рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ

государственных доходов. Их функции практически не измелились.

Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало

заниматься планированием поступлений налогов и других доходов в целом по

Союзу и по союзным республикам, следило за выполнением плана

поступлений платежей в государственный бюджет; разрабатывало проекты

ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары,

проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным

доходам в министерствах финансов союзных республик, а также в

местных финансовых органах, выполняло другие работы. В союзных

республиках аналогичные функции выполнялись. управлением

государственных доходов министерства финансов союзной республики. В

краях, областях, автономных республиках, автономных областях,

национальных округах были созданы отделы государственных доходов.

Структурными элементами управлений, отделов были подразделения по

налогу с оборота, отчислений от прибыли и прочих доходов, налогов и

сборов с населения, планирования и учета и т. д. Основная работа по

систематическому контролю за выполнением планов госдоходов, правильным

исчислением и своевременным поступлением всех платежей в бюджет

возлагалась на городские и районные инспекции по государственным

доходам, которые входили в структуру районного (городского) финансового

отдела исполкома соответствующего Совета народных депутатов. Численный

состав инспекции зависел от объема выполняемых работ. Возглавлял

инспекцию начальник, если в штате было свыше десяти сотрудников, или

старший инспектор, если менее десяти. Руководство работой инспекции

государственных доходов осуществлялось заведующим городским (районным)

финансовым отделом. Он решал вопросы приема на работу, перемещения с

одной должности на другую, определял порядок работы инспекторского

состава. На сотрудников районных (городских) инспекций

государственных доходов возлагался постоянный контроль за поступлением от

предприятий и организаций платежей в бюджет; проведение документальных

проверок по полученным отчетам, первичным бухгалтерским документам.

Инспекторы и экономисты разрабатывали предложения по обеспечению

своевременного выполнения планов поступления платежей в бюджет;

изыскивали дополнительные источники доходов, вели учет предприятий и

организаций, обязанных вносить платежи в бюджет, выполняли другие

контрольные функции. Отход от административно-командной модели

развития экономики и переход к рыночным отношениям потребовали

радикальных перемен не только в налоговом законодательстве. Возникла

настоятельная необходимость в реорганизации налоговых органов.

Государственные налоговые инспекции появились в 1990 году, в

соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.90 г. № 76 "О

Государственной налоговой службе"1. Правовое положение данной структуры

закреплялось Законом СССР от 21.05.90 г. "О правах, обязанностях и

ответсвенности государственных налоговых инспекций."2

31 декабря 1991 года Указом Президента РФ "О государтственной налоговой

службе" органы налоговой службы были выделены из Министерства РФ и

преобразованы в систему центральных органов государтсвенного управления с

подчинением Президенту и Правительству РФ. В марте 1992 года при налоговой

службе были образованы специальные подразделения по предупреждению,

выявлению и пресечению нарушений налогового законодательство, а также

обеспечению безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников под

названием Главное управление налоговых расследований. В последствии в июне

1993 года это подразделение было преобразовано в федеральные органы

налоговой полиции как самостоятельный орган.

Передача все новых полномочий Государственной налоговой службе, на

которых мы остановимся в других разделах данной работы, привело к

необходимости придать ему статус Министерства и Указом Президента РФ от 23

декабря 1998 года № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и

сборам"1 Государственная налоговая служба Российской Федерации

преобразовано в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Глава 2. Организация деятельности Государственной налоговой службы.

2.1 Правовая база деятельности Государственной налоговой службы.

В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе

Российской Федерации1 ее центральный аппарат и органы на местах в своей

деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации,

конституциями республик в составе Российской Федерации, Законом РФ

от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РФ»,

Налоговым кодексом РФ, другим законодательством Российской Федерации и

республик в ее составе, указами и распоряжениями Президента Российской

Федерации, постановлениями высших органов представительной власти

Российской Федерации и республик в составе России, постановлениями

и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов

государственной власти краев, областей, автономных образований, городов

Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах по

налоговым вопросам.

