рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Внешняя политика М.Тэтчер

В этой обстановке Тэтчер осенью 1979 года выступила с серией речей, в

которых доказывала, что с СССР можно разговаривать только с позиции силы.

Но полного размаха эти враждебные СССР выступления достигли в 1980

году. И, к сожалению, сам Советский Союз подтолкнул Тэтчер к активизации

антисоветской политики.

Афганское эхо

Вторжение советских войск в Афганистан значительно усилило

антисоветскую направленность действий Тэтчер. Для Англии Афганистан был

больной точкой. Несколько неудачных войн вела Англия в прошлом из-за

Афганистана, который в XIX веке являлся яблоком раздора между Россией и

Англией. Обладание Афганистаном было важно для Британии, для укрепления ее

позиций в Юго-Восточной Азии. После вступления советских войск в эту страну

британское правительство отозвало своего посла из Кабула, порвало все связи

с Афганистаном. Лондон призвал членов ЕЭС и НАТО к введению санкций против

СССР.

Английское правительство сразу квалифицировало акт СССР как агрессию, а

внешнюю политику СССР как агрессивную, угрожающую интересам всех народов.

29 декабря 1979 года Тэтчер направила протест советскому руководству по

поводу афганской акции, а еще через день заявила о необходимости пересмотра

всего комплекса взаимоотношений с СССР.

В области политических отношений правительством Тэтчер были

приостановлены обмены с СССР на самом высоком и министерском уровнях, то

есть, аннулированы те приглашения советским руководителям и министру

иностранных дел, которые были сделаны раньше. Правительство Тэтчер стало

свертывать советско-английское сотрудничество по всем направлениям.

Выступая на митинге в Лондоне в 1981 году, премьер-министр заявила, что

Советский Союз представляет собой "главную угрозу" образу жизни западных

стран.[22] Итак, после афганских событий наметился рубеж в советско-

английских отношениях, началось их ухудшение. Вступление советских войск в

Афганистан в большей степени определило советско-английские отношения.

Другим разломом в советско-английских отношениях были события в Польше.

Если в отношении Афганистана сама советская сторона дала основания для

соответствующих действий, то события в Польше были искусственно увязаны

Тэтчер с Советским Союзом по нехитрой формуле: "Польша — сателлит СССР",

следовательно, за все, что происходит в ПНР и не нравится Англии, отвечает

Советский Союз.[23]

12 декабря 1981 года в Польше было введено чрезвычайное положение.

Деятельность "Солидарности" была приостановлена. Правительство Тэтчер

заявило в свою очередь о приостановке контактов с СССР на высоком

политическом уровне и о сокращении деятельности по четырем советско-

английским соглашениям — в области науки и здравоохранения, охраны

окружающей среды, научных сельскохозяйственных исследований и

сотрудничества между Госкомитетом по атомной энергии СССР и Управлением по

атомной энергии Великобритании.

Еще в апреле 1981 года Тэтчер выступила с "предупреждением" Москве по

поводу "возможного вторжения в Польшу". Она заявила, что "вторжение в

Польшу будет несчастьем для Советского Союза так же, как и для Польши, и

для отношений между Востоком и Западом, для всех народов, а реакция НАТО

будет более быстрой и эффективной",[24] чем после начала событий в

Афганистане. Правительство Тэтчер прекрасно знало, что ни о каком вводе

советских войск речи не шло, но распускаемые слухи давали возможность

очернить СССР, создать благоприятную атмосферу для дальнейшего обострения

отношений с Советским Союзом.

Советское правительство в этих условиях предприняло ряд мер, чтобы

приостановить ухудшение отношений между двумя странами.

В марте 1981 года, в переданном послании советского руководства

английскому премьеру, был затронут широкий круг вопросов, предусматривающий

меры политического и военного характера в отношении различных видов оружия

и вооруженных сил. Среди предложений были: установление моратория на

размещение в Европе ядерных ракет средней дальности СССР и стран НАТО,

существенное расширение объема мер доверия в Европе, распространение их на

всю европейскую часть СССР, созыв специального заседания Совета

Безопасности с участием высших руководителей государств — постоянных и

непостоянных членов Совета в целях оздоровления международной обстановки.

