рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государство и право в Древней Руси

взимаемые за убийство княжеских слуг, а также людей, находящихся в

зависимости от князя. Ознакомившись с этими статьями, можно представить

социальную структуру тогдашнего общества, определить положение тех или иных

групп населения на социальной лестнице. Разобраться в этом нам помогают

перечисленные в этих статьях штрафы. Так, жизнь княжеского тиуна и старшего

конюха оценивается в 80 гривен, жизнь сельского старосты, пашенного, рабы-

кормилицы или её ребёнка - в 12 гривен, и ниже всех ценятся жизни

рядовников, смердов и холопов - всего по 5 гривен.

4 Кража или порча имущества

Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его

имущество. Так, ст. КП устанавливает размеры штрафов за похищение или

истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне смерда.

Сразу же бросается в глаза различная сумма штрафа за кражу коня князя и

смерда. По-моему, эта разница вызвана не различным использованием этих

коней (т.е. княжеский конь - боевой, а крестьянский - рабочий), а просто

закон ставит княжеское имущество под большую охрану по сравнению с

имуществом смерда.

Целый ряд статей КП (ст.ст., 31, 32, 35 -37, 39, 40) рассматривают

различные случаи кражи. В изучаемом мною памятнике права краже отводится

значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за

неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления

и в то далёкое время.

Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое

наказание в случае совершения преступления группой лиц, т.е. уже известно

понятие соучастия (ст.ст. и 40 КП). Независимо от количества преступников,

каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со

штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку.

Интересно появление в ст.ст. и 36 КП термина «продажа» -

установленный законом штраф, взыскиваемый в пользу князя в качестве

государственного органа, т.е. идущий в казну. Помимо продажи

устанавливается взыскание «за обиду» в пользу потерпевшего, которое можно

сравнить с существующим в современном законодательстве возмещением

причинённого вреда.

В ст. КП подтверждается правило, установленное, видимо, обычаем -

право убить вора на месте преступления. Но закон ограничивает это право,

разрешая убить его только ночью и запрещая убивать связанного вора. В этом

прослеживается сходство с существующим ныне понятием превышения пределов

необходимой обороны. Данная статья, так же, как и ст. КП (предусматривающая

санкции за физическое насилие в отношении смерда, огнищанина, тиуна или

мечника без княжеского разрешения), имеет своей целью укрепление княжеской

юрисдикции, ограничивая самосуд. Косвенным образом подтверждая

существование общинного суда, ст. КП указывает на стремление княжеской

власти установить монополию на суд.

Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде,

следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е., будучи

лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния.

За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа

ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его

увод, т.е. похищение (12 гривен по ст. КП), значительно превышал штраф за

его убийство (5 гривен по ст. КП).

4 Пространная редакция Русской Правды

Несомненно, в Краткой редакции Русской Правды изложены основные нормы

тогдашнего права, впоследствии вошедшие в т.н. Пространную Правду.

Последняя редакция ПП приходится на великое княжение Владимира Мономаха

(1113 -1125 годы) и его сына Мстислава Великого (1125 - 1132 годы). В это

время социально-экономическое развитие страны достигло довольно высокого

уровня, но Русь уже стояла на пороге феодальной раздробленности. ПП

родилась в результате кодификации и тщательного редактирования отдельных

законоположений и княжеских уставов. В основе ПП лежит свод законов

Ярослава Мудрого - «Суд Ярославль Владимировича». Несомненно, Пространная

Правда является уникальным памятником древнерусского права. Изучая этот

документ, я ставлю перед собой задачу сравнить нормы, касающиеся

преступлений и наказаний по ПП с аналогичными нормами, изложенными в КП,

увидеть их сходство и различие, проанализировать их преемственность и

проследить аналогии в современном законодательстве.

Историками доказано, что в качестве источника Пространной редакции

Русской Правды почти полностью выступает текст КП. Следовательно,

содержание ПП как источника права наиболее глубоко раскрывается при анализе

её композиции и выявлении принципов использования в ней норм КП.

