рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Институт гражданства РФ

граждан РФ, так и граждан субъектов Федерации) будут обеспечены одинаковые

социально-экономические и политико-правовые условия.

Со дня становления РФ и до распада СССР в РФ было единое гражданство.

Существовавшее утверждение о том, что в СССР было тройное гражданство

(гражданство СССР, гражданство РСФСР (союзных республик) и гражданство

автономных республик) на практике не имело существенного значения, так как,

в частности, от имени РСФСР (в том числе и ее автономных республик) во всех

сферах жизни (внутри страны и за рубежом), как правило, выступал СССР со

своим единым гражданством.

В целом же можно признать, что возможности определения своего

гражданства в РФ и ее субъектах впервые закладывались в Федеративном

договоре, ибо бывшие автономные республики признаны самостоятельными

субъектами, а некоторые из них после оглашения своих Деклараций о

суверенитете ставили вопрос о целесообразности становления их членами

Содружества Независимых Государств (Республика Башкортостан) и даже

субъектами международного права (Республика Татарстан).

Между тем те субъекты РФ, которые уравнивали себя в правовом положении

с РФ в целом, четко не уяснили отличительных особенностей Российской

Федерации, которые выражались в многонациональном характере

государственного суверенитета и единстве ее государственной власти. Ведь

Российская Федерация представляла интересы всех субъектов РФ в

международных отношениях и в деятельности Содружества Независимых

Государств. В отличие от РФ ее субъекты есть национально-государственные

образования в рамках единой Федерации. Иными словами, национальный

суверенитет у них выступает формой государственного суверенитета, а

содержание государственного суверенитета республик как субъектов Федерации

определяется их многонациональным народом. Здесь же следует подчеркнуть.

что в отличие от предыдущей новая Конституция РФ 1993 г. предусматривает

единые механизмы и гарантии осуществления прав граждан РФ и ее субъектов.

Так, в области политики они проявляются в идеологическом многообразии; в

экономической сфере — в различных формах собственности, конкуренции и

свободе экономической деятельности; в социальной - в свободном развитии

человека, гарантиях социальной - защиты; в правовой области - во взаимной

ответственности государства и граждан

Концептуальной основой единого гражданства РФ и ее субъектов является

народовластие Поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям

(народностям) выражает сущность гражданства РФ. Отсюда и вытекает принцип

единого гражданства РФ, который закреплен в ст. 6 Конституции РФ. В ней

гражданство Российской Федерации признается единым и равным независимо от

оснований приобретения.

Принцип единого российского гражданства выражается в общности

принципов экономической, политической, социальной, правовой систем

российского законодательства и законодательства республик в составе РФ. Он

означает: "...Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республик в

составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики" [1, c. 17]. В

соответствии с принципом федерализма и принципом единого и равного

гражданства на территории России граждане РФ, проживающие на территории

края, области, автономной области, автономного округа, являются

одновременно гражданами РФ. Данное положение наряду с Законом "О

гражданстве" следовало бы также закрепить и в ст. 6 Конституции РФ.

На мой взгляд, гражданство - это политико-правовая принадлежность лиц

государству, являющемуся самостоятельным субъектом международного права.

Республики в составе РФ обладают ограниченной международной

правосубъектностью. А государство, признанное суверенным в рамках

международного сообщества, защищает права и законные интересы граждан как

внутри страны, так и за ее пределами. Именно такой смысл вложен в ст. 62

Конституции РФ и ст. 3 Закона РФ "О гражданстве",

С этих позиций не совсем оправданно конституционное положение

отдельных субъектов Федерации, предусматривающее двойное гражданство, как,

например, это установлено в ст. 22 Конституции Республики Башкортостан.

Характерно, что в ней нет записи о том, что граждане РФ являются гражданами

Республики Башкортостан. С учетом того, что в Республике Башкортостан нет

Закона о гражданстве РБ, выходит, что по ст. 22 Конституции РБ граждане РФ

и РБ не имеют правовой основы для своей защиты.

Спорность определения гражданства субъектов РФ вытекает из

Федеративного договора и п. 4 ст. 5 Конституции РФ, согласно которым все

субъекты РФ равноправны в своих взаимоотношениях с федеральными органами.

Значит, следует уточнить определение гражданства во всех трех типах

субъектов РФ. Но это вряд ли возможно: во-первых, субъекты имеют разные

правовые статусы, и их равноправие достигается по линии взаимоотношений с

федеральными органами государственной власти; во-вторых, все граждане

субъектов Федерации являются гражданами РФ.

Целесообразность единого гражданства РФ можно было бы обосновать и

тем, что в рамках единой Федерации не должно быть двойного гражданства в

виде гражданства РФ и гражданства ее субъектов, как бы они ни определялись.

Лица, проживающие на территории субъектов Федерации России, оставаясь

гражданами РФ, признаются (на основе регистрации) жителями села, поселка,

деревни, района, города, области, края, округа и республики. Для получения

каких-то экономических, социальных, правовых и иных льгот следовало бы

предусмотреть срок проживания на определенной территории, скажем, как это

предусмотрено во Франции и США - 5 лет, в Англии и Норвегии — 7 лет, в

Испании — 10 лет и т.д. Цена оседлости, если прибегнуть к такому сравнению,

соответствовала бы ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12

Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 27

Конституции РФ к Закону РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу

передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской

Федерации" от 25 июня 1993 г. Представляется вполне достаточным

подтверждение о принадлежности к гражданству РФ для решения своих социально-

бытовых вопросов. Этому способствует и ускоренный, сокращенный порядок

приема граждан РФ по линии миграционной службы, который установлен в

Законах РФ "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993

г.

Важность единого гражданства Российской федерации тем более значима,

что в республиках РФ экономические условия могут быть иными, чем в

Российской Федерации в целом. Так, например, в Конституции Республики

Башкортостан не предусматривается частная собственность на землю. В ней

также исключена возможность использования земли и других природных ресурсов

как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей

территории. Если бы аналогичные положения предусматривались в

соответствующих статьях Конституции Республики Башкортостан, все ее жители

могли бы получать такие же материальные блага, как и работники металлургии,

угольной, нефтяной промышленности.

Утверждение отдельных государствоведов о том, что признание

суверенности народа, по имени которого названа республика, создано

"искусственно", не отражает и политических аспектов гражданства в субъектах

Российской Федерации.

Что касается Республики Башкортостан, то фактически существует

противоречие между ст. 69 и ст. 3 ее Конституции, что говорит о

необходимости устранения соответствующего пробела в конституционном

законодательстве. В частности, многонациональный народ Республики

Башкортостан, который является "носителем суверенитета и единственным

источником государственной власти в Республике Башкортостан" (ст. 3

Конституции РБ), как бы лишен права образования государственности, так как

"Республика Башкортостан образована в результате реализации права

башкирской нации на самоопределение" (ст. 69 Конституции РБ) [20, с. 23].

В целях исключения разделения "коренных" наций и "несуверенных"

народов при определении гражданства в ст. 69 Конституции Республики

Башкортостан следовало бы предусмотреть положение об осуществлении

неотъемлемого права башкирской нации, всего народа республики на

самоопределение, подобно положению Декларации о государственном

суверенитете Республики Татарстан. Тем более Республика Башкортостан по

сути не является однонациональной республикой. В ней прожинают более 4 млн.

человек, в том числе башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы,

мордва, удмурты. Следует также учесть и то, что за 1992-1994 годы в РБ

прибыло свыше 40 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев из Узбекистана,

Таджикистана, Казахстана, Прибалтики и Чечни, причем граждане разных

национальностей.

Как отмечалось выше, необходимость правового обеспечения единого

гражданства на территории Российской Федерации предполагает принятие в

Республике Башкортостан Закона о гражданстве, который в настоящее время

пока отсутствует. В то же время Верховным Сонетом Республики со дня

принятия Декларации о государственном суверенитете Башкортостана (октябрь

1990 г.) принято 165 законов и 13 республиканских кодексов

Оставление в ведении Республики Башкортостан вопросов гражданства,

регламентируемых в Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан

"О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий

между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти Республики Башкортостан" от 3 августа 1994 г.,

выглядит противоречиво. Согласно п. 8 ст. 71 Конституции РФ Российская

Федерация регулирует и защищает права и свободы человека и гражданина

Российской Федерации. Указанное противоречие следует устранить, если

Республика Башкортостан, как вытекает из названного выше Договора, тоже

добивается регулирования вопросов своего гражданства.