Другим разломом в советско-английских отношениях были события в Польше.

Если в отношении Афганистана сама советская сторона дала основания для

соответствующих действий, то события в Польше были искусственно увязаны

Тэтчер с Советским Союзом по нехитрой формуле: "Польша — сателлит СССР",

следовательно, за все, что происходит в ПНР и не нравится Англии, отвечает

Советский Союз.[25]

12 декабря 1981 года в Польше было введено чрезвычайное положение.

Деятельность "Солидарности" была приостановлена. Правительство Тэтчер

заявило в свою очередь о приостановке контактов с СССР на высоком

политическом уровне и о сокращении деятельности по четырем советско-

английским соглашениям — в области науки и здравоохранения, охраны

окружающей среды, научных сельскохозяйственных исследований и

сотрудничества между Госкомитетом по атомной энергии СССР и Управлением по

атомной энергии Великобритании.

Еще в апреле 1981 года Тэтчер выступила с "предупреждением" Москве по

поводу "возможного вторжения в Польшу". Она заявила, что "вторжение в

Польшу будет несчастьем для Советского Союза так же, как и для Польши, и

для отношений между Востоком и Западом, для всех народов, а реакция НАТО

будет более быстрой и эффективной", чем после начала событий в Афганистане.

Правительство Тэтчер прекрасно знало, что ни о каком вводе советских войск

речи не шло, но распускаемые слухи давали возможность очернить СССР,

создать благоприятную атмосферу для дальнейшего обострения отношений с

Советским Союзом.

Советское правительство в этих условиях предприняло ряд мер, чтобы

приостановить ухудшение отношений между двумя странами.

В марте 1981 года, в переданном послании советского руководства

английскому премьеру, был затронут широкий круг вопросов, предусматривающий

меры политического и военного характера в отношении различных видов оружия

и вооруженных сил. Среди предложений были: установление моратория на

размещение в Европе ядерных ракет средней дальности СССР и стран НАТО,

существенное расширение объема мер доверия в Европе, распространение их на

всю европейскую часть СССР, созыв специального заседания Совета

Безопасности с участием высших руководителей государств — постоянных и

непостоянных членов Совета в целях оздоровления международной обстановки.

В беседе с Тэтчер советский посол В. И. Попов подчеркнул, что, конечно,

потребуется время для его изучения и обдумывания и, что если будет

возникать необходимость в каких-то консультациях, обменах мнениями, в

различных формах диалога, то мы к этому готовы. Тэтчер отметила, что

английское правительство внимательно изучит послание и даст свой ответ, но

уже в ходе беседы она, по существу, отреагировала на основные положения

документа.[26] Главной темой беседы был, конечно, вопрос о моратории, то

есть будет или нет Англия размещать американские ракеты на своей

территории. Премьер сказала, что Британия хотела бы сокращения вооружений с

обеих сторон, но под самым строгим контролем. Английское правительство не

доверяло советской стороне, считая, что СССР имеет перевес в вооружениях.

У Тэтчер были основания подозревать, что Советский Союз не хочет

строгого контроля за разоружением. Ответ Тэтчер на послание по существу был

негативным, он исходил из того, что, пока СССР занимает такую отрицательную

позицию в отношении контроля, сокращения вооружений быть не может и

виновата в этом советская сторона.

Тэтчер добавила также, что Британия выступает за такое соглашение, в

результате которого можно было бы полностью доверять другой стороне. Она

признала, что СССР не может быть заинтересован в продолжении долгосрочной

программы развития вооружений, которая истощает жизненные ресурсы страны, и

что Англия разделяет политику разрядки и хочет ее продолжения, но этому

мешает, по ее мнению, "наращивание вооружений Советским Союзом".[27]

Касаясь вопроса о моратории, премьер подтвердила, что

Британия придерживается так называемого двойного решения НАТО,

принятого в декабре 1979 года, и что предлагаемый СССР мораторий закрепил

бы неравенство в отношении ядерных сил театра военных действий.

