рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Авторский договор: понятие и виды

соглашение ни что иное, как авторский договор со всеми вытекающими отсюда

последствиями[23]. Думается такая позиция вполне оправдана, она призвана,

прежде всего, обеспечить защиту прав и интересов автора, поскольку

положение автора по такому договору должно быть не хуже по сравнению с

положением, закрепленным в законе.

В ст. 2 ЗоАП сказано, что законодательство РФ об авторском праве и

смежных правах является частью гражданского законодательства.

Следовательно, к авторским отношениям применяются основные начала, на

которых основывается гражданское законодательство, а именно: равенство

участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности,

свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в

частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских

прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебная защита (ст. 1

ГК). Исходя из этого, можно сделать вывод, что авторский договор является

гражданско-правовым и соответственно к нему применяются нормы общей части

обязательственного права. Нарушение сторонами договорных обязанностей

влечет ответственность по ст. 34 ЗоАП. Распространение положение об

обязательствах на авторские договорные отношения позволяет применять

ст. 310 ГК, в соответствии с которой “односторонний отказ от исполнения

обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за

исключением случаев, предусмотренных законом”.

По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и

возмездный характер.

Что касается формы авторского договора, то согласно ст. 32 ЗоАП

авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Исключения

составляют договоры об использовании произведения в периодической печати.

для которых предусмотрена устная форма.

Хотя ЗоАП ничего не говорит о последствиях несоблюдения письменной

формы договора, в данном случае применима норма ст. 162 ГК РФ, где сказано,

что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в

случае спора сослаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские

показания, но не лишает их права приводить письменные и другие

доказательства. Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее

недействительность в случаях, прямо указанных в Законе или в соглашении

сторон.

Кроме того, Закон отдельно определяет форму договоров, касающихся

продажи экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставления массовым

пользователям доступа к экземплярам программ и баз данных (например,

дискета). В подобных случаях применяется норма п. 3 ст. 14 Закона РФ “О

правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”

от 23.09.92 г.[24], общий смысл которой заключается в том, что, получая

экземпляр материального носителя программы или базы данных, покупатель или

получатель считается подписавшим договор, существо которого изложено на

этом экземпляре.

В новых экономических условиях возрастает роль договора вообще и

авторского договора в частности. Прежде всего имеется в виду влияние,

которое авторский договор как правовая форма оказывает на реализуемые

отношения. В рамках института “авторское право” регулирования имущественных

и личных неимущественных отношений имеет свои особенности. Во-первых, эти

отношения связаны с созданием и использованием произведений

интеллектуального творчества. Во-вторых, само использование произведения

допускается на основании договора с автором или его правопреемниками за

некоторыми изъятиями, предусмотренными нормами о свободном использовании

произведения.

Глава 2. Классификация авторских договоров

1.2. Основания классификации и виды авторских договоров

В действующем законодательстве об авторском праве нет перечисления

видов авторских договоров, которые содержала ст. 504 ГК РСФСР 1964 г.

Годами складывавшаяся практика оставила в наследство ряд авторских

договоров, которые могут быть сгруппированы по различным основаниям.

В литературе встречается достаточно предложений о классификации

авторских договоров. Одна из возможных классификаций содержалась в уже

упомянутой ст. 504: авторский договор об издании произведения; авторский

договор о публичном исполнении произведения, авторский договор об

использовании произведения в кинематографии; авторский договор об

использовании произведения на телевидении и радио; авторский договор о

публичном показе произведения; авторский договор об использовании в

промышленности произведения декоративно-прикладного искусства. Перечень

этот является примерным: в зависимости от способа использования

произведения могут заключаться и иные авторские договоры.

По мнению А.П. Сергеева авторские договоры, прежде всего, делятся на

группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они

заключаются, и предлагает выделять, в частности, авторские договоры на

создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных,

архитектурных и других произведений[25]. Однако следует учитывать, что даже

если указанные договоры предусматривают один и тот же способ использования

произведения, вид последних оказывает определенное влияние на содержание

самого договора.

Предметом авторского договора могут быть еще не обнародованные

произведения или произведения, которые уже доведены до всеобщего сведения.

