рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Англия

сохраняет свою самобытность и многие специфические этнические черты

своеобразная этническая группа, живущая в горах северо-западной части

острова. Их самоназвание - галлы, англичане же чаще называют их

хайлендерами (горцами). Галлы сохраняют свой древний кельтский ( галльский

) язык. На нем говорит 1,4% всего населения страны. Но с каждым годом число

знающих галльский язык неуклонно уменьшается, подавляющее большинство

галлов уже полностью перешло на английский.

Хотя оба старых национальных языков почти утрачены шотландцами,

национальное самосознание среди них очень сильно. Шотландия сохранила свою

юридическую систему, которая основана на римском праве, а не на своде

прецедентов, как в Англии. Осталаст в Шотландии и своя система образования:

в шотландских университетах учатся 4 года, а в английских 3.

Административным и культурным центром Шотландии является Эдинбург, а её

промышленным сердцем - Глазго. В стране существует Шотландская национальная

партия, которая борется за независимость в рамках Европейского сообщества и

необходимость собственного парламента в Эдинбурге. Хотя шотландский фунт

полный эквивалент английского, формально он не имеет хождения в Англии и

Уэльсе, но охотно там принимается. Национальная одежда шотландцев - юбки,

называемые "килтами", национальный инструмент - валынка. Но в такой одежде

они появляются только на праздниках. Национальным символом является

чертополох.

Не затихает национальная борьба и среди другого кельтского народа

Великобритании - уэльсцев, или валлийцев, численность которых составляет

всего 1,5 млн. человек. Их историческая судьба, этническое развитие были

иными, чем у шотландцев. Уэльс рано был завоеван англичанами, и население

его подвергалось большей ассимиляции, чем шотландцы. Значительная часть

господствующих классов Уэльса - аристократии и буржуазии - были английского

происхождения, поэтому там национальная борьба нередко тесно переплеталась

с классовой.

Несмотря на продолжающуюся много веков насильственную ассимиляцию

уэльсцев, они и сейчас еще сохраняют четкое национальное самосознание,

отчасти и свой язык (хотя большинство знающих его валлийцев - двуязычно) и

некоторые черты национальной культуры.

Сегодня все надписи в Уэльсе - на валлийском, его преподают в школах, и

по закону делопроизводства в государственных общественных учреждениях

должно вестись на двух языках. Знать валлийский должны преподаватели,

работники социальной сферы. Валлийское радио и телевидение делает многое

для того, чтобы родной язык непременно был передан следующему поколению.

Долгое время национальным символом Уэльса был лук-пырей, лишь недавно

вытесненный более эстетичным нарциссом.

Продолжает развертываться среди валлийцев и национальное движение.

Созданная в 1925 г. уэльсская националистическая партия Плайд камри

выступает за предоставление самоуправления Уэльсу. Участники движения

культурного национализма стремятся предотвратить и исчезновение уэльсского

языка, сохранить свою самобытную культуру.

На протяжении многих лет ожесточенная борьба ведется и во внутренней

колонии Великобритании - Северной Ирландии, присоединенной к британскому

государству в 1922 г., когда остальная часть Ирландии добилась

самостоятельности.

В состав Соединенного Королевства вошли тогда шесть графств из девяти

Ирландской провинции Ольстер. Этнический состав населения этой области

неоднороден: здесь живет около 500 тыс. коренных жителей острова -

ирландцев-католиков и примерно 1 млн. англоирландцев и шотландоирландцев.

Большинство - протестанты, британцы по культуре и традициям, преданные идее

сохранения конституционных связей с британской короной. Остальное население

- немногим более трети - является католическим, ирландским по культуре и

истории и в целом выступает за союз с Ирландской Республикой.

Таким образом, в Ольстере исторически сложились три группы населения,

различавшиеся между собой по религии и культуре и настороженно, а подчас и

враждебно относившиеся друг к другу. Восточные области Северной Ирландии

были заняты переселенцами из Шотландии - пресвитерианами, центральные и

северные провинции заселили англичане, принадлежавшие к англиканской

церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией областях жили остатки

коренного населения - ирландцы, католики по своему вероисповеданию.

Правящие круги Англии, следуя своему обычному принципу "разделяй и

властвуй", всячески поощряли и углубляли раскол между этими группами.

С течением времени между английскими и шотландскими поселенцами

происходило сближение на почве общих интересов, и в настоящее время они

выступают уже против коренных ирландцев-католиков единым фронтом.

