рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Договор купли-продажи

исчислении убытков при расторжении договора[48]. Данные нормы открывают

возможность для применения абстрактных убытков, определяемых расчетным

путем, независимо от действий сторон, последовавших после расторжения

договора.

Существо правил об исчислении убытков при расторжении договора поставки

заключается в том, что, если в разумный срок после расторжения договора

вследствие нарушения обязательства контрагентом добросовестная сторона

покупает товары у другого продавца по более высокой цене (покупатель) либо

продает товары по более низкой цене (поставщик), чем было предусмотрено

договором, она вправе потребовать от контрагента, нарушившего

обязательства, возмещения убытков в виде разницы между ценой договора и

ценой по совершенной взамен его сделке.

Вместе с тем взыскание указанных убытков возможно и в тех случаях, если

сделка взамен расторгнутого договора не совершалась. Для расчета убытков

может быть использована текущая цена на соответствующий товар,

существовавшая на момент расторжения договора. При этом под текущей ценой

понимается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за

аналогичный товар в месте, где должна была быть осуществлена передача

товара.

Таким образом, в данном случае речь идет о минимальном размере убытков,

вызванных расторжением договора поставки в связи с неисполнением

обязательств одной из сторон, что, впрочем, не исключает возмещения и иных

убытков, причиненных неисполнением либо ненадлежащим исполнением условий

договора.

2.3. Поставка товаров для государственных нужд

В качестве одной из разновидностей поставки в Кодексе урегулированы

отношения, связанные с поставкой товаров для государственных нужд. В

последние годы неоднократно предпринимались попытки регламентировать

указанные отношения с помощью закона. Последняя такая попытка выразилась в

принятии Государственной Думой двух очередных федеральных законов: «О

поставках продукции для федеральных государственных нужд» (от 13 декабря

1994 года)[49] и «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия для государственных нужд» (от 2 декабря 1994

года)[50]. Законы действуют уже около полутора лет, однако практика не дает

нам каких-либо свидетельств их влияния на упорядочение такой важной сферы

отношений, как удовлетворение потребностей государства в товарах, работах и

услугах.

Дело в том, что названные законы, как, впрочем, и аналогичные им

предыдущие, по своему содержанию являются скорее экономическими

декларациями, нежели юридическими актами. Они подробным образом регулируют

порядок определения собственно государственных нужд, то есть потребностей

России и субъектов Российской Федерации в тех или иных товарах, работах или

услугах, и доведения их до организаций-исполнителей. Вместе с тем данные

законы не определяют порядок заключения государственных контрактов и их

исполнения, оставляют без внимания вопросы формирования оптимальной

структуры договорных связей, юридические механизмы, позволяющие довести

исполнение заказов для государственных нужд до конкретных потребителей

товаров, работ или услуг.

Этот пробел призваны заполнить нормы, содержащиеся в новом ГК. Поставка

товаров для государственных нужд должна осуществляться на основе

государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а

также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для

государственных нужд между организациями - исполнителями заказа для

государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров.

Государственный контракт подписывается на основе принятого исполнителем

заказа на поставку товаров для государственных нужд. Причем в некоторых

случаях, предусмотренных законом, заключение государственного контракта

будет являться для исполнителя (поставщика) обязательным. Однако при этом в

отношении всякого исполнителя (поставщика), за исключением казенного

предприятия, должно быть соблюдено введенное ГК требование о возмещении

государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены

поставщику (исполнителю) в результате выполнения им условий

государственного контракта.

Кодекс детально регламентирует порядок и сроки заключения

государственного контракта. Проект государственного контракта

разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику

(исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для

государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект

государственного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения

сообщить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта

такого решения:

во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях,

предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик

(исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный

экземпляр возвращает государственному заказчику;

во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от

тех, что предложил государственный заказчик. При таких обстоятельствах

поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику

подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом

разногласий по отдельным его условиям;

в-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем

поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот

же 30-дневный срок.

Государственному заказчику предоставляется 30 дней для рассмотрения

протокола разногласий к государственному контракту, составленному

поставщиком (исполнителем). Здесь тоже возможны варианты: государственный

заказчик в течение указанного срока может сообщить поставщику (исполнителю)

о принятии его редакции спорных условий государственного контракта либо об

отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также при истечении

30-дневного срока разногласия по государственному контракту, заключение

которого является обязательным для государственного заказчика или

поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок не

позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда.

Если же сторона, для которой заключение государственного контракта

является обязательным, уклоняется от его подписания, другая сторона может

обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению

государственного контракта.

Основным же правилом, как и в других цивилизованных странах, должно

стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд путем

проведения соответствующих конкурсов. И в этой ситуации заключение

государственного контракта с победителем конкурса становится для

государственного заказчика обязательным. Государственный контракт должен

быть оформлен не позже чем через 20 дней со дня проведения конкурса.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка

товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным

заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное

государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить

основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем)

и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.

Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в 30-

дневный срок направить проект договора покупателю.

Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект

договора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию

и в 30-дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в

согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной

на рассмотрение арбитражного суда в 30-дневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе

уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для

государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением

покупателю права обратиться в такой ситуации в арбитражный суд с иском о

понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях

разработанного покупателем проекта договора.

Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично

от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора

в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика

(исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным

заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления

поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель)

получает право требовать от государственного заказчика принять и оплатить

товары либо возместить расходы, связанные с реализацией этих товаров

другому потребителю.

Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет

служить норма, согласно которой при оплате покупателем товаров по договору

поставки товаров для государственных нужд заказчик признается поручителем

по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты

товаров покупателем государственный заказчик будет отвечать перед

поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов,

возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой

поставленных товаров.

2.4. Контрактация

Специфические признаки договора контрактации заключаются в том, что

исполняющей стороной в нем является производитель сельскохозяйственной

продукции, который обязуется передать выращенную (произведенную) им

сельскохозяйственную продукцию заготовителю. В роли заготовителя по

договору контрактации выступает лицо, осуществляющее закупки

сельскохозяйственной продукции для переработки или продажи.

Необходимо отметить интересную деталь в правовом регулировании договора

контрактации. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным

главой 30 ГК, сначала применяются правила о договоре поставки и лишь при

отсутствии таковых - общие положения о договоре купли-продажи.

Предусмотренные ГК особенности правового регулирования договора

контрактации продиктованы спецификой предмета договора и субъектным

составом обязательства. В отличие от договора купли-продажи или поставки

товаров в данных правоотношениях слабой стороной, как правило, является

производитель сельскохозяйственной продукции. Поэтому ему предоставлены

некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а

на заготовителя соответственно возлагаются некоторые дополнительные

обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы установлено, что

заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя

по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В договоре может быть

обусловлена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку

сельскохозяйственной продукции, возвращать по требованию производителя

отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором.

Но главная особенность договора контрактации заключается в том, что

производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо

ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед

заготовителем лишь при наличии вины. Данное положение является исключением

из общего правила, предусмотренного п. 3 ст. 401 ГК, согласно которому

лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при

осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если

не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие

непреодолимой силы.

2.5. Энергоснабжение

Впервые в нашей стране Кодекс включает установление на уровне закона

основных правил энергоснабжения.

Ранее эти сложные правоотношения, касающиеся практически всех

организаций и граждан, регулировались ведомственными нормативными актами:

Правилами пользования электрической энергией и Правилами пользования

тепловой энергией, утвержденными приказом Министерства энергетики и

электрификации СССР от 6 декабря 1981 года.

Договором энергоснабжения признается договор купли-продажи, по которому

энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю)

через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую

энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления,

обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении

энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования,

связанных с потреблением энергии[51].

Договор энергоснабжения относится к договорам купли-продажи, поскольку

содержит в себе все признаки этого договорного обязательства: одна сторона

передает другой за плату определенный товар (энергию). С другой стороны,

указанный товар обладает настолько специфическими свойствами, что это

требует особого регулирования. Энергия, в отличие от вещей, представляет

собой определенное свойство материи - способность производить полезную

работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций,

создавать необходимые условия для предпринимательской и любой иной

деятельности[52].

Спецификой предмета договора (энергия) объясняется наличие ряда

характерных признаков, позволяющих выделить договор энергоснабжения в

отдельный вид договора купли-продажи.

Во-первых, передача товара потребителю осуществляется путем подачи

энергии через присоединенную сеть на энергоустановку этого потребителя

(абонента).

Во-вторых, на абонента возлагаются дополнительные обязанности в связи с

использованием такого товара, как энергия: обеспечить соблюдение режима ее

потребления, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении

энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

В-третьих, энергоснабжающая организация наделяется дополнительными

правами в области контроля за техническим состоянием энергоустановки

абонента, его приборов и оборудования.

В-четвертых, имеются определенные обязательные условия, которые должны

быть выполнены абонентом, претендующим на заключение договора

энергоснабжения: он должен располагать отвечающим установленным техническим

требованиям энергопринимающим устройством, присоединенным к сетям

энергоснабжающей организации, а также организовать учет потребления

энергии.

В-пятых, правовое регулирование договора энергоснабжения не

исчерпывается нормами, содержащимися в Кодексе. Напротив, детальное

регулирование указанных правоотношений должно обеспечиваться законами и

иными правовыми актами об энергоснабжении, а также принятыми в соответствии

с ними обязательными правилами.

Спецификой предмета договора энергоснабжения и стремлением законодателя

создать стабильность договорных отношений по энергоснабжению объясняется

включение в текст Кодекса норм, регулирующих порядок заключения договора

энергоснабжения[53]. В случаях, когда истекает срок действия договора

энергоснабжения и ни одна из сторон до истечения этого срока не заявит о

его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, договор

энергоснабжения считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.