В согласовании нуждается также законодательство РФ и РБ в плане

статуса беженцев и вынужденных переселенцев, трудовой миграции, в том числе

и иностранной рабочей силы. Например, в Законе РФ "О гражданстве" в

отношении вынужденных переселенцев предусмотрены льготы в обеспечении их

жилищно-бытовыми условиями. Однако предусмотренные льготы не названы в

Жилищном кодексе Республики Башкортостан.

Достаточно много проблем возникает по реализации Указа Президента РФ

"О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей

силы" от 16 декабря 1993 г.

Четкое определение единого российского гражданства и гражданства

субъектов РФ диктуется и реализацией Соглашения о помощи беженцам,

вынужденным переселенцам, подписанного главами государств Азербайджана,

Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении и

Узбекистана. Речь идет о финансировании строительства предварительного

пункта приема беженцев и вынужденных переселенцев, определении пособий не

только социально незащищенным, но и всем указанным лицам, а также о

компенсациях за оставленное имущество на территории других государств.

В плане правовой обеспеченности единого гражданства РФ нуждается в

изучении и вопрос о целесообразности создания самостоятельной судебной

системы Республики Башкортостан. Согласно приложению к Федеративному

договору от 31 марта 1992 г. и постановлению Верховного Совета Республики

Башкортостан "О судебной реформе в Республике Башкортостан" от 29 февраля

1992 г. в Республике Башкортостан создается самостоятельная судебная

система. Характерно, что суды Республики Башкортостан руководствуются

уголовным и гражданским законодательствами Российской Федерации, а решения

и приговоры выносят именем Республики Башкортостан. Недопустимость

обжалования решений, приговоров судебных органов Республики Башкортостан

может привести к нарушению конституционных прав и свобод граждан Российской

Федерации, проживающих на территории Башкортостана. Здесь следует учесть

два момента: во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть

ограничены Федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ); во-вторых, по

Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994

г. вопросы судоустройства находятся в ведении РФ. Если будет законодательно

закреплена самостоятельная судебная система РБ, то должны быть очерчены

объекты разграничения прав граждан РФ, проживающих на территории РБ, и прав

граждан самой РБ.

В заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, взаимоотношения

РФ и ее субъектов по регламентации гражданства должны формироваться или на

основе федерализма, или же на конфедеративных началах. Особенности

конституций субъектов Федерации толкают федерацию к унитаризму. Может быть,

в дальнейшем следовало бы определить нашу федерацию по типу СССР, на

принципах экономической интеграции в рамках СНГ.

Если во взаимоотношениях Российской Федерации и ее субъектов строго

придерживаться федеративных отношений, то законодательство Республики

Башкортостан и остальных субъектов Федерации по проблемам гражданства

должно быть приведено в соответствие с Законом РФ "О гражданстве" при

помощи конституционных судов РФ и ее субъектов, Государственно-правового

управления при Президенте РФ и соответствующего органа в ее субъектах после

проведения социально-правовой экспертизы конституционных положений как РФ,

так и ее субъектов, в том числе Договора РФ и РБ от 3 августа 1994 г. Эти

организационно-правовые и процессуально - правовые меры должны быть

осуществлены на основе компетенции Федерального Собрания.

Глава 2. Основания и порядок приобретения

и прекращения гражданства Российской Федерации

Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как

широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы

подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные

советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен

тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и тем не

менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и

после Второй мировой войны.

Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор

всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство.

В Законе о гражданстве Российской Федерации устанавливается, что

гражданство приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению;

в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в

результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем

выбора (оптации); ж) по иным основаниям, предусмотренным данным законом

[15, c. 28].

