|
Королевство Нидерландовгрузообороту, крупный порт в Амстердаме, специализированные порты во Флиссингене, Тернеузене и Делфзайле. В радиусе 500 км от Роттердама находится рынок со 160-миллионным населением в таких промышленных регионах, как Рур (Германия), Северная Франция, Бельгия и др. Роттердам является также крупнейшим в мире перевалочным пунктом для грузов, следующих практически во все регионы мира. Голландский флот на внутренних водах насчитывает 6 тыс. судов общим водоизмещением около 5 млн. т и является крупнейшим в Западной Европе. Почти во все европейские промышленные центры можно завезти груз из Роттердама, используя разветвленную сеть судоходных рек и каналов. Ежегодно из порта Роттердама совершаются 170-180 тысяч рейсов речных судов. Автомобильные перевозки грузов - основное средство осуществления транспортных связей в Европе. Таким путем доставляется 80% всех грузов, перемещаемых внутри континента. Нидерланды располагают развитой сетью современных автомобильных магистралей. Около трети всех грузовиков, пересекающих европейские границы, принадлежит голландским транспортным компаниям. Тарифы на перевозку в Нидерландах одни из низких в Западной Европе из-за открытой конкуренции и отсутствия вмешательства государства. Нидерландские железные дороги играют небольшую роль в грузовых перевозках. Причем в последние годы наблюдается сокращение объемов перевозок грузов с 19,6 млн. т в 1988 г. до 16 млн. т в 1993 г. Наоборот, перевозки пассажиров росли и в 1993 г. составили 350 млн. чел. против 256 млн. чел. в 1990 г. Впрочем, ряд прогнозов предсказывает новое оживление на рельсовых путях, прежде всего за счет увеличения перевозок контейнерных грузов и расширения транспортных операций в комбинации "трак/железная дорога". По самым оптимистичным прогнозам, это увеличит ежегодные грузоперевозки до 65 млн. т к 2010 году. Поэтому в развитие отрасли предусматриваются большие инвестиции. Например, в создание новой железнодорожной линии, соединяющей порт Роттердама с внутренними районами Германии, планируемый общий объем капиталовложений составляет 5 млрд. гульд. В настоящее время протяженность нидерландских железных дорог приближается к 3 тыс. км, из которых около 2 тыс. км электрифицированы. Готовится строительство новой сверхскоростной пассажирской магистрали (скорость поездов 300 км в час), которая свяжет Амстердам через аэропорт Схипхол и Роттердам с Брюсселем, Парижем и Лондоном. Гражданская авиация Нидерландов располагает 600 самолетами. Аэропорт Схипхол, расположенный между Амстердамом и Гаагой, один из современных модернизированных европейских портов, занимает 4-е место после Франкфурта, Парижа и Лондона. Ежегодно через Схипхол перевозится около 700 тыс. т грузов, что позволило ему войти в десятку крупнейших воздушных портов по этому показателю. Годовой пассажирооборот Схипхола перешагнул 20- миллионный рубеж (при полной пропускной способности в 27 млн. пассажиров). В соответствии с проектом "Схипхолл-2000" осуществляется реконструкция и техническая модернизация аэропорта. Помимо Схипхола действуют еще около 20 аэропортов, в том числе 12 с международными линиями. Национальная авиакомпания "КЛМ" совершает рейсы в 90 стран мира. Таблица 2.11 Объемы перевозок по видам транспорта |BИДЫ ТPAHCПOРTA |1985г. |1990г. |1993г. |1994г. | |Морские перевозки, млн. т |328 |373 |365 |380 | |Перевозки по внутренним водам, млн. |224 |254 |225 |220 | |т | | | | | |Железнодорожные перевозки, млн. т |20 |18 |17 |16 | |Автодорожные перевозки, млн. т |429 |511 |536 |540 | |Трубопроводный транспорт, млн. т |35 |41 |47 |47 | |Авиаперевозки - а/п Схипхол, тыс. т |436 |604 |774 |850 | |Перевозки пассажиров, млн. чел.: | | | | | | железнодорожный |206 |256 |333 |330 | | авиационный - а/п Схипхол |11,8 |16,6 |20,8 |23,3 | 3 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 НИДЕРЛАНДЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ Благополучие Нидерландов в определяющей степени зависит от состояния ее внешнеэкономических