рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль силы в ненасильственной борьбе

Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения

сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей , тогда

конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в

зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что

власть утверждается только насилием и что победа неизбежно

достаётся стороне , обладающей большей способностью к насилию ,

является ошибочным . На самом деле главным является решимость не

повиноваться и способность к сопротивлению .

Такое понимание сущности политической власти может быть

реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического

правительства должно быть активно выражено в отказе от

сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или

массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому

большинству не хватает независимой организации , тогда подданные

обычно не способны на общую оппозицию .Они будут бороться один на

один . Эффективное действие , основанное на таком понимании силы ,

нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении.

- 8 -

Структурные основы общества

Структурная основа общества существенным образом предопределяет

возможность граждан контролировать своих правителей . Эта структура

выражается в существовании разнообразных общественных институтов , в

которых и сконцентрирована политическая сила .

Формы и сущность этих органов политической силы меняются от

общества к обществу , и от ситуации к ситуации . Одни способны

включать такие социальные группы и институты , как семья , социальные

классы , религиозные и национальные группы , профессиональные и

экономические группы , небольшие поселения и деревни , города ,

провинции и регионы , органы местной администрации , организации

добровольцев и политические партии . Но чаще всего

эти органы силы являются традиционными , укоренившимися ,официально

признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут

быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже

восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в

противостоянии правителям.

Cтатус этих образований в качестве органов силы будет

определяться их способностью действовать независимо и контролировать

действенную силу других , т.е. правителей или других органов власти

и силы . И поэтому чрезвычайно важно их количество , степень их

централизации или децентрализации , принятые в них процедуры

выработки решений , степень их внутренней прочности и

жизнеобеспеченности .

Структура сил общества , а также их взаимосвязь , значительно

определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя

. Когда сила как бы разлита в обществе между различными

общественными институтами , власть правителей с большей вероятностью

будет подчиняться контролю и ограничениям , так как подобные

структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию .

Подобная ситуация ассоциируется с политической “свободой ”.Когда же ,

с другой стороны , органы силы существенно ослаблены , подорваны , или

путём различных ограничений нарушено их независимое существование и

автономия действий , тогда сила правителей с большой вероятностью

станет неконтролируемой . Это ослабит или даже разрушит способность к

общему противостоянию . Такая ситуация ассоциируется с “тиранией”.

Потенциальная способность общества контролировать правителей во

многом зависит от условий , в которых действуют органы силы . У

общества , в котором существуют группы и институты , обладающие

значительной социальной силой и способные к независимому действию ,

больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым

противостоять тирании , чем у общества , в котором все подданные

одинаково бессильны , так как в нём не существует структур , с

помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих

целей .

Источникам власти правителей угрожает опасность , как правило ,

только тогда , когда одновременно большое количество подданных ( или

социальные группы или институты ) уклоняются от содействия ,

сотрудничества и повиновения . Поэтому способность этих структур

отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное

значение .

- 9 -

Таким образом возможность контроля за действиями правителей со

стороны негосударственных институтов общества будет определяться

следующими факторами : 1) желанием народа контролировать эти силы ; 2)

количеством независимых организаций и институтов ; 3) степенью их

независимости ; 4) характером источников силы , контролируемых этими

институтами ; 5) степенью

влияния на социальную силу и контроля за ней и 6) способностью

людей выражать своё неодобрение и отказываться от сотрудничества .

Если все эти

факторы наличествует в достаточной степени , то общество может

выбирать , предоставить ли силу правителям или ограничить , а может

и совсем перекрыть их доступ к силе .

Cледовательно , изменение силы правителей непосредственно или

косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять

правителей , подчиняться им , сотрудничать с ними и выполнять их

намерения .

Ослабление силы правителей

Когда люди отказываются от сотрудничества , уклоняются от помощи ,

проявляют стойкость в своём неповиновении и открытом неподчинении ,

они лишают своего оппонента элементарной поддержки и сотрудничества

, в которых нуждается любое правительство и иерархическая система .