В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте

стоит Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ней нормы,

регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую , силу,

прямое действие и применяются на всей территории Российской

Федерации. В ст.ст. 57, 71, 72, 75, 106 Конституции РФ определяются

субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компотенция

Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере

налогового регулирования, называются органы налогового

правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении.

Конституционные нормы находят детализацию в законах и

подзаконных актах, регулирующих общественные отношения как в

организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах

налогообложения.

При характеристике правовой основы деятельности госналогслужбы такое

деление имеет теоретическую и практическую значимость. Принятый в

1991—1992 г. пакет нормативных актов можно представить двумя блоками.

Первый включает в себя законы и подзаконные акты, определяющие

порядок формирования и задачи налоговых органов, их систему и структуру,

компетенцию, права и обязанности налогоплательщиков, принципы

налогообложения и т. д. Второй состоит из законов по конкретным видам

налогов, с указанием субъектов и объектов налогообложения, ставок налогов

и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов,

штрафов и иных санкций за нарушения законодательства. В данной работе

нами рассмотрен первый блок этих нормативных актов и другие нормативные

акты принятые в последующие года, изданные в следствии развития налоговых

правоотношений и необходимости их правового регулирования

Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе

РСФСР» соотносится к первому блоку нормативно-правовых актов. Фактически

это и первый российский закон, определивший задачи и структуру

государственной налоговой службы в условиях начинавшихся тогда рыночных

реформ, права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля

за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими

лицами. Здесь же предусматривается ответственность государственных

налоговых инспекций и их должностных лиц за совершенные по

службе правонарушения, социальные гарантии сотрудников налоговых инспекций

и их семей в случае гибели или получения увечий сотрудниками при

исполнении служебных обязанностей.

Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской

Федерации» от 27 декабря 1991 г.1 впервые на законодательном

уровне определил понятие налога и налоговой системы. Целый ряд

положений, носящих принципиальный характер, нашли закрепление в

отдельных нормах закона. Так были определены права и объязанности

налогоплательщиков и налоговых органов, виды налогов, которые будут

взыматься на территории федерации, в субъектах федерации и на местах на

уровне районов и городов без районного деления. В соответствии со ст. 24

этого Закона контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет

налогов осуществляется налоговым органом в соответствии с Законом

Российской Федерации «О Государственоной налоговой службе Российской

Федерации» и иными законодательными актами.

Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» установил право налоговых

органов налогать и взыскивать с налогоплательщиков финансовые санкции за

нарушение налогового законодательства.

В своей деятельности Государственная налоговая служба руководствуется и

придерживается положений законов РФ по различным видам налогов. Например,

для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства

при операциях с ценными бумагами органы госналогслужбы руководствуются

Законом РФ. «О налоге на операции с ценными бумагами».

Значительные сложности в реализации этого закона связаны с нормативным

урегулированием рынка ценных бумаг. Практика последних лет

свидетельствует о проблемах, связанных не только с уплатой налогов

акционерными обществами и компаниями, работающими с ценными

бумагами, но и откровенным мошенничеством правлений ряда крупных

фирм по отношению к десяткам и сотням тысяч своих

акционеров. Вот почему законные и обоснованные действия налоговой

службы при проверке этой категории плательщиков способствуют с одной

стороны максимальным поступлениям налогов в государственный бюджет,

с другой — выполняют важную, профилактическую функцию по предупреждению

банкротств и разорения владельцев ценных бумаг. Или же Закон РФ «О

подоходном налоге с физических лиц»1 , который определяет

взаимоотношения налоговых органов и работодателей, которые сами по себе не

являются плательщиками подоходного налога , а являются налоговыми агентами,

по отношению к своим работникам, с которых они удерживают налог и

перечисляют в бюджет. А налоговый орган в данном случае контролирует

организации по вопросу правильности начисления, удержания и своевременности

перечисления подоходного налога в бюджет.

Как инструмент реализации основных задач в области налоговой

политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской

Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный

обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового

права, В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и

положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в

соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой

системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и

согласованную систему.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом,

направлены на решение следующих важнейших задач: построение стабильной,

понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы,

установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов

в рамках единого налогового правового пространства; развитие налогового

федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и

местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми

источниками; создание рациональной налоговой системы,

обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов,

содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной

деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния

ее граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;

формирование единой налоговой правовой базы; совершенствование системы

ответственности за налоговые правонарушения; совершенствование

налогового администрирования.

По своей тематике и кругу регулируемых вопросов часть 1 Налогового

кодекса близка к утративщему силу с 1 января 1999 года Закону РФ «Об

основах налоговой системы в Российской Федерации», и после введения ее в

действие она заменила указанный Закон. Однако за счет вовлечения в

законодательное регулирование большого числа новых вопросов и отношений, а

также за счет более глубокой проработки действующих правил и норм объем

первой части Налогового кодекса значительно превосходит объем Закона.

В обшей части Налогового кодекса в целях создания

справедливой и эффективной налоговой системы много внимания отведено

вопросам создания единого налогового правового порядка, обеспечения

законности для всех участников налоговых отношений. Налоговый кодекс

призван обеспечить создание самостоятельной отрасли законодательства -

налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и

способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов,

устранить правовой хаос и пробелы в действующем налоговом

законодательстве.

Следующим элементом правовой основы деятельности госналогслужбы

являются Указы Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ от 31

декабря 1991 года № 340 «О Государстенной налоговой службе Россиской

Федерации» были утверждены Положение о Государственной налоговой службе

Российской Федерации, Гарантии правовой и социальной защиты работников

Государтсвенной налоговой службы Российской Федерации и Положение о

классных чинах работников Государственной налоговой службе Российской

Федерации. В названных нормативных актах говорится о задачах и структуре

налоговых органов, их основных и факультативных функциях, правах и

объязанностях и социальных гарантиях сотрудников.

Так же как и Указы Президента РФ, постановления и распоряжения

Правительства РФ по налогам и другим объязательным платежам являются

самостоятельным источником налогового права. Их содержание в большинстве

случаев связано с определением налоговых и акцизных ставок. Иногда прямо в

законе о том или другом налоге содержится отсылочная норма,

предусматривающая регулирование отдельных налоговых отношений нормативными

актами Правительства РФ. Примером может служить Закон РФ «О плате за землю»

от 11.10.91 г. № 1738-1, где говорится, что порядок определения нормативной

цены земли устанавливается Правительством РФ.

К правовой основе деятельности государственной налоговой службы

относятся подзаконные акты издаваемые Государственной налоговой службой и

содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в

масштабах всей Российской Федерации. Это инструкции, разъяснения, письма и

т.д. По каждому закону о федеральном налоге существует соответствующая

инструкция о порядке их применения.

Одно из важнейших изменений в налоговом законодательстве, который внес

Налоговый кодекс РФ - изменение статуса инструкций, писем и других

документов госналогслужбы. Данные документы, согласно ст. 31 Налогового

кодекса РФ не входят в налоговое законодательство РФ. Для

налогоплательщиков, налоговых агентов объязательными к применению являются

только формы налоговой отчетности и порядок их заполнения, утверждаемые

Госналогслужбой в случаях, предусмотренных законодательством. Все остальные

акты Госналогслужбы объязательны только для налоговых органов. Иначе

говоря, налогоплательщик сможет ссылаться на нормативные акты

Госналогслужбы в суде, если действия налоговой инспекции им противоречат, а

налоговые органы вправе обосновывать свою позицию исключительно положениями

Налогового кодекса РФ, закона, акта законодательного органа субъектов

Федерации или представительного органа местного самоуправления, т.е. акта

налогового законодательства.

Особо следует сказать о правовой базе деятельности государственной

налоговой службы в республиках в составе России.

Кроме названных нормативных актов к источникам налогового

законодательства относятся Конституции республик в составе России,

постановления и распоряжения их высших представительных и исполнительных

органов государстсвенной власти. Учитывая, что система налогов, взымаемых в

федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской

Федерации устанавливаются федеральным законом, нормативные акты республик в

составе России не могут входить в противоречие с общероссийским налоговым

законодательством.

Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения издаются

представительными органами и администрацией краев, областей, автономной

области и автономных округов, а также городов и районов.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления по введению региональных и

местных налогов определены Конституцией Российской Федерации, ст.4 НК

РФ, ст.20-21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы

в Российской Федерации», Законом РФ от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации».1 На определенных этапах развития государства они

регулируются Указами Президента Российской Федерации и постановлениями

Правительства Российской Федерации, принимаемыми ими в соответствии с

их полномочиями по совершенствованию налогового законодательства,

укреплению платежной дисциплины.

В настоящее время в регионах России сложилась определенная система

региональных и местных налогов и сборов, которые оказывают существенное

влияние на формирование доходной части региональных и местных бюджетов.

Практически повсеместно введен региональный сбор на нужды

образовательных учреждений, в большинстве административно-территориальных

образований (городах и районах) введены и действуют по 6-7 местных

налогов и сборов, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации

«Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Поступления от региональных и местных налогов и сборов,

вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного

самоуправления составили в I полугодии 1998 года 14,5 млрд. рублей, что

составляет 5,4 процента от всех налоговых поступлений и 10,3 процента

от поступлений в бюджеты территорий или возросли против

соответствующего периода 1997 года на 27 процентов.

В республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Карелия,

Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Камчатской, Ленинградской,

Липецкой, Нижегородской, Псковской, Саратовской, Сахалинской

областях, г.Москве поступления от этих налогов и сборов составили от 12 до

30 процентов от поступлений в бюджеты территорий.

Анализ структуры поступлений от указанных платежей

свидетельствует, что основную долю в них составляют поступления от налога

на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 9823,7

млн. руб. или 70 процентов; значительны поступления от сбора на нужды

образовательных учреждений 1451,3 млн. рублей или 10 процентов; все более

существенную роль занимают в структуре местных налогов и сборов

поступления от сборов, связанных с осуществлением торговой деятельности,

что свидетельствует об ужесточении контроля за доходами в этой сфере, в

частности за торговлей винно-водочными изделиями.

В последнее время работа с региональными и местными налогами и сборами

проводится налоговыми органами в тесном взаимодействии с органами

законодательной и исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, местного самоуправления, финансовыми и

правоохранительными органами. Это прежде всего отражается в

подготовке проектов нормативных актов по введению, порядку

исчисления и уплаты этих налогов, выявлению налогоплательщиков,

укрывающихся от их уплаты, полноте отражения получаемых доходов от

предпринимательской деятельности.

В целях координации этой работы при органах законодательной и

исполнительной власти созданы постоянные рабочие группы по налоговой

политике, в состав которых включены налоговые работники.

Во многих регионах приняты специальные законы, определяющие

основные принципы регионального и местного налогообложения.

Получает развитие взаимодействие налоговых органов с

правоохранительными органами, налоговой полицией, торговыми

инспекциями, санэпидемнадзора по контролю за выполнением решений

местных органов власти по местным налогам, проведению повсеместных

рейдов, проверок.

Проводимая работа дает положительные результаты - нормативные акты в

большинстве случаев приведены в соответствие с действующим

законодательством, отменены некоторые малоэффективные налоги и сборы.

Проведена значительная работа по отмене дополнительных налогов и

сборов, не предусмотренных налоговым законодательством.

Вместе с тем, работа по контролю за региональными и местными

налогами и сборами, вводимыми органами государственной власти

субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, требует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.