В то время на советско-американских переговорах советская делегация

выступала за полное освобождение Европы от ядерного оружия. Но оказалось,

что США и другие страны НАТО, прежде всего Англия, были не готовы к такому

повороту событий. Тогда СССР предложил договориться о сокращении в течение

пяти лет средств средней дальности. Предложение, сделанное Генеральным

секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым, предусматривало, что СССР и США

сократят в Европе все ракеты средней дальности на 2\3, и тогда СССР

сохранит в Европе ровно столько ракет, сколько имеют Англия и Франция,

вместе взятые, либо страны НАТО и ОВД полностью сократят свои ракеты, а по

стратегическим вооружениям — прекратят их дальнейшее наращивание, то есть

заморозят на тогдашнем уровне, а затем сократят имеющиеся арсеналы примерно

на 25%.[28]

Тэтчер негативно прореагировала на советское обращение. Она заявила,

что новое предложение "оставит Россию в Европе со многими ракетами средней

дальности, в то время как Соединенные Штаты не будут иметь ни одной".

Премьер-министр заявила, что английские ядерные силы являются независимыми

силами ядерного сдерживания и не находятся под американским командованием.

Она утверждала, что советское предложение не "является балансом, который

необходим для английской безопасности". Английское правительство исключало

возможность участия Британии в процессе сокращения стратегических

вооружений в обозримом будущем под предлогом, что британские ядерные

средства "являются абсолютным минимумом". Более того, позднее, в начале

1983 года, Тэтчер выступила даже за достижение Западом военного

превосходства над СССР. Заявление английского премьера вызвало резкий

комментарий со стороны ТАСС. Консервативное правительство взяло курс на

размещение американских крылатых ракет и "першингов" в Западной Европе и

проводило эту линию более активно и наступательно, чем любое другое

правительство Западной Европы.

Характеристика отношения Тэтчер к социализму и СССР была бы неполной,

если не рассказать о Международном демократическом союзе и роли Тэтчер в

его организации. Еще в 1978 году при активном участии Тэтчер был создан

Европейский демократический союз. Он был задуман как объединение всех

консервативных, правых партий Западной Европы, как противовес

Социалистическому интернационалу, в интересах противостояния

социалистическим государствам и политическим оппонентам в своих собственных

странах.

В июне 1983 года в Лондоне по инициативе Тэтчер был созван конгресс

образованной на базе Европейского демократического союза новой организации,

названной Международным демократическим союзом (МДС). Тэтчер открыла

заседание новой организации речью, в которой содержались призывы к единению

антикоммунистических сил против СССР. Эта задача полностью ассоциировалась

с призывом Белого дома "отбросить назад границы коммунизма". Тэтчер

подчеркивала, что впервые в истории все консервативные силы объединились в

борьбе за свои идеалы. Против "слепого антисоциализма"

Можно было бы сделать вывод, что при первом правительстве Тэтчер

советско-английские отношения были отброшены назад и находились в состоянии

упадка. Казалось, не было никаких реальных перспектив для их улучшения.

Однако такой вывод неправилен.

Во время одной из встреч посла СССР с ней в 1982 году было заметно, что

Тэтчер проявляет несколько больший интерес к англо-советским отношениям.

Она сказала, что Англия намерена развивать отношения с СССР, а после

небольшой паузы добавила: «Но там, где это действительно необходимо».[29]

Английское правительство выступило за активизацию торгово-экономических

отношений с Советским Союзом. Торговлю она относила к числу областей, где

сотрудничество двух стран возможно и желательно. Тэтчер, учитывая

недовольство деловых кругов Англии свертыванием торговли с СССР, начинает

принимать определенные меры к ее оживлению. Но на пути расширения торговых

связей между двумя странами стояло много препятствий, в том числе и

внешнего характера, прежде всего объявленные Соединенными Штатами санкции

на торговлю с Советским Союзом в связи с событиями в Польше и введением там

чрезвычайного положения. Санкции касались оборудования для газовой и

нефтяной промышленности.

Начиная с 1981 года Советским Союзом обсуждался с западноевропейскими

фирмами грандиозный проект построения газопровода Ужгород — Уренгой длиной

4500 км, одна из целей которого — снабжение газом стран Западной Европы,

прежде всего ФРГ и Италии. В проекте задействовали крупную английскую фирму

"Джон Браун", которая должна была поставить турбины и компрессоры для

газопровода. Эта английская компания была, во-первых, тесно связана с

американскими компаниями, и, во-вторых, некоторые части турбин были

американскими или производились по американским лицензиям.

