рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правительство РФ

парламентом вопроса о доверии. Это может быть связано с общим вопросом –

одобрением его программы – либо с принятием конкретного законопроекта. Если

Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то

реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней принять решение

об отставки Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении

новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ

предпринял такую акцию без согласия Президента РФ, но тогда ясно и то, что

она исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения

Думой недоверия именно второго решения: роспуска Думы и назначение новых

выборов.

ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

3.1. Понятие компетенции правительства

Правительство — высший орган государственного управления, который

руководит внутренней и внешней политикой страны, осуществляя ее на основе

Конституции и законов. Правительство, вместе с тем, обеспечивает

общественный порядок и национальную безопасность, а также осуществляет

общее руководство органами государственного управления и Вооруженными

силами. Таковы в общем, виде задачи Правительства, которые находят свое

воплощение в закрепленных конституционных нормах. Несмотря на это, в

некоторых Основных законах эти задачи формируются не отдельно, а

непосредственно в тех полномочиях, которые закреплены за ними в

Конституциях, или, что то же самое — в компетенции Правительства.

В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к

компетенции Правительства РФ, но в заключении его говорится, что оно

осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ,

федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно,

конституционный перечень не является исчерпывающим.

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организуют реализацию

внутренней и внешней политики РФ, осуществляет регулирование в

социально–экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной

власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее

органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их

реализацию, реализует право законодательной инициативы.

Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов

РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не

противоречит Конституции РФ законом.

Правительство осуществляет регулирование экономических процессов,

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической

деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей

экономики. Кроме того, осуществляет управление федеральной собственностью,

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного

экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

В ст. 114 Конституции РФ определена роль Правительства в организации

бюджетного процесса, то есть в регламентированной законом деятельности

органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и

исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят

разработка и представления Государственной Думе федерального бюджета,

обеспечение его исполнения; Правительство представляет в Думе отчет об

исполнении федерального бюджета.

Без заключения Правительства не могут быть внесены в Государственную

Думу законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их

уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты,

предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

В области государственных финансов к важнейшим проблемам, решаемым

Правительством, относятся сокращение дефицита федерального бюджета,

предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ обеспечивает

проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной

политики. Правительство создает условия для свободного предпринимательства

на основе рационального сочетания всех форм собственности, реализации

правового механизма рыночной экономики. Оно разрабатывает и осуществляет

меры по проведению единой политики цен. В условиях рыночной экономики

Правительство, естественно, прямо не управляет предприятиями свободно –

предпринимательского сектора, но осуществляет широкие меры по финансовой

стабилизации страны, государственным ценным бумагам, валютным отношениям,

таможенному делу, инвестированию. В тоже время в сфере полномочий

Правительства остаются государственные предприятия, государственный заказ и

другое.

Кроме указанных областей, Правительство РФ обеспечивает проведение в

Российской Федерации единой государственной политики в социальных областях,

таких как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное

обеспечение, экология.

Правительством осуществляются: контроль за реализацией государственных

программ поддержки культуры, науки и образования, и меры по социальной

защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий

крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Важная обязанность

Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных

размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно обеспечивает

поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает

направления государственной социальной политики и принимает меры по

обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд.

Другими не менее важными направлениями деятельности Правительства являются

оборона, безопасности и внешняя политика.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализация внешней политики Российской

Федерации. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих управление в

этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные

полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ. Так,

Правительство РФ занимается вопросами оснащения вооружением и военной

техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других

войск и воинских формирований, принимает меры по охране Государственной

границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.

Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года закрепляет

полномочия Правительства в области обороны.

Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности.

Они определены в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года.

Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности,

организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по

обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так оно

координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.

При решении внешнеполитических задач Правительство проводит переговоры

и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его

компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской

Федерации.

Согласно ст. 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ

входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан,

охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство решает вопросы, связанные с финансированием

правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной

власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности

борьбы с преступностью.

Соблюдение основных прав и свобод граждан находится под контролем

исполнительной власти.

Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции

РФ, не является исчерпывающим Конституцией, федеральным законом, указами

Президента Правительства наделено и другими полномочиями. Так, например,

право законодательной инициативы, полномочия определенные Таможенным

кодексом РФ и другие.

3.2. Функции правительства

Положение правительства в системе органов государственной власти

характеризуется его функциями. Рассмотрим важнейшие функции Правительства.

Управление государственным аппаратом является одной из основных

функций правительства. Правительство не только играет решающую роль в деле

комплектования всего государственного аппарата, но и руководит его

деятельностью. Современный государственный аппарат, приспособленный для

осуществления многообразных государственных функций, не только велик

численно, но и очень сложен в чисто организационном отношении.

