рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Индия. Проблемы и пути их решения

пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке,

полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме,

распространённое главным образом в храмы, посвящённые ему. Наиболее

известны из них храмы в Матхуре, Джайпуре и другие.

Наконец, это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин

животных". Изображается обычно в грозном виде, часто в священной

пляске, с третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и

вооружён трезубцем. Шиваизм образует второе течение в индуизме,

распространённое преимущественно в южной и восточных частях Индии. Из

шиваистских храмов особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе),

Амарнатхе, ряд других. Впрочем культовые обряды индуисты совершают не

только в храмах, но и у местных и домашних алтарей, в священных

местах.

Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда

животных, в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров

не забивают и говядина не употребляется в пищу. Священными считаются

и некоторые растения, например лотос. Священна также река Ганг, в

водах которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд

очищения - омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси,

где берега Ганга облицованы каменными ступенями, заполненными

прибывшими для очищения. Тела умерших индусов обычно сжигают на

погребальных кострах, но в отдельных случаях хоронят и в водах Ганга.

Быть похороненным в водах этой реки - заветная мечта каждого

правоверного индуса. Индуизм запрещает разводы и вторичные браки

вдов, даже если они еще очень молоды. Хотя эти запреты официально

отменены, большая часть населения продолжает их соблюдать.

Естественно, что все это оказывает очень большое влияние на

жизнь и быт индусов. Но без всякого сомнения, наибольшее воздействие

на них оказывает догмат индуизма, предусматривающий деление общества

на касты (от латин. castus - чистый), или джати (на древнеиндийском

языке - санскрите). Система кастовой организации общества зародилась

в Индии в древнейшие времена, но оказалась столь живучей, что и ныне

продолжает существовать и влиять на всю жизнь страны и каждого

человека. Вот как описывает это влияние востоковед-индолог Н. Р.

Гусева.

Принадлежность к касте определяет все обычаи: члены касты

рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям,

обучают их, сообщают им специальные знания, отправляют все ритуальные

церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а

некоторые - погребению) - все это происходит и производится в

соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним

религиозным законом. Каждая каста живет в соответствии со своей

дхармой - с тем сводом предписаний и запретов, создание которого

предписывается богам, божественному откровению. Дхарма определяет

нормы поведения членов каждой касты регулирует их поступки и даже

чувства. С детских лет человек вырастает в сознании абсолютной

нерушимости законов дхармы, их неизбежности. Например, дхарма каждой

касты диктует ей внутрибрачие - только девушка из твоей касты

воспитана в такой же дхарме, как ты, поэтому только она может

стать твоей женой матерью твоих детей. Межкастовые браки в Индии -

большая редкость.

Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из

своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие

(варну) общества. К этой касте относились также крупные и средние

феодалы - словом, верхушка общества. Из своих рук и плеч бог Брахма

создал кшатриев, или воинов, которые должны были защищать общество,

из бедер - касту вайшьев (торговцев, ремесленников и земледельцев),

которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из

ног он создал низшую касту шудра - касту рабов и слуг. Нетрудно

заметить, что касту с самого начала определяла прежде всего профессия,

которая, как правило, переходила от отца к сыну, зачастую не

изменяясь на протяжении жизни десятков поколений. Со временем

увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед второй

мировой войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. различных каст и

подкаст. После войны ни одна перепись населения этот вопрос не

включала. Поэтому в наши дни их число в различных источниках

оценивается от 2 до 5 тысяч.

В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая

категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее

отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не

подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в

неведомую темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым

предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечистыми -

обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка и т. п. Индуизм

запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четырех каст.

Считается, что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса.

А ведь перед второй мировой войной таких неприкасаемых было 85 млн, да

и теперь по некоторым оценкам их не менее 60 - 80 млн человек.