Подобное деление оказывает существенное влияние на размер авторского

гонорара и форму его выплаты. Так, если авторы необнародованных

произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление

пользователю права на первое ознакомление публики с произведением, то

авторы произведения уже известного публике, подобной прерогативы лишены.

Специфической чертой последних является право автора на внесение

исправлений и изменений в созданное им произведение.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров

в зависимости от способа использования произведения. Наиболее

распространенным видом авторского договора является издательский договор, в

соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых

произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений

литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических,

сценарных, музыкальных произведений и т.д.

Распространенность издательского договора, более раннее становление

определили своеобразное место его среди других авторских договоров. Те или

иные вопросы, имеющие общее значение для авторских договоров всех видов,

решаются часто на основании практики, сложившейся при разрешении споров по

издательским договорам. Кроме того, издательский договор — самый

универсальный по характеру использования произведений, в рамках его

используются любые произведения науки, литературы и исскуства, которые

могут быть изданы средствами полиграфии.

Нередки случаи, когда основным способом использования произведения

является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении

постановочного договора. Его предметом могут быть драматические

произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые

используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями,

цирками и т.р.) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на

том, что произведения, в отношении которых заключается постановочный

договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

В области кино и телевидения действуют сценарные договоры, которые

возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм

художественный, документальный, научно-популярный, видовой и др. Суть

сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он

регламентирует. порождаются необходимостью использования текста, по

которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача,

проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

Сценарный договор близок к постановочному, однако думается, что их

главным отличием является то, что литературный сценарий дополняется,

изменяется и перерабатывается, для того, чтобы быть максимально

приближенными к нуждам кинематографа. В то время как постановочный договор

регулирует отношения возникающие между сторонами при публичном исполнении

произведения.

При передаче произведения на хранение в специальный информационный

орган, заключается договор о депонировании рукописи, которым регулируются

условия и порядок обнародования и дальнейшего использования произведения.

С целью публичной демонстрации произведений изобразительного

искусства, заключается договор художественного заказа. Его предметом

являются произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются

авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность

последних.

Ранее практике были известны договоры на готовое произведение и

договоры заказа. Иными словами, эти виды авторских договоров

характеризовались степенью готовности произведения. Содержащееся в ст. 503

ГК РСФСР 1964 г., определение авторского договора объединяло договор на

готовое произведение и договор заказа. То же происходило и с типовыми

авторскими договорами. Например, согласно Типовому издательскому договору

на литературные произведения 1975 г. (п. 1), автор передавал или обязывался

создать и передать издательству для издания и переиздания свое

произведение.

Типовой постановочный договор на создание и постановку музыкально-

сценического произведения 1977 г. был договором заказа, что подтверждает

его п. 1, где сказано, что автор обязуется создать и передать театру для

публичного исполнения оперу. балет, оперетту.

Говоря о типовых авторских договорах, важно отметить, что с принятием

31.05.91 г. Основ гражданского законодательства СССР, утратили силу типовые

договоры как нормативные акты. Причем Э.П. Гаврилов отмечал, что типовые

договоры не являются простыми ведомственными актами. Их подписание —

указать сторонам наиболее правильную, отвечающую и интересам общества, и

интересам авторов форму договора и его содержание[26].

9 июля 1993 г. ВС РФ принял закон “Об авторском праве и смежных

правах, который отменил и заменил нормы раздела IV ОГЗ “Авторское право”

(ст.ст. 134-143) и предусмотрел в ст. 33 только один вид авторского

договора — договор заказа.

Однако, закрепление в законе авторского договора заказа не означает

лишения автора возможности самостоятельно обратиться в организацию

(издательство, театр, студию), предложив ей свое произведение.

В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по

договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры

подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о

передаче неисключительных прав[27].

Принимая во внимание провозглашенную гражданским законодательством

свободу договора, стороны не ограничиваются перечисленными видами

авторского договора, каждый вид которого имеет свои особенности,

обусловленные как предметом так и способами использования произведения.

2.2. Договоры о передаче исключительных и неисключительных прав

Степень обладания правами породила два вида авторских договоров: о

передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав.

Исключительность авторских прав ассоциируется с монополией их

владельца, с его единственной над ними властью Вопрос об исключительных

правах и об исключительной природе авторских прав далеко не индифферентны

для юридической науки. На протяжении достаточно длительного времени идет

его обсуждение. Рассматривая общее понятие об исключительных правах Г.Ф.

Шершеневич утверждал, что: “Исключительное право представляет юридическую

возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих

от подражания. Пассивными субъектами исключительных прав являются все

сограждане”[28].

Современный исследователь А.П. Сергеев усматривает исключительный

характер “в признании того, что только сам обладатель авторского права

(т.е. автор или его правопреемник) может решать вопрос об осуществлении

авторских правомочий и прежде всего связанных с использованием

произведения”[29]. При этом А.П. Сергеев, ратуя за исключительность

авторских прав, в общепринятом в цивилизованных странах смысле”, допускает

некоторую гиперобобщенность, говоря об “извращенном значении” термина

“исключительность авторского права”, отмеченную им “в трудах большинства

советских специалистов по авторскому праву” (в том числе В.П. Грибанова,

Н.В. Савельевой)[30].

Законом “Об авторском праве и смежных правах” предусмотрено несколько

иное, более узкое наполнение термина “исключительные права”.

П.2 ст. 30 ЗоАП предусматривает, что авторский договор о передаче

исключительных прав разрешает использование произведения определенным

способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти

права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование

произведения другим лицом”. С реализацией этого положения можно

познакомиться на примере книга М. Гогулан “Попрощайтесь с болезнями”, где

сказано, что исключительное право ее публикации принадлежит издательству

“Советский спорт” (Москва) и что издание произведения без разрешения

издательства считается противоправным и преследуется по закону.

В данном случае издательство известило о своих исключительных правах,

которые оно получило. Вместе с тем сам автор вправе запрещать использование

произведения другими лицами, если лицо, которому были переданы

исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Согласно п. 4 ст. 31 ЗоАП “права, переданные по авторскому договору,

могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случаях, если

это прямо предусмотрено договором”, т.е. понятие исключительности прав не

включает в себя в силу прямого указания приведенной статьи право передачи

третьим лицом (сублицензирования) прав, полученных по авторскому договору.

Таким образом, приобретение исключительных прав на использование

произведения не означает возможности их последующей переуступки третьим

лицам.

Названная норма закона, по всей видимости, относится лишь к

правопреемникам (физическим или юридическим лицам) автора. Сам автор на

основании ст. 16 ЗоАП имеет исключительное право на использование

произведения в любой форме и любым способом, включая право осуществлять

самому или разрешать третьим лицам, все указанные в п. 2 ст.16 ЗоАП

действия. При этом следует учитывать, что перечень п.2 ст.16 не является

исчерпывающим.

Объем исключительных прав автора и объем исключительных прав

правопреемника, правообладателя, наследника (используя множественность

терминологии закона) явно не совпадает. Автор имеет право разрешать третьим

лицам использование произведения, а правообладатель лишь право запрещать

использование другими лицами (п.2 ст.30 ЗоАП).

Из всего вышеизложенного следует вывод о необходимости учета реалий

современного законодательства и дальнейшей теоретической проработке

проблемы исключительных прав в законодательстве, т.к. не вызывает сомнений,

что один и тот же термин “исключительное право” не может быть разным по

содержанию для третьих лиц, в зависимости от объема переданных по договору

прав, которым таковое право передается.

Другим видом авторского договор является договор о передаче

неисключительных прав. Этот договор разрешает пользователю использовать

произведение наравне с обладателем исключительных прав передавшим такие

права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого

произведения таким же способом.

Для данного договора характерно, что использование произведения

допускается наравне с самим автором и другими лицами, получившими от него

разрешение на использование произведения аналогичным способом. В п. 4

ст. 30 Закона 1993 г. подчеркивается, что права, передаваемые по авторскому

договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не

предусмотрено иное. Данное положение вызвало положительную оценку

А.П. Сергеева, который считает, что такое решение вопроса заслуживает

поддержки как повышающее уровень авторско-правовой охраны[31].

2.3. Договоры заказа и договоры на готовое произведение

Договор заказа предусмотрен ст. 33 ЗоАП. По этому договору автор

обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и

передать его заказчику.

Исходя из понятия договора заказа, данное авторским

законодательством, из термина “автор” исключаются наследники и иные

правопреемники.

К авторским договорам заказа применяются общие условия, касающиеся

авторских договоров, а также дополнительное условие о выплате аванса

указанного в п. 2 ст. 33 ЗоАП.

При заключении договора заказа следует учитывать норму, содержащуюся

в п. 5 ст. 31 ЗоАП, в соответствии с которой предметом авторского договора

не могут быть права на использование произведений, которые автор может

создать в будущем.

Между тем в договоре заказа как раз и определяются права Организации

на произведение, которое автор обязуется создать в будущем.

Для того, чтобы произведение, создаваемое по договору заказа, не

подпадало под п. 5 ст. 31 ЗоАП, его следует указывать как можно более точно

и конкретно: объем, вид, жанр, сфера применения, название и т.п. Иначе

говоря, объектом договора заказа должно быть произведение, уже задуманное

автором, а может быть, даже уже сложившееся в голове автора, но еще не

получившее объективную форму, не объектированное.

Если условие о точном и конкретном обозначении заказываемого

произведения будет соблюдено, то нет препятствий к тому, чтобы предметом

договора заказа было не одно, а несколько произведений и чтобы договор

заказа заключался на длительный срок.

П. 2 ст. 33 ЗоАП устанавливает обязанность заказчика выплатить автору

аванс в счет установленного договором вознаграждения.

При этом размер аванса, порядок и сроки его выплаты законом не

регулируются, а определяются соглашением сторон. Исходя из смысла п. 3

ст. 31 ЗоАП, которым установлено, что вознаграждение по авторскому договору

определяется в виде процента от дохода, полученного от использования

произведения, авансом следует считать сумму, которая выплачивается до того,

как у пользователя образовался этот доход. Поэтому по договору заказа

авансом должен считаться не только платеж, который выплачивается до

образования дохода у пользователя.

В п. 2 ст. 33 ЗоАП указывается на аванс, который уплачивается “в счет

обусловленного договором вознаграждения”. Отсюда должен быть сделан вывод,

что аванс вычитается из основного вознаграждения, а также что аванс

является возвратным. Однако стороны договора могут предусмотреть выплату

безвозвратного аванса.

В договоре заказа могут быть предусмотрены неоднократные или

периодические авансовые платежи, оплата командировочных расходов автора, а

также других его расходов, связанных с созданием произведения. Следует,

однако, учитывать, что в этих случаях такой договор может рассматриваться

как трудовой договор, а созданное произведение будет считаться служебным в

соответствии со ст. 14 ЗоАП.

В ст. 33 Закона 1993 г. говорится об одном виде авторского договора —

о договоре заказа, который заключается в тот момент, когда произведение еще

не создано автором.

Однако, закрепление в законе авторского договора заказа не исключает

того, что автор самостоятельно может обратиться в организацию

(издательство, театр, студию), предложив ей свое готовое произведение.

Поскольку рукопись произведения в этом случае передается без

заключенного договора, автор подвергается большому риску. Организация не

связана обязательством по соблюдению срока рассмотрения поступившей

рукописи и выполнения решения по ней.

Глава 3. Элементы авторского договора.

3.1. Предмет авторского договора и его условия.

Провозглашенная ст. 421 ГК РФ свобода договора отразилась и на

авторских договорах. Так, ст. 31 ЗоАП устанавливает, что договор должен

предусматривать: способы использования произведения, срок и территорию, на

которые передается право, размер вознаграждения и (или) порядок определения

размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, а также

порядок и сроки выплаты вознаграждения. Предусмотрена также возможность

включения в договор “и других условий. которые стороны сочтут существенными

для данного договора”.

В абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ констатируется: “существенными являются

условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных

правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида,

а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон

должно быть достигнуто соглашение”[32].

Как видно из вышеизложенного, законодательство достаточно условно

определяет существенные условия, принимая во внимание принцип свободы

договора, соответствии с которым стороны сами определяют свои обязанности.

В прежнем законодательстве об авторском праве содержалось положение о

том, что условия заключенного с автором договора, ухудшающие его положение

по сравнению с положением. установленным в законе или в типовом договоре,

недействительны и заменяются условиями установленными законом или типовым

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.