Правительство, являющееся, прежде всего политическим институтом, направляет

и координирует деятельность государственного аппарата через министерства,

департаменты, штабы и другие ведомства. По отношению к государственному

аппарату правительство выступает в качестве центра, который на основании

полученной им информации принимает решения, осуществляемые различными

звеньями этого аппарата.

Исполнение законов по букве конституции — важнейшая функция

правительства. Подобное утверждение является аксиомой для классического

государствоведения, строго придерживавшегося принципа разделения властей.

Согласно традиционной теории правительству вверяется исполнительная власть,

т.е. ему вменяется в обязанность заботиться о должном исполнении законов,

принимаемых парламентом.

Контроль над законодательной деятельностью парламента фактически

превратился в самостоятельную функцию правительства. Этот контроль

осуществляется по двум главным направлениям.

Во-первых, правительство является главным, источником законодательной

инициативы.

Во-вторых, правительство оказывает решающее воздействие на

законодательный процесс. В президентских республиках правительство

осуществляет этот контроль в меньшей степени и в иных формах, чем в

парламентарных странах, но он все же достаточно эффективен. По общему

правилу в президентских республиках правительство использует для этого

право вето и непосредственные контакты с парламентариями, партийные фракции

при этом играют значительно меньшую роль, в то время как в парламентарных

странах именно фракции являются главным средством, с помощью, которого

правительство контролирует законодательный процесс.

Одним из важных вопросов деятельности Правительства является

нормотворчество.

В ст. 115 Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение

Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ,

Правительства РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их

исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых

Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и

нормативным указам Президента РФ.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России обладает

правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может

самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение

в Государственную Думу.

Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы

России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Конституция

определяет. Что формами правовых актов Правительства России являются

постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей

территории Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской

Федерации должны оформляться решения, имеющие нормативный характер или

наиболее важное значение. Решение по оперативным и другим текущим вопросам

издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Постановление принимается на заседаниях Правительства при наличии

кворума и путем голосования. Постановление Правительства подписывается

Председателем Правительства или его Первым заместителем.

Кроме того, в качестве постоянного органа Правительства в его аппарате

действует Президиум Правительства, который призван решать текущие и

оперативные вопросы.

Заседание его проводятся по мере необходимости, а принятые решения

оформляются в форме постановлений и распоряжений Правительства, однако они

не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства

Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых

Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство

обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и

точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения

падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают

соответствующие акты.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению

в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и всеми субъектами и

органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех

граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные

и частные предприятия. Таким образом, конституционный статус актов

Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с законами и

указами Президента РФ. Хотя по юридической силе они стоят ниже, чем

последние, так как принимаются на основании и во исполнении выше стоящих

актов.

Интересен вопрос о том, могут ли акты Правительства РФ отменять или

приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77

Конституции РФ определила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее

полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы

исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему

исполнительной власти. Кроме того, из установленного Конституцией РФ

обязательного характера актов Правительства РФ ясно вытекает вывод о том,

что в случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти

субъектов РФ приоритет отдается постановлению или распоряжению

Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия

Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть

отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным,

так как Президент РФ, во–первых, является гарантом Конституции РФ, а

во–вторых, по существу возглавляет исполнительную власть.

Хотя инициатива отмены неконституционного и незаконного акта

Правительства находится в руках у главы государства, ясно, что и без его

решения любой акт Правительства, противоречащий Конституции РФ и

федеральным законам, юридически ничтожен с самого начала.

Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ установлено, что

постановления, и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному

опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства в

Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности

человека и гражданина, вступает в силу не ранее дня их опубликования.

3.3. Ответственность правительства и его членов

Надо различать политическую ответственность правительства и его членов

перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и

юридическую их ответственность за правонарушения. Политическая

ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и

смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой

государства - при некоторых смешанных и президентской формах правления, а

ответственность за правонарушения - при любых.

Политическое и правовое значение правительства отчетливо проявляется в

его взаимоотношениях с парламентом. В общем, виде эти отношения можно

определить как взаимодействие и взаимозависимость. Зависимость

правительства от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает

бюджет и акты о налогообложении. От них прямо зависит финансирование,

судьба правительственных планов, программ.

В результате деятельности правительства заключаются договоры с

иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует)

парламент. Иногда требуется, чтобы парламент предварительно санкционировал

заключение международных договоров. Например, в Испании договоры

политического, военного характера, а также соглашения, затрагивающие

территориальную целостность, права и свободы личности, государственные

финансы и ранее изданные законы заключаются по предварительному разрешению

Генеральных Кортесов.

