рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Гражданско-правовой способ защиты прав потребителей

Гражданско-правовой способ защиты прав потребителей

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

«Допустить к защите»

Декан направления

____________________

(___________________)

«_____»__________

Выпускная квалификационная работа

Тема Гражданско-правовой способ защиты прав потребителей

Исполнитель

Руководитель:_____________(__________)

Дата сдачи законченной работы ____________

.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

............................................................................

................................................................3

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ....10

Параграф 1 Право потребителей на

образование.................................................................

10

Параграф 2 Право потребителей на качество товаров

(работ,

услуг)......................................................................

..........................................................11

Параграф 3 Право потребителей на безопасность товаров

(работ,

услуг)......................................................................

.........................................................15

Параграф 4 Право потребителей на

информацию................................................................18

ГЛАВА 2 Права потребителей при покупке

товаров.....................................................................

..22

Параграф 1 Право потребителя при продажи ему товаров

с

недостатками................................................................

..............................................................22

Параграф 2 Предоставление аналогичного товара в безвозмездное

пользование.................................................................

.................................................................31

Параграф 3

Неустойка...................................................................

..............................................32

Параграф 4 Сроки предъявления требований в отношении

недостатков

товара......................................................................

................................................33

Параграф 5 Право потребителей на обмен товара надлежащего

качества....................................................................

.....................................................................34

ГЛАВА 3 Право потребителей при заключении договоров на оказание

услуг.......................................................................

............................................................................

.....35

Параграф 1Сроки в договоре на выполнение работ и оказание

услуг.......................................................................

........................................................................35

Параграф 2 Права потребителей при обнаружении недостатков в

выполненной работе и сроки предъявления

претензий......................................................36

Параграф 3 Цена в договоре на выполнение работ

(оказание

услуг)......................................................................

......................................................38

Заключение

............................................................................

...............................................................39

Библиография................................................................

.......................................................................42

ВВЕДЕНИЕ

Правовое регулирование отношений по удовлетворению материальных и

культурных потребностей в СССР всегда осуществлялось актами гражданского

законодательства. Базой гражданского законодательства, регламентировавшего

права граждан-покупателей, заказчиков, услугополучателей, являлись нормы

актов кодифицированного гражданского законодательства. Эти акты

устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных

отношений с участием граждан. Так, согласно п. п. 1, 3 и 4 ст,77 Основ

гражданского законодательства (1991 г.) и ст. 246 ГК РСФСР (1964 г.)

покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по

своему выбору требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при

продаже, замены вещи вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения

недостатков или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо

соразмерного уменьшения покупной цены1 . Покупатель мог также вместо

требований, указанных в п. 1 этой статьи Основ расторгнуть договор и,

возвратив вещь ненадлежащего качества продавцу, потребовать от него

возврата уплаченной за нее суммы, а если удовлетворение этих требований не

покрывало его убытков, он был вправе требовать их возмещения. Важной

гарантией защиты прав потребителей являлось предусмотренное ст. 294 и 367

ГК РСФСР правило о недействительности условий договоров бытового проката и

бытового заказа, ограничивающих права граждан по сравнению с условиями,

предусмотренными типовыми договорами и т.д.

Вместе с тем наряду с безусловно положительными моментами, гражданское

законодательство специально не было рассчитано на регулирование вопросов,

связанных исключительно с охраной прав граждан. Являясь общей правовой

базой для специальных норм, направленных на охрану прав граждан, акты

кодифицированного гражданского законодательства призваны придать общий

характер основным формулировкам договоров, данных в разделе

"Обязательственное право" с тем, чтобы они были рассчитаны не только на

отношения с потребителями. Вот почему в этих актах традиционно

отсутствовала специфика взаимоотношений потребителей с экономически более

сильными организациями сферы обслуживания и иными предпринимателями,

вступающими с ними в договорные отношения. Такое положение прямо или

косвенно способствовало созданию условий для навязывания потребителям не

пользующихся спросом товаров, принудительного ассортимента услуг, высоких

цен при вымывании дешевого ассортимента и т.д.

Данная в кодифицированном гражданском законодательстве до принятия нового

ГК классификация гражданско-правовых договоров не охватывала всю фактически

существующую систему договоров. Такое положение существовало в Основах 1961

г., таким же оно осталось и в Основах гражданского законодательства 1991 г.

Так, ни Основы гражданского законодательства, ни ГК РСФСР вообще не

регулировали многочисленные договоры в области культурного, спортивно-

оздоровительного, туристско-экскурсионного обслуживания граждан. В сфере же

бытового обслуживания кодифицированное гражданское законодательство

предусматривало только возможность утверждения Правительством типовых

договоров, регулирующих отношения с участием граждан (бытового проката,

бытового заказа), и содержало специальные правила о хранении организациями

вещей, принадлежащих гражданам. Такое положение требовало выделения целого

ряда других договорных видов с самостоятельной правовой регламентацией.

