|
Норвегияот Брюсселя. Определенную роль в столь негативном решении норвежцев сыграла и узость внутреннего рынка. В стране с населением 4,5 млн. человек сложно создать условия, благоприятные для успешной конкурентной борьбы большого количества крупных предприятий . Ограниченность спроса приводит к жесткой селекции и созданию компаний-монополистов, которые могут диктовать свои условия и существовать как бы вдали от бушующей стихии свободного рынка. Нельзя сказать , что в Норвегии монополизированы целые сектора экономики, но такая тенденция наиболее ярко проявляется в сфере телекоммуникаций и продажи электроэнергии. К тому же социальная политика государства, направленная на защищенность всех слоёв населения и предусматривающие программы “реабилитации” сотрудников в случае банкротства предприятия , создаёт для служащих “тепличные” условия, когда они могут быть уверены, что даже при потере работы у них есть хорошие шансы устроиться на новое место. В случае членства в ЕС такие компании столкнулись бы с жесткой конкурентной борьбой, новыми правилами игры, что поставило бы их в сложное положение. В Норвегии можно сразу почувствовать , имеет та или иная компания опыт работы на международном рынке; она выделяется на фоне других более высоким уровнем сервиса, оперативностью принятия решений, способностью быстрее приспосабливаться к новым рыночным условиям. Определенная уязвимость сельского хозяйства, работающего в сложных северных условиях и требующего постоянного государственного финансирования, и особенности рентабельного функционирования рыболовной промышленности, также сыграли свою роль в выборе норвежцев. Именно провинция и Север, где рыболовство является главным источником дохода, проголосовали против вступления в Европейский Союз(52,2% отдали свои голоса против и 47,8% - за). Сразу же после объявления результатов голосования норвежские политики стали замечать некоторые изменения в отношении к Норвегии со стороны их европейских коллег. Норвежским дипломатам приходилось подолгу простаивать у дверей офисов чиновников ЕС , ожидая, когда у них найдется минута свободного времени для обсуждения(помимо вопросов вступления новых стран в ЕС) проблем северного соседа. В норвежских газетах даже появилось понятие - “страна вне”. Такое невнимание со стороны брюссельских чиновников было только иллюстрацией нового положения, в которое поставила себя Норвегия. Страна перестала участвовать в заседаниях комитетов и рабочих групп организации (это право она имела в ходе переговоров о вступлении). Таким образом, с одной стороны Норвегия потеряла ряд ценных источников информации, и, с другой - что более важно - лишилась возможности оказывать извне прямое влияние на решения, принимаемые в ЕС. Она чаща всего была поставлена уже перед фактом принятия какого-либо решения ЕС, не имея возможности влиять на его формирование. В то же время Норвегия, будучи членом ЕЭП(Европейского Экономического Пространства), обязана выполнять директивы ЕС, касающиеся не только торговли и товарообмена, но и регулирующие вопросы условий труда, социальной защищённости, производства ряда товаров и предоставления услуг. Было подсчитано, что в соответствии с директивами ЕС только за первую половину 1996 года претерпели изменения 47 внутренних норвежских правил и предписаний. Большинство таких изменений не создают больших проблем ни для юридической системы, ни для жизни обычных граждан страны, однако норвежцы отдают себе отчет в том, что в рамках существующего ЕЭП, включающего, кроме Норвегии, Исландию, Швейцарию, Мальту и Лихтенштейн, они не имеют реальной возможности оказать влияние на процесс принятия решений ЕС и вынуждены воспринимать их как свершившийся факт. Более 50% норвежского экспорта приходится на страны- члены ЕС, что свидетельствует о прямой зависимости и, соответственно, заинтересованности Норвегии в развитии отношений с этими странами. Таким образом, Норвегия обречена на контакты с ЕС. Правительство Т. Ягланда (как и предыдущее правительство Г. Х. Брундтланда) делает всё возможное для того, чтобы сохранить конструктивный климат, существующий в отношениях с ЕС, и обеспечить максимально возможное участие в работе Союза. Норвегия вовлечена