Граждане могут неподчиняться законам , которые они отвергают . Рабочие

могут прекратить работу , чем парализуют экономику . Служащие могут

отказаться исполнять инструкции . Солдаты и полиция могут действовать

пассивно при проведении репрессий ; они могут даже взбунтоваться .

Если люди и институты делают это достаточно долго и интенсивно ,

правительство или иерархическая система теряют силу . Люди , которые

были “ правителями “ , становятся обычными людьми . Всё меняется из-за

того , что человеческое содействие , создающие и поддерживающее

политическую силу режима , исчезло . И поэтому сила режима

уничтожается .

Однако ,чтобы обладать эффективной силой против властвующих

правителей , недостаточно одного упрямства и коллективной стойкости .

Всеобщее противостояние должно быть переведено в стратегию действия

. Людям необходимо знание техники , основанной на этом понимании

существа силы , включая специфические методы этой техники , динамику

развития , необходимые составляющие успеха и принципов стратегии и

тактики . Реализация этой техники должна быть умелой . К этому

относится и умение настаивать на своём , несмотря на репрессии . Нам

необходимо более полное знание техники ненасильственных действий -

той техники , которая основана на нашем понимании природы силы .

Система ненасильственных средств борьбы

Ненасильственное действие представляет собой совокупность средств

борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и проведение “ битв”,

нуждается в мудрой стратегии и тактике , в мужестве своих ” солдат

”, дисциплине и способности к жертвам . Чтобы победить , люди ,

стремящиеся к этому ненасильственным путём , должны умело применять

избранную ими тактику действия , осуществлять необходимые условия

настолько эффективно , как только они могут . Хотя бытует мнение ,

что достижение успеха ненасильственным путём требует гораздо больше

времени , чем насилием , это не всегда верно . Временами

ненасильственные действия приводят к успеху в течении довольно

быстрого срока .

- 10 -

Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать как

реализацию теории силы , о которой говорилось выше . Чётко

различаются три определённых класса ненасильственного оружия в

ненасильственной борьбе : ненасильственный протест и убеждение ,

несотрудничество и ненасильственная интервенция . Эти виды оружия

ненасильственной борьбы могут изменить

существующие социальные , экономические или политические отношения и

одновременно основательно изменить баланс сил .

Ненасильственный протест и убеждение являются главным образом

символическими действиями в мирном противостоянии или при попытке

убеждения , осуществляемого не при помощи слов , а посредством

кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной

интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование

, расклеивание плакатов , обучение , траурные митинги и митинги

протеста .

Самая незначительная группа ненасильственных методов включает

несотрудничество c оппонентом . Несотрудничество заключается в

намеренном

неодобрении , уклонении или открытом неповиновении в определённых

существующих отношениях - экономических , социальных или политических .

Действия могут быть спонтанными или запланированными , законными или

незаконными .

Методы несотрудничества разделяются на три категории : 1) методы

социального несотрудничества ( включая социальные бойкоты ); 2) методы

экономического несотрудничества ( подразделяющиеся на экономические

бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического несотрудничества (

также известные как политические бойкоты ) . Умение групп

ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества -

социальным , экономическим или политическим является чрезвычайно

важным в динамике ненасильственной борьбы .

Методы ненасильственной интервенции , применяемые в определённых

ситуациях , коренным образом изменяют её . К ним относятся посты ,

сидячие забастовки , протесты , ненасильственные заграждения ,

утверждение новых социальных установок , альтернативные экономические

структуры , розыск тюремных заключённых , продолжение работы без

сотрудничества , создание параллельного правительства .

Овладение силой

Ненасильственные действия прибегают к силе как для

противодействия оппоненту , так и для достижения своих целей .

Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие на источники

силы оппонента , ненасилие может быть рассмотрено как более прямое

действие , чем политическое насилие . Если ключевые спорные вопросы

носят в основном экономический характер , то и сопротивление должно

носить экономический характер . Если эти вопросы являются в основном

политическими и оппоненты требуют политического сотрудничества от

населения , то сопротивление может быть политическим . Вместо

нанесения непосредственного удара по военным формированиям оппонентов

, которые являются видимым выражением их силы , ненасильственные

санкции наносят удар непосредственно по источнику этой силы :

сотрудничеству и повиновению . Например , массовые забастовки могут

парализовать экономику , а то и дело вспыхивающие мятежи разложить

армию .

Технику ненасильственных действий можно также рассматривать как

более опосредованное , не прямое воздействие на силу оппонента , чем

это

- 11 -

осуществляет насилие . Это осуществляется с целью подрыва позиций

оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать свою

возрастающую силу и поддержку , которая им оказывается . Например ,

провоцируя репрессии своими ненасильственными действиями ,

ненасильственно сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что

репрессии оппонента не в состоянии запугать население .

Продолжительное сопротивление наряду с

поддержанием ненасильственной дисциплины может вызвать у постоянных

сторонников правителей отчуждение от них и , таким образом , ослабить

их .

Число сопротивляющихся может расти , и поддержка их также может

очень значительно увеличиться . Всё это происходит вследствие того ,

что насилию оппонента противостоят опосредованно .

На весь ход конфликта будет влиять стратегия и тактика ,

применяемая группами ненасильственного действия . Они нуждаются во

внимательном и тщательном планировании своей стратегии , используя

лучшее из имеющихся в распоряжении стратегических принципов и

знание ненасильственной борьбы в конфликтной ситуации .

Репрессии

Вызов , брошенный ненасильственными действиями , может быть

слабым и лишь незначительно затронуть статус-кво . В чрезвычайных

ситуациях иногда вызов может до основания разрушить эту ситуацию .

Трудности , с которыми сталкивается оппонент , противодействуя

ненасильственным действиям , вызваны не только удивлением или

незнанием техники ненасилия , но обусловлены самой динамикой и

механизмами борьбы , которые ведут к максимальному росту влияния и

силы ненасильственных групп параллельно с ослаблением оппонента .

Репрессии - наиболее вероятный ответ на протест . Они могут

быть использованы в виде цензуры , конфискации капиталов и имущества

, разрыва средств сообщения , экономического давления , арестов ,

заключения в тюрьму , принудительной мобилизации , концентрационных

лагерей , использования провокаторов , угрозы наказания , избиений ,

пыток , убийств , введения военного положения , казней и актов мести

.Масштаб и виды репрессий будут зависеть от различных факторов .

Так как репрессии в случае ненасильственных действий могут быть

неэффективными по отношению к целям оппонента , то они могут быть

более ограниченными , чем те , которые применяются против восстания ,

использующего насилие , а также обычной или партизанской войны .

Вероятность репрессий является сильным доводом в пользу того ,

что ненасильственное действие представляет реальную угрозу

установленному порядку , они косвенно подтверждают силу

ненасильственной техники . При этом репрессии и даже жестокости не

являются причиной для отказа от ненасильственных действий , как и

военные действия противника - для отказа от какого-либо военного

сопротивления . Ненасильственное действие предназначено для действия

против оппонента , который способен и стремится использовать

ненасильственные санкции .

Ненасильственная дисциплина в действии

Вопреки ожидаемому , репрессии не будут неизбежно вызывать

покорность .

Чтобы санкции были эффективными , они должны воздействовать на

сознание подданных , порождая страх и готовность к повиновению .

Однако существует возможность , что расчёт и дисциплина , а также

отказ от лояльности

- 12 -

заставит группу ненасильственного действия сопротивляться вопреки

опасностям . Группа в этой ситуации нуждается в сохранении

ненасильственной дисциплины , в усилении контроля над оппонентом , в

уменьшении насилия по отношении к самим себе ; это увеличит её

шансы на победу . Чтобы иметь максимальные шансы на успех ,

ненасильственная группа должна придерживаться избранной ею тактики .

Крупномасштабное , решительное и умелое использование

ненасильственных действий вызовет у оппонентов очень специфические

проблемы , которые нарушат или расстроят эффективное использование

ими своих сил . Вызывая

репрессии со стороны оппонентов , группа ненасильственного действия

сможет разрушить политическую устойчивость оппонентов , уменьшить их

поддержку и ослабить власть .

Перед лицом репрессий ненасильственно сопротивляющиеся , если у

них есть сила , должны упорствовать и отказываться от подчинения .

Известны многочисленные исторические примеры стойкости перед лицом

превосходящего насилия групп , придерживающихся как ненасильственных ,

так и насильственных методов борьбы . Ненасильственная дисциплина

также содействует процессу политического “ джиу-джитсу”, который

основательно может изменить

соотношение сил . Несмотря на цензуру , жестокости оппонентов могут ,

в конечном счёте , стать известными , а репрессии скорее усилят ,

нежели уменьшат враждебность и сопротивление режиму .Насилие ,

использующееся в этих репрессиях , может оттолкнуть от правителей

тех , кто их поддерживал и активизировать участников

ненасильственного сопротивления .

Сохранение в ненасильственном движении дисциплины даже перед

лицом репрессий не является выражением моральной наивности . Напротив

, оно способствует успеху и является предпосылкой для благоприятных

изменений в распределении силы . Ненасильственной дисциплиной можно

пренебречь лишь в случае реального риска потерпеть поражение .

Политическое джиу - джитсу

Продолжая использовать ненасилие в процессе борьбы ,

группа ненасильственного действия может улучшить свою позицию

несколькими путями.

Когда жестокости по отношению к сторонникам ненасилия усилятся ,

антинародный режим будет выглядеть жалким , а симпатия к

ненасильственной стороне возрастает . Значительная часть населения

может отшатнуться от режима и проявит большее желание вступить в

ряды сопротивляющихся . Третьи партии могут усилить поддержку жертвам

репрессий и активизировать противодействие по отношению к насилию

и политике режима . Хотя действенность национального и международного

общественного мнения различается , последнее может ненасильственно

поддержать сопротивляющихся и одновременно может привести к

значительному политическому и экономическому давлению . Сторонники ,

агенты , войска режима , дезорганизованные жестокостями по отношению к

сторонникам ненасилия , могут начать сомневаться в справедливости

такой политики . Первоначальное беспокойство может перерасти во

внутренние разногласия и одновременно даже в несотрудничество и

непослушание в рядах правителей , что может выразиться в забастовках

и мятежах . Репрессии , направленные на участников ненасильственного

сопротивления , могут иметь обратное действие на оппонента . Это и

есть политическое ” джиу - джитсу” в действии .

- 13 -

Перестановка сил

Технические приёмы ненасилия оказываются действенными в

значительной мере благодаря тому , что их применение ведёт к

изменению в балансе сил . Это результат действия нескольких факторов

. Процесс политического джиу-джитсу имеет очень значительное влияние

на возможный рост силы группы ненасильственного действия и на

возможность сокращения силы оппонента .

Группа ненасильственного действия постоянно стремится к росту

своей силы . Это помогает увеличить поддержку и участие со стороны

более широких слоёв населения - так называемой “ притесняемой ”

группы . Природа

ненасильственных действий делает возможным для сопротивляющихся

получить значительную помощь в третьих партиях и даже среди

сторонников оппонента.

Возможность приобретения такой поддержки намного превосходит ту ,

которая содержится в насильственной борьбе . Умение достигать такой

поддержки даёт ненасильственным группам способность прямо и косвенно

влиять и одновременно регулировать силу оппонента , путём ослабления

или разъединения источников силы . Пути достижения этого всегда

различны : во внутрисоциальных конфликтах они будут иными , нежели в

конфликтах с иностранными оккупационными режимами , чья власть

опирается на административный аппарат и на агентов по принуждению ,

находящихся за пределами страны .