Наконец, в актах кодифицированного гражданского законодательства

отсутствовала специальная система гарантий охраны прав граждан в договорах,

направленных на обслуживание их потребностей. Между тем необходимость

создания такой системы диктовалась с конца 80-х начала 90-х годов) прежде

всего, переходом изготовителей товаров народного потребления, сферы

торговли и обслуживания 10 населения к рыночным отношениям. В условиях

свободы предпринимательской деятельности, когда прибыль стала важнейшим

показателем эффективности их хозяйствования изготовители товаров, торговые

организации и организация обслуживания, а также иные предприниматели,

используя свое положение на потребительском рынке, стали диктовать

потребителям невыгодные для них условия, нарушать права и интересы

потребителей.

Таким образом, классическое гражданское законодательство никогда не было

специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. В этих

условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии

специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего

правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их

взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке

товаров и услуг.

Одной из особых черт законодательства, регулировавшего отношения с

участием граждан-потребителей являлась множественность нормативных актов,

вытекающая, прежде всего, из неполноты охвата складывающихся в сфере

обслуживания отношений законодательными актами. Эта неполнота неизбежно

влекла заполнение имевшихся пробелом подзаконными (в основном

ведомственными) нормативными актами. При обильном ведомственном

нормотворчестве складывалась возможность издания актов, не опиравшихся на

соответствующие нормы закона. Так, на ряду с типовым договорами по

отдельным видам бытового проката, принятие которых ст. 294 ГК РСФСР

относилось к компетенции Совета Министров РСФСР, Министерством бытового

обслуживания населения РСФСР еще 10 июня 1983 г. были утверждены Правила

предоставления во временное пользование гражданам предметов домашнего

обихода, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря и другого

имущества личного пользования.

Однако не только неполнота сама по себе, но в отдельных случаях и прямая

передача Правительством важнейших вопросов правового регулирования этих

отношений в ведении отраслевых органов управления, усугубляла положение

потребителей. Если же учесть, что право издания нормативных актов,

затрагивавших права и интересы потребителей обычно передавалось тем органам

управления, которые являлись для предприятий и организаций торговли и сфере

услуг вышестоящими органами, то становится очевидной явная дискриминация

потребителей. До самого последнего времени в некоторых случаях

ведомственные нормативные акты, затрагивавшие права потребителей,

принимались с явным нарушением закона. Так, Типовые правила обмена

промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и

кооперативной торговли, были приняты Министерством торговли СССР и

Госстандартом СССР в 1974 г., хотя действовавшая в то время редакция ч. 3

ст. 41 Основ гражданского законодательства 1961 г. предусматривала

определение порядка осуществления прав покупателей в случае продажи им вещи

ненадлежащего качества только законодательством республик. То есть

указанные Типовые правила были приняты с явным нарушением закона.

Действовавшее до принятия Закона о защите прав потребителей

законодательство не в полной мере соответствовало и международному уровню

защиты их прав. Несоответствие данного законодательства международному

уровню защиты прав потребителей проявлялось в том, что: во-первых, основные

вопросы, касавшиеся охраны прав потребителей, либо не были решены на

законодательном уровне, либо, если и решались на этом уровне, то в чисто

традиционном плане отраслевым законодательством без учета приоритета охраны

их прав; во-вторых, не все международно признанные права потребителей были

надлежащим образом защищены (право на информацию, право на обеспечение

безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причиненного

товарами и услугами ненадлежащего качества). Но и те права, которые

получили достаточно полное регулирование, не имели надежного механизма

реализации(права потребителей в случае приобретения вещей ненадлежащего

качества, права услугополучателей при нарушении условий договора о

выполнении работ и оказании услуг качестве и т.д.); в-третьих, не в полной

мере соответствовало международному уровню регулирование ответственности

производителей, предприятий торговли и обслуживания перед потребителями в

случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; в-четвертых,

недостаточно были урегулированы вопросы, касающиеся организации и

деятельности организованного потребительского движения, в том числе

общественных формирований потребителей, создаваемых в целях коллективной

охраны интересов граждан. Что же касается специальных государственных

органов по защите прав потребителей, то таковые вообще отсутствовали.

Первой серьезной попыткой комплексного решения вопросов оптимизации

правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась

разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав

потребителей».

Начало реализации фундаментальных прав потребителя было положено с

принятием Закона СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителей»,

который , однако, в связи с распадом СССР так и не вступил в силу.

Важно отметить, что и после распада СССР союзный закон о защите прав

потребителей оставался моделью для законодателя отдельных стран-членов СНГ.

В частности, для закона Российской федерации от 7 февраля 1992 г. , а так

же его редакции от 9 января 1996 г. № 3-Ф3 .

Существующее законодательство о защите прав потребителей не

исчерпывается одним только Законом РФ «О защите прав потребителей». Это

целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений

правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского

законодательства.

Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных

законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень

нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая

закрепляет права граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и

т.д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее

существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и

уголовного законодательства. В Уголовном кодексе России недавно появилась

специальная статья, которая устанавливает ответственность за обман

потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав

потребителей, содержатся и в Кодексе «Об административных правонарушениях».

