страной. Интеграция Беларуси в

мировое сообщество будет осуществляться как вхождение в европейское

цивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть и

субрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами:

Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.

Особенностью интеграции в мировую экономику для Беларуси является

интеграция в Европейское сообщество. Именно это обстоятельство значительно

воздействует на развитие внешних факторов жизни страны. Исторической

ловушкой можно назвать и то, что после горбачевской эпохи разрушения

границ и стен, Беларусь оказалась перед условным выбором, который не

является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией и ЕС. Мы

попали в специфическую ловушку, когда ценности прошлого и будущего

становятся предметом политического торга и геополитических спекуляций. [14]

Включение Беларуси в общеевропейский процесс происходит сложно, трудно

и болезненно в силу непризнания европейскими государствами результатов

ноябрьского референдума 1996 г. и изменений и дополнений к Конституции 1994

г. [6. стр. 327-329]

Важное направление внешней политики Беларуси – укрепление пояса

добрососедства.

Беларусь сегодня немного озабочена состоянием политических отношений

или уровнем политических отношений с Польшей. Географически мы находимся в

одном регионе, мы соседи, мы открыты, готовы развивать добрососедские

отношения, укреплять их. Беларусь понимает значение, которое сейчас

отводится Польше в рамках объединяющейся или будущей объединенной Европы, и

мы ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы Польша превратилась в

то, чем была Беларусь в рамках СССР: той стеной, которую переступить или

пройти для нас будет сложно. Предпосылки к такому развитию событий имеются.

Основной задачей в двухсторонних отношениях с Польшей будет снятие тех

острых вопросов, которые сегодня препятствуют нормализации политических

отношений и которые сказываются на уровне экономических отношений.

Будущее место и роль Беларуси в системе международного разделения труда

в Европе неразрывно связаны со степенью ее участия в европейских

интеграционных процессах. В этой связи руководство страны уделяет серьезное

внимание диалогу и развитию отношений с Европейским Союзом (ЕС).

Во взаимоотношениях с Европейским Союзом Беларусь готова идти так

далеко, насколько ЕС в состоянии двигаться навстречу Беларуси. Расширение

ЕС является реальным ответом на большинство общеевропейских проблем. Многие

тревожные явления в сфере безопасности, в политике, в социальной области

коренятся в экономической разобщенности Европы – военно-политические

разделительные линии пролегают, как правило, по социально-экономическим

рубежам. Поэтому Республика Беларусь предлагает конкретные шаги по

преодолению этой разобщенности.

С учетом расширения ЕС на Восток для республики приоритетное значение

приобретает сближение с Европейским союзом, который уже сегодня является

одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. Существенное значение

приобретает изучение опыта ЕС в области осуществления реальной интеграции

государств и его использование в процессе сближения Беларуси и России,

Беларуси и европейских стран.

Имевшее место в последние в годы снижение уровня сотрудничества стран

ЕС с Беларусью было основано преимущественно на субъективных факторах.

Приостановление контактов на высшем и высоком уровне вследствие решений

Совета ЕС от 15 сентября 1997 года затруднило полноценный политический

диалог с руководством западных стран, привело к тому, что сегодня Беларусь

вынуждена поддерживать свою экономику и решать сложные социальные вопросы

фактически без помощи извне.

Несмотря на ряд ограничений, наложенных Заключениями Совета

Европейского союза на взаимоотношения с нашей страной, Беларуси удалось

добиться важных подвижек в области сотрудничества с этой влиятельной

организацией. Так, Европейская Комиссия пролонгировала до 2004 года

Соглашение о торговле текстильными изделиями между Республикой Беларусь и

Евросоюзом с существенным увеличением квот на импорт белорусских

текстильных изделий; смягчены действующие антидемпинговые санкции ЕС в

отношении импортируемых из Беларуси калийных удобрений; удалось добиться

применения Евросоюзом режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в

торговле с Беларусью; интенсифицировалась реализация Программы технического

содействия странам СНГ и Монголии «ТАСИС».