Составители ПП сохранили заголовки предшествующего юридического сборника -

«Правда Росьская» и «Суд Ярославль Володимеричь». Последний заголовок («Суд

Ярославль Володимеричь») является не только ссылкой на старину, но также и

прямым указанием на использованный в качестве источника свод законов. А

заголовок «Правда Росьская», составленный в 1015 - 1016 годах для

Новгорода, приобретал несколько иное значение - он подчёркивал значение

нового свода светского права как основного источника на всей территории

Древнерусского государства. Законодатели, составлявшие ПП проделали

огромную работу по кодификации и систематизации предшествующих законов, по

их дополнению и частичному изменению, что свидетельствовало о дальнейшем

как политическом, так и социально-экономическом развитии Древней Руси и о

более активном воздействии государства на право.

А теперь, после краткого вступления, позволю себе перейти

непосредственно к тексту ПП, начать анализ статей, посвящённых преступлению

и наказанию, т.е. приступить к решению задач, поставленных передо мной в

данной главе.

5 Преступление и наказание по Пространной редакции Русской Правды в

сравнении с Краткой редакцией

Как и в ст. КП, в ст. ПП говорится об убийстве свободного человека. В

ней объединены нормы ст.ст., 19 и 22 КП. В этой статье ещё сохраняется

институт кровной мести, но круг мстителей изменяется (в числе мстителей

назван сын брата вместо сына сестры по КП). Такая замена устраняет из

текста Правды наиболее архаичный её элемент, восходящий к эпохе

материнского рода. Также в этой статье говорится о 80-гривенной вире за

убийство княжеского мужа и тиуна, что соответствует нормам ст.ст.,22 и 23

КП. Что касается кровной мести, то по-моему эта статья содержит норму по

существу уже не действующую, т.к. кровная месть была отменена ещё до

создания ПП. Следующая статья , ст. ПП, вовсе отменяет кровную месть,

оставляя в силе все прочие юридические установления Ярослава Мудрого.

Первый тематический раздел (ст.ст. - 8 ПП) посвящён ответственности

за убийство, совершённое на территории верви. В этом разделе мы

сталкиваемся с институтом дикой (повальной) виры. Она налагалась на всю

общину в том случае, если на территории общины был обнаружен труп, а вервь

либо не хотела выдавать убийцу, либо не искала его. Вира поступала в

княжескую казну, а родственникам погибшего выплачивалось «головничество»,

равное вире. Однако, следует заметить, что общество только в том случае

платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих

соседей. Из всего, сказанного выше о дикой вире, можно сделать вывод, что

она выполняла ярко выраженную полицейскую функцию, связывая всех членов

общины круговой порукой.

Также хочу заметить, что в тексте ПП намечаются мотивы преступлений.

Так, ст. ПП упоминает случай убийства «на пиру явно», а ст. - убийство «на

разбое без всякой ссоры». В первом случае подразумевается неумышленное,

открыто совершённое убийство (а «на пиру» - значит ещё и в состоянии

опьянения). Во втором случае - разбойное, корыстное, предумышленное

убийство (хотя на практике умышленно можно убить и на пиру, а неумышленно в

разбое).

За такое убийство в разбое (ст. ПП) по закону могла назначаться

высшая мера наказания - «поток и разграбление». Такое же наказание

применялось и за поджог (ст. ПП) и за конокрадство (ст. ПП). Это наказание

включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьёй)

«головой», т.е. в рабство.

Покон вирный (ст. ПП) завершает комплекс статей о взимании виры с

членов верви. Дополняет покон вирный ст. ПП, указывающая отчисления в

пользу вирника от 80-гривенной виры. Кроме того, эта статья устанавливает

размер платы «за голову», т.е. родственникам убитого.

Проанализировав ст.ст. - 10 ПП, можно сделать вывод об особенностях

композиционной работы составителей ПП: используя нормы КП, переставляя и

редактируя их, они стремились к тому, чтобы определённый тематический

комплекс статей представлял собой композиционное целое.

Ст. начинает следующий раздел (ст.ст. - 17), устанавливающий ставки

штрафов за убийство представителей различных социальных групп, связанных с

княжеским (и отчасти с боярским) хозяйством, начиная от высокопоставленных

тиунов и кончая холопом. В этом разделе вводится следующая система штрафов

за убийство:

огнищанин, тиун, конюший - 80 гривен;

княжеский отрок, конюх, повар - 40 гривен;

сельский тиун, ремесленник, кормилица - 12 гривен;

раба - 6 гривен;

смерд, холоп, рядович - 5 гривен.