в целый ряд региональных программ, включая программу “Интернет”. В концептуальном плане предусмотрено и постепенно осуществляется присоединение к трём направлениям развития европейских экономических структур. Речь идет о единой политике в области рыболовства, где у сторон имеются как общие интересы, так и противоречия, которые намного проще было бы разрешить в рамках единой организационной структуры. Норвежский опыт в области регулирования лова рыбы мог бы пригодиться европейским партнерам. Вторым формированием является формирование единой энергетической политики ЕС. Здесь существует больше неясностей, но Норвегия напрямую заинтересована в сотрудничестве, если учесть, что страны ЕС являются главными потребителями норвежских нефти и газа, и объединёнными усилиями способны повлиять на тенденцию развития цен и создать неблагоприятные условия для экспорта энергоносителей. Норвегии выгоднее быть активным участником игры, нежели пассивным аутсайдером. Наконец , третье направление- сотрудничество в рамках паспортного союза, Шенгенского соглашения. 19 декабря 1996года в Брюсселе состоялось подписание документа об ассоциированном членстве Норвегии и Исландии в Шенгенском соглашении, предусматривающее единое паспортное пространство и сотрудничество правоохранительных органов стран-участниц. Формально Шенгенский договор распространяется только на государства ЕС, поэтому этим двум странам был предоставлен ассоциированный статус, предусматривающий участие без права голоса в рабочих группах организации. Идя на такой шаг, норвежские представители исходили из того, что в рамках Шенгена не будут приниматься решения, которые противоречили бы позиции Норвегии. Главная причина вступления заключалась в желании сохранить северный паспортный союз, просуществовавший достаточно долго, чтобы к нему успели привыкнуть и не хотели потерять. Дания, Швеция и Финляндия своим присоединением к Шенгену без Норвегии и Исландии разрушили бы устоявшийся паспортный режим пересечения границ между северными странами, в чём не был заинтересован никто из северян. В связи с этим, путем длительных переговоров была разработана компромиссная формула ассоциированного членства, устраивающая все стороны. Можно сказать, что, благодаря участию в Шенгенском договоре, Норвегия вне ЕС добилась своего вовлечения в ещё одну важную область развития европейской интеграции. В настоящее время возникло кажущееся затишье во внутри норвежской общеевропейской дискуссии об отношениях между Норвегией и ЕС. Не ставится вопрос о подаче новой заявки на вступление в Союз до 2000 года и политики в меньшей степени оперируют брюссельской аргументацией для отстаивания своих позиций. Однако тема ЕС постоянно присутствует на газетных полосах и остаётся актуальной для политического истэблишмента страны. Многие обозреватели считают, что, поставив себя вне ЕС , Норвегии удалось сохранить собственное лицо и способность действовать на международной арене, исходя из собственных интересов, без оглядки на европейских партнеров. Свидетельством тому стала активная деятельность Норвегии на Ближнем Востоке и посредничество в процессе мирного урегулирования в Гватемале, когда страну воспринимали как независимого самостоятельного участника, а не представителя ЕС. Вместе с тем , несмотря на очевидные успехи норвежской внешней политики, можно с уверенностью сказать, что в геополитическом масштабе позиции Норвегии после референдума в 1994 году в большей степени ослабли, чем укрепились. Тем не менее, страна представляет большой интерес для России как торгово-экономический партнер. На Норвегию не распространяются правила и ограничения ЕС, устанавливаемые на ввозимые товары. Активными темпами развивается сотрудничество России, Норвегии, Швеции и Финляндии в рамках региона Баренцева моря. Продолжается интенсификация контактов в приграничных районах Севера. Таким образом, опираясь на позитивный опыт деятельности на норвежском рынке ряда российских предприятий, можно предположить что торгово-экономические отношения между нашими странами окажутся своего рода трамплином для выхода России на европейский рынок. Именно в особенности Норвегии заключается предсказуемость и определенная закономерность