дел. Осознавая жизненно важную роль свободы торговли для страны с ограниченными естественными ресурсами, требующей сырья для высокоразвитого промышленного производства, Нидерланды активно участвуют в формировании мировой торговой политики. Страна является членом Европейского Союза, Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), других международных экономических ассоциаций и соглашений. Декларируя на политической арене принципы свободы торговли, Нидерланды на практике умело и успешно претворяют их в жизнь. В списке наиболее крупных мировых экспортеров и импортеров Нидерланды с 1992 г. занимают 7-е место, опережая Канаду и десятки других, гораздо больших себя государств. При том, что в этой стране проживает всего 0,3% населения, голландская доля мирового внешнеторгового оборота составляет свыше 4%. Около 60% всего объема валового национального продукта Нидерландов формируется за счет экспорта. Это краеугольный камень голландской экономики. На экспорт ориентирована складывавшаяся в течение послевоенных десятилетий система хозяйства, инфраструктура, законодательная база. Развитие экспорта, наращивание его потенциала осознанно воспринимается голландцами как национальная задача. Более 80% всех промышленных предприятий страны производят экспортную продукцию. На долю малых и средних предприятий приходится около четверти всего экспорта страны или порядка 50- 60 млрд. гульд. в год. В последнее десятилетие экспорт Нидерландов неизменно возрастал, и его доля во внешнеторговом обороте страны постоянно превышала импорт. В 50-60-е годы нидерландский экспорт сводился только к продаже собственных товаров за границей. Лишь в конце 60-х годов голландцы вплотную занялись внедрением маркетинга, начали открывать филиалы и приобретать предприятия за границей, вышли на внешние рынки с экспортом услуг, прежде всего транспортных. За последнее время в Нидерландах на разных уровнях поднимается вопрос о перспективах развития нидерландского экспорта, считается, что в будущем могут возникнуть серьезные проблемы с его расширением, если не предпринять срочных мер с учетом прогнозируемого развития мировой торговли и экономики. В принципе, однозначно высказывается мнение, что география и особенно структура голландского экспорта имеют много слабых мест и должны корректироваться. Внешнеторговый оборот Нидерландов реализуется преимущественно на рынках стран ЕС, более всего - в Германии, на которую приходится примерно четвертая часть как экспорта, так и импорта. Другими большими экспортными рынками являются Бельгия и Люксембург (15%), Англия (11%), Франция (11%), Италия (7%). В импорте Голландии существенные роли играют также Бельгия и Люксембург (14%), Англия (8%), Франция (8%), США (8%). Отмечается, что конкуренция на рынке ЕС растет, причем доля Нидерландов на нем несколько сокращается. Вместе с тем Нидерланды мало экспортируют на развивающиеся рынки Центральной и Южной Америки, Восточной Азии, Восточной Европы. В рамках ЕС в недостаточной степени используется потенциал рынков Португалии, Испании, Греции. Это признается как на правительственном уровне, так и национальными объединениями экспортеров, крупнейшее из которых "Фенедекс" (Федерация нидерландских экспортеров) контролирует 75% экспорта страны. Одновременно указывается и на уязвимость нидерландского экспортного пакета. Отставание Нидерландов в торговле высокими технологиями становится все заметнее. Благоприятно Нидерланды выглядят в торговле продукцией сельского хозяйства, химической и электротехнической промышленности, минеральным топливом, составляющими основную часть экспорта. То есть как раз в тех областях, в которых (за исключением электротехники) прогнозируется нарастание конкуренции со стороны стран Восточной Европы. К тому же эти товары очень чувствительны к ужесточившимся требованиям по охране окружающей среды. Как следует из недавно проведенного Центральным плановым бюро (ЦПБ) Нидерландов исследования состояния и развития голландского экспорта, его рост будет отставать от темпов мировой торговли, если существенно не улучшить структуру экспортного пакета. Промышленность должна быть больше ориентирована на выпуск высокотехнологичных товаров. В то же время Центральное плановое бюро с тревогой указало на тот факт, что, начиная с конца 80-х годов, многие предприятия стали тратить меньше средств на исследования и развитие. Сокращение расходов на промышленные исследования и развитие имеет прямое влияние на состояние экспорта, причем негативное, поскольку Нидерланды и без того экспортируют много товаров, спрос на которые фактически приблизился к пределу возможностей дальнейшего роста. Это относится, например, к сырью и полуфабрикатам (базисные химические продукты и сталь), на которые в нидерландском экспортном пакете приходится весьма большая доля. Ослабление спроса на сырье и полуфабрикаты объясняется тем, что из-за налогов на энергию и охрану окружающей среды промышленность совершенствует технологию и потребляет все меньше химикалий, горючего и т.д. для производства единицы продукции. Следует отметить, однако, что переменчивость рыночной конъюнктуры иногда не совпадает с общей тенденцией. Так, экспорт химической продукции Нидерландов в 1994 г. возрос по сравнению с 1993 г. на 10%. Химические предприятия использовали то благоприятное для них обстоятельств во, что американские фирмы меньше экспортировали в Европу из-за растущего спроса на собственном внутреннем рынке, вызванного оживлением американской экономики. На долю Западной Европы пришлось 70% всех поставок голландских химикалий. Озабоченность в Голландии вызывает экспорт промышленной продукции. В то время как рост нидерландского экспорта должен был бы идти за счет высокотехнологичных товаров, как раз эти отрасли переживали в последние годы не лучшие свои времена. То, что в Нидерландах в целом отмечается опережающий рост экспорта промышленных товаров по сравнению с конкурентами из ЕС, объясняется активным реэкспортом, т.е. речь идет об импортных товарах, которым в Нидерландах добавляется стоимость в форме, например услуг по распределению, торговле, перевозкам, страхованию, и которые затем вывозятся. Таблица 3.1 Структура и основные показатели внешней торговли Нидерландов |ПОКАЗАТЕЛЬ |1985г|1990г|1993г|1994г| | |. |. |. |. | |Импорт, млрд. гульд. | |Весь импорт |216 |230 |235 |246 | | Пищевые товары, напитки, табачные |26 |25 |30 |32 | |изделия | | | | | | Сырьевые материалы |15 |13 |13 |16 | | Минеральное топливо |48 |24 |23 |20 | | Химические продукты |22 |24 |28 |29 | | Машины и оборудование |34 |51 |53 |56 | | Промышленные товары |57 |72 |68 |71 | | Транспортное оборудование |14 |20 |21 |22 | |Доля стран ЕС, % |56 |64 |61 |59 | |Экспорт, млрд. гульд. | |Весь экспорт |226 |239 |258 |265 | | Пищевые товары, напитки, табачные |41 |46 |53 |53 | |изделия | | | | | | Сырьевые материалы |14 |15 |17 |18 | | Минеральное топливо |52 |23 |23 |21 | | Химические продукты |37 |41 |41 |45 | | Машины и оборудование |28 |42 |51 |53 | | Промышленные товары |46 |57 |60 |61 | | Транспортное оборудование |8 |14 |14 |14 | |Доля стран ЕС, % |73 |77 |74 |73 | |Индекс цен (1985 г.-100) | |Импорт |100 |82 |75 |76 | |Экспорт |100 |82 |75 |76 | Ведущими конкурентоспособными отраслями экономики Нидерландов являются судостроение (особенно в области специализированных судов), электротехническая, нефте- и газодобывающая промышленность, пищевая промышленность и другие сектора агропромышленного комплекса. Общую картину положения Нидерландов на мировом рынке рисуют результаты исследований Мирового экономического форума относительно конкурентных позиций всех стран в мире по 300 критериям. Из них следует, что позиции Нидерландов по отношению с другими странами ЕС достаточно прочные: 6-е место в мире, впереди из членов ЕС только Дания и Германия. Имеется отставание в области высоких технологий, научных разработок и интернационализации. По первым двум показателям Нидерланды спустились с 6- го на 12-е место. По качеству самодеятельного населения - с 6-го на 8-е место. Уровень менеджмента остался на 7-м месте. Даже по такому показателю, как интернационализация, где Нидерланды традиционно сильны, сделан шаг назад - со 2-го на 3-е место. По уровню развития инфраструктуры Нидерланды поднялись с 14-го на 11-е место в мире. 2 ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ТОВАРОВ 1 ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Помощь национальным производителям в освоении внешних рынков является одним из основных элементов экономической политики Нидерландов. Можно назвать следующие инструменты такой политики: . прямое и косвенное субсидирование экспортеров; . кредитование экспорта; . страхование экспорта; . содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры; . содействие в обеспечении экспортеров необходимой информацией; . внешнеполитическая деятельность по обеспечению максимально благоприятных условий для национальных производителей на внешних рынках; . моральное поощрение экспортеров. Прямое субсидирование экспорта применяется преимущественно при вывозе сельскохозяйственной продукции. Однако такая политика вызывает неизбежные контрмеры и может привести к общей дестабилизации мировой торговли. Поэтому ГАТТ призывает страны-участницы Соглашения ограничивать субсидирование экспорта. Помимо прямых дотаций из бюджета могут использоваться такие средства, как налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов. В 1976 г. страны-члены ОЭСР, в которой состоят Нидерланды, достигли договоренности об ограничении льготности экспортных кредитов с целью выравнивания условий торговли. Они согласились предоставить кредиты на срок не свыше 8,5 лет для развитых и 10 лет для бедных и средне-обеспеченных государств, устанавливая при этом минимальные процентные ставки, а также требовать оплаты наличными не менее 15% стоимости кредитуемого контракта. Соглашение, однако, не распространяется на кредитование экспорта аграрной продукции, судов, самолетов, оборудования для атомных электростанций, военного оборудования. Важным средством государственной поддержки экспорта является также страхование и гарантирование экспортных кредитов, предоставляемых частными финансовыми институтами. Наиболее эффективными инструментами внешнеторгового регулирования являются квотирование и лицензирование импорта и экспорта. Верные принципам свободы торговли Нидерланды поддерживают благоприятный торговый режим. Большинство экспортно-импортных операций осуществляется без каких-либо ограничений. Однако согласно Закону о внешней торговле, введенному в действие с 1 января 1963 г. (последние изменения в этот Закон были внесены 24 марта 1988 г.), соответствующим постановлениям и распоряжениям, принятым в рамках ЕС, все внешнеторговые и валютные операции могут быть подвергнуты государственному контролю. Единственным товаром, подпадающим под государственную монополию на экспорт и импорт в Нидерландах, является природный газ. Только компания "Газюни", в которой государству принадлежит 50% капитала, может его транспортировать, хранить, добывать и продавать. Для основной части нидерландского экспорта не требуется ни лицензий, ни валютного разрешения. Права регулирования экспорта и импорта, включая решение вопросов о выдаче лицензий, предоставлены по промышленным товарам Центральной экспортно-импортной службе в Гронингене, а по сельскохозяйственным товарам, включая продукты рыбного промысла, - 15 "Продуктсхаппам". Как правило, лицензии требуются при ввозе товаров, на которые установлены количественные ограничения, либо которые подпадают под правила регулирования в рамках ЕС или многостороннего соглашения по текстилю. Лицензии на экспорт драгоценных металлов выдаются Нидерландским банком, а на произведения искусства - Фондом торговли художественными изделиями. Для регулирования отгрузок стратегических товаров от экспортера требуется получение экспортной лицензии и проверки, не содержится ли запрашиваемый товар в списке товаров КОКОМ, запрещенных к вывозу. В систему внешнеторгового регулирования входят также антидемпинговые меры. С 1977 г., когда вступило в силу антидемпинговое регулирование, главная роль контроля над его выполнением принадлежит странам ЕС. Это означает, что голландские компании могут обращаться напрямую в Брюссель с просьбой защитить их от демпинга. Однако большинство обращаются непосредственно в Министерство экономических дел, которое выступает в роли их официального адвоката. 2 ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЕС И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ Подавляющее большинство государств мира руководствуются в своей таможенной политике принципами Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и конвенциями, заключенными на основе данного соглашения. Целью ГАТТ является осуществление свободной торговли товарами в мировом масштабе. В настоящее время ведутся переговоры о распространении положений ГАТТ на торговлю услугами. Важнейшим требованием является предоставление всем странам - членам ГАТТ режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле. Это означает, что товару, ввозимому из какой-нибудь одной страны, должны предоставляться условия не менее благоприятные, чем товару, ввозимому из любой другой страны. Исключения могут делаться в случае создания зон свободной торговли в мировом масштабе. Страны - члены ГАТТ договариваются о взаимном снижении таможенных пошлин и отказе от нетарифных ограничений торговли. Чтобы различие национальных таможенных процедур не препятствовало свободному международному товарообмену, страны - члены ГАТТ держат курс на их постепенную унификацию. Основные принципы унификации национальных таможенных систем разрабатываются в рамках Совета таможенного сотрудничества (СТС). Данный Совет, действующий с 1952 г., в настоящее время включает 132 страны (Россия стала его членом в 1992 г.). В рамках Совета разработана и с 1988 г. введена в действие Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Страны-члены СТС осуществляют классификацию товаров для таможенных целей в соответствии с утвержденной данной конвенцией Гармонизированной системой (ГС), на основе которой составлены национальные таможенные тарифы. ГС включает 21 раздел, 97 товарных групп, 1241 позицию и более 5 тыс. субпозиций. Она предусматривает присвоение каждому товару шестизначного цифрового кода. Однако за применяющими ее странами оставлено право более детальной классификации товаров. Так, в Едином таможенном тарифе Европейского Сообщества (ныне Союза) используется Комбинированная номенклатура с восьмизначным кодом. Отдельным странам- членам ЕС при ее введении было разрешено классифицировать товары более подробно вплоть до четырнадцатого знака. (Россия использует 9-значную товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, до восьмого знака идентичную Комбинированной номенклатуре ЕС. Девятый знак пока является нулевым, что оставляет в дальнейшем возможность более детальной классификации.) 4 ИНВЕСТИЦИИ В НИДЕРЛАНДАХ 1 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Правительством Нидерландов осуществляется последовательный курс на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие национальной экономики как со стороны отечественных, так и иностранных предпринимателей. Особенно поощряются инвестиции, способные содействовать повышению конкурентоспособности голландской продукции на мировом рынке и росту экспортного потенциала страны. Иначе говоря, связанные с разработкой и внедрением передовых технологий. Инвестиции рассматриваются и как существенный фактор в решении проблем создания новых рабочих мест. Основными иностранными инвесторами в Нидерландах являются Бельгия, США, Англия, Германия и Франция. В последние годы значительно возросла роль Японии, Швейцарии, Австрии, а также Скандинавских стран. Около 8% всех инвестиций в Нидерланды в последнее десятилетие осуществили развивающиеся страны. На предприятия с иностранными инвестициями приходится до 20% |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |