рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

«Очерки по философии марксизма» ( С-Пб. 1908 год ) заложил

камни в основание нового культа, трактуя марксизм как новое религиозное

учение. Тогда он утверждал, что Маркс и Энгельс подняли значение

экономического прогресса «до

____________________________________________________________

1. Архиепископ Серафим ( Соболев ). Русская идеология // Русская

старина, вып. 2. - М., 1992. – с. 218

2. Мережковский Д.С. Больная Россия. – Л.: Изд-во Лен-го ун-та, 1991. –

с. 150

религиозной ценности» и что если «старые» религии истолковывали мир,

то идея «новых» – его переделать. Необходимая предпосылка социал-

демократии как религии – атеизм не критический, а догматический; не

критическое отрицание вопроса о Боге, а догматическое утверждение, что

Бога нет. «Теперь и безбожники наши социалисты, сочиняют религии», -

ядовито замечает Галич.

Итак, две необходимые предпосылки для торжества социализма –

уничтожение Бога и уничтожение личности. Надо разрушить в человечестве

идею не только о Боге, но и о личности. Богостроительство

дореволюционной России было, по существу, частью общереформаторских

тенденций в Церкви.

Обозначившийся в «новом религиозном сознании» союз философии и

религии высветил в качестве средоточия духовных исканий проблему Бога и

мира, места человека в его земной истории и в вечности, придал движению

общественной мысли духовно напряженный, экзистенциальный характер.

Средоточием «нового религиозного сознания» стало так называемое

«богоискательство» – течение, инициатором которого был Д.С.

Мережковский. Суть нового направления состояла в стремлении к

философскому осмыслению и обновлению христианства и культуры, к

свободной, полнокровной, религиозно насыщенной общественной и

индивидуальной жизни. Свои корни его представители усматривали в

русской идеалистической философии, ( Чаадаев ), но прежде всего в

философских исканиях В. Соловьева, Достоевского и Л. Толстого.

Еще одно течение «нового религиозного сознания» было представлено

идеалистическим крылом русской философской школы, главным образом

философами, прошедшими через увлечение марксизмом – «кающимися

марксистами» ( Бердяев, Стреве, Франк, Булгаков ).

Сутью нового мировоззрения была ориентация на нравственное

обновление, а само оно воспринималось прежде всего как выражение

религиозного гуманизма. Общая задача духовного обновления связывалась

со стремлением послужить в мысли и в жизни осуществлению христианского

идеала. Новое религиозное сознание во многом было протестом мыслящей

интеллигенции против замкнувшейся в догматизме «исторической

церковности».

Различны были мировоззренческие позиции представителей обоих

направлений. «Эстетствующие» предприняли попытку через эстетику и

красоты преодолеть ограниченность позитивизма и догматизма официальной

религии. Система воззрений «веховцев» исходила из признания

самоценности человеческой личности и ее духовной свободы. Общее

значение этих направлений в том, что они подняли на более высокий

интеллектуальный уровень споры о роли Церкви в жизни общества; участие

представителей официальной Церкви обогатило их, но доказать реальное

влияние на практические, насущные вопросы Церкви они не смогли.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

80-е годы Х1Х века Ключевский назвал «перевалом, за которым

начинается пологий, но неуклонный, постоянный спуск».

Особенность кризиса православия состояла в том, что он проявился во

всеобщем падении общественного престижа религии, обесценивания ее роли

в решении общественно значимых проблем. Причины кризиса православия

Церковь объясняет не утратой влияния на верующих, не девальвацией

религии как средства удовлетворения духовных потребностей, а

несоответствием устаревших способов выражения «абсолютных и

непререкаемых истин веры» современному уровню развития общественного

сознания. В России конца Х1Х века назрела острая необходимость

«приспособить» православие к новому этапу развития общества, связанному

с капиталистическим развитием, социальной поляризацией, ростом

социальной напряженности, появлением новых радикальных идей.

Более того, причина упадка православия в жесткой государственной

власти над Церковью. Подчинив себе Церковь, государство тем самым

разрушило зависимость светского от духовного и привело к внутреннему

разладу и ослаблению нравственных начал в обществе. Факт сращивания

государства и РПЦ признавался и самими религиозными деятелями. Пагубное

влияние опеки светской власти наталкивало их на мысль о необходимости

церковных преобразований. Выдающиеся церковные иерархи (митрополит

Филарет / Дроздов /, Антоний / Храповский /, Сергий /

Страгородский /, Антоний / Владковский / и др. ) и религиозные философы

( В. Соловьев, В.В. Розанов, Д. Мережковский, Н. Бердяев и многие

другие ) , известные общественные деятели того времени защищали идею

независимости Церкви от государства и прививали ее русскому

общественному сознанию.

