рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формы государственного устройства в современном мире. Курсовая работа.

города. И в этом его специфика».

Таким образом, факторов отсутствия административно-территориального

деления и ограничения территории государства рамками одного города

оказывается, по мнению ученого, достаточно для того, чтобы поставить под

сомнение саму принадлежность его к унитарной форме государственного

устройства. Подобное утверждение, разумеется, нуждается в серьезном и

доказательном обосновании. Ведь города-государства известны не только

древности и Средневековью. Современный Сингапур, существовавший в

1949—1990 гг. Западный Берлин, вольный город Данциг (1923—1939 гг.),

Краков (1815 — 1846 гг.), не говоря уже о некоторых колониальных

владениях, обладавших весьма существенной политической самостоятельностью

(типа британского Гонконга до передачи его КНР в 1997 г.), вполне можно

отнести к той же категории. Что же, придется и для них изобретать некую

новую форму государственного устройства? Не проще ли воспользоваться

разработанным еще средневековой философией так называемым принципом

«бритвы Оккама»: не увеличивая без необходимости числа новых сущностей,

отнести все эти образования к унитарной форме государственного устройства

(хорошо известной науке) ? Тем более что В. Е. Чиркин, как уже

цитировалось выше, считает возможным отнести сюда даже государства, вообще

не имеющие административно-территориального деления.

Но и в работе В. Е. Чиркина также обращается внимание на любопытное

обстоятельство: в ряде стран единицы административно-территориального

деления совпадают с так называемыми территориальными коллективами, в

которых, помимо всего прочего, избираются представительные местные органы.

Понятие территориального коллектива сегодня официально признано

законодательством некоторых стран. Если же к этому добавить приведенные

ранее слова Г. Еллинека об общинах, выполняющих государственные функции

(пусть только и по прямому указанию органов государства), то однотипность

выводов этих различных исследователей становится очевидной. Сравнение их

взглядов выглядит в этой ситуации вполне корректным.

Тезис Б. А. Стародубского, таким образом, нельзя признать в достаточной

мере обоснованным, а вот допустимость общинного самоуправления в рамках

«простого» унитарного государства вряд ли может быть оспорена. Также не

может быть оспорена и допустимость различной организации управления в нем,

а эти организационные различия неизбежно будут порождать соответствующие

им особенности в территориальном делении.

Все указанные выше обстоятельства требуют однозначного определения понятия

«простое государство».

Как представляется, оно могло бы быть таким: «Простое государство» — это

такая разновидность унитарного государства, в которой не существует

каких-либо автономных территориальных образований, а местное

самоуправление (если оно имеется) функционирует строго в рамках,

очерченных государственным законодательством, и под государственным

контролем».

Такое определение, как представляется, наиболее полно охватывает все

существенные признаки «простого государства»: во-первых, оно неотъемлемо

от унитарной формы государственного устройства; во-вторых, оно не может

включать в себя каких-либо автономных территориальных подразделений;

в-третьих, оно может допускать (что в принципе не обязательно)

существование местного самоуправления на своей территории, но рамки этого

самоуправления устанавливаются исключительно им самим. В то же время такое

определение позволяет избежать споров относительно форм территориальной

организации населения, которые полностью определяются особенностями

методов управления, в данном государстве принятых.

Разновидностей простого государства может оказаться много. Более того,

снятие обязательного требования о наличии однотипного

административно-территориального деления государственной территории

позволяет более уверенно относить к этой категории и некоторые

древневосточные монархии, и средиземноморские полисные общины, а также

многие феодальные государства Средневековья.

Как утверждает А. А. Мишин - «Наличие конкретной формы государственного

устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных,

исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти

условия определяют специфику наличной формы государственного устройства,

которая никогда не может быть результатом случайного стечения

обстоятельств, но всегда детерминирована».

Рассмотрев проблематику понятий «сложного» и «простого» государства, по

моему мнению, следует непосредственно обратить свое внимание на понятие

унитарного государства и его специфик.

Унитарное государство - это единое государственное образование, состоящее

из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным

органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это

самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными

государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия,

Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т. д.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой

первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные

образования древности и средних веков обладали этой формой

государственного устройства. Позднее, с развитием идей просвещения и

гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению

в области государственного строительства многих стран и иных форм

государственного устройства федераций и конфедеративных государственных

союзов.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами

государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых

Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и

территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются

широкой автономией и даже располагают собственными парламентами,

правительствами, административно-управленческими структурами и

самостаятельно решает переданные им в ведвние вопросы. Чаще всего - это

вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка

и т. п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные

функции на местах осуществляют только, представители назначенные

центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую

самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни

управления не обладают значительной автономией и непосредственно

ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими

режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на

местах принадлежит родо-племянным вождям. В прочем, сейчас редко можно

встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в

странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных

органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам

самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство взависимости от этнического состава может быть:

0M национальным (Франция, Эстония, Япония);

0M многонациональным (Китай, Афганистан);

Унитарная форма государственного устройства характерна для государственных

образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, например

любая республика в составе Российской Федерации является государством с

унитарной формой правления.

Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно

наличие следующих признаков:

1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей

территории без изъятий или ограничений.

Так как все административно-территориальное единицы государства имеют

равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения

полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего

уровня, административно-территориальное деление, форма государственного

устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое

положение личности, форма правления, структура высших органов

государственной власти. (Конституция Франции 1958 г.) Но существует

исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там

действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном

документе а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и правовые

обычаи).

2) Единая система высших органов государственной власти (глава

государства, правительство, парламент), юрисдикция которых

распространяется также на территорию всей страны. Органы местного

самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный

характер и не противоречит Конституции и также центральными органами

власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе

государства, правительству, парламенту.

3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как

Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и

исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата

парламента формируется по политико-административным территориальным

единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний -

Национального собрания и верхний - Сената.

На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были

двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания,

Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в

настоящее время большинство парламентов однопалатные.

4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа,

провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают.

Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных

воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов

государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве

обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени

их зависимости от центральных органов, унитарное государственное

устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято

считать государство централизованным, если во главе местных органов власти

стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного

самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется

губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных

унитарных государствах местные органы государственной власти избираются

населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов

местной жизни.

Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в

которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное

самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В

префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания.

Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными

являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах -

губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером

смешанной системы местного и государственного устройства может служить

Турецкая республика. Местное самоуправление в основных

административно-территориальных единицах в Турции осуществляется

представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их

исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах

избираются муниципальные советы, в селах - совет старшин и староста,

который одновременно является представителем основной

административно-территориальной единицы.

5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по

численности национальности, широко допускает национальную и

законодательную автономию. В Монголии, например, автономным

государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории

которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане

согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право

предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный

совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный

совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе

Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств;

6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения

осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на

международной арене. Административно-территориальное единицы не имеют

правового статутса так как они все равны и не обладают суверинитетом (как

субъекты федерации).

7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное

территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в

ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего

типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где

действуют специализированные государственные органы.

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности

населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая:

иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных.

Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то

Франция четыре.

8) В унитарном государстве действует единая судебная система, которая

осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими

для всех государственных образований нормами материального и

процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие

правоохранительные органы, представляют собой звенья единой

ценрализованной системы.

Этому способствует единая правовая система. Ее базу образует единая

конституция, и нормативные акты издаваемые государственной властью, так же

нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный

характер и только в соответствии со своей компетенции).

Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления

государственной администрации и не ставился в связь с

национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее

большинство современных унитарных государств - государства

мононациональные.

Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к

конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжатся на

протяженнии множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией

или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения

государственной властью местного самоуправления, командования

муниципалитетами и т. д.

Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы,

княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное,

способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах

буржуазных экономических отношений.

С развитием научно-технического прогресса явлением глобальных

экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные

процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований:

федераций, конфедераций, содружеств и т. д.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что унитарное государство -

это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь

на административно-территориальные части. Для такого государства

характерно существование общих для всей страны высших органов

государственной власти и управления, единой судебной системы и

конституции.

2. 2 Предпосылки и принципы образования федерации

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы

государственного устройства - унитарная и федеративная.

В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства

называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное

государство, части которого обладают признаками государственности.

Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство

является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых,

разнообразно. Это определяется многими факторами: различием

национально-этническом составе населения, историческими процессами,

географическим положением и др. Однако, не смотря на это можно выделить

ряд признаков, которые характерны для большинства федераций. территория

федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов, которые называются

по-разному. В союзном государстве верховная законодательная,

исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным

органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается

союзной (федеральной) конституцией.

Федерация является распространенной формой государственного устройства.

Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из

них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и

мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада,

ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и

средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла,

Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия,

Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова) .

И так, Федерация - это такая форма государственного устройства, при

которой несколько государственных образований объединяются и создают новое

союзное государство. Составляющие федерацию государственные образования

(штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являются ее

субъектами, обладающими определенной политико - правовой

самостоятельностью.

В состав современных федераций входит различное число субъектов: США - 50,

Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16,

Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики -

31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21,

Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав

Российской Федерации - 89.

Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными

являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ,

Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В

прошлом существовали федерации, основанные по национально -

территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия). Однако эти

федерации распались, не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в

таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма. При

определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции

могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства.

Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики,

входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и

создали суверенные государства.

К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее составе

находятся субъекты, представляющие собой национально - государственные и

национально - территориальные образования (республики, автономные области,

автономные округа), а также административно - территориальные образования

(края, области, города федерального значения). И все же

многонациональность является существенным признаком России, а потому

национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве

государства.

Существуют федерации, в которых при доминировании территориального

признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. К

таким федерациям можно отнести Швейцарию, Канаду, Пакистан, Бирму. Есть

федерации, созданные по языковому признаку. Это, например, Индия, Бельгия,

где помимо прочего субъекты отличаются наиболее употребляемым языком.

Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды

весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ни

этнонациональной, ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в

«чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот,

унитарное государство в определенной степени является носителем элементов

федерализма. К примеру, Испания является унитарным государством. Однако ее

законодательная власть, широкие полномочия 17 автономных областей

приближают Испанию к федеративной форме устройства.

Федерация - это объединение государственно - правовое. Она закрепляется в

виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют права

нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем порядке

выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративном государстве

предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и

субъектами федерации. Как правило, в таких государствах существует

двухпалатный парламент. Одна палата (верхняя) выражает интересы субъектов

федерации (штатов, провинций, земель, кантонов, республик и т. д.), другая

(нижняя палата) - является органом общефедерального представительства. В

этом одно из принципиальных отличий федеративного государства от

унитарного.

Федерализм нельзя смешивать с децентрализацией и автономным

самоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным,

однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено на

широкой автономии частей и в то же время может быть нефедеративным.

Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е.

Ему предоставляется право принятия собственной конституции, которая должна

соответствовать союзной конституции. Он обладает правом издания

законодательных актов, действующих только на территории этого субъекта и

соответствующих федеральному законодательству (принцип приоритета

федерального законодательства). Субъект федерации имеет свою собственную

правовую и судебную системы. Однако, принципы организации и пределы

юрисдикции судебных и иных органов определяются конституцией федерации.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.