Власть в Северной Ирландии сосредоточена в руках этого протестантского

большинства, а католики ирландцы подвергаются дискриминации в самых

различных областях, лишены многих социальных и гражданских прав. Английская

буржуазная пропаганда стремится представить происходящую в Северной

Ирландии борьбу коренных ирландцев за равные гражданские права, против

дискриминации, которая особенно обострилась в 1970-х годах, как простой

религиозный конфликт между католиками и протестантами. На самом же деле

причины борьбы в Северной Ирландии представляют собой сложный узел

национальных, социально-экономических и религиозных противоречий, корни

которых уходят далеко в глубь веков.

При стабильности уровня смертности снижение рождаемости привело к

уменьшению естественного прироста населения. Поскольку естественный прирост

населения Великобритании оставался невысоким в течение всего периода с

конца Х1Х в., темпы роста численности населения в значительной степени

зависели от внешних миграций.

Увеличилась иммиграция в Великобританию из Ирландии. Адаптация ирландских

иммигрантов к новой среде происходила очень медленно. И сейчас они

сохраняют еще обособленность и некоторую отчужденность в отношениях с

англичанами.

Довольно большую группу (около 500 тыс. человек) в Великобритании

составляют евреи, живущие главным образом в Лондоне и других крупных

городах. Основная масса евреев прибыла на Британские острова в конце Х1Х -

начале ХХ в. из Восточной Европы, позже - в 1930-1940 годах - значительная

их часть эмигрировала из Германии и захваченных ею стран.

После второй мировой войны в связи большими восстановительными работами и

развитием промышленности увеличился приток в Англию рабочих из европейских

стран. Сейчас в Великобритании живет около 1 млн. иммигрантов из различных

государств Европы (не считая ирландцев).

Рост численности иммигрантов из бывших английских колоний послужил

причиной для возникновения впроса о расовых взаимоотношениях на Британских

островах. Правительство Великобритании в специальных актах предприняло

попытки ограничить иммиграцию из своих бывших колоний. Рост расовой

дискриминации, увеличение числа конфликтов на расовой основе привели к

тому, что с 1962 по 1971 г. был принят ряд специальных законов о расовых

отношениях.

В 1970-х годах в связи с иммиграционными ограничениями и экономическими

трудностями в самой Великобритании эмиграция начинает превышать иммиграцию.

Больше всего уезжают в Австралию, Канаду и Новую Зеландию, несколько меньше

- в США и капиталистические страны Европы. Эмигрируют в основном

специалисты, происходит так называемая утечка мозгов.

С начала ХХ в. постепенно увеличивается продолжительность жизни

британского населения: средняя продолжительность жизни 69 лет для мужчин и

75 лет для женщин. В связи с уменьшением рождаемости и увеличением

продолжительности жизни происходит процесс "старения" населения

Великобритании, что резко уменьшает резервы рабочей силы.

Самый многочисленный класс английского общества - рабочие.

Большинство английских тред-юнионов с самого начала было организовано по

профессиональному признаку (полиграфисты, строители, металлисты и др.), во

многие из них принимались только квалифицированные рабочие. Крупнейшее

профсоюзное объединение в Великобритании - Британский конгресс тред-

юнионов. Он объединяет 112 профсоюзов (11,9 млн. человек).

Для социального состава населения современной Англии характерен также

довольно высокий процент средних слоев, в том числе служащих различных

категорий. Это те пресловутые "средние англичане", о которых так много

пишет английская пресса, часто называя их "рабочими в белых воротничках".

Среди них особенно выделяется большая армия клерков - конторских работников

промышленных, финансовых и торговых предприятий.

Повсюду много средних по размерам ферм, на которых ведется хозяйство без

применения наемного труда. Мелкое фермерство сосредоточено главным образом

в Шотландии и Уэльсе.

Великобритания - одна из наиболее густонаселенных и высоко

урбанизированных стран в мире. В среднем на 1 кв. км. ее площади приходится

230 человек. Однако по территории страны население распределяется очень

неравномерно. Основная часть жителей Великобритании сконцентрирована в

Англии, обладающей наиболее удобным географическим положением,

благоприятными природными условиями и играющей ведущую экономическую роль

на протяжении всей истории Британских островов. Здесь средняя плотность

увеличивается до 356 человек на 1 кв. км. В пределах самой Англии наиболее

густо заселен основной промышленный пояс страны, вытянутых вдоль оси Лондон-

Ливерпуль: в этом поясе живет половина всего населения Великобритании.

Самые же малонаселенные районы находятся в Шотландии с ее суровыми по

сравнению с другими частями страны природными условиями и менее развитым

хозяйством. На 1 кв.км. звесь в среднем проживает 86 человек, причем

население концентрируется в основном на побережьях, в долинах и

низменностях (особенно вокруг Глазго и Эдинбурга), в то время как некоторые

высокогорные районы практически безлюдны.

К концу Х1Х в. 3/4 населения Великобритании проживало в городах, и

преобладающим типом населения уже тогда были большие конурбации. С начала

ХХ в. идет интенсивное переселение сельских жителей в города, где проживает

теперь почти 4/5 населения страны. Провести границу между городскими и

сельскими поселениями в такой высоко урбанизированной стране, как

Великобритания, трудно. Многие деревни превратились в "спальни" близлежащих

городов: сельские жители ежедневно ездят в города на работу.

Всего в Великобритании около тысячи городов. Половина городских жителей

страны концентрируются в семи конурбациях. Одна из них - Центральный

Клайдсад (1,7 млн. человек) - находятся в Шотландии, а остальные в Англии.

Это Тайнсад, в котором проживает 0,8 млн. человек, Западный Мидленд (2,4

млн.), Юго-Восточный Ланкашир (2,3 млн.), Западный Йоркшир (1,7 млн.),

Мерснсайд (1,3 млн.) и Большой Лондон(7 млн.). Свыше 1/10 горожан живет в

городах с население более 200 тысяч человек в каждом, из них Шеффилд и

Эдинбург имеют более чем по полмиллиона жителей. К средним в Великобритании

относится 75 городов с население от 50 до 100 тыс. человек. Пять конурбаций

и половина всех больших и средних городов страны сконцентрированы в

промышленном поясе вдоль оси Лондон-Ливерпуль, который часть называют

мегаполисом.

Одно из последствий развития конурбаций и особенно их центральных городов

- непомерно высокая скученность населения. В связи с этим предпринимаются

меры по их разгрузке: часть избыточного населения переселяется в пригороды

или в новые расширяющиеся средние города.

В "иерархии" британских городов Лондон, несомненно, занимает

первенствующее положение как столица, главный политический и культурный

центр страны, один из её крупнейших промышленных центров, самый большой

морской порт и ведущий город наиболее важного экономического района

Великобритании - Южной Англии. Кроме Лондона многие "столичные" функции

выполняют ещё 10 городов Великобритании: Эдинбург, Кардифф и Белфаст как

столицы соответственно Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии; Глазго,

Ньюкасл, Лидс и Брэдфорд, Бирмингем, Манчестер, Шефилд и Ливерпуль - как

центральные города конурбаций и региональные центры. Кроме того свыше 150

городов по численности жителей и той роли, которую они играют в жизни

близлежащих территорий, стоят выше основной массы городов. Эти города

называются "сити", все же остальные - "таун".

Мало в мире таких стран, в которых бы приморские города занимали столь

важное место, как в Великобритании, в которой из 100 больших городов 44 -

приморские. Лондон возник прежде всего как морской порт для торговли с

континентальными европейскими государствами; через Гуль (Халл) издавна

велась торговля со странами бассейна Балтийского моря; Бристоль и Ливерпуль

служили "воротами в Новый свет". Вблизи крупных промышленных центров

располагаются приморские города-курорты: Брайтон и Маргейт - около Лондона,

Блэкнул – у Ланкширского угольного бассейна, Скарборо - на побережье

Йоркшира. Вся первоначальная застройка тяготела к морю. У побережья

строились все специализированные квартиры и уже дальше - жилье.

Намного быстрее, чем остальные города, в последние два столетия возле

угольных и железорудных месторождений росли крупнейшие промышленные центры:

Глазго, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд, Белфаст, Миддлборо и др.

Развивающаяся промышленность требовала все больше рабочих рук, и рабочие

кварталы, спешно застраивавшиеся спекулянтами, часто с самого начала были

трущобами. Дома для рабочих строились по единому стандарту. Чаще всего это

однообразные "террасы" - ряды стоящих впритык однотипных домов.

Монотонность рабочих кварталов в промышленных городах нарушается лишь

огромными закопченными зданиями фабрик и заводов, складами и

газораспределительными станциями. Железная дорога здесь, как правило, идет

до самого центра города и служит как бы его "скелетом". Старые кварталы

промышленных городов обрастают новой застройкой, в которой промышленная

зона отделена от жилой.

До самого последнего времени все города Великобритании росли

преимущественно вширь, так как малоэтажная застройка дешевле и больше

соответствует вкусам и традициям британцев. До сих пор еще некоторые

неохотно селятся в многоквартирных домах, поскольку это означает жить без

своего, пусть даже крошечного, садика. Города все более расширяют

территорию за счет роста пригородов, поглощая и без того дефицитные

земельные ресурсы. Только в последнее десятилетие в британских городах

стали появляться многоэтажные многоквартирные дома, однако жилье в них

очень дорого. Поэтому большинство британцев продолжает жить в старых домах,

многие из которых были построены еще в прошлом веке. Острый жилищный

кризис, сопровождаемый ростом квартирной платы, - одна из наиболее

серьезных социально-экономических проблем страны.