Закон о вероисповедании 1905 года был запоздалой и половинчатой

мерой и его результаты были сведены к нулю. «Свободой быть без совести»

называли этот закон крестьяне.

Глубинная причина нежелания реформирования Церкви - в охранительной

ее направленности. Православие было основным идеологическим символом

самодержавия и основным источником его легитимации. Знаменитая

триединая уваровская формула подразумевала, что православие – вера

русского народа, самодержавие – его «естественное» политическое

устройство и все три компонента – русский народ, русская вера и русское

самодержавие – находятся в неразрывной связи. Незыблемость веры – как

бы моральное основание незыблемости самодержавия. Здесь и находится,

как нам кажется, основное противоречие эпохи.

Принципы свободы совести и слова, суверенности мышления, равно как

и весь комплекс прав и свобод, - эти великие приобретения европейской

мысли и общественной практики сами, как известно, формировались под

непосредственным воздействием религиозно-реформационных процессов.

Русское общество начала ХХ века бурлит, развивается, добивается

определенных преобразований демократических свобод но в общественном

сознании не происходит изменений в глубоко укоренившемся характере

традиционных мыслей и чувств. Одним словом, новый дух времени не

находит идеологической подпитки.

России не доставало сильного духовного лидера, способного

реформировать Церковь, создав учение, которое позволило бы

аккумулировать в себе достижения цивилизации ( применительно к

историческим условиям России ) с высокими моральными принципами

православия, способствуя оздоровлению Русской Православной Церкви и

России в целом.

Протестом мыслящей элиты против замкнувшейся в догматизме

«исторической церковности» была выработка нового религиозного сознания

русской философской мыслью.

Новое религиозное сознание, в частности, можно рассматривать как

комплекс социально-культурных и религиозно-философских идей, разделив

которые светская интеллигенция могла бы стать «религиозной

общественностью» и возродить Россию к новой жизни. Признание

религиозных ценностей должна было освятить учительское призвание

интеллигенции, и тем был бы преодолен ее разлад с народом. Так

замысливался великий синтез религии, культуры, общественности, народной

жизни, контуры которой предложил В. Соловьев. В этом единстве нужна

была модернизированная религия, а не консервативное историческое

христианство. Но интеллигенция была слишком оппозиционна правительству

и царю, ее намерения были слишком революционны. Интеллигенцию того

времени авторы «Вех» воспринимали как «отщепенцев», предлагали

пересмотреть свои философские основы и покаяться.

Это было время религиозных исканий и интереса к мистике и

оккультизму, особого внимания к разного рода знамениям и

предчувствиям.

Удивительные примеры незнания русским образованным обществом

православия дает нам Л.Н. Толстой. Если бы в эпоху глубокого

религиозного упадка в обществе, Л.Н. Толстой не отвернулся бы от

Церкви, его проповедь общечеловеческих ценностей могла бы принести

неоспоримую пользу.

Благодаря болезненному интересу части образованного общества к

вопросам религии, а также апокалиптическим ожиданиям и тревогам стало

возможным появление Распутина. В Распутине проявился весь кризис,

трагедия той морально-психологической обстановки, которая сложилась в

российском обществе и в русской Церкви в начале нынешнего столетия.

Тоталитаризм формального православия ставил не преодолимую преграду

на пути религиозной мысли. В результате мысль и чувства русских людей

устремлялись по направлению вообще не религиозному, атеистическому. В

царской России этот путь был более прост и естественен, чем путь

религиозных исканий и реформ.

В 1917 году в России впервые была провозглашена свобода совести и

отделение церкви от государства, и для преследуемых ранее сектантов

наступило «золотое десятилетие». Но Церковь большинства русского народа

– православная – подверглась разгрому.

Для христианства не существует «плохого» или «хорошего»

политического строя. Христиане всегда готовы быть лояльными и активными

гражданами любого государства, желающего блага своим подданным. Но сама

по себе имперская идеология – будь она правоконсервативной или

леворадикальной – имеет тенденцию подавлять остальные формы

общественного сознания. Для того, чтобы Церковь могла адекватно

выполнять свое общественное служения и воспитывать народ в духе высокой

нравственности, милосердия, терпимости и гражданской ответственности,

она должна быть отделена от государства не на словах, а на деле. Однако

целесообразность сотрудничества Церкви и государства сегодня не

подвергается сомнению и объясняется фактом возвращения в жизнь России

православия, основ духовности, что является одним из факторов решения

насущных внутрироссийских и внутрицерковных задач.

