рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сущность, содержание и форма права

объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с

появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их

общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как

результат согласования различных интересов, - воля, которая при

определенных условиях превращается в государственную и возводится в

ранг правовых норм, права.

Соответственно под сущностью права следует понимать обусловленную

экономическими, социальными, политическими и духовными условиями

жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю

стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в

государственную волю и выраженную в виде правовых норм.

Такова сущность права по общему правилу, на всех тех исторических

этапах развития классового общества, когда речь идет об определенных

общественно - экономических формациях. А в те межформационные периоды

истории, когда устанавливается переходная государственность, сущность

права имеет те же специфические характеристики, как и природа такой

государственности. Это объясняется генетическими, сущностными и

функциональными связями, которые всегда имеются между государством и

правом.

Органическим продолжением сущности права является его мобильное

содержание, находящееся с ней в диалектическом единстве. Сущность и не

поглощает содержание права, и не оторвана от него. Сущностные свойства

права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах,

которые вместе с ним раскрывают его единую природу.

Содержание права представляет собой состав всех его элементов,

единство всех составных частей. В этом содержании сущность права на

новом этапе его развития представлена не в зеркальном, а в необходимо

трансформированном и обогащенном виде, при котором отдельные стороны

(моменты) сущностных свойств расчленены, выделены, перегруппированы по

новым закономерным связям и развернуты в относительно самостоятельные

свойства, именуемые содержательными.

Как и многим другим социальным масштабам поведения, в

содержательном плане праву свойственны нормативность, формальная

определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти

свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем

состоит одно из коренных отличий от одноименных свойств не правовых

социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право

характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной

обеспеченностью.

«Государственное происхождение» права не свидетельствует о его

несовместимости с естественными, вытекающими из самой человеческой

природы правами и свободами личности. Конституция Российской Федерации

1993 года признала не только не отчуждаемость основных, в том числе

естественных прав и свобод личности, но и включила общепризнанные

принципы и нормы международного права в национальную, российскую

систему права в качестве ее составной части.

Таким образом, содержание права состоит в системе формально -

определенных, общеобязательных и специально - обеспеченных норм,

установленных или санкционированных государством для регулирования тех

или иных общественных отношений в согласованных им социальных

интересах.

В приведенной выше формулировке оттенены такие содержательные

свойства (признаки) права, как:

а) особая нормативность, заключающаяся в установлении или

санкционировании соответствующих норм государством при помощи законов и

иных нормативно - правовых актов;

б) формальная определенность этих норм, то есть их обозначенность в

словесно - документальном виде;

в) общеобязательность действующих правовых норм, их безусловность

для любого участника регулируемых отношений, если только он попадает

под субъективный состав данной нормы;

г) системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и

единство действующих в стране правовых норм;

д) государственная обеспеченность, придающая праву надежность и

реальную осуществленность.

Право по содержанию не тождественно закону. Будучи одной из форм

выражения права, закон может не выражать сути права как целостной

системы нормативных регуляторов, соотнесенных с объективными мерилами

справедливости, свободы и правды, с ценностями и приоритетами земной

цивилизации.

3. Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое

понятийное выражение. Во - первых, выделяют право в общесоциальном

смысле (моральное право, право народов и т.п.), во - вторых, выделяют

право в специально - юридическом смысле, как юридический инструмент

связанный с государством.

Право, как качественно своеобразное целостное образование, имеет

свою специфическую форму. Если сущностью и содержанием права

олицетворяется все то, из чего состоит право и чем характеризуется его

природа, то формой фиксируется его очертания и границы, способы

проявления вовне, самостоятельное существования, упорядочивания и

функционирования.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) - это система

общеобязательных, формально определенных юридических норм,

устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на

урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1. волевой характер,

1. общеобязательная нормативность,

1. связь с государством,

1. формальная определенность.

Форма права: понятие и виды

Форма права - это способ выражения во вне юридических правил

поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала

рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как

«всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то

применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником

права 3 фактора:

1. источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества,

формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

1. источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины,

правосознание и т.д.);

1. источник в формально - юридическом смысле - это и есть форма права.

Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и

выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой

термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения

юридических норм.

В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает

начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь, например, Солнце -

источник тепла и света.

Но, что представляет собой источник права?

С экономической точки зрения, источником права являются

определенные экономические отношения, которые порождают соответствующие

им правовые системы.

Нередко понятие «источник права» отождествляют с понятием «источник

знаний о праве», иными словами, то, откуда люди получают сведения о

нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник

Хаммурапи, «Русская Правда»), произведения юристов и т.д. Все это -

лишь источники познания права.

Законы, постановления, указы и т.д. являются результатом

правотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных

органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права

посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

Следует иметь в виду, что государство не создает право. Оно лишь

выражает его, способствует реализации правовых норм. Под воздействием

множества политических, экономических, культурных и иных фактов

общество само формирует и создает право, а государство только завершает

этот процесс.

Выделяют четыре основных формы права:

. нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и

направленный на урегулирование определенных общественных

отношений. (К их числу относятся Конституция, законы,

подзаконные акты и т.п.);

. правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения,

содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате

многократного применения, приводящее к правовым последствиям

(например, согласно статье 5 ГК РФ отдельные имущественные

отношения могут регулироваться обычаями делового оборота), особо

следует отметить: государство признает не все обычаи, а только

те, что отвечают интересам общества на определенном этапе его

развития;

. юридический прецедент - это судебное или административное

решение по конкретному юридическому делу, которому придается

сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих

дел (распространен преимущественно в странах общей правовой

семьи - Англии, США, Канаде и т.д.);

. нормативный договор - соглашение между правотворческими

субъектами, в результате которого возникает новая норма права

(например, Федеративный договор РФ 1992 года).

Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни

ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами

права, другие - источниками. Но разные определения одних и тех же

явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности.

Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив

предварительно содержание каждого.

По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение

государственной воли вовне.

Соответственно под формой права следует понимать организацию его

собственного содержания, способы существования, проявления,

упорядочения и функционирования такого содержания. Форму права нельзя

смешивать с более широким понятием - с правовой формой вообще. Первая

из этих категорий соотносима только с самим правом непосредственно, а

вторая - со всеми правовыми явлениями в целом.

Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она

призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в

конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-

экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую

власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное

значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-

четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и

прохождения нормативных актов в законодательном органе.

Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права,

вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего

характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных

индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие,

«привязанных» к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам

места и времени.

Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в

них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные

предписания правоприменительного характера.

Набор предписаний - не единственное и не самое главное основание,

по которому нормативные акты делятся на виды. Один из главных признаков

дифференциации всех нормативных источников - это принадлежность к той

или другой отрасли права: конституционному, административному,

гражданскому, уголовному и т.д.

Другое основание деления нормативных актов - по субъектам их

издания: акты органов государства; санкционированные государством акты

общественных организаций; акты органов самоуправления; акты

непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).

Источники права

внешняя форма воплощения и закрепления юридических норм

(официальные государственные документы)

|Правотворчество |

|Способы осуществления правотворчества |

| | | | | |

|Санкционирование | |Установление | |Непосредственное |

|государством | |правовых норм | |правотворчество |

|определенных | |полномочными | |народа |

|правил поведения | |государственными | | |

| | |органами | | |

|Основные виды источников права |

|(по субъекту правотворчества) |

| | | | | |

| | |нормативно – правовой акт - | | |

|правовой | |официальный государственный акт | |Юридический прецендент|

|обычай | |правотворчества, уснавливающий, | | |

| | |изменяющий или отменяющий | | |

| | |правовые нормы | | |

| | | |

|судебный | |админист-рат|

| | |ивный |

|Виды нормативно-правовых актов |

|(по юридической силе) |

| | | |

|Законы | |Подзаконные акты - |

|нормативно - правовые акты, | |нормативно - правовые акты |

|обладающие высшей юридической силой, | |основанные на законе и |

|регулирующие наиболее важные общественные | |призванные конкретизировать |

|отношения | |его основоположения |

|виды законов | |по сфере распространения |

|(по юридической силе) | |(в президентской республике)|

|Основные Законы | |ОБЩИЕ |

|(Конституции) | | |

|Обыкновенные – законы |

|(текущие, кодифицированные, |

|материальные, |

|процессуальные) |

|нормативные указы|

| |

|Президента |

|постановления |

|правительства |

|ведомственные|

| |

|акты |

|местные |

|акты |

|внутри-ор|

|ганиза-ци|

|онные |

|акты |

Различаются внутренняя и внешняя формы. Причем чаще всего под

внутренней формой подразумевают систему права, структуру содержания или

систему права и его структуру, а под внешней формой - источники права,

систему нормативно - правовых актов и систему права, его кодификацию.

Содержание права внутренне организовано в виде множества

перекрещивающихся систем и структур, образуемых по разным признакам, и

его облик меняется в зависимости от этих признаков, уровня и характера

связей между элементами системы и структуры. Его внешнее устройство

тоже многогранно, представлено в виде различных систем нормативных

источников, имеющих часто неодинаковые структуры и группируемых по

целому ряду признаков.

Кроме того, как во внутренней, так и во внешней форме права далеко

не всегда одно планово само соотношение системы и структуры. Например,

на отраслевом уровне его внутренняя форма выражена преимущественно в

виде структурированной системы, а в рамках отдельных правовых

институтов и норм, наоборот, - скорее в виде систематизированной

структуры. Кодифицированные юридические акты имеют и структуру, и

систему, тогда как применительно к некоторым простым нормативно -

правовым актам, небольшим по объему, можно говорить только об их

структуре.

Учитывая эти соображения, целесообразнее понимать:

. под внешней формой - наружное устройство права, представленное

через различные нормативные источники в систематизированном

виде.

Внутренняя форма права. Система права, ее элементы

. под внутренней формой права такую организацию его собственного

содержания, которая выражается в виде различных систем и

структур, обнаруживаемых при обозрении его изнутри;

Обе формы права, в реальной действительности тесно взаимосвязаны.

Нередко эти формы берутся в единстве, как это делается, например, при

исследовании разновидностей права, различаемых по особенностям

национальных правовых систем.

По внутренней форме содержание права высвечивается прежде всего в

виде общеправовых принципов и основанной на них системы отдельных

отраслей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из общеотраслевых

принципов и системы определенных институтов, образующихся опять же из

системы норм со всеми их структурными элементами.

Если институт права являет собой систему отдельных юридических

норм, сплоченных однородностью объекта и оснований возникновения

регулируемых отношений, то отрасль - систему институтов и норм,

сцементированных качественной близостью различных признаков

регулируемых отношений, входящих в одну сферу (область)

жизнедеятельности общества.

В любом современном обществе действует множество юридических норм,

регулирующих и охраняющих самые разнообразные общественные отношения.

Безусловно, все это огромное “нормативное хозяйство” находится в

определенном порядке, оно более менее организовано и систематизировано.

Это значит, что юридические нормы существуют и действуют не по

одиночке, не каждая сама по себе, а в совокупности, в составе особых

комплексов: правовых институтов и отраслей.

Под системой понимается сложноорганизованые целые, включающие

отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и

взаимоотношениями.

Элемент - это составная часть сложного целого. Следовательно

система предполагает внутренне строение, структуру, связь,

дифференциацию. В то же время система есть единое целое, состоящее из

отдельных элементов, упорядоченных по отдельным законам или принципам.

Под системой права в теории права понимается исторически сложившаяся,

объективно существующая внутренняя структура права, определяемая

характером регулируемых общественных отношений.

Структура - это устойчивое единство элементов, закон связи

элементов, выражающий упорядоченность, устойчивость отношений, она

обеспечивает сохранение целостности, единства явления как система,

образуя ее каркас. При этом единство элементов предполагает их

взаимодействие между собой, что является способом существования

системы. Благодаря взаимодействию каждый элемент приобретает

своеобразные качества, присущие системе в целом. Его существование вне

системы невозможно.

При рассмотрении понятия “система права” необходимо отличать его

от, казалось бы созвучного, понятия “правовая система”.

Правовая система - это более широкое понятие, чем система права.

Она представляет собой совокупную связь права, правовой идеологии и

юридической практики.

Система права - это внутренняя организация права, выраженная в

единстве и согласовании юридических норм, которые сосредоточены в

относительно самостоятельных правовых комплексах: отраслях,

подотраслях, институтах.

Система права, являясь единым, цельным образованием в то же время

подразделяется на отдельные нормы, институты права, подотрасли и

отрасли права.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, которое

представляет собой совокупность юридических норм, институтов,

подотраслей, резулирующих значительный круг однородных общественных

отношений, объединенных общностью предмета и метода.

Именно предмет и метод правового регулирования - основа

подразделения системы права на отрасли.

Предметом правового регулирования являются те общественные

отношения, которые подвергаются правовой регламентации, т.е. каждая

отрасль права «контролирует» свой особый участок общественной жизни,

целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых

позволяет отличать одну отрасль от другой.

Отрасли - единственные крупные подразделения системы права на

завершающем уровне, характеризующиеся обособленностью, относительной

самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. В

один ряд с ними может быть поставлена лишь группа норм, регулирующих

общие принципы действующего права, однако эта группа, имея стержневое

значение, не отделена от отраслей, а, напротив, полностью их

пронизывает.

Специализация, интеграция и тому подобные явления касаются не

столько самих отраслей и институтов права, сколько нормативно -

правовых предписаний. Если не идти по скользкому пути размывания граней

между этими предписаниями и целостными правовыми нормами, то логичнее

считать, что названные явления сказываются в основном на внешней форме

права. Разные же плоскости внутренней формой права дают разные -

отраслевую, федеративную, по видам норм и т.д. - системы организации

его содержания.

Система как философское понятие - это некое целостное явление,

состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих

между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные

составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих

объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное

явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме

закономерности общественной жизни.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, право - это органически целое правовое явление, а не

случайный набор правовых норм. Система права характеризуется

объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению

людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных

отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту

систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее

воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности

общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса.

Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом

произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего

объективных потребностей общественной жизни.

Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее

составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их

регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей

целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы

права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной

значимости.

Во-вторых, система права - это многообразное правовое явление,

включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные

элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время

подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли

права. Такое деление объясняется большим разнообразием общественных

отношений, которые отражает и регулирует система права.

Норма права регулирует типовое общественное отношение, образуя

первичный элемент системы права, а из различных сочетаний правовых норм

складываются другие элементы: институты права, подотрасли и отрасли

права, - которые регулируют более сложные по структуре группы

общественных отношений.

Таким образом, система права - это его внутреннее строение, которое

выражается в единстве и согласованности действующих в государстве

правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно

самостоятельные части.

Исторически все системы права условно включают в себя право частное

и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то

есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от

специфической организации общества, право призвано охранять интересы

всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов.

Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых

установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В

идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве,

должны совпадать.[3]

СИСТЕМА ПРАВА

| |

|Система права - это внутренняя организация права, выраженная |

|в единстве и согласованности юридических норм, которые |

| | | | | |

|отрасль | |отрасль права | |отрасль |

| | |это главное подразделение | | |

| | |системы права, совокупность | | |

| | |юридических норм, институтов, | | |

| | |подотраслей, регулирующих | | |

| | |значительный круг однородных | | |

| | |общественных отношений и | | |

| | |объединенных общностью | | |

| | |предмета и метода | | |

| | | | | |

|подотрасль |подотрасль |подотрасль права |подотрасль |подотрасль |

| | | | | |

| | |это упорядоченная | | |

| | |совокупность | | |

| | |родственных институтов| | |

| | |одной и той же отрасли| | |

| | |права | | |

| | | | | |

|институт |институт|институт права |институт |институт |

| | | | | |

| | |обособленный комплекс | | |

| | |юридических норм, которые | | |

| | |являются специфическим | | |

| | |элементом отраслей права и | | |

| | |регулируют незначительный | | |

| | |круг однородных общественных| | |

| | |отношений | | |

| | | | | |

|норма |норма |норма |норма |норма |

Система права современного общества состоит из отраслей, включающих

подотрасли права и правовые институты.

Система права Российской Федерации

Система права Российской Федерации объединяет следующие основные

отрасли:

1. Государственное (конституционное) право - это отрасль права,

закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны,

основы правового положения граждан, систему органов государства и их

основные полномочия.

