рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Власть: генезис, компоненты, методы функционирования

на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости

подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и

т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти.

Сила власти, основанная на страхе, прямо пропорциональна тяжести

наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в

случае неповиновения. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению.

Сравнительно безболезненно принимается людьми власть, основанная

на привычке, обычае повиноваться. Она была присуща государству в

традиционных обществах. Она - надёжный фактор стабильности власти

до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной

жизни. Если же это происходит, то она быстро разрушается как только

люди замечают, что она изжила себя, и её представители недостойны

повиновения.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе.

Личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному

выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение

негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов

мотивации подчинения: на основе убеждённости, авторитета и

идентификации. Такое подчинение связано с мотивационным

воздействием достаточно глубоких слоёв сознания: менталитета,

ценностных ориентаций и установок. Убеждённость людей в

необходимости подчиняться государству или другому носителю власти

ради высоких целей - важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения

является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности

объекта и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых

способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко

ценимые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и

которые детерминируют их повиновение без угрозы санкций или

убеждения. Авторитет основывается на согласии, он означает уважение

к руководящей личности (институту), доверие к ней.

Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно

обладает теми качествами, которыми его наделяют подчинённые, и

ложным, основанным на заблуждениях. В зависимости от тех качеств,

которые лежат в его основе, авторитет бывает:

n научным (качество учёности)

n деловым (компетентность, навыки и опыт)

n моральным (высокие нравственные качества)

n религиозным (святость) и т.д.

Без авторитета власть не может быть прочной и эффективной.

Власть, основанная на интересах, убеждённости и авторитете,

часто перерастает в идентификацию подчинённого с руководителем. В

этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект

воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

Субъективная идентификация исполнителей с руководителем может

объясняться двумя причинами:

1. быть следствием реального двойственного положения людей в

отношении власти, как это имеет место в демократических

организациях, где индивиды выступают и субъектом власти

(выбирают и контролируют руководство) и её объектом (исполняют

решения руководящих инстанций). В этом случае оба агента

власти совпадают, хотя и не полностью;

2. выступать результатом общности интересов и ценностей

руководителя и исполнителя и возникновения у последнего

чувства единения со всей организацией или группой.

Субъект и объект характеризуют крайние полюса, активные начала

структуры власти. Причём, само деление людей на субъектов и

объектов, начальников и подчинённых во многом релятивно: в одном

отношении человек выступает начальником, а в другом - подчинённым.

Применительно к власти взаимодействие её агентов опосредуется целым

комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках

специального институционального механизма, регулирующего процесс

властвования. Что же представляют собой эти компоненты власти?

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим

является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот

термин употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В

широком смысле ресурсы власти представляют собой всё то, что

индивид или группа могут использовать для влияния на других. Такое

понимание власти достаточно общо и не позволяет дифференцировать

различные элементы власти: её субъект, объект, средства, поскольку

в этом случае ресурсы власти включают все факторы, которые так или

иначе способны повлиять на власть:

n собственные качества субъекта (компетентность,

организованность и т.п.)

n некоторые свойства объекта (например, его политическую

доверчивость, привычку подчиняться и др.)

n благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъём,

раздоры в оппозиции, международную обстановку и т.п.)

n материальные и иные средства воздействия.

При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика

как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена,

опосредующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим

социальным фактором подчинения и господства.

Поэтому для изучения ресурсов власти и её структуры

предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов власти, их

понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает

влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы

представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги,

предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на

внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.),

либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека

тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь

(оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из

важнейших оснований власти, хотя иногда ресурсы и основания власти

отождествляют. Они могут использоваться для поощрения, наказания

или убеждения.

Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена

в теории «социального обмена». Согласно этой теории в основе власти

лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди,

которые не имеют ресурсов, получают их в обмен на исполнения

распоряжений обладателей ресурсов. Тем самым они попадают в

зависимость от других, подчиняются им.

Ресурсы используются в качестве позитивных (предоставление благ)

и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации

субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет

собой способность превращать определённые ресурсы во влияние в

системе взаимосвязанных агентов. Ресурсы власти также разнообразны,

как и многообразны средства удовлетворения различных потребностей и

интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов.

Некоторые учёные разделяют их на утилитарные, принудительные и

нормативные.

Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные

блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью

власть, особенно государственная, может «покупать» не только

отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы

используются как для поощрения, так и для наказания (например,

уменьшение зарплаты недобросовестным).

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры

административного наказания, используемые в тех случаях, когда не

срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное

преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических

санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний

мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны

убедить подчинённых в общности интересов руководителя и

исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти,

принятие его требований. Если первые два вида ресурсов связаны с

воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение

людей, то третий вид ресурсов с влиянием непосредственно на

сознание человека.

Достаточно распространённым и плодотворным для понимания

специфики различных видов власти является деление ресурсов в

соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на

экономические, социальные, политико-силовые и культурно-

информационные.

Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые

для общественного производства и потребления, деньги как всеобщий

эквивалент стоимости на средства производства, плодородные земли,

продукты питания и т.д.

Социальные ресурсы - способность повышения или понижения

социального статуса или ранга, места в социальной стратификации.

Они часто совпадают с экономическими ресурсами. Так, например,

доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем

характеризуют и социальный статус - социальный ресурс. Однако

социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность,

престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное

обеспечение и т.д.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также

средства их получения и распространения: институты науки и

образования, СМИ и проч. Как считает американский социолог О.

Тофлер, в конце XX - начале XXI веков именно знания и информация

станут важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных

странах знания, в силу своих преимуществ (бесконечности,

общедоступности, демократичности) подчинили силу и богатство и

стали определяющим фактором функционирования власти. В ходе

общественного развития такие традиционные ресурсы власти как сила и

богатство утрачивают своё влияние, хотя и не исчезают полностью.

Истинную же власть приобретают знания и информация. Конечно, далеко

не во всех странах они имеют приоритет над экономическими,

социальными и силовыми ресурсами, однако тенденция повышения

значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти

проявляется в современном мире достаточно отчётливо.

Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения,

специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро

составляют армия, полиция (милиция), спецслужбы, внутренние войска,

суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями,

снаряжением, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно

считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его

использование способно лишить человека высших ценностей: жизни,

свободы и имущества.

Различные ресурсы власти применяются её субъектами обычно в

комплексе, особенно крупными политическими субъектами, например,

государством, которое использует в большей или меньшей степени все

названные выше ресурсы.

Специфическим ресурсом власти является сам человек -

демографические ресурсы. Люди - это универсальный,

многофункциональный ресурс, который создаёт другие ресурсы. Человек

- создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и

членов партий (политико-силовые ресурсы), получатель и

распространитель знаний и информации (культурно-информационные

ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из

многочисленных измерений - будучи использована как средство

реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс

власти, но и её субъект и объект.

Таким образом, мы рассмотрели: во первых, взгляды философов,

социологов и политологов на генезис власти; этот анализ позволяет

нам сделать выводы о том, что на развитие учения о власти и его

представление влияют прежде всего объективные процессы

общественного развития, а затем субъективные представления авторов;

во-вторых, основные источники и элементы власти.

Способы и механизмы функционирования власти.

Использование ресурсов власти приводит в движение все её

компоненты, делает реальностью её процесс, который характеризуется

прежде всего способами и механизмами властвования.

Способы властвования могут быть различными: демократическими

(власть осуществляется при участии исполнителей её решений),

авторитарными (единоличное правление с ограниченным контролем над

подданными), тоталитарным (всеобъемлющий контроль субъекта над

объектом), конституционным (правление в рамках закона),

деспотическим (всевластие, произвол и опора на насилие),

либеральным (уважение свободы личности, её фундаментальных прав) и

другими.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью

специального механизма власти - системы организаций и норм, их

устройства и деятельности. Применительно к такому сложному

социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти

выступают государственные органы, право, политическая система в

целом.

Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта,

ресурсов - могут использоваться в качестве основания её типологии.

Существует несколько классификаций власти в зависимости от того,

что считается основанием: область функционирования власти, объём

прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.

1. По области функционирования: политическая, идеологическая,

социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная

(религиозная);

2. по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная

и т.д.;

3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;

4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая,

бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;

5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная,

буржуазная, социалистическая и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является

её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается,

на экономическую, социальную, духовно-информационную,

принудительную (которую часто называют политической в узком

значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в

широком, собственном значении этого слова.

Экономическая власть - это контроль над экономическими

ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития,

экономическая власть доминирует над другими видами власти,

поскольку «экономический контроль - это не просто контроль одной из

областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, - это

контроль над средствами достижения наших целей». [1]

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если

экономическая власть предполагает распределение материальных благ,

то социальная - распределение положения в социальной структуре,

статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с

помощью социальной политики могут влиять на социальный статус

широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и

поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к

разделению, насколько это возможно, экономической и социальной

властей и к демократизации социальной власти.

Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении

собственника права принимать и увольнять работника, единолично

определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в

должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы

регулируются законодательством и коллективными трудовыми

соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных

советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы,

суда и некоторых других государственных и общественных учреждений.

Духовно-информационная власть - это власть над людьми,

осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном

обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной.

Знания используются как для подготовки правительственных решений,

так и для непосредственного воздействия на сознание людей для

обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое

воздействие осуществляется через институты социализации (школы,

учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью

СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только

распространению объективных сведений о деятельности правительства,

положении общества, но и манипулированию, основанному на

специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением

людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Принудительная власть определяется тем, что они опирается на

силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической

силы. Принудительная власть нередко отождествляется с властью

политической. Безусловно, легальное использование силы в масштабах

всего общества является одним из важнейших отличительных признаков

политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут

использоваться и неполитической властью, например, в отношениях

между рабовладельцами рабами, между деспотом - главой семьи и её

членами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную,

партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте

распространения выделяется мегауровень - международные организации,

макроуровень - центральные органы государства, мезоуровень -

подчинённые центру организации (областные, окружные, районные и

т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых

группах.

Возможна классификация власти по функциям её органов: например,

законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по

способам воздействия на субъекта и объекта власти -

демократическая, авторитарная и т.д.

Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие

считают важнейшей среди всех властей экономическую власть, власть

собственников средства производства и других общественных богатств.

В рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежное

выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным

собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение

избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для

подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных

собственников создаёт опасность установления плутократии - прямого

политического правления небольшой группы богатеев. В современных

западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается

конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего

класса, демократическим государством и общественностью.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти

экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней

первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях

доминирующее влияние на общество может оказывать власть

информационная. Её монополизация определённой группировкой может

обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего

господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и

иной политики.

Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так

называемый куммулятивный эффект - усиливающееся накопление власти.

Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в

политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая

политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к

знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь,

улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и

повышения дохода.

Разделение властей и разграничение их компетенции в различных

странах имеют свою специфику. Однако общим для всех демократических

государств является правило, согласно которому три ветви власти не

должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под

единым началом.

Поэтому в рамках единой целостности власти государства

необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно

осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить

интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.

Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта позволяют

охарактеризовать общее назначение и место каждой ветви власти.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и

верховенства права, формируется путём свободных выборов.

Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет

основы внутренней и внешней политики государства, утверждает

госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы

обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан.

Верховенство законодательной власти ограничено принципами права,

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.