Для фирмы "Джон Браун" разрыв отношений с американскими компаниями был

бы чреват огромными издержками, а если в отношении ее Соединенные Штаты

предприняли бы финансовые санкции, фирма разорилась бы. Опасаясь, что

американское правительство занесет компанию в так называемый черный список,

руководитель фирмы Мехью Сандерс регулярно информирует английское

правительство и лично Тэтчер о положении дел и что, по его твердому

убеждению, правительство не может не защитить интересы крупнейшей и

влиятельной английской компании, даже если это грозило бы осложнениями с

американцами. Руководство компании "Джон Браун" было уверено, что Тэтчер

поддержит ее. Крупный бизнес страны оказал давление на правительство, и

Тэтчер пригласила в Лондон госсекретаря США А. Хейга для переговоров по

этому вопросу. По словам Хейга, английский премьер решительным тоном

сказала ему: «Европа скорее отойдет от Соединенных Штатов, чем откажется от

проекта газопровода"; отказ от сделки, по ее словам, означал бы для Англии

потерю 400 млн. долларов.

В сентябре 1982 года Тэтчер официально заявила, что решение о поставках

будет выполнено, и вскоре турбины одна за другой стали отправляться в

Советский Союз. Так правительство Тэтчер решительно становилось на путь

расширения советско-английских экономических связей, даже рискуя при этом

идти на осложнение отношений с США. Что-то стало меняться в англо-советских

отношениях.

Однако решающие шаги в этом направлении были сделаны Тэтчер уже после

победы на очередных парламентских выборах, когда она образовала свое второе

правительство.

В 1983 году впервые в верхнем эшелоне Англии стала одновременно с США

обсуждаться возможность некоторых изменений в отношениях этих стран с

Советским Союзом.

В мае 1983 года, после того как Тэтчер сформировала свое второе

правительство, она придает важное значение развитию отношений с Советским

Союзом. Британская сторона стала проявлять больший интерес к диалогу с

нашей страной.

Осенью 1983 года, в отношении к СССР со стороны правительства и лично

Тэтчер произошел определенный поворот. Планы НАТО и Англии в области

дальнейшего перевооружения требовали огромных затрат, фолклендская война

обошлась дорого, а продолжение оккупации островов и превращение их в

"крепость", что было политикой правительства, требовали дополнительных

ассигнований.

Видя, что правительство Тэтчер начинает активизировать свои связи с

СССР, оппозиционные партии также усилили контакты с советским руководством.

В феврале 1984 года скончался Ю.В. Андропов. Посольству стало известно,

что Тэтчер приняла решение вылететь в Москву для участия в траурной

церемонии и встречи с новым советским лидером.

Если учесть, что после смерти Л.И. Брежнева ни премьер-министр, ни

министр иностранных дел даже не посетили советское посольство, чтобы

выразить соболезнование, то становилась ясной неординарность решения

Тэтчер. Иностранные дипломаты в Лондоне были единодушны во мнении, что это

— политический шаг, имевший целью показать советскому руководству

готовность Британии начать развивать отношения с СССР и желание ее, Тэтчер,

завязать личные контакты с новым советским руководством.

13 февраля 1984 года Тэтчер вылетела в Москву. Тэтчер хочет

подчеркнуть желание правительства улучшить англо-советские отношения. Это

был первый после её краткой остановки во Внуковском аэропорту в 1979 году

визит в Москву в качестве премьер-министра.

14 февраля состоялась ее беседа с Черненко и Громыко, в которой с

английской стороны принял участие Хау. Она длилась примерно полчаса. В ходе

беседы Тэтчер сказала, что она внимательно ознакомилась с выступлениями

советского руководителя, но хотела бы лично обменяться мнениями по

важнейшим вопросам. Премьер вела беседу в дружелюбном тоне, Тэтчер

стремилась, убедить советских руководителей, что Англия действительно хочет

по-новому строить отношения с СССР и отныне их улучшение зависит, прежде

всего, от советской стороны. Создавалось впечатление, что, продолжая

осуждать вторжение советских войск в Афганистан, правительство Тэтчер, тем

не менее, не считает, что этот фактор в дальнейшем мешал бы развитию

диалога между двумя странами.