Перечень оснований отличается от устанавливаемых прежним союзным

законодательством.

При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации

применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в

поставе Российской Федерации, международные договора Российской Федерации,

бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года

Российского государства, действовавшие на момент наступления

обстоятельства, с которым связывается принадлежность лица к гражданству

Российской Федерации.

А теперь более подробно стоит рассмотреть основания приобретения

гражданства.

В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации гражданами

РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на

территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона, если в

течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании

состоять в гражданстве Российской Федерации. Отсутствие оговорки о

возможности заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации

означало бы нарушение прав человека, принудительное зачисление лица в

корпус граждан Российской Федерации вопреки его представлениям о своем

гражданстве, не расходящемся о правовыми установлениями по этому вопросу.

Кроме того, гражданами Российской Федерации считают бывших граждан

Российской Советской Федеративной Социалистической Республики,

возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу Закона

Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (6 февраля 1992

года), не имеющих подтверждения приобретения гражданства Российской

Федерации в результате признания, и продолжающих проживать на территории

Российской Федерации на законных основаниях. Оформление документов и

принадлежности к гражданству производится при их личном волеизъявлении.

Для решения вопросов, связанных с приобретением гражданства в порядке

регистрации, восстановления в гражданстве,, имеет значение порядок

определения гражданства лиц, родившихся 30 декабря 1922 года и позднее

утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве

Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской

Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был

гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации.

По постановлению Верховного Совета Российской Федерации распространить

действие части первой статьи 13 Закона о гражданстве на военнослужащих

(офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих учебу в

учебных), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу и Российской

Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией

Российской Федерации на территории других государств, в том числе в составе

Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств, а также

прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после

вступления Закона в силу.

Признание гражданства как форма его приобретения - процесс,

завершающийся в основном в день вступления в силу Закона, реализующийся

одноактно. В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со

стороны, приобрели гражданство Российской Федерации лица, составляющие

подавляющую часть граждан Российской Федерации.

Главным постоянно действующим основанием получения гражданства

является его приобретение по рождению. Это следствие того, что приобретение

гражданства зависит от принципов: "право крови" - jus sanginis, то есть c

учетом гражданства родителей, и "право почвы" - jus soli, то есть

зависимости от места рождения [15, c. 32].

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в

гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации

независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент

рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное

гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения

определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого

соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он

родился на территории Российской Федерации, либо если иначе он стал бы

лицом без гражданства.

Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в

гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства,

ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места

рождения.

Принцип "права почвы" применяется в отношении гражданства детей,

родители которых неизвестны. Находящийся на территории Российской Федерации

ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской

Федерации. Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории

Российской Федерации детей от лиц без гражданства, а также детей,

родившихся на территории Российской Федерации от родителей, состоящих в

гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего

гражданства. В случаях обнаружения хотя бы одного из родителей, опекунов

или попечителя гражданство этого ребенка можно изменить согласно Закону.

Закон Российской Федерации о гражданстве установил и такое новое

основание как "приобретение гражданства Российской Федерации в порядке

регистрации". В общем, регистрация является упрощенным порядком

приобретения гражданства, т.к. не связанная со сложными процедурами.

Регистрация осуществляется соответствующими органами внутренних дел.

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретается

лицами, у которых супруг, либо родственник по прямой восходящей линии

является гражданином Российской Федерации; лицами, у которых на момент

рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но

которые приобрели другое гражданство по рождению, в течение 5 лет по

достижению 18-летнего возраста; дети бывших граждан Российской Федерации,

родившиеся после прекращения у родителей Российской Федерации, в течение 5

лет по достижении 18-летнего возраста; граждане бывшего СССР, проживающие

на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также

прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля

1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании,

приобретет и гражданство Российской Федерации. Но Конституционный Суд

Российской Федерации постановил, что этот пункт в Законе о гражданстве

Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации,

поскольку неопределенность содержания данной нормы и её понимание в

правоприменительной практике не исключает распространения процедуры

приобретения российского гражданства в порядке регистрации на лиц,

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.