рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Нидерланды

спортсмены по многим видам спорта входят в число сильнейших в мире.

ХОЗЯЙСТВО.

18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Нидерланды рано вступили на путь развития капитализма. Победа

буржуазной революции 1566-1609гг. послужила стимулом для быстрого

распространения капиталистических отношений, роста городов, расцвета

торговли и судоходства. Нидерланды заняли ведущее место в мировой

торговле и стали выполнять посреднические функции.

Выгодное географическое положение Нидерландов на скрещении

важных морских и континентальных торговых путей во многом

предопределило роль этой страны. Многие отрасли хозяйства страны

основывались на обработке дешевого колонияльного сырья.

За короткий срок Нидерланды превратились из индустриально-

аграрной страны в индустриальную с высоким развитием сферы услуг.

Стремительно выдвинулись вперед такие отрасли, как черная металургия,

машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая, поставляющие

большое количество экспортной продукции. Из старых отраслей сохранила

свои позиции только пищевая промышленность, использующая обширные

ресурсы сельского хозяйства страны. Отрасли, ориентирующиеся на

колониальные рынки (например, текстильная промышленность), постепенно

утрачивали свое значение.

С открытием богатых газовых месторождений Нидерланды выдвинулись

на одно из видных мест в мире по обеспеченности энергетическими

ресурсами. Это послужило важным фактором экономического развития,

ослабив зависимость страны от импортного топлива.

За последние 15 лет экономика Нидерландов пережила немалые

испытания. Современные Нидерланды- государство с высокоразвитой

промышленностью, продуктивным сельским хозяйством и эффективной

системой внешней торговли. Ведущее место в хозяйстве занимает

промышленность. На эту отрасль приходится 35% всех поступлений

национального дохода, 41% самодеятельного населения. Около половины ее

продукции поставляется на экспорт. На сельское хозяйство приходится

всего 4,2% поступлений национального дохода, а на транспорт – 7,1%.

Сельское хозяйство Нидерландов – одно из самых высокоорганизованных в

мире и продолжает сохранять сильные позиции; на его продукцию в

стоимостном выражении приходится более 20% экспорта страны. Нидерланды

отличаются широко развитой сферой услуг. Особое значение для экономики

страны имеет туризм. Обслуживанием иностранных туристов занято свыше

200 тыс. человек, поступления от этой отрасли хозяйства превышает 3%

стоимости экспорта. Основной центр туризма – Амстердам.

19. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Мануфактурное производство Нидерландов еще в позднем

средневековье выдвинулось на ведущее место в Европе главным образом

благодаря развитым торговым связям. На этом фоне выделялись

судостроение и связанные с ним отрасли. С конца 17-го века в связи с

утратой ведущей роли Нидерландов развитие промышленности затормозилось

и только в конце 19-го века вновь начался ее подъем

Запасы нефти в Нидерландах оказались невелики, тем не менее

разработка имеющихся месторождений продолжается. Подлинную сенсацию

произвело открытие богатых ресурсов природного газа, приведшее

открытие к созданию новой отрасли – газовой энергетике, испытывающей

бурный подъем. В связи с этим повысилось значение добывающей

промышленности и уменьшилась зависимость от импортного топлива.

Среди старых отраслей наиболее приспособилась к изменившейся

ситуации пищевая промышленность, где наладилось производство

полуфабрикатов, консервированных и замороженных продуктов и других

товаров, обладающих высокой конкурентноспособностью. Легкая

промышленность, дающая примерно треть стоимости всей промышленной

продукции, ориентируется не только на обслуживание населения страны,

но и в значительной мере на внешний рынок.

В промышленности Нидерландов четко выражена специализация на

выпуске высококачественной конкурентноспособной продукции довольно

ограниченного ассортимента. Ведущую роль играют специализированные

концерны, ориентирующиеся в своей деятельности на мировой рынок. В их

распоряжении находятся крупные предприятия, определяющие промышленный

профиль страны. В последние годы резко возрасли темпы концентрации

промышленности. В качестве примера приведем данные о молочных заводах.

В 1950 году их насчитывалось 580, в 1984г.-131, а в 1991г.- только 46.

Основное направление индустриализации в Нидерландах сводилось к

быстрому росту тяжелой промышленности, которая так же как и во многих

других странах Западной Европы с ее истощающейся сырьевой базой,

тяготеет к крупным морским портам. Весь район низовьев Рейна и Мааса

выделяется высокой концентрацией и сложной структурой промышленности.