Конституция Индии в законодательном порядке отменила кастовое деление

и кастовое неравноправное, связанные с древними предрассудками. Само

слово () выведено из оборота и заменено словом

(), предложенным Махатмой Ганди еще в 20-х

годах. И тем не менее резкое кастовое расслоение по-прежнему

еще сохраняется, в особенности в сельской местности. Выходцы из высших

каст, составляю всего 17% населения, преобладают среди государственных

служащих. До сих пор крайне редки браки между представителями высших

и низших каст.

Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют

11 % всего населения, среди них резко преобладают сунниты, но есть и

шииты. Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном

штате Джамму и Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия,

Ассам, Керала они хотя и не преобладают, но образуют значительную

прослойку. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются

предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах

страны запрещено законом.

Последователи стальных религий в общей численности населения Индии

составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой

численности абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно:

христиан в стране 18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов

- 4 млн. Христиане живут главным образом в южных штатах,- особенно в

Керале и в Нагаленде.

Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой

религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и

возник в Пенджабе еще в ХV веке. Как бы отражая географическое

положение этого штата на границе зон индуистского и мусульманского

влияния, сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то

же время существенно отличается от них. Например, в отличие от

индуизма он запрещает идолопоклонство, деление общества на касты, не

признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует

единобожие. В сикхских храмах: нет изображений богов. Выделяются

сикхи и внешне. Мужчины сикхи (все они добавляют к своему имени

приставку , что значит ) носят длинные волосы, собранные

в пучок на макушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные бороды,

не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.

Буддизм зародился в Северной Индии в середине I тысячелетия - до

н. э. Но в наши дни его исповедует менее 2% ее населения - часть

жителей штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник

в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя

учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с

этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда

любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за

собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов

всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники,

ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты

правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.

Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и

этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитическую

ситуацию в стране, приводя к почти не прекращающимся религиозным

противоречиям. Прежде всего, это противоречия между индуистами и

мусульманами, индуистами и сикхами.

Кровавые столкновения между индуистами и мусульманами на

религиозно-общинной почве время от времени буквально потрясают страну.

Чаще всего они происходят в мусульманском штате Джамму и Кашмир. Но

случаются и в других штатах. Так, в декабре 1992 года индуистские

религиозные фанатики разрушили в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш)

мусульманскую мечеть Бабри-Масджит, чтобы построить на ее месте

индуистский храм в честь бога Рамы. (Согласно преданию именно в

Айодхье - и это описано в - правил царь Джашаратха, одним из

сыновей которого был Рама, вернувшийся сюда после дальних странствий

и занявший престол своих предков.) Подобная акция вызвала вспышку

идуистско-мусульманских столкновений по всей стране и привела к

гибели более 1 тыс. человек. В ряде других стран индуистские храмы

подверглись нападению со стороны мусульман. В штате Уттаррадеш было

введено прямое президентское правление, а правительство штата было

смещено как не выполнившее свои конституционные обязанности и

потакавшее религиозным фанатикам. Однако нельзя не учитывать, что в

стране есть крупные силы, выступающие за возрождение индусских

ценностей, - вплоть до создания индусского государства Хинду раштра.

Во главе подобного движения стоит фундаменталистская (БДП).

В Пенджабе религиозно-общинные распри особенно усилились после

того как местные сепаратистские группировки начали призывать к

отделению районов, населенных преимущественно сикхами, от Индии и

созданию независимого религиозного государства сикхов - Халистана.

Своим штабом и опорной базой сепаратисты сделали комплекс знаменитого

Золотого храма в городе Амритсаре - центре сикхизма, само название

которого означает (божественного нектара). В

октябре 1984 года двое военнослужащих-сикхов из состава личной охраны

премьер-министра совершили покушение на жизнь Индиры Ганди и убили ее.

А в 1991 году жертвой аналогичного покушения стал сменивший Индиру

Ганди на посту премьер-министра ее сын Раджив Ганди. Однако на

этот раз заговор был инспирирован тамильскими националистами,

действующими на юге страны.

