рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственный долг

нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы в это время были получены

значительные средства, в основном для развития тяжелой промышленности и

железнодорожного транспорта. К этому моменту относится и подписание

договора с США (18 марта 1867 года), когда была продана Аляска за 7,2 млн.

долл., поскольку царская семья не могла в то время обеспечивать оборону

русских поселений в Северной Америке.

В конце прошлого века российским правительством было выпущено несколько

золотых займов, которые впоследствии были также реструктуризированы.

Дореволюционная Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде

государственных займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были

решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли

внутренние накопления. Полтика царской России нацеливалась на поддержание

экономической независимости и максимально возможного национального

самообеспечения.

Первые попытки получить большой международный заем с помощью

французского правительства восходят ко времени русско-японской войны, когда

Россия стала испытывать серьезные финансовые затруднения. 17 апреля 1906 г.

был выпущен «Российский государственный 5% заем 1906 г.» на общую сумму

2250 млн. французских франков, из которых французские банки должны были

разместить 1200 млн., русские – 500 млн., английские – 330 млн., австро-

венгерские – 165 млн. и голландские – 55 млн. [58, 26].

Деньги, реализованные от займа, должны были быть оставлены у участников

займа из расчета 1% и затем переданы постепенно правительству России в

течение года. Заем был заключен сроком на 50 лет и должен был быть погашен

до 1956 г. при этом царское правительство взяло на себя важное, имевшее

политическое значение условие не заключать новый заем ни в какой другой

стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в

валюте до истечения двухлетнего срока с момента заключения займа.

Российский внешний заем 1906 г. имел больше значение для расстановки

политических сил в Европе в начале XX века и знаменовал важный этап в

наметившемся процессе экономического и военно-политического сближения

России с англо-французской Антантой и одновременно роста зависимости от

нее. Так, в результате принятых обязательств Россия должна была

сосредоточить основные силы против Германии, а русскому фронту против

Австро-Венгрии отводилась второстепенная роль, что ограничивало оперативную

свободу российского командования. Благодаря этому займу, Россия удержала

установленное еще в 1896 г. денежное обращение, основанное на золоте.

Вообще публичные займы царской России размещались без определенного

деления на внутреннюю и внешнюю задолженность, а состояли из двух основных

категорий: займов для общих нужд государства (65%) и для строительства

железных дорог (35%). На начало 1914 г. общий публичный долг составлял 8,8

млрд., иностранная часть задолженности была менее 45% [58, 27].

После революции 1917 г. государственная политика внешней независимости

стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего,

необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной

самообеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. В

обоснование такой политики следует отметить, что стратегия предоставления

заемных средств той или иной стране, как со стороны правительств,

международных организаций, так и со стороны коммерческих структур, во все

времена определялась, прежде всего, политическими соображениями, затем

экономическими и уже затем гуманитарными. Политическую окраску имеют и

современные неформальные клубы кредиторов – Парижский и Лондонский, процесс

принятия решений которыми фактически не регулируется никакими положениями

[60, 59].

Наверное, единственный в истории классический дефолт – отказ

большевиков от царских долгов – произошел в России. Это повлекло за собой

исключение России из международных отношений и конфискацию всей иностранной

собственности (на 300 млрд. долл.) [40, 6]. Однако, уже к 1927 г. советское

правительство расплатилось с самыми крупными кредиторами: банками «Креди-

Лионэ», «Сосьете-Женераль» и другими.

Историческая оправданность стремления к внешней независимости в полной

мере проявилась в Великой Отечественной войне, выигранной при минимальной

поддержке со стороны западных союзников. Хотя заимствования по

американскому ленд-лизу (системе материальной поддержки союзников США по

антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны), полученные в виде

аренды военной техники и поставок продовольствия, внесли огромный вклад в

повышение мобильности советской армии. Поставки по ленд-лизу в период с 11

марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. получили 42 страны, их объем,

приходящийся на СССР, составил 9,8 млрд. долл. [69, 59].