Здесь преимущественно развиваются нетрудоемкие отрасли –

нефтепереработка, нефтехимия, судостроение, машиностроение. В других

частях Нидерландов промышленные очаги отличаются меньшими масштабами.

20. ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭНЕРГЕТИКА.

Издавна сложились представления об отсутствии значительных

запасов минерального сырья на территории Нидерландов. Только в Южном

Лимбурге проводилась разработка известняка для строительных целей и с

середины 19-го века началась открытая добыча каменного угля. Кроме

того, в стране в ограниченных масштабах, использовался в качестве

топлива местный торф. После создания Геологического управления

(1903г.) началось систематическое изучение недр с целью выявления

запасов полезных ископаемых.

Поиск и разработка месторождений строительных материалов в

Нидерландах осуществляется весьма интенсивно, поскольку объем

строительства быстро возрастает. Лучшие месторождения известняка в

Южном Лимбурге сильно выработаны, и в последние годы наибольшее

внимание привлекает добыча гравия, запасы которого достаточно велики.

Поскольку транспортные издержки составляют примерно 1/3 стоимости

гравия, прирейнские районы Нидерландов оказалось выгоднее снабжать

гравием из Германии, некоторые районы Зеландии и Северного Брабанта –

из Бельгии. Большая часть гравия, добываемого в Нидерландах, поступают

из центральной части провинции Лимбург, где разрабатывается серия

карьеров в долине реки Маас.

На базе местных глин в Нидерландах издавно сложилось

производство кирпича и черепицы. Эта отрасль была сильно затронута

экономическим кризисом. По сравнению с максимальным уровнем 1978 года

производство кирпича сократилось на 25% в связи с конкуренцией более

дешевых строительных материалов. В настоящее время в стране действуют

65 кирпичных заводов.

Крупные месторождения каменной соли обнаружены В Твенте близ

Букело и Хенгело. Соленоносные слои мощностью 70-80 метров здесь

залегают на глубине 300-400 метров. Сходные условия на месторождениях

Винсхотен в провинции Гронинген, Вестерборг в провинции Дренте и др.

Разработка соляных месторождений осуществляется государством (в Твенте

с 1917г.). Объем добычи быстро растет: 1938г.-166 тыс.т., 1948г. – 246

тыс.т., 1951г. – 481 тыс.т., 1966г. –1,9 млн.т., 1987г. –3 млн.т. НО в

последние годы эта цифра находится в состоянии покоя. Соль применяется

в химической промышленности, примерно 2/3 добычи экспортируется.

Открытие мощных угленосных толщ на юго-востоке Лимбурга в районе

Керкраде позволило наладить подземную выработку каменного угля на

больших глубинах. Размеры добычи вплоть до первой мировой войны не

превышали 1-2 млн. тонн в год. В военные годы Нидерланды лишились

импортного топлива, и добыча каменного угля стала увеличиваться,

достигнув к 1920г. 4,1 млн.т. Выяснилось что лимбургский уголь

обладает высокой теплотворной способностью и хорошо коксуется, что

позволило организовать его экспорт. В 1937 году было добыто 14,3

млн.т. угля. В годы второй мировой войны снова произошел резкий спад,

и рекордный довоенный уровень впоследствии так и не был достигнут.

По сравнению с отраслями обрабатывающей промышленности угольная

промышленность выделялась повышенной капиталло- и фондоемкостью. Кроме

того, рост издержек производства усугублялся глубоким залеганием

пластов угля, их небольшой мощностью и частыми разрывами пластов.

Недерландский уголь не выдерживал конкуренции со стороны более

дешевого импортного топлива. Сказывалось также влияние разработки

богатых газовых месторождений в самих Нидерландах. Добыча угля резко

пошла на убыль и была постепенно свернута в 1966-1975гг.

21. СТРУКТУРА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА.

В топливно-энергетическом балансе Нидерландов в нынешнем

столетии почти целиком преобладало минеральное топливо. Промышленный

подъем после второй мировой войны сопровождался расширением

энергетической базы. В 50-х годах потребление первичных видов энергии

в среднем росло на 4% в год, а в 60-х годах – на 8%.