Основное регулирование отношений с участием потребителей все-таки

осуществляется нормами гражданского законодательства, и в частности

Гражданского Кодекса Российской Федерации. Действующий ГК состоит из

нескольких частей. Первая часть действует с 8 декабря1994г. и устанавливает

правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте,

правовое положение различных субъектов гражданских правоотношений, а также

определяет общие условия заключения гражданско-правовых договоров. Вторая

часть ГК РФ вступила в силу с 1 марта 1996 года и содержит нормы,

определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.

Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» в сфере

потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую

затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего это Закон РФ «О

страховании», Закон «О сертификации», Закон РФ «Об антимонопольной политике

и поддержке новых экономических структур» Закон РФ«О естественных

монополиях» и ряд других нормативных актов.

Там, где действует несколько нормативных актов, неизбежно возникает

вопрос об их соотношении. По общему правилу Гражданский Кодекс Российской

Федерации имеет преимущественную силу при регулировании любых

правоотношений в сфере гражданского оборота. В то же время, понимая

важность установления особенностей правового регулирования отношений с

участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам,

предоставленным Гражданским Кодексом, гражданин-потребитель пользуется

также правами, предоставленными Законом РФ «О защите прав потребителей»1.

Таким образом ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и

дополняют друг друга.

Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы

потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать

норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны

снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим

законодательством. Для того чтобы исключить ограничение прав потребителей

ведомственными инструкциями, в закон был введен прямой запрет передавать

органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, в которых

содержатся нормы, касающиеся потребителей. Это означает, что только

Правительство России имеет право принимать правила и инструкции,

регулирующие отношения с участием граждан-потребителей; и это право не

может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти.

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

И ИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА

9 апреля 1985 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН

Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которая закрепила 8

основополагающих прав потребителей :

право на выбор;

право на безопасность;

право быть выслушанным;

право на информацию;

право на потребительское образование;

право на удовлетворение базовых потребностей;

право на качество;

право на возмещение ущерба;1

Практически все эти права нашли отражение в российском законодательстве о

защите прав потребителей. Каждое право заслуживает самостоятельного

рассмотрения .

Параграф 1

ПРАВО НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Одним из общепризнанных прав потребителей является право на

потребительское образование. Недостаточно предоставить потребителю права и

законодательно закрепить ответственность за их нарушения. Нужно, чтобы

человек знал как воспользоваться своими правами. А для этого необходимо

научить людей делать разумный и осмысленный потребительский выбор.

В преамбуле Закона «О защите прав потребителей» закреплено право

потребителя на просвещение. Однако в отличие от первоначальной редакции

закона, в которой это право так и осталось простой декларацией, новая

редакция содержит специальную статью, конкретизирующую право на образование

и устанавливающую гарантии реализации этого права.

Для реализации права потребителей на просвещение необходима целая система

государственных мероприятий. Как следует из статьи 3 рассматриваемого

закона, на различных уровнях государственной системы образования учащиеся

должны будут получать знания, умения и навыки, необходимые для реализации

их прав как потребителей. Очевидно, что декларативная формулировка этой

статьи предполагает дополнительные нормативные акты различных уровней,

более детально регламентирующие порядок и ответственность государственных

органов по разработке и созданию соответствующих образовательных программ и

стандартов.

Развитие системы потребительского образования — процесс долгий и

сложный; он предполагает постепенное движение от предоставления потребителю

информации до создания комплексной системы потребительского образования,

охватывающей все ступени от дошкольного обучения до высшей школы.

Параграф 2

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО ТОВАРОВ(РАБОТ, УСЛУГ)

Гражданский Кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы

договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий

заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут

содержать отступления от правил, установленных законодательством.

Этот принцип и реализуется в Законе РФ «О защите прав потребителей»,

который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязаны передать

потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует

договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то

нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение

договора.

Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не

только передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает

гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также

возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед

потребителем в этой сфере.

Как следует из формулировки закона, установление срока службы -это

право, а не обязанность изготовителя. Надо отметить, что многие российские

изготовители уже поняли преимущества установления срока службы. К этому их

подтолкнула сама жизнь. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась резким

ростом пожаров, вызванных возгораниями телевизоров, магнитофонов и других

сложно-технических товаров. Поскольку специального законодательства о

защите прав потребителей не существовало, ответственность за причиненный

возгораниями ущерб должны были нести изготовители. .Практически все

сгоревшие товары находились в эксплуатации более десяти лет и просто

выработали свой ресурс. Если бы на эти товары был установлен срок службы,

то ответственность изготовителей была бы ограничена этим сроком. Сегодня

установление срока уже не редкость. Так, в августе 1995 г. Генеральным

директором Волжского Автомобильного Завода был издан приказ, одним из

пунктов которого на автомобили, выпускаемые ВАЗом, был установлен 6-летний

срок службы. Впоследствии, по некоторым причинам, этот приказ был отменен,

однако можно быть уверенным, что в ближайшее время срок службы на

автомобили этого завода будет установлен[1].

Если же изготовитель по каким-то причинам, не считает необходимым

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.