Многое во взаимодействии России и ЕС зависит от ситуации в

государствах, расположенных между ними. Роль Беларуси в геополитической оси

«Российская Федерация – Европейский союз» велика. Например, с вводом

белорусского участка газопровода «Ямал – Западная Европа» доля газа,

транспортируемого из России в Европу через Беларусь, составит более 30

процентов российского газового экспорта. Учитывая транзитное положение

Беларуси, весьма важным, исходя из общих интересов, является установление

тесного сотрудничества с европейскими странами в деле борьбы с

преступностью, незаконной миграцией, торговлей оружием, наркобизнесом.

Значительным потенциалом обладают научные и культурные связи. Беларусь

делает упор на развитие непосредственных контактов между учебными и

научными заведениями, учреждениями культуры, общественными организациями и

фондами. Сотрудничество в этих областях, основанное, как правило, на

обоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно.

Беларусь намерена сохранить эту тенденцию, не только интенсифицируя

свое участие в научных, образовательных, культурных программах

сотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким важнейшим направлениям,

как привлечение новых технологий и инвестиций государств-участников ЕС.

Серьезным инструментом строительства действительно единого континента

призван стать Совет Европы. Важно, чтобы он оставался верен своему

назначению – быть не судьей, а помощником европейских стран в гуманитарной

сфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения. Беларусь будет

взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места.

Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям,

странам Центральной, Восточной и Южной Европы будет строиться, прежде

всего, на условиях партнерских отношений. В этом контексте – контексте

европейского региона – основной и главной задачей является восстановление

отношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскими

парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, Советом

Европы и Евросоюзом.

Этот год начался с "развязки" вопроса о присутствии ОБСЕ в Беларуси.

«Я хочу высоко оценить деятельность депутатов, сумевших добиться разрешения

абсолютно надуманного конфликта относительно участия нашего Национального

собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Разумные и

аргументированные доводы рано или поздно находят отклик и собирают

необходимое число сторонников. То же самое я могу сказать и о так

называемых визовых ограничениях, которые сегодня, похоже, остались в

прошлом.

Считаю, что в таком же ключе должна продолжаться работа по

восстановлению статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблее

Совета Европы. Убежден, что мы услышаны и в этом органе.

Беларусь вносит достойный вклад в укрепление региональной безопасности и

развитие общеевропейского сотрудничества.

Мы ожидаем, что это обстоятельство будет в полной мере учтено в

разрабатываемой в настоящее время Евросоюзом политике новых углубленных

отношений с будущими соседями в рамках концепции "широкой Европы". У нас

здесь достаточно точек соприкосновения. Это - возрастание внешнеторгового

товарооборота, общие проекты по упрочению безопасности, ликвидации

последствий Чернобыля и другие.

Исходя из политических и прежде всего экономических интересов,

необходимо активнее развивать наши отношения и с государствами других

регионов.» - говорит Президент Лукашенко в своем обращении к народу и

парламенту. [15]

Исходя из того, что Организация по безопасности и сотрудничеству в

Европе является наиболее развитой региональной организацией, единственным

общеевропейским институтом поддержания мира и безопасности, Республика

Беларусь намерена последовательно, на неконфронтационной основе вести

диалог с руководством ОБСЕ по ключевым вопросам международной повестки дня,

в том числе в области безопасности, гуманитарных проблем.

Республика Беларусь в соответствии со взятыми на себя обязательствами в

рамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивное

сотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ в

Беларуси по развитию демократических институтов в стране и рассматривает ее

деятельность в качестве важного инструмента взаимодействия с ОБСЕ.

Одновременно белорусская сторона настоятельно призывает КНГ ОБСЕ к строгому

соблюдению мандата группы, не предусматривающего вмешательства во

внутриполитические процессы. [18]

Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами

имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной

изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной

арене, создания в перспективе в Белоруссии восточно - европейского

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.