рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственный строй и право Пскова и Новгорода XII-XV вв.

принять закона, а другой раз — сотая часть населения и принять такой закон,

который был выгоден только этой части. Результат голосование определялся не

по количеству голосов, а по мощи глотки кричащих: за что громче кричали, то

и считалось принятым. Демократия на вече чаще подменялась силой: какая

сторона победит противника, та и считалась большинством. Иногда вече

разделялось на две части: одна на Софийской стороне, другая на Торговой.

Тогда начиналась свеобразная гражданская война. Враждующие стороны

сходились на узком мосту через Волхов и дрались. При этом половина

дравщихся летела через мост в Волхов. Решение, опять-таки, принималось тем,

кто поедил и больше народа сбросил с моста.

3.2. Господа.

Так как вече собиралось не постоянно, а только тогда, когда его созывали,

то необходим был постоянный орган власти, который бы занимался управлением

Новгорода. Таким органом власти стал Совет господ или Господа. Этот совет

состоял из старых и степенных посадников, тысяцких, сотских и

архиепископа. Господа носила чисто аристократический характер, число ее

членов в XV в. доходило до 50. Господа развилась из древнего института

власти — боярской думы князя с участием городских старейшин. В XII в. князь

к себе на совет со своими боярами приглашал городских сотских и старост. По

мере того как князь терял органические связи с местным новгородским

обществом, он с боярами был постепенно вытеснен из совета. Его заменил

местный владыка — архиепископ, который стал постоянным председателем

Господы. В обязанности архиепископа входил сбор Господы в его палатах.

Кроме архиепископа в Господу входили княжеский наместник и городские

власти: степенный посадник и тысяцкий, кончанские старосты и сотские.

Вместе с ними в Господе заседали старые посадники и тысяцкие. Частые смены

высших чиновников Новгорода стали причиной быстрого разрастания состава

Господы. Все члены Господы, кроме председателя, назывались боярами. Господа

подготовляла и вносила на вече законодательные вопросы, представляла

готовые законопроекты, при этом она не имела собственного голоса в принятии

законов. Господа осуществляла общее наблюдение за работой государственного

аппарата и должностных лиц республики, контролировала деятельность

исполнительной власти. Она же совместно с князем, посадником и тысяцким

решала вопросы о созыве веча и впоследствии направляла всю его

деятельность. На самом деле Господа имела огромное значение в жизни

Новгорода. “Состоя из представителей высшего новгородского класса, имевшего

могщественное экономическое влияние на весь город, этот подготовительный

совет часто и предрешал выносимые им на вече вопросы, проводя среди граждан

подготовленные им самим ответы. В истории политической жизни Новгорода

боярский совет имел гораздо большее значение, чем вече, бывшее обыкновенно

послушным его орудием: это была скрытая, но очень деятельная пружина

новгородского управления.”

4. Исполнительная власть.

4.1. Князь.

Князь с 1136 г., установления Новгородской республики, перестал быть

носителем верховной власти. Князь являлся в Новгороде высшей судебной и

военной властью, руководил и управлял судом, скреплял сделки и утверждал в

правах. Князь приглашался новгородским вечем,при этом он обязан был

подписать договор с Новгородом — ряд. По этим договорам определялась роль

князя в управлении Новгородской республикой. Первые следы таких договоров

повяляются в первой половине XII в. Позднее они более ясно обозначаются в

летописях. В 1209 г. новгородцы помогли великому князю Владимирскому

Всеволоду Большое Гнездо в походе на Рязань. В награду за это Всеволод

сказал новгородцам: “Любите, кто вам добр, и казните злых.” При этом

Всеволод дал новгородцам “всю волю и уставы старых князей, чего они

хотели.”[22] В 1218 г. вместо князя Торопецкого Мстислава Мстиславича

Удалого, правившего в Новгороде, пришел его родственник Святослав

Мстиславич Смоленский. Он потребовал смены посадника Твердислава. “А за

что, — спросили новгородцы, — какая его вина?” “Так, без вины”, — ответил

князь. Тогда Твердислав сказал, обращаясь к вечу: “Рад я, что нет на мне

вины, а вы, братья, и в посадниках, и в князьях вольны”. Тогда вече сказало

князю: “Вот ты лишаешь мужа должности, а ведь ты нам крест целовал без вины

мужа должности не лишать.”[23] Из приведенного выше отрывка видно, что

князь уже в начале XIII в. перед приездом в Новгород целовал крест — то

есть подписывал с новгородцами ряд, в котором определялись их отношения.

Льготы новгородцев, которые были обязаны соблюдаться князьями, излагались в

рядах. Древнейшие из дошедших до нашего времени рядов — два договора князя

Ярослава Ярославича Тверского с новгородцами — 1265 г. и 1270 г. Позднейшие

грамоты с некоторыми изменениями повторяют эти две грамоты. Главным

условием новгородцев было, чтобы князь “держал Новгород в старине по

пошлине”, то есть по новгородским обычаям, не нарушая их. Отсюда следует,

что все изложенные в рядах Ярослава Ярославича Тверского с новгородцами

пункты формировались еще задолго до него, на протяжении XI-XII вв. Ряды с

князьями определяли три важнейших блока отношений Новгорода и князей:

судебно-административный, финансовый и торговый.

Князь не имел права судить без посадника: “... без посадника ти, княже,

суда не судити, ни волостей раздавати, ни грамот ти даяти...” На низшие

должности в управлении Новгородской республикой князь имел право назначать

людей из новгородского населения, но не имел права назначить людей из своей

дружины или своих бояр. При этом на все эти должности князь мог назначить

людей только с согласия посадника. Также князь не мог без согласия

посадника раздавать волости в кормление. Князь не мог отнять должность у

новгородского чиновника, предварительно не объявив его вины на вече. Все

свои обязанности князь мог исполнять только в самом Новгороде: “ А из

Суждальской ти земли Новгорода не рядити, ни волостий ти не роздавати.”

Финансовые отношения Новгородской республики и князя были еще более

невыгодны для князя. Князь не имел права собирать дани с новгородских

владений, он мог только получить “дар” с новгородских волостей, таких как

Волок, Торжок, Вологда и Заволочье, то есть не принадлежавших к

новгородским пятинам. Также он получал “дар”, когда ехал в Новгород, но не

получал его при своем уезде из Новгорода. Боясь отпадения Заволочья

новгородцы не допускали прямых отношений князя с этой волостью, требуя,

чтобы князь свои заволоцкие сборы отдавал на откуп новгородцам. Если же

князь сам хотел собирать их, то он должен был посылать новгородского

чиновника для сбора податей, а тот должен был прежде, чем отвозить дань

князю, отвезти ее в Новгород, откуда только князь и мог получить дань с

Заволочья. После монголо-татарского нашествия на Новгород была наложена

дань — выход, иногда называемый черным сбором, то есть повальным,

поголовным налогом. Сбор этого черного бора обычно поручался великому князю

Владимирскому, который чаще всего также являлся и князем Новгородским.

Новгородцы сами собирали черный бор и доставляли его великому князю, а тот

уже переправлял его в Орду. Кроме этого, князь пользовался в Новгородской

республике различными судебными и проезжими пошлинами, разными рыбными

ловлями, сенокосами, бортями, звериными гонами. Но пользование этим

происходило по строго определенным правилам, в строго определенное время и

в строго обусловленных размерах. Князь не мог иметь своих источников дохода

в Новгородской республике, независимых от Новгорода. Особым условием в

рядах новгородцев с князьями запрещалось князю, княгине, их боярам и

дворянам приобретать или заводить села и слободы в Новгородской земле и

принимать людей в заклад, то есть в личную зависимость.

Князь был необходим Новгороду не только для обороны границ, но и для

обеспечения торговых интересов Новгородской республики. Князь обязывался

давать новгородским купцам в своем княжестве безопасный и свободный проезд,

пускать их в свои владения “гостить без рубежа”, то есть без задержки. Было

точно определено, какие пошлины взимать с каждой новгородской ладьи или

воза, которые приезжали в его кгяжество. В Новгороде еще в XII в. появились

купцы из Западной Европы. Первыми здесь обосновались купцы с острова

Готланд из города Висби, который был центром всей балтийской торговли.

Готландские купцы построили в Новгороде на Торговой стороне у торга двор с

церковью святого Олафа, которую называли “варяжской божницей”. Позже купцы

из других немецких городов построили в той же части Новгорода еще один

двор, на котором в 1184 г. была построена церковь святого Петра — “немецкая

ропата”. С усилением Ганзы в XIV в. немецкие купцы в Новгороде вытеснили

готландских купцов и стали нанимать их новгородский двор. В это время

высшее руководство новгородско-западноевропейской торговлей перешло от

Готланда к главе Ганзейского союза Любеку. Новгородская республика очень

дорожила своей балтийской торговлей и давала огромные льготы Ганзейскому

союзу. Князь имел право участвовать во внешней торговле только через

новгородских посредников, не имел права закрывать немецкий двор, ставить к

нему своих приставов, то есть новгородская внешняя торговля была надежно

защищена от княжеского произвола.

В договорах Новгородской республики с князьями обойдена молчанием одна

важная сторона взаимоотношений князя и Новгорода — оборона Новгородской

республики от иноземных захватчиков. Лишь в позднейших грамотах

упоминается, что в случае нападения на Новгород князь обязан помочь

Новгороду “без хитрости”. Права и обязанности князя в грамотах излагаются

неясно, они только предполагаются, очерчивается их круг и следствия, то

есть вознаграждения за исполнение обязанностей.

4.2. Посадник.

Посадник — это высшее выборное должностное лицо, являвшееся

исполнительным органом веча, которому передавалось управление делами

республики. Официально он избирался вечем из числа всех полноправных

граждан Новгорода, но фактически посадник избрался из немногих знатнейших

родов Новгородской республики. Так в течение XIII и XIV вв. из одного рода

посадника Михалка Степановича было избрано 12 посадников. Срок

посадничества не был ограничен, но фактически посадники занимали свою

должность по одному-два года. Посадники, сложившие с себя полномочия,

назывались “старыми посадниками”, в отличие от “степенных посадников”.

Область деятельности посадников была очень обширной. Они направляли

деятельность всех лиц Новгородской республики, осуществляли контроль за их

работой, совместно с князем ведали вопросами управления и суда, командовали

войсками во время походов, наблюдали за строительством оборонительных

сооружений, вели дипломатические сношения с другими русскими княжествами и

иностранными государствами, руководили заседаниями Господы и вечевыми

собраниями. Посадник, как представитель города, охранял интересы Новгорода

и всей Новгородской республики перед князем. Без него князь не мог судить

новгородцев и раздавать новгородские волости. В отсутствие князя посадник

управлял всем городом. Посадник не получал определенного жалованья, но

пользовался особым налогом с волостей, называвшимся “поралье”.

4.3. Тысяцкий.

Тысяцкий являлся вторым после посадника по значению в Новгородской

республики лицом. Тысяцкий занимался регулированием торговых отношений,

торговым судом, созывом ополчения, обороной города и республики, имел

полицейские функции. Он также, как и посадник получал свои полномочия на

неопределнный срок, имел в подчинении целый штат мелких агентов,

исполнявших различные судебные и административно-полицейские распоряжения,

объявляли решения веча и призывали к суду, извещали суд о преступлении,

производили обыски и т.д. Кроме этого тысяцкий занимался военным судом —

судом над собранными ополченцами. По мнению С.Ф. Платонова тысяцкий

избирался в противовес посаднику из низших классов новгородского

общества[24], но это мало вероятно. К тому же против этого мнения говорит

то, что в во второй половине XV в. тысяцким был Дмитрий Борецкий, сын

посадника Исаака Борецкого и Марфы Борецкой, происходивший из очень знатной

и влиятельной семьи.

4.4. Архиепископ.

Также одной из важнейших выборных должностей в Новгородской республики

был архиепископ, называемый новгородцами владыкой. После отсоединения от

Киевской Руси в 1136 г. епископ Новгородский стал избираться вечем. Вече

выбирало три кандидатуры на этот пост и бумажки с этими кандидатурами клали

на престол Софийского Собора, а потом слепой или мальчик выбирал одну из

бумажек. Человек, имя которого было написано в этой бумажке, становился

епископом Новгородским, а с 1156 г. — архиепископом Новгородским. Из этого

правила было одно исключения: архиепископ Новгородский Аркадий сам назначил

себе приемника. Архиепископ Новгородский председательствовал на заседаниях

Господы, осуществлял право церковного суда, наблюдал за торговыми мерами и

весами, был хранителем государственной казны. К его голосу постоянно

прислушивались высшие чины новгородскрой администрации. Архиепископ являлся

крупнейшим феодалом Новгородской республики, владел обширными землями,

образовавшимися, в основном, из конфискованных владений князя.

5. Судебная власть.

5.1. Новгород.

В Новгороде судебная ветвь власти не была отделена от исполнительно-

административной. Судебными полномочиями обладали все органы власти и

управления: вече, архиепископ, князь, посадник, тысяцкий. При вступлении в

должность выборные приносили присягу (“крестное целование”). Изображение

новгородского суда можно найти в сохранившейся части Новгородской Судной

Грамоты. Источнком Судной Грамоты являлась “старина”, то есть юридические

обычаи новгородского суда и его практика, договоры с князьями и

постановления веча. Суд не сосредотачивался в отдельном ведомстве, а был

распределен между разными правительственными властями. Суд был очень

доходным, что и служило причиной его раздробления между различными органами

управления. Возникновение новых правительственных институтов вносило

осложнения в существовавшую судебную систему. По договорным грамотам князей

с Новгородской республикой князь не может судить без посадника. Так и по

Новгородской Судной Грамоте посадник судит вместе с наместником князя, а

“без наместника суда не кончает.” На практике эта совместная юрисдикция

посадника и наместника разрешалась тем, что уполномоченные того и другого,

тиуны, каждый отдельно разбирали подлежавшие их рассмотрению дела в своих

“одринах” при содействии избранных тяжущимися сторонами приставов, но не

решали дел окончательно, а переносили их в высшую инстанцию или на доклад,

то есть для составления окончательного решения, или на пересуд, то есть на

проверку, для пересмотра дела и утверждения положенного тиуном решения. В

суде этой докладной и ревизионной инстанций с посадником и наместником или

с их тиунами сидели 10 присяжных заседателей, по боярину и житьиму от

каждого конца. Они составляли постоянную коллегию докладчиков, как они

назывались, и собирались на дворе новгородского архиепископа “во владычне

комнате” три раза в неделю под страхом денежного штрафа за неявку.

Судопроизводство усложнялось еще комбинациями разных юрисдикций в смешанных

делах, где встречались стороны различных подсудностей. В тяжбе церковного

человека с мирянином городской судья судил вместе с владычным наместником

или его тиуном. Княжеского человека с новгородцем судила особая комиссия,

состоявшая из двух бояр, княжеского и новгородского, и, если они не могли

согласиться в решении, дело докладывалось самому князю, когда он приезжал в

Новгород, в присутствии посадника. Тысяцкий судил преимущественно дела

полицейского характера. Но он же был первым из трех старшин в совете,

который стоял во главе возникшего в XII в. при церкви св. Иоанна Предтечи

на Опочках купеческого общества (“Иванское сто”) и ведал торговый суд. Этот

же совет с участием посадника разбирал дела между новгородцами и купцами

немецкого двора в Новгороде.

5.2. Псков.

Псковская судебная система несколько отличалась от новгородской. В Пскове

суд разделялся на две части: церковный и мирской. Церковный суд находился в

ведении наместника новгородского архиепископа. Мирские дела решались

специальной судебной коллегией, состоявшей из князя или его наместника,

двух степенных посадников, старых посадников и сотских. Эта коллегия

заседала в судебне “у князя на сенех”. Псковская судебная система описана

в Псковской Судной Грамоте, составленной в 1467 г. Псковская Судная Грамота

составлена в основном из “псковских пошлин” — юридических обычаев.

Псковская Судная Грамота трудна для объяснения: в списке немало

древнерусских терминов, не встречающихся в других правовых актах того

времени, многие предусматриваемые законом случаи рассматриваются очень

кратко, намеками. Вместе с Новгородской Судной Грамотой, Псковская Судная

Грамота очень много места уделяет судоустройству и судопроизводству, но при

этом дает обильный запас норм и материального права, особенно гражданского.

В Псковской Судной Грамоте встречаются обстоятельные постановления о

договорах купли-продажи, найма и займа, о торговых и землевладельческих

товариществах, о семейных отношениях по имуществу. Псковская Судная Грамота

различает юридические понятия, требовавшие развитого правосознания,

предусматривает юридические случаи, какие могли возникнуть в живом и

сложном гражданском обороте торгового города. “В ее определениях

имущественных и обязательственных отношений сказывается чутье Правды,

стремившееся установить равновесие борющихся частных интересов и на нем

построить порядок, ограждаемый не только законами, но и нравами. Поэтому в

ряду судебных доказательств она дает предпочтительное значение присяги,

отдавая обыкновенно на волю истца решить тяжбу этим способом: “хочет, сам

поцелует или у креста положит”, то есть предоставит целовать крест

ответчику, положив у креста спорную вещь или ее цену.”[25]

Часть III. Право Новгорода и Пскова

1. Источники права

1.1. Русская Правда.

Основным источником права в Новгороде и Пскове первое время являлась

Русская Правда, данная Новгороду Ярославом Мудрым и дополненная позже его

потомками. Но Русская Правда, написанная еще в первой половине XI в., не

могла удовлетворить всем требованиям новгородцев, живших уже в другом

столетии. Поэтому Русская Правда постепенно подменялась судебной практикой

новгородцев. Кроме судебной практики источниками права служили решения

веча, договора с князьями, международные договоры. Все это рождало

неразбериху в различных судебных делах, так как договор с князем мог прийти

в противоречие с международным договором или с практикой суда. Это все

требовало кодификации, которая и была проведена в XV в. Результатом этой

кодификации явились Новгородская и Псковская Судные Грамоты, утвержденные

“всем Государем Великим Новгородом на вече” и “всем Псковом на вече”.

Новгородская Судная Грамота дошла до нашего времени в единственном списке

московской редакции 70-х гг. XV в. В этом списке содержится только часть

Новгородской Судной Грамоты, а именно только нормы процессуального права.

Псковская Судная Грамота дошла до нас полностью. Она была утверждена на

вече в 1467 г. в Пскове и первоначально состояла из 108 статей, а позже

была дополнена еще 12 статьями.

1.2. Договоры Новгорода с князьями.

Одним из основных источников права Новгорода и Пскова являются договоры

республик с князьями. В этих грамотах определялись отношения между князьями

и республикой. Древнейшим из дошедших до нас договоров является договор

великого князя Ярослава Ярославича Тверского с Новгородом 1264 г. В

договоре присутствует срока “На сем княже, целуй крест к всему Новгороду,

на цем то целовали деды и отци”[26], позволяющая предположить существование

и более ранних договоров новгородцев с князьями. В переводе Карамзина текст

договора следующий: “Князь Ярослав! Требуем, чтобы ты, подобно предкам

твоим и родителю, утвердил крестным целованием священный обет править

Новымгородом по древнему обыкновению, брать одни дары с наших областей,

поручать оные только новгородским, а не княжеским чиновникам, не избирать

их без согласия посадника и без вины не сменять тех, которые определены

братом твоим Александром, сыном его Димитрием и новогородцами. В Торжке и

Волоке будут княжеские и наши тиуны (или судии): первые в твоей части,

вторые в Новогородской; а в Бежицах ни тебе, ни княгине, ни боярам, ни

дворянам твоим сел не иметь, не покупать и не принимать в дар, равно как и

в других владениях Новагорода: в Волоке, Торжке и проч.; а также в Вологде,

Заволочье, Коле, Перми, Печере, Югре. В Русу можешь ты, князь, ездить

осенью, не летом; а в Ладогу посылай своего рыбника и медовара по грамоте

отца твоего, Ярослава. Димитрий и новогородцы дали бежичанам и обонежцам на

три года право судиться собственным их судом. Не нарушай сего временного

устава и не посылай к ним судей. Не выводи народа в свою землю из областей

наших, ни принужденно, ни волею. Княгиня, бояре и дворяне твои не должны

брать людей в залог по долгам, ни купцов, ни земледельцев. Отведем сенные

покосы для тебя и бояр твоих; но не требуй отнятых у нас князем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.