негативного результата референдума 1994 года. Страна предпочла сохранение существующего положения и не захотела отдавать часть своего суверенитета во имя идеи европейской интеграции. Не исключено, что, норвежцы, стремясь не отстать от развития европейской системы , вернутся к вопросу о вступлении в ЕС уже в начале следующего столетия , но тогда кандидатура Норвегии будет рассматриваться в числе стран Восточной Европы и мало вероятно, что условия её возможного членства в ЕС будут теми же, что и в 1994 году . ШПИЦБЕРГЕН Шпицберген - архипелаг за полярным кругом. Территория - 62 тыс. кв. км. В архипелаге свыше 1 тысячи островов. Коренного населения нет. Шпицберген вместе с расположенным к югу от него островом Медвежий образуют административный округ Норвегии Свальбард, которым управляет губернатор назначаемый королем Норвегии. До 1920 года архипелаг был "ничейной землей". В феврале 1920 года в Париже представители ряда европейских государств, США и Японии подписали международный договор, устанавливающий над Шпицбергеном суверенитет Норвегии. В соответствии с данным договором запрещается использование архипелага в военных целях. 60% территории архипелага покрыто льдами. Из полезных ископаемых промышленное значение имеет только каменный уголь. В водах архипелага водится треска, палтус, пикша, гренландский тюлень, нерпа, белуха; на островах - белый медведь, песец, олень. Однако рыболовство и охота ведутся в ограниченных количествах. Связь Шпицбегрена осуществляется морским путем через порты Тромсе и Мурманск, с 1947 года между Норвегией и Шпицбергеном установлено регулярное воздушное сообщение ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НОРВЕГИИ В промышленном производстве Норвегии, включая электроэнергию, Занято около 400 тыс. рабочих и служащих, из которых около 95% трудится на предприятиях обрабатывающей промышленности, а остальные - в добывающей промышленности и электроэнергетике. В отраслевой структуре резко выделяются своими крупными масштабами и высоким техническим уровнем так называемые экспортные отрасли, большая часть продукции которых вывозится. С одной стороны, работающие в основном на местном сырье рыбообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия, а с другой - перерабатывающие с помощью обильной и дешевой электроэнергии привозное сырье электрометаллургия и электрохимия. К экспортным отраслям следуем также отнести добывающую промышленность - рудники, продукция которых вывозится в виде концентратов, и, конечно, нефтегазовые промыслы Северного моря. Кроме того, все большую экспортную ориентацию приобретают машиностроение, особенно крупнотоннажное судостроение, электротехника и электроника, работающие, как правило, в тесной производственной и экономической кооперации со шведскими, датскими и другими зарубежными партнерами. К отраслям «внутреннего рынка» относятся прежде всего легкая и пищевая (без рыбообрабатывающей) промышленность. Эти отрасли из-за сильной иностранной конкуренции испытывают из года в год возрастающие трудности. Промышленность Норвегии отличается очень неравномерным размещением. Подавляющая часть промышленного потенциала страны приходится на предприятия южных областей - Эстланна, Сёрланна и Вестланна, которые дают 4/5 всей промышленной продукции. Примерно 1/10 приходится на область Трение- лаг. На обширной же территории Северной Норвегии, несмотря на строительство там крупных государственных предприятий, производится ныне не более 1/10 промышленной продукции страны. Почти 9/10 промышленных предприятий Норвегии сосредоточено в портовых городах. Это облегчает и удешевляет доставку сырья и отгрузку готовой продукции. Один из главнейших факторов всего индустриального развития Норвегии- высокоразвитая энергетика. Базой для нее служат главным образом гидроэнергия и жидкое топливо. До последних лет Норвегия справедливо считалась классической страной гидроэнергетики. Опережая все страны Зарубежной Европы по запасам гидроэнергии (120 млрд. кВт *Ч в год), она занимает первое место в мире по производству электроэнергии на душу населения. Практически всю вырабатываемую в стране электроэнергию дают гидроэлектростанции общей мощностью более 18 млн. кВт. Благодаря