В данном разделе меня заинтересовала ст., гласящая о штрафах за

убийство ремесленника. Вероятно, поводом к созданию этой статьи и

установлению высокого штрафа в 12 гривен послужило то, что значительное

число предметов ремесленного производства в то время не покупалось, а

производилось лично-зависимыми ремесленниками - холопами. Поскольку в XI -

XII веках, т.е. на момент создания Пространной Правды, Древняя Русь

переживала период подъёма и расцвета ремесленного производства, то

неопровержимым становится факт возросшего значения ремесленников в

хозяйстве и повышения их квалификации.

Следующая группа статей (ст.ст. - 22 ПП) является заключением темы,

посвящённой убийству. В этом разделе ПП мы знакомимся с понятием т.н.

поклёпной виры, т.е. с обвинением в убийстве в том случае, когда обвиняемый

не пойман с поличным, или нет прямых доказательств совершения им

преступного деяния.

Как и другие средневековые Правды, Пространная Правда знает институт

ордалий, т.е. т.н. «божьего суда». В ст.ст. и 22 ПП упоминается об

испытании железом и водой тех лиц, которые не могут найти свидетелей

(послухов) для свержения поклёпа.

В данном случае послухи - это не свидетели преступления, а свидетели

доброй славы обвиняемого, которые могут «вывести виру», т.е. отвести от

него обвинение.

Следующий комплекс статей (ст.ст. - 31 ПП) посвящён оскорблению

действием и телесным повреждениям. Основным источником данного раздела

является Краткая Правда. Качественно новой является лишь ст. ПП, в которой

говорится об отсутствии наказания за нанесение ответного удара. Содержание

этой статьи можно интерпретировать как месть и как оборону ( сходство с

современным УК). В этом разделе мы сталкиваемся с новым видом штрафа -

продажей, размер которого составлял 1, 3 или 12 гривен. Продажа поступала в

казну, а потерпевший получал «урок», т.е. денежное возмещение за

причинённый ему ущерб.

Остальные статьи редакции имеют соответствующие нормы в КП, за

исключением ст. ПП. По этой статье удар мечом рассматривается не как

оскорбление, а как нанесение телесного повреждения и наказывается низкой

продажей в 3 гривны (в отличие от ст. ПП, устанавливающей высокую продажу -

12 гривен - за удар мечом, не вынутым из ножен). Отсюда можно сделать

вывод, что по закону Древней Руси оскорбление было более тяжким

преступлением, чем нанесение телесных повреждений.

Ст. ПП расширяет состав преступления сравнительно со ст. КП, включая

в разряд побоев также удар жердью. В данном случае прослеживается тенденция

к снижению количества преступлений, подпадающих под классификацию

оскорбительных действий. Вторая часть данной статьи говорит об изменении

юридических прав иноземцев. Теперь варяги и колбяги должны были

представлять такое же количество свидетелей, как и русские.

Не стоит упускать из виду, что при составлении ПП законодатель не

только использовал нормы КП, но и сохранял композицию её статей, когда это

было целесообразно. Так, ст.ст. - 14 КП почти без изменений перешли

соответственно в ст.ст. - 35 ПП. Так же, как и в КП, в Пространной редакции

существует ряд статей (ст.ст. - 39 ПП) о своде по поводу украденного

имущества. Источником этих статей являются ст.ст. - 16 КП, регулирующие

порядок свода.

С данным комплексом статей неразрывно связаны, и в то же время его

продолжают статьи, посвящённые воровству (татьбе). Ст. ПП разрешает без

всякого суда убить на месте преступления ночного вора «во пса место», тем

самым дублируя ст. КП. Если же вора продержали до рассвета, и люди видели

его связанным, то

убить его нельзя, иначе придётся заплатить штраф в 12 гривен.

В случае, если вор был схвачен, и ему была сохранена жизнь, то на

рассвете он должен быть передан на княжеский суд.

Сравнив ст.ст. и 43 ПП о краже из закрытого помещения, (т.е. о краже

специально охраняемого имущества), со ст.ст. и 45 ПП о краже «на поле»,

можно заметить, что в первом случае наказание предусматривается значительно

более высокое. Из этого следует вывод о том, что Пространная редакция

Русской Правды вводит новую норму, отсутствовавшую в КП и отражающую

усиление охраны частной собственности на предметы потребления и средства

производства.

Более прогрессивная по сравнению с КП норма изложена в ст. ПП.

Прогрессивность её состоит в том, что, в отличие от статей КП, пытавшихся

досконально перечислить объекты хищения, эта статья позволяет потерпевшему

возвратить украденное у него имущество, не конкретизируя объект хищения.

Завершает же цикл статей, посвящённых краже, ст. ПП, в которой

говорится о краже, совершённой холопом, т.е. человеком лично зависимым и не

несущим по этой причине личной ответственности перед князем(т.е. не

платящим «продажу»). В этом случае ответственность возлагается на его

хозяина, который обязан возместить потерпевшему двойную стоимость

украденного.

В последующем тексте Пространной редакции Русской Правды менее чётко

прослеживается принцип деления на разделы по тематическому признаку.

Говорится в основном об обязательственном праве Древней Руси, а

преступлениям и наказаниям отводится совсем незначительное место.

6 Некоторые положения Русской Правды с точки зрения современного права

Главная цель общежития есть личная безопасность и неотъемлемость

собственности; устав Ярославов утверждает ту и другую следующим образом:

I. , дани или пени.

Мы уже имели случай заметить, что россияне получили свои гражданские

уставы от скандинавов. Желая утвердить семейственные связи, нужные для

безопасности личной в новых обществах, все народы германские давали

родственникам убитого право лишить жизни убийцу или взять с него деньги,

определяя разные пени или виры (Wehrgeld) по гражданскому состоянию убитых,

ничтожные в сравнении с нынешнею ценою вещей, но тягостные по тогдашней

редкости денег. Законодатели берегли жизнь людей, нужных для

государственного могущества, и думали, что денежная пеня может отвращать

злодеяния. Дети Ярославовы, как увидим, отменили даже и законную месть

родственников.

Сия уголовная статья весьма ясно представляет нам гражданские степени

древней России. Бояре и тиуны княжеские занимали первую степень. То и

другое имя означало знаменитого чиновника: второе есть скандинавское или

древнее немецкое Thaegn, Thiangn Diahn, муж честный, vir probus; так вообще

назывались дворяне англо-саксонские, иногда дружина государей, графов, и

проч. - Люди военные, придворные, купцы и земледельцы свободные

принадлежали ко второй степени; к третьей, или нижайшей, холопи княжеские,

боярские и монастырские, которые не имели никаких собственных прав

гражданских. Древнейшими рабами в отечестве нашем были, конечно, потомки

военнопленных; но в сие время -то есть в XI веке -уже разные причины могли

отнимать у людей свободу. Законодатель говорит, что .

II. -которая

называлась таком случае дикою вирою, - . Закон

весьма благоразумный в тогдашние времена: облегчая судьбу преступника,

разгоряченного вином или ссорою, он побуждал всякого быть миротворцем,

чтобы в случае убийства не платить вместе с виновным. - - или в руки государю -. Устав

жестокий и несправедливый по нашему образу мыслей; но жена и дети

ответствовали тогда за вину мужа и родителя, ибо считались его

собственностию.

III. Как древние немецкие, так и Ярославовы законы определяли

особенную пеню за всякое действие насилия: . Следственно, гораздо неизвинительнее было ударить голою

рукою, легкою чашею или стаканом, нежели тяжелою палицею или самым острым

мечом. Угадаем ли мысль законодателя? Когда человек в ссоре обнажал мечь,

брал палицу или жердь, тогда противник его, видя опасность имел время

изготовиться к обороне или удалиться. Но рукою или домашним сосудом можно

было ударить незапно; также мечом необнаженным и тростию, ибо воин

обыкновенно носил меч, и всякий человек обыкновенно ходил с тростию; то и

другое не заставляло остерегаться. Далее: . Дети Ярославовы, отменив сию казнь,

дали истцу одно право -бить виновного холопа, или взять за бесчестье

гривну.-. -Большая часть денежной

пени, как видим, шла обыкновенно в казну, ибо всякое нарушение порядка

считалось оскорблением государя, блюстителя общей безопасности.

IV. . . Оградив личную

безопасность, законодатель старался утвердить целость собственности в

гражданской жизни.

V. .Столь уважаем был конь, верный

слуга человеку на войне, в земледелии и в путешествиях! Древние саксонские

законы осуждали на смерть всякого, кто уведет чужую лошадь. -Далее: .

Статья любопытная, ибо она показывает тогдашнюю оценку вещей. В гривне

было 20 ногат, или 50 резаней, а 2 резани составляли одну куну. Сими

именами означались мелкие кожаные монеты, ходившие в России и в Ливории.

VI.. Здесь

говорится о бобрах племенных, с коими хозяин лишался всего возможного

приплода.- .

VII.. Злоба бесчестила граждан менее, нежели

воровство, тем более долженствовали законы обуздывать оную.

VIII. . Следственно, всякое

сельское владение имело свои пределы, утвержденные гражданским

правительством, и знаки их были священны для народа.

IX. . Читателю известно, что есть бортное ухожье: дупла

служили тогда ульями, а леса единственными пчельниками. -.

X. . Сею чрезмерною

пенею законодатель хотел обеспечить тогдашних многочисленных птицеловов в

их промысле.

XI. .

XII. . Имя набойная происходит от досок, набиваемых

сверх краев мелкого судна для возвышения боков его.

XIII. .

XIV. .

XV. .

XVI. .

XVII. .

XVIII. .

XIX. -то есть всю цену лошади. Сей закон слово в слово есть

повторение древнего ютландского и еще более доказывает, что гражданские

уставы норманнов были основанием российских.

XX. . Итак, владельцы обработывали свои земли не

одними холопами, но и людьми наемными. -.

XXI. .

XXII. .

Законодатель хотел, кажется, изъявить в сем случае особенную доверенность к

людям торговым, которых дела бывают основаны на чести и вере.

XXIII. .

XXIV. .

XXV. .

XXVI. .

ХХVII.. Мы не знаем, в чем состояли те и

другие, основанные на всеобщем обыкновении тогдашнего времени; но ясно, что

последние были гораздо тягостнее и что законодатель хотел облегчить судьбу

должников. -, то есть сорок

на сто. В землях, где торговля, художества и промышленность цветут из

давных времен, деньги теряют цену от своего множества. В Голландии, в

Англии заимодавцы довольствуются самым малым прибытком; но в странах,

подобно древней России, богатых только грубыми естественными

произведениями, а не монетою - в странах, где первобытная дикость нравов

уже смягчается навыками гражданскими, где новая внутренняя и внешняя

торговля знакомит людей с выгодами роскоши, -деньги имеют высокую цену и

лихоимство пользуется их редкостию.

XXVIII. . Итак, древние наши законы

особенно покровительствовали иноземцев.

XXIX. . (Следственно боярские тиуны не были свободные люди,

хотя жизнь их, как означено в первой статье, ценилась равно с жизнию

вольных граждан.) - .

Законы суть дополнения летописей: без Ярославовой Правды мы не знали

бы, что древние россияне, подобно другим народам, употребляли железо и воду

для изобличения преступников - обыкновение безрассудное и жестокое, славное

в истории средних веков под именем суда небесного. Обвиняемый брал в голую

руку железо раскаленное или вынимал ею кольцо из кипятка, после чего судьям

надлежало обвязать и запечатать оную. Ежели через три дни не оставалось

язвы или знака на ее коже, то невинность была доказана. Ум здравый и самая

вера истинная долго не могли истребить сего устава языческих времен, и

христианские пастыри торжественно освящали железо и воду для испытания

добродетели или злодейства не только простых граждан, но и самых государей

в случае клеветы или важного подозрения. Народ думал, что богу легко

сделать чудо для спасения невинного; но хитрость судей пристрастных могла

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.