Потребление топлива за период 1950-1970гг. в целом увеличилось в

3,5 раза, причем значительная часть спроса удовлетворялась за счет

собственных энергоресурсов. В начале 60-х годов энергобаланс почти

поровну слагался из угля и нефти, затем в связи с разработкой богатых

газовых месторождений в Гронингене и доставкой дешевой импортной нефти

из Африки и Юго-Западной Азии произошли существенные изменения в

структуре энергобаланса. Доля каменного угля в энергобалансе

Нидерландов стала сокращаться. Если в 1955г. она составляла 62%, то в

1968г. снизилась до 18%, а в 1986г.-до 8%. Свертывание добычи угля на

лимбургских шахтах компенсировалось возросшим потреблением нефти и

газа. Тем не менее в настоящее время уголь приходится ввозить для

обеспечения потребностей теплоэнергетики и металлургии.

В 60-х годах потребление нефтяного топлива сильно возросло в

связи с широким развитием автомобильного транспорта. В середине этого

десятилетия доля нефти в энергобалансе достигла 69%, но в начале 70-х

годов снизилась до 58%. А в 1986г.-до 34%, уступая место газу.

Заметим, что в Нидерландах введена высокая надбавка к отпускным ценам

на бензин и другие нефтепродукты. В 1955-1966гг. доля газа в

энергобалансе страны возросла с 1% до 4%. Дальнейший рост был

необычайно быстрым: 1967г.-8%, 1969г.-16%, 1971г.-33%, 1985г.-50%. В

настоящее время в Нидерландах самая высокая доля газа в энергетическом

балансе среди стран ЕЭС.

22.ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА.

Основные показатели топливно-энергетического комплекса Нидерландов

|ЭНЕРГОРЕСУРСЫ |1985 г. |1990 г. |1993 г. |1994г. |

|Добыча/производство |

|Природный газ, млрд. куб. М |81 |72 |84 |84 |

|Сырая нефть, млн. т |3,7 |4,0 |3,3 |4,5 |

|Электроэнергия, млрд. кВт/ч |63 |72 |77 |80 |

|Потребление |

|Уголь, млн. т |10 |14 |13 |14 |

|Природный газ, млрд. куб. М |44 |41 |46 |47 |

|Нефтепродукты, млн. т |19,4 |22,5 |22.3 |23,4 |

| В том числе: | | | | |

| бензин, млн. т |4,6 |4,6 |5.1 |5.2 |

| диз. топливо, газойль, |3,2 |4,4 |4,9 |4,9 |

|млн. т | | | | |

| сжиженный газ, млн. т |0,8 |0 |0,9 |0,8 |

Производство и распределение электроэнергии в Нидерландах

находится в ведении 11 предприятий, из них одно находится в

Амстердаме, остальные в провинциях. Каждому из них принадлежит одна

или несколько электростанций, обслуживающих определенные

административные районы. Крупнейшие электростанции расположены в

Роттердаме, Бюггенюме, Велсене, Неймегене, Амстердаме. Кроме того

имеется до 100 электростанций обслуживающих энергоемкие предприятия.

Установленная мощность всех электростанций с 1939 года по 1987

год возрасла с 0,7 до 12,% млн.квт. В производстве электроэнергии

наибольший рост отмечался с середины 60-х годов. Общее потребление

электроэнергии в Нидерландах достигло в 1988г. 66,5 млрд.квт. По

производству электроэнергии на душу населения Нидерланды уступают

таким странам как США, Швеция, Норвегия. Основным потребителем

электроэнергии является промышленность, доля которой превышает

половину всей выработки электроэнергии.

Почти все электростанции страны тепловые, работающие на каменном

угле, мазуте и газе. Наибольшее значение имеет угольное топливо.

Мощность ТЭС, работающих на углях постоянно растет. Эти станции

производят свыше 40% всей электроэнергии страны. Многие ТЭС,

работающие на мазуте, теперь переводят на угольное топливо.

Соответственно увеличивается импорт угля (в основном из США.Австралии

и Польши). Удельный вес станций, использующих газовое топливо,

достигал максимума в начале 70-х годов, но с тех пор существенно

снизился. Довольно скромное место в электроэнергетике принадлежит

атомной энергии. Первый атомный реактор был установлен в Петтене,

второй – в Вейсвейлере. В настоящее время действуют две атомные

электростанции в Додеварде близ Арнема ( мощность 54 тыс. квт.) и в

Боргеле восточнее Флиссингена (477 тыс.квт.). Пущена в ход установка

по обогащению урана в Алмело. Вопрос о необходимости строительства

новых атомных электростанций неоднократно обсуждался, но встретил

резкую оппозицию в широких слоях населения страны.

Более перспективным считается использование энергии ветра. В

этой области были предприняты серьезные исследования после

энергетического кризиса 70-х годов и повышения цен на нефть.

Разработана национальная программа использования ветровой энергии,

предусматривающая ввод установок мощностью 100-150 тыс.квт.в 1990г. и

1 млн.квт. в 2000г., что, однако, составляет всего несколько процентов

от общего энергопотребления страны.

Гидроэнергетика Нидерландов находится в стадии становления. Пока

действует только маломощная ГЭС Хагестейн; началось сооружение еще

одной станции в устье Недер-Рейна (мощностью 1800 квт.). Разработаны

проекты строительства еще трех ГЭС мощностью по 10-14тыс.квт. на Маасе

и Недер-Рейне, а также разветвленной сети ветротурбинных

электростанций мощностью до 1 млн.квт. к 2000 году.

23. ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

А). ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ.

Черная металлургия стала выдвигаться в число передовых отраслей

только после второй мировой войны на базе местного кокса и железной

руды, которая ввозилась из Швеции, Франции и Северной Африки. Главный

центр – город Эймейден имеет налаженное портовое хозяйство, он связан

с внешним миром по Нордзе-каналу с Амстердамом. В настоящее время

действуют восемь мартеновских печей и семь электропечей. На чугуне из

Эймейдена работают небольшие заводы в Зейлене и Алблассердаме.

Комбинат в эймейдене последовательно наращивал мощности. В

1958г. производство чугуна достигло 1 млн.т., стали 1,1 млн.т., в

1969г. соответственно 3,5 и 4,7 млн.т., в 1984г.- 3,6 и 4,3 млн.т.

Производство стали в последние годы превысило 5 млн. тонн.

Нидерландская сталь отличается высоким качеством и пользуется

значительным спросом. Ввиду ограниченности внутреннего рынка (

внутреннее потребление не превышает 30% общего производства)

металлургическая промышленность сильно ориентирована на внешний рынок.

Более 45% ее продукции экспортируется в страны ЕЭС, немного более 10%

- в США. Производится чугун, сталь, а также прокат различных профилей.

Производство проката остается главным и наиболее перспективным

направлением развития нидерландской черной металлургии.

Металлургия, машиностроение и электротехническая промышленность

– ведущие отрасли промышленности Нидерландов, в которых занято свыше

350 тыс. человек. На долю этих отраслей приходилось около 1/3

промышленного производства страны и примерно такая же доля всего

экспорта. Последние годы ознаменовались растущей диверсификацией

производства и повышением качества изготовляемой продукции, что

диктуется острой конкуренцией на рынках сбыта.

Б). ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ.

Цветная металлургия Нидерландов полностью работает на привозном

сырье и сосредоточена на наскольких крупных предприятиях. Олово и

свинец производят заводы в Арнеме, цинк и кадмий – в Бюделе, аллюминий

– в Делфзейле и Флисенгене. Для выплавки олова используется

высококачественный концентрат из Индонезии. В 1957 году удалось

превзойти довоенный уровень: было выпущено более 29 тыс.т. олова.

Впоследствии производство олова сократилось: в 1965г.-18 тыс.т., а в

1987г. -–4 тыс.т.

Производство цинка в 1970 году составляло 46 тыс.т., а в 1986г.

–1095 тыс.т., свинца в 1971г. – 24 тыс.т., а в 1987г. – 37,3

тыс.т.Производство кадмия составляет 0,5 тыс. тонн в год. Наиболее

молода алюминиевая промышленность Нидерландов, использующая сырье из

Суринама, Африки и Австралии. В 1970 году было произведено 75 тыс.т.

алюминия, в 1977г. более 116 тыс.т., в 1987г. – 267 тыс.т. Центр этой

отрасли – Флиссинген и Делфзейл, выпускающие штампованные изделия и

прокат. Выработка вторичного алюминия в 1970 году составила 7 тыс.т,

в 1982г.-50 тыс.т., а в 1987г.-130 тыс.т.

Стабильное развитие характерно только для производства алюминия,

производство же других цветных металлов сокращается.

В). МАШИНОСТРОЕНИЕ.

Машиностроение – одна из самых динамичных отраслей

промышленности страны. По темпам роста производства в этой отрасли

Нидерланды выдвинулись на третье место в Западной Европе (после Италии

и Швеции). Производится оборудование для газовой, нефтяной,

химической, электротехнической, пищевой, текстильной и строительной

промышленности.Важное значение имеет производство транспортных

средств, сельскохозяйственного оборудования и машин.

Целая группа машиностроительных предприятий изготовляет

оборудование для химической промышленности – дистилляционные

установки, калориферы, компрессоры и т.д. Значительная часть этой

продукции идет на внутренний рынок. Среди крупнейших потребителей

выделяются нефтехимические заводы в районе Роттердама. На развитие

машиностроения активно повлияли такие передовые виды производства, как

Электроника и электротехника. Группа из 40 предприятий, выпускающих

оборудование для этих производств, контролируется одной из крупнейших

монополий капиталистического мира, «Филипс». Электротехническая

промышленность растет быстрыми темпами и поставляет 1/3 всей продукции

машиностроения. До 70% продукции этой отрасли идет на экспорт более

чем в 40 стран мира. По стоимости экспорта электроприборы и

осветительная техника опережает нефтепродукты. Крупные

электротехнические предприятия размещены в Роттердаме, Эйдховене,

Зволле, Херлене и многих других городах.

Очень широк диапазон продукции – от мощных турбин до обычных

электроламп. Производятся тяжелая электроника (генераторы,

трансформаторы и электромоторы), кабель, телекоммуникационная, радио и

телевизионная, студийная, научная, а также медицинская аппаратура и

вычислительная техника. Продолжает расти выпуск бытовых

электроприборов, расширяются мощности по их производству. Нидерланды –

один из крупнейших в мире поставщиков аудио и видеоаппаратуры. Все

больше применяется робототехника.

Транспортное машиностроение, выпускающее морские и речные суда,

самолеты и вертолеты, грузовые и легковые автомобили, автобусы и др.

объединяет более 470 предприятий. Первое место по стоимости

выпускаемой продукции занимает судостроение с сопутствующим ему

производством портовых установок, мостовых конструкций и др.

Судостроение, одна из старейших отраслей нидерландской промышленности,

всегда славилось высокой рентабельностью и конкурентноспособностью, но

в последнее время темпы его развития уменьшились под влиянием

конкуренции других стран, сооружающих суда в более короткие сроки. Для

судостроения Нидерландов характерны высокий уровень механизации и

применения прогрессивных методов производства (электросварка,

секционная сборка и др.). Производятся различные виды судов: морские,

речные, каботажные. Ассортимент выпускаемой продукции весьма

разнообразен: наряду с океанскими лайнерами строятся грузовые и

рыбопромысловые суда, яхты, землечерпалки, буксиры и др. Развито также

производство судовых машин и механизмов. Центры судостроения находятся

на морском побережье, наиболее крупные – это Роттердам, Амстердам,

Схидам, Флиссинген и ряд других городов.

Автомобилестроение в Нидерландах сложилось лишь в послевоенный

период. Производство легковых автомобилей сосредоточено в рамках

шведско-нидерландской компании «Вольво-Кар». Крупнейший центр

производства легковых автомобилей находится в Борне, а грузовиков – в

Эйдховене. Ежегодно выпускается около 100 тыс. машин. Слабость

собственной автомобильной промышленности делает рынок Нидерландов

местом жестокой конкурентной борьбы основных мировых производителей

автомобилей. Господствуют «Опель». «Форд» и «Мерседес», сильные

позиции занимают также японские компании.

Самолетостроение в Нидерландах было создано после первой мировой

войны. Родоначальницей авиационной промышленности страны была

известная фирма «Фоккер», к настоящему времени полностью

монополизировавшая производство. Основная специализация – легкие и

скоростные самолеты, которые могут использоваться и для военных целей.

Основные заводы расположены в Эйненбурге и в Вунделрихе. Продукция

экспортируется более чем в 60 стран мира, а ряд моделей по лицензиям

производится в других странах. Вертолеты выпускает завод в

Пепендрехте. В области авиационного моторостроения оперируют

предприятия американских компаний.

Самая молодая отрасль нидерландского машиностроения –

производство оборудования для глубинного бурения морского дна.

Широкое развитие получила в Нидерландах так называемая

инженерная промышленность. В рамках ЕЭС Нидерландам принадлежит второе

место после Великобритании по развитию инженерного дела.

Г). ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Химическая промышленность начала развиваться с конца 19-го века

на базе добычи каменной соли, использования отходов угольной и

металлургической промышленности. После второй мировой войны в

Нидерландах сложилась мощная нефтеперерабатывающая промышленность,

базирующаяся в основном на импортном сырье. С тех пор химическая

промышленность занала довольно сильные позиции в хозяйстве страны.

Использование газа в качестве сырья для химической промышленности

открыло ряд новых возможностей.

По темпам роста нидерландская химическая промышленность

опережает все другие отрасли, за исключением машиностроения. На более

чем 320 предприятиях занята десятая часть всех промышленных рабочих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.