Много внимания было уделено советско-американским отношениям. Тэтчер

подчеркивала, что президент Рейган искренне желает разоружения и развития

отношений с СССР.[30] Премьер-министр высказалась за восстановление

прерванных в 1983 году советско-американских переговоров. Вместе с тем она

дала понять, что у Англии очень хорошие отношения с США, а у нее лично — с

Рейганом и что Соединенные Штаты прислушиваются к голосу английского

правительства. Косвенно, таким образом, советские руководители должны были

оценить и возросшую роль Британии в международной политике. Со своей

стороны советское руководство полностью шло её навстречу. Говорилось о

том, что советская сторона не видит никаких препятствий для радикального

изменения отношений с Британией, что СССР готов делать все, от него

зависящее, для улучшения отношений между Востоком и Западом, а также

двусторонних советско-английских отношений, что наша цель — иметь добрые,

даже близкие и дружественные отношения с Британией. Беседа прошла в

спокойной, не конфронтационной обстановке. Конечно, в ходе ее не были

решены какие-то крупные проблемы. Но она и не имела такой цели. Ее

значение, заключалось в том, что создалась более широкая база для

взаимопонимания и, что советское руководство согласилось на продолжение

контактов на всех уровнях.

Ведя беседы в Кремле, премьер действительно хотела установить прочные и

доверительные отношения с новым советским руководителем. А публично,

оценивая в Лондоне итоги переговоров в Кремле, Тэтчер хотела показать, что

не она отступает от своей политики, а Советский Союз вносит коррективы в

свои действия. Ее заявления в Лондоне объяснялись влиянием право

консервативных сил, выступавших против развития отношений с СССР. И Тэтчер

вынуждена была с ними считаться. Слишком резкий поворот мог бы осложнить ее

отношения с этими кругами.

Заявление Тэтчер вызвало критику со стороны оппозиционных партий.

Тэтчер считала, что не надо сводить все вопросы отношений между Востоком и

Западом только к проблеме контроля над вооружениями, хотя это очень важно.

Надо подходить к этим отношениям шире, в частности устанавливая регулярные

контакты по региональным проблемам, разрешение которых поможет и нахождению

развязок в вопросах разоружения.

Что стояло за этой идеей? Сама по себе мысль была правильна. Конечно,

надо заниматься всем комплексом проблем. Но не крылось ли за этими

высказываниями желание Тэтчер отодвинуть на второй план разрешение наиболее

важных из них, тем более что отрицательная позиция английского премьера в

отношении сокращения ядерных вооружений была хорошо известна? Такая позиция

Тэтчер вызывала неоднозначную реакцию в Советском Союзе. В начале июля 1984

года в соответствии с ранее достигнутой договоренностью в Москву нанес

визит Дж. Хау. Это был первый официальный визит английского министра в СССР

за последние семь лет. Его значение определялось тем, что за этот долгий

период накопился ряд вопросов, ждавших своего решения. После визита Тэтчер

в Москву можно было ожидать, что переговоры с министром иностранных дел

пойдут в новом, конструктивном ключе и приведут к позитивным результатам.

Советская сторона была настроена именно на такой исход. Но переговоры

оказались трудными, носили конфронтационный характер, в особенности по

вопросам разоружения. Британец настойчиво защищал американскую позицию в

этой области, полностью отвергая советские предложения. Да и по

региональным вопросам, прежде всего по Ближнему Востоку, мнения сторон

резко расходились. Хау и Громыко сошлись только в оценке самих переговоров.

Хау говорил, что у обоих правительств существует значительное "взаимное

недопонимание позиций друг друга", а Громыко отметил, что советско-

английские отношения налаживаются с большим трудом.[31]

Переговоры с Хау разительно отличались от бесед с Тэтчер в феврале того

же года. Можно сказать даже, что они отбросили советско-английские

отношения назад. Выступая 11 июля в Гилдхолле, Тэтчер определенно

высказалась за развитие отношений с СССР. А на следующий день у меня

состоялась беседа с Хау, и он изложил планы английского правительства в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.