Ненасильственная тактика , однако , может быть применена и в той и

в другой ситуации .

Число сопротивляющихся групп может поэтому различаться

внутри отдельно взятого конфликта . Порой количество населения и

число институтов , участвующих в борьбе , будет расти или

стремительно сокращаться . Аналогично этому , число сторонников

оппонента и степень официальной поддержки может до крайности

возрасти или уменьшится в период конфликта . На эти изменения ,

помимо других факторов , будут прямо или косвенно влиять действия

и поведение ненасильственной группы . Часто на соглашение сил будут

влиять третьи партии , которые могут перейти с позиции безразличия

или нейтралитета к поддержек или противодействию какой-либо из двух

сторон .

Ход ненасильственной борьбы порождает и отражает изменения

возможностей силы каждой стороны и их относительную силу в

сравнении друг с другом . Сила каждой из этих групп может

постепенно , или же быстро и очень значительно измениться в ходе

борьбы . Но это вовсе не означает , что эти перемены имеют аналогии

, параллели в конфликтах , в которых обе стороны используют насилие

.

Результаты всего этого комплекса изменений будут определять и

конечный исход борьбы .

Четыре способа достижения изменений

Несмотря на различия между видами ненасильственных действий ,

можно выделить четыре основных ” механизма ” изменений , которые

происходят в ненасильственных действиях . Это - 1) обращение , 2)

приспособление , 3) ненасильственное принуждение и 4) разрушение .

При обращении , в результате действий ненасильственной группы ,

оппонент принимает цели группы как приемлемые . Однако такое

изменение позиции оппонента происходит достаточно редко .

- 14 -

В случае приспособления , оппонента не обращают в свою веру и не

подвергают ненасильственному принуждению , однако элементы этих

способов или каждый в отдельности влияют на решение оппонента

пойти на уступки группе ненасильственных действий . В случае

приспособления оппонент удовлетворяет все или некоторые требования

без основательного изменения своего мнения по спорному вопросу .

Оппонент делает это вследствие того , что считает это лучшим , что

он может сделать . Он может стремиться к тому , чтобы снять

внутренние разногласия , свести к минимуму потери , помочь избежать

значительных бедствий или сохранить свою репутацию .

Представляется , что это наиболее распространённый механизм изменения

позиции .

Приспособление является сходным с ненасильственным принуждением

и разрушением в том , что успех здесь основывается на социальной ,

экономической или политической ситуации , а также широких слоёв

населения , а не на убеждении и обращении оппонента . Базисное

соотношение сил изменяется так же , как меняется полная картина

конфликта .

Посредством ненасильственного принуждения можно достигнуть

целей “притесняемой” группы и добиться успеха вопреки стремлениям

оппонента . Ненасильственные действия становятся средством принуждения

, когда борющиеся группы прямо или косвенно достигают успеха на

основе существенного лишения оппонента источников силы .

Ненасильственное принуждение может быть использовано тогда , когда

воля оппонента блокирована . Это может произойти в следующих случаях

: 1) когда открытое

неповиновение становится настолько распространённым и массовым , что

уже не может контролироваться репрессивным аппаратом ; 2) когда

система парализована или 3) когда способность оппонента применять

репрессии и полицию решительно пресечена благодаря повсеместным

мятежам солдат и полицейских , широкомасштабному отказу от помощи со

стороны бюрократии или массовому отступлению властей и поддержке

населения . Но при этом у оппонента сохраняется некоторая сила и

он продолжает существовать в качестве органа , который может

капитулировать или подвергнуться принудительным изменениям .

Разрушение - четвёртый способ - имеет место , когда источники

силы правителей настолько разъединены или иссякли , что они просто

перестают существовать как группа . Даже чтобы принять поражение , не

остаётся никакого органа . Сила оппонента просто не существует .

Изменения источников силы

Ненасильственное действие может снизить действенность

каждого из источников силы следующими путями :

!) Власть . Ненасильственный вызов оппонентам представляет собой

демонстрацию того , в какой степени их власть уже уменьшилась .

Борьба может способствовать отчуждению большинства людей от

правителей . иногда возможно перемещение доверия от оппонента к

другой власти , даже к параллельному правительству .

2) Человеческий фактор . Широко распространённые ненасильственные

действия могут также уменьшить или свести на нет людские ресурсы

путём уклонения от повиновения и сотрудничества основной массы

подданных , которые поддерживают и приводят в действие систему .

Наглядное количественное увеличение несотрудничающих , непослушных и

действующих вызывающе членов

- 15 -

” притесняемой ” группы создаёт серьёзные проблемы правителям .

Отлив людей воздействует и на другие необходимые источники

силы

( навыки , знания и материальные ресурсы ) . Таким образом ,

правители начинают нуждаться в огромных силах в то самое время ,

когда их способность к принуждению уменьшается . Если сопротивление

растёт параллельно с ослаблением силы оппонентов , в конечном итоге

режим может оказаться бессильным .

3) Знания и навыки . Некоторые люди или группы людей обладают

специальными навыками или знаниями особой важности . Это - специалисты-

администраторы ,

официальные лица , специалисты , консультанты . Их отказ от поддержки

правителей непропорционально ослабляет власть . Не только полный

отказ

специалистов , но даже недостаточная или намеренно некомпетентная

помощь может сыграть важную роль .

4) Скрытые факторы . Привычка к повиновению или лояльность по

отношению к властям угрожает масштабному ненасильственному действию .

5) Материальные ресурсы . Ненасильственное действие может сократить

или дезорганизовать снабжение материальными ресурсами оппонентов :

контроль над экономической системой транспортом , средствами

сообщения ,финансами , сырьём и т . п .

6) Санкции . Ненасильственные действия могут отрицательно влиять даже

на способность оппонента применять санкции . Отказ иностранных

государств продавать оружие или забастовки на военных заводах ,

фабриках , на транспорте могут представлять угрозу вооружённым силам

правителей . В некоторых

случаях число агентов репрессий - полицейских и войск - может быть

сокращено из-за уменьшения числа добровольцев или отказа служить

потенциальных военнообязанных . Полиция и войска могут выполнять

приказы неэффективно или могут отказаться выполнять их вообще , что

становится фактором ненасильственного воздействия на правителей или

их дезинтеграции как жизнеспособной группы .

Изменения в сражающихся группах

Ненасильственные действия оказывают серьёзное воздействие на

участвующих в них людей . Например , когда люди узнают и применяют

на практике технику ненасильственных действий , у них появляется

больше уважения к себе , повышается их уверенность в себе , в своей

способности оказывать влияние на ход событий , это ведёт также к

уменьшению чувства страха и покорности , и к ещё большему осознанию

своей собственной силы . В общем , приобретая опыт в различных

конфликтах , группа , использующая ненасильственные действия , стремится

достигнуть ещё больше единства , внутреннего сотрудничества и

солидарности . Ненасильственные действия способствуют достижению этих

результатов .

Подведение итогов

Ужасы двух мировых войн , контрационных лагерей нацизма и

сталинизма , конфронтация , в том числе и военная , между различными

государствами , расизм , этнонациональные конфликты , многочисленные

факты насилия в обыденной жизни , - всё это показывает , что и в

20 в. человечество не избавилось от агрессивности и насилия .

Уровень агрессивности и насилия отнюдь не уменьшился . Они приобрели

лишь новые , нередко психологически изощрённые формы .

- 16 -

О 20 в. можно с одинаковым успехом говорить и как о веке насилия

и агрессивности , и как о веке , превратившем ненасилие из

моральной идеи в действенный принцип социально- политических

ненасильственных движений . В этом , действительно, нельзя не видеть

того важнейшего сдвига , который произошёл в 20 в. и который задаёт

новые обнадёживающие перспективы для грядущего столетия .

Какие же отдельные практические шаги можно было бы

предпринять для избавления человечества от насилия и агрессии ? В

стратегической сфере , на мой взгляд , - это радикальная

демилитаризация общества и пересмотр принципов внешней политики в

соответствии с описанным выше подходом . Полное ядерное разоружение

и уничтожение вместе с ним всех иных средств массового поражения :

радикальное и многократное сокращение армии с переходом , в

конечном итоге , к ненасильственной гражданской обороне , и , возможно

, к небольшим национальным гвардиям для борьбы со стихийными

бедствиями и катастрофами ; немедленное осуществление права на отказ

от службы в армии по соображениям совести и обеспечение ”

отказников ” альтернативной гражданской службой ; переключение средств

из военного бюджета на социальные программы . Пересмотр системы

образования с включением в него гуманистических , ненасильственных

традиций , естественно , отмена военной подготовки в учебных

институтах и школах , которая сейчас всё ещё сохраняется под другим

названием .

В области общественного устройства - это осуществление не

только выборной представительной демократии , но и демократии участия

людей , когда сами граждане имеют возможность влиять на принятие

решений от которых они зависят , и непосредственно участвовать в

их принятии . Отказ от

жёстких , вертикальных , иерархических структур , которые в итоге ведут

к диктатуре , коррупции и замкнутой самопроизводящей бюрократической

структуре .

Создание широкой системы местных и региональных

объединений гражданских движений , действующих на основе

самоуправления , способных самостоятельно решать жизненные вопросы .

Создание системы “ низовых” гражданских объединений - неотъемлемая

часть гражданской демократии наряду с соблюдением прав человека ,

отменой смертной казни и изменением уголовного законодательства .

Ненасильственные действия способны противостоять даже наиболее

безжалостным правителям и военным режимам , потому что они

задевают самые уязвимые места всех иерархических институтов и

правительств : зависимость от подданных . Если , несмотря на репрессии

, источники силы могут быть ограничены или в достаточной степени

разъединены , политическая система и силы режима будут парализованы

. В некоторых случаях сила правителей просто отомрёт в результате

политического голода .

Это понимание природы политической силы и межкультурное

истолкование ненасильственных санкций , основанных на нём , показывает

, что ненасильственная борьба не замыкается в культурных или

национальных границах . Понимание этого исключительно важно при

решении проблем национального освобождения , международной агрессии и

внутренней узурпации во всех частях света .

- 17 -

Список используемой литературы :

1) Политологический словарь ;

2) Холмс Э . Ненасилие как моральный принцип . Этика ненасилия .

3) Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе .

4) Евангелие .

5) Историко - политический журнал “ Кентавр “.

-1-

Содержание :

стр.

Теория ненасилия ( Введение )

............................................................................

2

Понятие

силы........................................................................

................................4

Зависимость

правителей..................................................................

.................5

Границы

принуждения.................................................................

......................6

Объединённое

сопротивление...............................................................

.............7

Структурные основы

общества....................................................................

..7

Ослабление силы

правителей..................................................................

..........9

Система ненасильственных средств

борьбы.................................................9

Овладение

силой.......................................................................

...........................10

Репрессии...................................................................

...........................................11

Ненасильственная дисциплина в

действии......................................................11

Политическое джиу -

джитсу......................................................................

.....12

Перестановка

сил.........................................................................

.......................12

Четыре способа достижения

изменений........................................................13

Изменения источников

силы........................................................................

......14

Изменения в сражающихся

группах.................................................................15

Подведение

итогов......................................................................

..........................15

Используемая

литература..................................................................

..................17

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.