Парламент принимает законы, которые обязывают правительство и в целом

администрацию государства. Само собою это подразумевает, что

высокопоставленные лица зависят в выборе своих подчиненных от того, как

депутаты посмотрят на организацию и стоимость государственной

администрации. Акты, изданные правительством или министерствами, могут

утратить силу, если парламент издаст закон, устанавливающий новые правила

по тому же предмету правового регулирования.

Парламенты обычно участвуют в решении вопроса об ответственности главы

правительства, министров.

Встречаются две основные формы парламентского недоверия — вотум

недоверия и резолюция порицания. Обе имеют одинаковые последствия -

правительство уходит в отставку либо глава государства распускает

парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о

доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства,

и роспуск парламента.

Вотум доверия либо недоверия выносится по инициативе самого

правительства, которое обращается к парламенту за поддержкой. Надо сказать,

что такое обращение может быть спровоцировано депутатами, которые проводят

расследования правительственной деятельности, заявляют запросы и, таким

образом, компрометируют правительство, вынуждая его просить парламент о

доверии.

Запрашивая доверие, кабинет министров предлагает депутатам одобрить

правительственную политику, проект бюджета или какой-либо законопроект,

имеющий принципиальное значение. Если правительству не удается получить

большинство голосов в свою поддержку, то считается, что ему вынесен вотум

недоверия.

Резолюцию порицания парламент принимает по инициативе депутатов,

которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой

политикой. Для того чтобы резолюция была принята и правительство ушло в

отставку, за нее должно проголосовать большинство депутатов.

В каждом из названных случаев требуется набрать большинство в пользу

той стороны, которая ставит вопрос о доверии. Получение большинства голосов

представляет собой сложную задачу.

Предположим, что мнения парламентариев разошлись. Они таковы, что 1/3

депутатов поддерживает правительство, другая треть выступает против него, а

остальные имеют неопределенную позицию и воздерживаются от подачи голосов.

При такой расстановке правительство не получит доверия, если обратится за

вотумом, - ему нужно большинство, а в пользу правительства настроена лишь

треть депутатов. В итоге правительство получит вотум недоверия. Если же

группа депутатов планирует смену правительства и предлагает принять

порицающую его резолюцию, то и они не добьются успеха, так как против

правительства настроена только треть парламента, - резолюция порицания не

состоится, и, следовательно, правительству будет выражено доверие.

Недоверие может быть выражено не только всему составу правительства,

правительственной программе, но и отдельным, скомпрометировавшим себя

министрам.

Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности,

как ответственность за исполнение бюджета: не утверждение парламентом

отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку

правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет

место обычно в виде смещения правительства или министра. Напомним, что во

многих странах ответственность правительства за проводимую политику -

солидарная: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены

правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не

соглашался. Выносить внутренние разногласия на общий суд нельзя; если такое

случится, это влечет отставку соответствующего члена правительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить роль и

место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в

осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Естественно с

принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос,

по сравнению каким он раньше был. Однако в настоящей Конституции РФ, на мой

взгляд, находят свое место и положения, которые ущемляют статус

Правительства, делая его на практике только в части высшим органом

исполнительной власти. По существу руководство Правительством РФ и

соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ.

Поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность

Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор

кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство чисто

«президентским». В связи с чем положение Конституции РФ о том, что

Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ,

Федеральным собранием и судами, ставится под сомнение.

Исходя из вышеизложенного видно, что основными функциями Правительства

являются организация исполнения федеральных законов, систематический

контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и

принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. –М.: 2001

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. –М.:

ИНФРМА–М. 2000

3. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации, М.,2001

4. Малько А.В., Колесников Е.В. Конституционное право России, М.:Норма,

2000

5. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для

вузов. –М.: Юнити, 2000

6. Конституция РФ от 12.12.93г.

7. Комментарий к Конституции РФ /Под ред. Окунькова Л.А. –М.: БЕК 1996г.

8. Федеральный закон “О Правительстве Российской Федерации” от 14 мая

1997 года

9. Федеральный закон “О безопасности” от 05.03.92г.

10. Федеральный закон “Об обороне” от 31.05.96г.

11. О системе федеральных органах исполнительной власти. Указ Президента

РФ от 14.08.96г. № 1176.

12. О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента

РФ от 22.07.98г. № 1142.

13. Положение об Аппарате Правительства, утв. Постановлением Правительства

РФ от 18 июня 1998 года.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.