Не допускается пауза в договорных отношениях и в тех случаях, когда по

предложению одной из сторон заключается новый договор. До этого момента

условия старого договора сохраняют свою силу.

Особенностью такого условия договора энергоснабжения, как количество

энергии, является его определение исходя из данных учета фактического

потребления энергии. Качественные параметры энергии, подаваемой на

энергоустановку абонента, должны соответствовать требованиям, установленным

договором энергоснабжения, государственными стандартами и иными

обязательными правилами.

Как уже отмечалось, на абонента возложены обязанности по обеспечению

надлежащего технического состояния и безопасности используемых

энергетических сетей, приборов и оборудования. Абонент должен также

немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах,

неисправностях приборов учета энергии, других нарушениях, возникающих при

пользовании энергией[54].

Как и во всяком договоре купли-продажи, основной обязанностью абонента

является оплата поданной ему энергии. Специфическая черта исполнения данной

обязанности применительно к договору энергоснабжения состоит в том, что

оплата должна производиться абонентом, исходя из количества фактически

использованной им энергии в соответствии с данными приборов, учитывающих

эту энергию.

В отношениях по энергоснабжению наряду с энергоснабжающей организацией

и абонентом может участвовать также субабонент, чья энергоустановка через

присоединенную сеть сообщается с энергоустановкой абонента. Суть

содержащегося в Кодексе правила, рассчитанного на подобную конструкцию

отношений, заключается в том, что абонент может передавать субабоненту

энергию, полученную от энергоснабжающей организации, лишь с согласия

последней[55].

Принципиальное значение в деле регулирования взаимоотношений

энергоснабжающих организаций и потребителей энергии будут иметь положения

Кодекса, регламентирующие действия энергоснабжающей организации, связанные

с перерывом в подаче, прекращением или ограничением подачи энергии[56].

В качестве общего правила предусмотрено, что перерыв в подаче,

прекращение или ограничение подачи энергии могут происходить только по

соглашению сторон, за исключением двух случаев.

Во-первых, такие действия энергоснабжающей организации допускаются при

отсутствии соглашения сторон, но с предварительным уведомлением абонента,

если неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента

угрожает аварией или создает угрозу жизни или безопасности граждан. Данные

обстоятельства должны быть удостоверены органом государственного

энергетического надзора.

Во-вторых, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии

без согласования с абонентом и без предупреждения, но при условии

немедленного уведомления абонента могут иметь место в случае необходимости

принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе

самой энергоснабжающей организации.

Ранее ответственность энергоснабжающей организации в случае

неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств носила

ограниченный характер. Причем вневедомственные правила, регламентировавшие

эти отношения, зачастую сводили ответственность энергоснабжающей

организации к чисто символическим значениям.

Определенные нормы, направленные на ограничение ответственности

энергоснабжающей организации, содержатся и в тексте Кодекса[57]. Однако

важно подчеркнуть, что в случае нарушения обязательств по договору обе

стороны - и энергоснабжающая организация, и абонент - несут одинаковую

(ограниченную) ответственность в виде возмещения причиненного этим

реального ущерба. Таким образом, как в отношении энергоснабжающей

организации, так и абонента не допускается взыскание убытков в виде

упущенной выгоды.

Предусмотренные Кодексом правила энергоснабжения в основном рассчитаны

на регулирование отношений, связанных с подачей электрической и тепловой

энергии. Вместе с тем указанные правила подлежат применению и к отношениям,

связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и

нефтепродуктами, другими товарами. Иное может быть оговорено законом, иными

правовыми актами или вытекать из существа обязательств.

2.6. Продажа недвижимости

Нормы о договоре купли-продажи недвижимого имущества объединены в

Кодексе в отдельном параграфе, исходя из специфики предмета купли-продажи,

предопределяющей особенности договора, которые позволяют выделить его в

отдельный вид договора купли-продажи: договор продажи недвижимости.

По договору продажи недвижимости продавец передает покупателю

недвижимое имущество. К недвижимому имуществу (недвижимость) относятся

земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что

прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без

несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса,

многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимости относятся также

подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда

внутреннего плавания, космические объекты (в юридическом смысле, конечно).

Закон может отнести к недвижимости и иное имущество[58].

Специфические черты недвижимости - прочная связь с землей, особая

ценность, непотребляемость в процессе использования и т. п. - диктуют

необходимость определения специальных правил, регулирующих участие таких

объектов в имущественном обороте. Уже в части первой ГК предусмотрен ряд

таких правил в отношении обязательной государственной регистрации права

собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, а также

возникновения, ограничения и перехода таких прав[59].

Требования к форме договора продажи недвижимости сводятся к тому, что

такой договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого

документа, подписанного сторонами[60]. В отличие от общих правил,

регламентирующих последствия несоблюдения простой письменной формы сделки,

нарушение требований, предъявляемых к форме договора продажи недвижимости,

влечет его недействительность.

Нужно обратить внимание на то, что государственной регистрации подлежит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.