1. Административное право регулирует общественные отношения, которые

складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной

деятельности органов государства.

1. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих

общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

1. Земельное право регулирует общественные отношения в области

использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является

материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

1. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая

регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные

неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и

охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности

сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные

с созданием произведений искусства, литературы и т.д. Гражданским

правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и

достоинство гражданина или организаций.

1. Трудовое право - это отрасль права, регулирующая общественные

отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового

права определяют, например, условия приема на работу и т.д.

1. Семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные

отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак

и т.д.

1. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в

процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права

и обязанности суда при осуществлении правосудия и т.д.

1. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые

устанавливают, какое общественное опасное поведение является преступным

и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права

определяют понятие преступления, устанавливают круг преступлений, виды

и размеры наказания за преступное поведение и другое.

1. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок

производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют

деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратура,

суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе

судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

1. Исправительно-трудовое право регулирует отношение, складывающиеся при

исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-

трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия

осужденными назначенной им меры уголовного наказания и т.д.

Существование правовой системы невозможно без основополагающих

идей, принципов, в соответствии с которыми строится и функционирует

феномен права в любом государстве. Важность этих положений заставляет

искать надлежащую форму для их закрепления. Для нашего государства

нормативно - правовым актом высшей юридической силы является

Конституция, и глава 1 Основного закона посвящена основам

конституционного строя.

Основы конституционного строя - закрепленные в Конституции исходные

положения, в соответствии с которыми определяется конституционный строй

страны, строится все правовое регулирование.

Особое положение основ конституционного строя, в известном смысле,

позволяет считать их системой принципов конституционного строя

(демократизм, федерализм, верховенство права, приоритет прав человека,

суверенитет Российской Федерации, экономическая свобода, разделение

властей).

ВИДЫ ОТРАСЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА

| |

|основные отрасли права |

| | | |

|государственное | |семейное право |

|(конституционное) право | | |

| | | |

|административное | |гражданское - |

|право | |процессуальное право |

| | | |

|финансовое | |уголовное |

|право | |право |

| | | |

|земельное | |уголовно - процессуальное |

|право | |право |

| | | |

|гражданское | |исправительно - трудовое |

|право | |право |

| | | |

|трудовое право | |исправительно - трудовое |

| | |право |

| | | |

|международное | |природо охранительное |

|право | |право |

Таким образом, заслуга представителей современного правопонимания

состоит в том, что они объединили формальные признаки права и те

объективные факторы, которые придают праву качество справедливого

регулятора общественных отношений, обеспечивающего всеобщий масштаб и

равную меру свободы для всех, кто находится в сфере правового

регулирования. Современные исследователи права наполнили идеи Руссо,

Монтескье, Локка, Гегеля, Маркса и других своих предшественников новым

содержанием, которое соответствует более совершенному уровню развития

общества и государства.

Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном

изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных

отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми

нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и

эффективной.

Система права - это объективное правовое явление, которое

формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь

отражением реально существующей системы общественных отношений, система

права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе

объективной действительности. Право не существует вне законодательства.

Заключение

Теория права и государства существует и развивается как один из

важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе.

Без взаимодействия наук невозможен выход из кризиса. Без их кооперации

невозможно эффективно и рационально использовать материальные, финансовые и

трудовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического

прогресса, интенсификации общественного развития. Случаются в жизни такие

крутые повороты — они бывали в истории многих стран, — когда именно

общественные науки (государство ведение, правоведение, экономика,

политология, социология, социальная психология, история, этнография, этика

и другие) должны показать выход из тупика этнических, религиозных,

национальных конфликтов. Без цивилизованного решения межгосударственных

осложнений трудно получить простор естественным и техническим наукам.

Именно на стыке различных наук наиболее плодотворными оказываются

исследования как фундаментального, так и прикладного характера.

Список используемой литературы

1. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 1996.

1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996.

1. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.

1. Фаткуллин Ф.Н. Основы теории государства и права. К., 1995.

1. Малько А.В. Экзамен по теории государства и права. М., 1996.

1. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 1994.

1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993.

Слушатель: Грицай О.А.

-----------------------

[1] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 1996.

[2] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 1996.

[3] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 1996.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.