В литературе встречаются различные оценки ленд-лиза для экономики СССР

и его победы в отечественной войне. Так, советские источники подчеркивали

тот факт, что поставки по ленд-лизу составляли лишь незначительную часть

объема отечественного производства (долгое время во многих публикациях

фигурировала цифра около 4%).

Однако трудно переоценить помощь автомобильной техникой, внесшую

огромный вклад в повышение мобильности советской армии. За период военных

действий было поставлено 427 тыс. машин (в основном, «Студебекер», а также

«Додж» и «Форд»), что составило 195% от общего выпуска советских машин.

Поставки продовольствия по ленд-лизу по калорийности из расчета норм

военного времени могли бы обеспечить содержание 10-миллионной армии в

течение более чем трех лет [69, 60].

Огромное значение для авиационной промышленности имели американские

поставки алюминия, которые составили 258 тыс. тонн, что примерно было равно

его производству в СССР.

Для самих США производство ленд-лизовских товаров дало дополнительный

мощный толчок развитию американской экономики, созданию новых рабочих мест.

Ленд-лиз принес огромные политические дивиденды, которые способствовали

упрочению положения Соединенных Штатов в мире.

Сейчас реализация соглашения от 18.10.1972 г. об урегулировании

претензий США к СССР по ленд-лизу в размере 722 млн. долл. до 2001 г.

фактически приостановлена.

Кроме ленд-лизовских поставок Англия и Канада осуществляли поставки в

СССР по кредитам, хотя размер последних был значительно меньше поставок по

ленд-лизу. Важное значение имело соглашение о канадском кредите в размере

10 млн. долл. от 8 сентября 1941 г. на закупку пшеницы и муки.

Англия предоставила кредит на основе соглашения от 16 августа 1941 г. в

размере 10 млн. фунтов стерлингов на 5 лет из расчета 3% годовых. В 1942 г.

сумма кредита возросла до 25 млн. фунтов стерлингов, а в последствии была

еще увеличена. В настоящее время основная часть этих кредитов погашена [69,

61].

Принцип обеспечения внешней независимости претворялся в жизнь вплоть до

конца 80-х годов, поэтому внешнеэкономические связи Советского Союза в этот

период отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако строгая

государственная внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в

международных экономических организациях, а также контроль за общением с

внешним миром привели к самоизоляции страны, что проявилось в отставании,

как в экономическом отношении, так и в финансовом. Первое выражалось в

перекосах развития различных отраслей, например, опережающем развитии

военно-промышленного комплекса в ущерб сельскому хозяйству и гражданским

отраслям промышленности, приведшем к утрате самообеспеченности

продовольствием и другими товарами народного потребления, увеличению их

импорта, изысканию для этого дополнительных валютных средств и, как

следствие, росту займов за рубежом.

С распадом СССР к негативным последствиям такой политики прибавились

такие факторы, как потеря части территориально-хозяйственного пространства

и всех связанных с ним прежних преимуществ и развал устоявшихся внутренних

экономических связей [58, 27].

Все это, вылившись в глубокое падение национального производства с

исчезновением целых промышленных отраслей, финансовый кризис и дефолт по

внешнеэкономическим обязательствам, открыло страну для возрастающего

влияния зарубежных сил, оставшихся по своей сути геополитическими.

В 80-е гг. правительство Горбачева М.С. заняло значительные средства на

мировых финансовых рынках: около 20 млрд. долл. – кредиты зарубежных

правительств, 20 млрд. долл. – кредиты коммерческих банков, еще 5 – 10

млрд. долл. составили поставки зарубежных предприятий, предоставивших свою

продукцию в среднесрочный кредит [58, 29].

Основной особенностью этих западных кредитов было то, что они

привлекались и погашались исключительно в денежной форме – в свободно

конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на

западные рынки, либо за счет новых кредитов. В результате за период 1985-

1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в

три раза – с 22,5 до 65,3 млрд. долларов [20, 19].