Выздоровление, или , лучше сказать, возрождение РПЦ – это долгий

процесс. Следует надеяться, что он будет продолжаться вместе с

оздоровлением нашего общества. И избавление от груза прошлых

заблуждений будет опираться на верно понятый и оцененный исторический

опыт.

Список использованных источников и литературы.

Источники

а ) книги, статьи

1. Бердяев Н.А Русская идея // Вопросы философии.- 1990. -№ 2

2. Бердяев Н.А. О новом религиозном сознании // Новикова Л.И., Сиземская

И.Н. Русская философия истории: курс лекций. - Изд. 2-е, дополн. –М.:

Аспект Пресс, 1999.- с. 301 -302

3. Бердяев Н.А. О русской фолософии: Сб.: В 2 ч.- Свердловск: Из-во

Урал. ун-та, 1991.- Ч.1.-287 с.

4. Бердяев Н.А. Опыты эсхатологической метафизики: Творчество и

объективизация. // Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия

истории: курс лекций. - Изд. 2-е, дополн. –М.: Аспект Пресс, 1999. –

399 с.

5. Бердяев Н.А. Самопознание: (опыты философской автобиографии).- М.:

Книга, 1991.- 445 с.

6. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и

национальности М.: Мыль, 1990.- 207 с.

7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа: Сб.- М.: Республика, 1994.-

479 с.

8. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи:

Сб. статей о русской интеллигенции: - Свердловск: Изд-во Урал. ун-

та, 1991. – 240 с.

9. Булгаков С.Н. На пиру богов. – М.: Планета, 1991. – 105с.

10. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи: Сб. статей о русской

интеллигенции: - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 240 с.

11. Булгаков С.Н. Христианский социализм: Сб. – Новосибирск: Наука. Сиб.

отд-ие, 1991.- 347с.

12. Вехи: Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 –1910. – М.: Молодая

гвардия, 1991. – 462 с.

13. Леонтьев К. Кто правее? Письма В.С. Соловьеву // Наш современник. –

1991. № 12. – с. 170-176

14. Мережковский Д.С. Больная Россия. – Л.: Изд-во Лен-го ун-та, 1991. –

272 с.

15. Мережковский Д.С. Грядущий хам. - М.: Молодая гвардия, 1992. – 189

с.

16. Мережковский Д.С. О новом религиозном сознании // Новикова Л.И.,

Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс лекций. - Изд. 2-е,

дополн. –М.: Аспект Пресс, 1999.- с. 301 –302

17. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вехи:

Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 –1910. – М.: Молодая гвардия, 1991.

– 462 с.

18. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени // Дальний Восток. –

1996. № 1, № 2

19. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь: Сб. : В 2-х т. – Т1. –

М.: Правда, 1990. – 636 с.

20. Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства. – М.:

Дружба народов, 1990. – 304 с.

21. Розанов В.В. О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира: Сб. – В 2-х

т. – Т1. – М.: Правда, 1990. – 636 с.

22. Розанов В.В. Религия и культура: Сб. – В 2-х т. – Т1. – М.: Правда,

1990. – 636 с.

23. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура: Сб. – М.: Республика,

1992, - 397 с.

24. Розанов В.В. Русская Церковь // Религия и культура: Сб.: В 2-х т. –

Т1. – М.: Правда, 1990. – 636 с.

25. Розанов В.В. Собр. соч. В темных религиозных лучах: Сб. // под общей

редакцией А.Н. Никалюкина. – М.: Республика, 1994. – 475с.

26. Розанов В.В. Уединенное. Опавшие листья: Лирико-философские записки. –

М.: Современник, 1992. – 543 с.

27. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Сб./ Сост. Т.А. Соколова. –

М.: Новатор, 1998. – 336 с.

28. Соловьев В.С. Воскресные письма // Дальний Восток. – 1990. № 5

29. Соловьев В.С. Леонтьев ( ст. из энцикл. словаря ) // Собр. соч. в 2-

х т. – М.: Мысль, 1988. – Т 2.

30. Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988. – Т 1. – 892

с., Т 2. – 822 с.

31. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? – Л.: Худож. лит-ра, 1990. –

416 с.

32. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи: Сб. статей о русской

интеллигенции: - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. – 240 с.

б ) мемуары, дневники

33. Белецкий С.П. Григорий Распутин // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 544 с.