многочисленным естественным озерам-водохранилищам на высоких плоскогорьях, водопадам и круто падающим рекам не требуется сооружать дорогостоящие плотины , что чрезвычайно удешевляет стоимость электроэнергии. В Норвегии гидроресурсы расположены сравнительно равномерно по всей стране, что позволяет сооружать мощные энергетические комплексы в долинах Эстланна, на плоскогорье Теле- парк, во фьордах Вестланна и на порожистых реках Северной Норвегии. Почта все крупные электростанции соединены линиями электропередачи в единую энергосистему, связанную в свою очередь с электрометаллургическими и электрохимическими предприятиями и со всеми городами. Еще в середине 70-.х годов гидроэнергия составляла более половины энергетического баланса Норвегии. Около 2/5 вырабатываемой электроэнергии потребляет промышленность, в том числе 1/3- металлургия. В отдельные годы излишки электроэнергии передаются в Данию (по подводному кабелю) и в Швецию. Каменный уголь играет незначительную роль в энергобалансе страны. Его доля, в том числе около 0,5 млн. т добываемого на Шпицбергене и примерно столько же ввозимого из-за границы, не превышает 3-4% Большое значение для страны имело открытие богатых нефтегазовых месторождений Экофиск на шельфе норвежского сектора Северного моря (примерно в 350 км к юго-западу от Ставангера). а также газовых и нефтяных - в 200 км к западу от Бергена. В 1971 г. в месторождении Экофиск была добыта первач тонна нефти, а в 1979 г. ее добыча достигла уже почти 40 млн. т, что вчетверо превышает все современные потребности страны в жидком топливе. Норвегия первой из развитых капиталистических стран превратилась в чистого экспортера нефти. Нефть с целого комплекса буровых платформ подается по 335-километровому трубопроводу на побережье Восточной Англии, а добываемый газ идет по трубам к северному берегу ФРГ начата подача газа из лежащего к западу от Бергена месторождения Фригг в Шотландию. Ведется эксплуатация государственных промыслов Сгатфьорд (северо-западнее Бергена). Стремительное развитие нефте- и газодобычи привело к подъему нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Монополистический капитал делает ставку на форсированную добычу нефти и газа прежде всего для экспорта в страны Западной Европы. Однако норвежские власти пытаются регулировать темпы роста добычи нефти и газа. Значительное развитие получила в Норвегии добыча металлического сырья: железной руды, титана, молибдена, меди, цинка, а также пиритов. Обогащенная железная руда одного из самых северных мире рудников Сер-Вараигер - отправляется через соседний порт Киркенес в Западную Европу и частично на металлургический завод в Му-и-Рана. Его же снабжает сырьем и рудник Дундерманн. Всего производится более 4 млн. т. железного концентрата, половина которого вывозится. По добыче титановой руды из рудника Хёугс в месторождении Титаниа на юго-западном побережье страны (около 1 млн. т ильменитового концентрата) Норвегия стоит на одном из первых мест в мире; при этом почти вся продукция вывозится. Молибденовый рудник Киабен в горах Серланна также относится к крупнейшим в мире. Добыча медной и Цинковой руд невелика - около 30 тыс. т. каждой в год. Пириты, добываемые в основном в Треннелаге (рудник Леккен), используются для извлечения из них меди. Цинка и производства серной кислоты. Одна из характерных черт структуры норвежской промышленности - широкое развитие электрометаллургии . Страна занимает одно из ведущих мест в мире по производству алюминия, никеля, магния, ферросплавов . Выплавляется, кроме того, большое количество легированной электростали, цинка, кобальта. Например, по выплавке алюминия и никеля она стоит на 5-м месте, а. по производству магния уступает только США. Выплавляемые в Норвегия ферросплавы, цинк и кобальт считаются наиболее высококачественными в мире. Основная часть продукции электрометаллургии изготовляется из привозного сырья и почти полностью экспортируется. Многие электрометаллургические предприятия расположены на побережье страны - от крайнего юга до заполярных районов. C развитием мощных линий электропередачи выбор места постройки завода определяется прежде всего благоприятными условиями сооружения причалов для судов, доставляющих сырье и вывозящих готовую продукцию, а также наличием необходимой рабочей силы. Единственный в стране сравнительно крупный завод черной металлургии (самый северный в мире) был построен государством в 50-х годах в приполярном городке Му-и-Рана. Он выплавляет еже- годно до 700 тыс. т. электрочугуна и до 900 тыс. т -электростали. Сравнительно молодая отрасль промышленности Норвегии машиностроение. В послевоенные годы с участием иностранного капитала в Норвегии созданы крупные судостроительные верфи, заводы по производству морских нефтебуровых платформ, гидравлических турбин, промышленного и бытового электротехническою и электронного оборудования, поточных технологических линий для рыбообрабатывающей промышленности. Ныне во всех отраслях машиностроения и металлообработки занято более 1/3 работающих в промышленности страны и выпускается около 1/3 валовой промышленной продукции, значительная часть которой вывозится. Норвегия ведет также торговлю проектами и лицензиями, в частности на морские буровые платформы. Главные центры машиностроения - Осло, Берген, Ставангер, Драммен. .Старейшая отрасль промышленности страны - лесообрабатывающая Норвегии была Первой из стран Северной Европы, начавшей широкий экспорт лесоматериалов в Западную Европу, прежде всего в Великобританию .Однако хищническая вырубка лесов- особенно в западных и южных районах страны, резко сократила их ареалы. В связи с растущей конкуренцией со стороны более богатой древесиной Швеции и Финляндии Норвегия постепенно стала перестраиваться на производство более ценной продукции - механической древесной массы, целлюлозы, картона и бумаги. Целлюлозно-бумажное производство - одна из основных отраслей международной производственной специализации страны. Ежегодно изготовляется более 1,5 млн. т древесной массы и целлюлозы и более 1,3 млн. т. различных сортов бумаги и картона, подавляющая часть которых экспортируется. Основные центры лесопиления и целлюлозно-бумажного производства расположены вокруг Осло-Фьорда, обычно в устьях лесосплавных рек, стекающих с лесистых склонов Эстланна. Это прежде всего Сарпсборг, Халден, Мосе, Драммен, Шиен. Отдельные предприятия расположены непосредственно в местами лесоразработок - в больших долинах Эстланна и в Треннелаге. Становление современной химической промышленности в Норвегии началось создания в начале XX в. в провинции Телемарк электрохимического производства Это были заводы концерна «Норш гидро", которые получали электроэнергию с каскада гидроэлектростанций, извлекали азот из воздуха и выпускали аммиак и его соединения, в том числе так называемую норвежскую селитру. Ныне мощность заводов концерна по выпуску "связанного азота" превышает полмиллиона тонн. В качестве «побочных» продуктов завод концерна в Рьюкане производит тяжелую воду и благородные газы- аргон, неон и др. Из других электрохимических производств налажен выпуск карбида кальция. В последние годы быстро развивается нефтехимия и на ее базе- производство пластмасс и других синтетических материалов. Нефтехимические предприятия размещены в основном в прибрежных городах Эстланна и на западном побережье. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В сельском хозяйстве преобладают мелкие фермерские хозяйства (до 10 га земли). Распространена производственно-сбытовая кооперация. Ведущая отрасль интенсивное животноводство мясомолочного направления, а также обслуживающее его растениеводство (кормовые травы). Развито овцеводство, свиноводство. Возделывают зерновые культуры (главным образом ячмень и овес). Сельскохозяйственными продуктами собственного производства обеспечивает себя примерно на 40% населения. Важное место в экономике занимает рыболовство, которое является отраслью международной специализации Норвегии (по экспорту рыбопродуктов- второе место в мире). Улов рыбы в 1985г. составил 2.3 млн. тонн. Важное значение имеет лесоводство, так как большие массивы хвойного леса с давних пор являются источником благосостояния стран Северной Европы. Для сельского хозяйства Норвегии характерна некоторая уязвимость из- за сложных северных климатических условий, поэтому оно нуждается в |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |