рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Права человека, их закрепление в Конституции РФ

Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права,

международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие

средства защиты прав и свобод граждан.

Исполнительная власть -

«Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской

Федерации, прав и свобод человека и гражданина…»[18] - очень важная статья,

которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям

прав и свобод: реализации, как в своей личной деятельности, так и

инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод

личности в целом, отдельных групп населения. Так, 1998 год Указом

Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен «Годом прав

человека в Российской Федерации». В числе мероприятий по его проведению

Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и

принять в 1998 году федеральные законы в области прав человека:

> О минимальных государственных социальных стандартах;

> Об альтернативной гражданской службе;

> Гражданско-процессуальный кодекс РФ;

> Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

> Кодекс РФ об административных правонарушениях;

> Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования.

Предложено ратифицировать международные документы:

> Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года;

> Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская

конвенция о выдаче 1957 года и протоколы к ней № 1 и 2;

> Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959

года;

> Конвенции Международной организации труда 1947 г., 1957 г., 1978 г.,

1981 г.

Кроме того в данном документе Правительству РФ предложено финансировать

Федеральные программы, обеспечивающие выполнение постановления в области

прав человека и т.д.

При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность

которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите

прав и свобод человека.

Правительство РФ, местные органы государственной власти также призваны

осуществлять эту деятельность – министерство юстиции, существование

системы специальных органов, призванных выполнять эти функции тому

подтверждение.

Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в

Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию

которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом –

который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных

прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий

жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по

правам человека при президенте РФ.

Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не

упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может

выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными

законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч.

2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают

гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства,

обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и

гражданина»[19]

Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на

которого возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ правовое, то и

регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения норм права,

закрепленных к конкретных нормативных актах.

Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в

Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-

правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента и

Постановлениях Правительства).

Каким же образом государство использует перечисленные инструменты?

Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и

свобод:

- Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;

- Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального

использования;

- Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;

- Развитие общественно-политической активности граждан;

- Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;

- Повышение правосознания и правовой культуры каждого;

- Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права

человека и гражданина.

Важно помнить, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую

юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

Российской Федерации»[20], что гарантирует использование конституционных

положений при решении любых споров – в том числе и в судебных

разбирательствах.

Думается, следует сразу отметить что классификация гарантий, так же как и

классификация основных прав и свобод достаточно условна. Как, например,

определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты: наличие

специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных

социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии; наличие

соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия

или бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии – как

гарантии юридические.

Попробуем все же рассмотреть каким же образом осуществляется механизм

реализации конституционных прав и свобод и как осуществляются их

юридические гарантии.

Прежде стоит рассмотреть специфический набор средств и методов защиты

конституционных прав и свобод:

. Конституционно-судебный механизм – т.е. возможность обращения в

Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом «О

Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 г.);

. Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом «Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

1993 г.);

. Административные действия органов исполнительной власти;

. Законная самозащита человеком своих прав – лично или через общественные

объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;

. Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский суд

по правам человека или иные международные правозащитные организации в

соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том

случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих

механизмов:

Гарантии личных прав человека – наиболее широко определенные Конституцией.

Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи

любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

- Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной

правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных

документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это

право. В Конституции России оно признается правом, которое не может быть

ограничено введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое

право может ограничиваться «федеральным законом только в той мере, в

какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,

обеспечения обороны страны и безопасности государства»[21] Именно

поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии

с которым «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться

федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо

тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на

рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей»[22] - что

не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают

решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем

не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола

к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее

время этот вопрос находится в стадии решения.

- Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – право любой личности, ничем не

ограниченное. «Ничем» - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления

достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими

законодательными актами: «Закон о средствах массовой информации», в

соответствии с которым можно не обращаясь в суд получить опровержение

сведений не соответствующих действительности или порочащих человека;

«Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

свободы граждан» - в соответствии с окторым можно в судебном порядке

защитить честь и достоинство; «Закон о милиции» - в котором

оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к

унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в

определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ

предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до

самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого

достоинства (ст.110) и т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий

данного права можно привести немало статей законодательных актов. Важно

одно – право на достоинство личности не может и не должно ставиться в

зависимость ни от общественной значимости личности, возраста, пола,

убеждений, национальности и т.д. Гарантии на защиту права закреплены –

но всегда ли эти права защищены реально? До сих пор мы слышим о случаях

неуставных отношений в армии, не всегда с уважением относятся в нашем

обществе к национальному достоинству человека. Думается, проблема

заключается в том, что низка правовая культура общества, а,

следовательно, и каждого его члена в отдельности.

- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) – право,

принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть

ограничено по судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное

законодательство четко формулирует случаи, когда человек может быть

лишен свободы – все эти ограничения должны соотноситься с целями и

условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция

запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы

человека и гражданина. Все незаконные посягательства на свободу и личную

неприкосновенность могут быть обжалованы в суд в соответствии с

««Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

свободы граждан».

- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,

защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ) - все эти права

принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не

могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В

ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав:

тайна усыновления («Семейный кодекс РФ» ст. 111, УК РФ ст. 155);

врачебная тайна (основы законодательства об охране здоровья граждан);

тайна исповеди (закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»); тайна денежных

вкладов, тайна завещания и т.д. УПК ограничивает возможности

следственных органов при вторжении в частную жизнь человека – все эти

действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с

санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия обязаны также

хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в следствии (УПК ст. 170

ч.5). В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность

компенсации в случае нарушения данных прав – в таких случаях, в

соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного

гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного

следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-

компенсационные меры.

- Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40) – это право

пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным

законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон «Об основах федеральной

жилищной политики» и т.д.) Предполагается система мер, способствующих

обеспечению жильем граждан из муниципального и государственного фонда,

проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от

проникновения в жилище без согласия на то лиц законно занимающих это

помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может

быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в федеральном

законе. В случае нарушения его используются те же статьи, что и при

нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право

обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои прав и получить

соответствующую компенсацию.

- Право на определение национальной принадлежности и пользование родным

языком (ст. 26 КРФ) – правовые гарантии закреплены в законе «О языках

народов РСФСР» от 25.10.91. в соответствии с Конституцией и законом

каждому гарантируется право осуществлять основные политические,

экономические, социальные и культурные права и свободы вне зависимости

от знания или незнания какого-либо языка Каждый имеет право пользоваться

родным языком при обращениях в государственные органы РФ, при

судопроизводстве, при выборе языка обучения и т.д.

- Право на свободу передвижения, выбора места жительства, выезда за

пределы РФ (для граждан право свободного возвращения в РФ) (ст. 27) –

данная статья Конституции 1993 года и закон о «Праве российских граждан

на свободное передвижение, выбор места жительства в пределах Российской

Федерации» от 25/06/93 внес много нового. Важно учесть, что многие

гарантии осуществления основаны на требованиях международно-правовых

обязательствах России (ратификация Европейской конвенции). Прежде всего,

появились гарантии на свободу смены места жительства, институт прописки

больше не является ограничение в осуществлении любых прав человека и

гражданина на территории РФ. Ограничения могут быть вызваны только

незаконным проживанием на данной территории, ограничениями по ст. 55,56

КРФ, но только в той мере, в какой это необходимо. Могут быть

ограничения, связанные с нахождением в местности, прилегающей к

государственной границе, в территории санитарно-эпидемиологического

бедствия и т.д. Но все эти ограничения регулируются только нормативно-

правовыми актами.

- Право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28) –никто не может быт

принужден в выборе религии, смене вероисповедания. Допускается

религиозное многообразие. Закон «О свободе вероисповеданий» 1990 г.

соответствует данной статье Конституции и гарантирует, что данные права

и свободы не будут ограничиваться, что государство (так как РФ –

светское государство) не буде вмешиваться в дела религиозных

объединений. Нарушение данных прав ведет к ответственности,

предусмотренной в Российском законодательстве

- Право на свободу мысли и слова, получение, производство и

распространение информации (ст. 29) – положение данной статьи говорит о

Российской Федерации как государстве демократическом, признающем

разнообразие мнений. Тем не менее, пожалуй, данная статья имеет большее

число ограничений, чем другие. Это не случайно – свобода мысли и слова

не может быть абсолютной. В общих чертах ограничения сформулированы в

ст. 55 КРФ. Кроме того, ГК РФ, КоАП РФ, УК предусматривают меры

наказания за публичные призывы к национальной вражде, насильственному

захвату власти и т.д. Гарантиями

осуществления данного права является то, что оно не только

декларируется, но и создаются возможности его реализации. «Закон о

средствах массовой информации» предполагает предоставление возможности

публично заявить о своем мнении, федеральный закон «О порядке освещения

деятельности органов государственной власти в государственных средствах

массовой информации» 1994 г. предполагает гарантии свободы получения

информации для каждого. Ограничения существуют только для информации

конфиденциальной; для сведений, составляющих государственную тайну и

т.д. Все эти ограничения также регулируются и точно определяются в

нормативно-правовых актах.

Гарантии политических прав и свобод

- Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы

(ст.30) – международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет

это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые

предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в

интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и

свобод других лиц. Конкретизируется это право и закрепляются гарантии на

него в Федеральных законах «Об общественных объединениях» от 14

апреля 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» от 12

января 1996 г., «о благотворительной деятельности и благотворительных

организациях» от 11 августа 1995 г. Деятельность этих организаций и

объединений четко регламентируется и устанавливаются правовые гарантии

их существования.

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и

демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право

принадлежит только гражданам РФ и регламентируется Указом Президента РФ

от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных

шествий, демонстраций и пикетирования». Осуществление данного права не

должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать

статье 55 КРФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных

мероприятий может быть обжаловано в суд.

- Право на участие в управлении делами государства как непосредственно,

так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в

органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на

равный доступ к государственной службе; право н участие в отправлении

правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно

соответствует правовым нормам международных документов и реализуется

прежде всего в избирательном праве граждан – право избирать и быть

избранными Для осуществления этого права необходим определенный статус

личности – наличие дееспособности, достижение определенного возраста,

состояние здоровья и т.д. – исходя из этих требований могут возникать

ограничения в осуществлении данных прав. Еще одной гарантией

осуществления этих политических прав является участие дееспособных

граждан в референдуме («Закон о референдуме Российской Федерации» от 10

октября 1995 г.). Федеральный конституционный закон «О судебной системе

Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. раскрывает конституционное

положение об участии граждан в осущетсвлении правосудия в качестве

присяжных, народных, арбитражных заседателей.

- Право на обращение в государственные органы и органы местного

самоуправления (ст. 33) – важное средство осущетсвления и охраны прав

личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин

может обратиться в гсударственные органы с ходатайством, жалобой

заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется. В случае

нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования

незаконных действия, восстановления прав и получения компенсации. Для

каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд

при нарушении конституционных прав и свобод.

Гарантии на социально-экономические права и свободы:

- Право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность

(ст. 34) – право предпринимательской деятельности с использованием своих

способностей и имущества предоставляется гражданам РФ, лицам без

гражданства, лицам с двойным гражданством. Регулируются эти отношения в

первую очередь Гражданским Кодексом, федеральными законами и

международными договорами. Ограничения могут быть для государственных

служащих; для лиц, которым запрещено заниматься той или иной

профессиональной деятельностью в качестве наказания и т.д. Все эти

ограничения закреплены в законах и любой произвол и нарушения прав

могут быть обжалованы в суд. Законодательство регулирует виды и формы

предпринимательской деятельности, определяет права и обязанности

юридических и физических лиц и т.д. Нарушение права на данный вид

деятельности, воспрепятствование законной предпринимательской

деятельности может быть наказано в соответствии со ст. 169 УК РФ. Важной

гарантией осуществления права на предпринимательскую деятельность

является ограничение законодательством конкуренции (КРФ ст. 8,

Федеральный закон «О естественных монополиях» 1995 г. и т.д.). Развитие

экономических отношений в России в настоящее время находится в стадии

становления, поэтому законодательство не всегда в состоянии

урегулировать складывающиеся в этой сфере жизни отношения. Думается, со

временем регулирование этих отношений будет более полным и оперативным

- Право частной собственности; право иметь имущество в собственности,

владеть и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими

лицами; право наследования (ст. 35) – государство берет на себя

ответственность за соблюдение данных прав путем принятия соответствующих

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.