Городское население и крупнейшие города

Индии

Индия - страна древней городской культуры. Такие ее города, как

Варанаси, Аллахабад, Патна, Дели, возникли еще на заре человеческой

цивилизации. Но до середины ХХ века уровень урбанизации в Индии

оставался очень невысоким, что характеризовало её в основном как

страну сельских жителей. Лишь во второй половине ХХ века он стал

возрастать быстрее.

Рост городского населения Индии в ХХ веке

| | | |

|Годы переписей |Городское население |Доля городского |

| |В млн. чел. |населения, в % |

1901 25,8

10,8

1911 25,9,

10,3

1921 28,1

11,2

1931 33,4

12,0

1941 44,2

13,9

1951 62,4

17,3

1961 78,9

18,0

1971 109,1

19,9

1981 159,5

23,3

1991 217,2

25,7

Несмотря на это, Индия и в начале 90-х годов относится к средне

- урбанизированным странам. Тем не менее по общему числу горожан она

уступает только Китаю. Согласно некоторым прогнозам к 2000 году

городское население Индии может достигнуть 360 млн. человек или 34 %.

Еще один косвенный показатель урбанизации - рост самого числа

городов. В 1901 году их насчитывалось немногим более 1900, 1981 -

4000, а в 1991 году - 4700. В том числе больших городов 1961 году

было 108, в 1981 году - 220, а в 1991 году - более 300. В них живет

примерно 2/3 всех горожан. Если в 1901 году население более 1 млн.

имела только Калькутта, с 1911 года этот рубеж превзошел также

Бомбей, а в 1951 году таких городов- стало 5, то в 1981

году их число увеличилось до 12, а в 1991 году- до 23.

Внешний облик большинства городов Индии сложился еще в

колониальный период. Для них характерно сочетание двух частей - старой

и новой. Старая часть обычно представляет собой традиционный восточный

город с тесной застройкой и оживленной торговой деятельностыо,

сосредоточенной на многочисленных базарах, при слабой функциональной

дифференциации торговли. Новую же часть образует так называемый

с деловым и административным центром и четко

распланированными кварталами, коттеджей западного стиля,

предназначенных для чиновников колониальной администрации.

Кратко познакомимся далее с четырьмя крупнейшими городами страны

- Дели, Бомбеем, Калькуттой и Мадрасом.

ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ИНДИИ С НАСЕЛЕНИЕМ БОЛЕЕ 1 МЛН. ЧЕЛОВЕК В 1991

ГОДУ

|Агломерация |Число жителей в |Агломерация |Число жителей в |

| |тыс. чел. | |тыс. чел. |

Большой Бомбей 12572 Джайпур 1514

Калькутта 10916 Кочин

1140

Дели 8375 Компуттур

1136

Мадрас 5361 Вододара

1115

Хайдерабад 4280 Индаур

1104

Бангалор 4087 Патна

1099

Ахмадабад 3248 Мадурай

1094

Пуна 2485 Висакхапатнам

1052

Канпур 2111 Варанаси

1026

Нашпуур 1661 Лидхиана

1012

Лакнау 1642

Сурат 1517

Город Дели, расположенный на правом берегу реки Джамны, на

перекрестке торговых путей, в течение многих веков и даже тысячелетий

был столицей разных государств: с начала XIII века - Делийского

султаната, с начала ХVI века - империи Великих Моголов, с 1911 года -

Британской Индии, с 1947 года - Индийского доминиона и с 1950 года -

Республики Индии. В 1911 году население города составляло всего 214

тыс. человек, в 1941 году - 700 тыс, в 1951 году - 1,4 млн, в 1971

году - 3,6 млн, в 1981 году - 5,7 млн, а в 1991 году - почти 8,4 млн.

человек. Главная функция Дели - политико-административная, столичная.

В этом смысле город распространяет свое влияние на всю страну. Но Дели

также является одним из крупнейших в Индии промышленных центров,

транспортно-торговых узлов, сосредоточением науки, культуры,

образования, искусства.

По функциям и внешнему облику город четко подразделяется на Старый

и Новый Дели.

Старый Дели или Шахджаханабад, расположенный в излучине Джамны,

особенно богат историческими и архитектурными достопримечательностями.

Это прежде всего знаменитый Красный форт (Лал кила) - грандиозное

сооружение из бурого песчаника, воздвигнутое во время правления

императора Шах-Джахана и служившее резиденцией Великих Моголов. Это

также крупнейшая в стране мечеть Джама-Масджид, построенная в

середине XVII века, где хранятся такие мусульманские реликвии, как

глава Корана, по преданию написанная под диктовку пророка Мухаммеда.

Это 70- метровая башня Кутуб-Минар, воздвигнутая мусульманскими

завоевателями в XII - XIII веках. Здесь же, на берегу Джамны,

находится мемориальный музей лидера национально-освободительной

борьбы в стране Мохандаса Карамчанда Ганди, прозванного ,

что значит . В январе 1948 года он погиб от пули

фанатика-убийцы, и на этом месте (Раджхате) состоялась его кремация. А

примерно в километре отсюда в мае 1984 года была кремирована Индира

Ганди.

Бомбей и своим географическим положением и основными историческими

вехами сильно отличается от Дели. Прежде всего, он расположен на

берегу Аравийского моря, на семи небольших островах. В 1534 году,

после начала португальской колонизации, они были захвачены

Португалией, но уже в 1661 году перешли к Англии - в качестве

приданого португальской принцессы, вышедшей замуж за английского

принца, ставшего затем королем Карлом II. Постепенно острова стали

застраиваться. Земляными перемычками их соединили сначала между

собой, превратив фактически в один остров, а затем с берегом. Более

быстрый рост города начался уже во второй половине ХIХ века, особенно

после открытия здесь в 1851 году первой индийской хлопчатобумажной

фабрики. Современный Бомбей - самый большой по населению город Индии.

В пределах Большого Бомбея живет 12,5 млн. человек; это обеспечивает

ему шестое место в мире после Мехико, Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорка и

Шанхая. Бомбей также самый крупный промышленный центр страны, в

котором широко представлены как отрасли тяжелой, так и традиционной

легкой промышленности, особенно хлопчатобумажной. Это и ее главный

морской порт, обеспечивающий до 2/3 всей внешней торговли,

главный финансовый центр, крупный центр науки и культуры.

Калькутта расположена в дельте Ганга, на правом берегу одного из

его рукавов - Хугли, в 140 км от Бенгальского залива. Еще до прихода

англичан в этом месте, откуда начинаются важные пути в глубь Индии,

располагались фактории португальцев, голландцев, датчан. Калькутта

же была основана в 1690 году агентом британской Ост-Индской

компании Джобом Чарноком на месте трех деревень одна из которых

носила название Каликатта. Особенно быстрый рост города происходил в

1773-1911 годах, когда Калькутта была столицей Британской Индии и

превратилась в крупнейший город страны. После переноса столицы в Дели

рост ее замедлился. При разделе страны в 1947 году на два доминиона

и образования Восточного Пакистана (затем - Бангладеш) нарушились ее

традиционные связи с Восточной Бенгалией. Тем не менее Калькутта и в

наши дни остается вторым после Бомбея промышленным и портовым городом

Индии и крупнейшим его культурным центром. При численности

населения около 11 млн. человек Калькутта замыкает десятку крупнейших

городов мира.

Мадрас был основан в 1639 году английскими купцами как форт Ост-

Индской компании. Он протягивается почти на 20 км вдоль побережья

Бенгальского залива, образующего здесь один из лучших в мире пляжей -

Марина. Мадрас более город, чем другие крупнейшие города

страны, контрасты между местной и европейской застройкой здесь

выражены не так сильно. Заводы Мадраса выпускают автомобили, вагоны,

велосипеды. Здесь находится крупнейшая в стране киностудия.

Сельскохозяйственные районы Индии.

В целом Индия имеет вполне благоприятные природные предпосылки

для развития сельского хозяйства. Для ее земельного фонда характерен

чрезвычайно высокий (более 1/2 всей территории) уровень распаханности.

По общим размерам обрабатываемых земель она уступает только США.

Агроклиматические условия на большей ее части благоприятные и

позволяют заниматься земледелием круглый год. Для большинства районов

характерно обилие тепла (сумма активных температур 4000° - 8000° в

год). Лимитирует лишь недостаток влаги. Вот почему в стране орошается

2/5 всех посевных площадей, и по общей площади орошаемых земель она

лишь немного уступает Китаю.

Индия - страна древней земледельческой культуры, и ее сельское

хозяйство имеет ярко выраженную растениеводческую направленность.

Растениеводство - преимущественно трудоинтенсивное - дает более 4/5

всей стоимости сельскохозяйственной продукции, причем примерно такая

же часть всей посевной площади занята продовольственными культурами.

Животноводство, несмотря на наличие самого 6ольшого в мире поголовья

скота, развито гораздо слабее. Товарное скотоводство встречается

довольно редко, а крупный рогатый скот используется главным образом в

качестве тягловой силы на полевых работах. Что же касается размеров

поголовья, то оно в значительной мере объясняется воззрениями

индуизма, запрещающими убивать коров. В результате

поголовье совершенно непродуктивного и неработоспособного беспородного

скота исчисляется десятками миллионов голов.

После завоевания независимости в стране произошли большие

аграрные преобразования. Была начата аграрная реформа, направленная

на ликвидацию крупного помещичьего землевладения и наделение землей

крестьян. Но проводилась она недостаточно последовательно и привела к

укреплению кулацкой верхушки, которая в первую очередь и

воспользовалась плодами начавшейся в 60-е годы ,

увеличив тем самым социальное расслоение общества. Об успехах

в Индии написано очень много. Действительно, она

привела к тому, что валовой сбор зерновых в стране увеличился до 185

млн. т. (3 место после Китая, США) и позволил отказаться от

дорогостоящего импортного зерна. Но нельзя забывать и о том, что

такое самообеспечение было достигнуто при предельно низком уровне

потребления зерна (230 - 240 на душу населения в год). То же

относится и к душевому потреблению других продуктов питания: мяса -

1,6 кг, животного масла - 1 кг, рыбы - 1 кг, молока -55 л, яиц - 24

штуки. Причем это средние показатели, которые не должны скрывать

того обстоятельства, что 60 % населения Индии по-прежнему живет за

официальной чертой бедности, в условиях постоянного недоедания и даже

голода.

На этом общем фоне отдельные районы Индии сильно отличаются друг

от друга как по природным условиям, так и по уровню товарности и

характеру специализации, сельского хозяйства.

Наиболее благоприятна для земледелия Индо-Гангская низменность,

относительно благоприятны равнины и низменности на востоке и северо-

востоке страны и менее благоприятны районы, расположенные в

центральной и южной частях Индостана. Исходя из основной специализации

земледелия, в самом общем, генерализованном виде в Индии можно

выделить три главных района.

Первый из них - район с преобладанием посевов пшеницы, хотя

здесь возделываются также рис, просо, хлопчатник, масличные культуры,

сахарный тростник. Он расположен на территории штатов Пенджаб,

Харьяна и Уттар-Прадеш. Хотя и меньше, чем в других, частях Индии,

здесь также выражены два основных сельскохозяйственных сезона: летний

(хариф) и зимний (раби). В летний сезон - главным источником влаги

служат муссонные дожди, диктующие все основные сроки полевых работ,

а в зимний, сухой сезон поля нуждаются в искусственном орошении.

Роль основной житницы страны выполняет сравнительно небольшой по

территории штат Пенджаб (Панджаб), что в переводе значит .

Действительно, до выделения Пакистана в 1947 году его территории

охватывала бассейны пяти главных притоков Инда: Сатледжа, Биаса,

Рави, Чинаба и Джелама. Здесь были созданы самые крупные в стране

оросительные системы. Но после раздела бывшей Британской Индии

основная их часть оказалась в пределах Пакистана. Поэтому в Пенджабе

с самого начала большое внимание уделялось гидротехническому

строительству. Поэтому в 1948 - 1970 годах здесь на реке Сатледж был

сооружен крупнейший в стране гидроузел Бхакра-Нангал, включающий ГЭС

мощностью в 1,1 млн. кВт и систему оросительных каналов общей длиной

4,5 тыс. км; с их помощью в Пенджабе и соседних штатах было орошено

1,5 млн. га земель. Затем были построены и другие гидроузлы и

оросительные системы.

Ирригация способствовала тому, что именно в Пенджабе началась и

в наибольшей мере проявилась (в условиях Индии) . Она охватила прежде всего преобладающие здесь хозяйства

кулаков и зажиточных крестьян - преимущественно сикхов, широко

применяющих также сельскохозяйственную технику и минеральные

удобрения. В результате доля Пенджаба в общеиндийском сборе пшеницы,

которая выращивается в сезон раби, выросла до 40%. Значительно

увеличились также сборы риса, длинноволокнистого хлопчатника, других

культур.

Штат Харьяну можно назвать своего рода уменьшенной копией

Пенджаба. Напоминает его и самый большой по населению штат Уттар-

Прадеш - крупнейший производитель пшеницы, но также бобовых и

масличных культур, сахарного тростника, картофеля и овощей,

лежащий уже полностью в пределах Гангской низменности.

Второй район - район с преобладанием посевов риса, хотя наряду с

ним здесь возделываются также сахарный тростник, джут, просяные и

масличные культуры, пшеница. Он занимает значительно большую

площадь, чем пшеничный район, охватывая основную часть низменностей

Ганга и Брахмапутры, восточную часть Деканского плоскогорья, а также

Коромандельский и Малабарский берега Индостана. Но ядро его находится

в пределах штатов Западная Бенгалия, Бихар, Орисса и отчасти

Уттар-Прадеш.

Рис здесь возделывают уже на протяжении тысячелетий. Высевают его

обычно в начале сезона хариф, когда стоит сухая и жаркая погода с

майскими температурами до 42 - 44°С. С наступлением в начале июня

муссонных дождей рисовые поля покрываются водой, а уборку урожая

производят уже осенью. Но при искусственном орошении, которое

обеспечивается с помощью как крупных оросительных систем, так и

колодцев (скважин), рис успешно выращивается и в сезон раби.

Третий сельскохозяйственный район Индии занимает основную часть

Деканского плоскогорья. Он не имеет такой четкой специализации.

Из зерновых культур здесь выращивают преимущественно джовар и другие

просяные, но также рис, пшеницу, кукурузу, из технических -

коротковолокнистый хлопчатник. Общий уровень сельского хозяйства,

его урожайность и товарность

здесь значительно ниже, орошается только 1/7 посевных площадей. Даже

хлопчатник выращивается не на поливных землях, хотя под его посевы

используются преимущественно наиболее плодородные темноцветные

глинистые почвы на базальтовых покровах - регуры. Поэтому и

урожайность хлопчатника в Индии составляет 26 ц/га, что значительно

ниже среднемировой (55 ц/га), не говоря уже о США или Узбекистане. На

Индию приходится 1/4 всех посевов хлопчатника в мире, но по сбору

хлопка она занимает лишь

четвертое место.

Кроме этих трех основных районов, в Индии можно выделить еще

несколько более узко специализированных районов сельского хозяйства.

Это, например, низовья Ганга в Западной Бенгалии, где фактически

монокультурой служит джут. Или Ассамская долина на северо-востоке,

которая еще в конце ХIХ века превратилась в один из крупнейших

чаепроизводящих районов мира. Или Малабарское побережье -

крупнейший поставщик кокосов, а также черного перца и других

пряностей. В большинстве из них преобладает плантационное хозяйство.

Состояние окружающей среды в Индии

Состояние окружающей среды в Индии зависит от многих факторов,

среди которых следует, очевидно, выделить два главных:

длительность сельскохозяйственного использования территории и быстрый

рост населения.

Археологические и исторические данные позволяют выделить пять

этапов в использовании территории этой страны: древнейший

земледельческий (3 - 2-е тысячелетия до н. э.), скотоводческий, (1-е

тысячелетие до н. э.), богарного земледелия (III век до н. э. - ХIV

век), примитивного богарного и орошаемого земледелия, и более

интенсивного орошаемого земледелия ( с середины ХХ века). В

результате природа Индии подверглась очень сильной , и

ныне более 60% ее территории характеризуется сильно и измененными

антропогенными ландшафтами. Это всего орошаемые районы Пенджаба и

Индо-Гангской низменности, ландшафты речных долин и дельт, приморские

аллювиальные равнины, пенепленизированные равнины Деканского

плоскогорья, оазисы пустыни Тар.

Понятно, что демографический взрыв, происходящий во второй

половине ХХ века еще более увеличил на территорию.

Естественная необходимость обеспечить почти 850 млн. человек пищей,

дровами, пастбищами для 270 млн. голов крупного рогатого скота -

больше и 120 млн. голов овец и коз имела прямым следствием деградацию

многих природных ландшафтов, нарушение, а иногда и разрушение

важнейших экосистем. К тому же они затронули практически все

компоненты географической оболочки.

Пожалуй, в наибольшей мере процессы такой деградации коснулись

почвенного покрова. Коррозия почвы - едва ли не главный бич

земледельческих ландшафтов Индии. Она охватила более половины

территории страны, и в особенности сильно распаханные и обезлесенные

Индо-Гангские равнины, Декан. Индийские ученые-аграрники, собрав

данные специальных исследовательских станций подсчитали, что ежегодно

в результате процессов водной и ветровой эрозии страна теряет более

млрд. т. почвы. При этом некоторые участки становятся полностью

непригодными для земледелия, превращаясь в . К этому нужно

добавить вторичное засоление и заболачивание почв - главным образом в

Пенджабе, штатах Уттар-Падеш, Западная Бенгалия и других районах

распространения ирригации, резко возросшее во второй половине текущего

столетия загрязнение почв пестицидами.

На западе Индии в Раджастхане, большую угрозу представляет собой

опустынивание. В 3 - 2-м тысячелетиях до нашей эры это был один из

важных очагов древней цивилизации. Но потом пески поглотили города,

засыпали караванные пути, о чем свидетельствуют раскопки города

Мохенджо-Даро (теперь находится в Пакистане ). И ныне территории этого

штата занимают подвижные пески пустыни Тар. Продвижение их к востоку

представляет большую угрозу и для соседних штатов.

Очень сильно нарушен также растительный покров Индии. Хотя

лесистость в стране в два раза выше, чем в Китае, и составляет 34%, в

значительной степени это уже не первичные, а вторичные леса,

кустарники, антропогенная саванна. В последнее время особенно большую

тревогу вызывает уничтожение девственных лесов в предгорьях Гималаев.

В основе такого обезлесивания лежат две главные причины. Первая из них

- насущная необходимость расширения посевных площадей в условиях

фактически повсеместного малоземелья (не говоря уже о широком

применении в прошлом в предгорных районах хищнической подсечно-огневой

системы земледелия). Вторая - продолжающееся массовое использование

древесины в качестве топлива. Ещё в начале 80-х годов доля дров в

структуре топливо потребления Индии достигла 1/3.

В результате площадь лесов в Индии ежегодно сокращается на 1,5

млн. га. Но и это не может обеспечить потребности страны. Из-за

низкой продуктивности лесов ежегодная заготовка древесины составляет

примерно 40 млн. мі, то есть из расчета на душу населения всего 0,046

мі дровяной и деловой древесины (в США только деловой древесины на

каждого жителя приходится 1,86 мі, или в 40 раз больше).

Индийское правительство оценивает потребности страны в древесине к

2000 году в 290 млн. мі, что в семь раз больше того объёма

лесозаготовок, который может быть обеспечен благодаря ожидаемому

приросту лесных ресурсов. Следовательно, вырубка лесов, наносящая

большой экологический ущерб, по-видимому, будет продолжаться.

В свою очередь сведение лесов имело поистине катастрофические

последствия для водного хозяйства Индии: нарушился режим рек,

увеличился твердый речной сток (Ганг ежегодно выносит в Бенгальский

залив 1,5 млн. т. наносов, немного уступая в этом отношении только

Хуанхэ). Согласно индийским данным, в наши дни наводнениям подвержены

400 тыс. км. территории страны. Чаще всего они случаются в

дождливый летний сезон, когда муссоны приносят влажный воздух с

Индийского океана. Ежегодно наводнениям подвергаются в среднем 8 млн.

га, половину из которых составляют сельскохозяйственные земли, и

страдает от них более 30 млн. человек. Добавим, что нарушение режима

рек в Индии крайне отрицательно сказывается и на соседней стране -

Бангладеш.

К этому нужно добавить растущее промышленно-бытовое загрязнение

водной среды. Не только стоки с полей, но и промышленные и городские

отходы обычно сбрасываются в реки без всякой очистки. Из всех

городов Индии только 8 полностью, а 210 частично оборудованы

системами канализации. А ведь только по течению Ганга распложены

(Катастрофическое наводнение в Бангладеше в августе-сентябре 1988

года охватило более 2/3 территории этой страны, оставив без крова 30

млн. человек. Осенью 1990 года в результате наводнения погибло по

разным оценкам от 150 до 300 тыс. человек.) 114 городов с населением

свыше 50 тыс. человек. Свои неочищенные отходы сбрасывают в Хугли

150 крупных джутовых фабрик. И это при том, что снабжение 4/5

населения питьевой водой зависит от ресурсов речного стока.

Загрязнение атмосферы пока не приняло столь устрашающих масштабов.

Еще несколько десятилетий назад основными источниками ее загрязнения

были домашние очаги (мангалы), где в качестве топлива обычно

использовался кизяк, и плавильни. Но теперь их место заняли крупные

производства - ТЭС, предприятия черной и цветной

металлургии, нефтехимии. Считается, например, дышать воздухом

Бомбея - это то же самое, что выкуривать десять сигарет в день.

Растущие выбросы серы и азота уже приводят к возникновению кислотных

дождей, влияющих на посевы, воды и сооружения. Очевидна опасность,

которая грозит знаменитой гробнице Тадж-Махал в связи с выбросами

соседних нефтеперерабатывающих заводов.

На первых этапах индустриализации охране окружающей среды в Индии

не уделялось большого внимания - прежде всего из-за отсутствия

средств. Но затем необходимость таких мер была осознана и

правительственными кругами и общественностью, и средства, хотя и

небольшие, выделены. В середине 80-х годов был принят , который предусматривал установление мониторинга за

состоянием вод реки и начало строительства канализационных систем в

городах. Тогда же была создана национальная комиссия по борьбе с

опустыниванием, основной задачей которой стало ежегодное

восстановление лесов на площади 5 млн. га. Искусственные спутники

стали использоваться для наблюдения за почвой и предсказания засух и

наводнений. В стране насчитывалось 7 национальных парков, 80

резерватов дикой природы.

Однако все это можно рассматривать только в качестве

первоначальных мер. . Некоторые

в Индии уже разработаны. К ним относятся, например,

планы комплексного освоения Ганга и Брахмапутры, предусматривающие

сооружение в восточной части Гималаев гидроузла мощностью в 3,7 млн.

кВт, а в Ассамской долине - в 10 млн. кВт в комплексе с другими

гидротехническими сооружениями. Но опыт говорит о том, что от

составления проекта до его реализации - дистанция большого размера.

Список литературы:

1) В. П. Максаковский "Географическая карта мира" 1995 г.

2) Г. В. Сдасюк "Индия, география хозяйства" 1975 г.

3) В. Л. Кореев "Индия 80-е годы" 1986 г.

4) Огел Киценко "Дорогами Индии" 1983 г.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.