34. Блок А. Состояние власти // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 4 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 448 с.

35. Бьюкенен ДЖ. Мемуары дипломата // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 480 с.

36. Великий Кн. Александр Михайлович. Из книги воспоминаний //

Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР»,

1997. – 544 с.

37. Воейков В.Н. С царем и без царя // Григорий Распутин: Сб: В 4-х т. Т

2 –М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.- 480 с.

38. Воспоминания крестьян – толстовцев. / Сост. А.Б. Рогинский. – М.:

Книга, 1989. – 480 с.

39. Вострышев М.Н. Божий избранник: Крестный ход Святителя Тихона Патриарха

Московского и всея России. – М.: Современник, 1990. – 191 с.

40. Вырубова А.А. Страницы из моей жизни. Дневник // Григорий Распутин:

Сб.: В 4т. Т 3 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 368 с.

41. Гессен И.В. Беседа с А.Н.Хвостовым в феврале 1916 г. /// Григорий

Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. –

480с.

42. Гиппиус З.Н. Живые лица . // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 4-

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 448 с.

43. Гиппиус З.Н. Современная запись. 1914-1919 год. Дневник. Л.: Изд-во Лен-

го ун-та, 1991. – 123 с.

44. Гурко В.И. Царь и царица // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 544 с.

45. Джанумова Е.Ф. Мои встречи с Распутиным // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.-480 с.

46. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4-х т. Т 3 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 368 с.

47. Жевахов Н.Д. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. –544 с.

48. Жильяр П. Император Николай и его семья // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 480 с.

49. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Г.Е. Распутине 1914-1916 год //

Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР»,

1997. –448 с.

50. Завадский С.В. На великом изломе ( Дело об убийстве Распутина) //

Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР»,

1997. – 448с.

51. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары// Григорий

Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. –

480- с.

52. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. Встречи. Беседы.

Наблюдения. – М.: Политиздат, 1974. – 255 с.

53. Ковалевский П. Гришка Распутин // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 480 с.

54. Ковыль-Бобыль И. Вся правда о Распутине // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 480 с.

55. Коковцев В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. // Григорий Распутин:

Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. –544 с.

56. Курлов П.Г. Гибель императорской России // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 480 с.

57. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: в 2-х т. Т 1. – М.:

Гослитиздат. – Т 1. – 615 с.

58. Материалы чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства

// Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.: Терра, «Книжная лавка –

РТР», 1997. – 448 с.

59. Мельник Т. Воспоминания о царской семье и ее жизни. // Григорий

Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

–480 с.

60. Милюков П.Н. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 480 с.

61. Мосолов А.А. При дворе последнего российского императора. // Григорий

Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. –

544 с.

62. Палей О.В. Из «Воспоминаний» // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 4 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 448 с.

63. Палеолог М. Царская Россия накануне революции // Григорий Распутин:

Сб.: В 4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 480 с.

64. Пуришкевич. Дневник // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 4 – М.: Терра,

«Книжная лавка – РТР», 1997. – 448 с.

65. Распутин Г.Е. Житие опытного странника // Григорий Распутин: Сб.: В 4т.

Т 4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 448с.

66. Распутин Г.Е. Мои мысли и размышления // Григорий Распутин: Сб.: В 4т.

Т 4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. - 448с.

67. Родзянко М.Д. Крушение империи // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. –544 с.

68. Руднев В.М. Правда о царской семье и темных силах // Григорий Распутин:

Сб.: В 4т. Т 4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. –448 с.

69. Симонович А. Распутин и Евреи // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. –480 с.

70. Сухомлинов В.А. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 480 с.

71. Труфанов С. Святой черт // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. –544 с.

72. Тэффи. Распутин. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. –480 с.

73. Шавельский Т. Воспоминания последнего протопросвитера русской армии и

флота // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка

– РТР», 1997. – 480 с.

74. Юсупов В.В. Конец Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.:

Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. – 448 с.

II Литература

а ) монографии, книги

1. Аврех А.Я. Распутин и распутинщина. – М.: Панорама, 1990. – 32

с.

2. Бессмертный А.Р. Национализм и универсализм в русском религиозном

сознании // На пути к свободе совести / Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е.

и О. Марка – М.: Прогресс, 1989. – 496 с.

3. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. – М.:

Политиздат., 1990. – 450 с.

4. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: фаты против легенд и мифов:

Полемические заметки. – Л.: Лениздат, 1984. – 287 с.

5. Гудзий Н. Лев Николаевич Толстой /Сб. ЖЗЛ. Великие русские люди. – М.:

Молодая гвардия, 1984. – 306 с.

6. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М.: Соратник, 1995. –

310 с.

7. Ермичев А.А. Творчество и культура в философии Н.А. Бердяева // Сб.П.

Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. – с.-П.: Изд-

во С.-П. ун-та, 1991.

8. Емельях Л.И. Крестьяне и Церковь накануне революции. – Л.: Наука. 1976.

– 182 с.

9. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – С.-П.: Изд-во С.-

П. ун-та, 1995. – 338 с.

10. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. – второе изд., испр. – М.:

Мысль 1987. – 558 с.

11. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. – Казань:

Университет, 1991. – 188 с.

12. Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство // На пути к

свободе совести / Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и О. Марка – М.:

Прогресс, 1989. – 496 с.

13. Корзун М.С. Русская православная Церковь на службе эксплуататорских

классов: Х –1917 год. – Мн.: Беларусь, 1984. -

14. Крывелев И.А. История религии. Очерки в 2-х т. Т 1. Второе изд.

доработ. – М.: Мысль, 1988. – 455 с.

15. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев.- 2 изд., доп. – М.: Мысль, 1994. – 230 с.

16. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. – 555

с.

17. Никольский Н.М. История русской церкви. – 3 изд. – М.: Политиздат,

1983. – 448 с.

18. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс лекций. -

Изд. 2-е, дополн. –М.: Аспект Пресс, 1999. – 399 с.

19. Пишун В.К., Пишун С.В. «Религия жизни» В. Розанова. - Владивосток : Изд-

во Дальнвост. ун-та, 1994. – 208 с.

20. Пишун С.В. Социальная философия В.В. Розанова. – Владивосток: Изд-во

Дальнвост. ун-та,1993. – 152 с.

21. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и

СССР. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола

Андрея, 1996. – 408 с.

22. Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе (под ред.

С.Н. Савельева ) – С.-П.: Изд-во С.-П. ун-та, 1991. – 184 с.

23. Русское православие: вехи истории // Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.:

Политиздат, 1989. – 719 с.

24. Труайя А. Распутин. – М.: Зевс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 253

с.

25. Тюрин Ю.П. Копье и крест. – М.: Патриот, 1992. – 208 с.

26. Шамаро А.А. Дело игуменьи Митрофаньи. – Л.: Лениздат, 1990. – 188 с.

б ) статьи

27. Архиепископ Серафим ( Соболев ). Русская идеология // Русская старина,

вып. 2. - М., 1992.

28. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Хлысты. – Т ХХХVII – С.-П.:, 1903. – с.402-

409

29. Гулыга А. Вл. Соловьев и его духовные испытания // Дальний восток. –

1995. № 5. С. 119-123

30. Зайцев К. Любовь и страх // М. – 1994. № 11.

31. Иоффе Г.З. «Распуниада»: большая политическая игра // Отечественная

история.- 1998. № 3

32. Как идет религиозное возрождение России // Наука и религия. – 1997. №

1.- с. 33-34

33. Куцая М.А. Церковно-государственные отношения в русской религиозной

философии ХIХ – н. ХХ веков и их современная интерпретация. // С.Пб.:

Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы региональной

научно-методической конференции. Отв. редактор В.И. Иващенко. –

Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1999. – 101 с.

34. Опыты: Литературно-философский ежегодник. – М.: Советский

писатель,1990.- 480 с.

35. Парийский В. , Шаповалов А. Обновленчество // История. – 1995. №4. - с.

3-6

36. Полонский А. Православная Церковь в истории России: Синодальный период

// Преподавание истории в школе. – 1996. № 1-2

37. Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ века

// Вопросы истории. – 1993. № 1

38. Прусс И. Религиозный национализм или национальная религия? // Знание-

Сила. – 1997. № 3. - с. 126-128

39. РимскийС.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. – 1996.

№ 4

40. Рабкина Н.А. К.П. Победоносцев // Вопросы истории. – 1995. № 2

41. Священник Зайцев К. Любовь и страх // Москва. – 1994. № 1. - с.178-195

42. Степанов А. Дитя кризиса: интеллигенция и Церковь // Советская Россия,

1996 10 окт. –с.6

43. Филатов С. О чем звонит колокол // Знание-Сила. – 1992. № 3. - с.26-34

44. Цыркульников А. Столпы раекции. // Знание-Сила. – 1995. № 4. - с.92-100

45. Шохор-Троцкий К. К юбилею отлучения Толстого // Былое. – 1991. №3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.