|
Правовой режим лесного фондаПравовой режим лесного фондаМВИПВ РФ, Швалев, "хорошо", 1997 - 1 - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛЕСНОГО ФОНДА ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЛЕСНОГО ФОНДА Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят:, леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лес- ного фонда (болота, дороги, гари, просеки и т.д.) . Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают ле- са. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как сово куп- ность земли, древесной, кустарниковой и травянистой раститель ности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружаю щей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Данное определение имеет три недостатка, о которых необходимо знать в практической работе. Первый касается терминологии. Закон упот- ребляет неизвестное слово окомпонентып окружающей природной среды. За- кон РФ оОб охране окружающей природной средып такого понятия не знает. Он знает понятие ообъектовп окружающей природной среды. _1Второй_0 недостаток относится к функциям лесов. Закон не раскры ва- ет экологическую функцию лесов, ибо не подчеркивает воздействия, кото- рое лес обязательно оказывает на состояние растительных и живот ных сообществ не только внутри, но и во вне - в окружающей его природной среде. Наконец, третий недостаток, который не позволяет лес как сово- купность древесно-кустарниковой растительности отличить от других крупных растительных массивов типа парков, бо танических садов, денд- рария. Такого признака Основы законодатель ства не указывают. А им должен стать правовой режим земель, состав ляющих понятие лес: произ- растание растительности на землях лесного фонда. Отсюда следует опре- деление леса как составная часть природной среды, представляющей сово- купность земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объ- ектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую природную среду. Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функ- ции: экологическую, экономическую, культурно-оздоровительную. Экологи- ческая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не - 2 - только природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение. _1Экономическая,функция_0 леса состоит в том, что он является источником древесины и другой дродукции народного хозяйства. _1Культурно-оздорови- _1тельная_0 функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеком природы. В понятие"_1лес_0" входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, нау ке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные тр.авы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п. Относительно леса и его ресурсов законодательство употребляет че- тыре основных понятия: рациональное использование, воспроизводство, охрана и защита. _1Рациональное использование_0 леса (как трактует это комментирующая литература) есть получение максимального количества лесной продукции с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологи- ческой стороне: опри условии соблюдения правил охраны окружающей при- родной среды. _1Воспроизводство лесных ресурсов_0 - меры по повышению продуктивнос- ти лесов, улучшению их качества и породного состава (ст. 55). _1Охрана лесов_0 - меры по ограждению лесов от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу (ст. 59). _1Защита леса_0 - система биологических мер, направленных на борьбу с болезнями и вредителями леса (ст. 59). Правовое регулирование использования и охраны леса направлено на предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных хо- зяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов. _1Истощением лесов_0 следует считать не только физическое уничтожение лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций (например, почвозащитных, водоохранных и т.д.). Источниками истощения лесных массивов являются - нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных. _1Загрязнение леса_0 - внесение в окружающую лесную среду веществ и препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника при- роды и человека в жертву технического прогресса. - 3 - Другим элементом лесного фонда является_1 земля_0. Она представлена в двух значениях: как составная часть земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР) и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двой ная правовая функция данной категории. В качестве составной части_1 земельного фонда земля служит _1объектом правового регулирования_0 со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соот- ветствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части_1 лесного фонда_0 земля подвержена влиянию правовому регулированию использования охраны лесов. Во втором значении наблюдается"сращивание" некоторых понятий. Например, рациональное использование лесов одновременно означает раци- ональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных зе- мель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное, но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита. Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной раститель- ностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектам лесопользо- вания, имеющим право на сдачу лесов в аренду. Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается органами лесного хозяйства. Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности оп- ределяется и собственность на лесной фонд. Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собс- твенности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности_1 государственной, муниципальной и частной._0 Основная часть лесного фонда находится в государственной собс- твенности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребнос- ти городов и районов. В частной собственности закон допускает нахожде- ние небольших лесных участков лесфонда. Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собствен- ности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной - 4 - собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации произво- дится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации. Третьей структурной частью лесного фонда является_1 животный мир_0. Подним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитаю- щих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего оби- тания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоя- тельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством. УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ Под_1 управлением лесным фондом_0 понимается севокупцочть функций по организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность госу- дарственных и муниципальных органов, наделение их соответствующими полномочиями и отграничение их компетенции. Согласно Конституции РФ владение, пользование, распоряжение лес- ным фондом отнесено к совместным полномочиям Федерации и субъектов Фе- дерации. К ведению Федерации Основы лесного законодательства относят сле- дующие вопросы: определение основных направлений государственной поли- тики в области лесного хозяйства; учет лесного фонда и ведение лесного кадастра; определение порядка организации и деятельности органов уп- равления лесным фондом; установление порядка распределения лесов по группам и категориям защитности; назначение системы платежей за поль- зование лесным фондом; утверждение расчетной лесосеки; правил отпуска леса на корню, рубок леса, условий передачи участков лесного фонда в аренду и т.д. В ведение субъектов Федерации Основы законодательства включают разработку региональных программ по развитию лесного хозяйства; учас- тие в совершенствовании лесного законодательства; распоряжение сов- местно с РФ лесным фондом; утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в рамках расчетной лесосеки; экологическое воспитание и образо- вание населения с обеспечением его необходимой экологической информа- цией и т.п. (ст. 4, 5.Основ). К компетенции местных органов самоуправления лесным фондом отно- сятся участие в разработке федеральных и региональных программ разви- тия лесного хозяйства; согласование с вышестоящими органами управления - 5 - лесным фондом принципов определения ставок и размеров лесных податей, арендной платы за пользование лесным фондом. Районные исполнительные органы совместно с владельцами лесного фонда принимают решения о пере- даче в аренду участков лесного фонда. Этим органам принадлежит право выбора лесопользователя на основе прямых переговоров, конкурса, лесных торгов. Они имеют право принимать решения о приостановлении, ограниче- нии или прекращении права на пользование лесным фондом в случае нару- шения закона, условий пользования, причинения вреда лесу. Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов горо- дов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной рас- тительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная раститель- ность внутри городов, пригородных, зеленых зон городов и крупных про- мышленных центров не имеет эксплуатационного значения. Основная функ- ция этой категории лесов - защитно-санитарная, рекреационнап. Сообраз- но этому полномочия городских органов направлены на реализацию рекреа- ционной и культурно-оздоровительной функции леса. Государственное управление лесофондом состоит из органов общей и специальной компетенции. К органам_1 общей компетенции_0 закон относит Президента РФ, Федеральное собрание, правительство, представительные и исполнительные органы субъектов федерации и муниципальных органов. В систему специально уполномоченных органов управления лесным хо- зяйством входят федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз) , имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства в субъектах Федерации, лесхозы в районах и городах, лесничества. Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз) , соглаено Поло- жению, утвержденному Правительством РФ 5 июля 1994 г., разрабатывает основные направления государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и развития лесного хозяйства, обеспечивает непрерывное, неистощительное лесопользование, сбережение и приумножение лесных богатств. С этой целью Рослесхоз ведет учет лесного фонда и организует ввдение лесного кадастра, классифицирует леса по определенным группам и категориям защитности, утверждает расчетные лесосеки, разрабатывает рекомендации по ведению побочных лесных пользований, организует управ- ление национальными природными парками, учебными лесными и опытными лесными хозяйствами, ведает охотничьим хозяйством и регулированием охоты в тех лесхозах, на которые возло жены данные функции. Федеральная служба лесного хозяйства организует лесовосстанови- - 6 - тельные и гидролесомелиоративные работы, авиационную и наземную охрану лесов от пожаров, от незаконных порубок и других действий, причиняющих вред лесу. Закон предоставляет органам Рослесхоза при влекать лесона- рушителей к административной ответственности. Кроме того, своим реше- нием они вправе ограничивать, приостанавливать, прекращать деятель- ность предприятий, организаций, учреждений, нарушающих лесное законо- дательство и причиняющих вред лесу. Рослесхоз владеет государственным имуществом на праве оперативно- го управления и вправе распоряжаться им только с согласия Росгосиму- щества. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Основная функция федеральной службы лесного хозяйства состоит в организации лесного хозяйства - работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом. Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отноше- ний: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его пород- ного состава; эффективность ведения лесного хозяйства. Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается эко логическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хо- зяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения пот- ребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит на- оборот) . Основные требования ведения леснол) хозяйства, зафиксированные в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не толь ко к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяют- ся на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требо- вания положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в со- ответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями. Все леса России по их экологическому , экономическому , культур- - 7 - нооздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное де- ление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подт- верждает его правовое и организационное значение. К_1 первой группе _0относятся леса, выполняющие преимущественно эко- логические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных- национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей террито- рии России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполни- тельными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противо- речит целям охраны леса. К_1 лесам второй_0 группы относятся лесные массивы с высокой плот ностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где ле- са недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограничен- но эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощител- тости в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки. В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека опреде- ляется как норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вы- рубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древе- сины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год. _1Лесами третьей группы_0 считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном пред- назначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хо- зяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы. В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены _1особо охраняемые участки леса _0с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы - это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо цен- - 8 - ные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и ис- чезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации на основе принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с органами власти Федерации и субъектов Фе- дерации. Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для ис- пользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства (строительство дорог, предприя- тий по переработке лесной продукции и т.п.), производится с разрешения государственных органов управления лесным хозяйством области, края, Москвы и Санкт-Петербурга. ПРАВО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА _1Субъектами_0 права землепользования на землях лесного фонда являют- ся лесхозы, заповедники, национальные-природные парки, колхозы, совхо- зы, другие сельскохозяйственные формирования, учебные лесные и опытные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства. _1Объектами права _1землепользования _0служат земельные участки лесного фонда. Причем у кол- хозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорга- низации колхоза (или совхоза) в другое формирование ему передается лесной фонд этого колхоза (или совхоза) Землепользователи лесного фонда не являются собственниками лесов. Между ними и центром идет распределение полномочий по совместному ве- дению и управлению. Для землепользователей земель лесайго фонда харак- терно то, что они наделяются законом полномочиями вла дения лесным фондом. _1Владение _0- одно из правомочий собственника лесного фонда, вклю чающее право на пользование в соответствии с целевым назначением и распоряжение в пределах предоставленных законом права. _1Владелец, лесного фонда _0выполняет разнообразные функции: учет, - 9 - предоставление участков лесного фонда в краткосрочную или долго сроч- ную аренду, отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов, выдача лесных билетов на побочные лесные пользования, противопожарное и санитарное обустройство лесов, воспроизводство и повышение продуктивности лесных деревьев, контроль за лесопользованием. Работа по выполнению указанных функций в полном объеме характер- на для таких владельцев лесного фонда, как лесхозы. В то же время за- поведники, национальные парки и подобные субъекты права земле пользо- вания и права владения по своим задачам не имеют полномочий на сдачу земель в аренду, на предоставление лесосек, лесорубочных и лесных би- летов. Ограниченные возможности в осуществлении подоб ных функций име- ют и иные владельцы лесного фонда - колхозы, учебные, опытные хозяйс- тва. _1Предоставление _0в аренду участков лесного фонда производится на основании совместного решения владельца лесного фонда и местной адми- нистрации по согласованию с соответствующим органом охраны окружающей среды. Отношения по аренде участков лесного фонда регулируются Положе- нием, утвержденным Правительством РФ 23 ию ля1993г. _1Арендатор_0 по договору имеет право: самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности, проводить все виды рубок (при договоре на заготовку древесины), возводить объекты, связанные с пользованием ле- сами, их охраной и защитой. В то же время арендатор обязан: соблюдать правила охраны лесов, почв и окружающей среды, проводить противопожар- ные меропоиятия, лесовосстановительные работы. По окончании работ арендатор должен привести лесные участки в состояние, пригодное для использования их по назначению. Арендатор определяется в соответствии с заявками на основе прямых переговоров либо, лесных торгов и конкур- сов. Передача в аренду производится путем выдачи лицензии. Предельные нормы арендуемых участков устанавливаются органами лесного хозяйства. Аренда открывается для следующих видов лесных пользований: заготовки древесины, заготовки живицы заготовки второстепенных лесных материа- лов, побочных лесных пользований. Арендаторами имеют право быть юриди- ческие лица, в том числе иностранные, и граждане, обладающие правом на лесные пользования. За пользование земельным участком лесного фонда арендатор вы пла- чивает_1 арендную плату._0 Величина арендной платы зависит от количества и качества исполь- Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |