рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ПРАВО НА ТРУД В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

Трудовые права и свободы.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в

большинстве конституции мира, важны для лиц наемного труда, которые

составляют основную часть работающего населения. Эти права

распространяются на значительное число находящихся в России

иммигрантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые

права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают

возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Рыночная экономика существенно меняет правовое положение работников.

При административно-командной экономике они были на словах

полноправными, но отсутствие реального собственника создавало

безразличное отношение к излишествам рабочей силы на предприятиях,

низкой производительности труда и трудовой дисциплины. Как результат -

низкая оплата труда, уравниловка, незаинтересованность работников в

результатах труда при "полной занятости" и "неуклонном росте

благосостояния трудящихся". Но жизненный уровень, организация труда все

более и более отставали от общемировых стандартов, широковещательные

права и свободы часто отстаивались на бумаге.

Частный собственник организует работу своего предприятия по

другому. Он стремиться сократить ненужный персонал, заставить

работников трудиться интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству.

Однако его хозяйская власть, вытекающая из права частной собственности,

объективно способна творить произвол и приносить интересы людей в

жертву прибыли. Экономически общество в этом заинтересовано, но еще

более оно заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор,

забвение которого способно привести к крупным социальным потрясениям

(революции, трудовым конфликтам, массовому недовольству). Защите

интересов человека на производстве служат трудовое и социальное

законодательство, а также признаваемые государством договорные формы

регулирования трудовых отношений (коллективные договоры и соглашения,

индивидуальные трудовые договоры и контракты).

Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23

Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной

мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого

свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не

работать, не может быть и речи о привлечении к административной

ответственности за так называемое "тунеядство", бродяжничество (бомжи)

и т.д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы,

теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу,

так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или

выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную

трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и

т.д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет

принудительного труда, предусмотренный ст.8 Международного пакта о

гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только

откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но

и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых

условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение

обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного

положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен

Конвенцией Международной организации труда №29 (1930 г.), а также

Кодексом законов о труде РФ (ст.2).

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете

принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания

исключено такое наказание, как перевод на нижеоплачиваемую работу или

смещение на низшую должность.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем

желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать

такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя,

поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление

человека на работу в основном определяется договором с работодателем.

Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных

Конституцией условий, а именно: чтобы условия труда отвечали

требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд

выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже

установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью

работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это

материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возмещения работодателями

вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием

либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых

обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской

Федерации 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.). Действуют также Основы

законодательства Российской Федерации об охране труда, принятые 6

августа 1993 г., и ряд других нормативных актов.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о

минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать

вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается,

что по договору (коллективному или индивидуальному) размер оплаты

может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с

рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным

государственными органами для учреждений и предприятий, находящихся на

госбюджетном финансировании. Многочисленные статьи КЗоТ и других актов

развивают и детально регламентируют указанные конституционные

положения. Трудовое законодательство запрещает какое бы то ни было

понижение размеров оплаты труда работников в зависимости от пола,

возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к

общественным объединениям (ст.77). В регулировании трудовых отношений

на основе социального партнерства на двухсторонней основе (между

работодателями и работниками) и трехсторонней основе (т.е. еще и с

участием государственных органов) важную роль играет Закон о

коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992г.(с изменениями и

дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.).

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства

проводить экономическую политику, способствующую, по возможности,

полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим

работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от

необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее

получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-

75% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда,

предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или

участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в

связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы

предусмотрены Законом о занятости населения а Российской Федерации от

19 апреля 1991 г.[1] с изменениями и дополнениями, внесенными Законом

от 15 июля 1992 г. Для реализации целей Закона создана Федеральная

служба занятости России, имеющая отделения во всех субъектах Федерации,

городах и районах страны.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и

коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным

законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы

работниками для оказания давления на работодателя с целью

удовлетворения их экономических требований. Забастовка не

свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор. А

потому неправомерный запрет забастовки рассматривается как форма

принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с

Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах

право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон

вправе запретить забастовку в ряде отраслей хозяйства (транспорт,

общественное обслуживание и др.). Однако этот запрет касается не всех

работников отрасли, а только тех, кто по смыслу ч.3 ст.55 может нанести

вред здоровью других лиц, безопасности государства и т.д. Устанавливать

запрет на этих основаниях может только суд.

Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок.

Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке,

прежде чем объявить ее, требуется использовать примирительные

процедуры, предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения

коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях

существуют также комиссии по трудовым спорам, рассматривающие

индивидуальные трудовые споры. Но любая система разрешения споров

предусматривает возможность для недовольной стороны обратиться в суд.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по

трудовому договору (т.е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует

установление федеральным законом продолжительности рабочего времени,

выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска

(ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места

работы (должности) и средней заработной платы, продолжительностью не

менее 24 рабочих дней).

Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего

времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом

условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов

устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без

уменьшения заработной платы. Законом установлены все предусмотренные

Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто

вводят и более высокие стандарты.

Другой не менее важной категорией прав и свобод человека является

защита материнства, детства и семьи. Всеобщая декларация прав человека

констатирует: "Семья является естественной и основной ячейкой общества

и имеет право на защиту со стороны общества и государства" (ч.3

ст.16).из общего конституционного положения вытекают семейные права

граждан, и прежде всего - определенные права матери и ребенка.

ТРУДОВОЕ ПРАВО В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Конституция Республики Беларусь утверждает подлинно демократические

права граждан, активное использование которых способствует свободному

развитию каждого и всех. Среди них на одном из первых мест находятся:

права на труд (ст.41), отдых (ст.43), охрану здоровья (ст.35),

материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты

трудоспособности и потери кормильца (ст.47), право на вознаграждение за

выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и

общественным значением, но не ниже установленного государством

минимального размера (ст.42).

2. Раскрывая содержание права на труд, законодатель включает в

это понятие право на выбор профессии, рода занятий и работы в

соответствии с призванием, способностями, образованием и

профессиональной подготовкой. В таком объеме подобное обязательство со

стороны государства по отношению к своим гражданам не встречается даже

в конституциях стран с традиционно демократическим строем. Тем не менее

следует отметить, что в силу происходящих в республике политических и

социально-экономических перемен, обусловленных становлением рыночных

отношений, данное положение носит скорее декларативный характер,

является как бы указанием желательной цели. Реальное же положение в

экономике республики серьезно ограничивает возможности граждан. Впервые

в Конституции появилось такое понятие как безработица. А право на

пособие по безработице, зафиксированное все в той же ст.41, само по

себе ставит под сомнение полноту осуществления государством взятого им

обязательства по созданию условий для полной занятости населения.

Невольно напрашивается вопрос: коль скоро гарантируется право на труд,

создаются все условия для полной занятости населения, откуда появится

"незанятость лица по независящим от него причинам", т.е. безработица? И

наоборот, если неизбежна безработица, то можно ли говорить о праве на

труд?

3. Необходимо обратить внимание и на то, что законодатель ставит

реализацию составляющих прав на труд в зависимость от общественных

потребностей. При этом остается неясной концепция самих общественных

потребностей, неизвестно, кто будет их определять. Это лишний раз

подчеркивает во многом пока декларативный характер провозглашенного

конституцией права на труд.

4. Далее необходимо еще раз повторить, что по ст.41 право на труд включает

в себя право на выбор профессии и рода занятий, а также право на работы

в соответствии с призванием, способностями, образованием,

профессиональной подготовкой. Тем самым Конституция закрепляет самые

прогрессивные нормы, соответствующие международно-правовым актам,

включая конвенции МОТ. Но можем ли мы сегодня в полной мере реализовать

эти положения на практике? На этот вопрос невозможно дать однозначный

ответ. С одной стороны, при наличии различных форм собственности и

современном состоянии рыночных отношений нельзя предоставить всем

гражданам Республики Беларусь работу в соответствии с их пожеланиями и

образованием: экономические реалии порождают и безработицу, и

использование граждан на работах не по специальности. Но, с другой

стороны, положение смягчается тем, что в соответствии с ч.2 ст.41

Конституции в случае незанятости лица по независящим от него причинам

ему гарантируется не только выплата пособия по безработице, но и

обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом

общественных потребностей.

5. Обеспечение прав и свобод граждан РБ, в том числе свободы труда,

гарантируется государством, говорится в ст.21 Конституции РБ. Свобода

труда провозглашена в ст.23 Всеобщей Декларации прав человека от 10

декабря 1948 года. Только сам гражданин может распоряжаться своим

трудом, только он может выбирать ту или иную форму деятельности

(предпринимательство, фермерство, индивидуальную трудовую деятельность,

работу на государственных предприятиях, в учреждениях, организациях или

коммерческих структурах и т.д.). Ст.41 (ч.4) Конституции РБ запрещает

применение принудительного труда, кроме работы или службы, определяемой

приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном

положении. Это важное положение закреплено в ст.8 Международного пакта

о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, где, в

частности, сказано:

1. Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и

работоторговля запрещены во всех их видах.

2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

3. Никто не должен принуждаться к принудительному или

обязательному труду. Свобода труда непосредственно связана с правом на

защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на

объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров

(соглашений) и право на забастовку (ч.3 ст.41). Это соответствует ст.23

Всеобщей Декларации прав человека, которая закрепляет право каждого

создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и

Конвенция N 98 от 1 июля 1949 г. относительно применения принципов

права на организацию и заключение коллективных договоров. Так, ст.1

этой Конвенции закрепляет право трудящихся пользоваться соответствующей

защитой против любых дискриминационных актов, направленных на ущемление

свободы ассоциаций в области найма на работу. Такая защита применяется

в особенности против актов, рассчитанных на то, чтобы:

а) поставить прием на работу или оставление на работе;

трудящегося в зависимость от вступления его в профсоюз или выхода из

профсоюза

б) увольнять трудящегося или любым другим способом наносить ему

ущерб на том основании, что он является членом профсоюза или принимает

участие в профсоюзной деятельности вне рабочего времени или, с согласия

предпринимателя, в рабочее время.

6. Ст.45 Конституции РБ гарантирует право граждан на охрану здоровья,

включая бесплатное лечение в государственных учреждениях

здравоохранения. Оно обеспечивается также мерами по оздоровлению

окружающей среды, совершенствованию правил и норм охраны труда,

возможностью использоваться оздоровительными учреждениями, развитием

физической культуры и спорта. Организация охраны труда - социальная и

государственная функция. В условиях новых экономических отношений в

республике она обретает особую значимость. Рациональная организация

охраны труда достигается умелым применением экономических, социальных,

правовых, моральных, психологических и других средств. Она представляет

собой комплексную проблему, которая находится на стыке экономики труда,

социологии, социальной психологии, эргономики, юриспруденции и

некоторых других наук. В регулировании отношений охраны труда важную

роль играет трудовое право. Оно закрепляет на основе прогнозирования,

моделирования и экспериментирования наиболее рациональные методы и

формы охраны труда, впитывающие в себя достижения научной организации

труда, общественных, естественных и технических наук.

7. В последние годы нормотворческая и правопреминительная практика

существенно изменили организационно-правовые средства охраны труда.

Важные сдвиги произошли в приемах правового воздействия на поведение

участников отношений по охране труда. Локальное регулирование этих

отношений повысило актуальность данной проблемы. Встал вопрос о

критериях эффективности соответствующих норм. Серьезные проблемы

возникают и в связи с изменениями в законодательстве о формах

собственности. Современные условия труда, особенно на негосударственных

предприятиях (организациях), нередко сопровождаются сокращением

вложения средств в эту область, что может негативно сказаться на

безопасности жизни и здоровья наемных работников.

8. Международная конвенция N 148 "О защите трудящихся от профессионального

риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих

местах" от 20 июня 1977 г. устанавливает обязанность применения ее

положений во всех отраслях экономической деятельности. Ст.4 этой

конвенции обязывает национального законодателя определять меры,

направленные на предупреждение и ограничение профессиональных рисков,

вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а

также на защиту от этих рисков. В соответствии с национальным

законодательством предприниматели должны нести ответственность за

неприменение предписанных мер в области охраны труда, а трудящиеся

обязываются соблюдать правила техники безопасности, направленные на

профилактику и ограничение профессиональных рисков, вызываемых

загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также на

защиту от них. Трудящиеся или их представители имеют право получать

информацию, профессиональную подготовку и обращаться в соответствующие

органы с предложениями для обеспечения защиты от профессиональных

рисков в области охраны труда, техники безопасности и производственной

санитарии (ст.7). При помощи совершенствования технических мер,

применяемых к новым установкам или в процессе их проектирования, а

также при помощи дополнительных организационных мер наниматели обязаны

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.