В Великобритании распространены в основном два типа сельских поселений. В

низменной восточной части Англии население живет преимущественно в

деревнях. Формы деревень разнообразны: чаще звездчатого плана, реже

рядовой, уличной планировки.

Самая плотная сеть деревень - в северо-восточном Йоркшире, где они часто

находятся не далее 2,5 км. друг от друга. Исключительно высока плотность

сельских и полу сельских поселений в основном промышленном поясе страны и

вокруг конурбаций Тайнсайд т Клайдсайд. Здесь поселки, в которых живут

рабочие, занятые на промышленных предприятиях конурбаций, перемежаются с

деревнями, хуторами и отдельными фермами.

ХОЗЯЙСТВО

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в

международном разделении труда выступает как поставщик промышленной

продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном

мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судо-

фрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового

национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45% -

от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную торговлю,

страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и

образование. Доля сферы обслуживания в валовом национальном продукте

увеличивается значительно быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности,

которая даже несколько снижается. Уменьшилась также доля сельского

хозяйства - до 3% и добывающей промышленности - до 1,4%.

Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет вывоз

промышленных товаров и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые

вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода

британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие

страны.

С образование мирового социалистического лагеря и независимых

национальных государств в Азии, Африке и Латинской Америке многие связи

британского капитала оборвались, но общие размеры заграничных инвестиций

Великобритании растут, превысив даже по номинальной стоимости 20 млрд. ф.

ст.

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее

развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила.

В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых

капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала

превысила 3/5.

Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на

нее приходится почти половина капитала вывозимого в эти страны

западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады

иностранных монополий в экономику Великобритании.

Национализация по-капиталистически, проведенная в конце 40-х годов в

электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и

в автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные

компенсации с ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию этих

отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия работали с

убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом

экономии отказывали в повышении зарплаты.

Потеряв почти все свои колонии, Великобритания утратила многие

экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими мировыми

месторождениями - цветных металлов, нефти, важными источниками натурального

каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки

сбыта промышленных товаров и безграничные возможности вывоза капитала на

все континенты.

Будучи дожником США и их "младшим" партнером и взяв на себя значительные

расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с проникновением в ее

экономику американского капитала, роль которого возрастает с каждым годом.

Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро

развивающиеся современные отрасли промышленности. Американскими фирмами

выпускается свыше половины автомобилей, 3/ 5 ЭВМ и такая же доля

медикаментов. Более половины компаний, занятых разведкой месторождений

нефти и газа в Северном море - также американские.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта,

на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное

сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для

Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих

прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее

оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых

традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие

отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической

промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная

промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел

к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений

промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них

практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны -

"Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и

"Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в

густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до

Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные

районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и

центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные

отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии,

Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-

запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить

региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое

сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся

конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов

с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения

в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются

государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий,

выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию

промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего

Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших

отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная

структура промышленности.

Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов

из-за самой сущности стихийного капиталистического производства.

Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними.

Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг.

Региональная политика не может также решить острых социальных проблем

отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все

больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько

крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при

решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят

далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании – добыча

каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский

уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было

добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство

Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны

стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то

время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних

достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн

старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля.

Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это

приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа,

новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще

большему сокращению потребления этого вида топлива.

Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в

стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только

нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на

Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т.

угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы

в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от

импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают

ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря -

новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится

из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии,

Нидерландов и Венесуэлы.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных

морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса.

Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть

также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От

месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис

и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает

восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире.

В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного

газа, которые дают 1 6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ

поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой

глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают

и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч

вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже,

что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который

начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь

Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества,

кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде

покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86%

электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2%

- гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в

последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС

(мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на

Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство

единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской

промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место

в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится

государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании

развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду

часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости.

Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на

Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых

развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг

от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из

других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз

готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве

сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно

"привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам

сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она

работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных

металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости

намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из

основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий,

германий и др., которые используются в атомной промышленности, в

самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных

металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких

предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке

цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три

крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у

города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они

обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии.

Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с

американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении

работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает

транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на

производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям,

которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны.

Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в

большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин.

Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер".

Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и

ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими

крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной

американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами

"Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на

Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым

районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде,

Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения -

самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма -

"Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд

эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках

национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби,

Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.

Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента

образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье

реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир

и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника,

занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по

числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных

компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал

индастриз".

К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства

химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют

неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов.

Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться

производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых

красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы

размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир

и Чешир.

Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная

промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном

Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском

городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших

текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных

тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные

изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних

рынках.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего

населения страны. Великобритания производит боле половины

сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью

обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице,

свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты

Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5

сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в

стране говядины и телятины.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития

животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают

соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более

влажной части острова Великобритания. Англия является одним из самых

крупных мировых поставщиков овечьей шерсти.

ТРАНСПОРТ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние

перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10

общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на

каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или

иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат

основными транспортными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон,

Ливерпуль, Гулль и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты

пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

С континентом Великобритания связана тунелем под проливом Ла-Манш, двумя

железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и

многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с

Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых

перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно

расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция.

Оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной стороны,

удвоился экспорт капитала, с другой - быстро растут вклады иностранных

монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза вырос "невидимый

экспорт". Большая часть стоимости эк порта приходится на изделия

обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия,

электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.

Страна продолжает ввозить натуральный каучук, фосфориты, почти все

цветные и редкие металлы, более половины железной руды. Однако в целом

зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшается в связи с

переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в

частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и

местного сырья.

КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В Великобритании больше, чем в любой другой европейской стране,

сохранилась приверженность к установившимся исстари традициям, быту,

привычкам. Это сказывается на многих сторонах материальной и духовной

культуры населения. Остается, например, стремление англичан жить

обособленно, в отдельном доме, что отражается и в планировке жилых

построек. Поэтому Великобритания до сих пор - страна преимущественно

малоэтажного строительства.

В такой экономически развитой стране, как Великобритания, уже давно

забыта старая народная одежда. Народный костюм сохраняется еще в некоторых

областях Шотландии. Он состоит из белой полотняной рубахи с отложным

воротником, клетчатой до колен юбки в крупную складку (килт), короткой

суконной куртки с отворотами и пледа, который набрасывается на одно плечо.

На ноги надеваются гольфы и толстые грубые башмаки с металлическими

пряжками, а на голову - темный берет с широким клетчатым околышем. Килт и

плед делаются из особой клетчатой ткани - тартана, или шотландки, раньше

каждый шотландский клан имел свою расцветку этой ткани.

Наибольшую популярность завоевали английские мясные блюда; например,

ростбиф, бифштекс входят в меню ресторанов всех европейских стран.

Национальное блюдо англичан - различные пудинги.

Те пресловутые традиции, о которых так много пишут в книгах об Англии,

особенно стойко сохраняются в общественной жизни народов Британских

островов. Традиционные смены гвардейского караула у ворот Букингемского

дворца собирают ежедневно толпы туристов. Также их привлекают традиционные

сборища на "уголке ораторов" в лондонском Гайдпарке, где на специально

отведенной площадке, охраняемой полицейскими, каждый желающий может

произнести речь или проповедь - разумеется, если она не направлена,

например, против королевской семьи. 5 ноября - "день Гая Фокса" -

национальный праздник Великобритании.

Издавна большое внимание в стране уделяется спорту. Популярны в

Великобритании такие спортивные игры, как теннис, баскетбол, хоккей на

траве, конное поло, верховая езда, гольф и др.

В общественной и культурной жизни Великобритании все еще немалую роль

играет церковь. Государственная церковь Великобритании - англиканская. По

догматам она близка к протестантизму.

ЛОНДОН

Столица Великобритании и центр юго-восточной части Англии - Лондон - один

из самых древних городов страны. Средневековый Лондон - ту его часть,

которая теперь называется Сити, - украшали Лондонский мост, королевский

замок Тауэр, собор св. Павла, множество церквей и монастырей.

В ХVIII в. были созданы комплексы самой большой и красивой лондонской

площади - Гровно-сквер и самой заметой - Трафальгарской, проложена широкая

улица Парламента, построено здание знаменитого Британского музея.

Лондон состоит из трех исторических частей: Сити, Вестминстера и Уэст-

Энда. Готический дворец Вестминстера строился уже в начале Х1Х в. Его

здание завершают две башни: башня Виктории - королевский вход в парламент и

часовая башня Биг Бен (Большой Бен) с огромным колоколом. Центральная часть

города еще сохранила средневековое переплетение улиц, причем некоторые из

них, как и в давние времена, имеют четкую специализацию. Деловые конторы и

многочисленные банки концентрируются в Сити, одном из крупнейших финансовых

центров мира. Оживленные днем, улицы пустеют к вечеру, когда армия служащих

расходиться по домам. Вестминстер - политический и административный центр

столицы и страны. Уэст-Энд с его симметричными классическими площадями

является центром столичного сервиса: это район дорогих магазинов, театров,

ресторанов и отелей.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.