Такие займы имели бы смысл, если бы с их помощью увеличился уровень

капиталовложений в Советском Союзе. Но в условиях нерыночной экономики эти

средства ушли на увеличение текущего потребления и на капиталовложения, не

принесшие практической пользы. Поэтому, с приближением сроков погашения

долгов, у правительства не оказалось средств для их выплаты.

Некоторое время правительство оплачивало долги за счет своих золотых и

валютных резервов. Но к 1991 г. СССР оказался неплатежеспособным.

Следует отметить, что практика погашения задолженности за счет

золотовалютных резервов применялась в России уже давно, и сами эти резервы,

начиная с 1914 г., целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской

революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым

крупным в Европе. В настоящее время, по заявлению Геращенко В., датируемому

01.12.2000 г., золотовалютные резервы РФ к концу 2000 года не превысят 28-

29 миллиардов долларов [33].

В момент распада СССР в конце 1991 г. внешний долг Союза составлял

около 90 (по другим оценкам – 70) млрд. долларов [58, 30]. К тому времени

кредитоспособность СССР была отчасти подорвана вследствие накопившихся за

1989 и 1990 гг. крупных задолженностей перед иностранными фирмами-

поставщиками. Большую часть долга СССР – около 37 млрд. долл. – составляла

задолженность перед государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб,

около 16 млрд. – задолженность по кредитам коммерческих банков.

В соответствии с общим правилом правопреемства: «долг государства-

предшественника переходит к правопреемникам в справедливой доле,

определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят

к соответствующему государству-правопреемнику в связи с данным

государственным долгом» [50, 355] 28 октября 1991 г. десять республик –

правопреемниц СССР подписали меморандум о договоренности, подтвердив свою

солидарную ответственность за погашение долга бывшего Советского Союза.

Понятие солидарной ответственности означало, что каждая республика в

отдельности и все вместе несут ответственность по долгам Советского Союза.

4 декабря 1991 г. был подписан договор о распределении долга, по которому

долги и активы бывшего СССР были поделены между республиками.

Затем на основе меморандума о договоренности 4 января 1992 г. между

странами-кредиторами и государствами – правопреемниками СССР было подписано

соглашение об отсрочке платежей по основной сумме долгов, срок которых

наступал в 1992 г. Но это соглашение не было выполнено. Из всех бывших

советских республик только Россия осуществила частичные платежи (и то в

основном только по погашению кредитов, полученных от США), но и ее

платежеспособность вскоре была серьезно подорвана вследствие бегства

капитала, сокращения объемов экспорта нефти и газа и нерационального

распоряжения валютными средствами.

Здесь также можно упомянуть, что решение проблем внутреннего долга

бывшего СССР было определено специальным соглашением 1992 г. Участники

приняли на себя обязательства по погашению государственного долга СССР

перед населением в суммах пропорционально остатку задолженности, числящейся

на балансах учреждений Сбербанка СССР на территории каждого из них.

Остальная задолженность Госбанку СССР, Госстраху СССР и т.д. должна быть

возвращена из соответствующей доли каждого участника в произведенном

национальном доходе и использованном объеме капитальных вложений из

союзного бюджета [50, 355].

К концу 1993 г. общая сумма просроченных и срочных платежей составила

17 млрд. долл. Кроме того, платежи по долгам бывшего СССР коммерческим

банкам, срок которых наступил в 1992 и 1993 гг., составили 13 млрд. долл.

[58, 30]. В результате 2 апреля 1993 г. было подписано соглашение о

реструктуризации обязательств перед официальными кредиторами со сроками

погашения в 1992 и 1993 гг. Общий объем этих обязательств составлял около

15 млрд. долл., срок погашения реструктурированных обязательств – 10 лет,

включая пятилетний льготный период. Со своей стороны Россия приняла на себя

всю полноту ответственности по погашению долгов бывшего СССР и за

выполнение любых обязательств, которые могут возникнуть в этой связи, и

стала правопреемницей СССР по зарубежным активам Союза.

2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации.

Унаследованные Россией долги состояли, главным образом, из

среднесрочных и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала

погашению в 1992-1995 гг. Несмотря на нерациональную структуру, они могли

быть погашены и без инфляционного финансирования дефицита и привлечения

новых займов. В первой половине 90-х годов средняя ставка по российскому

долгу составляла приблизительно 7%. Следовательно, при задолженности в 70

млрд. долл. ежегодный процент составил бы примерно 4,9 млрд. долл. Кроме

того, каждый год должна была оплачиваться и определенная часть самого 70-

миллиардного долга. Российский ВВП в тот период достигал примерно 300 млрд.

долл. в год, следовательно, проценты по кредитам составляли порядка 1,6%

общего государственного дохода.

Однако ошибки во внутренней и внешней политике в 1990-1993 годы привели

к возрастанию суммы и стоимости долга, и, как следствие, ухудшению

положения страны. В итоге Россия вышла на мировую валютно-кредитную арену в

положении международного банкрота, или так называемого «государства ТОД»

(«с трудностями в обслуживании долгов») [20, 21].

Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику

государственного долга в 1994-1998 гг., отражены в таблице 2.1 [25, 23].

По данным таблицы 2.1, за четыре года абсолютная величина внутреннего

долга в текущих ценах выросла в 29 раз, достигнув к 1 января 1998 г. суммы

в

Таблица 2.1.

Объем и структура государственного долга Российской Федерации.

|Государственный долг |На 1 января года |

| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |

|Внутренний, трлн. руб.[1] |17,2 |88,4 |196,8 |372,6 |499,6 |

|Внешний, трлн. руб. / млрд. долл. |140,5 |425,6 |558,6 |695,0 |779,6 |

|США, в том числе: |112,7 |119,9 |120,4 |125,0 |130,8 |

|долг бывшего СССР, принятый на себя |129,3 |385,5 |477,9 |560,5 |582,9 |

|РФ |103,7 |108,6 |103,0 |100,8 |97,8 |

|долг Российской Федерации |11,2 |40,1 |80,7 |134,5 |196,7 |

| |9,0 |11,3 |17,4 |24,2 |33,0 |

|Внутренний, % к ВВП |10,0 |14,0 |13,4 |18,1 |19,3 |

|Внешний, % к ВВП |61,3 |43,0 |33,7 |28,9 |30,1 |

499,6 трлн. руб. Если в начале 1994 г. внутренний долг равнялся 10,0%, то

на 1 января 1998 г. этот показатель составил 19,3%, увеличившись на 9,3

процентных пунктов. Это означает, что в рассматриваемый период внутренний

долг вырос как абсолютно, так и относительно [25, 23].

Внешний долг увеличился с 112,7 млрд. долл. до 130,8 млрд., или на

16,1%. При этом долг бывшего СССР, принятый на себя Россией, сократился, но

задолженность по внешним займам, предоставленным Российской Федерации,

проявила сосем иные тенденции. К началу 1998 г. долг возрос на 266,7%,

достигнув величины в 33,0 млрд. долл. Доля нового, собственно российского

долга в общей сумме внешней задолженности увеличилась с 7,8% на начало 1994

г. до 25,2% к концу 1997 г., то есть в 3,2 раза. В 1998 г. проявившие себя

негативные тенденции сократились, внешний долг возрос до 141,5 млрд. долл.

В начале 1998 г. общий уровень долговой нагрузки составил 49,4% ВВП. В

результате девальвации рубля 17 августа 1998 г. произошел рост

государственного долга с 52% до 120% ВВП.

В течение 1999 г. внешних заимствований на финансовых рынках было

произведено еще меньше, чем в 1998 г., на сумму примерно в 4 млрд.

долларов.

Современное состояние внешней задолженности России в I полугодии 2000

года характеризует Приложение 1 (текстовой вариант и таблица) [53].

За счет внешних заимствований во второй половине 90-х гг. Россия

покрывала до 50% бюджетного дефицита страны. Это объясняется тем, что

заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на

внутреннем. И, тем не менее, расходы на обслуживание долга увеличиваются из

года в год. В 1996 году они составляли 13,34% всех расходов

государственного бюджета, в 1997 г. – 14,78%, в 1998 г. – 24,83%, в 2000 г.

– 27,5%.

Графики платежей по обслуживанию долга составляются достаточно часто в

связи с внесением изменений, вызванным переносом сроков платежей. Однако

общую тенденцию роста абсолютных значений расходов на обслуживание внешнего

долга можно проследить по графику платежей по обслуживанию внешнего долга,

составленному, например, еще в 1996 г. (Приложение 3).

В федеральном бюджете на 2000 г. на обслуживание внешнего долга

выделено лишь 10,2 млрд. долл. при необходимых 15,2 млрд. долл. по графику

(до новых реструктуризаций). В дальнейшем России по графику платежей

предстояло бы выплатить: в 2001 г. – 14,6 млрд. долл., в 2002 г. – 14,6

млрд. долл., 2003 г. – 20,5 млрд. долл., 2004 г. – 14,7 млрд. долл. и 2005

г. – 15,9 млрд. долл., что практически вряд ли возможно [42, 39].

Следует отметить, что в I полугодии 2000 г. график платежей соблюдался,

за 6 месяцев 2000 г. было выплачено, как и намечалось, 5,47 млрд. долл.

(Приложение 3 [53]).

В настоящее время внешний долг России складывается из кредитов

Парижского и Лондонского клубов кредиторов, кредитов СССР по двусторонним

соглашениям, кредитов, выданных России с 1992 г. по двусторонним

соглашениям, кредитов международных финансовых организаций - Международного

валютного фонда (МВФ) и Мирового банка (МБ), рыночных займов России

(еврооблигаций).

На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России,

оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в

объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных

экономистов. Динамику внешнего долга Российской Федерации по составу

кредиторов за период 1996-1998 гг. характеризует таблица 2.2 [70, 22].

Таблица 2.2.

Внешний долг по кредиторам, млрд. долл.

|Показатель |1996 |1997 |август |

| | | |1998 |

|Весь внешний долг, в том числе: |134,6 |133,1 |151,5 |

|Долг Правительства России, включая |24,2 |32,1 |53,4 |

|Долг международным организациям |15,3 |18,7 |26,7 |

|Бонды |1 |4,5 |15,8 |

|Кредиты по правительственной линии |7,9 |7,6 |9,6 |

|Коммерческие кредиты |0 |1,3 |1,3 |

|Долг бывшего СССР, в том числе: |100,8 |91,4 |88,5 |

|Долг международным организациям |0 |0 |0 |

|Бонды |0,1 |0,1 |0,1 |

|Кредиты по правительственной линии |61,9 |56,9 |56,9 |

|Коммерческие кредиты |38,8 |34,4 |31,5 |

|Бонды Минфина России |9,6 |9,6 |9,6 |

Примечание. В данном случае Хейфец А.Б. учитывает и обязательства по бондам

Минфина России, которые формально не являются официальным

государственным долгом и даже классифицируются западными

финансистами как внутренний долг. Однако фактически в России этот

долг имеет статус государственного.

Как можно видеть и из таблицы 2.2, правительство России выработало

принципы разделения долгов страны на собственно «российские», то есть

возникшие начиная с 1992 г., и «советские», т есть образовавшиеся до 1992

г. Правительство готово погашать текущие обязательства полностью по

«российскому» долгу и стремится реструктурировать долг «советский» [45,

100].

В структуре валютного долга России, таким образом, можно выделить

следующие основные элементы:

1. Советский долг. Сюда относятся задолженности: Лондонскому клубу

кредиторов, Парижскому клубу, по ОВВЗ Минфина (транши 3–5), и другие

советские долги.

2. Российский долг. Включает в себя: обязательства перед МВФ, Мировым

банком, еврооблигации, ОВВЗ (транши 6-7) и другие российские долги

[45, 100].

В структуре государственных заимствований по видам кредитов растет доля

несвязанных (финансовых) кредитов. Они используются для покрытия бюджетного

дефицита. Удельный вес таких кредитных средств в общем объеме внешних

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.